На страже Заполярья. 2022 год. Июнь.

24 июня 2022 года Идёт боевая учёба Для уточнения метеорологической обстановки перед началом любой лётной смены в воздух обязательно поднимается один из самых подготовленных экипажей лётного полка РАЗВЕДЧИКИ ПОГОДЫ - Разведка погоды…А почему она вас интересует? - по- началу удивляется командир авиационного отряда про- тиволодочной авиационной эскадрильи отдельного сме- шанного авиационного полка гвардии майор Владимир Клешков. Я же стараюсь убедить его, что рассказать про такое стоит. Что для военных лётчиков дело обыденное, для простых смертных - настоящая экзотика. Само это словосочетание звучит для неподготовленного уха как оксюморон. Сразу представляется мужественный ре- зидент в тылу врага - опасного атмосферного фронта. Шутки шутками, но воздушная разведка погоды - обя- зательный элемент подготовки к полётам. У природы нет плохой погоды ? А у лётчиков она есть! Взлететь, как правило, можно при любых ме- теоусловиях, а вот для посадки на своём или запасном аэродроме погода должна быть благоприят- ной. Гроза, ливневые осадки, ту- маны, низкая облачность - не луч- шие условия для полётной смены. К другим опасным для авиации ат- мосферным явлениям, характер- ным для нашей северной погоды, относятся шквал, обледенение, град и метель. Влияние осадков на полёт ска- зывается, в основном, за счёт яв- лений, им сопутствующих. Облож- ные осадки (особенно морось) занимают часто большие площа- ди, сопровождаются низкой об- лачностью и сильно ухудшают видимость. При наличии переох- лаждённых капель в них происхо- дит обледенение самолёта. От- ложения льда увеличивают вес самолёта, ухудшают его аэроди- намические характеристики и так далее. Поэтому в обложных осадках, особенно на малых высотах, полёт затруднён. В ливневых осадках фронтального характе- ра полёт затруднён из-за резко- го ухудшения видимости и уси- ления ветра. Гроза - ещё одно весьма опас- ное для авиации явление обла- кообразования, сопровождае- мое электрическими разрядами в виде молнии и осадками. В гро- зовых облаках наблюдаются силь- ные вихревые движения воздуха. В средней части - бывает крупа, снег, град, а в верхней - снежная метель. Грозы обычно сопровождают- ся шквалами. Они опасны элек- трическими разрядами и сильной болтанкой. Попадание молнии в самолёт может привести к тя- жёлым последствиям. В сильную грозу к тому же нельзя пользо- ваться радиосвязью. Туман у нас на Севере частый гость, что также добавляет хлопот для лётчиков. Полёт в таких усло- виях, ввиду возможности столкно- вения с земными препятствиями, а в межсезонье и зимой, кроме того, обледенения, опасен и без специального оборудования во- все запрещён. Зимой - частые метели, при ко- торых видимость может резко сни- жаться (до 50 - 100 м и менее). Они затрудняют посадку и взлёт самолёта, иногда делают их не- возможными. Мне сверху видно всё Для чего же всё-таки нужна воз- душная разведка погоды? Поче- му нельзя определить с земли, по какому варианту можно летать? Ведь в каждом авиационном полку есть штатная метеорологическая служба. На поверку, имеющихся сведений бывает недостаточно для определения возможных из- менений атмосферных процессов. Информация о метеорологической обстановке, полученная с помо- щью инструментальных средств, часто требует уточнения и опреде- ления возможной её трансформа- ции в период проведения полётов. Разведка погоды выполняется не только вблизи аэродрома, но и по предстоящему маршруту, кро- ме этого, определяются поведение самолёта по степени турбулент- ности атмосферы, обледенения в облаках, при разбеге и посад- ке, сносы на посадочном и боевых курсах, сцепление с взлётно-по- садочной полосой, что особенно важно в зимних условиях, и мно- жество других параметров полёта. В песне не зря поётся: «Мне сверху видно всё, ты так и знай». Воздушная разведка погоды по- могает определить и уточнить зоны облачности, осадков, грозо- вых явлений, ско- рость и направле- ние их движения, обнаружить ско- пления птиц в воз- духе, определить высоты и направ- ления их полёта. По м н е н ию гвардии майо- ра Владимира Клешкова, зада- ча эта весьма от- ветственная. Ведь в полку есть лёт- чики, которые только становят- ся «на крыло» и при ухудшении погодных условий могут попро- сту не справиться с пилотирова- нием. Этот фактор нужно обяза- тельно учитывать при принятии решения об их участии в предсто- ящей лётной смене. Поэтому задача разведки воз- лагается на экипажи, хорошо знающие метеорологию и подго- товленные к полётам в сложных метеорологических условиях. До выполнения такого задания, как разведка погоды, допускаются лётчики в должности не ниже ко- мандира отряда и старшие над ними начальники, а на маршрут полёта - только экипажи, прошед- шие специальную подготовку и до- пущенные приказом командира авиационной части. Лётная или нелётная ? Воздушная разведка погоды проводится непосредственно пе- ред лётной сменой. Задание это считается сложным. И совмещать его с выполнением других полёт- ных заданий, за исключением об- лёта средств связи и РТО, запре- щается. Командир экипажа и его по- мощник, выполняющие её, долж- ны быть заранее подготовлены к полётам в прогнозируемых на это время метеоусловиях. Ведь тре- буется определить и спрогнозиро- вать тенденции, выявить опасные факторы, способные преподнести сюрпризы во время выполнения лётной смены, проверить функ- ционирование радиотехнических средств, связь с запасными и сво- им аэродромами. Командир авиационной части перед принятием решения на воз- душную разведку погоды опреде- ляет готовность своего и запасных аэродромов, полигонов средств управления и обеспечения полё- тов. Анализирует аэросиноптиче- ский материал, расчётные данные об ожидаемых опасных явлени- ях погоды и данные её радиоло- кационной разведки. Из доклада дежурного синоптика получает ин- формацию о прогнозе погоды на своём и запасных аэродромах. Его задача - в первую очередь выяснить: лётная погода или нет. Она считается лётной, если соот- ветствует определённым критери- ям - так называемому метеороло- гическому минимуму. Минимумы для взлёта и посадки применяют- ся в отношении скорости и направ- ления ветра, видимости, нижней границы облачности, состояния взлётно-посадочной полосы. Исходя из полученных сведе- ний, командир определяет наи- более целесообразный маршрут разведки погоды, порядок её вы- полнения и производит предпо- лётные указания. Командир экипажа - разведчика погоды уже по ходу полёта опре- деляет и докладывает по радио количество, форму, высоту ниж- ней и верхней границ облаков, об- лачных слоёв и условия полёта в них, явления погоды, районы с опасными явлениями погоды, ви- димость на взлётно-посадочной полосе, видимость естественного горизонта и условия пилотирова- ния на высотах предстоящих по- лётов, температуру воздуха, на- правление и скорость ветра по высотам, наличие и степень об- леденения и многие другие све- дения, и сообщает о результатах командиру части. - После выполнения задачи я как разведчик погоды должен до- ложить о её результатах команди- ру полка. А тот, с учётом фактиче- ских данных, прогноза и уровня подготовки лётного состава, при- нимает решение на полёты по одному из вариантов плановой таблицы. Моя задача - помочь ко- мандиру при принятии этого ре- шения, - объясняет гвардии май- ор Клешков. Всё идёт по плану На лётную смену всегда гото- вятся несколько плановых таблиц по вариантам погоды. Метеоусло- вия могут быть простыми, так на- зываемые ПМУ, сложные (СМУ) и на «минимум». Основная задача разведчика погоды - определить реальную погоду для выполнения полётов по запланированным ва- риантам. - Сам полёт довольно скоротеч- ный, не более сорока минут. А задач всему экипажу нужно вы- полнить много: уточнить метео- рологическую и орнитологиче- скую обстановку в районе, на маршрутах, если требуется, то ещё на полигонах и площадках десантирования, а также прове- рить работоспособность основных и резервных средств связи и ра- диотехнического обеспечения, го- товность их расчётов к обеспече- нию полётов. За это время нужно совершить три захода на посад- ку. За сбор данных по разведке погоды отвечает штурман. Лётчи- ки больше заняты пилотировани- ем. Очень много крутиться при- ходится, не как обычно, когда всё спокойно и плавно развивается. А после разведки, как правило, эки- паж принимает участие ещё и в лётной смене, - продолжает рас- сказ лётчик. Раньше, когда Владимир Клеш- ков проходил службу в таком же авиационном полку на Дальнем Востоке, на разведку погоды ему приходилось летать и там. По мне- нию лётчика, те условия проще, да и запасных аэродромов больше. Много солнечных дней в году, не- настье бывает редко. Аэродром расположен в горах, вокруг сопки. - Правда, и в Приморье погода на день может поменяться раза три. Солнышко светит яркое, но вот пришла тучка, воды налила, потом опять солнечно. На Севе- ре зимой постоянно идут снежные заряды, так называемая зарядо- вая деятельность, облачность низкая, тучи. Это даже измене- нием погоды трудно называть: она как была изначально пло- хая, так и осталась, только снегу ещё подсыпало. Здесь стабиль- но пасмурно. Что летом, что зи- мой. Летом днём плохая погода, а как спать ложишься, выходит солнышко, - делится своими на- блюдениями гвардии майор Вла- димир Клешков. Если лётчик служит на одном и том же месте определённое вре- мя, то возможность возникнове- ния тех или иных природных яв- лений он может действительно предугадывать, основываясь на своём опыте. Но при подготовке к полётам не- возможно опираться лишь на лич- ные наблюдения. Перед вылетом экипаж самолёта заслушивает де- тальный доклад дежурного метео- ролога о состоянии и прогнозе по- годы по маршруту, атмосферных фронтах, их положении и интен- сивности, их направлении и ско- рости движения, о зонах с опас- ными для авиации явлениями погоды, их границах, направле- ниях и скорости смещения, узна- ёт пути обхода районов с плохой погодой. В полёте уже экипаж внима- тельно наблюдает за состояни- ем погоды, особенно за опасны- ми явлениями. Разведчики погоды должны своевременно заметить её резкое ухудшение, правиль- но оценить её, принять соответ- ствующее решение на дальней- ший полёт и выполнить задание. Во время проведения разведки весь остальной лётный состав уже находится на тренаже на самолё- тах, а после посадки разведчика все службы, участвующие в орга- низации и обеспечении полётов, весь лётный состав и руководство части следуют на предполётные указания. Там командир полка по- лучает доклады от всех служб о готовности выполнения полётов, в том числе одним из первых за- слушивают разведчика погоды, ко- торый подробно докладывает о выполненной разведке и рекомен- дует командиру вариант выполне- ния полётов. Вот такая она - воздушная раз- ведка погоды. И важная, и ответ- ственная, и при этом всё-таки очень интересная задача. Ольга ЧЕРНЫШЕВА . Фото из архива гвардии майора Владимира КЛЕШКОВА . Гвардии майор Владимир Клешков готовится к полёту . Задача разведки возлагается на экипажи , хо - рошо знающие метеорологию и подготовлен - ные к полётам в сложных метеорологических условиях На базе учебно - тренировочного комплекса СФ созданы все условия для подготовки водолазов ДЫХАНИЕ НА ГЛУБИНЕ Трудоёмкий процесс надевания костюма и сна- ряжения, которое необходимо для работы под водой, завершается - и вот водолаз постепен- но погружается в воду бассейна. Его уже не видно, но благодаря специальному оборудо- ванию отчётливо слышно равномерное дыха- ние, за ритмом которого внимательно следит врач-спецфизиолог, а страхующий водолаз го- тов в любую секунду отправиться на помощь в глубину. Такую картину в стенах учебно-тренировочного ком- плекса по борьбе за живу- честь и легководолазной подготовке учебного цен- тра Северного флота мож- но наблюдать ежедневно, потому что в УТК трениру- ются как штатные водолаз- ные специалисты, так и неш- татные водолазы различных воинских частей, здесь про- ходят учебные спуски, ава- рийные партии надводных кораблей оттачивают сла- женность действий в борь- бе за живучесть. Для подтверждения ква- лификации каждый водолаз должен выполнить норма- тив по количеству погруже- ний, часов под водой. При этом погода в нашем реги- оне далеко не всегда благо- приятствует проведению тре- нировок на причалах, и база учебно-тренировочного ком- плекса как раз позволяет не потерять сноровку за время сильных холодов. - В ходе тренировочных спусков на УТК водола- зы совершенствуют навы- ки хождения по грунту, ды- хания на глубине, плавания в ластах. Всё происходит в условиях, которые макси- мально приближены к реаль- ным, - объяснил начальник учебно-тренировочного ком- плекса капитан-лейтенант Сергей Линкевич. - Учебные спуски возможны только на УТК. Причём приступают к ним будущие легководола- зы после полного курса те- оретической подготовки и углублённого медицинско- го обследования. Во время учебно-тренировочных спу- сков дежурит врач-спецфи- зиолог, в 15-минутной готов- ности находится водолазная барокамера, а страхующим должен быть подготовлен- ный инструктор-водолаз. В общем, соблюдены все тре- бования безопасности. Сами спецфизиологи так- же участвуют в тренировоч- ных погружениях в барока- мере на глубину 100 метров для поддержания физио- логической готовности. Это нужно, чтобы они были го- товы к лечению заболевшего аварийного водолаза и при неблагоприятном стечении обстоятельств могли бы на- ходиться в барокамере вме- сте с пострадавшим. - Мой опыт работы - уже более 40 лет. В начале 80-х годов я даже участвовал в проведении первых в стра- не спусков на большие глу- бины - на 250 метров. Так что за столь долгий срок мне не раз приходилось сталкивать- ся с ситуациями, в которых водолазам требовалась по- мощь, - рассказал нештат- ный врач-спецфизиолог от- ряда судов обеспечения Сергей Истомин. - Водола- зы относятся к представи- телям профессий с особо вредными, опасными усло- виями. Поэтому врач должен присутствовать при погруже- ниях глубже 45 метров и на всех учебно-тренировочных спусках, чтобы правильно оказать помощь при деком- прессионной болезни, ба- ротравме лёгких или ушей. В день моего прихода в УТК проходили тренировки у четырёх водолазных групп. С двумя из них проводились учебные спуски: моряки бри- гады десантных кораблей и отряда судов обеспечения завершали обучение для присвоения квалификации легководолаза. А личный со- став отдельного морского ин- женерного полка Северного флота и пограничного управ- ления по Западному аркти- ческому району проводил тренировочные погружения в бассейне. - На кораблях нужны неш- татные водолазы, к приме- ру, для осмотра винторуле- вой группы, днища корабля. Я готовлюсь получить квалифи- кацию, чтобы при необходи- мости выполнять эти работы. После экзамена по теории нужно выполнить ряд прак- тических упражнений. Сей- час проходил спуск, в ходе которого по легенде мне ста- ло плохо, я потерял созна- ние, и страхующий водолаз меня спасал, - поделился ко- мандир зенитно-артиллерий- ской батареи одного из боль- ших десантных кораблей СФ лейтенант Илья Алпатов. - В училище на третьем курсе мне доводилось погружать- ся, поэтому ощущения со- всем новыми не назовёшь, но не могу сказать, что всё получается без труда. На глу- бине вес всего снаряжения, костюма чувствуется не так сильно, зато ощущается дав- ление. А ещё, когда ты погру- жаешься в воду, кажется, что, как главный герой в фильме, сможешь легко и свободно передвигаться, выполнять по- ставленные задачи, а на са- мом деле тебя то вверх под- бросит, то в сторону. Надо учиться, привыкать. Всё не так просто, как кажется. Несмотря на трудности, с поставленными задачами лейтенант Алпатов справился. А вот у водолазов отряда пограничных сторожевых ко- раблей, тренировавшихся в тот день в УТК, этап освое- ния позади, с опытом при- шло мастерство. - Моя водолазная практи- ка началась в 2003 году. Ещё во время службы в спецна- зе доводилось совершать прыжки с парашютом на воду во всём снаряжении, выхо- дить в нём из подлодки че- рез торпедный аппарат. Но, чтобы не утратить навыков, Оказание помощи аварийному водолазу - необходимый этап водолазной подготовки . нужно тренироваться посто- янно. Не зря же установле- на норма часов для каждой квалификации. Только од- ними рабочими спусками норму не выполнишь. Сво- ей материальной базы, где можно было бы проводить тренировки, у нас нет, поэ- тому мы проводим их здесь, благодаря тому, что коман- дование СФ идёт нам на- встречу, - отметил старший инструктор-водолаз отряда пограничных сторожевых ко- раблей. - Мы рады, что со- трудничаем на регулярной основе. Сергей Линкевич отмеча- ет, что командованием Се- верного флота разрешено взаимодействие с другими управлениями: - Да, с этого года мы ста- ли работать ещё и с водо- лазами погрануправления, но в целом сотрудничать с представителями погранич- ного управления по Запад- ному арктическому району мы начали гораздо раньше: действия по борьбе за живу- честь на базе учебно-трени- ровочного комплекса СФ по- граничники совершенствуют уже более трёх лет. Однако и этим взаимодействие не ограничивается. Наша ба- рокамера обеспечивает во- долазные спуски личного состава на их базе в Мурман- ске. При аварийном проис- шествии мы готовы к приё- му пострадавшего. К счастью, в этот день при- ведённая в 15-минутную го- товность барокамера нико- му не понадобилась. Анна ВИХРОВА . Фото автора . В ходе тренировочных спусков на УТК водолазы совершен - ствуют навыки хождения по грунту , дыхания на глубине , плавания в ластах . Всё происходит в условиях , которые мак - симально приближены к реальным

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz