На страже Заполярья. 2022 год. Сентябрь.
23 сентября 2022 года 25 сентября - День машиностроителя Идёт боевая учёба Выучка и мастерство штурманов нарабатываются в ходе интенсивной боевой учёбы В ТОЧКЕ РАНДЕВУ Штурманская боевая часть - одно из важнейших подраз- делений корабля. Диапазон задач, решаемых её специа- листами, весьма широк, как и предъявляемые требова- ния, в числе которых объёмный набор знаний и умений, которые приходится использовать регулярно при про- изводстве расчётов. Они ведут счисление пути и всег- да знают, где находится корабль, куда он идёт и когда будет в заданной точке. Верный выбор Командир штурманской боевой части большого противолодочного корабля «Североморск» капитан 3 ранга Павел Швабрин уверен, что в его профессии главное - грамотный подход к делу. Усерд- ный, ответственный и исполни- тельный, он упорно шёл к своей мечте - стать штурманом. - Я со школьной скамьи мечтал стать моряком. В выборе специ- альности помог старший брат, он сам учился на штурманском факультете и посоветовал пойти по его стопам, - делится капитан 3 ранга Павел Швабрин. Выбор братьев пал на факуль- тет кораблевождения и эксплу- атации средств навигации мор- ских кораблей и подводных лодок Санкт-Петербургского военно- морского института. - В институте я понял, что в про- фессии не ошибся. С удовольстви- ем изучал навигацию, мореходную астрономию и технические сред- ства кораблевождения, - расска- зывает Павел Сергеевич. После окончания ввуза офи- цер по распределению попал на большой противолодочный ко- рабль «Североморск» на долж- ность командира электронавига- ционной группы. Он стремительно набирался опыта, хватал знания на лету, быстро освоил свои обя- занности и через несколько лет был назначен командиром штур- манской боевой части БПК «Ад- мирал Левченко», а затем коман- диром БЧ-1 на «Североморске». По словам Павла Сергеевича, без постоянных выходов в море, участия в учениях и дальних по- ходах ни один специалист не об- ретёт хороших профессиональ- ных навыков. - Каждую боевую задачу я вос- принимаю как проверку на про- фессионализм, - говорит офицер. Самым значимым моментом своей службы на нынешний день считает первый дальний поход, который длился полгода. Севе- роморцы тогда выполняли задачи в Аденском заливе. Там молодо- му специалисту пришлось прини- мать свои первые самостоятель- ные штурманские решения - он выполнял все необходимые нави- гационные расчёты уже без помо- щи и подсказок со стороны. - Благодаря отличной подготов- ке это оказалось не так страшно. Ведь перед каждым длительным плаванием мы усиленно трениру- емся в учебном центре СФ. Для штурманской боевой части глав- ным стал тренажёр «Мостик», на котором моделировались самые сложные условия плавания. На- пример, швартовка в незнакомом порту, проход балтийских проли- вов, совместное маневрирование или маневрирование при интен- сивном судоходстве. С помощью этого тренажёра можно имитиро- вать сложные погодные условия. Всё это даёт хорошие навыки лич- ному составу ещё до непосред- ственного выхода в море, - рас- сказывает штурман. Сегодня проложить путь к ар- ктическим островам или в Среди- земное море для капитана 3 ран- га Швабрина не составит труда. И в этом нет ничего удивительного, когда за плечами столь богатый опыт мореплавания. Покорённые морские просторы Этот учебный год для экипажа БПК «Североморск» выдался на- сыщенным на морские походы. Главным показателем качества работы штурманской боевой части стало отсутствие навигационной аварийности. Ведь лучшей награ- дой для штурмана становится миг прихода корабля в заданную точку в соответствии с планом. - Мы не допустили ни одного на- вигационного происшествия. Это, на мой взгляд, лучший показатель уровня профессиональной подго- товки специалистов боевой части номер один, - рассуждает коман- дир БЧ-1 Павел Швабрин. Первым делом перед выходом в море специалисты штурманской боевой части выполняют предва- рительную прокладку, уточняют навигационную обстановку в рай- оне плавания. - Мы «поднимаем» карты, где отображаются основные сведе- ния, туда наносим необходимую информацию, прокладываем предварительный курс, рассчиты- ваем скорость и время движения. Специалисты нашего подразделе- ния выдают командиру рекомен- дации, производят расчёт расхож- дения с целью и многое другое. Учитываем всё до мельчайших подробностей и тем самым обе- спечиваем безопасность плава- ния по всему маршруту. Каждый выход в море не похож на предыдущий. Они отличаются продолжительностью плавания, климатическими условиями, ин- тенсивностью судоходства, нали- чием проливных зон и узкостей, - поясняет офицер. В море у командира штурман- ской боевой части дел хватает. Это и обеспечение безопасно- сти плавания, и контроль за ра- ботой всех навигационных при- боров, счисление, обсервация и многое другое. Ошибка даже в один градус при прокладке курса корабля на карте в реальности приводит к отклоне- нию от точки рандеву на мили. По- этому каждый раз штурман скру- пулёзно делает предварительную прокладку. - Мы выполняем расчёты на пе- реход корабля из одного пункта в другой. Учитываем всё - время восхода и заката солнца, прилив и отлив, течения, погоду и многое другое, - объясняет Павел Серге- евич. - Поэтому, чтобы прийти в точ- ку в заданное время, мы должны всё пересчитать и перепроверить. Наша профессия предполага- ет наличие таких качеств, как от- ветственность, точность, аккурат- ность и внимательность. Причём в море требования к штурману воз- растают, ведь по большому счёту он отвечает за безопасность эки- пажа корабля. По словам офицера, избежать каких-либо неточностей и ошибок можно, только досконально изучив перед выходом в море район пла- вания и отлично подготовив тех- нику - от сложных спутниковых систем навигации до магнитного компаса. Ведь в походах нередко приходится бороться со шкваль- ным ветром и бушующим штормом: - И, несмотря на это, нужно оты- скать верный путь. Здесь необхо- димы твёрдые знания навигации, театра плавания, международного морского права. И, конечно же, ча- стые выходы в море - постоянная практика. Без этого никак. Так, в марте эки- паж БПК «Северо- морск» участвовал в слежении за корабля- ми НАТО: - Происходило это в сложных гидроме- теоусловиях: актив- ная циклоническая деятельность - пере- мещение циклонов и антициклонов в ат- мосфере и шторм в 8 баллов. Это нало- жило дополнитель- ную нагрузку на материальную часть и её эксплуатацию. Но мы справились. В июле экипаж совершил межфлотский переход в Крон- штадт для участия в главном воен- но-морском параде нашей страны. - Плотный туман, низкая види- мость в зоне судоходства не по- мешали нам вовремя привести корабль в заданную точку. А всё благодаря качественной подготов- ке специалистов штурманской бо- евой части. Звёзды укажут путь У капитана 3 ранга Швабрина в заведовании есть хорошие по- мощники - морские средства на- вигации и гидрометеорологиче- ские приборы. - С их помощью я могу быстро получить необходимые данные о погоде - скорость и направление ветра, атмосферное давление, температура и влажность возду- ха, многое другое, - поясняет он. Во избежание ошибок при вы- полнении учебно-боевых упраж- нений специалистам нужно сво- евременно рассчитывать поправки гиро- и магнитного компасов. Что- бы определить погрешности на- вигационных приборов, штурман в течение нескольких дней зани- мается их поверкой. Офицер считает важным практи- коваться в ручных способах опре- деления местоположения корабля. - Техника может дать сбой, а дедовские приёмы не подведут никогда. Вблизи берега мы опре- деляем место по пеленгам, по дис- танциям, по береговой черте, а современные спутниковые нави- гационные системы помогают нам проверить себя и убедиться в точ- ности обсервованного места. Техника, конечно, является хо- рошим помощником для коман- дира штурманской боевой части. Но, как ни крути, она остаётся без- душной железкой, пока не попа- дёт в руки профессионалов. Па- вел Сергеевич своими первыми помощниками называет коман- дира отделения рулевых главно- го старшину Максима Кабаненко и старшего электрика старшего матроса Александра Яшкина. По его словам, это высококвалифи- цированные специалисты, масте- ра своего дела. - Личный состав пополняется и новыми людьми. Недавно в бое- вую часть прибыли два офицера - старший лейтенант Дмитрий Усти- нов и лейтенант Камал Рашид оглы Хахутадзе. Стремление служить у них есть, а всё остальное придёт с опытом, - уверен штурман. Большое внимание на БПК «Се- вероморск» уделяется штурман- ской подготовке членов экипажа. Командир БЧ-1 проводит занятия с офицерским составом, занима- ется подготовкой вахтенных офи- церов и специалистов боевого ин- формационного центра. - В нашем деле учиться нужно постоянно - отслеживать и запоми- нать все изменения в лоциях, со- вершенствовать навыки ведения сложных расчётов, не забывая о проверенных временем способах обсервации по солнцу и звёздам. Штурманом быть очень интерес- но, профессия творческая и тре- бующая мастерства, - подытожил наш разговор Павел Сергеевич. Владлена КЛЮШИНА . Фото автора . Наличие профильного образования - главный критерий зачисления в состав подразделения особой специфики ПОПОЛНЕНИЕ ВЛИВАЕТСЯ В ЦЕХА Военнослужащие девятого призыва научно-производ- ственной роты приступили к работе на Северном маши- ностроительном предприятии - легендарном Севмаше в Северодвинске. На предприятии реализуется Указ Президента РФ о функцио- нировании на судостроительных предприятиях научно-производ- ственных рот. Севмаш стал первым заводом Объединённой судостро- ительной корпорации и отрасли в целом, где была сформирована на- учно-производственная рота. Сейчас 69 новобранцев уже прошли обучение по програм- ме подготовки военнослужащих, впервые прибывших для прохож- дения военной службы, так на- зываемый курс молодого бойца, приняли военную присягу и при- ступили к работе на предприятии. У всех, без исключения, среднее профессиональное или профиль- ное высшее кораблестроительное образование. Работают ребята не только сбор- щиками, токарями или сварщи- ками, есть среди них и предста- вители инженерно-технического состава. Каждый окончил одно из базовых учебных заведений Сев- маша. В роли кузницы кадров вы- ступают техникум судостроения и машиностроения, технический кол- ледж или Институт судостроения и морской арктической техники. Обучение в одном из них - главный критерий для зачисления в состав научно-производственной роты. Летом этого года такое же коли- чество корабелов, выслуживших положенный срок, ушли в запас. Особо отличившимся военнослу- жащим от имени командования объединённого учебного центра ВУНЦ ВМФ были вручены благо- дарственные письма, трём из них, трудившимся в стапельно-сда- точном производстве и механи- ческом цехе №4, присвоено во- инское звание старший матрос. По данным статистики, более 70 процентов матросов из науч- но-производственной роты воз- вращаются на Севмаш. Владимир ПЕХОТНЫЙ . Командир БПК " Североморск " капитан 2 ранга Тарас Афанасьев ( на фото слева ) и командир БЧ -1 капитан 3 ранга Павел Швабрин прокладывают предстоящий маршрут на карте . Большой противолодочный корабль " Североморск ". Машиностроение - сердцевина индустрии , важнейшая отрасль промышленности , её интеллектуальный потенциал ХРЕБЕТ ЭКОНОМИКИ В последнее воскресенье сентября свой профессио- нальный праздник, который ведёт историю ещё с со- ветских времён, отмечают машиностроители России. Он был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 октября 1980 года. Машиностроение находится в авангарде всех экономических процессов, и это не толь- ко автомобилестроение. Это и станки, и оборудование, и ядерные реакторы, и подводные лодки, космические корабли, пылесосы и стиральные машины. Всё, что не- обходимо каждому человеку для комфортной жизни. В состав российского машиностроения входит транспорт- ная, тяжёлая и электронная промышленность. Как известно, на Севере Рос- сии находится одно из крупней- ших предприятий, которое состав- ляет одну из основ отечественного машиностроения. Это акционер- ное общество «Производственное объединение «Северное машино- строительное предприятие», вхо- дящее в оборонно-промышлен- ный комплекс. Недавно в ряды Архангельско- го отделения Союза машиностро- ителей России, председателем которого является генеральный директор Севмаша Михаил Буд- ниченко, был принят пятиты- сячный человек. Новым членом регионального отделения стал то- карь-карусельщик механическо- го цеха этого предприятия Нико- лай Тюхов. Архангельское региональ- ное отделение сейчас - крупней- шее профессиональное сообще- ство Северо-Запада, значимая и созидательная общественная сила. Работа позволяет налажи- вать крепкие межотраслевые свя- зи, обеспечивает обмен опытом, открывает большие возможности для продвижения местных ини- циатив на государственном уров- не. Архангельское отделение яв- ляется одним из 68 структурных подразделений Союза машино- строителей России. В его составе представители судостроительных предприятий Севмаш, ЦС «Звёз- дочка», СПО «Арктика», и Север- ного арктического федерального университета им. М.В.Ломоносо- ва. По показателям работы в 2021 году оно заняло 14-е место. Среди основных направлений деятельно- сти организации - профориентаци- онная работа в школах и дошколь- ных учреждениях, патриотическое воспитание, развитие научно-тех- нического творчества молодёжи, содействие донорскому движе- нию, благотворительность. Прогресс технологий на Севма- ше не стоит на месте. Недавно на предприятии был разработан и внедрён новый метод холодной гибки листовых деталей сложной формы. Освоение новой техно- логии стало возможным благо- даря поставке прессогибочного комплекса с программным управ- лением. Корпусообрабатывающий цех завода получил оборудование по программе технического пере- вооружения. При строительстве АПЛ четвёртого поколения исполь- зуются детали сложной формы, которые необходимо гнуть в по- перечном и продольном направ- лениях. Технология, используемая ранее, предусматривала переуста- новку специальной оснастки для каждой процедуры. С внедрени- ем нового метода гибка будет вы- полняться в одном устройстве. В результате сокращено время на подбор или изготовление новой оснастки, появилась возможность серийного изготовления деталей. Также недавно на Севмаше спроектировали подшипники для универсальных десантных кора- блей-вертолётоносцев проекта 23900 «Иван Рогов» и «Митро- фан Москаленко». Разработкой деталей для строящихся на кер- ченском заводе «Залив» УДК зани- малось проектно-конструкторское бюро производственного объеди- нения. Подшипники будут изготовлены на предприятии. Заказ на их про- изводство открыт в механическом цехе №4. Первый комплект пла- нируется поставить на Крымскую верфь в июле 2023 года, второй - в 2024 году. На разработку было отведено три месяца. Это в два раза меньше, чем обычно. В ком- плект входит четыре дейдвудных подшипника, два главных упор- ных и пятнадцать опорных. При изготовлении корпусов предстоит большой объём сварочных работ и механической обработки. Разработка и производство су- довых подшипников развиваются на Севмаше с 1980-х годов. Сре- ди заказчиков не только предпри- ятия судостроительной отрасли, но и представители нефтегазовой и металлургической промышлен- ности. Популярность этой продук- ции Севмаша заметно возросла в последние годы в связи с постав- ленной задачей по импортозаме- щению. По договорной програм- ме, рассчитанной на 2022-2025 годы, Севмаш поставит подшип- ники на верфи Санкт-Петербур- га, Калининграда, Зеленодольска, Кронштадта, Керчи, Комсомоль- ска-на-Амуре. Важным направлением в рабо- те Архангельского регионального отделения общественной органи- зации «Союз машиностроителей России» является популяризация рабочих профессий среди моло- дёжи. Поэтому здесь стали тра- диционными акции, цель которых профориентация, популяриза- ция инженерных и рабочих про- фессий, а также информирова- ние о деятельности предприятия. Специалисты проектно-конструк- торского бюро и отдела техниче- ского обучения проводят встречи в учебных заведениях города, а так- же профориентационные экскур- сии на предприятии. Представите- ли завода рассказывают ребятам о предприятии, технологиях стро- ительства кораблей, атомных под- водных лодок, перспективах тру- доустройства, целевой системе обучения от предприятия и о вос- требованных профессиях. В честь Дня машиностроителя , как правило , лучшим работ - никам вручаются почётные грамоты , дипломы , ценные подар - ки . За выдающиеся достижения присваивается звание « Заслу - женный машиностроитель Российской Федерации ». Программа мероприятий включает чествование ветеранов отрасли , празд - ничные концерты , тематические выставки и фотовыставки . На многих предприятиях в День машиностроителя проводит - ся день открытых дверей , на котором могут присутствовать студенты и молодые специалисты . Подготовил Александр ЯКОВЛЕВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz