На страже Заполярья. 2022 год. Ноябрь.
25 ноября 2022 года С походов и учений Перекрыть кислород С командиром РКР «Маршал Устинов» капитаном 2 ранга Ан- дреем Кривогузовым общаемся почти на бегу. Он немногословен. На вопрос, чем занимались в по- ходе, отвечает по-военному крат- ко. - С 22 января корабль в соста- ве группировки ВМФ РФ выполнял задачи боевой службы в дальней морской зоне, основной из кото- рых было противодействие авиа- носной ударной группе ВМС США. Задачу выполнили отлично, - Ан- дрей Юрьевич выжидающе при- щуривается: неужели ещё вопро- сы остались? Что же скрывается за лаконич- ными формулировками командира ракетного крейсера? Упомянутые им авианосные ударные группы сегодня являются ядром сил бы- строго реагирования США. Эти устрашающие машины войны - символ мирового господства, эф- фективное средство забугорной «дипломатии», мощный инстру- мент тотальной агрессии. Не зря американские адмиралы называют свои авианосцы «ста- новым хребтом» ВМС США. Эти корабли могут несколько меся- цев действовать в отрыве от сво- их баз, c большой скоростью пе- ремещаться практически в любой район Мирового океана, участво- вать в боевых операциях против морского, воздушного и наземно- го противника, при этом оставаясь для него недосягаемыми. Вот какому грозному противни- ку оказывали противодействие наши моряки! Командующий Се- верным флотом Герой России ад- мирал Александр Моисеев опре- делил их миссию более чётко - участие в мероприятиях страте- гического сдерживания в Аркти- ке и Атлантике. - Именно наличие таких сил ВМФ России в данном районе Мирового океана стало одним из сдерживающих факторов предот- вращения эскалации обстановки, которую сейчас следует признать критичной, - подчеркнул команду- ющий на церемонии торжествен- ной встречи моряков из дальне- го похода. Стратегическое перебазирова- ние в Средиземное море группа кораблей Северного флота в со- ставе РКР «Маршал Устинов», БПК «Вице-адмирал Кулаков», фрегата «Адмирал флота Каса- тонов» и танкера «Вязьма» осу- ществила в начале этого года. Произошло это после того, как упомянутая ранее авианосная ударная группировка ВМС США, переданная под командование НАТО, провела там учения по обе- спечению воздушного прикрытия наземных войск в странах Восточ- ной Европы, и манёвры те подо- зрительно походили на проработ- ку темы активно развивающегося украинского сценария. По сути, за- дачей нашей корабельной поиско- во-ударной группы (КПУГ) стало противостояние военно-морским силам США. По словам командира корабля капитана 2 ранга Андрея Криво- гузова, к выполнению задач про- тиводействия военно-морским силам иностранных государств экипаж крейсера привлекается не только «на югах», но и в род- ных акваториях северных морей. Они включают в себя обеспече- ние безопасности морской эконо- мической деятельности РФ, кон- троль за судоходством, слежение за иностранными кораблями и не- допущение нарушений ими госу- дарственной границы России. Полный цикл На вопрос о том, как готовились к длительному походу, командир отвечает просто. - Любой выход в море - это ме- роприятие, которое требует тща- тельной проработки, в том числе на берегу. Перед тем как отпра- виться в длительное плавание, методично выполняются намечен- ные в соответствии с планом кур- совые задачи. После успешной сдачи К-1 и К-2 экипаж крейсера начинает подготовку к действиям в составе группировки и выполне- нию кораблём задач по основно- му предназначению. Пройдя та- кой цикл, корабль в любое время готов выйти в море. Перед минувшим походом сла- живание проводилось на со- вместных контрольных выходах в составе отряда кораблей - РКР «Маршал Устинов», БПК «Вице- адмирал Кулаков», фрегата «Ад- мирал флота Касатонов» и танке- ра «Вязьма». Под руководством командира дивизии командира от- ряда боевых кораблей Северно- го флота контр-адмирала Игоря Никитина моряки оттачивали дей- ствия в составе КПУГ. - На встрече кораблей команду- ющий СФ адмирал Александр Мо- исеев сказал, что практика даль- них походов была, есть и будет основой боевой подготовки кора- бельных сил, а тот огромный прак- тический опыт, который имеется у флота, позволяет ему решать по- ставленные задачи в любых рай- онах Мирового океана. Судя по всему, за эти восемь месяцев эки- паж РКР «Маршал Устинов» полу- чил колоссальный опыт? - Действительно, количество вре- мени, проводимого кораблями и су- дами Северного флота в море, по- стоянно увеличивается. Растёт интенсивность использования над- водных кораблей, повышается чис- ло задач, которые мы решаем. В этом плане наш экипаж очень опыт- ный. В море в среднем ежегодно проводим по 4-5 месяцев, и это, не считая дальних походов. А с ними и по 7-8 месяцев выходит. Подоб- ные задачи решали и в 2018-м, и в 2019 годах. В 2020-2021 годах осу- ществляли противодействие воен- но-морским силам иностранных го- сударств здесь, в Баренцевом море. Длительное плавание всегда проходит с большой пользой. В море, занимаясь боевой подготов- кой, личный состав приобретает огромный опыт каждодневной ра- боты. Чем больше корабль нахо- дится в море, тем слаженнее ста- новится экипаж. - Что касается этой боевой служ- бы, то она действительно получи- лась очень насыщенной, - счита- ет капитан 2 ранга Кривогузов. - В море боевые упражнения выпол- няли постоянно. Проводили пла- новые учения по охране и оборо- не отряда кораблей и судов. Особо стоит упомянуть учение по ликви- дации пожара, в ходе которого от- тачивали организацию управления борьбой за живучесть кораблей на ходу. В мероприятии, помимо на- шего экипажа, участвовали моря- ки БПК «Вице-адмирал Кулаков». Основное внимание было уделено слаженности и быстроте действий бойцов аварийных партий, воору- жению рубежей противопожарной обороны, локализации возгорания. Вахта по - походному Из того, что особенно запомни- лось командиру, выделяется серия военно-морских учений под общим руководством главнокомандующе- го Военно-морским флотом Рос- сии адмирала Николая Евменова. Отрабатывались действия с Арк- тической экспедиционной группи- ровкой сил и войск, отражались атаки средств воздушного нападе- ния условного противника в севе- ро-восточной части Атлантическо- го океана. А ещё было совместное учение по поиску подводных ло- док у берегов Великобритании под руководством главкома ВМФ РФ, участие в учении группиров- ки ВМФ РФ в Средиземном море, где моряки-североморцы выпол- нили комплекс мероприятий по визуальному, радиолокационно- му и магнитометрическому поиску подводных лодок с использовани- ем штатного радиотехнического оборудования и бортовой гидро- акустической станции. - При нахождении корабля в море весь личный состав нёс трёхсменную вахту. Для нас что в море, что на якоре ничего не ме- няется: на боевых постах, по осве- щению обстановки, на комплексах управления оружием - мы всегда несём вахту по-походному. В составе группировки при на- хождении на внешнем рейде пор- та Тартус моряки несли дежурство по ПВО и ПДО, участвовали в во- енно-морском параде кораблей группировки ВМФ РФ в Средизем- ном море, причём с выполнением стрельбы артиллерийскими ком- плексами. РКР «Маршал Устинов» не- сколько лет подряд принимал уча- стие и в главном военно-морском параде на Кронштадтском рей- де, был флагманским кораблём. Поэтому опыт выполнения таких мероприятий у экипажа есть. Надо сказать, что это огромная рабо- та, включающая в том числе под- готовку внешнего вида корабля. - В Кронштадте, наверное, даже тяжелее было, - размышляет ко- мандир. - Маневрирование нужно было осуществлять в ограничен- ном пространстве, в Тартусе бо- лее просторно. Но здесь в задачу входило ещё и выполнение огне- вых упражнений. Стреляли из ре- активной бомбомётной установки (РБУ) и из артиллерийских ком- плексов АК-130 и и АК-630. Живой организм - Андрей Юрьевич, кто отличил- ся в этом походе? - На корабле не бывает лишних людей. От любого члена экипажа зависит общий успех. Каждый на своём месте выполняет задачи, важные для функционирования всего механизма. Хотя, наверное, правильнее сказать - организма. Корабль похож на живое суще- ство, и сбой даже одного органа способен повлечь за собой множе- ство неприятностей. Все должны любить своё дело и делать его хо- рошо. Качественное выполнение нами поставленных задач - это за- слуга всего экипажа. Поэтому я намеренно не стал бы выделять какую-то боевую часть или кого-либо из моряков. Конечно, всегда можно сказать, что если механики хорошо рабо- тают, то винты крутятся, корабль идёт и всё отлично. Но если при этом не работает связь или отка- зывает оружие, мы не достигнем цели. Всё взаимосвязано, все в абсолютно равных условиях. Даже пекари, которые ежеднев- но в три смены выпекают хлеб на весь экипаж, делают такое же важ- ное дело, как и остальные военно- служащие. Но такой список, конечно же, составлен. По нашему представ- лению около ста членов экипажа будут награждены государствен- ными и ведомственными награда- ми. Подчеркну, что в список вошли разные категории военнослужа- щих - матросы, мичманы, офице- ры. Ольга ЧЕРНЫШЕВА . Фото из архива корабля . За кормой корабля остались более 36 тысяч миль, 197 ходовых дней и успешное решение боевых задач в рай- онах Баренцева, Норвежского, Северного и Средизем- ного морей, а также в Северо-Восточной Атлантике. ОДИССЕЯ « АТЛАНТА » Ракетный крейсер « Маршал Устинов », выполнив задачи дальнего похода в Средиземном море , вернулся в родную базу Волею судьбы Командира электромеханиче- ской боевой части капитана 2 ран- га Сергея Першина мне застать на корабле не удалось. Поэтому бе- седовала я с временно исполня- ющим его обязанности капитаном 3 ранга Дмитрием Михайловым. Офицер оказался собеседником скромным, но интересным. В во- енно-морской институт, что в го- роде Пушкине, поступил, следуя примеру своего отца. - Близость моря и кораблей, тяга к военной службе, любовь к «желез- кам»…И выбор сделан, - улыбает- ся капитан 3 ранга Дмитрий Михай- лов. - Только проучившись пять лет, я понял, какая это колоссальная нагрузка - быть механиком. Мечтал Дмитрий о Северном флоте, а попал поначалу на Бал- тийский. Но через год благодаря счастливому случаю перевёлся на ТАРКР «Пётр Великий», где про- шёл путь от командира трюмной группы до командира дивизиона. Специалисты на вес золота БЧ-5 - самое большое подразде- ление крейсера и по численности личного состава, и по количеству заведований. Коллектив электро- механиков, без преувеличения, - движущая сила корабля. Специали- сты подразделения эксплуатируют ядерную энергетическую установ- ку, электрические линии, системы водо- и теплоснабжения, ведут борьбу за живучесть ТАРКР. - Механики работают и головой, и руками. У нас не делят работу на «твою» или «мою», а сообща решают проблемы. Специалисты подразделения способны устра- нить любые неисправности. По- этому уверенно справляются с поставленными задачами, осу- ществляя возложенную на них от- ветственную миссию, - подчёр- кивает капитан 3 ранга Дмитрий Михайлов. По словам капитана 3 ранга Михайлова, многие моряки БЧ-5 достигли высокого уровня про- фессионализма. Среди них коман- дир дивизиона движения капитан 3 ранга Николай Тарасов, коман- дир электротехнического дивизи- она капитан 3 ранга Александр Смирнов, командир дивизиона живучести капитан 3 ранга Роман Павлов, командир трюмной группы старший лейтенант Михаил Мар- кин, старшина команды трюмной группы трюмного дивизиона мич- ман Иван Мельник. Материальная часть, обслужи- ваемая моряками подразделения, ни разу не подводила экипаж. Се- крет технического долголетия за- ведования БЧ-5 капитан 3 ранга Михайлов объясняет просто: всё зависит от умелой эксплуатации и качества повседневного обслу- живания техники. - Благодаря стараниям личного состава механизмы корабля всег- да находятся в строю и безотказ- но работают в море. Чтобы этого добиться, каждому специалисту надо в совершенстве знать не только своё, но и смежное заве- дование, дабы в трудную минуту помочь сослуживцу. Обеспечить надёжную и безаварийную рабо- ту матчасти БЧ-5 можно только общими усилиями, - уверяет ка- питан 3 ранга Михайлов. Грамотно , слаженно , чётко Много времени на крейсере уде- ляется и тренировкам по борьбе за живучесть. Все члены экипажа обязаны знать назубок устройство средств борьбы с водой и огнём, средств индивидуального спасе- ния и уметь ими пользоваться бук- вально с закрытыми глазами. Ведь нередко бороться за живучесть корабля приходится и в темноте, порой в крайне стеснённых усло- виях. Бывает, нет времени на раз- думья, как заводить пластырь, где ставить раздвижной упор или во- оружать рубеж обороны. Всё должно делаться автоматически. А это достигается путём учений и тренировок. Основное внимание на них отво- дится отработке действий лично- го состава в аварийных ситуаци- ях на боевых постах, в условиях, максимально приближенных к реальным. На крейсере таких не создать, поэтому использует- ся УТК. - Наиболее эффективна тре- нировка практическая. Зная те- орию, но не имея навыков, труд- но победить огонь и остановить поступление воды. Поэтому обу- чаем моряков чётким, грамотным действиям в различных ситуаци- ях, - поясняет капитан 3 ранга Ми- хайлов. - Каждый из нас должен понимать, с чем он может иметь дело. Любая авария непредсказуе- ма. Важно сохранять способность мыслить, в момент чрезвычайной ситуации не поддаваться панике и делать всё быстро. Чем выше морально-психологическое состо- яние, дисциплина, организован- ность и физическая выносливость личного состава, тем эффектив- нее и быстрее могут быть устра- нены любые повреждения или возгорание. - Что помогает вам эффектив- но справляться с поставленными задачами? - Всё дело в коллективе. В БЧ-5 он сплочённый и дружный, - за- веряет капитан 3 ранга Дмитрий Михайлов. - Несмотря на богатый опыт, моряки постоянно учатся че- му-то новому, совершенствуют свои знания и навыки. Если каж- дый чётко понимает задачи, стоя- щие перед отдельными подразде- лениями и боевой частью в целом, то и решать их гораздо легче. Владлена КЛЮШИНА . Фото автора . Капитан 3 ранга Дмитрий Михайлов и младший сержант Иван Шлопов разобщают водяную противопожарную систему на авто - номные участки . Стрельба по надводной цели комплексом ударного ракетного оружия " Базальт ". Стрельба по воздушной цели комплексом АК -630. Идёт боевая учёба ГЛАВНОЕ - НЕ РАСТЕРЯТЬСЯ это одно из основных условий при борьбе за живучесть корабля В завершающемся учебном году на счету экипажа тя- жёлого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий» множество выполненных задач боевой подготовки. В немалой степени это заслуга моряков электромеханиче- ской боевой части, которые обеспечивали ход крейсе- ра, снабжали боевые посты электроэнергией, теплом, холодом, воздухом высокого давления. Их труд неза- метен, хотя его результат налицо - корабль ни разу не терял ход. Коллектив электромехаников , без преувели - чения , - движущая сила корабля Постановка ложных целей комплексом ПК -2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz