На страже Заполярья. 2022 год. Январь.

21 января 2022 года Опасность учуют по запаху Но начался день открытых дверей для представителей СМИ со знакомства с четвероногими сапёрами отделения минно-ро- зыскных собак полка. Нам уда- лось увидеть их утреннюю тре- нировку. Занятие включало в себя преодоление полосы пре- пятствий и поиск взрывчатых веществ среди рюкзаков с ве- тошью, деревянных коробок и металлических конусов. Натерс и Сайгат буквально за секунды определяли, где на- ходится «взрывчатка», и ложи- лись возле опасной находки. По- лосу препятствий с нескольки- ми барьерами, «разрушенным мостом» и тоннелями тоже про- ходили без проблем. - Для подготовки минно-розыск- ных расчётов мы используем об- щий и специальный курсы дрес- сировки. Общий включает в себя выполнение привычных команд - «сидеть», «лежать», а специаль- ный - поиск разных видов взры- вчатых веществ, - рассказал ко- мандир инженерно-сапёрного взвода старший лейтенант Ни- колай Бояркин. - Сейчас в отде- лении три собаки, всех мы полу- чали в специальном питомнике в Подмосковье. Наши специалис- ты там же прошли обучение - в течение трёх месяцев осваивали навыки общения с четвероногим напарником. Добиться полного взаимопо- нимания с собакой вожатому не- просто. После знакомства и при- выкания начинаются трениров- ки на послушание, натаскивание, поиск взрывчатых веществ, про- хождение полосы препятствий. Важно найти подход. Кто-то из хвостатых сапёров лучше рабо- тает за что-нибудь вкусненькое, 21 января - День инженерных войск РАБОТА - ОГОНЬ! Инженеры Северного флота рассказали заполярным журналистам о своих основных задачах и продемонстрировали, насколько уверенно с ними справляются - Работа у вас - огонь! Во всех смыслах, - шутили жур- налисты после того, как провели день в отдельном морском инженерном полку Северного флота. Нака- нуне своего профессионального праздника инженеры СФ показали, как проходят практические занятия по подрыву конструкций из разных материалов, как про- рываются сквозь горящие завалы на машине разграж- дения и преодолевают препятствия штурмовой поло- сы в дыму горящих покрышек. для кого-то важнее поощрение в виде любимой игрушки. - Время подготовки для раз- ных собак может существенно отличаться. Важно, чтобы во- жатый нашёл с псом общий язык. С Сайгатом я познакомил- ся чуть больше года назад. До этого у него был другой вожа- тый. Чтобы мы с ним стали на- парниками по-настоящему и он привык ко мне, потребовалось почти полгода. Даже самые простые команды, вроде «си- деть», он от меня не воспри- нимал, пока я не стал ему другом, - поделился вожатый служебных собак старший матрос Да- ниил Феоктистов. - Зато теперь взаимо- действие у нас на должном уровне. Хоть псы приуче- ны к дисциплине и распорядку, готовы по-военному чётко выполнять приказы всегда и везде, по- слабления бывают и для них. - Сильные морозы ниже 20-25 градусов - температура крити- чески опасная для наших собак, в такой холод тренировки на улице мы не прово- дим. Сильный ветер тоже существенно усложняет процесс подготовки - запахи уловить намного труднее, - пояс- нил Даниил Феоктистов. Но, несмотря на сложности Заполярья, результаты работы специалисты этого отделения минно-розыскных собак показы- вают отличные. Так, в 2021 году на базе учебного центра в Под- московье, где готовят и самих со- бак, и обучают их вожатых, про- ходил всероссийский конкурс. Представители нашего полка за- няли третье место. Время штурма В последние годы в Вооружён- ных силах нашей страны нача- ли возрождать легендарные ин- женерно-штурмовые подразде- ления - своеобразный спецназ инженерных войск. Как поясни- ли представители командования ОМИП Северного флота, у нас пока нет такого штатного подраз- деления. Но, поскольку на Ар- мейских играх в рамках конкур- са «Безопасный маршрут» льви- ная доля испытаний приходит- ся на преодоление составляю- щих штурмовой полосы, инжене- ры СФ сами оборудовали на тер- ритории части такую полосу и те- перь регулярно проводят на ней занятия. В комплекс упражнений на этом объекте учебной базы вхо- дят десантирование с вертолё- та, макет которого установлен на высоте пяти метров, метание «кошек», проход по качающему- ся бревну, преодоление верё- вочной стены и противопехотно- го заграждения из колючей про- волоки. Всё усложняется приме- нением имитационных боепри- пасов и дымами, в том числе го- рящих автомобильных покрышек. Минные поля и горящие завалы Далее своё мастерство пока- зала группа разведки и размини- рования, действующая в соста- ве отряда обеспечения движе- ния. На бронетранспортёре она выдвинулась в назначенный рай- он. По пути следования инженер- но-разведывательный дозор вы- полнил привычное упражнение - провёл противоминную разведку. Согласно легенде один из участков пути оказался зами- нирован, и сапёрам предстоя- ло тщательно обследовать мест- ность. Вскоре личный состав об- наружил взрывоопасный пред- мет, который нужно уничтожить накладным зарядом или сдёр- нуть «кошкой». На этот раз во- еннослужащие воспользовались «кошкой» и освободили путь. И если данный этап был важ- ным, но не самым зрелищным, то вот следующий оказался досто- ин кульминационных кадров ка- кого-либо фильма-катастрофы. Путь колонны перекрыли горя- щие лесные завалы, но, не оста- навливаясь, буквально сквозь них военные легко прошли по маршруту благодаря инженер- ным машинам разграждения (ИМР-2). Эти стальные исполины как раз предназначены для соз- дания проходов, расчистки зава- лов и разрушений при инженер- ном обеспечении боевых дей- ствий войск. Всего несколько ми- нут понадобилось этой устраша- ющего вида машине - и вот перед нами там, где не было видно ни- какого пути, - пригодная для дви- жения дорога. Наука подрывать Ещё один яркий «киношный» эпизод ждал нас на озере, где специалисты полка показали, ка- ким образом они уничтожают ле- дяные заторы в период весенних паводков. Своевременное вме- шательство флотских сапёров предохраняет переправы и мо- сты от разрушения проснувшей- ся стихией. - В Заполярье задача куда сложнее, чем в средней поло- се. Там лёд промерзает до 30-50 сантиметров, а у нас полметра - это только начало. Где-нибудь на Земле Франца-Иосифа может образоваться лёд до двух метров толщиной, - объяснил командир Вожатый служебных собак старший мат- рос Александр Савельев и Натерс на трени- ровке. Десантирование с вертолёта - один из обязательных элементов инженерно-штурмовой полосы. Боевое охранение всегда в готовности отразить нападение. Подготовка к конкурсу «Безопасный маршрут»: на пути - верёвочная стена. Инженерная разведка дороги и прилегающей территории. Снежные, земляные и даже горящие лесные завалы - не помеха для машины разграждения. взвода разминирования старший лейтенант Сергей Петров. В этот раз, как и положено про- фессионалам, приняв во внима- ние недавние сильные морозы, инженеры всё рассчитали пра- вильно, и над озером прогремел мощный взрыв, поднявший в воздух множество осколков льда. Вслед за ним на полигоне не- подалёку от озера, будто эхо, за- грохотали новые подрывы - на- чалось специальное занятие для сапёров. - Личный состав сперва в тео- рииизучил,какработатьсовзрыв- чатыми веществами, проклады- вать электровзрывную сеть, про- водить расчёты для каждого эле- мента, каждого материала в от- дельности, будь то древесина, металл или тот же лёд, - объяс- няет старший лейтенант Сергей Петров. - Ну а потом эти знания и навыки, обретённые на заня- тиях, мы применяем на практи- ке в ходе выполнения задач уче- ний различного масштаба. На- пример, следует разрушить де- ревянный мост. Для этого необ- ходимо рассчитать количество взрывчатого вещества в зависи- мости от конструкции и размеров моста, расположения элементов, нужно правильно установить за- ряд. - Среди тех, кто поверхност- но знаком с профессией, бытует мнение, мол, если сомневаешь- ся, можно побольше взрывчатого вещества заложить - чтоб уж на- верняка. Но это неправильно, по- тому что нужен грамотный рас- чёт. Ведь при большем взрыве и радиус разлёта осколков увели- чивается, в результате могут по- страдать мирные жители, - про- должил объяснения командир ин- женерно-сапёрного взвода стар- ший лейтенант Дмитрий Платков. Специальные навыки приме- няются не только в ходе учений для противостояния вероятному противнику, но и в обычной жиз- ни. Например, во время коман- дировки на Землю Франца-Ио- сифа сапёрам Северного флота приходилось устанавливать за- граждения против диких живот- ных: сигнальные мины, издаю- щие звуковые и световые сигна- лы, но не причиняющие физиче- ского вреда, предупреждающие о приближении белых медведей. Кроме того, личный состав ин- женерного полка в постоянном дежурном режиме занимается обезвреживанием и утилизацией взрывоопасных предметов - отго- лосков Великой Отечественной войны, которые до сих пор об- наруживают северяне на местах боёв, что шли в нашем регионе 80 лет назад. Анна ВИХРОВА. Фото автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz