На страже Заполярья. 2022 год. Октябрь.
14 октября 2022 года Идёт боевая учёба Экипаж БПК продемонстрировал в море выучку и слаженность КОРОТКИЕ ЭПИЗОДЫ ДЛИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ Изначально пла- нировалось, что «кулаковцы» пробудут в море около полутора месяцев. Но после выхода из базы пла- ны поменялись, длительное плавание продлилось почти восемь месяцев. Это обстоя- тельство никоим образом не сказалось ни на настроении корабельных специалистов, ни на их работоспособности, ни на качестве выполнения заданий командования. Вдали от родных берегов на долю моряков БПК «Ви- це-адмирал Кулаков» выпа- ло немало испытаний. Пер- вым из них стал сильный шторм, в который попал от- ряд кораблей и судов сразу после выхода в Атлантику. Как только морская стихия начала набирать силу, по ко- рабельной трансляции тут же раздалась команда: - Корабль к плаванию в сложных гидрометеоусло- виях приготовить! Экипаж сразу же на- чал закреплять имущество по-штормовому, проверять, чтобы всё находилось на своих штатных местах. Хо- довую вахту начали нести наиболее подготовленные и устойчивые к морской качке специалисты. Понятно, что штормовая погода добави- ла хлопот морякам штурман- ской, электромеханической и радиотехнической боевых частей, которыми команду- ют, соответственно, капитан 3 ранга Георгий Зыкин, капи- тан 2 ранга Андрей Проява, капитан 3 ранга Юрий Булы- га. Именно эти коллективы, как всегда, определяли курс и место корабля в режиме реального времени, обеспе- чивали заданный ход БПК, отслеживали наличие раз- личных целей в районе пла- вания. В данном случае от них требовались повышен- ная бдительность и предель- ная выносливость, ведь не так легко стоять на вахте, когда палуба корабля ухо- дит из-под ног. В таком со- стоянии экипаж пребывал почти четверо суток. Североморцы успешно справлялись с невзгодами, которые им преподнесла непогода. Моряки уверен- но обеспечивали надёжную работу всех механизмов, систем и аппаратуры БПК. Благодаря их стараниям вся материальная часть функци- онировала безотказно. По мере приближения к Гибралтарскому проливу в районе Бискайского залива в результате чётких и сла- женных действий гидроакустической группы под коман- дованием капи- тан-лейтенанта Ми- хаила Громыко БПК «Вице-адмирал Ку- лаков» была обна- ружена подводная лодка военно-мор- ских сил Португа- лии. Акустики клас- сифировали цель и некоторое время, держали с ней кон- такт. И здесь нуж- но отдать должное профессионализ- му как самого ка- питан-лейтенанта Михаила Грушко, так и других специ- алистов ГАГ. В пер- вую очередь это от- носится к инженеру ГАГ старшему лейтенанту Евгению Гороже, старшим гидроакустикам старшему сержанту Алексею Баеву и старшему матросу Виталию Расторгуеву. За двадцать дней БПК под командованием капитана 2 ранга Станислава Рощуп- кина, пройдя в сложной ги- дрометеообстановке шесть тысяч миль, форсировал Ги- бралтарский пролив и вошёл в Средиземное море. Здесь в конце февраля ко- рабли четырёх флотов Рос- сийской Федерации встрети- лись на рейде порта Тартус. Экипажи приняли участие в совместном учении под ру- ководством главнокоман- дующего Военно-морским флотом России адмирала Николая Евменова. В ходе него моряки большого про- тиволодочного корабля «Ви- це-адмирал Кулаков» про- демонстрировали хорошую морскую выучку и высокую профессиональную подго- товку. Они грамотно отра- батывали все вводные, без промедлений выполняли учебно-боевые упражнения. Следующим этапом даль- него похода стало воен- но-морское присутствие ко- раблей Военно-морского флота России, в число кото- рых входил БПК «Вице-ад- мирал Кулаков», в восточ- ном Средиземноморье. В том районе экипаж осущест- влял вскрытие характера де- ятельности кораблей воен- но-морских сил НАТО и, в частности, авианосной удар- ной группы, флагманом кото- рой являлся авианосец ВМС США «Гарри Трумен». В том, что моряки БПК ка- чественно решили эту зада- чу, немалая заслуга команди- ра группы радиотехнической боевой части старшего лей- тенанта Шамсудина Гилало- ва. Он со своими подчинён- ными отслеживал обстановку в зоне действий иностран- ных кораблей, своевремен- но докладывая её команди- ру БПК. Вдали от родных бере- гов экипаж БПК «Вице-ад- мирал Кулаков» постоянно совершенствовал умения и навыки. Регулярно прово- дили тренировки и учения по борьбе за живучесть ко- рабля, противовоздушной и противолодочной обороне, радиационной, химической и бактериологической защи- те, выполнялись учебно-бо- евые упражнения. Не стоя- ли в стороне от общих забот и специалисты ракетно-ар- тиллерийской боевой части, которой командует капитан 3 ранга Антон Лутчев. Боль- ше всех при этом пришлось потрудиться личному соста- ву артиллерийской батареи во главе с капитан-лейтенан- том Дмитрием Головачёвым. Его подчинённые успешно вели огонь как по морским, так и по воздушным целям. Повышали навыки пило- тирования над морскими просторами вертолётчики авиагруппы, возглавляемой подполковником Игорем Кравченко. Упражнялись в стрельбе из личного оружия под руководством старшего лейтенанта Александра Ша- тунова военнослужащие ан- титеррористической группы, а также группы противоди- версионных сил и средств, которой командовал сержант Александр Кучера. Во время дальнего похо- да многие матросы, старши- ны, мичманы и офицеры по- высили свою квалификацию, получили допуски к выпол- нению более широкого кру- га обязанностей. Например, старший лейтенант Ману- чехр Курбанов стал засту- пать вахтенным офицером. Немалая нагрузка в море лежала на плечах моряков электромеханической бое- вой части. Коллектив БЧ-5 во главе с капитаном 2 ранга Андреем Проявой, несмотря на особенности средизем- номорского климата, добро- совестно выполнял возло- женные на него обязанности. Сложнее всего приходилось старшему машинисту трю- мному старшему матросу Александру Иванову. В по- мещении, где он нёс вахту, температура воздуха порой поднималась до пятидесяти градусов. Но североморец стойко переносил эти вре- менные неудобства и гра- мотно обслуживал вверен- ное заведование. Помимо задач боевой под- готовки решались вопросы организации досуга лич- ного состава. Экипаж БПК активно проводил спор- тивно-массовые и культур- но-досуговые мероприя- тия. В Тартусе, например, «кулаковцы» организова- ли три концерта художе- ственной самодеятель- ности - один на борту РКР «Маршал Устинов» и два в пункте базирования. Здесь же была проведена спар- такиада между командами РКР «Маршал Устинов», БПК «Вице-адмирал Кула- ков» и фрегата «Адмирал флота Касатонов». Кроме того, во время якорных сто- янок на БПК самодеятель- ные артисты всех подраз- делений показывали свою программу перед свободны- ми от вахт сослуживцами. Их выступления всегда вы- зывали восторженные эмо- ции. Проводились спортив- ные соревнования и между боевыми частями корабля. Запомнился морякам и во- енно-морской парад в честь Дня ВМФ, который прини- мал командующий группи- ровкой сил и войск Россий- ской Федерации в Сирийской Арабской Республике гене- рал-полковник Юрий Чайко на внешнем рейде Тартуса. В августе отряд боевых ко- раблей и судов обеспечения начал движение в родную базу. Незадолго до захода в неё экипажу БПК «Вице-ад- мирал Кулаков» было дано новое задание - осуществить слежение за кораблями во- енно-морских сил НАТО в Баренцевом море. В тече- ние нескольких дней моряки большого противолодочного корабля неотступно сопро- вождали фрегаты УРО ВМС Великобритании и Норве- гии, а также английское транспортное судно. В данном эпизоде даль- него похода большая на- грузка опять легла на специалистов радиотехни- ческой боевой части под командованием капитана 3 ранга Юрия Булыги. Они не подвели экипаж, на вы- соком уровне выполнили все задачи. За время дальнего похо- да экипаж БПК «Вице-ад- мирал Кулаков» оставил за кормой более тридцати ше- сти тысяч миль, выполнил десятки стрельб и трени- ровок, вернулся в Северо- морск здоровым, слажен- ным, готовым к выполнению новых задач. Александр БОНДАРЬ . Фото Александра ЯКОВЛЕВА . 1 стр . Моряки БПК « Вице - адмирал Кулаков » продемонстрирова - ли хорошую морскую выучку и высокую профессиональную подготовку . Они грамотно отрабатывали все вводные , без промедлений выполняли учебно - боевые упражнения Молодые пилоты успешно осваивают программу подготовки СТАЛИ НА КРЫЛО Каждый выпускник военного авиационного училища лётчиков, получив лейтенантские погоны, стремится как можно скорее оказаться за штурвалом боевого са- молёта, самостоятельно поднять его в воздух. Правда, у кого-то это получается не сразу, а кто-то уверенно ста- новится на крыло уже на первом году службы и быстро осваивает программу лётной подготовки. Пора становления для лейте- нантов Константина Шарапова и Данила Ганиева, которые начали свою службу в корабельном ист- ребительном авиационном полку (КИАП), надолго не затянулась. В декабре прошлого года после вы- пуска из военного вуза они прибы- ли в Заполярье, а уже в начале июля наравне с другими пилота- ми участвовали в лётных сменах, без чьей-либо опеки выполняли полёты на палубных истребите- лях МиГ-29К. Понятно, что не с первых дней пребывания в авиаполку они сели за штурвал воздушного судна. Сна- чала лейтенанты осваивали тео- ретический материал в учебном центре подготовки лётного соста- ва. Там они досконально изучили устройство самолёта, на котором им предстояло летать, его борто- вое оборудование, особенности эксплуатации машины в воздухе. Затем молодые лётчики сдали все полагающиеся зачёты и начали на практике постигать секреты управ- ления летательным аппаратом. Но до того момента, когда мож- но было самостоятельно поднять самолёт в небо, новоиспечённым пилотам предстояло уже на ме- сте постоянной службы многому учиться, приобрести на трена- жёрах пилотажные навыки, что- бы потом в воздухе быть готовы- ми к различным ситуациям. Наконец наступил тот час, когда ребята получили возможность за- нять место в кабине крылатой ма- шины. Правда, это пока ещё была спарка - учебно-боевой самолёт МиГ-29КУБ. По словам специа- листов, нынешний корабельный истребитель семейства МиГ - это современный, всепогодный, осна- щённый электронными системами и автоматикой летательный аппа- рат, на котором можно решать в воздухе множество различных за- дач. Чтобы освоить его потенциал, нужны не только прочные знания, но и хорошие навыки пилотирова- ния этого воздушного судна. К это- му целенаправленно стремились молодые лётчики. Пройдя курс необходимой под- готовки, они в средине июня от- правились в первый полёт в небе Заполярья. Как и положе- но, он проходил под контролем инструктора - командира подраз- деления, в котором служат лей- тенанты, майора Артёма Ломало- ва. Он опытный лётчик, постоянно подсказывал новичкам, как нуж- но поступать в той или иной об- становке, проверял правильность их действий. И только после того как убедился, что они могут без посторонней помощи справиться с полётным заданием, дал «до- бро» на их самостоятельный вы- лет днём в простых метеоуслови- ях. Его долго ждать не пришлось. Уже в начале июля новички нача- ли пробовать свои силы и умения за штурвалом. Пришёл долгожданный день. Вырулив на старт и дождавшись команды руководителя полётов на взлёт, лейтенант Константин Ша- рапов на МиГ-29К начал разбег по взлётно-посадочной полосе. Через какое-то мгновение шасси самолёта оторвалось от бетонного покрытия аэродрома. Всё, машина в воздухе. Безусловно, передать словами состояние и эмоции лёт- чика в этот миг невозможно. Ощу- щение полёта, осознание того, что современный летательный аппа- рат полностью ему подвластен, переполняли молодого пилота. Спустя какое-то время в воз- дух поднял палубный истребитель лейтенант Данил Ганиев. Он тоже успешно справился с программой первого самостоятельного полё- та в небе Заполярья. Лётное задание сначала им да- валось несложное. Нужно было по установленной программе на средних и больших высотах осуществлять простой пилотаж. Если говорить коротко, то это по- лёт по определённому маршруту с выполнением некоторых фигур. - Взлёт, уходишь на исходный пункт, до него долетел - отвер- нул на поворотный, после это- го другим курсом прошёл, затем занимаешь определённую зо- ну, - рассказывает лейтенант Да- нил Ганиев. - В ней выполняешь пилотаж - несколько виражей, пи- кирований, горок. Задание в зоне отработал, летишь на аэродром. К нему подходишь, производишь полёт по «коробочке» и заходишь на посадку. Позднее молодые пилоты по- пробовали свои силы в освоении лётной программы в сложных ме- теоусловиях, получили допуски на её осуществление. - С декабря прошлого года мо- лодые лётчики освоили програм- му полётов в простой и сложной метеообстановке днём, - конста- тирует заместитель командира полка по военно-политической ра- боте подполковник Леонид Прока- зин. - Скажу больше, все лейте- нанты, которые влились в состав эскадрилий, уже переучились, овладели новым для себя само- лётом, самостоятельно подняли его в небо и продолжают пости- гать программу подготовки лёт- ного состава. Впереди лейтенантов ожидают новые испытания. В первую оче- редь это ночные полёты. Ведь не за горами полярная ночь, и к Лейтенанты КонстантинШарапов и Данил Ганиев отрабатыва - ют пешим по - лётному совместный полёт . ней нужно подготовиться осно- вательно. Поэтому ребята посто- янно стремятся к решению пред- стоящих задач боевой учёбы, штудируют методическую лите- ратуру, работают над повышением своего профессионального уров- ня. Без дела сидеть не приходит- ся. Каждый их день до предела насыщен различными заботами. - Кульминацией нашего ста- новления станет боевое при- менение палубного истребите- ля. Нужно уметь поражать как воздушные, так и наземные це- ли, - заявляют молодые лётчи- ки. - Но чтобы к этому подойти, надо сначала научиться безуко- ризненно владеть самолётом, довести действия по его управ- лению до автоматизма. Одним словом, пилотам есть к чему стремиться. И они не жале- ют сил, чтобы побыстрее стать в один ряд с опытными лётчика- ми авиационного полка. А пока в учебном классе, на тренажёре и в небе набираются опыта и со- вершенствуют навыки пилоти- рования современной крылатой машины. Ведь нынешние лейте- нанты - будущее палубной авиа- ции Северного флота. Александр ЮРКИН . Фото автора . Дозор по погребам с боеприпасом : на вахте матрос Дмитрий Грачёв и старший матрос Яков Загайнов . Молодым пилотам есть к чему стремиться . А пока в учебном классе , на тренажёре и в небе набираются опыта и совершенствуют навыки пило - тирования современной крылатой машины БПК " Вице - адмирал Кулаков " в походе . Спарка МиГ -29 КУБ идёт на взлёт .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz