На страже Заполярья. 2022 год. Январь.

КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 28 января 2022 года ПОДНЕБЕСЬЕ В БЕЛЫХ КУПОЛАХ Российские самородки 150 лет назад - 30 января 1872 года - родился создатель ранцевого парашюта Глеб Котельников На заре рождения авиации небеса едва ли не ежедневно навсегда забирали из рядов покори- телей воздушного океана мужественных, сме- лых людей. В мире настойчиво искали надёж- ные и простые средства спасения. Глеб Котель- ников в 1911 году создал первый в мире авиаци- онный ранцевый парашют РК-1, который в сле- дующем году успешно прошёлиспытания. Позже изобретатель создал целый ряд его новых об- разцов, которыми и сегодня оснащены лётчики, десантники, морские пехотинцы, спецназовцы. Страну захлестнул инте- рес к развивающейся ави- ации. Первые русские лёт- чики демонстрировали по- лёты на всевозможных аэ- ропланах. Но, увы, смелые авиатрюки, а то и простые перелёты из одной точки в другую часто заканчива- лись трагедией. Общей про- блемой того периода была крайняя ненадёжность ле- тательных аппаратов. Огорчённый гибелью офи- цера корпуса корабельных инженеров Российской им- перии Льва Мациевича, Ко- тельников решил создать ап- парат, который мог бы спасти лётчику жизнь. Подобные устройства появились вме- сте с воздушными шарами ещё в XVIII веке. Однако их первые образцы были креп- кими, но тяжёлыми, а когда их стали прорезинивать, то они вообще превратились в неподъёмные. Позже, с по- явлением авиации, некото- рые лётчики пытались спа- стись с помощью специ- альных «зонтов», которые крепились к самолётам, но эти приспособления были громоздкими, ненадёжны- ми, потому и использова- лись крайне редко. Глеб Котельников приду- мал и разработал для лёт- чиков средство спасения всего за 10 месяцев. Оно представляло собой метал- лический ранец с пружи- нами, который крепился за плечами пилота. Парашют круглой формы уклады- вался в этот ранец. В нуж- ный момент человек дёргал вытяжное кольцо, крыш- ка коробки откидывалась, и мощные пружины выбрасы- вали купол наружу. Глеб Евгенье- вич заменил тя- жёлый лён лёг- ким шёлком и вшил в край па- рашюта тон- кий эластичный трос, разделил стропы на две половины, кото- рые крепились к плечам, что по- зволило манев- рировать во вре- мя спуска. Испы- тания парашюта РК-1 (Русский, Котельников, модель № 1) начались в июне 1912 года и прошли успешно. Именно эта принципиальная схема парашюта применяется до сих пор. В советские годы Глеб Ев- геньевич несколько раз мо- дернизировал свой пара- шют. В 1923 году создал по- лужёсткий ранцевый пара- шют - РК-2, а позднее поя- вился РК-3 с мягким ранцем. К 1924 году он изготовил РК-4 с куполом диаметром 12 ме- тров, который обеспечивал мягкую посадку грузу массой до 300 килограммов. В даль- нейшем им был создан кол- лективный парашют, кото- рый предполагалось ис- пользовать при спасении пассажиров гражданских самолётов. Первую блокадную зиму Глеб Евгеньевич Котельни- ков встретил в Ленингра- де, был эвакуирован. Умер в Москве 22 ноября 1944 года. Могила конструктора на Новодевичьем кладби- ще - место, куда множество парашютистов приходят от- дать дань уважения его па- мяти и повязать на ветку ближайшего дерева лен- точку для затяжки парашю тов - на удачу. В 1949 году в дерев- не Салюзи возле Гатчины при въезде был открыт па- мятный знак. Деревня впо- следствии получила назва- ние Котельниково. Имен- но здесь прошли испытания изобретения Котельникова. Парашюты стали обяза- тельными для всех лётчи- ков с 1929 года, а год спустя в Москве появилась пер- вая в России парашютная фабрика. В 1946 году для разработки парашютно-де- сантной техники и снаряже- ния был создан Научно-ис- следовательский экспери- ментальный институт пара- шютно-десантной техники, позже переиме- нованный в НИИ парашютострое- ния. В институте бы- ло разработано около 5000 изде- лий, спасатель- ных парашютных систем для экипа- жей летательных аппаратов. Сегод- ня институт выпу- скает целую ли- нейку парашютов специально для ВДВ. К новейшим десантным системам отно- сятся: парашютная систе- ма пятого поколения Д-12 («Листик»), парашютная си- стема МКС-350-12М для бо- евых машин десанта. Различные парашютные системы в наши дни ис- пользуются и на Северном флоте - эффективность морских десантных опера- ций значительно возрас- тает, когда десантирова- ние проводится не только с воды, но и с воздуха. К воз- душно-десантной подготов- ке привлекается личный со- став десантно-штурмовых и разведывательных подраз- делений морской пехоты, флотского спецназа и мото- стрелковых соединений ар- мейского корпуса. В систе- ме их боевой подготовки эта дисциплина занимает цен- тральное место. Морские пехотинцы дока- зывают на практических за- нятиях, что не только море, но и небо покоряется сме- лым. Три секунды свобод- ного падения - и редкая воз- можность увидеть землю с высоты 800 метров. А с зем- ли видно, как по голубому листу неба рассыпаются бе- лые купола раскрытых пара- шютов. Десантники совершают прыжки с оружием и пол- ной выкладкой с различных высот, но, как правило, до одного километра. После приземления они совершенствуют навыки в совершении марша в ука- занный район, рейдовых действиях в тылу против- ника, захвате назначенного объекта и удержании заня- тых позиций. Ежегодно сот- ни «чёрных беретов» Се- верного флота, раскраши- вая поднебесье белыми ку- полами парашютов, спуска- ются на землю, укрепляя веру в свои силы, повышая боеготовность морской пе- хоты, которая стремитель- ным натиском с воды и с воздуха способна ошело- мить любого противника, сломить его сопротивление и добыть победу во имя со- хранения покоя и безопас- ности родной страны. Подготовил Филипп ПОКРОВСКИЙ. Глеб Котельников с макетом лётчика. 2 февраля - День воинской славы России - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве Ратная слава державы ВРАГ БЫЛ ОКРУЖЁН И РАЗГРОМЛЕН Во время одно- го штурма со- ветским моря- кам удалось захватить один из бронепоездов вермах- та, который метким выстре- лом поджёг старшина 2 ста- тьи Земенков. Немцы были ошеломлены случившимся, и, воспользовавшись их за- мешательством, советские солдаты быстро захватили здание. В плену оказались солдаты немецкого артил- лерийского полка, в числе которых было 45 офицеров. Немцы продолжали по- пытки вернуть стратегиче- ски важный объект. Элева- тор обороняли остатки 35-й гвардейской и 131-й дивизии 62-й армии. Здание находи- лось в трёхсторонней осаде и подвергалось постоянным обстрелам и атакам. А тем временем 2 сентя- бря 1942 года под Москвой в районе города Ступино формировалась 92-я воен- но-морская бригада из моря- ков Северного и Балтийского флотов. По приказу Ставки моряков во флотской форме и со своим оружием напра- вили на помощь сталинград- цам. Времени на обучение бою в городских условиях у морпехов практически не было. Вручили Знамя брига- ды - и в Сталинград. 18 сентября долгождан- ное подкрепление прибы- ло на место. Высадились на станции и всю ночь шли до левого берега Волги, от- куда и увидели охваченный пожаром город. 92-я бригада вошла в со- став 62-й армии Сталин- градского фронта и пере- правилась через Волгу в районе впадения в неё реки Нижняя Ахтуба. Не давая врагу опомнить- ся, прямо с переправы в тельняшках и бескозырках они ринулись в атаку. Непрерывными контрата- ками, переходившими в ру- копашные схватки, моряки полностью освободили при- брежную зону от реки Цари- цы до консервного завода, вырвались на улицы КИМ, Рабоче-Крестьянскую, Бар- рикадную, Козловскую, а от- дельные группы даже завя- зали перестрелку с фаши- стами у железнодорожного вокзала Сталинград-2. Окружённое здание эле- ватора советские бойцы удерживали ещё трое су- ток. 19 сентября было от- бито девять попыток взять строение штурмом. Немцы поражались стойкости рус- ских моряков и солдат, гово- ря, что таких боёв не помнят даже ветераны вермахта. На третий день обороны у защитников закончились па- троны к противотанковым ру- жьям и ручные гранаты. Воды тоже не было - в водонасо- сной будке засели немцы. О штурме элеватора 16 сен- тября немецкий солдат из штаба батальона Вильгельм Гоффманн так написал в своём дневнике: «Наш бата- льон вместе с танками ата- кует элеватор, из которого валит дым - горит пшеница. Говорят, русские сами подо- жгли её. Батальон несёт тя- жёлые потери. В ротах оста- лось по 60 человек. В элева- торе сражаются не люди, а дьяволы, которых не берёт ни пуля, ни огонь». Здание было захвачено только 22 сентября. В по- лутьме лестничных пролё- тов элеватора в ход шли ножи и приклады, штыки и куски бетона. К вечеру про- тивников разделяли пере- крытия пятого и шестого этажей, а ночью оставшие- ся в живых советские бойцы пошли на прорыв. Об окончании штурма не- мецкий солдат написал: «Мы нашли трупы соро- ка убитых русских. Полови- на из них в военно-морской форме - морские дьяволы. В плен взяли одного тяже- лораненого». Этим тяжелораненым был командир пулемётного взво- да 92-й морской стрелко- вой бригады Андрей Хозяи- нов. Его рассказ много позд- нее был приведён в мемуа- рах генерала Чуйкова «Сра- жение века». Там есть такие строки: «Бой разгорался вну- три здания. Мы чувствова- ли и слышали шаги враже- ских солдат, но из-за дыма видеть их не могли. Бились на слух». Группа советских моря- ков ушла в сторону желез- нодорожного моста у овра- га Ельшанский. По пути они наткнулись и разгромили не до конца развёрнутую ми- номётную батарею, разжи- лись там трофейным ору- жием, едой и водой. Через простреливаемую немца- ми Волгу переплыли толь- ко четыре человека. Другую группу из 15 пехотинцев вы- вел к своим старший лейте- нант Михаил Поляков. 10 января 1943 года по- сле мощной артподготов- ки Донской фронт перешёл в наступление. 26 января в районе Мамаева кургана со- единились наступавшие на- встречу друг другу войска 62-й и 65-й армий. Сталин- градская группировка нем- цев была рассечена на две части. К 31 января была лик- видирована южная группи- ровка - пленено командова- ние и штаб 6-й армии во гла- ве с произведённым накану- не в фельдмаршалы Паулю- сом. Ко 2 февраля капиту- лировала северная груп- пировка окружённых нем- цев под командованием ко- мандира 11-го армейского корпуса генерал-полковни- ка Штрекера. На этом Ста- линградская битва была завершена полной побе- дой Красной армии. В плен были взяты 24 генерала, 2500 офицеров, около 91 тысячи солдат, захвачено более 7 тысяч орудий и ми- номётов, около 80 тысяч автомобилей, 744 самолё- та, 166 танков, 261 броне- машина и другая техника. *** Самое удивительное, что после всех обстрелов и штурмов элеватор не был снесён. Его восстанови- ли, а в 1960 году включили в список исторических па- мятников. В 1977 году на Рабо- че-Крестьянской улице недалеко от элеватора возвели памятник его за- щитникам (авторы - скуль- птор Малков и архитектор Коваленко). Он представ- ляет собой фигуру мор- ского пехотинца в полный рост высотой восемь ме- тров и выполнен из спец- железобетона. Ежегодно 2 февраля и 9 мая у это- го памятника встречают- ся ветераны Великой Оте- чественной войны. Ино- гда монумент называют «Памятником северомор- цам». Подготовил Вадим СРУБИШЕК. Парашюты стали обязательными для всех лётчиков с 1929 года 31 января В 1909 году родился командир 298-го стрелкового пол- ка 186-й стрелковой дивизии 14-й армии Карельского фронта Герой Советского Союза подполковник Семён Азаров. В 1924 году II съездом Советов СССР была утвержде- на Конституция СССР. 1 февраля В 1938 году в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР в целях обеспечения надёжной ох- раны государственных рубежей установлена погранич- ная полоса на всём протяжении границы СССР. В 1955 году родился главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королёв. В 1957 году в Североморске сформировано управле- ние Северного корпуса ПВО, ныне 1-я дивизия ПВО Се- верного флота. В 2006 году на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге заложен головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Фло- та Советского Союза Горшков». В 2012 году образован 560-й центр обеспечения управ- ления Кольской флотилии разнородных сил Северного флота. 2 февраля День воинской славы России. День разгрома советски- ми войсками немецко-фашистских войск в Сталинград- ской битве (1943 год). В 1904 году родился выдающийся советский лётчик Герой Советского Союза Валерий Чкалов. В 1937 году совершил перелёт Москва - Ванкувер через Северный полюс. В 1924 году родился красноармеец 254-го гвардейско- го стрелкового полка 56-й гвардейской дивизии Герой Советского Союза Александр Матросов, закрывший сво- им телом амбразуру немецкого дзота. В 1928 году родился Герой Советского Союза контр-ад- мирал Лев Жильцов. Под его командованием с 11 по 21 июля 1962 года атомная подводная лодка К-3 3-й диви- зии подводных лодок Северного флота совершила пер- вый в истории ВМФ СССР поход под многометровыми льдами Северного Ледовитого океана и 18 июля, выбрав подходящую полынью, всплыла в непосредственной бли- зости от Северного полюса. В 1966 году состоялся первый переход атомных подво- дных лодок К-116 и К-133 Северного флота на Тихооке- анский флот вокруг Южной Америки в обеспечении экс- педиционного опытного судна «Сарычев», танкера «Ду- най» и спасательного судна СС-9. 3 февраля В 1941 году поднят Военно-морской флаг на леген- дарной подводной лодке К-21. В 1942 году началась постановка мин в Варангер-фьор- де сторожевыми катерами типа МО Северного флота. 4 февраля В 1722 году по указу Петра I введена «Табель о рангах всех чинов воинских, стацких и придворных», по кото- рой устанавливалось старшинство военной службы над гражданской и придворной. В 1725 году началась 1-я Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга. В 1881 году родился Клемент Ворошилов - государ- ственный и военный деятель, Маршал Советского Сою- за, дважды Герой Советского Союза, Герой Социалисти- ческого Труда. В 1910 году родился Герой Советского Союза гене- рал-майор авиации Георгий Павлов. В годы Великой Оте- чественной войны командир 46-го штурмового авиа- полка 14-й смешанной авиационной дивизии ВВС Се- верного флота. 1945 год - начало Ялтинской конференции глав госу- дарств СССР, США и Великобритании. В ходе работы конференции были определены и согласованы военные планы союзных держав и намечены основные принци- пы их послевоенной политики с целью создания систе- мы международной безопасности. В 1991 году поднят флаг на подводной лодке Б-471 «Магнитогорск» Северного флота. 5 февраля В 1896 году родился активный участник подготовки Петсамо-Киркенесской операции начальник гидрогра- фического отдела Северного флота инженер-капитан 1 ранга Григорий Шадрин. Его именем назван большой гидрографический катер Северного флота. В 1915 году родился командир эскадрильи 17-го гвар- дейского штурмового авиационного полка 261-й Свир- ской ордена Суворова II степени смешанной авиацион- ной дивизии 7-й воздушной армии Карельского фронта Герой Советского Союза гвардии майор Степан Кобзев. В 1920 году родился Герой Советского Союза контр-ад- мирал Василий Быков. В годы Великой Отечественной войны - командир торпедного катера ТКА-242 3-го ди- визиона торпедных катеров бригады торпедных катеров Северного флота. В 1930 году на Балтийском заводе в Ленинграде со- стоялась закладка подводной лодки Щ-301 типа «щука», первой подводной лодки среднего класса в ВМФ СССР. В 1939 году родился командир атомного подводно- го крейсера стратегического назначения К-233 13-й ди- визии 3-й флотилии АПЛ Краснознамённого Северно- го флота Герой Советского Союза капитан 1 ранга Дми- трий Новиков. В 1944 году Президиумом Верховного Совета СССР принят Указ об утверждении нового образца Красного знамени и гвардейского Красного знамени частей и со- единений ВМФ. 6 февраля В 1701 году родился Семён Мордвинов - военный и го- сударственный деятель, адмирал. В 1883 году родился создатель первых советских ис- требителей И-1, И-2, И-2бис авиаконструктор Дмитрий Григорович. 1916 год - первое самостоятельное применение гидро- авиации в качестве ударной силы с кораблей Российско- го флота при бомбардировке турецкого порта Зонгулдак. Советские солдаты штурмуют дом в Сталинграде.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz