На страже Заполярья. 2022 год. Январь.
28 января 2022 года Если жизнь можно было бы прокрутить на начало, Денис Столяров вновь связал бы её с небом Крылатая гвардия ПОЛЁТ НАВИГАТОРА Есть такая живучая авиационная байка, чью достоверность подтвердить не могу, так как сво- ими глазами этих документов не видел. Мол, ещё до войны, в 30-е годы, когда проходила перепись населения и требовалось ука- зывать в графе принадлежность к той или иной классовой груп- пе общества, то лётчиков запи- сывали как рабочих, а штурма- нов - интеллигенцией. И в лётное училище брали после восьмого класса, а в штурманское - толь- ко с полным средним образова- нием. Думаю, ещё с тех пор идёт это неизменное соперничество. - И всё-таки: кто без кого не справится? - Конечно, сейчас лётчик счи- тается главным, у него и долж- ность командная. Если он гра- мотный, то, в принципе, может и сам летать. Только недалеко и ненадолго, - смеясь, добавля- ет гвардии капитан Столяров. - В гражданской авиации лётчики же обходятся без штурманов. Там эту работу выполняют навигаци- онные комплексы. В армии - дру- гое дело. Здесь простым GPS не обойтись. Военный штурман отвечает не только за навигацию. Он реша- ет множество задач: примене- ние авиационных средств пора- жения, выброска десанта, раз- ведка. Любой тяжёлый самолёт, бомбардировщик, ракетоносец в соответствии со своим предна- значением вооружён бомбами, ракетами, другими средствами поражения. Штурман на- ходит цель, определяет время применения ору- жия. Он же должен при выброске десанта рас- считать снос парашю- тистов, другие условия, обеспечивающие безо- пасность данной опера- ции. Так что пока навига- тора из этого уравнения исключить никак нельзя. Он является мозгом са- молёта. Без ориентиров - Думаю, что наша про- фессия ещё долго не ис- чезнет из перечня не- обходимых для обеспе- чения самолётовожде- ния. Если точкой назна- чения обозначены Зем- ля Франца - Иосифа, Но- вая Земля, острова Се- верной Земли, то полёт большую часть време- ни проходит над водной гладью, абсолютно безо- риентирной. Такой маршрут про- считывается заранее, проклады- вается на карте. Но если летишь по три-четыре часа над морем, и вокруг ничего и никого, состо- яние, прямо скажем, жутковатое. Погода в тех районах меняется постоянно, а запасных аэродро- мов нет, - делится штурман Сто- ляров. Когда полёты проходят в арк- тическом районе, напряжённо работает весь экипаж. Сказать, что основная нагрузка лежит на штурмане, будет неправильно. - Ничьих заслуг умалять не буду, - подчёркивает гвардии капитан Столяров. - Работает сложная техника, за ней инжене- ры смотрят. Связь над морем ве- дётся постоянно. Причём докла- ды здесь идут в коротком диапа- зоне, а не в ультракоротком, как над землёй. Как правило, слы- шимость плохая. Так что ради- сту очень много приходится ра- ботать. Самое сложное при по- лётах на острова - это, как я го- ворил, погода. Впрочем, при плохой погоде серьёзных отличий в навигации нет, просто всё становится не- множко «острее». Нужно думать быстрее, особенно при заходе на посадку. Если лётчик видит поло- су, то сам сажает самолёт, а если нет - тут уже штурман включает- ся. Он помогает командиру вы- держивать направление захода, курс, глиссаду. На этом этапе на нём лежит очень большая ответ- ственность. Он предлагает ко- мандиру решения, даёт поправки курса. Посадка в условиях пло- хой видимости - очень сложный и напряжённый момент полёта. - Когда облака «пробили», уви- дели полосу, все испытывают об- легчение. Тут уже у лётчика ос- новная работа начинается. А пока полосу не видно, командир со штурманом работают в плот- ной сцепке. Никто не мешает, не отвлекает, каждый выполняет свои обязанности, - говорит штур- ман. - Сейчас на Земле Фран- ца - Иосифа хотя бы полосу уд- линили, сделали бетонную. Мы начинали летать ещё на грунто- вую, она была коротенькой. Лёт- чикам специальные допуска да- вали для посадки на неё. Операция - спасение Зимой у транспортной авиации много работы в Арктике, поми- мо доставки грузов и переброски людей, возникают ситуации, ког- да военный самолёт становится санитаром - летит к серьёзно за- болевшим, которым можно ока- зать помощь только на Большой земле. - Чего далеко ходить - бук- вально несколько дней назад около полуночи позвонил ко- мандир: готовься, будет сан- рейс. Летим в Архангельск, по- везём больного в Москву. В 4 утра взлетели. Санрейсы, как правило, всегда внезапные. На дополнительную подготовку к полёту экипажу всегда выделя- ется время. Погоду «смотрим», считаем, сколько топлива необ- ходимо, как лететь будем. У нас экипаж достаточно опытный, так что проблем с этим нет, - заверя- ет штурман. По его словам, большая часть полётов транспортной авиации проходит всё же над «цивили- зованной» территорией. Но ког- да летят в Москву, тоже труд- ности испытывают. Эта воздуш- ная зона серьёзно загружена, а средства спутниковой навигации там частенько глушатся. Прихо- дится работать по старинке, с линеечкой. Ветер знает, где меня искать Основные задачи военного авиационного штурмана - вы- держивание заданной линии пути, вывод самолёта в нужную точку в назначенное время. Под- готовка к любому полёту начина- ется на земле, когда идёт про- кладка маршрута, но и после взлёта у навигатора нет свобод- ного времени. - У нас говорят так: если бы не было ветра, то и штурман не по- надобился бы. Именно переме- щение потоков воздуха посто- янно вносит коррективы в полёт. Ветер изменился - поменялись скорость самолёта, его курс. Со- ответственно, где-то нужно до- ворачивать, скорость добавлять или снижать. Не случайно нас в шутку называют «мешок с по- правками», - смеётся Денис. - А как в самолё- те штурман может по- нять, что ветер поме- нялся? - Приборы есть для этого. Если самолёты современные, то это доплеровские измери- тели путевой скорости и сноса, которые вы- считывают все пара- метры в автоматиче- ском режиме. На на- шем самолёте такого прибора, правда, нет. И мы определяемся с помощью локаторов, радиостан- ций ближней навигации. Если не в облаках летишь, а самолёт затрясло - это для тебя первый знак, что ветерок поменялся. И надо всё пересчитывать, - пояс- няет штурман. Навигатор нужен для того, что- бы удерживать самолёт, вести его по заданной линии. При по- лёте по маршруту нужно идти строго по коридору, ведь воен- ные самолёты летают по тем же трассам, что и гражданские. Ши- рина коридора всего 10 киломе- тров. То есть от линии пути ни вправо, ни влево более 5 кило- метров отклоняться нельзя. Если маршрут лежит над малоориен- тирной местностью, то, соответ- ственно, коридор шире - по 10 км в каждую сторону. Для самолёта это немного, если учитывать, что при скорости 420 км в час он за 7 секунд пролетает один километр. Немного зазевался - и оказался далеко в стороне. «Палочная» навигация Это - дело сложное. Помимо спутника, который выдаёт ко- ординаты с большой точностью, всегда ведётся так называемая палочная навигация. Даже в ХХI веке основным инструментом штурмана по-прежнему остают- ся карандаш и навигационная ли- нейка - аналог логарифмической. Потому что это самый надёжный способ, который никогда не под- ведёт. Палочку двигают по деле- ниям линейки и высчитывают с её помощью поправки курса, из- менения скорости. - Спутниковый навигацион- ный комплекс - вещь хорошая, но иногда подводит. Бывают си- туации, когда эта техника про- сто отказывает. И что тут де- лать? Самолёт же не остано- вишь, не выйдешь покурить в ожидании, пока восстановится его работа. Надо дальше лететь и постоянно определяться. Ты - штурман, с тебя и спрос! - про- должает делиться «фишками» своей профессии гвардии капи- тан Столяров. Это же живые люди! Основное занятие эскадри- льи поисково-спасательного обе- спечения и управления, в кото- рой служит гвардии капитан Де- нис Столяров, - перевозка лич- ного состава, грузов, техники, санитарные рейсы. Ещё один вид применения - выброска де- санта морской пехоты, берего- вых войск, обеспечение их учеб- ных прыжков. И тут нет задач не- важных, неответственных. Од- нако, по словам штурмана, ког- да в пункт назначения требует- ся доставить людей либо осуще- ствить десантирование, он испы- тывает ответственность вдвойне. - Это же живые люди! Нужно их безопасность обеспечить. Упа- дёт куда-нибудь не туда десант- ник - жалко же его. Поэтому си- дишь, считаешь, - делится Денис Столяров. Перед прыжками всегда ве- дётся предварительная подго- товка. Создаётся специальная комиссия, которая осматривает местность. Препятствия - озёра, большие валуны, линии пере- дач - должны находиться от этой площадки на безопасном рассто- янии. Задача штурма- на - вывести воздуш- ный корабль точно в район выброски де- санта в нужное вре- мя. Поделили на троих Интересуюсь, поче- му на транспортных самолётах в экипаже всего один штурман, а в противолодоч- ной - целых три. По мнению гвар- дии капитана Дени- са Столярова, в мор- ской авиации у штур- манов-противолодоч- ников самые слож- ные задачи. Помимо прокладки курса, они осуществляют бое- вое применение ору- жия. И знает офицер это не понаслышке - именно в противоло- дочной эскадрилье он начинал своё ста- новление в профессии. - Я сам в этой авиации слу- жил почти 4 года. Задача штур- мана-противолодочника - по- иск и обнаружение надводных и подводных кораблей против- ника, воздушная разведка. И са- мое главное, он является такти- ком: правильно построить ма- нёвр для поиска подлодки и её уничтожения - его обязанность. На штурмана-противолодочни- ка возложено большое количе- ство задач, и чтобы выполнять каждую полноценно, их разде- лили между несколькими людь- ми. Один отвечает за тактику и навигацию, второй - за приме- нение оружия, третий - за поиск подводных лодок. Как на парад - Денис, а можете вспомнить какой-то эпизод в своей профес- сиональной деятельности, кото- рым особо гордитесь? - Пожалуй, найдётся такой. В 2014 году на День Военно-мор- ского флота в Североморск при- езжал Верховный главнокоман- дующий Владимир Владимиро- вич Путин. Над городом впервые на моей памяти проводили воз- душный парад. Самолёты подня- ли в воздух, но точного времени пролёта никто не знал. И вот мы висели-висели, висели-висели, а команды к началу показательно- го выступления всё нет. Вернее, его переносили 4 раза. При этом я находился в самолёте-лидере, и вся колонна должна была идти следом за нами. В итоге мы с че- стью выполнили задачу - и с кур- са не сбились, и топлива хвати- ло, - вспоминает офицер. По его словам, воздущный па- рад считается одним из слож- ных штурманских заданий. Нуж- но пройти строго на определён- ной высоте, в назначенном ме- сте, и допуски по времени намно- го меньше, чем при обычном по- лёте. Время прохождения точек рассчитывается до секунд. Денис Столяров принимал уча- стие в пяти воздушных парадах над столицей Северного фло- та, но именно тот парад осо- бо врезался ему в память. А вот на главный военно-морской па- рад штурманов-транспортни- ков пока не приглашали, в ос- новном туда противолодочни- ки летают. Вокруг света Подсчёт налёта в авиации ведётся не в километрах, а в часах. Оказывается, так было не всегда. - На заре авиации налёт из- мерялся безаварийным прохо- ждением определённого коли- чества километров. Даже знач- ки такие выпускали - «За без- аварийный налёт», к примеру, миллиона километров. Рань- ше была такая система. Сей- час у нас стаж идёт в часах, от этого считается уровень подго- товки штурмана и лётчика, - объ- ясняет гвардии капитан Столя- ров. В авиации такая единица изме- рения, как километр, нужна толь- ко для того, чтобы высчитать не- обходимый запас топлива до пункта назначения. Вместо ответа на вопрос, сколько всё же налетал в кило- метрах наш герой, он предлага- ет решить задачу: - Высчитать это легко: взять мой налёт и умножить на сред- нюю скорость самолёта. У меня он пока небольшой - чуть больше четырёх тысяч часов, если умно- жить на среднюю скорость само- лёта 400 километров в час, как раз и получите искомое. Выходит, что расстояние, кото- рое он преодолел по воздуху за годы службы, составляет 1 мил- лион 600 километров, этого хва- тит, чтобы более 250 раз обо- гнуть земной шар! «Самолётная» математика По словам штурмана, высшая математика в небе использует- ся не так часто, в основном это арифметика. Простые операции с двух-трёхзначными числами. Особенность «самолётной» Подготовка к выброске десанта - сложная и ответственная навигационная задача. Одна из интересных задач транспортной авиации - перевоз- ка исторических артефактов. математики в том, что воздуш- ное судно летит быстро и, со- ответственно, считать требует- ся проворно. Есть много мнемо- нических правил, которые мо- гут облегчить работу штурмана, но счёт в уме должен быть раз- вит хорошо. А ещё нужно ясно представлять, где находится са- молёт, куда он должен повора- чивать. Точный расчёт в про- цессе манёвра не требуется, хотя бы приблизительный. - Именно в полёте навигацию более глубоко изучаешь. Нюан- сов очень много, но со временем приходит штурманская «чуйка», когда ты начинаешь чувствовать полёт, он у тебя как бы на подсо- знании происходит. Зачастую вы- даёшь информацию, просто ис- ходя из опыта, и она оказывает- ся верной. Интуиция срабатыва- ет, - говорит Денис. - Что касает- ся профессионального везения, оно, конечно, должно присут- ствовать. Но если ты не будешь думать на два-три шага вперёд, никакое везение не поможет. - Самые главные качества про- фессионала - аккуратность и скрупулёзность. Доходит до того, что если цифру, написанную ка- рандашиком, нужно подправить, я её стираю и пишу заново, - го- ворит Денис. Офицер признаётся, что при- вычка мыслить по-штурмански остаётся с ним и на земле: - Жена говорит: когда успоко- ишься уже? Если едем в отпуск, всегда смотрю на небо, думаю: как грозы облететь, чего ждать от тех или иных облаков. Расход то- плива, расчёты постоянно в го- лове. Любимый момент фильма Денис признался, что на самом деле он с детства мечтал стать лётчиком. При поступлении в училище за физику и математику он вовсе не переживал, только за медкомиссию из-за своего высо- кого роста. Однако на первом же экзамене «завалил» математику. До сих пор не понимает, как это произошло, ведь в школе никог- да не возникало у него проблем. - Обидно, конечно, было за детскую мечту. А теперь уже не думаю, что много потерял - профессия у меня интересная. Правда, всё время приходится считать. Это моё наказание за двойку по математике, - смеётся офицер. Если точкой назначения обозначены Земля Франца - Иосифа, Новая Земля, острова Север- ной Земли, то полёт большую часть времени проходит над водной гладью, абсолютно без- ориентирной Когда облака «пробили», увидели полосу, все испытывают облегчение. Тут уже у лётчика основная работа начинается Одним из главных преимуществ своей работы Денис Столяров считает возможность любоваться небом и землёй с высоты полёта. - На моём рабочем месте в Ан-26 остекление выпол- нено в виде выпуклого «глаза». В него всегда можно вы- сунуться и смотреть вверх, вниз, вперёд, назад - обзор очень хороший. Внизу дождь или снег, а ты прорываешь- ся из облаков и видишь солнце. Я это называю: «мой лю- бимый момент в этом фильме». Настроение сразу ме- няется, начинаешь улыбаться. Очень красивый полёт был как-то из Моздока в Крым. Вдоль всего Кавказского хребта летели, Эльбрус хорошо было видно, города ку- рортные - Кисловодск, Минеральные Воды, потом Крым, крымский мост. - А если бы жизнь можно было отмотать назад, ты всё равно стал бы штурманом? - Нет, - смеётся Денис. - Ещё раз попробовал бы в лёт- ное поступить. Ольга ЧЕРНЫШЕВА. Фото из личного архива гвардии капитана Дениса СТОЛЯРОВА. Г вардии капитан Денис Столяров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz