На страже Заполярья. 2022 год. Январь.

Под Андреевским флагом 28 января 2022 года Материалы печатаются в сокращении. Именно на корабельных ме- хаников возложена повседнев- ная и рутинная работа в машин- ном отделении боевой единицы. Их труд далёк от офисной изы- сканности и кабинетного уюта. Им приходится трудиться порой в тяжёлых условиях среди про- масленных механизмов и агре- гатов, в душных помещениях без естественного освещения и пото- ка свежего воздуха… О непростой работе флотских механиков можно судить, напри- мер, по ракетному кораблю Ка- спийской флотилии «Дагестан». В его активе 10 лет интенсивного плавания, но по технической го- товности он даст фору новейшим боевым единицам. К такому выводу пришли прове- ряющие в ходе контрольной про- верки ракетного корабля «Даге- стан» в конце 2021 учебного года. По итогам года флагман Каспий- ской флотилии подтвердил по- чётное наименование «Ударный корабль». Проверяющие конста- тировали, что должный уровень технической готовности «Дагеста- на» достигнут благодаря умелому использованию ресурса главной энерге- тической установки (ГЭУ), продления её оптималь- ных межремонтных сро- ков. Напомним, что данный корабль проекта 11661, по- строенный по технологии «Стелс», первым в ВМФ РФ был оснащён высоко- точным ракетным комплек- сом «Калибр-НК». Экипаж «Дагестана» в ходе гос- приёмки корабля впервые в практике отечественного флота в июле 2012-го успешно выпол- нил испытательную стрельбу но- вым видом ракетного оружия по наземной цели из акватории Ка- спийского моря. Сразу после воз- вращения корабля в родную га- вань вице-адмирал Сергей Алёк- минский (командующий Каспий- ской флотилией с 2010 по 2014 год, ныне заместитель командую- щего войсками ВВО) перед стро- ем экипажа лично вручил гра- моты и ценные подарки военно- служащим «Дагестана», отличив- шимся в ходе испытательной ра- кетной стрельбы. Награждая по- чётной грамотой командира БЧ-5 капитана 3 ранга Алишера Са- паева, командующий КФл осо- бо подчеркнул вклад инжене- ров-механиков в завоёванную в море победу. Ведь точность ра- кетной стрельбы зависит не толь- По мнению лейтенанта Мару- тика, в актив экипажа его базово- го тральщика можно смело засчи- тать шесть мин, которые «собо- левцы» нашли и уничтожили ме- тодом подрыва на месте с помо- щью телеуправляемого необитае- мого подводного аппарата «Мар- лин-350». Этот комплекс покорил Никиту своей надёжностью: за полтора месяца ежедневных под- водных работ он постоянно выда- вал картинку хорошего качества. - Сначала с лодки под воду опу- скали «Марлин», включали ло- кацию, и когда он подходил к об- наруженному на дне объекту, на- чиналась прямая трансляция, - с воодушевлением описывает про- цесс лейтенант. - Операторы фик- сировали эту точку, подрывная команда поднимала аппарат из воды, присоединяла к нему па- троны со взрывчатым веществом, и «Марлин» снова опускался на грунт. Доставив порцию зарядов к мине, аппарат вновь поднимал- ся наверх, лодка отходила на без- опасное расстояние, и через не- которое время раздавался взрыв. Молодойофицерпризнаётся,что его поразило увиденное на экра- не «Марлина» большое количе- ство дремавших на дне Балтики взрывоопасных объектов. Несмо- тря на то, что Финский залив нача- ли разминировать сразу пос- ле окончания военных дей- ствий, похоже, ещё не одно- му поколению минёров хва- тит здесь работы. Моряки-бал- тийцы считают эту задачу прио- ритетной, поскольку от неё зависит безопасность мореплавания. Понятно, что с помощью своей современной аппаратуры - мощ- ной гидроакустической станции ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ МЕХАНИКОВ Военные моряки не случайно считают электромеха- ническую боевую часть сердцем корабля. От того, как оно бьётся и насколько ритмично работает, зависит жизнедеятельность всех систем. ко от мастерства ракетно-артил- лерийской боевой части. По сути, в ней участвовал весь экипаж. Ко- рабль прежде всего должен был точно по времени (секунда в се- кунду) выйти в точку залпа. А это уже результат слаженной работы штурманской и электромеханиче- ской боевых частей. Пост энерге- тики и живучести (ПЭЖ) чётко от- работал все команды на увели- чение или уменьшение скорости хода, поступившие с ГКП. И ре- зультат испытательной стрельбы превзошёл все ожидания. Сегодня в состав флотилии наряду с ракетными кораблями «Дагестан» и «Татарстан» вхо- дят также три малых ракетных корабля, оснащённых комплек- сами «Калибр-НК». Личный со- став этих боевых единиц, ис- пользуя опыт экипажа «Дагеста- на», также освоил применение нового ракетного оружия. Да, жизнь не стоит на месте. За прошедшее десятилетие значи- тельно сменился командный со- став в корабельных соединени- ях - кто-то из офицеров поступил в Военно-морскую академию, пе- ревёлся на другой флот или был уволен в запас. Вот и Алишер Сапаев по достижении предель- ного возраста офицерской служ- бы вышел на военную пенсию. Но военнослужащие БЧ-5, кото- рые под его руководством на су- достроительном заводе в Зеле- нодольске принимали у корабе- лов материальную часть в «ни- зах» «Дагестана», не забывают первого командира. Хотя РК «Дагестан» является модернизированным кораблём проекта 11661 и строился с учё- том опыта эксплуатации на Ка- спии головного корабля «Татар- стан» того же проекта, недорабо- ток в процессе его приёмки Са- паевым было выявлено немало. Лично сам Алишер Кадамович внёс десятки рационализатор- ских предложений, направленных на улучшение работы топливной системы, вспомогательных меха- низмов, по более рационально- му размещению трубопроводов, устранению вибрации, приспо- соблению новейшей системы по- жаротушения к корпусу корабля. Все эти замечания судостроите- ли учли и устранили совместно с экипажем в процессе ходовых испытаний. Старший офицер так- же внёс свою лепту в разработку новых эксплуатационных инструк- ций и документов применительно к «Дагестану», сумел сформировать крепкий боевой коллектив БЧ-5. И сегодня до мелочей отрабо- танная капитаном 3 ранга Сапае- вым стройная система боевой под- готовки, организации внутренней службы, внедрённые им принципы научного использования норм экс- плуатации механизмов БЧ-5 при- менительно к служебной деятель- ности «Дагестана» продолжают действовать. Эту систему береж- но сохраняют и дополняют в соот- ветствии с реалиями дня офицеры БЧ-5 во главе с капитан-лейтенан- том Владимиром Джиджаевым. По мнению специалистов элек- тромеханической боевой части «Дагестана», любую возможную предпосылку к неисправности можно спрогнозировать и преду- предить ещё, так ска- зать, на теоретическом или математическом уровне. И ещё одно важное условие безава- рийной работы сердца корабля - это постоян- ный мониторинг работы ГЭУ во время проводи- мых по графику прово- рачиваний узлов и ме- ханизмов, предупреди- тельных осмотров и ре- монтов. Впереди у экипажа «Дагестана» сдача К-1, выходы в море для отработки за- дач К-2 и «С», а также действий в составе корабельной ударной группы, в которой флагман КФл всегда выступает в качестве ко- рабля управления. Впрочем, расчёты инжене- ров-механиков показывают, что неуклонно приближается пора постановки «Дагестана» в за- вод для текущего ремонта, что- бы, образно говоря, сердце ко- рабля по-прежнему оставалось молодым. И абстрагируясь от цифр и технических терминов, можно сказать, что высокая тех- ническая готовность флагмана – это результат положительного воз- действия человеческого факто- ра, то есть людей неравнодуш- ных, болеющих за свой корабль. Шамиль ХАЙРУЛЛИН. «Красная звезда». Фото пресс-службы ЮВО. По словам командира базового тральщика «Леонид Соболев» капитана 3 ранга Де- ниса Сенкевича, становление лейтенанта Никиты Марутика в должности инженера БЧ-2-3 проходит успешно. По прибытии на корабль он длительное время находил- ся в море, выполняя задачи боевой службы. Вместе с БТ «Александр Обухов» «Ле- онид Соболев» нёс боевое дежурство около острова Гогланд, участвовал в опера- ции по ликвидации немецких минных заграждений времён Великой Отечественной войны, в ходе которой были уничтожены десятки гальваноударных якорных и дон- ных магнитных мин. УВЕРЕННО ИДЁТ К ЦЕЛИ При распределении выпускник 2021 года лейтенант Никита Марутик выбрал службу на тральщике и не прогадал «Александрит», телеуправляе- мого аппарата «Си Скан» и дру- гих подводных беспилотников - «Александр Обухов» вёл более результативный поиск по боль- шему радиусу, чем «Леонид Со- болев», но охотно делился с эки- пажем капитана 3 ранга Сенкеви- ча координатами своих находок. Конечно, КПД такой совместной работы был заметно выше. Все- го за 51 сутки похода базовые тральщики сумели обнаружить и уничтожить 17 мин, пройдя при этом более 2800 морских миль. Зона личной ответственно- сти инженера артиллерийской и минно-торпедной боевой части базового тральщика «Леонид Со- болев» - корабельное вооруже- ние: две пушки АУ АК-306 и пе- реносные зенитно-ракетные ком- плексы «Стрела», предназначен- ные для обеспечения ПВО кора- бля. Лейтенант Марутик вспоми- нает, что пришёл на «Леонид Со- болев» 27 июля, а на другой день тральщик отправился в море на учебные стрельбы. Руководил процессом командир БЧ-2-3 лей- тенант Владислав Дубровин, а стрелял по мишени старшина ар- тиллерийской команды мичман Владимир Умнов. - Было два точных попадания, хорошая кучность стрельбы! - вспоминает этот день лейтенант Марутик. С первых дней пребывания на корабле командир артиллерий- ской и минно-торпедной боевой части БТ «Леонид Соболев» лей- тенант Владислав Дубровин стал главным наставником молодого офицера. Интересно, что их зна- комство началось ещё в институ- те. А когда лейтенантский отпуск Никиты уже заканчивался, его бу- дущий начальник сам привёл но- вого инженера на тральщик, пред- ставил командиру корабля капи- тану 3 ранга Сенкевичу, познако- мил с личным составом боевой части, чтобы новичок чувствовал себя в коллективе увереннее. В БЧ-2-3 на одиннадцать подчинён- ных - артиллеристов, минёров, электриков и торпедистов - толь- ко два офицера, ответственных за боеготовность подразделения. В настоящее время экипаж ба- зового тральщика «Леонид Собо- лев» приступил к отработке эле- ментов курсовых задач К-1 и К-2, а в дальнейшем будет готовить корабль к доковому ремонту. Сегодня идёт активное оснаще- ние Военно-морского флота новы- ми образцами вооружения и тех- ники. Только в 2021 году ВМФ по- лучил три современные подвод- ные лодки, четыре надводных ко- рабля, десять боевых катеров, 17 судов и катеров обеспечения, а также три береговых ракетных комплекса. Их моряки-балтийцы ждут с нетерпением и надеждой. И, конечно, лейтенант Мару- тик мечтает со временем стать ко- мандиром одного из новейших ко- раблей самого западного форпо- ста нашей страны. Офицер счита- ет, что из минёров получаются луч- шие командиры минно-тральных кораблей, поскольку они облада- ют особым, комплексным видени- ем, по максимуму знают корабель- ное вооружение и лучше всех уме- ют его использовать. Таким специ- алистом Никите ещё только пред- стоит стать, но лейтенант настро- ен решительно и уверенно идёт к своей цели. Татьяна СМИРНОВА. «Страж Балтики». Фото автора и из архива «СБ». - С тех пор многое изме- нилось, - считает офицер. - И если с утверждением про любовь к морю я полностью согласен, то представление о «непочётности» профес- сии корабельного механика давно потеряло свою акту- альность. С учётом тех за- дач, которые выполняет со- временный флот, его труд- но представить без специ- алистов нашей боевой ча- сти. От нас зависит не толь- ко надёжный ход корабля, но и полноценное функци- онирование всех корабель- ных систем. Капитан-лейтенант Юрин знает, о чём говорит. Уроже- нец небольшого чувашского посёлка Ибреси в 2012 году окончил электротехнический факультет Военно-морско- го инженерного института ВУНЦ ВМФ «Военно-мор- ская академия». Со служ- бой на больших десант- ных кораблях Черномор- ского флота его связывают, считай, без малого десять офицерских лет. Своё офи- церское становление начи- нал инженером БЧ-5 БДК «Цезарь Куников», в этой же должности несколько лет служил на больших де- сантных кораблях «Ямал» и «Константин Ольшанский». С благодарностью вспоми- нает своих первых настав- ников командира БЧ-5 капи- тана 3 ранга Вячеслава Ду- лина и старшину моторной команды главных двигате- лей старшего мичмана Вла- димира Личардина. Буду- чи молодым офицером, он никогда не стеснялся обра- щаться к ним за советом. - В нашем деле быть при- частным к службе мало, - го- ворит собеседник, - необхо- димо быть её неотъемле- мой частью. В институте нас готовили в качестве механи- ков подводных лодок. Это достаточно узкая специали- зация: нажал кнопку, и дви- гатель запустился. На кора- блях - совсем другое дело. Здесь кнопок нет. Поэтому многое пришлось осваивать буквально с нуля. И если бы не сложившаяся в соедине- нии больших десантных ко- раблей Черноморского фло- та традиция преемственно- сти поколений, то молодым офицерам пришлось бы очень туго. В настоящее время на БДК «Азов» полным ходом идут работы по восстанов- лению его технической го- товности. В частности, лич- ным составом БЧ-5 про- водится плановый ремонт главного двигателя и ди- зель-генераторов, предсто- ят работы по чистке топлив- ных цистерн. Иными слова- ми, дел у подчинённых ка- питан-лейтенанта Юрина просто невпроворот. Сегодня в подчинении офицера почти три десятка человек. И в каждом из них командир боевой части уве- рен. Инженер старший лейте- нант Сергей Гарькаев, стар- шина моторной команды главных двигателей стар- ший мичман Юрий Галама- га, старшина команды элек- триков старший мичман Алексей Васечкин, старши- на трюмной котельной ко- манды старший мичман Сергей Котляренко - насто- ящие профессионалы. Скажем, тот же Галама- га служит на «Азове» два десятка лет. За это время он не только досконально изучил вверенную ему ма- териальную часть, но и ко- рабль стал для него по-на- стоящему родным. Юрий Алексеевич впервые всту- пил на борт корабля матро- сом срочной службы и за два года так прикипел к эки- пажу и профессии военного моряка, что не расстаётся с ними и по сей день. – Электромеханическую боевую часть, – продолжа- ет старшина команды глав- ных двигателей, - неред- ко называют сердцем ко- рабля. Чтобы оно стучало ритмично, приходится по- стоянно работать, как го- ворится, с его артериями - узлами и механизмами. И здесь важно всё, начиная от давления воздуха и закан- чивая контролем над впры- ском топлива. Старший мичман Гала- мага охотно делится своим служебным опытом с моло- дыми моряками. Среди них и матрос Павел Добрин- ский, который служит на ко- рабле всего ничего - два ме- сяца. На флот он прибыл из Архангельска. Павел не без гордости говорит о том, что ещё до призыва на службу полу- чил редкую возможность увидеть мощь Российско- го Военно-морского флота. Выпускник Северодвинско- го техникума судостроения и судоремонта проходил учебную практику на произ- водственном объединении «Севмаш», где видел стоя- щие в доках современные атомные подводные ракето- носцы. По его словам, они произвели на него колос- сальное впечатление. Своей службой на «Азо- ве» Добринский впол- не доволен. Ему нравят- ся сложившиеся и в экипа- же, и в боевой части отно- шения. Павел с уважени- ем относится к команди- ру БЧ-5 капитан-лейтенан- ту Артёму Юрину, его про- фессионализму и подходу к порученному делу и лю- дям. Сам же он проявля- ет усердие в изучении но- вой для себя специально- сти. Говорит, что первый раз, когда подошёл к дви- гателю, то буквально остол- бенел. Сколько же там ры- чагов и клапанов! Сейчас Павел уже самостоятель- но снимает показания при- боров дизель-генератора и утверждает, что не соби- рается останавливаться на достигнутом. И в этом ему помогают настоящие про- фессионалы своего дела. В том числе и старшина мо- торной команды старший мичман Юрий Галамага. Уверен, что с таким от- ветственным отношением к делу сердце «Азова», ко- торым командует капитан 2 ранга Сергей Луценко, будет стучать ритмично. К тому обязывает и недавно вручённый Указом Прези- дента Российской Федера- ции Владимира Путина эки- пажу корабля Георгиевский Военно-морской флаг. Дмитрий МАКАРОВ. «Флаг Родины». Фото автора. Базовый тральщик «Леонид Соболев». Инженер БЧ-2-3 базового тральщика «Леонид Соболев» лейтенант Никита Марутик. ЧТОБЫ СЕРДЦЕ «АЗОВА» БИЛОСЬ РИТМИЧНО Утверждают, что на заре парового флота механики выбирали свою профессию, исходя исключительно из любви к технике и морю Сегодня не многих привлекает ратный труд в жаркой тьме котельных и машинных отделе- ний. Иное мнение у командира электромехани- ческой боевой части БДК «Азов» капитан-лей- тенанта Артёма Юрина. Капитан-лейтенант Артём Юрин и старший мич- ман Юрий Галамага анализируют информацию о работе главной энергетической установки корабля.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz