На страже Заполярья. 2022 год. Октябрь.

7 октября 2022 года 9 октября - День специальной пожарной охраны Многие полагают, что пожарные Северного флота предотвраща- ют и ликвидируют возгорание на подведомственных военным тер- риториях: в частях, на причалах или аэродромах, а личный состав спецуправления устраняет чрез- вычайные ситуации на объектах гражданских. Но на практике всё сложнее. Подразделения специальной пожарной охраны были образо- ваны 9 октября 1947 года, когда началось развитие ядерного по- тенциала. Обычным пожарным в послевоенное вре- мя для ликвидации не- предвиденных ситуа- ций на спецобъектах не хватало оборудова- ния, знаний и умений. Перед специальными пожарными подразде- лениями была постав- лена задача - охрана особо важных для на- циональной безопасно- сти страны зданий и со- оружений. История спецуправ- ления ФПС №48 МЧС России началась в мар- те 1973 года. Тогда на базе военизированной пожарной части судоре- монтного завода «Нер- па» была организована инспекция пожарной ох- раны №48 Главного управления пожарной охраны МВД СССР. В 2006 году управление получило своё нынешнее название. Сегод- ня в его состав входит 12 специ- альных пожарно-спасательных частей, служба пожаротушения и отдел федерального государ- ственного пожарного надзора. - Под защитой нашего управле- ния находятся ЗАТО Североморск, Островной, Александровск, За- озёрск, Видяево, судоремонтный завод «Нерпа» и многие другие стратегически важные объекты, - объясняет начальник службы пожа- ротушения СУ ФПС№48 МЧС Рос- сии Алексей Ключников. - В каждом ЗАТО мы выезжаем на все объекты - и военные, и гражданские. Когда речь идёт о гособорон- заказе, профилактический ин- спекторский состав специально- го управления уделяет особое внимание вопросам безопасно- сти, предотвращения возгораний на СРЗ и в отделениях «СевРАО». Ведь процесс судоремонта связан с повышенной пожарной опасно- стью, поскольку предполагает раз- личные электрогазосварочные, по- красочные работы, использование горючих жидкостей, газа. - Риск возникновения пожара есть на любых объектах жизне- деятельности человека, поэтому в штате специальных управлений есть группы профилактики пожа- ров. Задача специалистов этих групп минимизировать риски. В местах, где осуществляются пе- реработка и хранение радиоак- тивных отходов, у нас организова- но взаимодействие со службами радиационной безопасности, - рассказывает начальник специ- ального управления полковник внутренней службы Алексей Куз- нецов. Когда в 2011 году произошло ЧП на атомной подводной лодке «Ека- теринбург», пожарные управления прибыли на пирс и ликвидировали возгорание. Но специалисты СУ ФПС работают не только на спец- объектах, в случае необходимо- сти они готовы оказать помощь и при тушении бытовых пожа- ров. - В каждой воинской части по приказу министра обороны РФ разрабатывается план противопо- жарной охраны, в котором распи- саны действия в случае тушения пожара на любом объекте части, и этот план согласовывается как со всеми ближайшими пожарны- ми командами Северного флота, которые есть в гарнизоне, так и с представителями МЧС, - объяс- няет нештатный начальник про- тивопожарной службы смешанно- го отдельного авиационного полка армии ВВС и ПВО Северного фло- та капитан Дмитрий Ковалёв. - Со- ответственно, в случае реального возгорания или проведения со- вместных учений личный состав МЧС также приезжает по сигналу. И обратная ситуация, в которой пожарные команды прибывают, чтобы помочь тушить огонь на объектах, закреплённых за МЧС, - тоже не редкость. В норматив- ных документах спасателей спец- управления определено, при ка- ком ранге пожара какие силы и средства используются. Но на этом взаимодействие не ограничивается. - У МЧС отличная учебно-мате- риальная база. К примеру, у нас нет башни, чтобы проводить тре- нировки по подъёму по штурмовой лестнице, - рассказывает капитан Дмитрий Ковалёв. - Периодически наш личный состав тренируется на базе специального управления. Пожарные совершенствуют свои навыки не только на своей базе, но и непосредственно на подведомственных территори- ях. К примеру, в конце сентября все силы и средства местного по- жарно-спасательного гарнизона ЗАТО Александровск были стяну- ты к судоремонтному заводу «Нер- па», который стал площадкой для учения. По легенде пожар возник в ходе сварочных работ. Аварийная ко- манда СРЗ предприняла попыт- ку тушения, но из-за высокой температуры с задачей не спра- вилась. На помощь прибыли де- журные силы подразделений по- жарно-спасательного гарнизона. Пожару был присвоен повышен- ный ранг сложности. Его ликвида- ция усугублялась неожиданными вводными, такими, как выход из строя насоса, обрушение стро- ительных лесов, травма, кото- рую получил газодымозащитник. Но участники учения выполнили всё на отлично. Очаг условного возгорания был найден, успешно локализован и полностью поту- шен. - Пожарно-тактические заня- тия и учения - это неотъемлемая часть боевой подготовки личного состава. Они проводятся регуляр- но с каждым караулом в дневное и ночное время, а также при поста- новке на ремонт кораблей ВМФ. И пожарные специального управ- ления ориентируются на объек- тах буквально с закрытыми глаза- ми, - уверенно заявляет Алексей Кузнецов. Анна ВИХРОВА . Фото СУ ФПС № 48. ОТ ВЫСОТКИ ДО ПОДЛОДКИ Спасатели МЧС и пожарные Северного флота готовы дать бой огню Личный состав специального управления федераль- ной противопожарной службы (СУ ФПС) №48 МЧС Рос- сии и представители пожарных команд воинских частей Северного флота нередко встречаются на состязани- ях по пожарно-спасательному спорту. Но на учениях и тем более в случае тушения реального пожара они на- чинают действовать вместе, потому что у огнеборцев общая цель. Семья Владимира, как это бывает у военнослужащих, сменила несколько гарни- зонов. Успели пожить в Бе- лоруссии, Монголии, Чите. Перестройка застала Клеш- ковых в Литве в городе Ке- дайняй. Когда в 1991 году прибалтийская республика стала суверенным государ- ством, отцу - военному лёт- чику ничего не оставалось, как уйти в запас. - Детство моё прошло в авиационных гарнизонах. Так что судьба была опре- делена изначально. Всегда хотелось летать, быть лёт- чиком, других вариантов как- то и не рассматривал, - гово- рит гвардии майор Клешков. После 9-го класса це- леустремлённый парень поступил в Ахтубинскую общеобразовательную спецшколу-интернат с пер- воначальной лётной подго- товкой имени П.О. Сухого. Распорядок там царил воен- ный, быт учащихся во мно- гом напоминал курсантский. Ребята жили в казарме, за- нимались строевой подготов- кой, несли дежурство. - Так что служба моя нача- лась немного раньше, чем у сверстников, зато я и поле- тать успел. Уже после 10-го класса поднялся в воздух на самолёте Як-52. Очень хо- роший самолёт, и пилотиро- вать его интересно, - уверя- ет Владимир. После окончания лётной спецшколы поступил в Крас- нодарское высшее военное авиационное училище лёт- чиков. Курсант старался по всем предметам получать высокие отметки. Первые полтора года шла обычная учёба - химия, физика, мате- матика. Как и многие, Воло- дя немного скучал и с нетер- пением ожидал, когда начнут преподавать «настоящие» предметы, а ещё сильнее - лётной практики. Она нача- лась в середине 3-го курса. Обучающиеся по профилю оперативно-тактической ави- ации впервые поднялись в воздух с аэродрома Котель- никово. - Летал на L-39. Это лёгкий штурмовик, интересный са- молётик, манёвренный. Но не «зацепил». Становиться истребителем, как папа, я не собирался - всегда нра- вились большие аэропланы. К тому же, когда полк, в ко- тором служил отец, расфор- мировали, ему пришлось пе- реучиться на Ил-76. Полетав на этом воздушном судне, он быстро оценил его пре- имущества и мне советовал отдать предпочтение боль- шим самолётам. Я никогда не жалел о своём выборе. Мне очень нравится Ил-38 - он надёжный. На истреби- телях здоровье быстро са- дится: большие перегруз- ки, стремительные полёты, замкнутое пространство. У транспортников - постоянные командировки, чужие горо- да, гостиницы, сложные ор- ганизационные вопросы. А мы чаще всего приземляем- ся на свой аэродром, - гово- рит командир авиационно- го отряда. Службу Владимир Клеш- ков начинал на Дальнем Вос- токе. Военный лётчик до сих пор вспоминает, с какими приключениями добирался на краешек земли. Интернет тогда был не особо развит, и посоветоваться было не с кем. Дорога в неизвестность запомнилась первым в его жизни полётом на граждан- ском самолёте и такой же по- казавшейся бесконечно дол- гой поездкой на автобусе. В Приморском крае Влади- мир прослужил 10 лет, за это время сменилось десять ко- мандиров полка. Когда сокра- тили лётный отряд, которым в то время руководил Клеш- ков, командир северомор- ского ОСАП полковник Алек- сандр Маркин - его бывший сослуживец - предложил лёт- чику перебраться на Север. Решение семье далось нелег- ко, за долгие годы она прочно обжилась в Приморье. Однако, оглядываясь на- зад, офицер осознаёт, что служба на новом месте ста- ла огромным шагом вперёд для его профессионально- го роста. - На Дальнем Востоке тя- жело повысить лётную ква- лификацию, потому что для получения класса нужна специфическая погода, так называемый «минимум». А там небо обычно ясное, на- летать необходимый курс упражнений очень пробле- матично. Поэтому когда я пе- ревёлся на Север, на меня многие смотрели косо. Как так, дослужился до коман- дира отряда, при этом толь- ко лётчик 3-го класса? Мне же, напротив, было нелов- ко видеть, что практически у всех поголовно на форме красовались значки 1-го или 2-го классов. Приходилось объяснять всем про замеча- тельный климат Приморья, - вспоминает Владимир свои первые шаги в новой лётной эскадрилье. Офицер быстро сдал зачё- ты, отлетал «проверки» на хорошо и отлично, его уро- вень как лётчика командо- вание вполне удовлетворил. Но в первых полётах, по его признанию, приходилось се- рьёзно попотеть. Ведь пока переводился, длительное время не летал. А на Севе- ре условия гораздо жёстче, чем в Приморье, - погода на Кольском полуострове балу- ет редко. «Минимум» здесь обязателен для каждого лёт- чика, без него особо не поле- таешь. В восстановлении на- выков Клешкову очень помог нынешний командир полка полковник Антон Старостин, с ним прошёл все проверки, контроли, все минимумы по- годы отлетал. - Это его заслуга, что я так быстро стал на крыло, получил 2-й класс, а потом и 1-й. Так что теперь я - пер- воклассный лётчик, - Влади- миру явно нравится произно- сить эту фразу. Он с уважением отзывает- ся о своём нынешнем воин- ском коллективе: - Многое здесь мне импо- нирует. Особенно то, сколько внимания в полку уделяется лётной подготовке, повыше- нию мастерства. Всё делает- ся для того, чтобы человек постоянно рос в професси- ональном плане. Ведь лёт- ный класс, по сути, как раз и показывает твой профессио- нализм, насколько ты готов к решению сложных и важ- ных задач. Что говорить, если сей- час в полку 6 снайперов, а это высшая категория под- готовки лётчиков и штурма- нов. Я не знаю ни одного другого полка, где могли бы похвастать такими показа- телями. У нас в Николаевке был только один такой, - рас- сказывает офицер. - Здесь интенсивность боевой под- готовки плотнее, гораздо больше вылетов, больше задач по предназначению. Хотя с прежними товарища- ми созваниваюсь и знаю, что и они намного больше стали летать. Думаю, это сейчас общая тенденция, - делит- ся наблюдениями коман- дир авиационного отряда. Ещё Владимир отмечает, что курс подготовки лётчиков на Севере проходит более планомерно: подготовили од- ного - начинают готовить сле- дующего. Ведь к экипажам, несущим боевое дежурство, предъявляются особые тре- бования. К нему допускают- ся только полностью готовые к ведению боевых действий лётчики, способные работать и днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в одиночку и в составе группы. По словам офицера, дове- сти лётчика до такого уров- ня довольно проблематично. К примеру, у самого гвардии майора Клешкова в Нико- лаевке этот процесс длился шесть лет. Он в ту пору летал по 10-15 часов в год, теряя умения и навыки. Сейчас он проводит в небе более 200 часов в году. Так и надо, чтобы чувствовать себя за штурвалом уверенно и не подвести родной экипаж. - В основном полёты про- ходят над безориентирной местностью. Это создаёт по- вышенное нервное напряже- ние в экипаже. Да и сам по- стоянно прокручиваешь в голове действия в той или иной ситуации. Когда зна- ешь, что под тобой земля - уже как-то проще становит- ся, - признаётся командир отряда. - Хотя бы выпрыг- нуть можно. А если что-то случится за 400 километров от берега, в местах со сла- бым радиолокационным обе- спечением? Поэтому - только домой! - утверждает гвардии майор Клешков. - Экипаж у нас слётанный. Это мне тоже нравится. Ле- таю в основном со своим экипажем, хорошо друг дру- га знаем. Важно, чтобы ко- мандир корабля, помощник и штурман друг друга пони- мали с полуслова. Это и на- зывается слётанность. Штур- ман знает, что мне нужно, я вижу, когда его лучше не бес- покоить. Мой штурман-на- вигатор майор Александр Козырский очень ответ- ственный, с ним комфортно летать. Он человек темпе- раментный. Я и мой помощ- ник капитан Владимир Ники- тин, напротив, по характеру спокойные. Поэтому мы и со- шлись, наверное, - размыш- ляет Владимир Клешков. Он уверен, что его эки- паж хорошо подготовлен, поэтому и любые задачи им по плечу. Будь то участие в «Океанском щите» или «Умке», экспедиции в Аркти- ку или полёты на главный во- енно-морской парад в День ВМФ, боевое дежурство по поиску и слежению за под- водными лодками или самая обычная разведка погоды. Ольга ЧЕРНЫШЕВА . Фото из архива части . 8 октября - День командира надводного, подводного и воздушного корабля ВМФ России НЕБО , БЕЗ ВАРИАНТОВ Когда выбор профессии определяется судьбой Гвардии майор Владимир Клешков - типичная военная косточка. Командир авиационного от- ряда противолодочной эскадрильи отдельного смешанного авиационного полка (ОСАП) армии ВВС и ПВО СФ родом из семьи, где принадлеж- ность к особой касте защитников Родины мож- но считать наследственной чертой. Отец - во- енный лётчик, дед - военный водитель, один прадед был военным инженером, второй - бо- лее ста лет назад служил на Дальнем Востоке заместителем командира части по тылу. Ил -38 в небе Заполярья . Гвардии майор Владимир Клешков готовится к вылету . В полку 6 снайперов , а это высшая категория подготовки лётчиков и штурманов . Я не знаю ни одного другого полка , где могли бы похвастать такими показателями Пожарная эстафета - один из самых зрелищных этапов соревнований . Личный состав спецуправления на чемпионате по пожарно - спа - сательному спорту .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz