Под сенью Трифона. 2011 г. №1.

Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 11 ляли со мной все двадцать палом- ников из Мурманска, с которыми я отправился в это удивительное путешествие в качестве духовно- го руководителя. О смысле паломничества и о правилах Паломничество — это не раз- влечение, но труд, где нужно на- прячь все свои силы для созерца- ния и молитвы, для сосредоточен- ности и внимания слову Божию. Паломничество — не место про- гулки; это богомолье! «Тут мож- но идти только двумя путями: ко Христу или от Него». Иван Ильин, наш русский мыслитель, писатель и философ так писал о паломничестве на Руси: «Да, бо- гомолье искони было на Руси на- чалом просвещения и духовного очищения... потому, что русский человек, уходя к святым местам... «уходил» ко святым местам свое- го личного духа, пробираясь че- рез пустоту своей религиозно еще не возделанной души». Несмотря на то, что философ написал о сво- ем видении необходимости стран- ствовать по России («от Киевской Лавры до Китежа, от Соловков до гор Кавказа»), слова эти приме- нимы и к паломничеству во Свя- тую Землю. На святых местах че- ловек как бы постоянно пребы- вает в реальности евангельских событий. Сосредоточенность ума, которую важно иметь на Святой Земле, предотвращает грех «не- внимания в вещах великой важ- ности» и грех «легкомыслия, от которого открытый путь ко всему нехорошему». Разве это не «воз- делывание» души? Более ста лет назад в своих про- поведях архимандрит Антонин (Капустин), начальник Русской Духовной Миссии в Иерусали- ме, не раз обращался к поклонни- кам святого Гроба, остерегая их впасть в другой грех — ложный патриотизм, то есть не паломни- чать во Святой Земле «со своим уставом»: «Место, где мы стоим и во имя которого говорим, не зна- ет и не признает никакого отече- ства, кроме Царства Божия, и ни на какую исключительность — народную, язычную, племенную, кастовую, служебную или подоб- ную — не дает своего изволения и благословения. Голгофа не для патриотов, и патриоты не для нее, что бы ни говорили мимоходя- щие и мимомудрствующие. «Ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает приве- сти» (Ин. 10,16)». На Святой Земле паломник на- ходится под пристальным наблю- дением сотен глаз, он как бы весь на виду. Поэтому каждое свое действие лучше поверять про- стым вопросом: а не повредит ли оно русскому имени или Право- славию? Ведь даже неосторож- ное слово сразу навлекает хулу не только на самого паломника, но и на всю Церковь. «Нас обличают почти так же строго, как пророк обличал дщерь Сиона», — пред- упреждает отец Антонин. «О, как внимательным следует быть и нам, особенно здесь, перед чужи- ми и иноверными, ко всему, что делают руки наши, произносит язык и высматривает глаз...». По- водов для соблазна во время па- ломничества всегда достаточно. За время своего пребывания во Святой Земле мы все в этом убе- дились. Здесь нужно учиться уважать всех и все. Всех, то есть окружаю- щих тебя, — а это сотни предста- вителей не только христианской, но и иудейской и мусульманской религий. Все — это святыни, и не только христианские. «Православный туризм» Чтобы не утруждать читате- ля перечислением мест, которые посетила наша группа на Святой Земле, хочется поделиться не- которыми размышлениями, ко- торые сформировались уже по возвращении из паломничества. Из-за обилия впечатлений, свя- занных с посещением большо- го количества святынь в корот- кий промежуток времени (всего шесть дней), удалось только те- перь осмыслить, проанализиро- вать увиденное и услышанное. Наверное, как нужно созреть ду- ховно для паломничества, так же нужно время и для того, чтобы понять и вынести уроки для сво- ей души от пребывания в Пале- стине. Программа нашего пребыва- ния была очень насыщенная. Для того чтобы после поездки как-то разобраться, где был и что видел, я не расставался с фотоаппаратом ни на минуту, разве только на бо- гослужениях. Что-то пробовал записывать на диктофон, но он перестал включаться уже на тре- тий день. И даже сейчас, просма- тривая фото, я не могу с уверен- ностью назвать все места, где нам довелось побывать. Я не пожалел, что в Иерусалиме купил подроб- ную карту города и исторический путеводитель по Святой Земле. Они являются для меня сейчас хорошим подспорьем, освежая в памяти впечатления. Видимо, свою роль в составлении таких программ играет наша туристи- ческая психология. Туризм, пусть даже религиозный, и паломниче- ство — суть разные вещи. Хри- Паломники в Горненском монастыре Старый Иерусалим со смотровой площадки Масличной горы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz