На страже Заполярья. 2022 год. Февраль.

18 февраля 2022 года Армия - XXI век Материалы печатаются в сокращении. Мирная жизнь страны без них тоже не обходится. На одном из самых слож- ных участков Байкало- Амурской магистрали, в тайге, среди мошки и болот работают военные желез- нодорожники. У них доста- точно и опыта, и ресурсов для того, чтобы проложить путь, построить мосты, на- ладить инфраструктуру. Не так давно довелось провожать на БАМ совсем молодых студентов, обу- чающихся в военном учеб- ном центре Дальневосточ- ного государственного уни- верситета путей сообщения (ДВГУПС). Молодые парни уезжали не просто на прак- тику - они творили историю. Офицеров (и не только) для железнодорожных войск го- товят, в том числе, в Ха- баровске. Отучившись в ДВГУПС, студенты получа- ют не только гражданскую специальность, но и воин- ское звание. По окончании учёбы - контракт с МО РФ. В воинской части желез- нодорожных войск ВВО бу- дущие офицеры проходят аттестацию по результатам обучения в военном учеб- ном центре. Сначала те- ория, затем практика. Тут и соответствующая техни- ка, и специально оборудо- ванные учебные места - хо- чешь мост строй, хочешь паром собирай, хочешь путь прокладывай. А в аудитории проводятся экзамены. Всё традицион- но - учащиеся тянут билеты и отвечают на вопросы. По- Инженерно-сапёрная часть, дислоцированная в Ленинград- ской области, образована 31 декабря 2013 года путём слия- ния подразделений, сформиро- ванных ещё в годы Великой От- ечественной войны. Сейчас ко- мандует частью подполковник Артём Днепровский. Состоит она из инженерно-сапёрного, инже- нерно-технического и понтон- но-переправочного подразделе- ний. Не только взрываем , но и созидаем Инженерно-сапёрное подраз- деление под командованием майора Анатолия Овсянникова выполняет много функций. Пер- вая и самая главная заключа- ется в разминировании или, по терминологии мирного времени, «очистке» территории. Как рассказал заместитель ко- мандира части подполковник Сергей Савицкий, сапёры очи- щают территорию Санкт-Петер- бурга и нескольких районов Ле- ДОРОГИ ЖИЗНИ На Байкало - Амурской магистрали работают военные железнодорожники том построение и практиче- ское занятие. - Итоговая аттестация со- стоит из двух частей, - рас- сказывает начальник учеб- ной части, заместитель на- чальника кафедры железно- дорожных войск подполков- ник Андрей Дуплихин. - Пре- жде всего, они сдают теоре- тическую часть по той специ- альности, на которую обуча- ются. Это путейцы, мостови- ки и механики. Вторая часть аттестации проходит на по- лигонах, где студенты на практике выполняют постав- ленные задачи. Это может быть снятие техники с хране- ния, укладка рельсошпаль- ной решётки при помощи пу- теукладчика, зашивка пути поэлементно, сшивка стре- лочного перевода, изготовле- ние свай и забивка одиноч- ной сваи при помощи свае- бойного агрегата, сборка подъёмной опоры понтон- ного моста - задачи, макси- мально приближенные к ре- альности. Это то, что непо- средственно придётся вы- полнять в войсках. В этом году мы выпуска- ем 31 человека. На началь- ном этапе было 45 студен- тов, но до выпуска добра- лись не все. Это, кстати, обычное количество наших выпускников. Каждый год их примерно одинаковое чис- ло - плюс-минус один чело- век. В последнее время на- ших студентов стали при- влекать на строительство БАМа, то есть они выполня- ют конкретные задачи. Это, конечно, сказывается са- мым лучшим образом на их подготовке. Надо сказать, что наша воинская специ- альность довольно востре- бована, особенно на пер- вичных должностях коман- диров взводов. Нам повез- ло, что мы находимся в Ха- баровске, здесь рядом про- фильная воинская часть, на базе которой можно прохо- дить практику. И ещё немного насчёт востребованности и карьер- ного роста: после окончания контракта офицер может продолжить работу уже как гражданский специалист. Так что учиться всегда при- годится. Было бы желание. Как говаривал отец Ан- дрея Дуплихина: прыгать с парашютом - дело нехи- Современная армия - это огромный меха- низм, жизнедеятельность которого необходи- мо обеспечивать, и чем лучше это делается, тем эффективнее действуют войска. Насколь- ко успешной была бы операция по разгрому японцев в 1945 году, если бы советские вой- ска в кратчайшие сроки не передислоцирова- лись на другой конец материка? Такими пере- возками в основном занимаются железнодо- рожники. О том, что запрещается, осведомлён каждый, чья нога ступает на учебный объект. Но, тем не менее, с прибытием подразделений на полигон командиры ещё и ещё раз проводят краткий инструктаж о том, что де- лать можно, а чего нельзя. Тенденция активно ос- ваивать боевой опыт уже несколько лет остаётся в качестве главной учеб- ной константы. Офицеры - участники боевых действий рассказывают о том, что порой прибывшие для ро- тации военнослужащие из подразделений округа на- ходятся в таком боевом со- стоянии, которое вполне по- зволяет подключать их к вы- полнению задач без особой дополнительной подготов- ки. Многие младшие офи- церы, сержанты и солдаты имеют при себе блокнотики, куда они заносят подмечен- ные новации, не применяе- мые прежде в их подразде- лениях. Бывает, что дель- ные предложения высказы- вают ещё необстрелянные ребята, демонстрируя не- равнодушие и стремление осмыслить ситуацию. Повсюду таких военнос- лужащих хватает. В напря- жённое время, когда воен- ная опасность, что называ- ется, витает в воздухе, ка- ждому хочется внести до- стойную личную лепту в случае провокации в отно- шении нашей армии. Казалось бы, давно из- вестны правила перемеще- ния на поле боя при прове- дении атак и контратак. Но личный состав мотострел- кового взвода, в котором служит сержант Максим Си- нячкин, использует свою, дотоле нигде не применя- емую тактику. Суть её та- кова. На открытой ровной местности, где невозможно использовать защищающие и маскирующие свойства рельефа, бойцы не расхо- дятся в цепь, создавая ле- вое и правое крылья от кор- пуса боевой машины, а сле- дуют за ней. Что здесь но- вого? По команде команди- ра отделения, помимо двух солдат, которые следуют за бронированным корпусом БМП, на дороге за машиной ещё два мотострелка изго- тавливаются для стрель- бы из положения лёжа. Их огонь обеспечивает расши- рение секторов контроля обстановки справа и сле- ва от машины. При удале- нии БМП на полсотни ме- тров они нагоняют её, про- двигаясь сзади по доро- ге, защищённые корпусом БМП. При этом проходят над второй такой же парой стреляющих из положения лёжа или с колена. Четыре ствола усиливают огневую мощь отделения, дополняя огонь наводчика-операто- ра и двух сослуживцев, сле- дующих за кормой машины. Всё это нервирует проти- вотанкистов, пулемётчиков и огнемётчиков противни- ка, не давая им вести при- цельную стрельбу. Это, со- гласитесь, очень важно, так как содержит рациональное зерно для всего наступа- тельного отрезка боя и вме- сте с тем обеспечивает за- щиту атакующих бойцов. Понятно, что подобный тактический приём в мас- штабе взвода применяет- ся, исходя из желания ис- пользовать броневую защи- ту и повысить огневое воз- действие на противника. Он требует внимательности и осторожности стреляющих с земли воинов и использует- ся лишь в условиях хорошей видимости. Прикрытие пехо- тинцев всегда обеспечива- лось с временных огневых позиций огнём пулемётов в промежутки между атакую- щими в цепи бойцами. При- менялось это, начиная с Первой мировой войны. А вот в отделении сер- жанта Евгения Бикеева не прекращается изучение ме- тодов сочетания огня из ав- томатов, пулемёта и гранат. Каждый воин приучается к мысли, что оборонитель- ная и наступательная гра- ната - постоянный и всег- да востребованный атри- бут боя. В этом подразде- лении все мотострелки об- учены не только прицельно метать этот эффективный и простой боеприпас, но и реагировать на прилетев- шую от противника гранату должным образом, миними- зируя её разрыв. Анатолий ЧИРКОВ . « Уральские военные вести ». Фото Владислава БЕЛОГРУДА . НАУКА ПОБЕЖДАТЬ С АЗОВ Перед стрельбой мишенное поле должно быть осмотрено, и с его тер- ритории удалены люди, животные и транспорт. Передвижения на объ- екте стрельбы разрешаются только по дорогам и в районах, которые указаны начальником учебного центра. Безопасность при стрельбе обеспечивается чёткой организацией , точным соблюдением установленных правил и мер безопасности трое, за тебя всё уже ин- женеры придумали. А вот мост построить или взор- ванный путь восстановить, особенно под огнём, тут ну- жен специалист. Здесь осо- бые знания и умения нуж- ны. Недаром таких специ- алистов на войне берегли как зеницу ока. - Я сюда учиться пришёл осознанно, - делится сту- дент ВУЦ Владимир Глады- шев. - Хотел получить две специальности, одна из ко- торых гражданская - стро- ительство мостов, а вторая - военная. Планирую слу- жить, и меня сложности не пугают. Военные, в прин- ципе, не выбирают, где им служить. Знаю, о чём гово- рю, - у меня дядя военный, он мой выбор одобрил. С армейской реальностью Владимир знаком не пона- слышке - проходили практи- ку, умеет командовать под- разделением. - Я о военной специаль- ности начал задумываться ещё в одиннадцатом клас- се, - рассказывает студент ВУЦ Артём Новаков. - Об- думывал - либо остаться на гражданской специаль- ности, либо подавать доку- менты в военные учебные заведения. Остановился на военной специальности. Во-первых, в обществе это уважаемые люди, во-вторых, была юношеская романти- ка - представлял себя в фор- ме. Сейчас, спустя пять лет, романтика прошла, но жела- ние быть военным осталось. Со временем понимаешь, что служить в армии - это не только побегать, пострелять, но и ответственность, каж- дый год - новый опыт, новая техника, которая сейчас раз- вивается семимильными ша- гами. Конечно, есть конкрет- ные места, в которые хо- телось бы попасть, но тут уже выбирать не приходит- ся. Если честно, хотелось бы попасть на БАМ. Там сей- час самые интересные зада- чи, масштабные проекты, са- мые большие резервы техни- ки. Пока молодой, надо поль- зоваться возможностями. Борис КОКУРИН . « Суворовский натиск ». Фото автора . ВПЕРЕДИ НАСТУПАЮЩИХ ВОЙСК Сапёров не зря называли скромными тружениками войны В воинской части железнодорожных войск ВВО будущие офицерыпроходят аттестациюпо результатам обучения . Тут и соответствующая техника , и специально оборудованные учебные места - хочешь мост строй , хочешь паром собирай Это они под огнём врага расчищали проходы в мин- ных полях, ликвидировали различного рода преграды для атакующих и возводили укрепления для оборо- няющихся. Их служба опасна как в боевых условиях, так и в мирной жизни. Это нашло отражение и в словах песни: «Инженерные войска - ясный разум и надёжная рука…». нинградской области от взрыво- опасных предметов времён вой- ны. Эта работа выполняется то- чечно и по заявкам от военкома- тов. Другая родственная зада- ча - проверка местности на на- личие взрывоопасных предме- тов. Сапёры обеспечивают безо- пасность проведения различных массовых мероприятий, обсле- дуя здания и открытые площад- ки. К выполнению задач активно привлекались собаки минно-ро- зыскной службы - восемь специ- ально обученных немецких овча- рок и два лабрадора. Для защи- ты личного состава от осколков в случае взрыва используются за- щитные костюмы ОВР-2. Следующая функция сапёров - обрушение списанных зданий и сооружений Минобороны Рос- сии. Делается это путём подрыва либо применения экскаваторов. Инженерно-сапёрные под- разделения занимаются также строительством военных дорог, устройством минных полей и ин- женерных заграждений - ежей, надолбов, колючей проволоки и прочих. И атакуем противника ! В состав инженерно-сапёрно- го подразделения входит инже- нерно-штурмовой взвод. Инже- нерно-штурмовые подразделе- ния воссозданы в нашей армии совсем недавно - в 2014–2015 го- дах после практически 70-летне- го (!) перерыва. Почему так полу- чилось? Подразделения штурмо- вых сапёров, которых ещё назы- вают «взломщиками обороны», расформировали после Великой Отечественной войны, так как со- ветское руководство посчитало, что эти войска себя изживут. Од- нако уже во время войны в Аф- ганистане отсутствие инженер- но-штурмовых частей отрица- тельно сказалось на ходе боевых действий и приводило к большим потерям. С ещё большими проблема- ми наша армия столкнулась по- сле начала контртеррористиче- ских действий в Чечне, особенно во время уличных боёв в Гроз- ном. Только после того, как были сформированы подразделения по типу штурмовых групп, город удалось взять. Все эти факторы и привели к тому, что в Россий- ской армии началось возрожде- ние инженерно-штурмовых под- разделений. Основной вид применяемой в таких подразделениях боевой техники - БТРы. В ближайшее время в часть должны посту- пить современные многоцеле- вые бронеавтомобили повышен- ной проходимости «Тигр». Обеспечиваем быт Специалисты инженерно-тех- нического подразделения (ко- мандир майор Егор Фролов) за- нимаются оборудованием пунк- тов управления для командова- ния, блиндажей, убежищ, пере- крытых щелей, окопов и прочих укрытий, в том числе для техни- ки. Другая важная задача инже- неров-техников - добыча и очист- ка воды в полевых условиях. С помощью станций комплексной очистки СКО-10 они закачивают и фильтруют воду из любого при- родного или искусственного во- доёма. Энергообеспечение войск - тоже по части инженеров-тех- ников. Для этого они применя- ют мобильные электростанции - осветительные, зарядные, сило- вые, инженерные. Строим надёжную переправу Понтонно-переправочным под- разделением командует подпол- ковник Игорь Аниськов. Его под- чинённые, как видно из назва- ния подразделения, занимаются сборкой и наведением понтон- ных мостов для переправы войск и техники. Много разнообразных функций выполняет инженерно - сапёрное подразделение . Первая и самая главная заключается в разминировании Сводная понтонно-перепра- вочная рота, представлявшая часть, достойно выступила во всеармейских соревнованиях «Открытая вода», проходивших в прошлом году в городе Муроме Владимирской области. Специалисты понтонно-пере- правочного подразделения так- же помогают в организации ряда мероприятий, проводимых в Санкт-Петербурге и области. Золотой фонд части В инженерно-сапёрной части служат много достойных офице- ров, прапорщиков, сержантов и солдат. Старшина понтонной роты старший прапорщик Константин Вдовин занимается организаци- ей быта военнослужащих, в том числе в полевых условиях, помо- гает обеспечивать учебный про- цесс. Командир понтонно-перепра- вочного отделения младший сер- жант Виктор Талалайкин занима- ется в основном обслуживанием, ремонтом и вождением автомо- бильной техники. Для службы в инженер- но-штурмовых подразделени- ях необходимо обладать такими качествами, как физическая вы- носливость (один только защит- ный комплект ОВР-3Ш весит по- рядка 20 кг!), повышенная стрес- соустойчивость и отличная реак- ция, отсутствие которой может стоить жизни. Евгений ГОРДЕЕВ . « На страже Родины ». Фото Игоря ОСОЧНИКОВА . Во время марша колонны первыми дорогу проходят сапёры … Сложность в работе добавляют суровые условия Си - бири . - В атаку ! Вперёд !

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz