На страже Заполярья. 2022 год. Январь.

И всё же первую скрипку в полку играют те, кому выпало летать на про- тиволодочных самолётах. Ведь именно они в силу своей специ- фики представляют полк во вре- мя большинства флотских уче- ний. Впрочем, при проведении мероприятий боевой подготовки нет ни ведущих, ни ведомых эки- пажей. Все работают в соответ- ствии со своим предназначени- ем, выполняя поставленные пе- ред ними задачи. - Осенью у нас было масштаб- ное учение по выводу из-под уда- ра вероятного противника разно- типных летательных аппаратов, - рассказывает командир авиаци- онного отряда лётчик 1-го класса гвардии майор Андрей Бондарен- ко. - За всю мою службы первый раз пришлось в подобном уча- ствовать. В самом деле, данное меро- приятие боевой учёбы стало до- статочно зрелищным и для мно- гих запоминающимся. За корот- кий период времени вся авиаци- онная техника, которая базирова- лась на аэродроме, покинула его. - Как таковых нормативов здесь не существует, - поясняет Андрей Владимирович. - Задача простая - чем быстрее воздушные суда по- кинут взлётно-посадочную по- лосу, тем лучше. Интервал меж- ду вылетами минимальный. При этом нужно было соблюдать меры безопасности, чтобы не попасть в спутный след впереди взлетаю- щего самолёта. Напряжённо в такие минуты приходилось трудиться всем - пи- лотам, группам управления по- лётами, специалистам инженер- но-технической службы. Прибыв по тревоге на аэродром, одни из них начали готовить крылатые ма- шины к вылету, другие - вырули- вать на них на старт, третьи - руко- водить взлётом. В считанные ми- нуты самолётные стоянки опусте- ли... Ещё одним значимым событи- ем для авиаторов стало обеспе- чение испытаний гиперзвуковых ракет «Циркон» и «Кинжал». Они проводились как с надводных ко- раблей и подводных лодок, так и с воздушных носителей. Перед предстоящими стрельбами новым оружием экипажи противолодоч- ных самолётов осматривали рай- оны, где оно должно испытывать- ся, на отсутствие посторонних це- лей, фотографировали мишен- ные позиции перед нанесением удара и после него. Повседневная жизнь лично- го состава отдельного смешан- ного авиационного полка подчи- нена выполнению планов боевой подготовки, а также вводу в строй молодёжи - лётчиков, штурма- нов, борттехников. Противолодоч- ные самолёты Ил-38 очень часто привлекают к каким-либо учени- ям или другим мероприятиям бо- евой учёбы. Если они не участву- ют в них, то обеспечивают боевую подготовку других. - Недавно я со своим экипажем обеспечивал учение соединения подводных лодок, - информиру- ет командир авиаотряда гвардии майор Андрей Бондаренко. Андрей Владимирович немно- го поскромничал. Ведь ему и его подчинённым пришлось принять самое непосредственное участие в этом мероприятии. - Подводники много различных эпизодов в море отрабатывали, нам же пришлось с ними взаимо- действовать только в одном, - уточ- няет гвардии майор Андрей Бон- даренко. - Моему экипажу нужно было обнаружить подводную лод- ку, установить с ней контакт и пе- редать целеуказания на другую субмарину. При выполнении поиска под- водной лодки условного против- ника большая нагрузка ложит- ся на штурмана воздушного ко- рабля, второго штурмана и штур- мана-оператора. В такие момен- ты они втроём работают с полной самоотдачей, демонстрируя весь свой профессионализм. И в этом нужно отдать долж- ное старательности штур- мана авиационного отря- да, являющегося и штур- маном экипажа, гвардии капитана Алексея Скря- бина. Они вместе с ко- мандиром корабля гвар- дии майором Бондаренко летают почти десять лет, понимают друг друга с по- луслова. Твёрдо знают своё дело второй штурман гвардии стар- ший лейтенант Максим Ковален- ко и штурман-оператор гвардии старший лейтенант Алексей Фи- лоненко. На первый взгляд процеду- ра поиска подводной лодки про- тиволодочным самолётом про- ста. Штурман гвардии капитан Алексей Скрябин вывел воздуш- ное судно в район поиска, авиа- торы выставили радиогидробуи, которые засекли подводного про- тивника. Второй штурман гвар- дии старший лейтенант Ковален- ко определил с помощью борто- вой радиолокационной станции, какой именно буй сработал, вы- вел на него командира корабля, затем включается в работу штур- ман-оператор гвардии старший лейтенант Алексей Филоненко. - Существует много тактических приёмов, - поясняет гвардии май- ор Андрей Бондаренко. - Для нас главное - определить курс и ско- рость субмарины, которая идёт под водой. Остальное, как гово- рится, дело техники. Уверенно справлялись со свои- ми обязанностями второй лётчик гвардии капитан Денис Трайтель- ман, борттехник гвардии капитан Анатолий Чеглов, старший воз- душный радист гвардии старши- на Андрей Рахметов. Впрочем, для экипажа Ил-38 решать подобные задачи - дело привычное. Авиационный отряд гвардии майора Андрея Бондарен- ко часто участвует в разного рода зачётных тактических и лётно-так- тических учениях, действует в со- ставе разнородных противолодоч- ных сил Северного флота. Ведь основное предназначение проти- володочных самолётов отдельно- го смешанного авиаполка – вы- полнять задачи ближнего и даль- него противолодочного охранения северных морских рубежей Рос- сии. А ещё пилоты этого воин- ского коллектива осуществляют поисково-спасательное обеспе- чение сил Северного флота. Для этого еженедельно один из эки- пажей заступает в состав дежур- ных сил флота, чтобы немедлен- но вылететь на поиск подводно- го противника или терпящих бед- ствие в море, выдать координаты аварийного корабля судам ПСС либо сбросить спасательный кон- тейнер. Между прочим, как только какой-нибудь самолёт Северного флота отправляется в Арктику, для пилотов из состава дежурных сил наступает более повышенная сте- пень готовности. Лётчикам самолётов Ил-38 при- ходилось участвовать в проведе- нии комплексной арктической экс- педиции «Умка-2021». Они осу- ществляли её поисково-спаса- тельное обеспечение. В основном воздушных судов, которые, доза- правившись от воздушных танке- ров,совершали полёты на Север- ный полюс. Хотя курс лета- тельных аппаратов, пило- тируемых экипажами сме- шанного авиационного пол- ка, не лежал до макушки земного шара. У них было другое задание - они прошли мимо неё на расстоянии 500 километров. Ответственно готовят са- молёты к вылету специали- сты инженерно-технической службы. Они, не считаясь со временем и невзирая на превратности северной по- годы, качественно выполня- ют свою работу. Одним из пред- ставителей этих незаметных аэро- дромных тружеников является на- чальник технико-эксплуатационной части авиаотряда гвардии капи- тан Дмитрий Золотарёв. Ему и его коллегам под силу решить любые задачи. Следует заметить, что в от- дельном смешанном авиацион- ном полку служат настоящие про- фессионалы. Классную квалифи- кацию лётчик-снайпер имеют ко- мандир полка гвардии полковник Антон Старостин, его замести- тель гвардии подполковник Олег Соловьенко, командир авиаотря- да гвардии подполковник Алек- сандр Кожеватов. Штурман полка гвардии майор Александр Заверу- ха и штурман эскадрильи гвардии майор Владислав Егоров заслу- женно носят на груди знак «штур- ман-снайпер». Многие авиаторы полка по праву являются специа- листами 1-го и 2-го класса. Учебный год на Северном фло- те только начался. У авиаторов гвардейского смешанного авиаци- онного полка впереди много задач. Но гвардейцы уверены, что с ними справятся как всегда безупречно, какой бы сложности они ни были. Александр БОНДАРЬ. Фото из архива авиаполка. ДЕЛО ТЕХНИКИ Высокая квалификация помогает авиаторам решать поставленные задачи Идёт боевая учёба Главное - определить курс и скорость субма- рины, которая идёт под водой. Остальное, как говорится, дело техники Всегда на связи Сегодня объединённый подвижной узел связи СФ оснащён современными си- стемами, комплексами и техническими средствами, обеспечивающими различ- ные виды связи. С каждым годом требования к каче- ству передачи информации повышаются, а основной упор делается на цифровые каналы, имеющие большие пропускные способности. - С поступлением новой техники значительно расши- рились возможности связи- стов, но и забот, естествен- но, прибавилось. В первую очередь нужно до тонкостей изучить аппаратуру, нау- читься работать на ней, - под- чёркивает временно исполня- ющий обязанности начальни- ка объединённого подвижного узла связи центра связи Се- верного флота капитан 3 ран- га Тарас Десятник. Конечно, сама по себе лю- бая техника, условно гово- ря, - просто «железо». Лишь в умелых руках она превра- щается в оружие. Поэтому своевременные и грамот- ные распоряжения и целе- указания гарантируют эф- фективность применения вооружения подразделений и воинских частей. Одним из самых профес- сиональных военных связи- стов «подвижки» Тарас Вла- димирович называет старше- го мичмана Андрея Храмцо- ва - настоящего фаната свое- го дела. По вопросам эксплу- атации техники с ним консуль- тируются даже представите- ли заводов-производителей, не говоря уже о специалистах кораблей и стационарных уз- лов связи. Дело тут в увлечён- ности своей профессией, но и дар божий со счетов сбрасы- вать не стоит. - Современная аппара- тура, - рассказывает Тарас Десятник, - как ни странно, даёт большие возможности для творчества. Некоторые специалисты в связи, как ху- дожники, увлечены настоль- ко, что можно их назвать творцами. В любом деле можно самореализоваться. Заместитель командира подразделения по техни- ческой части капитан 2 ран- га Павел Копаев также до- сконально освоил новую ап- паратуру. Хорошо себя заре- комендовал начальник узла связи капитан-лейтенант Ан- дрей Пожидаев. В его обя- занности входит организация управления с использовани- ем новых образцов техники, позволяющих обеспечивать связь, в нужные сроки с опре- делённой достоверностью передавать инфор- мацию в войска. Быстро вливают- ся в строй и моло- дые специалисты. Многие из них уже знакомы с компью- терными техноло- гиями, а за счёт этого им легко ос- ваивать «цифру». - Узел связи в ос- новном оснащён современной циф- ровой техникой и отвечает всем тре- бованиям, предъ- являемым текущи- ми условиями. Мы способны переда- вать, принимать и обраба- тывать большие объёмы ин- формации, столь необходи- мые в наше время, - подчёр- кивает капитан 3 ранга Десят- ник. - На цифровой аппара- туре работать одно удоволь- ствие. Требования к специа- листам с каждым годом повы- шаются в плане их профес- сиональной подготовки. Ком- пьютерная грамотность - это необходимость! А тех, кто не- достаточно разбирается, все- му обучим. Главное, чтобы у специалиста было желание учиться. Связисты мужают в поле Объединённый подвижной узел связи называется под- вижным не просто так. В лю- бой момент подразделения способны отправиться в ука- занную точку Кольского полу- острова и далеко за его пре- делы. В этом их достоинство. Добраться до места назна- чения - дело не хитрое. Са- мое сложное на учебно-бое- вых позициях – процесс раз- вёртывания техники. В не- которых случаях требуется большая физическая вынос- ливость. Есть и отдельные нюансы в размещении ма- шин, ведь антенны достигают высоты более 20 метров, ап- паратура должна находиться на определённом расстоянии друг от друга, - поясняет капи- тан 3 ранга Десятник. 14 января 2022 года В ОТРЫВЕ ОТ ЦИВИЛИЗАЦИИ способны работать военные специалисты объединённого подвижного узла связи Северного флота Надёжность системы связи – гарантия устойчивости управления войсками и силами Северного флота. Повлиять на это не должны ни плохая погода, ни какие-либо другие обстоятельства. Каждый день воинов-связистов наполнен множеством учебно-боевых задач, кото- рые они выполняют в ходе повседневной деятельности и освоения новой техники. И они всегда должны быть на полшага впереди пред- ставителей других военных специальностей. Экипаж гвардии майора Андрея Бондаренко после успешно выполненного полётного задания. Конечно, чтобы развернуть лагерь в «поле», например, в условиях полярной зимы, специалистам требуется при- ложить некоторые усилия. Часто район, где предстоит работать, бывает сильно за- несён снегом, тем не менее расчёты машин, на которых базируется аппара- тура связи, долж- ны своевременно занять указанные позиции, привести технику в рабочее состояние и при- ступить к выполне- нию своих обязан- ностей. - Наша задача - обеспечение на- дёжной связью и обмен всеми вида- ми информации в интересах командования Се- верного флота, - разъясняет предназначение подразделе- ний Тарас Владимирович. Все каналы связи, которые обеспечивают военные свя- зисты, надёжно защищены от прослушивания потенци- альным противником. Обо- рудование сложное, требу- ющее специальных знаний. Поэтому ежедневно в части проводятся специальные за- нятия, тренировки, и процес- су обучения здесь уделяется особое внимание: - Полевой выход - это одна из основных форм обучения, которое подразумевает ком- плекс мероприятий по всем видам подготовки. Цель - по- высить полевую выучку воен- нослужащих, обеспечить го- товность экипажей к выпол- нению задач по предназна- чению в различных услови- ях. Продолжительность ла- герного сбора может состав- лять до 10 суток. В целом же мы спокойно работаем авто- номно в отрыве от цивилиза- ции длительный срок. Владлена КЛЮШИНА. Фото из архива объединённого подвижного узла связи СФ. «КРОНШТАДТ» ПРОХОДИТ ИСПЫТАНИЯ «Адмиралтейские верфи» завершили первый этап за- водских ходовых испытаний подводной лодки проек- та 677 «Кронштадт». Подводные корабли проекта 677 относятся к четвёртому поколению неатомных подводных лодок и на сегодняшний день признаны самыми современными и перспективными отечественными неатомными подводными кораблями как с точки зрения боевой эффективности, так и по другим такти- ко-техническим характеристикам. «Адмиралтейские верфи» строят ПЛ «Кронштадт» по скор- ректированному проекту, опираясь на результаты опытной эксплуатации головного корабля. На кораблях модернизиро- ваны системы управления корабельными техническими сред- ствами, электродвижения, навигационный комплекс. В рамках первого этапа успешно проведены скоростные и манёвренные испытания подводного корабля. Специали- сты предприятия и экипаж ВМФ РФ осуществили вывеску и кренование субмарины, проверили гидроакустический комплекс, комплексы навигации и связи, провели испыта- ния подъёмно-мачтовых устройств. В настоящее время на предприятии начинается подготовка субмарины ко второму этапу заводских ходовых испытаний. КРЫЛЬЯ НАД МОРЕМ В центре боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации ВМФ России в Ейске начался очередной цикл подготовки специалистов. Всего в 2022 учебном году пройдут обучение около 300 военнослужащих морской авиации Северного, Тихоокеан- ского, Черноморского, Балтийского флотов и Каспийской флотилии в 18 учебных группах Центральных офицерских курсов. Центр проводит обучение по программам дополнитель- ного профессионального образования по основным на- правлениям подготовки – повышение квалификации руко- водящего состава частей и подразделений морской ави- ации, подготовка командного состава авианесущих кора- блей, переучивание лётного состава по типам летательных аппаратов и инженерно-техническая подготовка. Центр боевого применения и переучивания лётного со- става морской авиации ВМФ оснащён тренажёрными ком- плексами для практической подготовки лётного состава на процедурных и комплексных тренажёрах авиационной тех- ники морской авиации, а также для подготовки лиц группы руководства полётами. ЗРК «ГИБКА-С» ПОСТУПИТ В ВОЙСКА Российские военные в 2022 году получат первые мо- бильные зенитно-ракетные комплексы "Гибка-С" сверхмалой дальности. Боевые машины оснащены новейшими средствами раз- ведки и автоматизированной системой управления, вхо- дящей в единую систему управления тактического звена. Это позволит им вести круглосуточное боевое дежурство по ПВО и управлять огнём в режиме реального времени. "Гибка-С" может противостоять самолётам, вертолётам, беспилотным летательным аппаратам, крылатым ракетам и системам высокоточного оружия, летящим на малых и предельно малых высотах, в любое время суток и в усло- виях ограниченной видимости. Подготовила Наталья ЕЛЕНИНА. Военно-технические новости Ил-38 «Новелла» в полёте. Подвижный узел связи оснащён современной аппаратурой. За работой начальник радиорелейной станции мичман Евгений Ахря- пин. Развёрнутый пункт связи на полевой позиции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz