На страже Заполярья. 2022 год. Февраль.

25 февраля 2022 года 1. Учитывая волеизъявление народа Донецкой Народной Республики, отказ Украины от мирного уре- гулирования конфликта в соответствии с Минскими соглашениями, признать Донецкую Народную Ре- спублику в качестве суверенного и независимого государства. 2. Министерству иностранных дел Российской Федерации провести с Донецкой Стороной переговоры об установлении дипломатических отношений и достигнутую договорённость оформить соответствую- щими документами. 3. Поручить Министерству иностранных дел Российской Федерации провести с участием заинтересо- ванных федеральных органов исполнительной власти переговоры с Донецкой Стороной о подготовке проекта договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и представить в установленном поряд- ке предложение о его подписании. 4. В связи с обращением Главы Донецкой Народной Республики Министерству обороны Российской Федерации обеспечить до заключения договора, названного в пункте 3 настоящего Указа, осущест- вление Вооружёнными силами Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики функций по поддержанию мира. 5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Москва, Кремль, 21 февраля 2022 года, № 71. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О признании Донецкой Народной Республики 1. Учитывая волеизъявление народа Луганской Народной Республики, отказ Украины от мирного уре- гулирования конфликта в соответствии с Минскими соглашениями, признать Луганскую Народную Ре- спублику в качестве суверенного и независимого государства. 2. Министерству иностранных дел Российской Федерации провести с Луганской Стороной переговоры об установлении дипломатических отношений и достигнутую договорённость оформить соответствую- щими документами. 3. Поручить Министерству иностранных дел Российской Федерации провести с участием заинтересо- ванных федеральных органов исполнительной власти переговоры с Луганской Стороной о подготовке проекта договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и представить в установленном поряд- ке предложение о его подписании. 4. В связи с обращением Главы Луганской Народной Республики Министерству обороны Российской Федерации обеспечить до заключения договора, названного в пункте 3 настоящего Указа, осущест- вление Вооружёнными силами Российской Федерации на территории Луганской Народной Республики функций по поддержанию мира. 5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Москва, Кремль, 21 февраля 2022 года, № 72. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О признании Луганской Народной Республики Уважаемые граждане России! Дорогие друзья! Тема моего выступления - со- бытия на Украине и то, почему это так важно для нас, для Рос- сии. Конечно, моё обращение адресовано и нашим соотече- ственникам на Украине. Говорить придётся обстоятель- но и подробно. Вопрос очень се- рьёзный. Ситуация на Донбассе вновь приобрела критический, острый характер. И сегодня обращаюсь к вам напрямую, чтобы не только дать оценку происходящему, но и проинформировать вас о прини- маемых решениях, о возможных дальнейших шагах на этом на- правлении. Ещё раз подчеркну, что Украи- на для нас - это не просто сосед- няя страна. Это неотъемлемая часть нашей собственной исто- рии, культуры, духовного про- странства. Это наши товарищи, близкие, среди которых не толь- ко коллеги, друзья, бывшие со- служивцы, но и родственники, люди, связанные с нами кровны- ми, семейными узами. Издавна жители юго-западных исторических древнерусских зе- мель называли себя русскими и православными. Так было и до XVII века, когда часть этих терри- торий воссоединилась с Россий- ским государством, и после. Нам кажется, что в принципе мы все об этом знаем, что речь идёт об общеизвестных фактах. Вместе с тем для понима- ния того, что же всё-таки сегод- ня происходит, для объяснения мотивов действий России и тех целей, которые мы перед собой ставим, нужно хотя бы несколько слов сказать об истории вопроса. Итак, начну с того, что совре- менная Украина целиком и пол- ностью была создана Россией, точнее, большевистской, комму- нистической Россией. Этот про- цесс начался практически сразу после революции 1917 года, при- чём Ленин и его соратники дела- ли это весьма грубым по отноше- нию к самой России способом - за счёт отделения, отторжения от неё части её собственных исто- рических территорий. Затем накануне и после Вели- кой Отечественной войны уже Сталин присоединил к СССР и передал Украине некоторые земли, ранее принадлежав- шие Польше, Румынии и Вен- грии. При этом в качестве свое- го рода компенсации Сталин на- делил Польшу частью исконных германских территорий, а в 1954 году Хрущёв зачем-то отобрал у России Крым и тоже подарил его Украине. Собственно, так и сформировалась территория со- ветской Украины. Напомню, что после Октябрь- ского переворота 1917 года и по- следовавшей затем Гражданской войны большевики приступили к строительству новой государ- ственности, и между ними воз- никли довольно острые разногла- сия. Сталин, который в 1922 году совмещал посты Генерального секретаря ЦК РКП(б) и Народного комиссара по делам националь- ностей, предложил строить стра- ну на принципах автономизации, то есть предоставляя республи- кам - будущим административно- территориальным единицам - широкие полномочия при их всту- плении в единое государство. Ленин раскритиковал этот план и предложил пойти на уступки на- ционалистам, как он их тогда на- зывал - «независимцам». Имен- но эти ленинские идеи, по сути, конфедеративного государствен- ного устройства и лозунг о пра- ве наций на самоопределение вплоть до отделения и были по- ложены в основу советской госу- дарственности. Здесь сразу же возникает мно- го вопросов. И первый из них, на самом деле главный: зачем надо было с барского плеча удовлет- ворять любые, безгранично ра- стущие националистические ам- биции на окраинах бывшей им- перии? Передавать во вновь об- разуемые, причём часто произ- вольно сформированные, адми- нистративные единицы - союз- ные республики - огромные, ча- сто не имевшие к ним вообще ни- какого отношения территории. Более того, по факту этим ад- министративным единицам при- дали статус и форму националь- ных государственных образова- ний. Вновь задаюсь вопросом: зачем надо было делать такие щедрые подарки? На первый взгляд это вооб- ще непонятно, безумие какое-то. Но это только на первый взгляд. Объяснение есть. После рево- люции главной задачей больше- виков было любой ценой удер- жаться у власти, именно лю- бой ценой. Ради этого они шли на всё: и на унизительные усло- вия Брестского мира в то время, когда кайзеровская Германия и её союзники находились в тяже- лейшем военном и экономиче- ском положении, а исход Первой мировой войны был фактически предрешён, и на удовлетворение любых требований, любых хоте- лок со стороны националистов внутри страны. С точки зрения исторических судеб России и её народов ле- нинские принципы государствен- ного строительства оказались не просто ошибкой, это было, как говорится, гораздо хуже, чем ошибка. После развала СССР в 1991 году это стало абсолютно очевидным. Никого и ни в чём сейчас не об- виняю, обстановка в стране в то время и после Гражданской вой- ны, накануне, была невероят- но сложной, критической. Сегод- ня хочу только сказать о том, что всё было именно так. Это исто- рический факт. Собственно, как уже сказал, в результате боль- шевистской политики и возник- ла советская Украина, которую и в наши дни можно с полным основанием назвать «Украина имени Владимира Ильича Лени- на». Он её автор и архитектор. Это целиком и полностью под- тверждается архивными доку- ментами, включая жёсткие ле- нинские директивы по Донбас- су, который буквально втисну- ли в состав Украины. А сейчас «благодарные потомки» посно- сили на Украине памятники Ле- нину. Это у них декоммунизаци- ей называется. Вы хотите декоммунизацию? Ну что же, нас это вполне устра- ивает. Но не нужно, что называ- ется, останавливаться на полпу- ти. Мы готовы показать вам, что значит для Украины настоящая декоммунизация. Возвращаясь к истории вопро- са, повторю, что в 1922 году на пространстве бывшей Россий- ской империи был образован СССР. Закономерно, что красный тер- рор и быстрый переход к сталин- ской диктатуре, господство ком- мунистической идеологии и мо- нополия компартии на власть, национализация и плановая си- стема народного хозяйства - всё это на деле превратило в про- стую декларацию, в формаль- ность заявленные, но неработа- ющие принципы государственно- го устройства. Никаких суверен- ных прав в реальности у союз- ных республик так и не возникло, их попросту не было. А на прак- тике было создано строго цен- трализованное, абсолютно уни- тарное по своему характеру госу- дарство. Сталин по факту полностью реализовал на практике не ле- нинские, а именно свои соб- ственные идеи государственно- го устройства. Но соответствую- щих изменений в системообразу- ющие документы, в Конституцию страны не внёс, провозглашён- ные ленинские принципы постро- ения СССР формально не пере- сматривал. Да, судя по всему, ка- залось, что в этом и не было не- обходимости - в условиях тотали- тарного режима и так всё работа- ло, а внешне выглядело красиво, привлекательно и даже сверхде- мократично. И всё же жаль, очень жаль, что из базовых, формально юриди- ческих основ, на которых была построена вся наша государ- ственность, не были своевре- менно вычищены одиозные, уто- пичные, навеянные революцией, но абсолютно разрушительные для любой нормальной страны фантазии. О будущем, как это ча- сто бывало у нас и раньше, никто не подумал. Лидеры компартии были, по- хоже, уверены, что им удалось сформировать прочную систе- му управления, что за счёт сво- ей политики они окончатель- но решили и национальный во- прос. Но фальсификации, под- мена понятий, манипуляция об- щественным сознанием и обман дорого обходятся. Бацилла на- ционалистических амбиций нику- да не делась, а изначально зало- женная мина, подрывающая го- сударственный иммунитет про- тив заразы национализма, толь- ко ждала своего часа. Такой ми- ной, повторю, было право выхо- да из СССР. В середине 1980-х годов на фоне нарастающих социально- экономических проблем, очевид- ного кризиса плановой экономи- ки национальный вопрос, сутью которого были не какие-то ожи- дания и несбывшиеся чаяния на- родов Союза, а прежде всего ра- стущие аппетиты местных элит, всё более обострялся. Однако руководство КПСС вместо глубокого анализа ситу- ации, принятия адекватных мер, в первую очередь в экономике, а также постепенной, вдумчивой, взвешенной трансформации по- литической системы и государ- ственного устройства ограничи- лось откровенным словоблуди- ем о восстановлении ленинского принципа национального само- определения. Более того, в ходе развернув- шейся борьбы за власть внутри самой компартии каждая из про- тивоборствующих сторон с це- лью расширить базу поддержки стала бездумно стимулировать, поощрять националистические настроения, играть на них, обе- щая своим потенциальным сто- ронникам всё, что они только по- желают. На фоне поверхностной и популистской болтовни о демо- кратии и светлом будущем, по- строенном на базе то ли рыноч- ной, то ли плановой экономи- ки, но в условиях реального об- нищания людей и тотального де- фицита никто из властей предер- жащих и не думал о неизбежных трагических для страны послед- ствиях. А затем и вовсе пошли про- торённой на заре создания СССР дорожкой удовлетворения амби- ций националистических элит, выращенных в собственных пар- тийных рядах, позабыв при этом, что в руках у КПСС нет уже, да и слава богу, таких инструментов удержания власти и самой стра- ны, как государственный террор, диктатура сталинского типа. И вот в сентябре 1989 года на пленуме ЦК КПСС был принят, по сути, роковой документ - так называемая национальная поли- тика партии в современных ус- ловиях, платформа КПСС. Она содержала следующие положе- ния, процитирую: «Союзным ре- спубликам принадлежат все пра- ва, отвечающие их статусу суве- ренных социалистических госу- дарств». Ещё один пункт: «Высшие представительные органы вла- сти союзных республик могут опротестовать и приостановить действие постановлений и рас- поряжений союзного правитель- ства на своей территории». И наконец: «Каждая союзная республика имеет своё граждан- ство, которое распространяется на всех её жителей». Сейчас не время, не место вдаваться в вопросы государ- ственного или конституционного права, давать определение са- мому понятию гражданства. Но всё же возникает вопрос: зачем в тех и без того сложных услови- ях понадобилось таким образом ещё больше раскачивать стра- ну? Факт остаётся фактом. Ещё за два года до развала СССР его судьба была фактиче- ски предрешена. Это сейчас ра- дикалы и националисты, в том числе и прежде всего на Украи- не, приписывают себе заслугу завоевания независимости. Как мы видим, это совсем не так. К распаду нашей единой страны привели исторические, страте- гические ошибки лидеров боль- шевиков, руководства КПСС, до- пущенные в разное время в го- сударственном строительстве, экономической и национальной политике. Распад исторической России под названием СССР на их совести. Несмотря на все эти неспра- ведливости, обман и откровен- ный грабёж России, наш народ, именно народ, признал новые геополитические реалии, воз- никшие после распада СССР, признал новые независимые го- сударства. И не только признал - Россия сама, находясь тогда в труднейшем положении, помога- ла партнёрам по СНГ, в том чис- ле украинским коллегам, от ко- торых прямо с момента провоз- глашения независимости ста- ли поступать многочисленные запросы о материальной под- держке. И наша страна оказыва- ла такую поддержку с уважени- ем к достоинству и суверените- ту Украины. По экспертным оценкам, кото- рые подтверждаются простым подсчётом цен на наши энерго- носители, объёмов льготных кре- дитов, экономических и торговых преференций, которые Россия предоставляла Украине, общая выгода для украинского бюдже- та на период с 1991 по 2013 год составила порядка 250 миллиар- дов долларов. Но и это далеко не всё. К концу 1991 года долговые обязатель- ства СССР перед иностранными государствами и международны- ми фондами составляли поряд- ка 100 миллиардов долларов. И первоначально предполага- лось, что эти кредиты будут воз- вращаться всеми республиками бывшего СССР солидарно, про- порционально их экономическо- му потенциалу. Однако Россия взяла на себя погашение все- го советского долга и полностью по нему рассчиталась. Оконча- тельно завершила этот процесс в 2017 году. Взамен новые независимые государства должны были отка- заться от своей части советских зарубежных активов, и соответ- ствующие соглашения в дека- бре 1994 года были достигнуты с Украиной. Однако Киев эти со- глашения не ратифицировал и позднее просто отказался испол- нять, выдвигая претензии на ал- мазный фонд, золотой запас, а также имущество и другие акти- вы бывшего СССР за рубежом. И всё же, несмотря на извест- ные проблемы, Россия всегда со- трудничала с Украиной открыто, честно и, повторю, с уважением к её интересам, наши связи в са- мых разных областях развива- лись. Так, в 2011 году двусторон- ний торговый оборот превысил 50 миллиардов долларов. Заме- чу, что объём торговли Украины со всеми странами Евросоюза в 2019 году, то есть ещё до панде- мии, уступал этому показателю. Вместе с тем бросалось в гла- за, что украинские власти пред- почитали действовать так, чтобы в отношениях с Россией иметь все права и преимущества, но не нести при этом никаких обяза- тельств. Добавлю, что в Киеве пыта- лись использовать диалог с Рос- сией как предлог для торга с За- падом, шантажировали его сбли- жением с Москвой, выбивая для себя преференции: мол, в про- тивном случае будет расти рос- сийское влияние на Украину. При этом украинские вла- сти изначально, хочу это под- черкнуть, именно с первых ша- гов стали строить свою государ- ственность на отрицании всего, что нас объединяет, стремились исковеркать сознание, историче- скую память миллионов людей, целых поколений, живущих на Украине. Свою роль сыграли и внеш- ние силы, которые с помощью разветвлённой сети НКО и спец- служб выращивали на Украине свою клиентуру и продвигали её представителей во власть. Важно понимать и то, что Укра- ина, по сути, никогда не имела устойчивой традиции своей под- линной государственности. И на- чиная с 1991 года пошла по пути механического копирования чу- жих моделей, оторванных как от истории, так и от украинских реа- лий. Политические государствен- ные институты постоянно пере- краивались в угоду быстро сфор- мировавшихся кланов с их соб- ственными корыстными интере- сами, не имеющими ничего об- щего с интересами народа Украины. ПРИЗНАТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ НАРОДНЫХ РЕСПУБЛИК Россия имеет полное право принимать ответные меры обеспечения собственной безопасности Президент Российской Федерации Владимир Путин в понедельник по итогам засе- дания Совета безопасности РФ выступил с обращением, а затем подписал указы «О признании Донецкой Народной Республики» и «О признании Луганской Народ- ной Республики». Затем были подписаны Договор о дружбе, сотрудничестве и вза- имной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой и Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Феде- рацией и Луганской Народной Республикой. Публикуем текст обращения Президен- та Российской Федерации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz