На страже Заполярья. 2022 год. Июнь.
17 июня 2022 года 20 июня - День специалиста минно-торпедной службы ВМФ В любое время суток минно - торпедная боевая часть должна быть готова к выходу в море , а комплексы оружия - к бою УКРОТИТЕЛИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК Работа специалистов минно-торпедной бое- вой части тяжёлого атомного ракетного крейсе- ра «Пётр Великий» является одной из важных составляющих качественной боевой учёбы мо- ряков-североморцев. Не будет проверено и го- тово оружие, можно считать бой проигранным. Экипаж флагмана Северного флота то и дело принимает участие в учениях, где у специали- стов БЧ-3 есть возможность показать хорошую профессиональную подготовку. Первым учеб- ным занятием моряков в новом периоде обу- чения стало учение по противоподводнодивер- сионной обороне (ППДО) корабля при стоянке в базе, на котором личный состав минно-тор- педной боевой части продемонстрировал на- выки по применению оружия. Главное - не терять контакт Для проведения учения по ППДО на верхней палу- бе крейсера были организо- ваны посты наблюдения и контроля за акваторией с во- оружёнными крупнокалибер- ными пулемётами вахтенны- ми из числа комендантской службы корабля. - Для борьбы с подводны- ми диверсантами были раз- вёрнуты водолазный пост, гидроакустическая станция, на вертолётной площадке установили многостволь- ный реактивный гранатомёт (МРГ), предназначенный для поражения боевых пловцов, а на воду спустили катер с дежурным экипажем, - рас- сказывает об учебном меро- приятии командир стартовой батареи противолодочного оружия БЧ-3 ТАРКР «Пётр Великий» лейтенант Иван Кривец, в настоящий момент временно исполняющий обя- занности командира боевой части. - Мы готовы защитить наш корабль от малых судов и водолазов, которые могут подойти близко к крейсе- ру и установить, например, мину. Поэтому выполнение стрельб является высшей формой обучения военно- служащих минно-торпедной боевой части. Военные моряки отрази- ли нападение на корабль быстроходной лодки-бран- дера, снаряжённой взрыв- чаткой, остановив её огнём из пулемётов, а затем пере- хватили дежурным катером. Противник обезврежен! Цель достигнута! Как известно, главная за- дача подразделения - унич- тожение подводных лодок противника, а также обеспе- чение противоминной, про- тиводиверсионной обороны корабля при нахождении в базе и на переходе морем. Личный состав боевой ча- сти успешно с ней справля- ется. По словам лейтенан- та Кривца, текучесть кадров у них отсутствует, но даже если приходит новый воен- нослужащий, процесс его об- учения недолог. - Хватает шести месяцев, чтобы из новичка сделать добротного специалиста, ко- торый сможет уверенно вы- полнять свои должностные обязанности, - утверждает офицер. - Сначала теория, из- учение руководящих докумен- тов, затем переход к практике, то есть к занятиям на систе- мах управления стрельбой. Специалисты БЧ-3 долж- ны знать всю материальную часть - торпедные аппара- ты, реактивные бомбомёт- ные установки, противоди- версионные гранатомёты различных типов. Когда всё освоено, приступают к рабо- те с боезапасом. - Работа с ним - основная задача специалистов БЧ-3. Это не безопасно, поэтому военнослужащий, отвеча- ющий за подготовку и хра- нение оружия, должен быть очень ответственным, - под- чёркивает специалист. Рабочий день лейтенан- та Ивана Кривца начинает- ся с осмотра заведования, контроля за сохранностью оружия, качеством хранения боезапаса. В процессе повседневной деятельности на ежедневных осмотрах заведования произ- водится контроль готовности оружия к применению. Регу- лярно проводятся трениров- ки по специальности, на ко- торых командир БЧ-3 даёт определённую вводную, а за- тем проверяет нормативы по приготовлению оружия к ис- пользованию. - Оружие достаточно сложное - реактивная бом- бомётная установка (РБУ), торпедные аппараты, а так- же погреба с боезапасом, конвейеры и прочее. Об- служивание его проводим ежедневно. На каждом ком- плексе свои работы, - пояс- няет минёр. - Мы еженедель- но спускаемся в погреб, где хранится боезапас, контро- лируем температуру, прове- ряем оружие на целостность. А вот реактивная бомбо- мётная установка, находя- щаяся на палубе крейсе- ра, подвержена внешнему воздействию природы. Как рассказал Иван Кириллович, её следует как можно чаще «пробанивать»: - Военнослужащий берёт специальный «ёршик» и чи- стит ствол установки. Затем обрабатываются контакты, скобы и другие элементы. Потом делаем проворачи- вание, чтобы механизмы не застаивались, двигались ре- гулярно. Для того чтобы быть всег- да готовыми к отражению атаки вероятного против- ника, специалисты БЧ-3 регулярно проводят тре- нировки, в ходе которых им приходится стрелять не только по условной, но и по вполне реальной под- водной лодке. Необходимо врага обнаружить и атако- вать, при этом специалисты БЧ-3 стреляют в ПЛ торпе- дой, бомбами не боевыми, а практическими. - При обнаружении под- водной лодки, изображаю- щей противника, надо бы- стро произвести по ней выстрел, - поясняет Иван Кривец. - Если хоть один из военнослужащих в расчёте допустит ошибку, то мы про- махнёмся, проиграем бой. Идёт ежедневный осмотр материальной части . Любимая работа Командир стартовой бата- реи противолодочного оружия БЧ-3 ТАРКР «Пётр Великий» лейтенант Иван Кривец у ко- мандования корабля на хо- рошем счету. Заместитель командира корабля по во- енно-политической работе капитан 2 ранга Сергей Ры- женко характеризует его как перспективного и высококва- лифицированного военно- служащего. - В школе уже решил по- ступать в Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, факультет штурманско-гидро- графический и вооружения, - рассказывает офицер. На пятом курсе учили- ща во время стажировки на ТАРКР «Пётр Великий» на собственном опыте прочув- ствовал, как сложно руко- водить подразделением, но трудности его только разза- дорили. По распределению лейте- нант попал на флагман Се- верного флота. Конечно, офи- церу поначалу приходилось нелегко: сдача зачётов, изу- чение руководящих докумен- тов, освоение материальной части. Но упорство и усидчи- вость позволили ему стать от- личным специалистом. - Изучаю материальную часть подразделения, повы- шаю уровень профессиональ- ных знаний, совершенствую навыки по охране и обороне корабля на незащищённом рейде, - объясняет офицер. В конце апреля этого года лейтенант Кривец впервые стрелял реактивными глу- бинными бомбами по под- водной лодке: - Это интересный и необ- ходимый практический опыт, который пригодится мне в дальнейшем. Владлена КЛЮШИНА . Фото автора . Совсем скоро военные вузы страны распахнут двери для желающих связать свою жизнь с профессией защитника Родины От первого лица ОТ БЕРЕГОВ НЕВЫ КУРС НА МОРЯ И ОКЕАНЫ Приведу цитату из до- кумента середины XVIII века: «Если бы удалось в Морскую академию вдруг набрать достаточ- ное число учеников, тут надобно долго ожидать, пока доброго офи- цера получить можно, ибо не толь- ко нельзя скоро окончить науку, но и для практики надобно довольно времени… Понеже в сухопутстве офицера в 3 года доброго полу- чить можно, а морского менее 12 лет достать невозможно…». К слову, всего на один год мень- ше я, как и многие другие воен- но-морские офицеры, под руко- водством опытных педагогов и наставников провёл в учебных ау- диториях, в шлюпках на вёслах и под парусом, на тренажёрах и учебно-боевых образцах воору- жения, учебных катерах и учебных кораблях, на учебных боевых по- стах, главных и центральных ко- мандных пунктах. Такая система подготовки военно-морских специ- алистов для одного из самых вы- сокотехнологичных видов Воору- жённых Сил России складывалась на протяжении многих столетий. - Для сегодняшней молодё - жи характерны повышенные запросы к получаемому обра - зованию , стремление к высо - кому социальному статусу , стабильности в быстро ме - няющемся мире . Что могут предложить военно - морские учебные заведения в ответ на эти запросы ? - Попробую ответить кратко. По- жалуй, мы единственная военная образовательная организация в Вооружённых Силах, объединив- шая такое количество специаль- ностей и специализаций, которое может удовлетворить любые обра- зовательные потребности. Более двух десятков специальностей и 70 специализаций обеспечивают подготовку специалистов для всех родов сил и научного комплекса Военно-морского флота. Причём некоторые из них, например, свя- занные с ядерными энергетикой и вооружением, подводными техно- логиями, уникальны не только для военного, но и для гражданского образования России. Кроме того, особенность полу- чаемого у нас образования за- ключается ещё и в том, что боль- шинство этих специальностей относится к высокотехнологично- му инженерному профилю. В них любой молодой человек может ре- ализовать свои предпочтения к точным наукам - математике, фи- зике, химии, наукам об океане и атмосфере - гидрологии, океано- графии, гидрографии и метеоро- логии. Склонный к инновационной деятельности, технике и техноло- гиям найдёт себя в специально- стях по применению и эксплуата- ции сложнейшего вооружения и военной техники от робототехни- ческих комплексов и беспилотных аппаратов до крылатых и балли- стических ракет. Наш вуз для морских романти- ков открывает просторы океанов и морей, уникальные возможно- сти пройти маршрутами извест- ных российских мореплавателей и первооткрывателей в ходе даль- них походов, корабельных и катер- ных практик. Расскажу об одном из них. В 2019 году корабль «Перекоп» с курсантами на борту совершил уникальный учебный поход вокруг Евразии, к которому многократно применительно слово «впервые». Впервые со времён Николая Нико- лаевича Миклухо-Маклая русские моряки совершили деловой заход в Папуа - Новую Гвинею. Впер- вые маршрут учебного корабля проходил по Северному морско- му пути, позволив курсантам ещё в училище приобрести реальный опыт плавания в полярных ши- ротах. Впервые в истории учеб- ных походов учебный корабль про- шёл более 40 000 миль, находясь в море в различных широтах бо- лее 250 суток. Подобные дальние походы не исключение и ежегодно проводят- ся для курсантов всех специаль- ностей. И что интересно, уже се- годня на наши корабли и катера приходят новые компьютерные технологии. Модульная компонов- ка учебно-тренировочных средств позволяет обеспечить практиче- скую подготовку по существующим специальностям и начать обуче- ние по новым, например, связан- ным с применением и эксплуата- цией беспилотных летательных аппаратов корабельного базиро- вания, морских роботизированных и безэкипажных систем. - Действительно , весьма ин - тересно и увлекательно . Ду - маю , многим захотелось бы воспользоваться такими уни - кальными возможностями . А знают ли об этом вчерашние школьники , которые сталкива - ются с трудностями выбора конкретного высшего учебно - го заведения , факультета или специальности ? Как выстро - ена в вузе профориентацион - ная работа ? - Мы постарались охватить все возможные направления по во- енно-профессиональной ори- ентации наших потенциальных абитуриентов. Причём от самого Специалисты БЧ -3 должны знать всю материальную часть - торпедные аппараты , реактивные бомбомётные установки , противодиверсионные гранатомёты различных типов верхнего уровня работы по орга- низационно-методическому обе- спечению набора на днях откры- тых дверей во взаимодействии с департаментами и отделами об- разования Санкт-Петербурга, Ле- нинградской области и субъектов Российской Федерации до работы отдельных курсантов с учащими- ся выпускных классов. На регулярной основе прово- дятся мероприятия в Нахимов- ском военно-морском училище и Кронштадтском морском кадет- ском военном корпусе Министер- ства обороны Российской Феде- рации. Активно ведётся работа и в других довузовских образова- тельных организациях Министер- ства обороны, силовых ведомств, муниципальных кадетских корпу- сах, классах, военно-патриотиче- ских организациях, в том числе в «Юнармии» и «Юнфлоте». За факультетами военно-мор- ских училищ закреплены подшеф- ные школы, с руководителями учебных заведений установлено взаимодействие, в их адрес ра- зосланы профориентационные материалы в печатном и элек- тронном виде, организовано вза- имодействие со школами других регионов Российской Федерации. Офицеры и курсанты училищ постоянно выступают перед школьниками и учащимися орга- низаций среднего профессиональ- ного образования Санкт-Петербур- га и других регионов Российской Федерации, показывают фильмы военно-патриотической направ- ленности, проводят уроки му- жества, классные часы. За по- следний год - около 500 таких мероприятий. Традиционно особое внимание уделяется взаимодействию с Все- российским детско-юношеским во- енно-патриотическим обществен- ным движением «Юнармия». Главнокомандующий Военно-мор- ским флотом, командование ака- демии и училищ участвуют в посвящении в юнармейцы, регу- лярных сборах этого движения. - Виктор Николаевич , а как сами начинали путь флотско - го офицера ? - Возможно, это покажется три- виальным, но я прошёл именно тот путь, о котором мы говорим сегодня. Только вместо социаль- ных сетей были рассказы отца и его друзей о морской романтике, вместо Интернета - книги Вален- тина Пикуля и Вениамина Кавери- на, а вместо сегодняшних «Юнар- мии» и «Юнфлота» - молодёжные военно-спортивные игры «Зарни- ца» и «Орлёнок». К слову, в этих играх мы были победителями не только в моём родном городе, но и на республиканских соревнова- ниях. До сих пор горжусь своими первыми победами. - До того момента , как воен - ные вузы страны распахнут свои двери для потенциаль - ных кандидатов в курсанты , осталось не так много време - ни . Что бы вы хотели доба - вить к вышесказанному ? - Безусловно, я хотел бы поже- лать каждому из кандидатов, гото- вящихся в эти дни к поступлению в вузы ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», удачи. Они многое уже сделали, и впереди их ждёт заслу- женная оценка труда. Эти резуль- таты будут свидетельствовать о правильности сделанного глав- ного жизненного выбора - выбо- ра пути патриота своей страны. Отмечу, что обучение и совер- шенствование профессиональных способностей курсантов - неотъ- емлемая часть повышения бое- вой готовности Военно-морского флота, обеспечения военной безо- пасности Российской Федерации с морских и океанских направлений. И всё же наряду с выполнением требований заказчика подготов- ки военных кадров свою основ- ную миссию и предназначение мы видим в воспитании, духовном, интеллектуальном и физическом развитии граждан России, защит- ников Родины. И для этого у нас всё есть. В первую очередь, это высококвалифицированный науч- но-педагогический состав - около двух тысяч педагогических и по- лутора тысяч научных работни- ков. Значительная часть из них обладает уникальным практиче- ским опытом. В строю наших пе- дагогов командующие и начальни- ки штабов флотилий разнородных сил, командиры дивизий и бригад, подводных и надводных крейсе- ров, флагманские специалисты объединений и соединений, луч- шие специалисты в своей пред- метной области. Более 70 процен- тов из них - специалисты высшей научной квалификации: доктора и кандидаты наук, профессора и доценты. Главнокомандующий Воен- но-морским флотом, командую- щие объединениями и команди- ры соединений, образовательное и научное сообщество ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», ве- тераны флота в полной мере осознают свою ответственность за подготовку высококвалифи- цированных военно-морских ка- дров - важнейшей составляющей морского потенциала Российской Федерации. Юлия КОЗАК . « Красная звезда ». 1 стр . Вице - адмирал Виктор Соколов . Шлюпочная практика курсантов ВМУ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz