На страже Заполярья. 2022 год. Июль.
15 июля 2022 года 17 июля - День морской авиации ВМФ России Лучшие авиаторы Северного флота , как шахматисты , просчитывают этапы полёта на несколько ходов вперёд ГРОССМЕЙСТЕРСКИЙ ПОДХОД Тысячи глаз следят за строем самолётов и вертолётов, в небо направлены десятки объективов камер операторов и фотографов, а с трибуны за происходящим наблю- дает Верховный главнокомандующий ВС РФ Президент России Владимир Путин. Воз- душная составляющая парада, в котором принимают участие лучшие представители морской авиации, - это столь же важная часть празднования Дня Военно-морско- го флота в Санкт-Петербурге и Кронштадте, как и морская. Подготовка идёт на всех флотах. И идеальный пролёт над Невой и Дворцовой площадью на МиГ-29К вско- ре предстоит показать лётчикам отдельного корабельного истребительного полка армии ВВС и ПВО Северного флота майорам Андрею Сафонову, Ивану Косьянову и Андрею Колесникову. С двумя будущими участниками главного парада ВМФ нам удалось встретиться незадолго до этого события. Курс на парад - Нам необходимо пролететь по заданному маршруту с выходом в определённую точку в указанное время, выдерживать параметры огромного строя. Тут крайне важна точность полёта по курсу и выдер- живание заданных высот. Много самолётов будут лететь на очень малой дистанции друг от друга - в 20-секундном интервале, - объ- ясняет майор Косьянов. Несмотря на то, что для участия в параде отбирают лучших, до- казавших свои надёжность и ма- стерство, они всё равно испытыва- ют волнение. Но бессонной ночи перед таким событием быть не должно. - Выдерживать строй по опре- делённым параметрам во время такого масштабного события не- просто как морально, так и фи- зически, поэтому необходимо хорошо отдохнуть перед пара- дом, - продолжает Иван Косьянов. В полёте могут возникнуть не- предвиденные ситуации. Даже если лётчик полностью уверен в себе, в своём самолёте, он дол- жен понимать, что у других участ- ников строя может что-то пойти не по плану, и нужно суметь пе- рестроиться так, чтобы те, кто на- блюдает за воздушным парадом с земли, ничего не заметили. - А не по плану может пойти многое. Та же погода регулярно преподносит сюрпризы. Ведь са- молёты перед Днём ВМФ базиру- ются не в самом Санкт-Петербур- ге, а на шести разных аэродромах, и пока мы летим на парад, и дождь возможен, и усиление ветра, - рас- сказывает Андрей Колесников. - Один из экипажей может попасть в заряд дождя. Ты его наблюда- ешь впереди, а потом он пропа- дает из зоны видимости. По раз- ным причинам кто-то может не выдерживать время. Происходят накладки, и уже в полёте прихо- дится перестраиваться, выкру- чиваться. На руководителя надейся , а сам не плошай Мои собеседники отмечают, что именно умение моментально адаптироваться к часто меняю- щимся обстоятельствам и, как шахматист, просчитывать ходы, отличает хорошего, опытного лёт- чика. - У нас есть понятие «лететь впереди самолёта», - говорит май- ор Колесников. - Это когда ты в го- лове опережаешь полёт. Напри- мер, оцениваешь, что, прибрав обороты, снизишь скорость. И по- нимаешь, где при новых условиях ты через тот или иной промежуток времени будешь находиться отно- сительно других участ- ников строя. Важно это не только в таких знаковых меро- приятиях, как главный военно-морской парад, но и в плановых полё- тах со своего аэродро- ма, когда в воздухе од- новременно находится не одно воздушное суд- но, а пять-шесть. Прописную истину, что победа в воздухе куётся на земле, эти авиаторы подтвержда- ют лично, регулярно проверяя свои теоретические зна- ния, восстанавливая готовность после отпуска. И пусть свою тех- нику лётчики традиционно хвалят, всё равно проводят тренировки действий при отказе тех или иных систем воздушного судна. - Самолёт, как машину, не при- паркуешь на обочине, чтобы успо- коиться и подумать, что же даль- ше предпринять. Решение нужно принимать мгновенно. Руководи- тель полёта следит за ситуацией, но ты как лётчик должен знать, что происходит за пределами ка- бины, оценивать воздушную об- становку, чтобы понять, как вы- полнить тот или иной манёвр. Для этого есть общий радиообмен, - уточняет Иван Косьянов. - Быва- ет, что нужно подыграть паре в проведении «воздушного боя», побыть целью для атакующего. Тогда важно рассчитать, сколько потребуется времени для выпол- нения полёта. Ведь дополнитель- ное время - это дополнительное топливо. Научиться адаптироваться к лю- бой ситуации лётчикам на Север- ном флоте с первых дней службы удаётся благодаря специальным тренировкам на тренажёре. Они шутят, что не всегда даже с по- мощью техники можно смодели- ровать такое разнообразие кли- матических условий, с каким приходится сталкиваться в небе Заполярья. - В нашем климате все полё- ты с сюрпризами. Начинаешь ле- тать - яркое солнце, а садиться приходится в условиях, когда по- лосу с двух километров абсолют- но не видно, - объясняет майор Иван Косьянов. Но все эти трудности за годы службы стали привычными. Тем более, что лётчики влюблены в свою профессию. Выбрали её ещё в детстве и сегодня по-прежнему уверены, что не ошиблись. - Это потрясающие впечатле- ния. До сих пор не перестаю ис- пытывать восторг, когда подни- маюсь над землёй. Не бывает одинаковых полётов. «Бараш- ки» на воде и облака каждый раз разные. В небе «фотографиру- ешь» глазами всю эту красоту за доли секунд - и дальше выпол- няешь задание, - делится Иван Косьянов. Как « уронить » истребитель Что касается заданий, то всю программу подготовки, основан- ной на принципе от простого к сложному (включая обучение на наземном испытательно-трениро- вочном комплексе авиационном (НИТКА), полностью повторяю- щем палубу тяжёлого авианесу- щего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»), они уже прошли. «Нитку» лётчики вспоминают как самый непростой этап. - Полёт очень скоротечный. Параметры крайне жёсткие. Ру- ководитель визуальной посадки подсказывает, где ты находишь- ся относительно линии глисса- ды, по которой нужно заходить на полосу, чтобы произвести зацеп. Но это всё равно слож- но, - объясняет Андрей Колесни- ков. - Самолёт идёт на предель- но низкой скорости. Приземлить- ся нужно в прямоугольник 12 на 30 метров. Это кардинально от- личается от обычной посадки на полосу. Потому что профиль со- всем иной. Чем мягче посадишь Иван Косьянов и Андрей Колесников обсуждают план полёта . - У нас есть понятие « лететь впереди самолё - та », - говорит майор Колесников . - Это когда ты в голове опережаешь полёт на аэродроме самолёт, тем луч- ше. А тут в приоритете не мяг- кость, а точность. - Да, посадка жёсткая. Когда с касанием идёшь, первая мысль: «Что происходит? Не сложились ли у самолёта шасси после тако- го удара?». Потому что в кабине ощущается всё как удар. А когда ещё зацеп за трос происходит и 19-тонная машина, несущаяся до этого со скоростью 250 киломе- тров в час, полностью останавли- вается, ощущения словами пере- дать невозможно, - подхватывает майор Косьянов. - Наш полк сфор- мирован не так давно. В нём есть и те, кто изначально хотел стать палубником, но большая часть - лётчики другой специализации, которые, узнав о формировании этого полка, захотели летать на ко- рабль. Нам, не имевшим до этого отношения к палубной авиации, в первый раз было в диковинку про- сто «уронить» самолёт на взлёт- ку. Сейчас понятно, что по-друго- му и не выйдет посадить его, что всё выверено, именно так и долж- но происходить. Но в первый раз казалось, будто истребитель про- сто падает, - делится впечатлени- ями лётчик. После подготовки на «Нитке» дело за малым - дождаться окон- чания ремонта авианесущего крейсера, чтобы совершить по- садку на его палубу. Ну а в бли- жайшей перспективе у лётчи- ков - несение боевого дежурства, совершенствование личного ма- стерства и идеальный полёт над Северной столицей. Анна ВИХРОВА . Фото автора и из архива . Низкий поклон инже- нерно-техническому со- ставу полка, который обеспечива- ет безаварийную эксплуатацию техники. За подготовку авиатехни- ки и содержание её в исправном состоянии отвечает заместитель командира полка по инженер- но-авиационной служ- бе гвардии подполков- ник Андрей Логвинов. Среди профессионалов высшей пробы старший бортовой инженер гвар- дии майор Игорь Рога- лёв и авиационный механик гвардии пра- порщик Ахмет Гаджиев, начальник ТЭЧ отряда гвардии майор Юрий Микьянец и другие. Недавно лётчики пол- ка на самолётах Ил-38 выполнили учебно-тре- нировочные полёты над Баренцевым мо- рем. Они выполняли комплекс задач по по- иску подводных лодок условного противника, в роли которого выступали субмарины флота. Экипажи совершенство- вали тактические приёмы поис- ка и слежения с применением радиолокационных и гидроаку- стических средств обнаружения подводных целей. - Боевая учёба - главное, но авиаторы не забывают про спорт, сориентированы на здо- ровый образ жизни, - расска- зывает командир. - В первом полугодии личный состав авиа- полка стал активным участни- ком спортивных турниров, про- водимых как в масштабах армии ВВС и ПВО Северного флота, так и Вооружённых Сил. Боль- шое количество наших предста- вителей заняли призовые места на чемпионатах ВС РФ по раз- личным видам спорта, таким, например, как офицерское трое- борье, гиревой спорт, армейский рукопашный бой, армрестлинг, самбо, дзюдо, лёгкая атлетика. Гвардия полярной авиации участвует в большинстве мероприятий Северного флота НА ЗЕМЛЕ НЕ ЗАСИЖИВАЕМСЯ Причём в соревнованиях при- нимали участие и военнослужа- щие - представительницы пре- красного пола. В планах летнего периода обу- чения - проведение лётно-тактиче- ского учения авиаполка, подготов- ка и участие в командно-штабных учениях, тренировки экипажей по дозаправке топливом в воздухе, участие в смотре авиационной техники в Кубинке, подготовка экипажей к участию в главном во- енно-морском параде в Санкт-Пе- тербурге, дальнейшее выполне- ние поставленных задач в Сирии и так далее. Как и всегда, свой профессио- нальный праздник личный состав авиаполка будет встречать в ра- бочей обстановке, а гвардии пол- ковник Антон Старостин желает всем коллегам здоровья, успехов в боевой учёбе, счастья в личной жизни и удачи во всём. Александр ЯКОВЛЕВ . Фото автора . На службе Отечеству После получения специальности они смогут сделать выбор - работать в гражданской сфере или стать профессиональными военнослужащими Будущее флота ВСЕ ДОРОГИ ОТКРЫТЫ В начале июля курсанты Мурманского государственного технического универси- тета, обучающиеся в Военном учебном центре при МГТУ (ВУЦ) по программе во- енной подготовки, отправились на Северный флот для прохождения учебного сбора. В течение месяца они будут осваивать повседневную организацию служ- бы в подразделениях, получат практические навыки по эксплуатации вооруже- ния и военной техники. Одно из важнейших мероприятий сбора - торжественное принятие военной присяги. С момента создания Военного учебного центра при МГТУ сотни юношей прошли обучение по во- енным специальностям. В этом году на флот отправились 75 кур- сантов ВУЦ. Практика студентов не отличается от деятельности военнослужащих, проходящих службу по призыву, - они живут в матросских кубриках, питают- ся вместе с моряками. В течение месяца юноши ознакомятся с аза- ми военной службы и изучат тре- бования уставов, устройство ко- рабля, вооружение. После сбора пройдёт итоговая аттестация в форме экзамена, в ходе которого ребята покажут зна- ния и навыки, приобретённые в Военном учебном центре. В ав- густе после аттестации им будет присвоено воинское звание ма- трос,сержант или старшина за- паса, выдадут военные билеты. В минувшее воскресенье на большом противолодочном ко- рабле «Адмирал Левченко», тя- жёлом атомном ракетном ордена Нахимова крейсере «Пётр Вели- кий», а также в отдельной мото- стрелковой арктической бригаде в посёлке Алакуртти состоялось приведение к военной присяге 75 курсантов военной кафедры Мур- манского государственного техни- ческого университета. Церемония проходила в соответствии с требо- ваниями Устава внутренней служ- бы Вооружённых Сил Российской Федерации. В частности, на БПК «Адмирал Левченко» принимала присягу группа из 24 человек. Перед бу- дущими судоводителями, механи- ками и электромеханиками высту- пил врио заместителя командира соединения противолодочных ко- раблей по военно-политической работе капитан 2 ранга Анатолий Мехедов. Он напомнил, что служ- ба в ВС РФ является важнейшей конституционной обязанностью. С приветственным словом к курсантам обратился начальник военной кафедры МГТУ капитан 1 ранга Сергей Акулич, который подчеркнул значимость события в жизни каждого юноши, в том чис- ле для военной кафедры и МГТУ в целом. С ответным словом выступил курсант Кирилл Коржуков, кото- рый заверил, что он и его това- рищи не посрамят чести МГТУ и будут добросовестно выполнять воинский долг. В этот день на борту ТАРКР «Пётр Великий» присягу приня- ли 27 курсантов с военно-учётной специальностью радиотелегра- фист, а в Алакуртти - 24 человека с военно-учётной специальностью пулемётчик. По окончании ритуала приведения к военной присяге на БПК «Адмирал Левченко» курсанты отправились на экскурсию на мемо- риальную подводную лодку К-21. Александр АЛЕКСАНДРОВ . Фото автора . Командир отдельного смешанно - го авиационного полка армии ВВС и ПВО Северного флота гвардии пол - ковник Антон Старостин . Ил -38.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz