На страже Заполярья. 2022 год. Январь.
14 января 2022 года Великое имя России Гениальный учёный-механик, основополож- ник современной гидроаэродинамики Нико- лай Егорович Жуковский основал два веду- щих авиационных учреждения нашей стра- ны - Военно-воздушную инженерную акаде- мию и Центральный аэрогидродинамический институт, сегодня они названы его именем. Наследие учёного - более двух сотен науч- ных трудов, которые до сих пор составляют основу современной авиационной науки. ОТЕЦ РУССКОЙ АВИАЦИИ 175 лет назад родился Николай Жуковский Первые шаги С детских лет Николай приучался к настойчивым умственным занятиям и од- новременно увлекался чте- нием фантастических рома- нов. По окончании гимна- зии в Москве родители ре- комендовали юноше посту- пить в Московский универ- ситет. Ему же этого не хо- телось. Он писал матери: «Оканчивая университет, нет другой цели, как сде- латься великим человеком, а это так трудно: кандидатов на имя великого так много». По примеру отца он собирается стать инжене- ром-путейцем. Но чтобы ехать учиться в Петербург, где находился Институт инженеров путей сообще- ния, нужны были деньги, а их-то Жуковским боль- ше всего и не хватало. Поэтому, окончив в 1864 году гимназию с серебря- ной медалью, он без эк- заменов поступил на фи- зико-математический фа- культет Московского уни- верситета. После окончания вуза Жуковский преподавал физи- ку во 2-й московской жен- ской гимназии, позднее - математику и механику в Московском высшем тех- ническом училище. Че- рез несколько лет стал доцентом кафедры ана- литической механики. Далее профессиональ- ная карьера и научная де- ятельность Николая Егоро- вича складывались вполне успешно. Аэродинамические исследования В 80-е годы XIX века Ни- колай Жуковский заинте- ресовался полётами. В это время он уже был извест- ным учёным. Каждое лето уезжал в своё имение во Владимирской области, где часами наблюдал за птица- ми и пытался понять, в чём же секрет их парения. Жители села Орехово еже- дневно видели, как по тро- пинке с холма ехал чудный аппарат - велосипед с кры- льями, и велосипедист от- чаянно крутил педали. Это был взрослый человек с со- лидной бородой. Селяне знали, что Николай Егоро- вич мечтает создать устрой- ство тяжелее воздуха, на ко- тором человек смог бы взле- теть! И считали его чудаком. Всё изменилось в 1892 году, когда Жуковский нако- нец понял, что держит пер- натых в воздухе, и даже до- казал, что человек может совершить полёт как птица на специальном аппарате! После этого он написал не- большую книгу «О парении птиц», в которой изложил многие свои предвидения. В этом же году появилось ещё одно издание, посвя- щённое летательному сна- ряду Чернушенко. Также Жуковским были состав- лены ключевые уравнения для определения тяжести планирующего тела при ус- ловии постоянного угла ата- ки, он описал траектории различных условий движе- ния воздуха, в том числе в деталях предсказал воз- можность мёртвой петли. В 1902 году Жуковский начал глубоко изучать аэро- динамику. Он трудится над созданием аэродинамиче- ской трубы, работающей по всасывающему типу. Ис- следования проводились на базе механического ка- бинета столичного универ- ситета. Через 2 года Жуковский стал руководителем Аэро- динамического инсти- тута, ставшего пер- вым в Европе. Он был создан в подмосков- ном Кучино на сред- ства другого учёно- го - Дмитрия Павлови- ча Рябушинского. Вклад в науку Нико- лая Жуковского слож- но переоценить. В 1904 году им была сформулирована тео- рема, которая подроб- но рассматривала ко- личественную величи- ну силы, необходимую для подъёма в воздух самолёта. В частно- сти, с её помощью удалось детально определить клю- чевые профили лопастей винта и крыльев самолё- та, разработать теорию воз- душного винта. В 1905 году Николая Его- ровича избирают руководи- телем столичного матема- тического общества. Ещё через три года он стал изве- стен как основатель возду- хоплавательного кружка на базе Высшего техническо- го училища, в котором свои первые шаги делали многие известные в будущем иссле- дователи, - Ветчинкин, Ар- хангельский, Мусинянц, Стеч- кин, Сабинин, Юрьев, Тупо- лев. Вскоре сам Жуковский возглавил аэродинамическую лабораторию, созданную на базе этого училища. Нужно отметить, что ос- новные достижения Нико- лая Егоровича Жуковского заключаются в том, что его идеи послужили базой, на которой в будущем разви- валась вся авиационная на- ука. Опубликованные труды С 1916 года Жуковский руководит расчётно-испы- тательным бюро при такой же аэродинамической лабо- ратории. В частности, на её базе разрабатываются ме- тоды расчёта прочности ле- тательных аппаратов. Выво- ды, к которым он пришёл, были подробно изложены в его работах под названи- ем «Динамика аэропланов в элементарном изложении», «Труды расчётно-испыта- тельного бюро», «Иссле- дование устойчивости кон- струкции аэропланов». С началом Первой миро- вой войны Жуковский стал руководителем Авиацион- ного расчётно-испытатель- ного бюро, работал в Ко- миссии чугунных снарядов над определением устойчи- вости полёта новых боепри- пасов, участвовал в расчё- тах зажигательных авиаци- онных бомб. Курсантам во- енной школы авиации чи- тал лекции по курсу аэроди- намики и динамике полёта. После Великой Октябрь- ской социалистической ре- волюции Жуковский уча- ствует в укреплении толь- ко что созданной Красной армии. Он инициатор соз- дания Центрального аэро- гидродинамического инсти- тута (ЦАГИ) и Военно-воз- душной академии. Также при его непосред- ственном участии был объявлен набор на курсы авиации, которые уже в 1919 году преобразовали в Московский авиационный техникум, а со временем в Институт инженеров Крас- ного воздушного флота. В будущем они стали назы- ваться Военно-воздушной академией, а потом и Цен- тральным аэрогидродина- мическим институтом. Через год широко от- праздновали 50-летие науч- ной деятельности Николая Жуковского, которого в то время уже официально на- зывали отцом русской ави- ации. За годы активной на- учной работы он стал кава- лером многих российских го- сударственных наград, дей- ствительным статским со- ветником, членом-корре- спондентом Российской академии наук. Гвардия флота СЛАВНЫЕ МИЛИ ПОДЛОДКИ 80 лет назад «Красногвардеец» - первый корабль ВМФ СССР, совершив- ший подлёдное плавание, стал Краснознамённым Недавно экипаж гидрографического судна «Ромуальд Муклевич» подтвердил координаты ранее обнаружен- ной подводной лодки Д-3. Члены экспедиции обследова- ли место гибели подлодки «Красногвардеец». Она разло- милась на две части - основную и носовую, корпус погру- жён в грунт, выступающие части затянуты оборванными рыболовецкими сетями. Классифицированы носовое ору- дие, кормовые шпигаты, группа баллонов воздуха высо- кого давления. Просматриваются шахты перископов. Но- совая часть оторвана взрывом, находится на расстоянии примерно 200 метров от основной. Советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка Д-3 «Красногвардеец» была построена в 1927-1930 годах. Летом 1933 года по только что построенному Бело- морско-Балтийскому каналу она со- вершила переход с Балтики на Се- вер, став одним из элементов за- рождающегося Северного фло- та. «Красногвардеец» был первым кораблём ВМФ СССР, добившим- ся гвардейского звания (первый из ВМФ СССР) и ставшим Краснозна- мённым, а также первой подводной лодкой, совершившей подлёдное плавание. В феврале 1938 года подводная лодка участвовала в снятии поляр- ной станции «Северный полюс-1» во главе с Иваном Папаниным. В Гренландском море Д-3 пересекла нулевой меридиан и первой из со- ветских подводных лодок вышла в Западное полушарие. А 13 фев- раля 1938 года впервые в истории подводного плавания прошла под арктическим льдом, форсировав 5-кабельтовую ледовую перемычку, отделявшую её от чистой воды. Начало Великой Отечественной войны лодка встретила под ко- мандованием капитан-лейтенанта Филиппа Константинова. Вечером 23 июня 1941 года «Д-3» вышла в район Порсангер-фьорда. На её борту в качестве обеспечивающего в море находился командир дивизи- она капитан 3 ранга Магомет Гаджи- ев. Во время похода «Красногварде- ец» два раза обнаружил перископы неприятельских субмарин. Утром 25 июля подводная лодка была отозва- на в базу, где встала на навигацион- ный ремонт. Днём 12 августа во время сто- янки в бухте Оле- ньялодкаподверг- лась налёту ави- ации противника. Ответным огнём из 45-мм орудия был сбит один из самолётов. Четвёртый бое- вой поход Д-3 обе- спечивал командир дивизиона Иван Ко- лышкин. Вечером 22 сентября 1941 годаподводнаялод- ка вышла на ру- беж Тана-фьорд - Бос-фьорд. Перед экипажем стояла задача опробовать новый метод торпедной стрель- бы, при которой атакующая под- водная лодка выпускает не одну, а две - три торпеды, что повыша- ло вероятность поражения цели. Первый контакт с противником со- стоялся утром 26 сентября в Конгс-фьорде. Подводная лодка вы- пустила две торпеды по одиночному судну, по оценке командира водоиз- мещением в 1500-2000 тонн. Через две минуты после того как торпеды вышли из торпедных аппаратов, на Д-3 услышали сильный взрыв. Спу- стя семь минут подводники в пери- скоп попытались увидеть результат атаки, но налетевшие снежные заря- ды не дали этого сделать. 28 ноября 1941 года в бухте Хон- нинсвог подводная лодка обнаружи- ла конвой и тремя торпедами ата- ковала судно из его состава водо- измещением 6000 тонн. Спустя ми- нуту на Д-3 зафиксировали взрыв и посчитали цель поражённой, но, по данным противника, конвой, вы- шедший из Хоннингсвога в этот день, потерь не понёс. Сама Д-3 не могла в перископ наблюдать за ре- зультатом своей атаки, так как в мо- мент выстрела в уравнительную ци- стерну было принято слишком мно- го воды, и подводная лодка прова- лилась до глубины 66 метров. Днём 5 декабря северо-восточ- нее мыса Сверхольт-Клуббен Д-3 атаковала 10000-тонный транспорт из состава конвоя. 15 декабря 1941 года Д-3 вернулась в базу. По ито- гам похода ей засчитали уничто- жение трёх транспортов противни- ка общим водоизмещением 24000 тонн. Всего результат 1941 года - 7 транспортов в 36000 тонн. 2 мая 1942 года «Красногвардеец» вновь выходит в море. В этот раз ей пред- стояло действовать в районе севе- ро-западнее Вардё. На её борту на- ходился начальник штаба брига- ды подводных лодок капитан 1 ран- га Борис Скорохватов. Уже вечером 2 мая восточнее мыса Харбакен Д-3 атаковала 6000-тонный транс- порт из состава конвоя. Подводни- ки слышали взрывы, а спустя 10 ми- нут командир лодки в перископ на- блюдал судно с креном на правый борт и дифферентом на нос. Сле- дующая атака «Красногвардейца» состоялась 16 мая у мыса Макка- ур. Спустя 75 и 90 секунд после пус- ка торпед на подводной лодке слы- шали взрывы, но и в этот раз, по данным противника, атакованный Д-3 конвой не по- нёс потерь. Вскоре подводная лодка при- была в базу. По воз- вращении из похо- да командир субмари- ны доложил о потопле- нии трёх транспортов противника общим во- доизмещением 26000 тонн. 3 апреля 1942 года подводная лод- ка Д-3 удостоена зва- ния гвардейской. В свой последний боевой поход с зада- чей патрулирования района Тана-фьорда гвардейская Красно- знамённая подвод- ная лодка «Красногвардеец» вы- шла 10 июня 1942 года. Больше она на связь не выходила и в базу не вернулась. Вместе с лодкой погиб- ли и 53 члена её экипажа. Гвардей- ская Краснознамённая подводная лодка «Красногвардеец» соверши- ла 8 боевых походов. По офици- альным данным, на её счету 8 по- топленных судов противника об- щим водоизмещением 28140 брт и повреждение одного транспорта в 3200 брт. Подготовил Александр ЯКОВЛЕВ. Д-3 «Красногвардеец». Николай Егорович Жуковский – явление в россий- ской науке. Вся деятельность одарённого учёного была направлена на решение научно-практических за- дач, которые вывели на качественно новый уровень важную отрасль механики – аэродинамику. Благодаря его активной наставнической деятельности была воспитана целая плеяда молодых инженеров и изо- бретателей. И наконец именно его исследования и на- учные изыскания научили человека летать. Подготовила Владлена КЛЮШИНА. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 17 января В 1847 году родился русский учёный, основоположник гидро - и аэродинамики Николай Жуковский - «отец рус- ской авиации». В 1941 году родился командир первого тяжёлого ра- кетного подводного крейсера стратегического назна- чения ТК-208 Герой Советского Союза контр-адмирал Александр Ольховиков. В 1942 году орденом Красного Знамени награждена подводная лодка Северного флота Д-3 «Красногварде- ец» под командованием капитана 3 ранга Михаила Би- беева. В 1942 году первые части авиации ВМФ - 1-й мин- но-торпедный авиаполк, 2-й смешанный авиаполк Се- верного флота, 3-й и 4-й истребительные авиаполки пре- образованы в гвардейские. В 1942 году за успешное командование вверенным ди- визионом и проявленные мужество и героизм капитану 2 ранга Ивану Колышкину первому из подводников в Ве- ликой Отечественной войне присвоено звание Герой Со- ветского Союза. В 1942 году морскому пехотинцу стрелку 2-го добро- вольческого отряда моряков Северного флота красно- флотцу Ивану Сивко посмертно присвоено звание Герой Советского Союза. В 1945 году советскими войсками освобождена Вар- шава. В 1959 году утверждён приёмный акт о передаче ВМФ в опытную эксплуатацию первой советской атомной под- водной лодки К-3 проекта 627, получившей впослед- ствии наименование «Ленинский комсомол». 18 января День памяти военнослужащих Балтийского флота, по- гибших при выполнении конституционного долга на тер- ритории Чеченской Республики. В 1654 году на Переяславской раде, созванной Богда- ном Хмельницким, принято решение о воссоединении Украины с Россией. В 1853 году началось полукругосветное плавание из Портсмута шхуны «Восток» под командованием капи- тан-лейтенанта В.А. Римского-Корсакова. 13 сентября 1854 года шхуна стала на якорь в устье Амура. В 1900 году родился лауреат Государственных премий Герой Социалистического Труда поэт Михаил Исаков- ский. Большое место в его творчестве занимают патри- отические стихи о Великой Отечественной войне «Рус- ской женщине», «Слово о России». Многие из его стихов были положены на музыку - «Катюша», «В лесу приф- ронтовом», «Враги сожгли родную хату». В 1918 году родился Герой Советского Союза контр-адми- рал Анатолий Кисов. В годы Ве- ликой Отечественной войны к моменту присвоения звания Героя Советского Союза ко- мандовал отрядом 2-го диви- зиона бригады торпедных кате- ров Северного флота. 1926 год - выход на экраны страны художественного филь- ма Сергея Эйзенштейна «Бро- неносец «Потёмкин». В 1942 году звание гвардей- ский присвоено 2-му Краснознамённому авиаполку (быв- ший 72-й авиационный Краснознамённый полк). 19 января Святое Богоявление. Крещение Господне. В 1831 году для различия чинов корпуса морской ар- тиллерии на эполеты офицеров введены звёздочки. В 1856 году морская форма одежды стала подразде- ляться на палубную, обыкновенную и рабочую; на лет- нюю и зимнюю; на береговую и судовую. В 1995 году взятием Совмина Чеченской Республики и президентского дворца при активном участии усилен- ного 876-го отдельного десантно-штурмового батальона морской пехоты Северного флота завершился первый этап разгрома дудаевских бандитских формирований в Грозном. 20 января В 1897 году родился адмирал Гордей Левченко. Матросом участвовал в Первой мировой войне, участ- ник штурма Зимнего дворца, боёв с войсками генера- ла Юденича. В годы Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы и Севастополя, коман- довал Ленинградской и Кронштадтской военно-морски- ми базами. После войны занимал должность замести- теля главнокомандующего ВМФ по боевой подготовке. Именем адмирала назван большой противолодочный корабль Краснознамённого Северного флота. В 1943 году лидер «Баку» и эсминец «Разумный» Се- верного флота совершили набег на коммуникации про- тивника. В 1961 году на Северном машиностроительном пред- приятии была заложена первая дизельная подводная лодка проекта 629Б К-142 с подводным стартом балли- стических ракет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz