На страже Заполярья. 2022 год. Июль.

8 июля 2022 года Наши интервью Призыв - весна 2022 - Азер Эльмирович , что пред - ставляет собой служба во - енных сообщений Северного флота , какие задачи она сей - час решает ? - Основной нашей задачей яв- ляется транспортное обеспечение Северного флота. Это и планиро- вание внутрифлотских перевозок, и контроль за выполнением цен- трализованных, а также подготов- ка и организация всех этих меро- приятий. Намного больше работы становится в период короткой се- верной навигации с июня по ок- тябрь, когда осуществляется завоз грузов для нужд подразделений флота, дислоцированных в Арк- тическом регионе. Организация так называемого северного заво- за тоже лежит на службе военных сообщений флота. Помимо этого, есть ещё много других вопросов, которые прихо- дится решать нашему коллекти- ву. Мы постоянно планируем пе- ревозки личного состава и грузов воздушным и железнодорожным транспортом, прибытие на флот молодого пополнения и младших специалистов, их отправку к месту постоянной службы. Кроме того, заключаем контракты на автомо- бильные перевозки личного соста- ва, например, для участия в пара- дах в Мурманске, Североморске, при проведении других мероприя- тий. Приходится следить за испол- нением государственных заданий, которые возложены на граждан- ские транспортные предприятия в интересах Министерства обороны. Ещё одной задачей является техническая подготовка транспор- та. Регулярно, в соответствии с графиком, проводится комиссион- ный осмотр железнодорожных пу- тей, которые находятся в ведении военного ведомства, переездов, контролируем ремонт подвижного состава, стоящего на балансе Ми- нобороны. Остаётся актуальным и проведение лицензирования объ- ектов, на которых осуществляется перевалка опасных грузов на же- лезнодорожный и морской транс- порт. Нужно заметить, что служба военных сообщений Северного флота в этом отношении лидиру- ет среди всех округов и флотов Вооружённых Сил РФ. - Службе ВОСО СФ 85 лет . С чего всё начиналось ? - Наша история достаточно бо- гата. Своё летосчисление мы ве- дём с момента, когда Северная военная флотилия была преоб- разована в Северный флот. Пер- вым начальником в то время ещё отдела ВОСО флота стал капитан Николай Качеджи. Это был непро- стой период деятельности вновь созданной флотской структуры. Рос численный состав Северно- го флота, его технической состав- ляющей, строились новые пункты базирования, аэродромы. Это тре- бовало перемещения немалого количества людей, поставок во- оружения, военной техники, мате- риальных средств, строительных материалов из глубины страны. Боевое крещение офицеры отде- ла приняли в ходе советско-фин- ской войны. Начальником отдела ВОСО был майор Адам Зачеслав- ский. На тот момент подразделе- ние состояло из начальника отдела военных сообщений, начальника военно-транспортной службы и ко- менданта. Но даже этими силами было решено много задач. Например, когда 1 декабря 1939 года частями 14-й армии был за- хвачен город Петсамо, потребо- валось обеспечить войска всем необходимым. Грунтовых, а тем более шоссейных дорог, ведущих к линии фронта, в то время не было. Поэтому, все воинские пе- ревозки осуществлялись морским путём. Для лучшей организации этого процесса и обеспечения под- разделений Красной армии необ- ходимыми материальными сред- ствами приказом командующего Северным флотом военно-мор- ская комендатура при торговом порте Котлас была в срочном по- рядке передислоцирована в Пет- само. Такое решение позволило обеспечить устойчивое сообще- ние на линии Мурманск - Петса- мо. На транспортах перевозились личный состав подразделений, десятки тонн боеприпасов, про- довольствия, медикаментов. В ходе этой зимней войны основ- ными направлениями перевозок были Мурманск - Петсамо и Ар- хангельск - Кемь. Практика работы в боевых ус- ловиях показала необходимость реорганизации органов военных сообщений на Северном флоте. Поэтому в начале 1941 года про- исходит расширение штатной чис- ленности отдела ВОСО. Великая Отечественная вой- на стала серьёзным испытани- ем для сотрудников отдела во- енных сообщений, проверкой их способности решать поставлен- ные задачи. С первых дней вой- ны деятельность отдела военных сообщений и его структурных под- разделений была направлена на транспортное обеспечение бо- евых действий Северного фло- та. Перевозки осуществлялись из пунктов Кольского залива и рай- она Архангельска на побережье Мотовского залива, архипелага Новая Земля, островов Барен- цева, Белого и Карского морей на судах Северного и Мурманского морских пароходств. Решением военного совета Се- верного флота в сентябре 1941 года на Баренцевом и Белом мо- рях были сформированы отряды транспортных судов, командира- ми которых назначались началь- ники военно-транспортных служб бассейнов. С началом навигации 1942 года на отдел военных сооб- щений возложили вопросы органи- зации эвакуации в Архангельск из Кандалакши, Кеми, Беломорска и Онеги. Для этого были спланиро- ваны и подготовлены госпиталь- ные суда и пароходы для пере- возки раненных. Осенью 1944 года при подго- товке наступательной операции «Вест» офицеры отдела ВОСО в короткие сроки обеспечили до- ставку на полуостров Рыбачий воинских грузов различной но- менклатуры. По переправе Мур- манск - мыс Мишуков было пе- ревезено на западный берег Кольского залива 96 танков, 153 артиллерийских, 19 самоходных орудий и многое другое. - Давайте вернёмся к дню се - годняшнему . На что больше всего приходится обращать внимание вашему коллективу ? - В первую очередь это касает- ся обеспечения воинских частей, подразделений и организаций Се- верного флота воинскими пере- возочными документами (ВПД), осуществления контроля за их правильным использованием. Так, служба ВОСО Северного флота имеет более 100 лицевых счетов, открытых для выдачи ВПД, чтобы воинские коллективы флота мог- ли нормально осуществлять раз- личные перевозки личного соста- ва, грузов. Ежегодно каждый из этих счетов должен быть проверен уполномоченными на это лицами. Одной из составляющих нашей деятельности является также фи- нансово-экономическая работа. К примеру, служба военных сообще- ний Северного флота заключает ежегодно более 10 государствен- ных контрактов на ледокольное обеспечение переходов кораблей и судов Военно-морского флота Северным морским путём, обе- спечение жизнедеятельности под- разделений, дислоцированных в труднодоступных районах. Также производим расчёты с граждан- скими организациями за выпол- нение ими наших заказов. У нас есть договоры со 2-м авиа- отрядом в Архангельске, кото- рый осуществляет перевозки во- еннослужащих по Архангельской области. Организацией морских перевозок и, соответственно, за- ключением договоров занимает- ся управление морских военных сообщений, располагающееся в Архангельске. Доставка людей и грузов в рай- оны Арктики стоит немалых де- нег. Для наглядности сошлюсь на такой пример. Для обеспечения проведения экспедиции «Умка», доставки всего необходимого на архипелаг Земля Франца-Иосифа службе ВОСО Северного флота нужно было зафрахтовать ледо- кол и судно. Это нам должно пред- положительно обойтись в сумму порядка 250 - 260 миллионов руб- лей. Наши офицеры посчитали, что перевозка самолётами воен- но-транспортной авиации стоит намного дешевле. За 40 рейсов, выполненных в течение 2,5 неде- ли Ил-76, доставили людей и всё имущество к месту назначения. Министерство обороны потрати- ло на это 90 миллионов. Служба военных сообщений, по сути, является представите- лем Минобороны на гражданском транспорте. Мы - та структура, ко- торая стала соединяющим звеном между воинскими коллективами и организациями, которые произво- дят перевозки. - За счёт чего осуществля - ется северный завоз в отда - лённые гарнизоны и воинские части ? - Безусловно, обеспечение нор- мальной жизнедеятельности во- инских коллективов, дислоциро- ванных в Арктике, на побережье Баренцева и Белого морей, - пер- воочередная задача. Для доставки грузов к месту назначения в основ- ном используются транспортные компании, которые располагают- ся в Архангельске. Это, прежде всего, Северное морское паро- ходство, «Арктик-Консалтинг-Сер- вис». При этом нужно заметить, что существует, если можно так сказать, определённое распреде- ление труда. Так, по одному конт- ракту ведётся доставка грузов на побережье Баренцева и Белого морей. По второму - осуществля- ется обеспечение горюче-смазоч- ными материалами отдалённых частей. Третий контракт заклю- чаем для доставки материаль- ных средств на архипелаг Новая Земля, четвёртый, так называе- мый арктический, предусматри- вает обеспечение всех островов арктической зоны и порта Тикси. Также для завоза зимовочных запасов используются и собствен- ные транспортные средства - суда вспомогательного флота, желез- нодорожный подвижной состав, транспортные самолёты. - Спасибо за беседу . Перед началом мероприятия Михаил Валерьевич пообщался с работниками военного комис- сариата, членами призывной ко- миссии, призывниками. Он поинте- ресовался настроением будущих защитников Родины, их заботами и чаяниями. Подробно выяснив всю обстановку, уполномоченный по правам человека в Мурманской области на заседании призывной комиссии военкомата городов Се- вероморск и Островной высказал своё мнение о её работе и поже- лания на перспективу. В беседе с корреспондентом флотской газеты Михаил Вале- рьевич отметил следующее: - С каждым годом в работе во- енкомата городов Североморск и Островной наблюдаются сдвиги в лучшую сторону. Тем более что здесь план по призыву юношей в ряды Вооружённых Сил выпол- няют постоянно. Сейчас прове- рил работу призывной комиссии, посмотрел личные дела призыв- ников. Каких-либо замечаний у меня нет. Скажу больше - в те- чение трёх лет ко мне не было обращений призывников и их ро- дителей, отправляющихся на во- енную службу из военного комис- сариата городов Североморск и Островной. Здесь всё проходит в полном соответствии с норма- тивными и руководящими доку- ментами. В этой связи хочу выска- зать слова благодарности в адрес военного комиссара капитана 2 ранга запаса Константина Дья- кова, членов призывной комис- сии за хорошую организацию ра- боты и способность решать все возникающие вопросы на высо- ком уровне. Сегодня также увидел горящие глаза призывников, которые с же- ланием идут служить в армию и на флот. В этой связи должен успо- коить родителей в том, что при проведении специальной воен- ной операции на Украине никто из военнослужащих, проходящих службу по призыву, не будет за- действован. Следует также заметить, что много ребят из Североморска бу- дут поступать в высшие военные учебные заведения. И военкомат в этом направлении тоже проводит большую работу. План по отбору абитуриентов во ввузы в нынеш- нем году, впрочем, как и всегда, перевыполнен. Хотелось бы отметить и взаи- модействие между военкоматом и медицинскими учреждениями города. Врачи разных специаль- ностей с удовольствием работа- ют в ходе призывной кампании. - Михаил Валерьевич , вы живо интересуетесь тем , как идёт призыв ребят на военную службу . А отслеживаете ли их судьбу в дальнейшем ? - Должен сказать, что военная служба - это особый вид дея- тельности. Она регламентирует- ся несколько другими норматив- ными актами, чем гражданская жизнь. Но если в мой адрес по- ступают обращения от военно- служащих, проходящих службу по призыву, или их родителей, конеч- но, разбираюсь с возникшими во- просами. Например, у родителей солдат или матросов могут быть какие-то проблемы, им потре- буется какая-то помощь. Тогда вместе с муниципальными и фе- В СПЕКТРЕ ЗАДАЧ ВСЕ ДЕЛА - ВАЖНЫЕ Без службы военных сообщений трудно представить жизнедеятельность флота Северныйфлот - сложная и многогранная структура. Каж- дая из его составляющих является важной и необхо- димой. Трудно, например, представить функциониро- вание всего комплекса сил и средств флота без служ- бы военных сообщений (ВОСО). На первый взгляд её коллектив не решает глобальных задач боевой подго- товки, не совершает полевых выходов и дальних мор- ских походов. Тем не менее без участия этих специа- листов были бы невозможными практически любые мероприятия боевой учёбы североморцев. За 85 лет существования решено множество задач обеспечения транспортных потребностей Северного флота. О про- шлом и настоящем службы ВОСО СФ корреспонденту флотской газеты Александру БОНДАРЮ рассказывает её начальник капитан 1 ранга Азер АДИГЕЗАЛОВ. деральными властями принимаем меры, чтобы разрешить ситуацию. Так, могут случиться заболевания родственников военнослужащих, возникнуть вопросы с получением жилья, переездом из аварийного или ветхого жилфонда. И эти про- блемы решаются безотлагательно, чтобы молодой человек, проходя- щий службу по призыву,не отвле- кался, а занимался своим делом, изучал военную технику и оружие, учился защищать Отечество. - С кем вам приходится вза - имодействовать в своей ра - боте ? - Со всеми органами власти - государственными, федеральны- ми, осуществляющими деятель- Основной задачей службы ВОСО является транспортное обеспечение Северного флота . Это и планирование внутрифлотских и контроль за выполнением централизованных перевозок , а также подготовка и ор - ганизация всех этих мероприятий При обеспечении жизнедеятельности воинских коллективов не обойтись без военно - транспортной авиации . Для доставки грузов в арктические гарнизоны широко используются морские воинские перевозки . ЧЕСТНО СЛУЖИТЬ РОДИНЕ Вопросы организации призывной кампании решаются на высоком уровне Подходит к завершению призывная кампания весны 2022 года. В военных комиссариатах анализируют ра- боту призывных комиссий, достигнутые результаты, рассматривают вопросы, на которые следует в буду- щем обратить более серьёзное внимание, обобщают накопленный опыт. Вот и в военкомате городов Севе- роморск и Островной прошло заседание призывной комиссии под руководством главы ЗАТО Североморск Олега Прасова. В нём также принял участие уполномо- ченный по правам человека в Мурманской области Ми- хаил Шилов. Михаил Шилов ознакомился с работой призывной комиссии . На фото слева военный комиссар Константин Дьяков .. ность на территории Мурманской области, муниципальными, раз- личными общественными органи- зациями. И тут не может быть ка- кого-либо разграничения. Ведь кто такой уполномоченный по правам человека? Это прежде всего по- средник между населением обла- сти, в данном случае Мурманской, и органами власти всех уровней, общественными организациями. - Какие отношения у вас с си - ловыми структурами ? - На данный момент у меня под- писано порядка полсотни согла- шений о сотрудничестве с сило- выми структурами. Это не только Северный флот. Помимо управле- ния военно-политической работы СФ, активно взаимодействую так- же с Росгвардией, Федеральной пограничной службой, областны- ми структурами УФСИН, МВД, по- лицией на транспорте, МЧС. Од- ним словом, со всеми, кто носит погоны и форму. Скажу больше - наблюдается и межвидовое вза- имодействие. Ведь военкоматы осуществляют призыв на службу не только в Вооружённые Силы, но и в Росгвардию. - Что вы можете пожелать нынешним призывникам ? - Главное - быть всегда уверен- ным в своих силах и своей право- те, с честью нести звание севе- роморца, мурманчанина и честно служить Родине. Александр БОНДАРЬ . Фото автора .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz