На страже Заполярья. 2022 год. Февраль.

4 февраля 2022 года Идёт боевая учёба МАЛЕНЬКИЙ ТРУДЯГА БОЛЬШОГО ФЛОТА Экипаж РВК-1229 «Иван Швец» всегда готов прийти на помощь Представить современный флот без аварийно-спа- сательных судов невозможно. Одно из них - катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения РВК-1229 «Иван Швец». Он вошёл в состав аварий- но-спасательного отряда УПАСР Северного флота в сентябре 2017 года. Экскурсию по РВК для меня провёл сменный помощник капи- тана Андрей Вахитов. Он расска- зал об особенностях судна, его конструкции, предназначении, ознакомил с бытовыми условия- ми экипажа: - Катер данного проекта разра- ботан ОАО «Завод «Нижегород- ский теплоход». Район плавания судна - внутренние и внешние рейды с удалением 20 миль от порта, автономность 5 суток. Спа- сатель укомплектован новейши- ми средствами для водолазных и подводно-технических работ. «Иван Швец» - это рейдовый во- долазный катер (РВК). - Он предназначен для ком- плексного аварийно-спасатель- ного обеспечения. На Северном флоте РВК уже получил репута- цию настоящего трудяги, - с гор- достью говорит сменный помощ- ник капитана. По сравнению с предыдущим поколением водолазных катеров в этом проекте предусмотрены дополнительные функции. Уста- новлено оборудование, кото- рое позволяет, помимо обычно- го набора водолазных работ, на глубинах до 60 метров при вол- нении моря до трёх баллов вы- полнять и более сложные поис- ковые, осмотровые и обследо- вательские работы, не подвер- гая опасности специалистов. Это стало возможным благода- ря штатному малогабаритно- му телеуправляемому необи- таемому подводному аппарату (ТНПА), который оснащён мани- пулятором. Водолазы называют его лапой. Она может поднимать с грунта мелкие детали, цеплять небольшие тросы и канаты или подавать инструменты. Судно укомплектовано букси- руемым гидролокатором, кото- рый позволяет команде спаса- теля находить затонувшие объ- екты на глубине до 150 метров, а поиск людей, оказавшихся за бортом, серьёзно облегчает те- пловизионная система. Кроме того, предусмотрена возможность тушения пожаров на кораблях и судах, плавучих и береговых объектах высотой до 30 метров, откачка воды с ава- рийного судна и подача электро- питания на него в случае аварии. Наблюдение за действиями во- долазов осуществляется с помо- щью телеуправляемых подвод- ных аппаратов. Работа под во- дой транслируется на монитор видеокамерами, установленны- ми на водолазных шлемах. - Всё, что происходит в тёмной толще воды, видят на катере, - поясняет Андрей Вахитов. РВК имеет стальной корпус ле- дового класса. Благодаря носо- вому подруливающему устрой- ству он очень манёвренный, по- этому незаменим в узких про- ливах или бухтах. Для обеспе- чения безопасности плавания катер оборудован современ- ным навигационным комплексом «Raymarine», приёмоиндикато- ром, глобальной морской систе- мой связи при бедствии (ГМССБ). На борту установлен судовой водолазный комплекс, состоя- щий из комплекта водолазно- го оборудования, снаряжения и средств обеспечения спусков. Специалисты отмечают высо- кую эффективность данной тех- ники при выполнении поисковых, аварийно-спасательных и под- водно-технических работ в пун- кте базирования сил флота. Тайны подводного мира Техника техникой, но главное на катере - люди. Для того что- бы быть водолазом, одного уме- ния спускаться в гидрокостюме недостаточно. Требуется мно- го знаний и навыков. Водолазы участвуют в учениях, обеспечи- вают установку и ремонт плаву- чих причалов, поднимают зато- нувшие предметы и объекты. При этом они должны укладываться в нормативы, участвовать в прак- тических занятиях по спускам под воду в условиях низкой тем- пературы воздуха и воды, совер- шенствовать свои умения. Мини- мальная ежегодная норма, необ- ходимая для подтверждения ква- лификации спасателя, - 60 часов под водой. В зимнем периоде обучения значительная часть упражнений выполняется в условиях недо- статочной освещённости, поэто- му в процессе профессиональ- ной подготовки спасателей боль- шое внимание уделяется оттачи- ванию навыков работы в услови- ях полярной ночи. Организация водолазных спусков строго ре- гламентирована в соответствии с требованиями безопасности, а погодные условия имеют при- оритетное значение для приня- тия решения о возможности по- гружения. - Зимой водолазные работы ча- сто осложняются сильным поры- вистым ветром и низкой темпе- ратурой воздуха. При их прове- дении в таких условиях возмож- но обледенение металлических частей дыхательных аппаратов. А это очень опасно, - присое- диняется к беседе капитан РВК «Иван Швец» Владимир Хит- ров. - Конечно, водная среда ока- зывает негативное воздействие на человеческий организм. Пре- жде всего это давление, которое увеличивается с каждым метром погружения. Поэтому движение в воде даётся тяжело. Не зря го- ворят, что час работы под водой сравним с дневной физической нагрузкой на суше. После подъёма на борт катера при необходимости выполняются меры по реабилитации водола- зов в барокамере. - Наличие этого медицинско- го аппарата является одним из обязательных условий спусков. Там проводится рекомпрессия в случае экстренного подъёма на поверхность, а также после ра- бот на больших глубинах, - до- полняет рассказ руководителей водолаз 1-го класса Вячеслав Гегешидзе. - Профессия очень интерес- ная, - делится специалист. - Под- водный мир по-своему прекра- сен, но одновременно таит и опасности: потерянные рыболо- вецкие сети, обломки затонув- ших судов и другие предметы могут доставить много неприят- ностей. Вячеслав поделился секрета- ми водолазного дела: - Во-первых, все специали- сты-спасатели взаимозаменяе- мы. Это позволяет вести рабо- ты непрерывно. У каждой глуби- ны есть свои особенности, и по- сле 10 метров необходимо стро- го контролировать время нахож- дения под водой. Во-вторых, всегда требуется строго соблюдать определённые правила. К примеру, погружать- ся можно довольно быстро, а вот всплывать необходимо мед- ленно. В противном случае мож- но получить баротравму - по- вреждение лёгочной ткани из-за разницы в давлении. При резком всплытии с большой глубины без необходимых и чётко рассчитан- ных остановок возникает опас- ность декомпрессионной болез- ни. Чем глубже и дольше спуск, тем больше организм водолаза насыщается инертными газами, азотом. Поэтому и подниматься на поверхность после подводных работ слишком быстро нельзя. Если спуск занимает 15 минут, то подъём может продолжаться бо- лее двух часов. Водолаз никогда не работает один. Это очень рискованно. Мо- жет произойти прекращение по- дачи воздуха, отравление азо- том, повреждение скафандра. В этих случаях на помощь прихо- дит напарник, который сидит на катере в полной экипировке. Всегда начеку У водолазов тренировки про- ходят регулярно, вне зависимо- сти от времени года. Профессия послаблений не допускает. Кто знает, когда потребуется прийти на помощь терпящим бедствие в море? Снаряжение, в котором специ- алист спускается под воду, не из лёгких: шлем, водолазный кос- тюм, боты, дыхательные балло- ны. Всё это весит примерно 35 ки- лограммов. В результате каждый шаг глубоководнику и над водой, и под ней даётся с трудом. - На случай экстренного по- гружения скафандры у нас всег- да аккуратно разложены. Каждое утро готовность снаряжения про- веряется, - дополняет свое- го коллегу старшина водолаз- ной станции водолаз 1-го класса Алексей Мычко. Перед тем как спасатели на- денут экипировку и погрузятся в воду, для них проводится целе- вой инструктаж по требованиям безопасности и ставятся зада- чи: определяются глубина погру- жения, сигналы связи, направле- ние движения под водой. - Чтобы всегда быть в фор- ме, водолазы должны постоянно тренироваться. Но, помимо фи- зической подготовки, спасателю необходимо уметь быстро при- нимать решения. Под водой ни- кто не подскажет, в считанные секунды нужно определиться, что делать дальше, - объясняет Алексей Алексеевич. Им море по колено - В нашей профессии остают- ся только фанаты! Не все могут преодолеть психологический ба- рьер, к тому же труд глубоково- дника очень тяжёлый, - подчёр- кивает Гегешидзе. Сегодня в составе экипажа ка- тера трудятся капитан Владимир Хитров и его сменный помощник Андрей Вахитов, старшина во- долазной станции Алексей Мыч- ко, водолазы 1-го класса Дми- трий Колосов и Вячеслав Гегеши- дзе, водолаз 3-го класса Андрей Смеречинский, старший механик Юрий Саченко и моторист 1-го класса Алексей Ритный. Стать глубоководником - за- дача не простая. Кандидат обя- зательно проходит углублённый курс медицинской проверки, где учитывается множество показа- телей, - от строения челюсти и состояния зубов до дыхания и зрения. Водолаз должен обла- дать большим объёмом лёгких – не менее 3,5 литра. Водолаз 1-го класса Дмитрий Колосов не мыслит себя в дру- гой профессии: - Мне нравится находиться под водой, наблюдать подводный мир. Любимое дело я не оставлю. Династией врачей и учителей уже никого не удивишь, а вот династия водолазов - редкость. У водолаза 3-го класса Андрея Смеречинского любовь к подвод- ному делу с детства: отец - дей- ствующий глубоководник: - Я подумал: «Почему бы и нет?». Воды я никогда не боялся. И, конечно, хотелось стать похо- жим на папу. Без нареканий Для того чтобы помощь была своевременной и эффективной, личный состав катера постоян- но совершенствует морскую вы- учку. - Наш экипаж принимал уча- стие в учениях по оказанию по- мощи подводной лодке, лежа- щей на грунте. Выполнял зада- чи по осмотру подводной части корпусов кораблей, судов, под- водных лодок, проводил подвод- но-технические работы, - гово- рит капитан РВК «Иван Швец» Владимир Хитров. В 2018 году со дна Баренце- ва моря был поднят танк «Шер- ман». Эту операцию выполнил аварийно-спасательный отряд Северного флота, в который во- шли корабль инженерных ли- ний КИЛ-143, водолазное судно ВМ-227 и РВК «Иван Швец». За- дача осложнялась наличием большого количества рваных ме- таллических останков погибшего транспорта и невозможностью долгого пребывания водолазов на такой глубине. Для разделки металлоконструкций корпуса на мелкие части была применена электрокислородная резка ме- талла под водой. - Событие для флота значи- мое, историческое. Впервые по- сле 2006 года работы по резке металла проводились на глуби- не 60 метров. За это нас занес- ли в Книгу рекордов Вооружён- ных сил РФ, - с гордостью гово- рит Владимир Хитров. Все задачи, поставленные экипажу катера, выполняют- ся вовремя и в полном объёме. В настоящее время спасатели проводят мероприятия по орга- низации повседневной деятель- ности, обеспечивающие готов- ность катера к выходу в море. Владлена КЛЮШИНА. Фото автора. Задача - спасать При проведении водолазных спусков большое внимание уделя- ется требованиям безопасности. Всё, что происходит под водой, видят на катере. РВК-1229 «Иван Швец» находится в постоянной боевой готов- ности. БОЛТЫ И ГАЙКИ ВМЕСТО КОТЛЕТ, - Я никогда машинами серьёзно не увлекался, даже права получить не стремился. В детстве думал, что стану трудиться на руководящей должности и меня водитель на машине возить будет. Но жизнь распо- рядилась иначе, - смеясь, рассказывает командир отделения ремонт- но-восстановительного батальона Северного флота сержант Евгений Гусев, «колдуя» над топливной системой вышедшего из строя тяга- ча. - Теперь вот каждый день не с водителем катаюсь, а делаю всё, что- бы другие на этих машинах могли ездить как можно дольше. И не жа- луюсь. Наоборот, рад. Я понял, что болты, гайки - это прям моё! Долж- ностные обязанности выполняю с удовольствием. Водительские права Ев- гений Гусев всё-таки полу- чил ещё до начала службы в Вооружённых силах стра- ны, но работать планировал вовсе не в сфере транспор- та или его ремонта. После школы он поступил в тор го- во-экономический колледж в родной Владимирской об- ласти. - По образованию я во- обще-то официант, ну или, как правильно называет- ся специальность, «органи- Североморцы или Как официант стал военную технику ремонтировать затор общественного пита- ния», - уточняет Евгений Гу- сев. Но когда он отправился проходить службу по при- зыву, при распределении решающую роль сыграл не диплом, а водительские права. В военкомате спро- сили, куда бы он хотел пой- ти служить. Евгений отве- тил, что род войск не так ва- жен, а вот территориаль- но хотелось бы подальше от дома. Если будет близко, родители станут регуляр- но приезжать. А уедет дале- ко - по-настоящему взрос- лая самостоятельная жизнь начнётся. Так он оказался в отдельном ремонтно-вос- становительном батальоне Северного флота. Климат Крайнего Севера новобранца нисколько не смутил. Дисциплинирован- ным молодой человек был всегда, поэтому адаптиро- ваться к жизни по уставу ему оказалось несложно. Азы профессии тоже осва- ивал без натуги. - До этого я не сталки- вался с ремонтом машин, но быстро научился. Как обычно: сначала теория, потом перешли к практи- ке. Если что-то не получа- лось - книги, советы стар- ших товарищей в помощь. Так и втянулся в службу. И если сначала думал, что вернусь «на гражданку» и начну там искать работу, то через полгода понял: не хочу я возвращаться и ре- шил остаться на контракт. Позвонил родителям и по- просил собрать и прислать мне необходимые доку- менты. Я подозревал, что мама может начать отгова- ривать, поэтому не сказал, зачем мне нужны эти бума- ги, - вспоминает Евгений. - Объяснил, что в части их потребовали. И всё. В тот же день, когда должен был увольняться в запас, за- ключил контракт. Родите- ли думали, я скоро прие- ду, а я позвонил и преду- предил, чтобы меня не ждали. Сказал: «Мам, пап, я на контракт остался». Мама спрашивает: «Ты шу- тишь?!». Ответил, что не шучу. Она переживала, но выбор мой приняла. А папа похвалил. Говорит, сам в своё время хотел пойти на военную службу, но не ре- шился, а потом не раз жа- лел об этом. Евгений Гусев служит в части около шести лет. И ни разу не пожалел о своём решении. Правильность его выбо- ра подтвердило время. Ка- рьерные перспективы «на гражданке» для него в род- ном регионе были весьма туманны, а служба в Воо- ружённых силах - это ста- бильность, уверенность, хо- рошее денежное доволь- ствие, а самое главное - на флоте сержант Гусев по- нял, как ему повезло с рас- пределением и сферой де- ятельности. Работа оказа- лась по душе. Он уже успел пройти курсы повышения квали- фикации. Теперь сам обу- чает личный состав. И ис- пытывает моральное удов- летворение, понимая, что благодаря его труду, бла- годаря работе всех специ- алистов ремонтно-восста- новительного батальона военные водители могут не переживать за надёж- ность и боеготовность тех- ники, ведь рембат точно вернёт её в строй в крат- чайшие строки, ремонтни- ки не подведут. Анна ВИХРОВА. Фото автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz