На страже Заполярья. 2022 год. Май.

20 мая 2022 года Идёт боевая учёба БЕЗ ПАНИКИ ! Для специалистов по военно - политической работе соединения 12- го Главного управления Минобороны России , дислоцированного в Мурманской области , провели занятие по формированию психологической устойчивости к факторам боя Паника или ступор - во время реальных боевых дей- ствий никто от них не застрахован. Человеческая психика может преподнести неприятный сюрприз в самый неподходящий момент. Поэтому крайне важ- но, чтобы командиры знали, как правильно посту- пить, если на поле боя у кого-то из подчинённых про- явится острая стрессовая реакция. Именно правилам действий в случае подобной реакции и ор- ганизации тренировок, в которых вырабатывается психологиче- ская устойчивость к различным факторам боя, было посвяще- но одно из практических занятий в рамках недавнего учебно-ме- тодического сбора должностных лиц военно-политических орга- нов Главного управления Мини- стерства обороны, состоявшего- ся под Оленегорском. В сборе приняли участие офи- церы, проходящие службу во всех концах страны, - заместители ко- мандиров батальонов, узлов свя- зи, заместители командиров рот, ремонтно-технических баз по во- енно-политической работе. В ходе сбора был рассмотрен широкий спектр учебных вопро- сов как практической деятель- ности офицеров, так и теории организации военно-политиче- ской работы, её планирования, анализа, обобщения передово- го опыта, выполнения требова- ний руководящих документов. В числе прочих рассматривались темы «Порядок работы замести- теля командира подразделения по сохранению психического здо- ровья подчинённого личного со- става и отдельным категориям военнослужащих» и «Анализ вы- полнения основных руководящих документов по организации ВПР в 2021 году, проблемы и пути их решения». Самое масштабное и зрелищ- ное практическое занятие было посвящено психологической под- готовке и психологической ре- абилитации военнослужащих в боевых условиях. Его провели специалисты учебного центра антитеррористической подготов- ки, расположенного в Можайске. - Понимание психологии бое- вого стресса важно для прове- дения занятий по боевой подго- товке. В ходе тренировок мы мо- делируем наиболее распростра- нённые ситуации, чтобы на ран- ней стадии выявлять тех, кто склонен к острым стрессовым реакциям. Для этого применяем имитацию крови, которая по цве- ту, по консистенции максимально похожа на человеческую. У нас есть наборы-имитаторы трав- матической ампутации конечно- стей, специальные накладки, с помощью которых можно изобра- зить, к примеру, открытый пере- лом плечевой кости. В процес- се занятий применяются и мане- кены со всеми возможными ра- нениями, - объяснил старший преподаватель учебного центра майор Максим Кулешов. - Это на- правлено на формирование пси- хологической готовности воен- нослужащего к бою. Наборы, имитирующие ране- ния, помогают выработать устой- чивость к по-настоящему страш- ному зрелищу, которое может раз- вернуться на поле боя. Но и они не гарантируют абсолютную мо- ральную готовность к происходя- щему во время боевых действий. - Военнослужащий в ходе боя может впадать в ступор и, нао- борот, в состоянии паники пред- принять истерическую попыт- ку бегства, - продолжает май- ор Максим Кулешов. - И на тео- ретических занятиях мы расска- зываем слушателям об основ- ных признаках критических со- стояний. Сложность в том, чтобы отличить их друг от друга. Пото- му что в одном случае достаточ- но слов, в другом - нужно потря- сти за плечи, где-то воздейство- вать на определённые мышцы. Командир должен грамотно оце- нить ситуацию, быстро принять правильное решение, что де- лать с военнослужащим. А уже в дальнейшем с ним будут рабо- тать специалисты. На практическом занятии участникам сбора продемонстри- ровали четыре критических со- стояния подчинённых и четыре варианта действий командира. Сначала была смоделирована ситуация, в которой российские военнослужащие попали под об- стрел неприятеля, а затем от- крыли ответный огонь. Отовсюду раздавались выстрелы, несколь- ко человек «получили ранения», и при виде этого у одного из бой- цов началась нервная дрожь. Руководивший занятием стар- ший преподаватель учебного центра майор Иван Чирков, ком- ментируя происходящее, объ- яснил, что при появлении нерв- ной дрожи у военнослужащего необходимо разрядить его ору- жие, чтобы не произошло слу- чайных выстрелов. Затем нужно усилить дрожь, потрясти за пле- чи около 15 секунд, заговорить с ним, а далее всё зависит от со- стояния: военнослужащего нуж- но либо вернуть в бой, либо эва- куировать. Командир в ходе за- нятия всё выполнял в соответ- ствии с алгоритмом. В следующей ситуации леген- да та же, только на этот раз из-за страха, не отдавая отчёта своим действиям, один из бойцов пред- принял истерическую попытку бегства. - В этом случае его нужно оста- новить, обездвижить с помощью подручных средств и по возмож- ности эвакуировать в безопас- ную зону. Категорически запре- щается кричать, так как в данный момент преобладает внезапное чувство страха, которое подавля- ет логическое мышление, - про- комментировал майор Чирков. Очередной демонстрируемой реакцией стал ступор. Военно- служащий от стресса просто за- стыл с оружием в руках. На по- мощь подоспел командир, кото- рый смог быстро, но без резких движений уложить подчинённо- го на спину, начал с ним разгова- ривать, указательным и большим пальцами провёл массаж височ- но-скуловой части лица. Руково- дитель занятия уточнил, что при улучшении состояния военно- служащего можно вернуть в бой, но в большинстве случаев после ступора возникают аффективные реакции - агрессия, истерика, по- этому чаще всего бойца эвакуи- руют, чтобы оказать профессио- нальную медицинскую помощь. Последним состоянием, пока- занным на занятии, было дви- гательное возбуждение. Обыч- но оно проявляется в двигатель- ном беспокойстве, суетливости, непонимании происходящего во- круг. В этом случае командир, оценив состояние подчинённого, вывел его из-под огня противни- ка, разрядил оружие, попытался вступить в диалог. Необходимо помнить, что дви- гательное возбуждение длится недолго и может смениться дро- жью, плачем, агрессивным пове- дением. После этого практического за- нятия заместитель начальника ГУ МО по военно-политической работе полковник Владимир Ти- мощук обратил внимание на важ- ность подобных тренировок: - Мне лично приходилось не раз сталкиваться с такими состо- яниями военнослужащих. Один из самых запоминающих случаев произошёл в 2016 году в Сирии. Думаю, многие в нашей стране тоже помнят его: тогда в новостях по всем каналам прошёл сюжет о том, как погибли две российские медсестры. Они прилетели в со- ставе медицинского сводного от- ряда Восточного военного окру- га. Там было более сотни меди- ков. Мобильный госпиталь попал под обстрел. Те, кто видел, как погибли медсёстры, долго не мог- ли справиться с чувством страха. И хорошо, что рядом были те, кто знал, как помочь в этом случае. Подводя итог учебно-методи- ческого сбора, полковник Тимо- щук отметил, что заместители командиров подразделений во- инских частей по военно-поли- тической работе ГУ МО воспи- тывают и обучают подчинённых, на них возложены важные, ответ- ственные задачи: За эти три дня сбора они до- казали, что являются надёжны- ми, профессионально подготов- ленными, чётко понимающими своё предназначение професси- оналами. Анна ВИХРОВА . Фото автора . На теоретических занятиях мы рассказываем слушателям об основных признаках критических состояний . Сложность в том , чтобы отличить их друг от друга . Потому что в одном случае достаточно слов , в другом - нуж - но потрясти за плечи , где - то воздействовать на определённые мышцы С ПАЛУБЫ В НЕБО Особое внимание авиаторы вертолётного полка уделяют совершенствованию техники пилотирования без ориентиров На страже неба Лётчики вертолётного пол- ка в соответствии с планами боевой учёбы выполняют дневные и ноч- ные полёты, в простых и сложных метео- условиях, с посадкой на основной или запасной аэродром, на палубу кораб- ля. А инженеры и техники делают всё, для того чтобы винтокрылые машины были готовы к вылету в любое время су- ток. Боевая подготовка личного состава ведётся беспрерывно. Спектр задач, решаемых авиаторами подразделения, очень обширен. В него входят поиск и слежение за подводны- ми лодками потенциального противни- ка как самостоятельно, так и в составе корабельных групп, выполнение поис- ково-спасательных работ, высадка де- санта, огневая поддержка подразделе- ний морской пехоты, противодиверсион- ное обеспечение. Для этих целей полк и укомплектован вертолётами различной модификации. В составе части машины Ка-27 и их мо- дернизированный вариант Ка-27М - про- тиволодочные вертолёты, которые вы- полняют задачи как самостоятельно, так и совместно с большими противолодоч- ными кораблями. За штурмовиками Ка-29 значатся десантно-транспортные зада- чи, а спасательные Ка-27ПС обеспечива- ют полёты корабельной истребительной авиации, прикрытие группировок кора- блей флота, доставку грузов, спасатель- ные работы и перевозку людей. - Наши вертолёты регулярно выпол- няют задачи с палуб БПК «Северо- морск», «Вице-адмирал Кулаков», фре- гата «Адмирал Флота Советского Сою- за Горшков», - рассказывает командир эскадрильи подполковник Олег Хожен- ко. - В ходе учений проверяются прак- тические навыки лётчиков: ведение воз- душной разведки над побережьем и ак- ваторией Баренцева моря, поиск, обна- ружение и слежение за подводными лод- ками с применением опускаемых гид- роакустических средств. Недавно на Северном флоте полк от- работал посадку на палубу движущегося большого противолодочного корабля «Се- вероморск». В этих учебно-тренировоч- ных мероприятиях приняли участие 6 эки- пажей. Они выполнили посадку на верто- лётную площадку, а также взлёты с неё. Через пару дней в Баренцевом море экипажи противолодочных и поиско- во-спасательных вертолётов Ка-27 от- работали посадку на палубу фрега- та «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». Как рассказал подполковник Олег Хоженко, тренировки проходили в тёмное время суток. В дневное время экипажи соверши- ли облёт БПК «Адмирал Левченко», ко- торый выходил в море для выполне- ния плановых задач боевой подготовки и проверки вооружения и систем после восстановления технической готовности. - Лётчики успешно выполнили задачи в ближней морской зоне. Такие трени- ровки проходят постоянно на протяже- нии всего учебного года, - подчёркивает Олег Станиславович. В круглосуточном режиме Инженерно-технический состав от- дельного корабельного вертолётного полка в неменьшей степени, чем авиа- торы причастен к решению поставлен- ных перед полком задач. День и ночь трудятся техники, чтобы обеспечить по- лёты в любое время года и суток. В под- разделении работают профессионалы и настоящие фанаты своего дела. Перед полётами проверяются все си- стемы вертолётов, оборудование, про- водится замена смазки, берутся образ- цы топлива и масел для анализа, осма- триваются все узлы, агрегаты и приборы. Заместитель командира эскадрильи по инженерно-авиационной службе ка- питан Алексей Кашников на аэродро- ме находится постоянно. В его обязан- ности входит организация работы инже- нерно-технического состава и обеспече- ние боеготовности техники, которая на- ходится в подразделении. Он не только отслеживает качество выполнения ра- бот, но и при необходимости может по- мочь кому-то из инженеров авиационно- го комплекса. - Подготовка специалистов инженер- но-технического состава должна соответ- ствовать современным реалиям, работа в этом направлении ведётся в соответствии с руководящими документами, - подчёрки- вает капитан Алексей Кашников. Старший техник капитан Андрей Двинянинов уже много лет обслужива- ет вертолёты Ка-27ПС и Ка-29: - Техника требует самого внимательно- го отношения к себе, так как любые не- поладки во время полёта несут потенци- альный риск для жизни экипажа. Поэтому винтокрылая машина нуждается в грамот- ном техобслуживании - комплексе диагно- стических и ремонтных мер, позволяющих поддерживать её исправное состояние. Цель - совершенство Любые полёты начинаются с предва- рительной теоретической подготовки. - Все задачи прорабатываются в учеб- 1 стр . Идёт подготовка винтокрылой машины к плановым полётам . ном классе. Цена ошибки в небе может быть слишком высока, поэтому снача- ла «летаем» на земле. От лётчиков тре- буется умелое пилотирование. Особое внимание уделяется полётам без ори- ентиров, то есть над морем, выполне- нию посадок по приборам, - подчёркива- ет подполковник Олег Хоженко. Пристальное внимание в полку уделя- ется молодым пилотам. - Прежде чем палубный лётчик полу- чит допуск к самостоятельному управле- нию вертолётом при посадке на корабль, он должен пройти не один этап подготов- ки, - заверяет Олег Станиславович. Например, командиру вертолёта стар- шему лейтенанту Станиславу Перко- ву уже довелось взлетать с палубы ко- рабля. Молодой пилот, в семье которо- го военнослужащих не было, остановил свой выбор на лётной специальности. Офицер вспоминает, что обучение про- шло в целом отлично. Прежде чем самостоятельно поднять воздушное судно в небо, каждый лётчик должен выполнить контрольные полёты под руководством опытного инструктора. - Перед этим на земле проводятся за- нятия, тренажи на авиационной техни- ке, после - полёт с инструктором, для того чтобы знать размер площадки, вы- соту наивысших препятствий, антенн и так далее. Если инструктор уверен, что лётчик освоил программу на отлично, то он допускает его к самостоятельному полёту, - рассказывает офицер. Старший лейтенант Перков курс бое- вой подготовки морской авиации прохо- дил постепенно, пробуя свои силы сна- чала в простых метеоусловиях, затем в более сложных, днём и ночью. - Сложностей никаких не было, глав- ное - упорно выполнять все требования, которые предъявляет инструкторский состав. Когда услышал заветное слово «Боеготов!», я был очень счастлив. За четыре года выполнил более 100 поса- док на корабль. Владлена КЛЮШИНА . Фото автора . Впавшего в ступор бойца первым делом уложили на спину . После истерической попытки бегства сослуживцы эвакуируют одного из военнослужащих .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz