На страже Заполярья. 2022 год. Октябрь.
14 октября 2022 года Идёт боевая учёба На полигоне Уручье участники конкурса совершили проезд на команд - но - штабноймашине спреодолениемпрепятствий - змейка , ограниченный проезд , параллельная парковка , разворот в ограниченном пространстве - Что заставляет людей до- бровольно лезть в трюм? - меня всегда интересовал этот вопрос, а в конкретном случае - особо. «Картинка» как-то не складывается. - Многие попадают «в обо- рот» ещё в детстве, - спокой- но объясняет командир элек- тромеханической боевой части БДК «Иван Грен» Иван Саковский. - Кто-то помогал отцу чинить старую «шестёр- ку», перебирать движок или коробку передач. И затяну- ло, подружился с техникой. Сам я рос в маленьком военном городке. Отец был офицером. Мы из того по- коления, которое ещё что- то делало руками. Кому это было интересно, разумеет- ся. С мальчишками ходили в технические кружки. Масте- рили платы, транзисторные приёмники, пропадали в га- ражах, копаясь с родителя- ми в машинах. Смартфонов тогда не было, да и компь- ютер у меня появился толь- ко в старших классах. Окончив Нахимовское учи- лище, Иван решил поступать в военно-морской инженер- ный институт. К тому време- ни он уже твёрдо знал, что хочет стать инженером, по- лучить именно такую специ- альность, в которой всегда кадровый голод. По словам «стармеха», служить в его боевую часть в основном приходят те, кто успел до этого получить среднее техническое образо- вание, освоить инженерную специальность, имеет опре- делённые навыки в сельском хозяйстве или промышлен- ности. Правда, не у всех из- Об успехе наших военных свя- зистов в конкурсе мне рассказал его непосредственный участник - представитель центра связи Се- верного флота начальник отде- ления мониторинга и управления сетью пункта управления связью флота старший лейтенант Вадим Мещеряков. Офицер вошёл в сборную ко- манду Вооружённых Сил РФ, ко- торая стала победителем в кон- курсе «Уверенный приём». - Конкурс проводится не толь- ко для того, чтобы выявить луч- ших, но и чтобы проверить готов- ШТОРМ БЫЛ ОЧЕНЬ КСТАТИ Специалисты БЧ - 5 первыми идут и в огонь , и в воду Капитан 3 ранга Иван Саковский с первого взгля- да поражает своей лучезарной улыбкой. Ему бы в кино сниматься, так нет же. Парень избрал для себя совсем другую стезю - стать моряком, офицером. Казалось бы, куда романтичнее. Од- нако и на этом пути он умудрился остановить свой выбор на одной из самых сложных и тру- доёмких, «нелюксовых» специальностей - ме- ханика на военном корабле. начально присутствует слу- жебное рвение, но если начинает что-то получать- ся, то, как правило, появля- ется азарт. И глядишь - че- ловека уже не узнать. Без дармоедов и вакансий - Кого из специалистов БЧ-5 можете отметить? - У нас все молодцы. Дар- моеды нам не нужны. Такой роскоши позволить себе не можем. Электромеханическая бо- евая часть - это оплот, ко- стяк любого корабля. Прак- тически за всё, от корпуса, винтов, трубопроводов до разнообразных механизмов и систем, насосов, а также за вооружение и военную технику, за исключением не- скольких комплексов, ответ- ственность возложена на личный состав БЧ-5. Выход в море для сдачи курсовой задачи, межфлот- ский переход - для нас это сути дела не меняет. Мы должны обеспечить жи- вучесть корабля, его ход, электропитание, холод на все потребители, предот- вратить огромное количе- ство возможных аварийных происшествий и поломок и быть готовыми к любым си- туациям. Мы - первые, кто идёт в огонь и воду. Специалисты БЧ-5 знают себе цену. И все на флоте её знают. У моряков мы всегда в почёте, - с достоинством произносит Саковский. Поэтому в первую очередь назову, конечно, старшин ко- манд трюмной, моторной и электриков. Это мичманы Сергей Тетерник, Иван Алек- сандров и Роман Хоботков. На них огромный объём ра- боты возложен. А также на командира моторной груп- пы старшего лейтенанта Ва- лерия Ананскина. Это наши колонны, которые держат всю боевую часть, а значит, и весь корабль. Они пода- ют свет, тепло, крутят винты, дают возможность стрелять. Особо я бы выделил трюм- ного специалиста старшего матроса Кирилла Бутюкова, командира отделения элек- триков главного старшину Фёдора Райковского, кото- рые на БДК «Иван Грен» с момента его спуска на воду. Они обладают большим опы- том и знаниями, которые пе- редают новому поколению моряков БЧ-5. Назову и двух старших мо- тористов сержанта Дмитрия Онучина и старшего матро- са Алексея Игумнова, кото- рые вместе с нами начинали службу на этом корабле. Из молодого поколения упомя- ну электрика матроса Илью Дмитриева. Он недавно при- шёл на корабль, но уже по- казывает успехи в освоении специальности, его рвение заметили. Ноу - хау в мире кораблей Командир БЧ-5 капитан 3 ранга Иван Саковский не раскаивается в том, что од- нажды принял решение по- святить себя инженерному делу. Осваивать его офицер начинал на тяжёлом авиа- несущем крейсере «Адми- рал Флота Советского Со- юза Кузнецов», где прошёл несколько ступенек служеб- ной лестницы. - Для меня служба на БДК «Иван Грен» - это не просто более высокая должность. На ТАВКР, скажем так, всё работало. И как специа- лист я себя исчерпал. А здесь для меня открылись возможности для дальней- шего профессионального роста. Я столкнулся с боль- шим количеством новых об- разцов вооружения и во- енной техники, которых не было ранее на кораблях. Сопоставлять «старые» проекты с новым десантни- ком - это всё равно что срав- нивать «древний» компьютер с последними ноу-хау в со- временных гаджетах. Здесь всё завязано на электронные автоматические системы управления механизмами, заменяющими механиче- ский труд. - Значит, у механиков руки нынче не в мазуте? С тряпоч- кой ходить не приходится? - Приходится. Но в мень- шей мере, чем это было раньше. Водоотливные си- стемы, перепуска воды, си- стемы, предназначенные для уборки и осушки трюмов, для бытовых нужд стали более современными. Они теперь не требуют «ручного приво- да», как раньше, однако ав- томатизированное управле- ние подразумевает более высокую квалификацию лич- ного состава. Человек, который нажи- мает кнопку на сенсорной панели управления ме- ханизмами, системами и устройствами, обязан знать, что при этом происходит. Ведь если кнопка не срабо- тает, он должен иметь пред- ставление, как восстановить работу системы: куда бе- жать и что проверить, что- бы устранить проблему. По сути, внизу, в трюме меха- низмы и клапаны не измени- лись. Как крутились (против часовой стрелки - открыть, по часовой - закрыть), так и крутятся. К ним просто до- бавились устройства элек- трического или пневматиче- ского привода, завязанные на достаточно сложные си- стемы передачи импульса и сигнала. Аварийный меха- нический привод при этом никто не отменял. Если трю- мный специалист никогда не бывал по уши в мазуте или дизтопливе, если руки его не испачканы в масле, а спина в бензине, то на- стоящего опыта эксплуата- ции и ремонта матчасти у него нет. Служба в БЧ-5 на новом корабле не стала менее лёг- кой, она по-прежнему тру- доёмкая. В разы увеличил- ся объём знаний, которыми нужно овладеть, чтобы про- сто нажимать на кнопку. Ус- ложнился процесс приобре- тения навыков эксплуатации, запуска и дистанционного обслуживания любой систе- мы. Грамотный, хорошо обу- ченный специалист понима- ет, что применение высоких технологий только увеличи- вает возможности, улучшает тактико-технические характе- ристики корабля. При его проектировании изначально закладывались высокие требования к жи- вучести, здесь предусмо- трено большое резервиро- вание. Вообще, новые БДК интересные, за ними - буду- щее. Пусть «Иван Грен» и не лишён «детских болезней», но его постоянно дорабаты- вают, устраняя недостатки, которые выявляются в про- цессе эксплуатации. Проверка морем - Как шёл процесс освое- ния новой техники? Насколь- ко понимаю, учиться прихо- дилось практически всем одновременно? - Конечно, уже ко време- ни проведения ходовых ис- пытаний личный состав в достаточной степени натре- нировался, имел опыт экс- плуатации. Но всё это как бы в теории. Пока корабль сто- ит, так скажем, на холостом ходу, - это одно. Другое де- ло - как он поведёт себя в море, в том числе в штор- мовом, на разных режимах плавания. Поэтому мы выходили в акваторию на испытания, проводили тренировки и уче- ния по эксплуатации глав- ной энергетической установ- ки, всех систем в условиях плавания в различной об- становке, в том числе и при «аварийных повреждениях», отрабатывали методы борь- бы за живучесть. В февра- ле этого года при выходе в море попали в сложные ме- теоусловия, море решило показать нам свой суровый характер, шторм достигал 4 баллов. Благодаря этому проверили работу техниче- ских средств в условиях кре- на и дифферента, а заодно и действия личного состава в штормовом море. Испыта- ли главную энергетическую установку на различных ре- жимах. Это было очень кста- ти, потому что до этого, как правило, ходили на эконо- мичных режимах. В услови- ях качки выявились опреде- лённые неисправности - их устранили. Было и наобо- рот - то, что до этого считали неисправностью, оказалось, таковой не является, просто надо было делать по-друго- му. В общем, получили нео- ценимый опыт, - говорит ко- мандир БЧ-5. «Неоценимый опыт» - это, конечно, в сухом остат- ке. Чтобы представить, какая нагрузка в это вре- мя легла на специалистов БЧ-5, сколько бессонных но- чей они провели, и что при этом чувствовал их коман- дир, нужно иметь изрядное воображение. Машины больше не нужны - Вы два года служите на этом корабле. Какой день стал для вас самым страш- ным? - решаюсь спросить по- сле упоминаний «стармеха» про шторм. - Когда я пришёл на БДК, он как раз уже два года не выходил в море по техниче- ским причинам, стоял у стен- ки. За это время, естествен- но, менялся экипаж, шёл ремонт и восстановитель- ные работы. И вот в марте 2020 года десантник совер- шил свой первый после дли- тельного перерыва выход в море. Это и был самый ужас- ный день для меня на этом корабле. Все мои страхи во- плотились в жизнь. Техника, которая находилась в вы- нужденном простое, начала безобразные вещи вытво- рять. Мы постоянно «под- прыгивали», почти не спа- ли. Первый блин получился комом. Многое нужно было срочно исправлять. Тогда я убедился, что корабль дол- жен обязательно выходить в море, его моторы - работать, механизмы постоянно функ- ционировать. С каждым последующим выходом наши «блины» по- лучались всё лучше и акку- ратнее. Так что теперь от- тачиваем навыки более спокойно. Когда есть опыт, знаешь, чего ожидать. А в некоторых случаях уже мо- жешь с закрытыми глазами найти и устранить пробле- му. Ведь от скорости реак- ции иногда тоже многое зави- сит, - рассуждает Иван Ми- хайлович. - А день, которым особо гордитесь, есть такой? - Это бывает каждый раз после выхода в море, даже очень короткого. Когда мы швартуемся и командир ко- рабля ставит «итэшному» расчёту БЧ-5 оценку «от- лично», я испытываю чув- ство удовлетворения от проделанной работы. Если слышу фразу: «Машины больше не нужны», значит, мы хорошо выполнили свою задачу. Ольга ЧЕРНЫШЕВА . Фото Владлены КЛЮШИНОЙ . Все системы БЧ -5 автоматизированы , но без участия специалистов электромеханической службы - это про - сто мёртвые железки . АДРЕС - ПРИСВОИТЬ , « ЛИСА » - НАЙТИ Связисты Северного флота стали лучшими в международном конкурсе В нынешнем году конкурс военных связистов «Уверен- ный приём» проходил в Минске. Он получился особен- но захватывающим и состоял из пяти этапов: «Радио- ориентирование», «Уверенный приём», «Радиообмен», «Работа на оборудовании IT-структуры» и «Военизиро- ванная эстафета». ность экипажей и взводов связи воинских частей и соединений к успешному выполнению задач по предназначению, - подчёркива- ет старший лейтенант Вадим Ме- щеряков. Первым испытанием для кон- курсантов стало «Радиоориенти- рование». Военные радиотелегра- фисты с помощью карты местно- сти, компаса и приёмника-пелен- гатора вели поиск радиопередат- чиков, расположенных в лесу. - Их ещё называют «лиса- ми». Они с определённым про- межутком транслируют сигналы на определённой ча- стоте. А наша задача «охотника» как мож- но быстрее их найти, - объясняет суть кон- курса старший лей- тенант Мещеряков. В каждой коман- де по три участника. Стартовали они не все вместе, а по оче- реди. - То есть сначала бежит первый номер команды. Через 5 ми- нут второй и только потом - третий, - де- лится связист. - Каждый должен найти как можно больше «лис» в лесу, а после этого нужно отыскать ещё и дорогу к финишу. А это - за- дача «со звёздочкой». Трасса этапа проходила по лес- ному массиву со сложным рель- ефом. Время её прохожде- ния - от часа до двух. Напряже- ние борьбы было доведено до предела, ведь на кону - победа в международном этапе конкур- са АрМИ-2022. - Если неправильно выстроить маршрут, то теряешь много вре- мени. На этом этапе нужны хо- рошая физическая готовность и выносливость, - подчёркивает Ва- дим Евгеньевич. Следующей проверкой сил стал этап «Уверенный приём», в ходе которого каждый участ- ник должен был принять радио- граммы и сформировать тексты с использованием персональной электронно-вычислительной ма- шины. Задача этапа - принять как можно больше знаков в ми- нуту. Тексты радиограмм состоя- ли из 30 букв кириллицы и 10 арабских цифр, группы - из пяти знаков. Одна радиограмма включала в себя 30 групп. «Экватором» состязаний стал этап «Радиообмен», на котором военным связистам предстоя- ло осуществить передачу радио- грамм. Радиообмен шёл с исполь- зованием малогабаритных станций УКВ-диапазона, а для телеграф- ной передачи выбрали вертикаль- ный телеграфный ключ. Согласно положению о соревнованиях каж- дый участник состязания должен был передать и принять по одной буквенной и одной цифровой ра- диограмме объёмом 30 групп. Тек- сты радиограмм выбирали мето- дом жеребьёвки. Этап «Работа на оборудова- нии IT-структуры», в котором не- посредственное участие принял старший лейтенант Вадим Ме- щеряков, проходил на двух уров- нях - теоретическом и практиче- ском. В команде с ним оказались старший лейтенант Алексей Ве- селовский, проходящий военную службу в зенитном ракетном ор- дена Красной Звезды полку СФ, представитель Воздушно-косми- ческих сил РФ старший лейтенант Никита Валетов и курсант Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Будённо- го Салават Закиров. Как рассказал Вадим Евгень- евич, на конкурсе IT-специалисты должны были показать целый ком- плекс навыков. Связисты реша- ли три задачи: по расчёту при- годности волоконно-оптических линий, распределению IP-адресов и оценке качества передачи сиг- нала по витой паре. На решение отводилось 30 минут. За каждое правильно выполненное задание участникам начисляли по 5 бал- лов. Затем специалисты развора- чивали полевую оптоволоконную линию связи для высокоскорост- ной передачи данных и полевую медную кабельную линию связи протяжённостью не менее 100 ме- тров, а также настраивали IT-обо- рудование и организовали видео- конференц-связь между собой. - В этом конкурсе надо было «балансировать». Можно пробе- жать очень быстро, но тогда ве- лик шанс повредить линию. Здесь нужно много думать. За каждое неверное действие - штраф, - рас- сказывает старший лейтенант Ме- щеряков. - Самое сложное бы- ло справиться с волнением. Я счи- Конкурсанты отрабатывают элемент по развёртыванию полевой оптоволоконной ли - нии связи . Курсант Академии связи имени С . М . Будён - ного Салават Закиров производит сварку оп - тического волокна . таю, что мы выступили достойно. Последний этап - «Военизи- рованная эстафета» - оказался самым сложным. На полигоне Уручье участники конкурса соверши- ли проезд на ко- мандно-штабной машине с прео- долением пре- пятствий - змей- ка, ограниченный проезд, парал- лельная парков- ка, разворот в ограниченном про- странстве. Далее осуществили раз- вёртывание бое- вой машины, носи- мой радиостанции ультракоротковол- нового диапазона и линии дистан- ционного управ- ления с установкой телефонного аппарата типа ТА-57. Настроили радиостанцию в соответствии с полученными радиоданными и пе- редали сигнал в телефонном ре- жиме с вынесенного телефонного аппарата на носимую радиостан- цию. Далее - разборка и сборка автомата АК-74, из которого каж- дый связист должен был поразить пять мишеней. За каждый промах - штрафной круг по полосе пре- пятствий. По итогам конкурса связисты из России и Белоруссии заняли пер- вое место, набрав по 461 баллу. Серебряные награды с результа- том в 363 балла разделили связи- сты из Узбекистана и Вьетнама, и замкнули тройку финалистов во- еннослужащие из Лаоса, которые набрали 116 баллов. Владлена КЛЮШИНА . Фото из архива части . АрМИ-2022 Служба в БЧ -5 на новом корабле не стала менее лёгкой , она по - прежнему трудоёмкая . В разы увеличился объём знаний , которыминужно овладеть , чтобыпросто нажимать на кнопку
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz