На страже Заполярья. 2022 год. Октябрь.

28 октября 2022 года Крылья Севера Когда на воздушном корабле управление сдвоенное , лётчики должны понимать другу друга с полуслова , полувзгляда , полужеста ПОМОЩНИК - ОТ СЛОВА « ПОМОГАТЬ » В речи помощника командира корабля Ту-142 гвардии капитана Антона Бойченко часто можно услышать сло- ва «доверие» и «радость». Они играют значимую роль в его лексиконе, когда он рассказывает и об обучении в лётном училище, и об особенностях пилотирования са- мого большого противолодочного самолёта в мире, и об отношениях, складывающихся между членами экипажа. Небесный футбол - Что летать - это всё же моё, я осознал на третьем курсе, когда началась лётная практика. Навер- ное, много слов можно подобрать, чтобы описать это непередава- емое ощущение. Но самое пер- вое, что приходит на ум, и, на мой взгляд, хорошо его передаёт, - до- верие. Сначала тебя долго-дол- го учат, ты сдаёшь зачёты, потом «вывозят» - проходишь специаль- ную программу. Бьются, бьются, бьются над тобой. А затем гово- рят: «Ну всё, ты готов. Лети!». А ты ещё и сам в это не можешь до конца поверить: «Точно? Можно уже?». И когда у тебя что-то начи- нает получаться - радость неопи- суемая. Потом тебя дальше «ве- дут» по программе: дают «круги», «зоны»… И ты всё больше закреп- ляешь свои умения, а главное, - крепнешь в мысли, что правильно выбрал свой путь, - офицер эмо- ционально вспоминает свои пер- вые шаги в небе. И эти два понятия в его речи - «доверие» и «радость» - идут рука об руку не случайно. Ведь если вдуматься, и то, и другое - выра- жение чувств. Первое - это уве- ренность в людях, способность наделять других и их действия свойствами надёжности и значи- мости. Мне нравится мысль, что при появлении доверия обе сто- роны оказываются в выигрыше: одному это добавляет надежды, другому - решимости. Что касает- ся радости, то это же внутреннее ощущение счастья, которое и са- мому испытать приятно, и с други- ми им можно поделиться. Так что эмоции эти, по сути, социально значимые, коллективные. А эки- паж Ту-142 - как раз, по лётным меркам, довольно большой кол- лектив. - На Ту-142 я летаю 11 лет. Этот стратегический дальний проти- володочный авиалайнер у нас, на аэродроме Кипелово, пред- ставлен в двух модификациях. Ту-142МК предназначен для поис- ка подводных лодок, а Ту-142МР - самолёт-ретранслятор подводной связи. Так вот на МР по штату - 9 человек экипажа, на МК - 10. И в каждом ещё два дополнитель- ных инструкторских места преду- смотрено! Поначалу такое количество лю- дей казалось мне избыточным, ведь если какую-то информацию до членов экипажа надо донести, так замучаешься всех обзвани- вать, - шутит Антон. - А теперь, осознавая чёткое разделение обя- занностей на воздушном судне, думаю: «А как меньше-то? Как бы мы тогда летали?». Ведь самолёт большой, и все корабельные си- стемы строго распределены меж- ду членами экипажа. Поэтому лю- бое, даже малейшее отклонение, тут же сможем заметить, - когда речь заходит о важном, помощник командира корабля быстро пере- ходит на серьёзный тон. - Слаженность экипажа - это на самом деле очень важно, - про- должает размышлять гвардии ка- питан Бойченко. - Потому что за- дачи мы решаем серьёзные, а бывает, что и очень серьёзные. Когда понимаешь, что всё надо сделать быстро и чётко. И такие задачи, разумеется, доверяют бо- лее опытным экипажам, где каж- дый на любом этапе знает, что он должен в этот момент делать. Это как в футболе. Когда игрок пони- мает: сейчас товарищ мне даст пас, а потом я отдам мяч тому, кто бежит впереди. Так же и у нас. Я за эти годы научился с полусло- ва понимать любого командира, штурмана, бортового инженера. Если командир общается с кем-то по радио, то я помогаю ему в пи- лотировании. Мы об этом даже не говорим. Это и так понятно, с по- луслова. Ведь помощник - от сло- ва «помогать». Как белый мишка - Расскажите немного про ваш самолёт, поделитесь впечатлени- ями. - Уф… Даже не знаю, с чего на- чать. Во-первых, он очень надёж- ный. Четыре двигателя, и в случае отказа он может выполнять полёт на трёх и даже на двух движках. И самолёт при этом будет лететь, даже набирать высоту. Во-вторых, есть множество систем резерви- рования. Если какая-либо из си- стем откажет, её функции возьмёт на себя вторая или даже третья. Мы задачи выполняли при любых условиях, настолько самолёт на- дёжен. …Что мне ещё нравится? Очень хорошая эргономика. Удобно рас- положен штурвал, хорошо сдела- но табло. Всё, что лётчику должно быть видно, - перед ним, не надо никуда наклоняться. А главное - грамотно. Если что-то случайно рукой или головой заденешь, то шасси, допустим, не выйдут, ни- чего нигде не отвалится. Везде специальные контровочки, бло- кираторы предусмотрены. Проду- мано всё до мелочей. Даже крес- ла сделаны так, что можно менять высоту, наклон. Казалось бы, са- молёт пошёл в серийное произ- водство в начале 70-х годов про- шлого века. Но даже для нашего времени он вполне годится. Корабль большой, и к его габа- ритам после учебных самолётов нужно привыкать. Это как будто с легковушки пересесть на фуру. Понимаешь, что при таком разма- хе крыльев заворачивать при ру- лёжке не сразу надо, а так, будто с прицепом едешь. То же самое и в небе: пока винты не загрузятся, самолёт ведёт себя довольно ва- льяжно, как ленивый белый миш- ка. И в этом чувствуется мощь. Не зря его за границей прозвали «Медведем» (Ту-142 - «Bear», по натовской классификации. - Ред .). Это реально - лайнер, - гвардии капитан Бойченко очень уважи- тельно отзывается о своём само- лёте. На предельном сближении По словам офицера, Ту-142 мо- жет выполнять множество задач. Летает на осмотр района, осу- ществляет поиск подводных лодок противника и слежение за ними, а в военное время - их уничтожение. Помогает в проводке кораблей, выполняя полёты в арктических районах для вскрытия ледовой обстановки. Может осуществлять перелёты на очень большие рас- стояния и даже совершать доза- правку в воздухе. Это считается довольно слож- ной операцией даже для весь- ма опытных лётчиков - на скоро- сти почти 500 километров в час в сложных погодных условиях Край- него Севера совершать сближе- ние и стыковку «Медведя» с само- лётом-заправщиком. Расстояние друг от друга при этом менее 20 метров. Применительно к таким гигантам можно сказать, что сбли- жаются вплотную. Через специ- альный шланг в баки закачивают 5000 литров топлива. - Дозаправка - один из самых сложных элементов лётной под- готовки. Но от этого навыка зави- сит выполнение множества наших задач. Поэтому у нас в эскадри- лье, насколько это возможно, к ней стараются подготовить всех ко- мандиров и их помощников. Про- грамма подготовки составлена так, что сначала много учебно-трени- ровочных полётов выполняется в районе своего аэродрома. Когда становится понятно, что коман- дир достиг определённого уров- ня, планируют дозаправку, - объ- ясняет офицер. По его словам, при передаче топлива от одного летательного аппарата другому обязанности внутри экипажа распределены следующим образом: штурман-на- вигатор выводит самолёт на до- заправщика, командир - на штурвале, помощник командира ко- рабля - держит скорость. - Мы работаем сообща. Я удер- живаю скорость, командир - само- лёт по направлению, чтобы нас не выбросило из эшелона, - объ- ясняет пилот. Именно с дозаправкой, по при- знанию Антона Бойченко, были связаны самые сильные эмоции, полученные им в полёте. - Летели через Арктику, три на- ших самолёта и четыре истреби- теля в качестве заправщиков. Для моего командира это была первая задача с дозаправкой. Он преду- предил меня, что наши товари- щи будут непременно наблюдать за операцией, так как он делает это впервые. Из его слов я понял, что нужно максимально собрать- ся и отработать сообща, сделать всё гладко. Но при этом волно- вался ужасно. Ведь и у меня это в первый раз! Подумал даже: «А вдруг не получится?». Благо всё удалось. Командир потом меня по- хвалил, а я - его. Радостные мо- менты хорошо запоминаются… - А страшно бывало? - А и радостно, и страшно всег- да, - смеётся лётчик. - Страшно опозориться, страшно не выпол- нить задачу. Если что-то одно не сделаешь, то и вся работа может оказаться насмарку. - А есть у вас любимые задачи? - Я всегда рад, когда у меня получается полетать, - отвечает помощник командира корабля. - Задачи бывают простые, быва- ют «нагруженные». Мне больше нравятся вторые. Чем больше заданий, чем они сложнее, тем лучше. Случается так, что при- шли в один район поиска, мно- го часов там провели и ушли. А бывает по-другому: один район, второй, потом надо залететь на полигон, да ещё какая-нибудь вводная по пути возникнет. Мне нравится, когда сложно, когда после полёта - весь мокрый. Ког- да снимаешь шлемофон и пря- мо смотришь в глаза командиру: мы сегодня всё сделали, мы - мо- лодцы. Удовлетворение от этого получаешь колоссальное. Когда экипаж говорит: «Спасибо коман- диру», а командир - «Спасибо эки- пажу», то идёшь по аэродрому такой радостный. Тогда можно долго-долго пешком идти и даже не чувствовать усталости. Ольга ЧЕРНЫШЕВА . Фото автора . Помощник командира корабля Ту -142 гвардии капитан Антон Бойченко . Учебный корабль « Смольный » совершил заход в главную базу Северного флота На борту УК находятся курсанты Тихоокеан- ского высшего военно-морского училища (ТОВВМУ) имени С.О Макарова. За последние четыре месяца это уже третий заход корабля в столицу Северного флота. На УК «Смольный» прошли штурманскую практику более 16 тысяч курсантов. Те, кто сейчас уже носит офицерские погоны, помнят его под бортовым номером 210, ныне на его борту значится цифра 300. Учебный корабль встретил заместитель командующе- го Северным флотом по во- енно-политической работе контр-адмирал Игорь Куроч- кин. Об успешном перехо- де по Северному морскому пути заместителю команду- ющего доложил командир ко- рабля капитан 2 ранга Дми- трий Парахин. Контр-адми- Будущее флота рал поздравил курсантов и экипаж с прибытием в глав- ную базу Северного флота и отметил важность морской практики, в ходе которой кур- санты приобретают опыт и необходимые знания флот- ской профессии. В своём вы- ступлении контр-адмирал затронул тему текущей меж- дународной обстановки, ска- зав, что сейчас мы являемся свидетелями того, как в усло- виях специальной военной операции проявляют муже- ство и героизм наши воины. Как сообщил капитан 2 ранга Дмитрий Парахин, перед началом похода во время пребывания во Вла- дивостоке учебный корабль «Смольный» пополнил ма- териально-технические за- пасы до требуемых норм, а экипаж получил кратковре- менный отдых. На смену завершившим штурманскую практику кур- сантам Санкт-Петербургско- го военно-морского института для отработки практических задач в ходе дальнего учеб- ного похода прибыли бо- лее 200 курсантов ТОВВМУ им. С.О. Макарова и воспи- танников Владивостокско- го филиала Нахимовского военно-морского училища. На переходе по обратному маршруту преподаватели ТОВВМУ провели с курсанта- ми необходимое количество занятий по специальности. В ходе интенсивного обучения будущие офицеры заступали на вахты вместе с офицера- ми экипажа корабля. Командир также пояснил, что УК «Смольный» - это со- ветский и российский учеб- ный корабль проекта 887, который оснащён совре- менным радиотехническим и навигационным оборудо- ванием и имеет боевое во- оружение. Для обучения на нём предусмотрены про- кладочные классы, а также учебные аудитории, астро- номическая палуба, шести- вёсельные ялы, отсек борь- бы за живучесть корабля. В ходе митинга замести- тель командующего Се- верным флотом по воен- но-политической работе контр-адмирал Игорь Ку- рочкин вручил трём кур- сантам, добившимся вы- соких результатов в учёбе, памятные подарки от воен- но-политического управле- ния Северного флота, а так- ТИХООКЕАНЦЫ В ЗАПОЛЯРЬЕ Контр - адмирал Игорь Курочкин поздравил курсантов и экипаж с прибытием в главную базу Северного флота . же пригласительные билеты на спектакль Драматическо- го театра Северного флота. Одним из курсантов, кото- рым контр-адмирал Куроч- кин вручил подарки, был старший матрос Георгий Печора. Он учится на треть- ем курсе ТОВВМУ по специ- альности кораблевожде- ние и эксплуатация морских средств навигации. Это его первая морская практика. За время похода его впечатли- ли база подводных лодок Ти- хоокеанского флота, бухта Провидения, красоты Се- вера. В походе он дубли- ровал вахтенного штурман- ского электрика, дежурного гидрометеоролога, дежур- ного астронома, а также нёс штурманскую вахту. В будущем Георгий собира- ется стать командиром ди- зель-электрической под- водной лодки. От Владивостока до Севе- роморска учебный корабль «Смоль- ный» прошёл по трассе Северного морского пути, захо- дя при этом в порты на Камчатке и Чукот- ке. В проливе Виль- кицкого осущест- влялась ледовая проводка учебно- го корабля «Смоль- ный» атомным ледо- колом «Арктика». Во время арктического перехода курсан- ты получили опыт кораблевождения при неблагоприят- ных гидрометеоро- логических услови- ях - сильном ветре и волнении моря до 6 баллов. В Североморске учебный корабль «Смоль- ный» пробыл несколько дней. После пополнения за- пасов и смены стажёров ко- рабль продолжил поход. Александр ЯКОВЛЕВ . Фото автора и пресс - службы СФ . На переходе по обратному маршруту преподаватели ТОВВМУ провели с курсантами необходимое количество занятий по специальности . В ходе интенсивного обучения будущие офи - церызаступалинавахтывместе с офицерамиэкипажакорабля

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz