На страже Заполярья. 2022 год. Июнь.

3 июня 2022 года Будущее флота Большинство первых выпускников молодого Мурманского филиала НВМУ готовятся продолжить образование в высших военно - морских учебных заведениях страны ПОЛЯРНЫЕ НАХИМОВЦЫ - ПЕРВЫЙ ВЫПУСК В апреле этого года уникальное для региона учеб- ное заведение города-героя Мурманска - филиал фе- дерального государственного общеобразовательного учреждения «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» отме- тило 5 лет со дня образования. А уже скоро - в июне из его стен выйдут воспитанники самого первого набо- ра - первые выпускники филиала НВМУ. У истоков Наш разговор с офицером- воспитателем капитаном 2 ран- га запаса Вячеславом Марчен- ко и начальником курса полков- ником запаса Арифом Касумо- вым о самом первом наборе вос- питанников «нахимовки», их ста- новлении, о том, с чем ребята по- дошли к вступлению во взрослую жизнь, и многом другом состоял- ся в кабинете начальника курса. Несмотря на сильную занятость подготовкой, комплектованием и сортировкой личных дел для по- ступления своих подопечных в военные вузы, офицеры уделили время для беседы. Как известно, поручение о соз- дании филиала Нахимовского училища в Мурманске Президент РФ Владимир Путин озвучил 31 августа 2016 года, а 21 февраля 2017 года в Мурманске заложили памятный камень в ознаменова- ние начала его строительства. У офицеров, которые сейчас со- ставляют костяк педагогического коллектива, в том числе и у пол- ковника запаса Касумова, и капи- тана 2 ранга запаса Марченко, и многих других были другая рабо- та, служба, свои жизненные пла- ны, но появление филиала НВМУ круто изменило их судьбу. Ведь им было оказано высокое дове- рие, а на плечи легла огромная ответственность по воспитанию первого набора обучающихся. 1 сентября 2017 года во вре- мя Дня знаний в Мурманске глав- нокомандующий ВМФ РФ адми- рал Владимир Королёв поздра- вил первых воспитанников фи- лиала с началом учебного года. А 28 октября 2017 года состоя- лась церемония посвящения их в нахимовцы на плацу перед ад- министративно-учебным корпу- сом в соответствии со всеми тра- дициями проведения воинских ритуалов - с выносом знамени, встречей старшего военного на- чальника, произнесением торже- ственного обещания нахимовца, исполнением государственно- го гимна и прохождением торже- ственным маршем. Участниками церемонии были и подопечные капитана 2 ранга запаса Вячес- лава Марченко. - Любое дело, которое начина- ешь с нуля, даётся нелегко, - де- лится соображениями Вячеслав Фёдорович. - Всё оказалось в но- винку, поначалу не было ни доку- ментации, ни положений, ни ме- тодик. Мы имели большой опыт службы в войсках, на флоте, но здесь перед нами оказались вче- рашние шестиклашки. Работа с детьми, безусловно, имеет свою специфику. Поэтому важным подспорьем стали кур- сы, пройденные в Мурманском государственном техническом университете. Прослушанные лекции по педагогике, закрепле- ние полученных знаний экзаме- нами, в итоге оказали нам - офи- церам-воспитателям существен- ную помощь в дальнейшей рабо- те. В профессиональном станов- лении нашей деятельности опре- делённую помощь оказывало го- ловное учебное заведение - На- химовское военно-морское учи- лище в Санкт-Петербурге. - Понимая, что мальчишки подвержены влиянию родите- лей, мы уделили этому направ- лению много внимания, - продол- жает Вячеслав Марченко. - Был избран родительский комитет, с которым организовано активное взаимодействие. Определённой спецификой первого набора стало то, что по- давляющее число ребят посту- пило к нам не из военной среды, в том числе из семей невысоко- го достатка. Первые шаги - Приоритетными направлени- ями в нашей работе стали - вос- питание у юных нахимовцев люб- ви к военной форме, культуры об- щения, настрой их на неукосни- тельное соблюдение дисципли- ны, привитие таких важнейших качеств, как пунктуальность и чувство ответственности не толь- ко за себя, но и за своего това- рища, - делится полковник запа- са Ариф Касумов. - Как известно, в воспитании и обучении глав- ное - личный пример. В столь юном возрасте ребята смотре- ли на нас, как говорится, во все глаза и впитывали всё как губ- ка. Прививая им здоровый образ жизни, в первую очередь надо было начинать с себя. И вот даже я, куривший до этого 30 лет, ре- шил бросить, чтобы не подавать дурной пример своим подопеч- ным, сам регулярно занимаюсь спортом. Так что не только мы воспитывали мальчишек эти пять лет, но и ответственность перед ними оказала влияние на нас. Постепенно наши усилия при- несли свои плоды. Позже мы не- однократно слышали слова бла- годарности от учителей, имев- ших опыт работы в обычных средних школах, за высокую дис- циплинированность ребят, а ро- дители отмечали, что не узнают своих детей, настолько они стали аккуратны и собраны в быту, на- ходясь дома на каникулах. - Целью педагогического кол- лектива училища все эти годы было воспитание у нахимовцев чувства гордости и уважения к Родине, выявление и развитие в процессе учёбы способностей и талантов каждого. Наши ре- бята стали активными участни- ками олимпиад и конференций, культурно-досуговых и спортив- но-массовых мероприятияй, кон- цертов и конкурсов, - продолжает Ариф Касумов. Важный стимул В целях мотивирования маль- чишек к отличной успеваемости в учёбе и примерной дисципли- не капитан 2 ранга запаса Вяче- слав Марченко разработал «По- ложение о порядке вручения по- ощрительного знака «Нахимов- ка» воспитанникам ФГКОУ «На- химовское военно-морское учи- лище Министерства обороны Российской Федерации» в Мур- манске». Оно было утвержде- но и стало активно применять- ся на практике. Поощрительный знак «Нахимовка» решено было сделать в виде карточки разме- ром чуть больше обычной визит- ки, на которых были изображе- ны известные исторические лич- ности, герои Отечества, военные корабли. Документ определил виды, ос- нования и порядок поощрения обучающихся за успехи в учеб- ной, спортивной, общественной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельно- сти, а также порядок учёта поощ- рений обучающихся. Целью ста- ло выявление и поддержка актив- ных, творческих и интеллектуаль- но одарённых воспитанников. - За высокие достижения в нау- ке, отличную учёбу, участие и по- беду в учебных, творческих кон- курсах, олимпиадах и спортив- ных состязаниях, за поднятие престижа училища на всерос- сийских, региональных, муници- пальных олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конфе- ренциях, общественно-полезную деятельность и добровольный труд на благо училища, благо- родные поступки, - поясняет Вя- чеслав Марченко, - мы награжда- ли поощрительным знаком «На- химовка», внеочередным уволь- нением при наборе пяти «Нахи- мовок» обучающимся за учебный период, а также вручали благо- дарственное письмо от старших военных командиров при наборе семи «Нахимовок» обучающим- ся за учебный период. Командование курса или взво- да поощряло мальчишек на по- строениях подразделения по представлению педагогическо- го совета, оргкомитета олимпиа- ды, смотра-конкурса, классного руководителя, учителя-предмет- ника, педагога дополнительно- го образования за особые успе- хи, достигнутые обучающимся по отдельным предметам учебно- го плана или во внеурочной дея- тельности училища. Другим документом, который разработал и внедрил в жизнь офицер-воспитатель Вячеслав Марченко, стало положение под названием «О совете старшин, обучающихся в Нахимовском во- енно-морском училище (г. Мур- манск)». Реализация этого докумен- та также стала хорошим подспо- рьем в работе офицеров-воспи- тателей. Следует отметить, что положи- тельный эффект от внедрения практики применения «Нахимо- вок» и работы совета старшин превзошёл все ожидания. - Наши воспитанники добились наилучших результатов и в стро- евой подготовке, - продолжает разговор полковник запаса Ариф Касумов. - Нам была оказана честь представлять училище на всех военных парадах в День По- беды в Мурманске, в день празд- нования 100-летия РККА в Севе- роморске. Руководил трениров- кой парадной коробки и возглав- лял парадный расчёт наш офи- цер-воспитатель подполковник запаса Павел Володин, который в молодые годы проходил служ- бу в Московском кремлёвском полку. Сейчас на парадной фор- ме одежды наших выпускников красуется медаль «За участие в военном параде в День Побе- ды». - Учёба в училище позволила первым его воспитанникам при- нять участие в бесчисленном количестве олимпиад по раз- личным интеллектуальным на- правлениям, - говорит Вячес- лав Марченко, - а кроме того, в спортивных соревнованиях, в Арми-2021, играх КВН и так да- лее. При этом нередко наши ре- бята добивались успехов и высо- ких результатов во всех этих ме- роприятиях, и если бы не панде- мия и ограничения, связанные с коронавирусом, уверен, дости- жений было бы ещё больше. - Безусловно, большое вли- яние на мальчишек в процес- се учёбы оказали стажировка и практика в войсках и на фло- те, - рассказывает полковник за- паса Ариф Касумов. - Это, а так- же выступления перед нахимов- цами представителей высших военно-учебных заведений и са- мого начальника НВМУ, сыгра- ло большую роль в профессио- нальном ориентировании ребят. Навсегда в их памяти останут- ся дальний поход на учебном ко- рабле «Смольный», посещение стратегической атомной подвод- ной лодки Северного флота, а также надводных кораблей. Среди ребят есть желающие стать морскими пехотинцами, подводниками, десантниками, штурманами, лётчиками и даже военными переводчиками. Про- ведённый анализ показал, что более 90% ребят хотят посту- пать в военные учебные заве- дения, при этом 77 % выпускни- ков связывают свои планы имен- но с военно-морскими вузами. На нашем курсе два кандидата на аттестат с отличием - это ви- це-старшины Дмитрий Шкель и Никита Андреев, - с гордостью рассказывает полковник запаса Ариф Касумов. Гордость училища Мы вышли из кабинета, что- бы осмотреть расположение и кубрики курса. Условия, создан- ные для обучающихся, не про- сто удивляют, а восхищают. На- конец звучит команда «Строить- ся!». Без пяти минут выпускники один за другим выбегают из сво- их кубриков, на ходу застёгивая ремни. Уже вскоре на централь- ном проходе замер строй высо- ких, подтянутых, в идеально по- догнанной парадной форме на- химовцев. Через некоторое время после того, как начальник курса полков- ник запаса Ариф Касумов отдал ряд указаний, у меня есть немно- го времени, чтобы переговорить с ребятами. Среди них - старший нахимо- вец Дмитрий Соловьёв, знаме- нитый среди товарищей тем, что по указанию главнокомандующе- го ВМФ адмирала Николая Евме- нова, накануне познакомившего- ся с его наработками в области инженерных проектов, представ- лял Мурманский филиал НВМУ в ходе Международного воен- но-технического форума «Ар- мия- 2021» в Кубинке. - Я родился в Санкт-Петербур- ге, но всю жизнь прожил в Севе- роморске, - говорит Дмитрий и продолжает: - Мой отец служил на эсминце «Адмирал Ушаков», и в детстве мне не раз довелось бывать на этом корабле. Уже тог- да захотелось продолжить дело отца и служить в Военно-мор- ском флоте, но конкретно по про- фессии определился уже здесь, в училище. Знаковым стало по- сещение атомных подводных ло- док «Карелия» и «Вепрь». После беседы с командиром штурман- ской боевой части подводного «зверя» я окончательно принял решение пойти учиться на штур- мана и стать подводником. Средиребят естьжелающие статьморскимипехотинцами , подводника - ми , десантниками , штурманами , лётчиками и даже военными перевод - чиками . Проведённый анализ показал , что более 90% из них намерены поступать в военные учебные заведения , при этом две трети выпуск - ников связывают свои планы именно с военно - морскими вузами Текущий 2022 год для Мурманского филиала федерального государственного общеобразовательного учреждения « Нахи - мовское военно - морское училище Министерства обороны Рос - сийской Федерации » примечателен целым рядом событий . Среди них первый юбилей филиала - 5 лет со дня основания , нахимовцы впервые стали участниками парада в честь Дня Победы на Красной площади в Москве и главное - первый вы - пуск тех , кто начал здесь учёбу одновременно с началом рабо - ты уникального учебного заведения за полярным кругом . Александр ЯКОВЛЕВ . Фото автора . Выпускной класс , 2022 год . В первом ряду офицер - воспитатель капитан 2 ранга запаса Вячеслав Марченко , начальник курса пол - ковник запаса Ариф Касумов , офицер - воспитатель майор запаса Сергей Мариничев . 2 марта 2018 года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу посетил филиал и вручил знамя училища . В декабре 2019 года открылся спортивный комплекс с ледовой ареной . Первое символическое вбра - сывание производят начальник Главного управления кадров МО РФ генерал - полковник Виктор Горе - мыкин и чемпион мира Денис Денисов . Старший нахимовец Владис- лав Стрекаловский родом из го- рода Котласа. За время учёбы был неизменным участником всех торжественных меропри- ятий, так как состоял в знамён- ной группе училища. Он участ- ник целого ряда олимпиад и на всеармейской олимпиаде по фи- зике занял призовое третье ме- сто. Кроме того, достиг высоко- го уровня профессионализма в бальных танцах. По совету стар- ших товарищей - земляков ре- шил поступать в Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко, где готовят военных специали- стов по защите информации для всех видов и родов войск. Старший нахимовец Анатолий Парчевский - один из силачей выпускного класса. Парень при- шёл учиться в филиал НВМУ в результате конкурсного донабо- ра. Однажды он решил трени- ровать силу своих пальцев и те- перь спокойно гнёт гвозди. Та- кое далеко не каждый взрос- лый сумеет повторить. Недав- но он подарил своему офице- ру-воспитателю гвоздь, согну- тый в виде сердца. Анатолий имеет успехи в учёбе, в гиревом спорте, был участником Всеар- мейской олимпиады по англий- скому языку, призёром Ушаков- ских чтений. Своей целью Ана- толий поставил поступление в Морской корпус Петра Велико- го - Санкт-Петербургский воен- но-морской институт. Вице-старшина 2 статьи Ники- та Андреев среди тех, кем гор- дятся в училище благодаря его выдающимся результатам в учё- бе. В своё время в Мурманск он приехал из далёкого башкирско- го города Белебей. Кроме от- личной учёбы, добился цело- го ряда других успехов. Так, на конкурсе «Арктический щит Рос- сии» между учебными заведе- ниями Заполярья он занял пер- вое место. Его блестящими до- стижениями очень довольна хо- реограф, учитель бальных тан- цев Виктория Копликова. Со своей будущей профессией па- рень уже определился - будет поступать в военно-морской по- литехнический институт на фа- культет автоматизированных си- стем управления. - Если выпускники первого на- бора поступят в вузы, значит, мы все эти годы трудились не зря, - считают полковник запа- са Ариф Касумов и его коллеги офицеры-воспитатели.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz