На страже Заполярья. 2022 год. Октябрь.

7 октября 2022 года 13 октября - День военного моряка-гидрографа Гидрографы Северного флота продолжают экспедицию для установления « координат памяти » В КЕНТУККИ ЧЕРЕЗ БЕЛОЕ МОРЕ Американские самолёты, немецкие донные мины, английские танки, со- ветские подлодки и сторожевые корабли… В горле Белого моря, в Коль- ском заливе, в районе Териберки и Новой Земли покоятся артефакты Великой Отечественной войны, укрытые слоем ила, ракушек и обрыв- ками рыболовных тралов. В 40-е годы прошлого века арктические воды стали местом их гибели. Для поиска и уточнения координат погибших и затонувших кораблей и судов год назад была организована совмест- ная экспедиция представителей гидрографической службы Северного флота и Русского географического общества «Помни войну». И в этом году она получила масштабное продолжение. Научный руководитель экспедиции начальник отде- ла гидрографической служ- бы СФ капитан 1 ранга Алек- сей Корнис отметил, что в прошлом году её участники обнаружили немалое коли- чество подводных объектов, успешно опробовали новую технику и научно-исследова- тельскую аппаратуру, в том числе гидрографический ка- тер и малое гидрографиче- ское судно. Экспедиция этого года раз- делена на девять этапов, в ходе каждого из которых ис- следуется определённый район. Стартовала она ещё в апреле, а до её официаль- ного завершения осталось чуть больше месяца. Но уже сейчас есть промежуточные итоги. - Я стал участником чет- вёртого этапа экспедиции «Подходы к Кольскому зали- ву», на котором необходимо было выполнить детальную съёмку рельефа дна с вос- точной стороны полуострова Рыбачий, - рассказал техник гидрографического отряда арктической океанографи- ческой экспедиции мичман Пётр Агейченков. - Мы рабо- тали на новом гидрографи- ческом катере «Леонид Сен- чура». В декабре прошлого года на нём был поднят флаг, а уже с весны 2022 года его в полной мере задействова- ли в наших исследованиях. Работы выполнялись с по- мощью гидрографического комплекса на базе много- лучевого эхолота, позволя- ющего выполнять съёмку 1024 лучами. На катере так- же есть гидролокатор боко- вого обзора. Весь комплекс отлично показал себя в рабо- те. Он давал картинку релье- фа дна, по которой можно чётко определить местопо- ложение и габариты объекта. Пётр Агейченков расска- зал, что каких-либо специфи- ческих задач в ходе экспеди- ции выполнять не пришлось. По сути, это была привыч- ная работа. - Но при определении ко- ординат затонувших в годы войны судов ты понимаешь, что прикоснулся к истории. Есть гордость, особый тре- пет. Если дело касается со- ветского судна, то теперь родственники погибших на нём моряков хотя бы смогут точно знать место их гибе- ли, - рассказывает он. - А со всеми историческими аспек- тами нас на подготовитель- ном этапе ознакомил капи- тан 1 ранга Алексей Корнис. Мы знаем, что за корабли и суда должны находиться в том или ином районе, како- вы их размеры. Это необхо- димо, чтобы в ходе съёмки мы уже по очертаниям мог- ли предположить, какое суд- но лежит на дне. На четвёртом этапе экспе- диции основная задача за- ключалась в подтверждении местоположения затонувшей немецкой подлодки U-387, обнаруженной ещё в про- шлом году, а также необхо- димо было уточнить коорди- наты ещё двух затонувших объектов. - И если в случае с под- лодкой U-387 данные под- твердились, то при поиске двух других кораблей (один из которых - транспорт «Оне- га», погибший в 1945 году) нам удалось определить, что ошибка нанесения их на кар- ты достигает полумили, что для прибрежных районов значительно, - продолжает Пётр Агейченков. - Поэтому мы написали до- несение об изменении нави- гационной обстановки, чтобы центральное картографи- ческое производство ВМФ внесло корректировки. Результат - район «по- крыт» полностью, коорди- наты установлены. Единст- венное, что не удалось сде- лать, - опустить беспилотный аппарат видеонаблюдения на глубину, чтобы заснять немецкую подводную лодку. К сожалению, погода не по- зволила. По итогам прошлого года выявлено много несоответ- ствий, касающихся нанесён- ных на карту мест гибели кораблей. И это – положи- тельный результат, ведь те- перь на карте появятся точ- ные, актуальные данные, которые так важны для без- опасности мореплавания и рыболовства. - В архивах есть наши дан- ные, данные союзников, есть немецкие документы. И они часто разнятся. Причём в отношении одних объектов координаты могут отличать- ся незначительно, а в дру- гих случаях их разделяет довольно большое расстоя- ние, - пояснил старший офи- цер отдела гидрографиче- ской службы СФ капитан 2 ранга Александр Зуба- рев. - Узнать, какие сведения соответству- ют действительности, можно только опытным путём. К примеру, у нас были разные данные о предположительном местонахождении аме- риканского транспор- та «Кентукки». На нём по ленд-лизу в СССР должны были доставить более де- сяти английских тан- ков «Матильда». Но «Кентукки» в исследу- емом районе Барен- цева моря мы не об- наружили. Значит, в следующем году будем искать его, основыва- ясь на данных из дру- гих источников. В этом году мы поработаем в районе мыса Великий, где в прошлом году обнаруже- ны обломки двух самолё- тов - «Каталина» и «Аэро- кобра». К сожалению, ког- да мы подошли к тому месту весной, увидели находившу- юся там буровую платфор- му. Поработать из-за этого не получилось. Иногда участникам экспе- диции приходилось несколь- ко раз проходить по одному и тому же району и без пря- мого влияния внешних при- чин. Ведь даже при наличии на гидрографических судах и катерах таких современных технических средств есть ве- роятность, что объект не по- падает в поле зрения. - В прошлом году мы иска- ли самолёт, проходили над ним дважды, но смогли обна- ружить и идентифицировать его только с третьего захо- да, - делится воспоминания- ми Александр Зубарев. В начале октября в море вышло гидрографическое судно «Ромуальд Мукле- вич». Ему предстоит «за- крыть» второй сезон экспе- диции этапом «Териберка», а также обследовать районы, которые не были изучены из- за сложных метеоусловий на этапах «Подходы к Коль- скому заливу» и «Баренце- во море». Объектами поиска станут советские корабли СКР-19, СКР-31, подлод- ка М-122, транспорт «Рево- люция», гидрографическое судно «Меридиан», суда союзников «Томас Скотт» и «Эффингам». Гидрографам также пред- стоит обследовать районы обрывов тралов и бывших немецких минных загражде- ний. Почти все работы в рам- ках экспедиции «Помни вой- ну» выполняются попутно без отрыва от планов про- ведения основных видов исследований. Например, гидрографы продолжали съёмку рельефа дна, писали научно-технические отчёты. А завершающий в этом году экспедицию выход заплани- рован на малом гидрогра- фическом судне «Николай Скосырев». Оно отправится обслуживать средства нави- гационного оборудования на Новой Земле и попутно об- следует несколько мест ги- бели кораблей и судов. Анна ВИХРОВА . Фото из архива гидрографической службы СФ . По вине Запада за полярным кругом растёт напряжённость Мнение эксперта НАТО ПРОТЯГИВАЕТ СВОИ ЩУПАЛЬЦА К АРКТИКЕ 1 стр . Восьмая - Россия. Не трудно представить, что Запад попытается воспользовать- ся этой ситуацией для достижения своей цели - получение контроля над Арктикой. На это направлено и создание в 2020 году Атлантического коман- дования НАТО, одной из задач которого стало планирование и ведение военных операций в рай- оне, простирающемся от восточ- ного побережья США через Фаре- ро-Исландский рубеж и дальше на север, включая Арктику. А ещё раньше, в 2007 году, по- явился центр передового опыта НАТО в области подготовки к дей- ствиям в условиях низких темпе- ратур, дислоцирующийся в Нор- вегии. Он является основной экспертной организацией в обла- сти проведения военных опера- ций, изучения влияния климати- ческих и географических условий Арктики на организм военнослу- жащих при выполнении задач в заполярных районах, определе- ния комплекса мер, направленных на повышение военно-професси- ональной подготовки военнослу- жащих. Пентагоном в 2021 году была принята арктическая стратегия под названием «Возвращение господства в Арктике». Соглас- но ей США планируют сохранять и отстаивать лидерские позиции в регионе, в том числе опираясь на военную силу. На это нацеле- ны развитие и улучшение органи- зационно-штатной структуры во- оружённых сил в Арктике, созда- ние новых формирований и ак- тивизация военной деятельности за счёт увеличения числа учений, постоянного патрулирования ре- гиона надводными кораблями и подводными лодками, боевыми самолётами. В марте проведено одно из са- мых крупных за последние годы натовских учений. В манёврах, которые получили название Cold Response-2022 («Холодный от- вет-2022»), приняли участие свы- ше 35 тысяч военнослужащих из 28 стран Европы и Северной Аме- рики, а также большое количе- ство боевой техники, в том числе американский авианосец «Гарри Трумэн», британский авианосец «Принц Уэльский», четыре амери- канских стратегических сверхзву- ковых бомбардировщика В-1В. По словам командующего Атланти- ческим командованием НАТО ви- це-адмирала Дэниела Дуайера, Cold Response продемонстриро- вал гибкость, решимость и высо- кую готовность, которыми обла- дает альянс на Крайнем Севере. Так что, повторюсь, НАТО уже давно протягивает свои щупальца к Арктике. Что, естественно, ведёт к росту напряжённости в регионе. - А чем можно объяснить только что прозвучавшее за - явление Столтенберга ? - Одной из причин тому, безус- ловно, является ситуация вокруг Украины. Коллективный Запад во главе с США спровоцировал, а сейчас откровенно затягивает кон- фликт там с целью максимально ослабить нашу страну, истощить её ресурсы. Однако с этой затеей ничего у них не получается. Более того, сам Запад трещит по швам. Усиливая давление на Россию, заставляя её расходовать силы и средства на других направлени- ях, США и их сателлиты пытают- ся поджечь Кавказ и Централь- ную Азию. Примеров тому много, не стану на них останавливаться. Эта же задача поставлена и пе- ред Арктикой. Активизацией сво- их действий на Крайнем Севере НАТО намерена превратить этот регион в ещё один театр военных действий и поставить его под свой контроль. - Сказывается также всё воз - растающее экономическое зна - чение Арктики для мировой экономики … - Арктика чрезвычайно богата практически всеми видами при- родных ресурсов. В прибрежных и международных водах обнару- жены крупнейшие месторождения углеводородов. По мнению учё- ных, подо льдами Арктики залега- ет около 83 млрд баррелей неф- ти - примерно 10 млрд тонн, что составляет 13 процентов от миро- вых неразведанных запасов. При- родного газа в Арктике - около 1550 трлн кубометров. К ним следует прибавить морскую флору и фа- уну, пресную воду, которыми рас- полагает Арктика и которые из-за таяния льдов становятся всё бо- лее доступными для человечества. Наконец, здесь пролегает Се- верный морской путь, который представляет собой кратчайшую дорогу из Азии в Европу. В частно- сти, расстояние, проходимое суда- ми из Мурманска в японский порт Иокогаму через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, а по Северному морскому пути - всего 5770. При всём при этом нет ни од- ного международного документа, который бы определял правовой статус Арктики. Существует лишь Конвенция по морскому праву, со- гласно которой у берегов каждой из стран есть 12-мильная зона, которая признаётся суверенными территориальными водами. Сле- дующие 200 миль - исключитель- ная экономическая зона со сво- бодным судоходством, в пределах которой государство получает кон- троль над природными ресурсами. Россия подала в ООН заявку на расширение своего континен- тального шельфа, предварительно проведя целый ряд доказательных исследований вместе со съёмка- ми дна и подводного рельефа. Па- раллельно наша страна активно осваивает заполярные районы, в которых проживает более двух миллионов человек. Регион богат нефтью и неосвоенными запаса- ми газа, а также залежами урана, золота, алмазов, редкоземельных элементов. Более 80 процентов го- рючего газа и 17 процентов нефти (включая газовый конденсат) Рос- сии также находится именно там. По официальным данным, Рос- сия реализовала в Заполярье бо- лее 460 проектов, обеспечив ра- бочие места 30 тысячам человек. Ведение подобной деятельности создаёт спрос на высокотехноло- гичную и наукоёмкую продукцию государства и стимулирует её про- изводство. Москва выступает за то, чтобы Северный морской путь стал на- дёжным и круглогодично исполь- зуемым транспортным маршрутом между Восточной Азией и Евро- пой. При этом он должен быть «национальным водным путём», а не международной морской «трас- сой», проходящей по нейтраль- ным водам. Нет необходимости особо под- чёркивать, что нынешняя аркти- ческая деятельность ведёт к ро- сту могущества и международного влияния России. И это никак не устраивает наших противников, назовём их так, исходя из того, как они ведут себя по отношению к на- шей стране. - И что в этой связи следу - ет ожидать от них , учиты - вая опять же заявление ген - сека НАТО ? - Скажем так, что планов на сей счёт, а уж тем более высказыва- ний у Запада предостаточно. На- пример, в последнее время там заговорили о необходимости за- крыть России выход в Мировой океан через арктические воды, превратить Баренцево море в наше внутреннее море, из кото- рого бы мы «не вылазили». Но, как говорится, кишка у них тонка, что- бы сделать подобное. Хотя попы- таться создать проблемы в этом плане они могут. Следует также ожидать рост претензий Запада и прежде всего США к Северному морскому пути. В Вашингтоне уже не раз отме- чали, что принципиально не со- гласны с тем, что такой важный в перспективе маршрут находит- ся в сфере ведения России. Там считают, что Северному морско- му пути необходимо придать ста- тус международной транспортной артерии. Ещё несколько лет тому назад бывший в то время коман- дующий береговой охраной США адмирал Пол Цукунфт заявлял, что США настаивают, чтобы Се- верный морской путь был открыт как международный водный кори- дор для, если угодно, транзитно- го прохода, по мере того как этот участок освобождается ото льда. Не приходится сомневаться, что США и их вассалы продол- жат вставлять палки в колёса и в усилия России по расширению своего континентального шель- фа. Например, когда в 2007 году наши исследователи погрузили с помощью подводного аппарата национальный флаг на морское дно Северного полюса в симво- лической поддержке претензий на континентальный шельф, заме- ститель официального предста- вителя госдепа США Том Кейси заявил: «Не знаю, что они остави- ли на дне океана… В любом слу- чае никакого правового значения или эффекта для их претензий это иметь не будет». Не трудно представить, что та- кая политика США и всего Запада будет сопровождаться их стрем- лением нарастить своё военное присутствие в Арктике. И в первую очередь это будет происходить че- рез милитаризацию северных рай- онов Финляндии и Швеции, хотя при вступлении в НАТО они и ого- ворили, что иностранных баз на их территории не будет. Но опыт Норвегии, которая на таких же ус- ловиях присоединилась к Северо- атлантическому альянсу, свиде- тельствует об обратном. У неё уже пять таких баз, а в Тромсё заходят после боевого дежурства амери- канские атомные подводные лод- ки, в том числе и ядерным оружи- ем на борту. Нельзя исключить и появле- ние на севере Норвегии, Шве- ции и Финляндии подразделений 11-й воздушно-десантной диви- зии США, которая специально со- здана в этом году Пентагоном для ведения боевых действий в Ар- ктике и которая дислоцируется на Аляске. В США в срочном порядке об- новляют свой ледокольный флот, который будет обеспечивать аме- риканское военное присутствие в Арктике. Первый корабль из его состава получил название «По- лярный часовой» и поступил на вооружение в феврале этого года. Всего будет построено три таких корабля. - Слово « битва », которое употребил Столтенберг , предполагает и военное про - тивостояние . Что может и должна в таком случае пред - принять Российская Федера - ция , чтобы её выиграть ? - Нет необходимости особо подчёркивать, что наша страна внимательно отслеживает дея- тельность НАТО в арктических районах и оперативно реагиру- ет на неё. Что касается позиции России в регионе, то она изло- жена в новой Морской доктри- не РФ, утверждённой Владими- ром Путиным в июле нынешнего года. Согласно ей Северный мор- ской путь и Арктика отнесены к жизненно важным районам обе- спечения национальных интере- сов России в Мировом океане. При этом указывается, что кон- троль военно-морской деятель- ности иностранных государств в акватории Северного морско- го пути является одним из прио- ритетов национальной морской политики РФ на арктическом ре- гиональном направлении. В свя- зи с этим в доктрине поставле- на задача «повышения боевого потенциала и развития системы базирования Северного флота, сил и средств органов Федераль- ной службы безопасности, сил и средств Росгвардии». В докумен- те также говорится об «обеспече- нии заданного оперативного ре- жима в арктической зоне РФ за счёт укрепления боевого потен- циала сил (войск) Северного и Тихоокеанского флотов». Олег ФАЛИЧЕВ . « Красная звезда ». Активизацией своих действий на Крайнем Се - вере НАТО намерена превратить этот регион в ещё один театр военных действий Спуск телевизионного аппарата с борта катера . При определении координат затонувших в годы войны су - дов понимаешь , что прикоснулся к истории . Есть гордость , особый трепет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz