На страже Заполярья. 2022 год. Октябрь.

28 октября 2022 года Идёт боевая учёба Профессионализм и высокая организация - залог успеха коллектива электромехаников НА ПРОЧНОСТЬ ПРОВЕРЯЕТ МОРЕ Дивизионы потрудились на славу - Одной из важней- ших задач БЧ-5 во вре- мя нынешнего похода было обе- спечение заданного хода корабля. Время от времени он менялся. Иногда возникала необходимость очень быстро переместиться из одной точки в другую, в этом слу- чае мы развивали максимально возможную скорость, - поясня- ет командир БЧ-5 РКР «Маршал Устинов» капитан 2 ранга Алек- сей Яблоков. - При таком режи- ме основная нагрузка ложилась на плечи специалистов дивизио- на движения, которым командует капитан 3 ранга Евгений Иванов. Другой дивизион, электротех- нический, под руководством ка- питана 3 ранга Ивана Митенёва обеспечивал подачу электропи- тания на все потребители, начи- ная от освещения и заканчивая комплексами ракетного, артил- лерийского и минно-торпедного оружия. Электроэнергию на потре- бители подают по-разному. При повседневной деятельно- сти энергоресурса требуется в разы меньше, чем при выполне- нии учебно-боевых упражнений. Во втором случае специалисты электротехнического дивизиона запускают дополнительные гене- раторы, что увеличивает нагруз- ку и требует от них дополнитель- ных усилий и внимания. Дивизион живучести под коман- дованием капитана 3 ранга Рус- лана Фаттахова в походе обслу- живал все корабельные системы, которые обеспечивают жизнедея- тельность и живучесть корабля. В обязанности подчинённых капи- тана 3 ранга Фаттахова входили: подача пресной воды и пара для хозяйственных нужд и обогрева корабля, обеспечение потреби- телей холодом. Моряки обслужи- вали топливные и противопожар- ные магистрали, а также систему непотопляемости. Большое внимание уделялось противопожарной безопасности. Во время выполнения задач в море был выставлен пожарный караул, он находился в состоянии постоянной готовности к борьбе с огнём. Раз в неделю на корабле проводилось учение по борьбе за живучесть. Хорошая подготовка экипажа позволила избежать серьёзных поломок. Небольшие неисправ- ности возникали, но они были опе- ративно устранены силами лично- го состава. - В море поломки бывают часто, всегда есть куда приложить руки, особенно если поход длительный. Любая материальная часть требу- ет заботы и внимания. На этот раз вышел из строя турбогенератор, который обеспечивал электро- энергией корабельные потреби- тели. Но благодаря хорошей ре- монтной подготовке мы букваль- но за пару часов неисправность ликвидировали, - говорит коман- дир дивизиона движения капитан 3 ранга Евгений Иванов. В рабочем режиме - Главной особенностью БЧ-5 в отличие от других боевых ча- стей и служб является то, что весь её личный состав и матери- альная часть беспрерывно нахо- дятся в «рабочем режиме» - и на ходу, и на якоре, и при стоянке в базе, у стенки, и даже во время ремонта, - говорит командир БЧ-5 РКР «Маршал Устинов» капитан 2 ранга Алексей Яблоков. - Ведь БЧ-5 - это движение и манёвры корабля на любых режимах, его боевая устойчивость и живучесть, непотопляемость, взрыво- и пожа- робезопасность, бесперебойная подача электроэнергии и сжатого воздуха, охлаждения и обогрева, пресной и забортной воды всем потребителям, а также функцио- нирование всех корабельных си- стем жизнеобеспечения, работа бытовых систем и устройств, вос- становление боевых и аварийных повреждений, повседневные и по- ходные ремонтные работы и мно- гое другое. В дальнем походе, по большо- му счёту, электромеханическая боевая часть держит на своих плечах боеготовность всего ко- рабля. И это не преувеличение. Именно личный состав БЧ-5 де- лает всё, чтобы экипаж мог в пол- ном объёме решать в море по- ставленные перед ним задачи. Без стараний машинистов-газо- турбинистов, машинистов трюм- ных, электриков сильного и сла- бого тока не смогут работать ни штурманы, ни ракетчики, ни свя- зисты. Даже приготовить пищу и организовать помывку личного со- става без участия моряков БЧ-5 будет проблематично. Лучшие в своём деле Заместитель командира БЧ-5 по военно-политической работе капитан 3 ранга Евгений Поно- марёв считает хороший уровень подготовленности специалистов подразделения одной из главных заслуг капитана 2 ранга Алексея Яблокова. Ведь в любой работе важны опыт и профессионализм руководителя. Командир электро- механической боевой части умело руководит подразделением. - Настоящих мастеров свое- го дела в БЧ-5 служит немало. Все они профессионалы в пол- 1 стр . Командир БЧ -5 капитан 2 ранга Алексей Яблоков проводит тре - нировку по специальности . ном смысле этого слова, - за- веряет капитан 2 ранга Ябло- ков. - Один из таких - командир ди- визиона движения капитан 3 ран- га Евгений Иванов. Офицер пришёл на Север- ный флот после окончания Воен- но-морского инженерного инсти- тута по специальности инженер паросиловых энергетических уста- новок. Евгений признаётся, что знания там получил хорошие, по- этому и большое заведование его не напугало. Тем более что слу- жить ему всегда хотелось. - Первое время приходилось буквально безвылазно сидеть на борту. Конструкция РКР очень сложная, неподготовленному че- ловеку в ней не разобраться, - рассказывает про начало своего профессионального пути капитан 3 ранга Евгений Иванов, который сейчас уже в качестве наставника делится своими знаниями с под- чинёнными. - Мы все друг от друга зависим, особенно в море. Это как в техно- логической цепочке, прочность ко- торой зависит от каждого звена. К тому же многие приборы и меха- низмы эксплуатируются разными специалистами. В экстремальных ситуациях вообще не имеет зна- чения, кто ты, все дружно навали- ваются на сложный участок, - под- чёркивает командир БЧ-5 капитан 2 ранга Яблоков. С приходом в базу забот у мо- ряков БЧ-5 меньше не стало. Се- годня они заняты восстановлени- ем и поддержанием технической готовности материальной части, делают всё необходимое, что- бы корабль мог в любую минуту выйти в море. Владлена КЛЮШИНА . Фото автора . Личный состав БЧ -5 делает всё , чтобы экипаж мог в полном объёме решать в море постав - ленные перед ним задачи Служить на флагмане СФ , носящем имя родоначальника Российского военного флота , и почётно , и престижно Молодые офицеры -пора становления ПОД ЗВЕЗДОЙ ПЕТРА ВЕЛИКОГО Вроде бы только вчера, поблёскивая новень- кими звёздочками на лейтенантских погонах, Евгений Карелин впервые поднялся на борт тяжёлого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий». Он предвкушал большие перемены, и каждая ступенька трапа была как шаг в само- стоятельную жизнь. Нужные книги Евгений появился на свет в Перми, старинном русском городе. Промышленный и культурный центр Урала хоть и имеет речной порт, но весьма далёк от морских ма- гистралей. Остаётся только гадать, откуда в мальчишке зародилась любовь к грозной стихии и мечта стать корабе- лом. В родне мореплавате- лей не было, да и погон никто не носил. Однако парня с дет- ства привлекала эта тема, он рос настоящим мореманом. Может быть, книги так по- влияли или кино, но к стар- шим классам Женя уже окон- чательно определился с выбором профессии. Стать моряком, непременно воен- ным, и служить на больших кораблях - таково было его решение. Он самостоятель- но, без родительской помо- щи, выбрал военный вуз и специальность. Из факуль- тетов Морского корпуса Пе- тра Великого его привлёк штурманский. На тот мо- мент эта специальность ка- залась ему более понятной и самой творческой из всех предложенных для освоения старейшим ввмузом России. Родители, которые пре- доставили сыну полную свободу в выборе будущей профессии, его идею поддер- жали и одобрили. Да и сам Евгений, по его словам, ни разу не пожалел об избран- ном пути, по которому вот уже семь лет шагает под пу- теводной звездой Петра Ве- ликого. Сначала - в Морском корпусе, названном в па- мять государя - родоначаль- ника Российского флота, а теперь - служа на корабле, именованном в его честь. Поначалу домашнему мальчику, который о воен- ной службе судил лишь по книжкам и фильмам, было довольно трудно привыкнуть к тому укладу жизни, что дик- товало курсантам обучение во ввмузе. Дисциплина и по- рядок, подчинение и режим давались непросто, но по- степенно он привык. На пер- вом курсе проблем добав- ляла высшая математика, потом начались предметы по специальности - астроно- мия, кораблевождение. Ста- ло ещё сложнее, но и намно- го интереснее. От Пирея до Владивостока С морской курсантской практикой Евгению очень повезло. Его первый даль- ний поход - из Севастополя в Кронштадт - проходил на учебном корабле «Перекоп». Чёрное, Эгейское, Средизем- ное моря, Атлантика. Захо- ды в афинский порт Пирей, на Мальту и в Лиссабон. Не- обычная стажировка остави- ла неизгладимые впечатле- ния, которые утвердили его в том, что профессию он вы- брал правильно. - Целью похода было по- лучение практических штур- манских навыков. Мы под- робно изучали работу вахтенного штурмана. По- том уже в учебных классах сами несли такое дежур- ство. Знакомились с други- ми штурманскими вахтами, с устройством корабля, с по- вседневной организацией службы. Решали астрономи- ческие задачи, определяли место корабля различны- ми способами, например, по звёздам, Солнцу, Луне, по навигационным прибо- рам и другими способа- ми, - командир радионави- гационной группы штурман- ской боевой части ТАРКР «Пётр Великий» лейтенант Евгений Карелин с удоволь- ствием вспоминает, как впер- вые окунулся в настоящую моряцкую жизнь. Оказывается, далеко не все курсанты разделяли его восторги. Кого-то изнуряла качка, других не устроил та- кой режим обучения. В ито- ге после окончания практи- ки несколько человек с курса отсеялись. Второй учебный поход для будущих навигаторов снова проходил на корабле «Перекоп». Из порта Крон- штадт Северным морским путём курсанты прошли во Владивосток. По времени эта морская практика была более продолжительной, по содержанию - насыщенной приобретением практических навыков. - Всё-таки уже четвёртый курс, выпуск не за горами. Больше навыков по специ- альности, соответственно, больше прикладных заня- тий, - объясняет офицер. - В ходе корабельной практики мы получили опыт обеспече- ния навигационной безопас- ности плавания и решения задач кораблевождения в различных условиях, а также несения специальных вахт дублёрами штатных должно- стей экипажа корабля. Задач у нас было гораздо больше, чем в первом походе. Но и мотивации больше. Все по- нимали, чего хотят и зачем здесь находятся. Штатные штурманы кораб- ля стали для ребят первыми наставниками, много помога- ли, объясняли тонкости ре- месла. Подсказывали, что и в какие моменты можно сде- лать проще и удобнее. - У них мы набирались опыта. Когда сидишь за пар- той и зубришь учебник, - это одно. А когда знания приме- няешь на деле… Оказалось, это не совсем одно и то же. Так что в первую очередь та- кая практика - это получение навыка, морской выучки, - та- кими словами заключает Ев- гений свой рассказ о втором своём курсантском походе. Он такой один И вот учёба позади. После непродолжительного отпу- ска выпускник по распреде- лению отправился на Север- ный флот. И, к его радости, сразу на большой корабль, причём единственный и уни- кальный в своём роде. - Других кораблей мно- го, больших кораблей, на разных флотах. А он такой один, - Евгений Карелин без тени смущения нахваливает свой крейсер. А после того, как я обращаю его внима- ние на эту «нескромность», он продолжает настаивать на своём. Говорит, что испыты- вает гордость, что служит на флагмане Северного флота. По прибытии лейтенан- та взял под крыло командир штурманской боевой части ка- питан 3 ранга Дмитрий Кошма- ков. Молодого офицера сразу разместили, провели экскур- сию по заведованию БЧ-1, представили экипажу и коман- диру. Получив зачётные листы, он начал потихоньку вникать в корабельную организацию, вливаться в коллектив. Жизнь моряка с её стро- гим распорядком и солид- ным перечнем ежедневных обязанностей быстро затя- нула вчерашнего курсанта Санкт-Петербургского воен- но-морского института, не оставив времени на мечтания. - Я пришёл на корабль ле- том 2020 года. Становление получилось как-то динамич- но - буквально через две недели вышли в море. Уже там сдавал зачёты, вступил в должность. Как командир радиона- вигационной группы штур- манской боевой части я от- вечаю на корабле за службу времени и службу погоды, за спутниковую навигацию и радионавигацию. Одна из ежедневных задач РНГ - све- рять часы. Время на команд- ных пунктах, на всех постах, во всех каютах должно быть едино. А ещё - нужно прини- мать прогнозы, определять фактическую погоду, сравни- вать источники информации прогнозирования погоды. Это тоже ежедневное занятие. Плюс еженедельная кор- ректура карт, внесение туда информации о навигацион- ных опасностях в соответ- ствии с новыми выпусками извещений мореплавателя и другими документами. Ну и обслуживание материаль- ной части, конечно, включа- ющее в себя эксплуатацию и ремонт морских средств на- вигации, с помощью которой определяется местоположе- ние корабля в море, - объ- ясняет спектр задач своей радионавигационной груп- пы лейтенант Карелин. Напоследок решаю устро- ить для молодого офицера небольшое блицинтервью. Первый вопрос - кого офи- цер считает на корабле сво- им наставником? - Это образ собиратель- ный - начальники, подчинён- ные, сослуживцы. Все с по- ниманием относились к тому, что в начале пути мне не хва- тало знаний. Всегда шли на- встречу, предлагали помощь по специальности. Особен- но по ведению документа- ции - в институте об этом особо не рассказывали, - го- ворит Евгений. - Молодые офицеры, что пришли на ко- рабль за пару лет до меня, много чего дельного подска- зали. Вообще экипаж здесь очень дружный. Если что-то случается, никого один на один с трудностями не оста- вят, ни с житейскими пробле- мами, ни со служебными. Пойдут навстречу, помогут и советом, и делом. - Что в начале пути оказа- лось для вас самым слож- ным? - Наверное, научиться делать несколько дел од- новременно и правильно распределять время. Кон- центрироваться не на од- ной задаче, а сразу на не- скольких. - Какой выход в море вы посчитали своим боевым крещением в качестве штур- мана? - Пожалуй, это длительное плавание, когда я был отко- мандирован на фрегат «Ад- мирал флота Касатонов». Так получилось, что имен- но в том походе я впервые нёс вахту самостоятельно, получил много практическо- го опыта. - Как видите свою дальней- шую судьбу? - Только с флотом! Пла- нирую дальше расти в про- фессии. Стараюсь себя про- явить, стремлюсь вверх по карьерной лестнице. Есть желание и мотивация. Слу- жить мне нравится, особенно на «Петре Великом». Ольга ЧЕРНЫШЕВА . Фото автора . Командир радионавигационной группы БЧ -1 лейтенант Евгений Карелин .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz