На страже Заполярья. 2022 год. Февраль.
25 февраля 2022 года НА ФОНЕ СИТУАЦИИ НА ДОНБАССЕ В этой связи хотел бы обратить внима- ние на то, что Россия изначально делала всё для того, чтобы мир- ными средствами, мирным путём разрешить все возникшие проти- воречия. Тем не менее киевские власти дважды провели военные карательные операции на этих территориях, и, судя по всему, мы являемся свидетелями обо- стрения ситуации в третий раз. Все эти годы - я хочу это под- черкнуть - все эти годы над людь- ми, которые проживают на этих территориях, фактически издева- лись. Постоянные обстрелы, бло- када. Как вы знаете, люди, про- живающие на территориях, близ- ких к так называемому перед- нему краю, вообще вынуждены были перебраться в подвалы - живут там сами вместе с детьми. В ходе переговорного про- цесса возник мирный план уре- гулирования, который называ- ется «Минский комплекс мер», поскольку мы, как вы помните, встречались именно в городе Минске. Но весь ход последую- щих событий показывает, что се- годняшние киевские власти не собираются его исполнять. Бо- лее того, они публично об этом многократно уже заявили и на самом высшем государственном уровне, и на уровне министра иностранных дел, на уровне се- кретаря совета безопасности. В общем, ясно для всех: ре- ально по этому Минскому ком- плексу мер делать ничего не со- бираются. Тем не менее Россия предпринимала и предпринима- ет до сих пор усилия, для того чтобы решить все сложные мо- менты и трагические моменты развития событий мирным пу- тём, но мы имеем на сегодняш- ний день то, что имеем. Наша цель, цель нашего сегод- няшнего совещания заключается в том, чтобы послушать коллег и определить наши дальнейшие шаги на этом направлении, имея в виду и обращения руководите- лей Донецкой Народной Респу- блики и Луганской Народной Ре- спублики к России с просьбой о признании их суверенитета, и постановление Государственной думы Российской Федерации на эту же тему - с призывом к главе государства сделать это и при- знать независимость и суверени- тет Донецкой Народной Респу- блики и Луганской Народной Ре- спублики. Мы в последние месяцы, в кон- це прошлого года активизирова- ли свою работу с нашими основ- ными партнёрами в Вашингтоне и в НАТО, для того чтобы дого- вориться в конце концов об этих мерах безопасности и обеспе- чить спокойное, благополучное развитие страны в мирных усло- виях. Для нас это задача номер один, это приоритет для нашей страны: не конфронтация, а обе- спечение безопасности и усло- вий для развития. Но мы, конечно, должны пони- мать реалии, в которых мы жи- вём. И, как я уже неоднократно говорил, если Россия столкнёт- ся с такой угрозой, как принятие Украины в Североатлантический альянс, в НАТО, то угрозы для нашей страны многократно воз- растут. Потому что есть статья 5 дого- вора о создании НАТО, из кото- рой ясно, что все страны альян- са должны воевать на стороне одного из своих членов, если он подвергается какой-то агрессии. Но поскольку никто не признаёт волеизъявления крымчан и се- вастопольцев, а Украина наста- ивает на том, что это её терри- тория, у нас возникает реальная угроза, что они начнут отвоёвы- вать эту, как они считают, свою территорию военным способом, а они говорят об этом в своих до- кументах, пишут, это очевидно, и тогда весь Североатлантический блок обязан будет включиться в эти события. Нам говорят, и вы об этом зна- ете, что некоторые страны НАТО против того, чтобы Украина стала членом альянса, тем не менее, несмотря на то что они против, в 2008 году в Бухаресте подписали меморандум, который открывает Украине и Грузии двери в НАТО. На мой вопрос, зачем же вы это сделали, ответа нет. Под дав- лением Соединённых Штатов - вот ответ. Но если они сделали один шаг под давлением Соеди- нённых Штатов, где у нас гаран- тии, что они не сделают и второ- го шага под давлением? Таких га- рантий нет. Но тем не менее хотя бы что-то должно быть положено на бумагу и зафиксировано в ка- честве международно-правового акта. На сегодняшний день мы не можем договориться и об этом. Первым на заседании Прези- дент предоставил слово мини- стру иностранных дел Сергею Лаврову, который в своём высту- плении сказал: - Уважаемый Владимир Вла- димирович! Уважаемые колле- ги! Как я докладывал Президен- ту неделю назад, мы подготови- ли оценку тех предложений по гарантиям безопасности, о ко- торых Россия выдвинула соот- ветствующие инициативы перед США и НАТО в декабре прошло- го года. В конце января получили реак- цию. Оценка этой реакции пока- зывает, что наши западные кол- леги не готовы воспринимать наши центральные предложе- ния, прежде всего в том, что ка- сается нерасширения НАТО на восток. Это требование откло- нено со ссылкой на так называ- емую политику открытых дверей альянса и свободу выбора госу- дарством способов обеспечения своей безопасности. Альтернати- вы этому ключевому положению не предложено ни в ответе Со- единённых Штатов, ни в ответе Североатлантического альянса. Опорный для нас принцип не- делимости безопасности, на ко- торый мы активно ссылались, Со- единённые Штаты всячески ста- раются обойти. Извлекая из него единственный элемент, который их устраивает, - свободу выбора союзов, - они полностью игнори- руют всё остальное, включая клю- чевое условие, которое гласит, что никто - и при выборе союзов, и безотносительно союзов - не дол- жен укреплять свою безопасность за счёт безопасности других. В этой связи в конце янва- ря направил всем нашим запад- ноевропейским коллегам - чле- нам НАТО, членам Евросою- за, а также Швейцарии - развёр- нутые письма, где показал наш юридический анализ тех обяза- тельств, которые были приняты в ОБСЕ на высшем уровне в 1999 году, в 2010 году, а также в рам- ках отношений между Россией и НАТО, включая Основополагаю- щий акт 1997 года и Римскую де- кларацию, которая была в 2002 году одобрена на высшем уров- не на совещании Россия - НАТО в Пратика-ди-Маре. Второй наш приоритет касает- ся как раз того периода, когда за- вязывались отношения с НАТО, 1997 год. Учитывая, что в доку- ментах 1997 года было провоз- глашено, что Россия и НАТО бо- лее не являются противниками, и была выражена задача выстраи- вать партнёрство стратегического характера, в том числе мы пред- ложили вернуться на восточном фланге НАТО к конфигурации сил альянса по состоянию на 1997 год. Этот наш аргумент был отвергнут, как и первый, причём нас тут же призвали в ответах натовцев «пре- кратить оккупацию Крыма», «вы- вести войска с территории Грузии, Молдавии и Украины». В ответ на наши другие требо- вания, включая необходимость исключить развёртывание пред- ставляющих нам угрозу систем вооружений вблизи российских рубежей, американцы обознача- ли настрой начать обсуждение проблемы ракет сред- ней и меньшей даль- ности наземного бази- рования. Эта проблема возникла после того, как Соединённые Штаты в одностороннем порядке вышли из соответству- ющего договора с Рос- сийской Федерацией и проигнорировали ваши, Владимир Владимиро- вич, инициативы ещё двухлетней давности, когда вы предложили взамен этого договора хотя бы объявить вза- имный мораторий на развёртыва- ние таких систем с соответствую- щими мерами верификации. Среди других идей, которые США и НАТО передали нам, это работа по некоторым аспектам уменьшения военных рисков, по- вышению транспарентности и предсказуемости. Они на самом деле близки к нашим предложе- ниям, которые мы неоднократно выдвигали в последние годы как перед американцами, так и пе- ред натовцами. Но эти темы вы- рваны, выведены из контекста пакетного соглашения по гаран- тиям безопасности. В части двусторонних с США шагов они также ведут речь о ре- гламентации полётов стратеги- ческих бомбардировщиков, о до- работке мер по предотвраще- нию инцидентов на море и в воз- душном пространстве над ним, но и особое внимание уделя- ют транспарентности внезапных проверок, возобновлению кон- тактов между военными, созда- нию гражданской телефонной го- рячей линии и обсуждению ме- ханизмов предотвращения опас- ных военных инциндентов. Подытоживая оценку этих от- ветов, мы можем констатиро- вать, что есть подвижки. Они не- существенные, но они есть. По- следовательность и принципи- альность, которые мы проявля- ем, продвигая наши инициативы от декабря прошлого года, конеч- но же, встряхнули Соединённые Штаты и их союзников, застави- ли взять в проработку многие из ранее отвергавшихся ими рос- сийских предложений по осла- блению военной напряжённости и контролю над вооружениями. В этом контексте, как я вам до- кладывал, Владимир Владими- рович, мы исходим из того, что работу нужно продолжать. Кста- ти, на недавно закончившейся Мюнхенской конференции по во- просам безопасности каждый за- падник провозглашал абсолют- ную приверженность единой по- зиции. Единую позицию выраба- тывают Соединённые Штаты, по- этому Мюнхен просто подтвер- дил, что говорить нужно с Ва- шингтоном. Именно этим мы сей- час занимаемся, направив одо- бренный вами ответ на амери- канский документ. В этом документе мы подчер- кнули главное, что наши предло- жения не являются чем-то вро- де «меню», из которого можно выбирать, они не являются уль- тиматумом, просто они опира- ются на абсолютно очевидную вещь, что ситуация в мире может быть решена только комплексно на данном этапе. Вы, Владимир Владимирович, подчеркнули, что и украинский кризис во многом зависит от того, как развивают- ся отношения между Российской Федерацией и ведомым Соеди- нёнными Штатами Западом, поэ- тому мы в нашем ответе подчер- кнули целостность изначальной российской инициативы. Готовы обсуждать и те во- просы, о которых американцы вспомнили, в том числе с учё- том наших прежних идей. Но де- лать это мы будем, исключитель- но добиваясь ответа на главные вопросы, которые нас беспокоят: прекращение расширения НАТО на восток и рассмотрение конфи- гурации натовского присутствия на европейском континенте, пре- жде всего в Центральной и Вос- точной Европе, с учётом того, о чём договаривались в рамках Россия - НАТО. Конечно же, наш призыв - не призыв, а, в общем-то, требо- вание по большому счёту - объ- яснить, почему подписанные на высшем уровне заверения о том, что никто не будет укреплять свою безопасность за счёт безопасно- сти других, сейчас не просто игно- рируется, но наши коллеги из со- ответствующих стран даже отка- зываются объяснить, что же они имели в виду, когда их лидеры подписывали соответствующие документы, и почему сейчас, не- зависимо от того, что они имели в виду, они не собираются испол- нять свои обязательства. По вашему поручению, Влади- мир Владимирович, мы направи- ли эти документы в Вашингтон. Мне потом, через пару дней, по- звонил Энтони Блинкен, государ- ственный секретарь, и сказал, что он ознакомился с нашим докумен- том и готов встречаться, чтобы его обсуждать, изложить американ- скую реакцию и задать какие-то, возможно, дополнитель- ные вопросы. С ваше- го согласия такая встре- ча запланирована на ны- нешней неделе, 24 фев- раля, в Женеве. Будем руководствоваться теми позициями, которые вы утвердили, которые вы отстаиваете в контактах со своими коллегами и которые, конечно же, мы будем на уровне МИДа активно продвигать. - Я со своими колле- гами как раз разговари- ваю на этот счёт, и аме- риканский коллега заве- рил, что Украину не собирают- ся принимать завтра, более того, возможен какой-то мораторий, - вновь взял слово Владимир Пу- тин. - Но ведь они считают, что Украина не готова сегодня, поэ- тому мой ответ был простой: мы считаем, это не уступка нам, это просто реализация ваших пла- нов. Вы считаете, что нужно по- дождать и подготовить Украи- ну к вступлению в НАТО. Мора- торий, но не для нас мораторий, вы для себя этот мораторий де- лаете. В чём же движение в на- шем направлении, в нашу сторо- ну? Пока такого не видим. - Вчера мы дважды разговари- вали с президентом Франции - уже ночью, сегодня, можно ска- зать, до двух часов ночи разго- варивали, - продолжил Прези- дент РФ. - Он уверяет, что в аме- риканской позиции есть какие-то изменения. Но на вопрос, в чём они заключаются, он, к сожале- нию, ответить не смог. Полагаю, что сначала нужно понять, в чём же эти изменения, если они есть, потому что ваш коллега, наобо- рот, публично чуть ли не вчера заявил о том, что никаких подви- жек по принципиальным вопро- сам, связанным с расширением, с возможным принятием других стран в НАТО, включая Украину, у них нет. - Я так понимаю это? - обра- тился глава государства к мини- стру иностранных дел. - Да, Владимир Владимирович, несмотря на множащиеся публи- кации в СМИ, причём в западных СМИ, текстов секретных доку- ментов, которые в начале 1990-х, в 1990-1991 годах обсуждались между западными коллегами - как с нами, так и между собой; несмотря на то, что оттуда чётко следует отсутствие даже у Запа- да намерений, когда они в разго- воре в узком кругу это подтвер- ждали, расширять НАТО на вос- ток; несмотря на это, тот же го- сподин Столтенберг, который сейчас занимает пост генераль- ного секретаря Североатланти- ческого альянса, просто отвер- гает очевидные факты, рассе- креченные из британского архи- ва и опубликованные в журна- ле «Шпигель», - ответил Сергей Лавров. - Несмотря на всё это, они на- смерть стоят на недопустимо- сти какого-либо ослабления по- литики открытых дверей, хотя вы не раз публично объясняли, что такой политики не существует, а есть возможность, предусмо- тренная в Вашингтонском дого- воре, при согласии всех членов НАТО предложить той или иной стране присоединиться к альян- су при двух условиях: если она соответствует критериям член- ства и второе, самое главное, если она добавит безопасности Североатлантическому альянсу. То, что второй, главнейший кри- терий давным-давно уже игнори- руется НАТО, это мы знаем, - ска- зал министр иностранных дел. Далее слово было предо- ставлено заместителю руководи- теля Администрации Президента РФ Дмитрию Козаку, который вы- ступил с обзором того, что проис- ходило на минском треке урегу- лирования. После него на заседании Со- вета безопасности РФ выступил министр обороны РФ генерал ар- мии Сергей Шойгу, который сооб- щил свои оценки ситуации в зоне конфликта: - Уважаемый Владимир Вла- димирович! Уважаемые колле- ги! Если говорить об оценке того, что происходит сегодня: за 19-20 февраля более 107 обстрелов, более 70 из них - это тяжёлое во- оружение, 122-миллиметровые орудия, миномёты. В результа- те действий как диверсионных групп, так и действий артилле- рии в городе Донецке фактиче- ски отсутствует вода, во всяком случае, на 90 процентов в горо- де воды нет. Что касается Луганска, в двух третях города отсутствует газ; фактически все люди, которые проживали в зоне соприкосно- вения, которая была, вынужде- ны эвакуироваться. При этом небольшая часть людей, кото- рая всё-таки вынуждена рабо- тать там и оставаться на месте, потому что есть предприятия не- прерывного цикла, к сожалению, страдает. Буквально сегодня на автобусной остановке в резуль- тате попадания артиллерийского снаряда погиб шахтёр. За последние сутки, точнее за ночь, в общей сложности, если говорить обо всех направлениях, только за ночь - больше 40 об- стрелов. Всё это в основном, на наш взгляд, как мы видим и как докладывают специалисты, по заранее намеченным целям, то есть это не стихийный огонь, это огонь прицельный, и они понима- ют, куда они бьют. В этой связи хотел бы корот- ко доложить, о том, что на се- годняшний день сосредоточено и сконцентрировано на границах Луганской и Донецкой областей со стороны Украины: в общей сложности 59,3 тысячи военно- служащих, которые сосредоточе- ны у границ Луганской и Донец- кой областей. В результате ваших перегово- ров и долгих и продолжительных переговоров по выполнению мер безопасности войска и тяжёлая техника, особенно тяжёлая тех- ника, должны были быть отведе- ны от линии соприкосновения на дальность того самого выстре- ла, чтобы это не досягало насе- лённых пунктов. Сегодня мы на- блюдаем, наоборот, концентра- цию, возвращение этой техники на прежние позиции. Что там на сегодняшний день есть? 59,3 тысячи военнослужа- щих. По вооружению: пусковые установки «Точка-У», 345 танков, 2160 боевых бронированных ма- шин, 820 орудий артиллерии и миномётов, 160 реактивных си- стем залпового огня, в том числе установки «Смерч». Помимо этого, не могу не обра- тить внимания, что сюда не вхо- дят те самые национальные ба- тальоны, националистические батальоны, о которых много го- ворят и много пишут и которые, по совершенно объективным на- шим данным, плохо управляются руководством страны и командо- ванием на местах. Естественно, исходя из этого, действуют так, как они считают нужным, на свой взгляд. Отсюда и появление этих самых диверсионных групп, кото- рые пробиваются в разных ме- стах, отсюда и совершение раз- ного рода терактов, каковыми яв- ляются и подрывы автомобилей, подрывы линий электропереда- чи, подрывы подстанций, газо- проводов и прочих вещей. Вне событий Луганской и До- нецкой областей хотел бы обра- тить внимание членов Совета безопасности на заявление го- сподина Зеленского о том, что они предполагают и хотели бы вернуть себе статус ядерной страны. Не буду говорить «дер- жавы», но страны. Это крайне опасно, опасно по нескольким причинам. Первое - это то, что за долгие годы со- ветской власти и пребывания в составе Советского Союза там были созданы возможности по созданию такого оружия - не только оружия, но и его носите- лей. Кстати сказать, если упомя- нуть о том, что тактическое ору- жие, ядерное оружие находит- ся на территории Германии, то здесь оно вполне может появить- ся и вполне может появиться на тех носителях, которые сегодня уже есть. Я упоминал «Точку-У» - совершенно спокойно ставится. То есть есть оборудование, есть технологии, есть специалисты, ко- торые могут и имеют возможности, на наш взгляд, гораздо большие, чем возможности у Ирана и Север- ной Кореи, о которых говорят на всех уровнях и занимаются согла- шениями о том, чтобы эти страны были денуклеаризированы. К этому добавляются те самые националистические подразде- ления, батальоны, которые [раз- мещены] по всей Украине. Я ду- маю, ни для кого не секрет, во многом они управляют той ситу- ацией, которая возникает в тех или иных местах, в тех или иных городах и областях Украины. Я имею в виду всё, что связано с крайне радикальными национа- листическими взглядами, крайне радикальными призывами по До- нецку и Луганску, и по Крыму, и, конечно, по нашей стране. В целом ситуация крайне на- пряжённая. С 14 февраля мы на- блюдаем более активную фазу или усилия по приведению в фак- тически самую верхнюю часть из всех ступеней боевой готовно- сти. Это говорит о том, что гото- вятся либо большие, серьёзные провокации, либо готовится си- ловой вариант решения вопроса по Донбассу как минимум. Это и смена мест дислокации тяжёлой техники и артиллерии, смена ра- диочастот переговоров. Помимо этого, конечно, всё, что связано или в первую очередь связано с активностью на передней линии, я имею в виду обстрелы. Такого не было давно, и мы фактически почти вплотную подошли к пока- зателям 2014-2015 годов. О ситуации, которая складыва- ется сейчас на границе, доложил директор Федеральной служ- бы безопасности РФ Александр Бортников. Руководитель пресс-бюро СВР России Сергей Иванов отметил, что активность усилий запад- ных спецслужб по вербовке «сол- дат удачи» в странах Ближнего и Среднего Востока нарастает. По его оценке, происходящее свиде- тельствует о том, что «ястребы» в администрации США сознательно провоцируют переход конфликта на Донбассе в «горячую фазу» в расчёте втянуть в него Россию. Украиной готовятся либо большие , серьёзные провокации , либо силовой вариант решения вопроса по Донбассу как минимум
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz