На страже Заполярья. 2022 год. Сентябрь.

Главный редактор В.Н. Левчук Подписные индексы каталогов: 39907 - подписной индекс в каталоге ОАО “АРЗИ”(каталог “Объединённый каталог “Пресса России”); Э39907 - электронный каталог “Пресса России” (www.pressa-rf.ru/cat/1/edition/y_e39907) Э39907 - интернет-магазин ОАО “АРЗИ” (www.akc.ru/itm/na-straz_he-zapoly_ary_a) Время подписания в печать: по графику - 15:00, фактически - 15:00 Отпечатано: АО “Красная Звезда”, 125284, г. Москва, Хорошёвское шоссе, д. 38. Тел.: 8 (499) 762-63-02, отдел распространения периодической печати - 8 (495) 941-39-52. Адрес ФГБУ “Редакционно-издательский центр «Красная звезда» Министерства обороны Российской Федерации: 125284, Москва, Хорошёвское шоссе, 38. Телефоны: 8 (495)-941-23-80, e-mail: ricmorf@yandex.ru; отдел рекламы - 8 (495)-941-28-46, e-mail: reklama@korrnet.ru . Адрес редакции газеты “На страже Заполярья”: 184604, г. Североморск, ул. Сгибнева, 9. E-mail: rs_nsz@mil.ru Телефоны: отв. редактор - 8 (81537) 6-12-15, 6-20-52 (факс); деж. - 6-26-44. ГАЗЕТА УЧРЕЖДЕНА МИНИСТЕРСТВОМ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Издатель: ФГБУ «Редакционно-издательский центр «Красная звезда» Министерства обороны РФ. № 36 (19082) 16 сентября 2022 года Газета зарегистрирована в Министерстве печати и информации Рос- сийской Федерации 30 декабря 1992 г. Регистрационный № 01963. Свободная цена. Тираж 1350 экз. Заказ №4156-2022. 12+ Территория культуры Покорили и Африку , и Англию Военная музыка прошла долгий путь развития - от рубленых рит- мов языческих плясок до сложных произведений, созданных специ- ально для современного военно- го оркестра с множеством правил и законов. Сегодня военный оркестр - это специальное штатное подразделе- ние, предназначенное для испол- нения музыкальных произведений при строевом обучении войск, во время обеспечения воинских ри- туалов, торжественных церемо- ний и, конечно же, концертной де- ятельности. Штат военного оркестра Коль- ской флотилии был открыт в 1984 году по ходатайству перво- го командующего объединением контр-адмирала Игоря Касатоно- ва. С момента основания он обе- спечивает служебно-строевые ме- роприятия не только флотилии, но и воинских частей и соедине- ний Северного флота, участвует в общественных и культурно-досу- говых мероприятиях ЗАТО Алек- сандровск и других городов Мур- манской области. Следует отдать должное прфес- сионализму музыкантов военного оркестра - они внесли свой вклад в популяризацию оркестровой музыки российских и советских композито- ров и за пределами нашей страны. Неоднократно его солисты и музы- канты в составе Ансамбля песни и пляски и оркестра штаба Северного флота участвовали в дальних мор- ских походах, где в составе делега- ций посещали Гвинею-Бисау, Кубу, Шотландию, вместе с экипажами бо- евых кораблей выходили на боевое дежурство, в том числе в Средизем- ное море на тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Совет- ского Союза Кузнецов». В 1995 году музыканты оркестра привлекались для обеспечения 50-летия Парада Победы на Крас- ной площади в Москве. В 2012 году военный оркестр штаба Кольской флотилии пере- ведён в состав центра матери- ально-технического обеспечения Северного флота. Однако цели и задачи подразделения остались прежними: средствами культуры и искусства формировать у военно- служащих и гражданского персо- нала морально-психологическую готовность к выполнению задач по предназначению и приобщать их к ценностям отечественной и ми- ровой культуры, художественно- му самодеятельному творчеству. Человек - оркестр - Привить любовь к прекрасному невозможно, если сам не любишь музыку и искусство, - так считает военный дирижёр оркестра май- ор Сергей Грицай. А тяга к твор- честву у Сергея Владимировича с раннего детства. По-другому и быть не могло в музыкальной семье: мать работа- ла музыкальным руководителем в детском саду, отец играл на баяне в музыкальном коллективе и ча- сто брал сына с собой на гастро- ли. С шести лет Сергей осваивал фортепиано, а в восемь лет посту- пил в музыкальную школу, окончив которую выбрал эстрадно-джазо- вое отделение по классу ударные инструменты в Сочинском музы- кальном училище. Помимо барабанов, овладел игрой на ксилофоне, виброфоне и многих других духовых инстру- ментах. Сергей Грицай неодно- кратно становился призёром и ла- уреатом престижных музыкальных конкурсов, в том числе всероссий- ского уровня. После окончания училища мо- лодое дарование призвали на во- енную службу, которую рядовой Грицай проходил в Буйнакске Ре- спублики Дагестан. Там и узнал о существовании военно-дирижёр- ского факультета при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Тогда юно- ша и задумался, почему бы не со- вместить любимое дело - занятия музыкой, с полезным - служением Отечеству. - Мне удавалось совмещать учё- бу и работу, - вспоминает Сергей Владимирович. - Мы с сокурсни- ками организовали концертную бригаду, где я играл на ударных, и гастролировали по стране. Одно время посчастливилось работать в знаменитой «Табакерке» - Мо- сковском театре Олега Табакова. Здесь я познакомился со многими известными артистами - Андреем Смоляковым, Сергеем Безруко- вым, Мариной Зудиной и другими. По окончании учёбы лейтенант Сергей Грицай был назначен во- енным дирижёром в бригаду мор- ской пехоты Северного флота, где и начал офицерское становление. - Численность личного состава была небольшая, но люди подо- брались талантливые и, что назы- вается, болели музыкой. Мы ор- ганизовали отличный коллектив, оркестр звучал! - делится воспо- минаниями майор Грицай. В 2004 году Сергей Владими- рович назначен военным дири- жёром оркестра Кольской флоти- лии, который в то время активно взаимодействовал с Ансамблем песни и пляски объединения. Му- зыканты военного оркестра мно- го гастролировали по гарнизонам, выдавая зрителям номера на лю- бой вкус - от классической музыки до аранжировок на темы популяр- ных песен. Это был сплочённый творческий коллектив. Молодые и задорные музыканты, солисты, танцоры восхищали публику кон- цертными номерами, вызыва- ли шквал аплодисментов, заряд энергии и позитива после каждо- го выступления. От марша до джаза Реформа Вооружённых Сил не обошла стороной военных музы- кантов и артистов. Ансамбль пес- ни и пляски Кольской флотилии был расформирован, Дом офи- церов, где репетировали и высту- пали музыкаеты, ликвидирован, военный оркестр переподчинён центру МТО Северного флота. - Сейчас численность личного состава нашего коллектива по- зволяет проводить мероприятия и осуществлять повседневную де- ятельность, но если бы музыкан- тов было больше, оркестр бы зву- чал по-иному, - объясняет Сергей Владимирович. Творческий коллектив состоит из концертмейстеров, солистов, помощников солистов, музыкан- тов. Каждая должность подразуме- вает свой уровень подготовки, но среднее музыкальное образова- ние должно быть у всех. Кандидат проходит прослушивание, собесе- дование, психологическое изуче- ние, где оцениваются его мораль- но-деловые качества. И не стоит забывать, что оркестр - военный, и те, кто претендует на воинские звания, должны соответственно быть здоровыми, физически раз- витыми - к ним предъявляются та- кие же требования, как и к другим военнослужащим. - Подбирать кадры не просто, - рассказывает майор Грицай. - В отдалённых гарнизонах профес- сиональных музыкантов днём с огнём не сыщешь. Поэтому при- влекаем артистов из других горо- дов, ведём агитационную работу среди выпускников музыкальных училищ, рассылая информацию, где указываем преимущества во- енной службы и работы на Севе- ре. Откликаются, к сожалению, не многие. Тем не менее коллектив сфор- мировался. Не так давно он значи- тельно обновился благодаря при- току молодых кадров. - Молодёжь не боится экспери- ментировать, с энтузиазмом берёт- ся за сложные партии, предлагает и свои музыкальные решения, - продолжает Сергей Владимиро- вич. - В последнее время наш репертуар расширился. Помимо стандартных служебно-строевых произведений, предназначенных для обеспечения воинских ритуа- лов и строевых смотров, музыкан- ты исполняют номера из классики и эстрадного жанра. Так что почти все произведения нам по плечу: от Государственного гимна и «Встреч- ного марша» до популярных песен и джазового репертуара. Кстати, как играет оркестр, мож- но увидеть и с телеэкранов. Му- зыканты не раз участвовали в съёмках кинофильмов: «На всех широтах», «Робинзон», видеокли- па Виталия Аксёнова «Мужское счастье». Но не стоит забывать, что ор- кестр - военный, а дирижер - ко- мандир подразделения, и в сво- ей повседневной деятельности личный состав руководствуется уставами Вооружённых Сил РФ, приказами министра обороны и командующего СФ, начальника ор- кестровой службы и командира во- инской части. Как и положено, военнослужа- щие проходят обучение в рамках программы боевой подготовки: строевой, огневой, химической, физической, военно-политической и других военных дисциплин. Но в приоритете, конечно, репетици- онный процесс. Оркестр - это единый, можно сказать, живой организм. Каж- дый должен идеально знать свою партию и слушать других - про- мах одного музыканта может рас- строить всё звучание ансамбля. Поэтому ежедневные многочасо- вые репетиции необходимы, как тренировки для спортсменов. За красивой музыкой и стройными тактами кроется большой труд и усердие музыкантов. А в знак благодарности за качественную и звучную музыку - радость зрителя, шквал аплодисментов и возгласы «Браво!». Евгения ДРУЗЬЯК . Фото автора . Сюжет пьесы незатейлив по сво- ей сути. Мы знакомимся с нашими героями, мастерски исполненными Егором Бероевым и Юлией Хлы- ниной, в декабре 1946 в Москве. Виктор впервые в жизни попадает в консерваторию на концерт Шо- пена. В зале его соседкой оказы- вается девушка, которая настаи- вает, чтобы он освободил место, которое должна занять её подру- га. Виктор поясняет девушке, что та продала билет ему. Молодые люди знакомятся. Он рассказывает, что учится на вино- дела. Гелена сообщает, что прие- хала из Польши изучать музыку - она станет «камеральной певи- цей». У молодых людей завязы- ваются романтические отношения, которые вот-вот должны перера- сти в свадьбу. Чудесно сыграны робость встре- чи, нежность только что зародив- шегося чувства, первый поцелуй, смущение, стеснение, неописуемая радость от взаимности и страх поте- ри…Время от времени дают о себе знать воспоминания об ужасах фа- шизма и трагедиях, которыми из- ранены юные души, не ожесточив- шиеся и не разучившиеся любить. Но планы на совместное буду- щее разрушает указ от 15 фев- раля 1947 года, запрещающий советским гражданам браки с ино- странцами. Гелена просит Виктора что-нибудь придумать, он обеща- ет, но выхода не находит. Девушка покидает Советский Союз. Затем действие переносится в осень 1957 года, когда Виктор приезжает в Варшаву. За 10 лет в жизни героев многое изменилось. Герой переехал в Краснодар, же- нился, защитил диссертацию. У ге- роини тоже есть спутник жизни - музыкальный критик. Сама она стала певицей, но ни разу не при- езжала на гастроли в Советский Союз, опасаясь встречи с Вик- тором. Однако все эти годы мо- лилась святой Ядвиге, оставляя записки в костёле с просьбой вер- нуть ей любимого. Даже спустя 10 лет это расста- вание по-прежнему мучительно для обоих. Виктор признаётся: «Так сложилась жизнь. А жизни надо смотреть в лицо. И если я стараюсь сейчас не заорать, это не значит, что мне это просто». Ге- лена предлагает провести вместе хотя бы одну ночь, однако герой отказывается, аргументируя тем, что переживает, что скажут его то- варищи, с которыми он прибыл в братскую Польшу. Проходит ещё 10 лет. Приехав в Москву в очередную команди- ровку, Виктор отправляется в кон- серваторию на концерт Гелены. Встреча героев происходит в гри- мёрке во время антракта. Виктор уже доктор наук, у него своя ла- боратория вина. Он дарит Гелене бутылку коллекционного напитка, получившего множество наград. С женой расстался, детей нет. Гелена тоже успешна, много га- стролирует. Пан музыкальный кри- тик исчез, как и прочие её мужья, не выдержавшие «атмосферных колебаний». Певица размышля- ет о том, как изменилось время: молодые люди вновь женятся на иностранках. Потом спохватыва- ется - ей пора на сцену. Вечером Виктор сетует на то, что завтра - отчаянно трудный день, в Москве ему вечно не хва- тает времени. И это хорошо, что его не хватает. «Главная тема спектакля - это обречённость. Любовь обрече- на, потому что государство суме- ет растоптать вас своим паровым катком. И, сделав свою работу, оно удовлетворённо потирает руки над вашим прахом и над прахом ваше- го чувства. И два человека, когда они наконец встречаются, могут соединиться. Но уже нечем соеди- няться», - так объяснял свою за- думку автор пьесы Леонид Зорин. В пьесе, несмотря на её камер- ность, поднимается множество во- просов. Но все они так или иначе затрагивают тему границ. И не- свобода оказывается не столько внешней, сколько внутренней пре- градой. «Я просто думаю, сколько людей живут со мной в одно вре- мя. И я их никогда не узнаю. Всег- да и всюду границы, границы... Границы времени, границы про- странства, границы государств. Границы наших сил. Только наши надежды не имеют границ…», - говорит Геля. Но, судя по «по- слевкусию», которое оставляет спектакль, даже безграничные надежды можно утратить. Юлия Хлынина чудесно спра- вилась со своей непростой ролью иностранки. Герою Егора Бероева веришь с первого до последне- го момента. Как меняются оба на протяжении спектакля! Как им точ- но удалось передать восторжен- ность и розовые надежды юности, сочность и самоуверенность зре- лости, а потом - разочарование, «пепел» души, приближение не- минуемой старости. Художник по костюмам Андрей Шаров создал три варианта одеж- ды для всех возрастов, показан- ных в пьесе. Белоснежные одеяния юных влюблённых символизируют незапятнанность их души, светлые надежды и чаяния. Ярко-красное кричащее платье героини и респек- табельный, но скучноватый костюм героя - наглядно демонстрируют вектор, в котором развивался харак- тер каждого на протяжении их деся- тилетней разлуки. Затем на сцене появляются многослойные, немно- го небрежные элегантные одежды героини и стариковский жилет, в ко- тором доктор наук является на кон- церт бывшей возлюбленной. Геля с возрастом, возрастанием извест- ности и череды любовных неудач становится всё более резкой, гру- боватой. Виктор опустошён эмоци- онально, горбится, суетлив. В свою последнюю встречу о любви герои не произносят ни слова. Смотря спектакль, зритель вме- сте с Гелей ощущает пережитую этой девочкой боль и страх фаши- стской оккупации, панику перед бу- дущим, от которой Геля пытается защититься здравым смыслом... Мы верим «Витеку», его любви, и в то, что всё будет хорошо! И потом вместе с героями падаем в без- дну... В непонимание происходяще- го, в бессильную ярость от того, что ничего нельзя изменить... Осужда- ем Виктора за его трусость и бес- силие. Понимаем, что он уже на- казан... сам собой, своей страной, временем... В сцене встречи в гри- мёрке великолепной, но холодной и чужой Гели и серого и невзрач- ного «Витека» понимаем, что всё потеряно, упущено и похоронено... В одной из финальных реплик Геля произносит: «Строго говоря, уже можно думать о смысле жиз- ни. Впрочем, думать о нём - лег- че всего. Трудно иной раз его об- наруживать». Ей по-своему вторит и персонаж Егора Бероева, рас- суждающий о том, что ему не хва- тает времени, и в этой суете мож- но не задумываться о важном. В пьесе нет модных эксперимен- тов и режиссёрских самоутверж- дений. Она дарит чистые эмоции, которые легко читаются на лицах людей, покидающих зрительный зал. Словно соната Шопена, за- полняющая всё пространство в первые минуты спектакля, «Вар- шавская мелодия» звучит вдох- новенно и возвышенно, проникая в самые глубинные и потаённые уголки души и сердца. Ольга ЧЕРНЫШЕВА . Фото из архива . НА ОДНОЙ ВОЛНЕ С ВОЕННОЙ МУЗЫКОЙ За ней кроется большой труд и усердие музыкантов Военная музыка играет большую роль в поддержании боевого духа воинских коллективов, патриотическом воспитании личного состава, строевом обучении войск. В Кольской флотилии разнородных сил СФ и в городе воинской славы Полярном ни одно торжественное ме- роприятие не проводится без участия военного орке- стра под руководством майора Сергея Грицая. Военный оркестр , возглавляемый майором Сергеем Грицаем , по - стоянный участник водноспортивного праздника в честь Дня ВМФ . Музыканты военного оркестра много гастро - лировали по гарнизонам , выдавая зрителям номера на любой вкус - от классической музы - ки до аранжировок на темы популярных песен МЕЧТЫ И НАДЕЖДЫ НЕ ИМЕЮТ ГРАНИЦ В рамках московского театрального проекта « Ника » в Мурманске состоялся показ спектакля « Варшавская мелодия » Более пятидесяти лет минуло с тех пор, как на сцене впервые был показан спектакль, созданный по пьесе Леонида Зорина «Варшавянка». К драме, основанной на диалоге двух актёров, обращались многие театры. Первым был Рубен Симонян в Государственном акаде- мическом театре имени Вахтангова. Большую извест- ность получил фильм-спектакль «Варшавская мело- дия», снятый Центральным телевидением в 1969 году, и современная одноимённая постановка в Театре на Ма- лой Бронной режиссёра Сергея Голомазова. И вот но- вое прочтение - от Ирины Пахомовой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz