На страже Заполярья. 2022 год. Сентябрь.
2 сентября 2022 года 2 сентября - День российской гвардии Базовый тральщик БТ-50 был спущен на воду в 1986 году. Проектанты и строители корабля разработали и создали его по уникальным на тот момент техно- логиям: корпус собран из прочных и долговечных пород дерева и обшит металлическими листами из мало- магнитной стали и лёгких алюмини- ево-магниевых сплавов. Такой борт практически не притягивает магнит- ные мины, что позволяет тральщи- ку выполнять задачи в миноопасных районах судоходства. Кроме того, на корабль была уста- новлена гидроакустическая стан- ция нового типа, спроектированная специально для решения задач по поиску якорных и донных мин. Он был оснащён и современными вида- ми противоминного вооружения, ко- торое позволяло бороться с опасно- стью, притаившейся прямо по курсу корабля. Эти средства стали состав- ной частью комплексного искателя- уничтожителя донных мин. Боевая эффективность тральщика по сравнению с предыдущими проек- тами существенно возросла и по пра- ву вывела его в число лучших кора- блей этого подкласса во всём мире. После государственных испыта- ний БТ-50 совершил межфлотский переход и вошёл в состав соедине- ния тральщиков Кольской флотилии, заняв место у причальной стенки в пункте постоянного базирования По- лярном, а в 2003 году ему приказом главкома ВМФ присвоено почётное наименование «Ельня», и админи- страция города Ельни Смоленской области подписала с командовани- ем дивизиона тральщиков договор о шефском сотрудничестве. Для личного состава стало боль- шой честью служить на корабле, на- званном в честь города, под которым во время войны советские войска на- несли первое серьёзное поражение немецко-фашистским оккупантам, и где в сентябре 1941 года зародилась советская гвардия. За время нахождения в боевом со- ставе флота тральщиком пройдено более 20 тысяч миль. Выполнена не одна сотня учебно-боевых упраж- нений. «Ельня» остаётся на сегод- няшний день единственным базовым тральщиком на Северном флоте, ко- торому дважды присуждался приз главкома ВМФ в состязаниях по тра- лению мин. Он постоянный участник различ- ных учений на Северном флоте. Ни один выход больших кораблей или подводных лодок не обходится без участия базовых тральщиков. «Па- хари моря» выходят в заданный рай- он первыми, обеспечивая противо- минную безопасность и прокладывая путь основным силам флота. - Экипажу корабля не довелось обнаружить боевую мину или ми- ноподобный объект, представляю- щий угрозу судоходству в зоне от- ветственности, - сообщает командир БТЩ «Ельня» гвардии капитан 3 ран- га Сергей Кучмагра. - Это говорит о том, что прибрежная зона безопасна - мины времён войны уничтожены, а от современных взрывоопасных объек- тов мы надёжно защищены. Сергей Васильевич - опытный офи- цер. Всю свою служебную деятель- ность посвятил противоминным си- лам. На флот стремился с самого детства. Рос и учился в Северомор- ске. Наблюдая за тем, как уходят в дальние походы и швартуются у при- чалов корабли, мечтал поступить в во- енное училище и стать командиром - самому принимать решения, отдавать приказы и управлять мощной и вели- чественной техникой и вооружением. Окончив штурманский факультет Санкт-Петербургского военно-мор- ского института, был распределён в 2002 году на базовый тральщик Коль- ской флотилии. Прошёл путь от ко- мандира штурманской боевой части до командира корабля, на который был назначен всего за два года - по- сле окончания офицерских классов. - Коллектив тральщика сплочён- ный, грамотный, готовый к бою. Каж- дый военнослужащий на своём ме- сте чётко знает и понимает, какие задачи перед ним стоят, - уверен в своих подчинённых командир. А задачи - не простые, ведь ко- рабль - немолодой, ему исполнилось 35 лет, и поддерживать вооружение и материальную часть в полной го- товности - дело не из лёгких. Но про- фессионалам это по плечу. В вопро- сах электромеханической подготовки лучшим считается гвардии старшина 2 статьи Евгений Кузнецов, в проти- воминной - гвардии старший матрос Алахверен Панахов. В радиотехниче- ском деле нет равных гвардии стар- шему мичману Виталию Кревному, а в штурманском - гвардии старшине 1 статьи Вагифу Гусейнову. С во- долазной подготовкой на отлично справляется гвардии старший матрос Андрей Бержеминский, а со связью - гвардии мичман Дмитрий Кузнецов. - В целом уровень подготовки эки- пажа позволяет с высокой эффек- тивностью и самостоятельно выпол- нять задачи в различных условиях обстановки, - резюмирует гвардии капитан 3 ранга Кучмагра. - Траль- щик, которому более 30 лет, на ходу и в полной технической исправно- сти, что говорит о высоком потенциа- ле кораблей данного проекта. А зна- чит, ещё послужит на благо нашего Отечества! Евгения ДРУЗЬЯК . Фото автора . ЗА НАМИ ЧИСТЫЙ ФАРВАТЕР Ни в одном учении не обойтись без участия базовых тральщиков Командир БТЩ « Ельня » гвардии капитан 3 ранга Сергей Кучмагра . 1 стр . Командир вертолётного отряда майор Дмитрий Логинов до мельчай- ших подробностей помнит пору сво- его становления. Десять лет назад он, только что прибывший в полк по- сле окончания Сызраньского высше- го авиационного училища лётчиков, с нетерпением ждал момента, ког- да сможет самостоятельно поднять в воздух противолодочный верто- лёт. В училище проходил обучение в классном отделении, которое специ- ализировалось на противолодочных вертолётах. - Правда, на этих машинах мы не летали, - рассказывает Дмитрий Кон- стантинович. - Изучали только такти- ку их применения. В остальном отли- чий в обучении не было. К тому же наша курсантская рота делилась на две части - одни учились летать на вертолётах Ми-24, другие - на Ми-8. Я постигал технику пилотирования на Ми-8. Эта машина кардинально отличается от Ка-27, на которых ле- тают лётчики нашего полка. Так что молодой лётчик Дмитрий Логинов начал полностью переучи- ваться на новый летательный аппа- рат. Штудировал теорию в учебном центре, осваивал практику уже в со- ставе своего подразделения. - Как водится, летал сначала с ин- структором, - делится майор Логи- нов. - Он на первых порах показы- вает, как и что нужно делать, потом уже контролирует мой полёт. Офицер считает, что ему повезло с наставниками. Ведь в вертолёт- ном полку служит немало высокопро- фессиональных лётчиков, настоящих мастеров своего дела. За плечами у каждого выполнение заданий ко- мандования различной сложности, порой в неблагоприятных погодных условиях, участие в дальних мор- ских походах на кораблях Северно- го флота в разных районах Мирово- го океана. Им приходилось летать над водами как южных, так и аркти- ческих морей. Поэтому опыт пере- нимать было у кого. Дмитрий Константинович безмер- но благодарен всем, кто помогал ему становиться на крыло. В первую оче- редь это командиры эскадрилий под- полковники Олег Оженко, Антон Куц, заместитель командира эскадрильи подполковник Александр Слесарев. А когда молодой пилот получил до- пуск к самостоятельным полётам, начал усиленно совершенствовать свою технику пилотирования в рамках той лётной программы, которую уже освоил. - У нас существует курс боевой под- готовки, в котором всё расписано до мельчайших деталей, - объясняет майор Дмитрий Логинов. - Он предус- матривает много разных упражнений, которые нужно сначала выполнить с инструктором, потом самостоятельно. После прохождения намеченной про- граммы лётчик становится, к приме- ру, боеготовым днём, потом повыша- ет свой профессиональный уровень и получает допуск на право работать ночью, в сложных погодных условиях, проводить спасательные операции. Одним словом, прежде чем стать хо- рошо подготовленным пилотом, нуж- но отработать большой объём видов подготовки, продвигаясь от просто- го к сложному, расширяя круг своего применения как лётчика и подтверж- дая способность выполнять задачи по предназначению. Ведь получаемые допуски - этапы становления, свое- образная служебная лестница. - К примеру, я освоил противоло- дочный вертолёт Ка-27, его модифи- кацию Ка-27М - тот же противолодоч- ник, только с новым оборудованием, спасательный Ка-27ПС. В технике пи- лотирования эти машины особо не отличаются друг от друга, - продол- жает командир отряда. - А вот за- дачи на них решают абсолютно раз- ные. И это требует от лётчика знания вверенной ему техники, нюансов её оборудования, количества топлива и тому подобного. В начале своей службы в верто- лётном полку Дмитрий Логинов был командиром экипажа, летал с таким же молодым штурманом. Вместе по- вышали своё лётное мастерство. Те- перь капитан Фёдор Ефимов явля- ется штурманом отряда. Правда, сейчас он в составе другого коллек- тива, с майором Логиновым встреча- ется только на построениях. Конечно, запомнилась первая са- мостоятельная посадка на палубу ко- рабля. По словам офицера, это дело непростое. Ведь вертолётная пло- щадка, на которую нужно садиться, имеет небольшие размеры, к тому же ещё движется и качается. Так что без инструктора на первых порах не обойтись. А потом всё, как говорит- ся, вошло в свою колею. Летал сна- чала на тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», понял осо- бенности выполнения задачи, затем начал осваивать палубы больших противолодочных кораблей. А после как само собой разумею- щееся - участие в дальних морских походах на кораблях Северного фло- та. Так сложилось, что в море майору Дмитрию Логинову больше всего приходилось летать с палубы БПК «Вице-адмирал Кулаков». На нём он побывал и в Средиземном море, и в Арктике. С него же поднимал в воз- дух винтокрылую машину и во вре- мя проведения масштабного межви- дового учения на таймырском плато Путорано. Знаком он с условиями по- лётов с БПК «Североморск», фрегата «Адмирал флота Касатонов». - В полёте над морем, где отсут- ствуют всякие ориентиры, полагаешь- ся в основном на штурмана экипажа. Именно он производит все расчёты, ведёт счисление, - делится впечатле- ниями Дмитрий Константинович. - Да и разница в пилотировании машины над Средиземным морем и Арктикой весьма заметна. В первом случае вы- полняем задачи противолодочного обеспечения отряда кораблей, воз- душной разведки. Во втором - прово- дим преимущественно ледовую раз- ведку, полёты выполняем большей частью в плохих метеоусловиях. Теперь майор Дмитрий Логинов уже сам летает инструктором с мо- лодыми лётчиками. Не так давно он помогал восстанавливать технику пи- лотирования старшему лейтенан- ту Семёну Задорожному, у которо- го образовался большой перерыв в полётах - он был в командиров- ке на одном из островов Северного Ледовитого океана, выполнял там обязанности руководителя полётов. Теперь, возвратившись в полк, офи- цер навёрстывает свои лётные на- выки под руководством опытного инструктора. В том, что Дмитрий Константи- нович стал именно вертолётчиком, есть какая-то закономерность. Хотя бы в том, что он родился и вырос в Сызрани, где располагается воен- ное авиационное училище лётчиков, здесь как раз и готовят пилотов вер- толётов. После окончания школы ре- шил далеко не ездить, а попробовать себя в военном училище в родном го- роде. Став курсантом, начал настой- чиво постигать лётное дело, но пол- ностью его освоить удалось лишь на службе в вертолётном полку. - Мне всегда нравилось летать, - говорит лётчик. - Интересен сам про- цесс полёта, независимо от того, где он проходит - над морем или сушей. В этом весь смысл его жизни и службы. Александр БОНДАРЬ . Фото из архива . На службе Отечеству ДОРОГА В НЕБО Пора становления и зрелости лётчика Лейтенанта, только что окончившего военное авиационное училище лётчиков, ещё трудно назвать полноценным пило- том. Чтобы таковым стать, ему предстоит приложить немало сил и старания, досконально изучить авиационную техни- ку, освоить на достаточно хорошем уровне её пилотирова- ние. Для этого требуется и время, и теоретическая подго- товка, и наличие определённых лётных навыков. СЛУЖБА ИНФОРМАЦИИ В полярных широтах Отряд кораблей Северного флота прошёл пролив Кар- ские Ворота между островами Новая Земля и Вайгач и вошёл в Карское море. Очередной арктический поход отряда боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота начался 10 авгу- ста 2022 года. В его составе большой противолодочный корабль «Адми- рал Левченко», большой десантный корабль «Александр Отраковский» и большой морской танкер «Сергей Осипов». Накануне в восточной части Баренцева моря северо- морцы во взаимодействии с силами Пограничного управ- ления ФСБ России по Западному арктическому району и службой безопасности ООО «Газпром Нефть-Шельф» провели тактическое учение по разрешению кризисных ситуаций в районе морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная». По легенде учения, платформу захватили террористы. Персонал платформы запросил помощь у корабля Север- ного флота, который находился поблизости. Группа анти- террора отряда кораблей вылетела на вертолёте Ка-27 с борта большого противолодочного корабля «Адмирал Лев- ченко» на платформу «Приразломная». На самой плат- форме были разыграны совместные действия личного состава группы антитеррористической деятельности и службы безопасности ООО «Газпром Нефть-Шельф» по пресечению нападения на объект незаконных вооружён- ных формирований. Ранее в районе архипелага Земля Франца-Иосифа воен- ные моряки совместно с личным составом дислоцирован- ной на острове тактической группы Северного флота выпол- нили ряд совместных тактических задач в ходе учения по организации обороны арктических островных территорий. Впереди новые исследования Гидрографическое судно Северного флота «Рому- альд Муклевич» завершило очередной этап гидрогра- фических исследований в Баренцевом море и верну- лось в родную базу, расположенную у мыса Мишуков в Кольском заливе. Поход продолжался 50 дней. Судно под командовани- ем капитана Руслана Дильмухаметова в полном объёме выполнило программу исследований, связанную с изуче- нием рельефа дна и полей Мирового океана в малоис- следованных районах Баренцева моря. Исследовательская группа, которой руководил лейте- нант Юрий Куликовский, собрала сведения, обеспечива- ющие приведение на уровень современности навигаци- онных морских карт, руководств и пособий для плавания, а также провела исследования радионавигационных и спутниковых систем. Судном выполнены и попутные работы в рамках ком- плексной экспедиции Северного флота и Русского геогра- фического общества «Помни войну». К сожалению, именно в этот период судно попало в сложные гидрометеороло- гические условия, поэтому поиск судов конвоя PQ-17 в полном объёме провести не удалось. Вместе с тем ис- следователи обнаружили два других подводных объекта, не показанных на картах, один из которых точно являет- ся кораблём-мишенью. Это значит, что море стало более безопасным для ведения морского промысла. После пополнения запасов и небольшого отдыха эки- пажа судно будет готово продолжить исследования Ба- ренцева моря согласно годовому плану. Проверка на отлично В Североморске в штабе Северного флота подведе- ны итоги контрольной проверки состояния физиче- ской подготовленности военнослужащих комиссией управления физической подготовки и спорта Воору- жённых Сил Российской Федерации. На служебном совещании командующий Северным фло- том адмирал Александр Моисеев вручил отличившимся по итогам инспекции воинским коллективам и военнослу- жащим кубки и почётные грамоты. Как отметил в своём докладе помощник командующе- го флотом - начальник отделения физической подготов- ки Северного флота полковник Павел Кошкарев, все про- веряемые структурные подразделения и воинские части флота были оценены положительно. Наилучшие результаты по итогам контрольной проверки показали служба защиты государственной тайны Север- ного флота, региональный центр управления обороной Российской Федерации штаба Северного флота и управ- ление кадров Северного флота. 91,2% военнослужащих из числа привлекавшихся к проверке получили отличные оценки. 83% проверяемых сдали проверку на высший квалификационный уровень. Майор Алексей Агафонов, проходящий службу в реги- ональном центре управления обороной Российской Фе- дерации штаба Северного флота, получил кубок за луч- шие показатели уже в третий раз. Третий год подряд на контрольных проверках, проводимых комиссией управле- ния физической подготовки и спорта Вооружённых Сил Российской Федерации, он набирает наибольшее коли- чество баллов - 300 из 300 возможных. В помощь спецназу В одной из воинских частей специального назначения Северного флота, дислоцированной в Мурманской об- ласти, сооружён новый спортивный городок с совре- менными уличными тренажёрами и традиционными гимнастическими снарядами - брусьями и турниками. В торжественном открытии приняли участие руководи- тель проверочной комиссии управления физической под- готовки и спорта ВС РФ подполковник Алексей Машков и помощник командующего флотом - начальник отделения физподготовки Северного флота полковник Павел Кош- карёв. После краткого митинга они перерезали символи- ческую красную ленту. Тренажёры, установленные в новом спортивном го- родке, предназначены для тренировок различных групп мышц военнослужащих с использованием собственно- го веса. Подобные современные спортивные объекты не только помогут спецназовцам Северного флота в органи- зации их занятий физической подготовкой и спортом, но и в развитии физических качеств, необходимых для ре- шения боевых задач. Спортивный городок был построен на средства, целе- направленно выделенные управлением физической под- готовки и спорта ВС РФ в рамках программы по обновле- нию учебно-материальной и спортивной базы воинских частей в военных округах и на Северном флоте. Соб . инф . Экипаж вертолёта взлетает с палубы корабля .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz