На страже Заполярья. 2022 год. Февраль.

18 февраля 2022 года Звание ударный ВОЗРАСТ НЕ ПОМЕХА Экипаж БДК « Кондопога » отмечает 45- летие со дня подъёма на корабле Военно - морского флага Тем не менее боль- ше внимания мы сей- час обращаем на дела, которые происходили совсем недавно. Образно говоря, на события по- следнего времени. Например, БДК принимает ак- тивное участие в решении за- дач боевой подготовки в Арктике. Так, дважды - в 2018 и 2020 го- дах - полностью прошёл по Се- верному морскому пути. Ещё раньше впервые в истории на- шего флота его экипаж высажи- вал десант на берег большой су- доходной реки Енисея. Не менее напряжённым был для моряков большого десант- ного корабля «Кондопога» и про- шедший учебный год. В конце 2020 - начале 2021 года кора- бельные специалисты соверши- ли межфлотский переход из Се- вероморска в Севастополь, при- няли участие в масштабном уче- нии на Чёрном море под руко- водством министра обороны и, решив там поставленные зада- чи, благополучно вернулись в родную базу. Но и здесь им простаивать у причала не пришлось. Экипаж ожидали новые заботы. Немного более прозаичные, чем предыду- щие. Среди них перевозка техни- ки и личного состава на архипе- лаг Новая Земля, вывоз метал- лолома с острова Кильдин, кото- рый готовили к отправке на мате- рик военные экологи. К сказан- ному нужно добавить, что моря- ки БДК «Кондопога» четыре года подряд подтверждают звание ударного корабля. На его борту прошли хорошую профессиональную подготовку много офицеров соединения. Ны- нешний старший помощник ко- мандира БДК капитан-лейтенант Дмитрий Кононенко после окон- чания военно-морского вуза на- чинал свою службу на «Кондопо- ге» инженером штурманской бое- вой части. Ходил на корабле к ар- хипелагам Новосибирские остро- ва и Земля Франца-Иосифа, при- нимал участие во всех меропри- ятиях боевой подготовки, к кото- рым привлекался корабль. Не первый год руководит кол- лективом БДК капитан 2 ранга Сергей Головин. За это время он стал опытным командиром и на- ставником молодёжи. Его не раз привлекали к решению сложных задач на других кораблях сое- динения. Например, сейчас, ког- да отряд десантных кораблей отправился на учение в Чёрное море, он прикомандирован в по- мощь экипажу БДК «Оленегор- ский горняк», потому что это по- бережье успел изучить как свои пять пальцев и в случае необ- ходимости способен подстрахо- вать командира корабля. Несмотря на то, что экипаж большого десантного корабля «Кондопога» сейчас больше занят поддержанием технической готов- ности, профессиональная подго- товка личного состава по-прежне- му находится на высоком уровне. Ведь, помимо проведения плано- вых мероприятий текущего пери- ода, корабельные расчёты несут дежурство по противовоздушной обороне главной базы, готовы по первому сигналу выйти в море. Не всем же бороздить океанские про- сторы, нужно кому-то находить- ся и в пункте постоянной дисло- кации, выполняя задачи боевой подготовки. В такие периоды большая на- Сказать просто , что на счету БДК « Кондопога » множество дальних морских походов , различ - ных учений , огромное количество пройден - ных миль , значит , не сказать ничего . Чтобы всё это перечислить , потребуется немало времени грузка ложится на моряков элек- тромеханической боевой части, которой на БДК «Кондопога» ко- мандует капитан 3 ранга Алек- сандр Массан. Помощником ему во всех делах стал инженер БЧ-5 старший лейтенант Евгений Гор- диенко. Эти офицеры доскональ- но знают своё дело, да и на ко- рабле служат не первый год, поэ- тому в курсе всех проблем, кото- рые могут возникнуть, постоянно держат руку на пульсе, принима- ют меры, чтобы не допускать не- желательных ситуаций с матери- альной частью. Буквально накануне своего юбилея экипаж большого десант- ного корабля «Кондопога» успеш- но сдал первую курсовую задачу. Ответственно к этому испытанию Старший моторист старший матрос Илья Буряков готовит к запуску дизель - генератор . Командир БЧ -4,7 старший лейтенант Иван Решетников в бое - вом информационном посту . подготовились коллективы штур- манской и электромеханической боевых частей. Высокий профес- сионализм продемонстрировали командир БЧ-1 капитан-лейте- нант Анвар Бугадинов, старши- на трюмно-котельной команды мичман Алексей Камакин, стар- ший рулевой главный старшина Владимир Чернышёв, старший комендор зенитной артиллерий- ской батареи главный старши- на Денис Прошкович, старший электрик электротехнической ко- манды старшина 2 статьи Игорь Кудрявцев, старший моторист моторной команды старшина 2 статьи Сергей Лебедев, меха- ник связи сержант Евгений Ми- халёв. Не за горами то время, когда моряки БДК приступят к сдаче второй курсовой задачи. И гаран- тированно с высоким качеством выполнят всё, что намечено на учебный год. Александр БОНДАРЬ . Фото автора . Чтобы лётчики могли эф- фективно тренироваться, совершенствуя технику пи- лотирования, ведения воз- душной разведки, группо- вую слётанность, неустан- но трудятся инженеры эска- дрилий полка. В спектр их обязанностей входит пред- полётная подготовка и по- слеполётное обслужива- ние, подготовка к повторно- му вылету, работы в парко- вый день, целевые, перио- дические и контрольные ос- мотры, проверка и правиль- ное заполнение документа- ции, журналов подготовки воздушного судна. - Проверяем, чтобы све- тились лампочки, которые должны гореть. И желатель- но зелёным, а не красным, - улыбаясь, говорит началь- ник технико-эксплуатацион- ной части отряда второй ко- рабельной противолодоч- ной вертолётной эскадрильи старший лейтенант Миха- ил Вишнягов в ответ на мою просьбу объяснить «на паль- цах», в чём заключается предполётная подготовка. - Контролируем все системы вертолёта, смотрим, не про- текает ли масло, не оборва- ны ли контровки. Проверяем ручку продольно-поперечно- го управления, педали под приборной доской, саму при- борную доску, ручку общего шага, которой нужно добав- лять или уменьшать подачу топлива. Все рычаги должны двигаться плавно, без заеда- ния и люфта. Но самое глав- ное - чтобы двигатели ис- правно работали на нужных оборотах, и чтобы несущий винт был в порядке. Дело техники « ГАЙКУ ЖИЗНИ » ЗАКРУТЯТ НА СОВЕСТЬ Чтобы воздушные суда всегда были готовы к вылету , трудятся специалисты инженерно - авиационной службы вертолётного полка На аэродроме сегодня запланированы полё- ты. Это значит, что ранним утром, примерно в 6-7 часов, здесь появятся инженерные специа- листы эскадрилий отдельного противолодоч- ного корабельного вертолётного полка Север- ного флота: расчехлят лопасти, осмотрят все системы вертолёта, проверят исправность и готовность воздушного судна к вылету. Кстати, частота его вра- щения - 272 оборота в ми- нуту. Чтобы он крутился и держался при такой скоро- сти, винт должен быть на- дёжно закреплён. А это обе- спечивает так называемая «гайка жизни», за состоя- ние которой также отвечают инженерные специалисты. Она относится к категории особенных элементов си- стемы конструкции, их ещё называют «единичной точ- кой отказа». Если он лома- ется, то лётчик уже ничего не сможет сделать со своей машиной. В мире распро- странено неофициальное название «гайка Иисуса» (если она подведёт, остаёт- ся только молиться), а в на- шей стране с советских ате- истических времён её про- звали «гайкой жизни». - Да, она закручена свер- ху, фиксируется стопорным кольцом, удерживается кол- паком. Но всё равно может возникнуть ситуация, при которой она на пару мил- лиметров ослабнет, прося- дет, даст небольшой ход. А при таких оборотах важен даже миллиметр. Для того чтобы гайку надёжно закре- пить, сняв лопасти, её затя- гивают несколько человек при помощи специального большого ключа, - расска- зывает старший лейтенант Вишнягов. Ещё одна важная деталь, нуждающаяся в особом контроле, - приёмник воз- душного давления (ПВД), в нём фиксируется разница давлений - статического и динамического, по которой можно определить скорость вертолёта. - Когда без нареканий вы- полнена вся предполётная подготовка, приходит лёт- ный экипаж, запускает вер- толёт и производит прогонку воздушного судна, - продол- жает Михаил Вишнягов. - После этого лётчик докла- дывает, есть ли у него за- мечания. Обычно их не бы- вает. Потом средства объ- ективного контроля списы- вают показатели проверки, если и они показывают, что всё в порядке, судно допу- скается к вылету. Подготовка к повторному вылету подразумевает ос- мотр на предмет поврежде- ний, заправку согласно сле- дующему заданию на полёт, и если это необходимо, воз- душное судно дозаряжают, доливают масла. Действий, для того что- бы эта машина поднялась в небо, нужно совершить не- мало. По правилам за каж- дым вертолётом закреплён один инженер авиационно- го комплекса либо старший бортовой техник и механик. Все работы проверяет на- чальник ТЭЧ отряда. Под контролем техников - на- ходящиеся на вооружении полка вертолёты Ка-27М и Ка-27ПЛ. - Их отличие - в блоках противолодочных средств поиска, их модификации, у них разные записываю- щие устройства. Но по моей специальности - по верто- лётным двигателям - разни- цы нет. Есть ещё вертолёт Ка-27ПС - поисково-спаса- тельный. А вот это Ка-29ТБ - транс- портно-боевой, - показыва- ет старший лейтенант Виш- нягов в сторону одной из не- давно приземлившихся вин- токрылых машин. - Сейчас после контрольного полё- та он выполняет зарулива- ние, а мне нужно подойти и, когда винты выключатся, ос- мотреть его, уточнить, есть ли замечания после кон- трольного полёта, так как нам потребовалось заме- нить пульт управления из- за нареканий от лётчика. Во время прошлого полёта воз- душное судно некорректно вело себя по тангажу - «ки- вало». На этот раз замечаний ни у начальника ТЭЧ, ни у лёт- чика не было. Контрольный полёт прошёл отлично. У лётного состава слож- ность работы во многом за- висит от погоды и време- ни года, времени суток. Не- случайно же выделяют не- сколько этапов подготов- ки - в простых и сложных метеоусловиях, в дневное и ночное время, над зем- лёй и над морем. У техни- ков в этом плане всё немно- го иначе. - Нам также приходит- ся работать в сложных ме- теоусловиях. Да, это фи- зически тяжело - зима, ве- тер, снег. Но в данном слу- чае принципиальных изме- нений в выполняемых за- дачах нет. Разве что зимой достаём чехлы и после по- лётов зачехляем лопасти, чтобы они не обледенели, подвязываем их, чтобы не прогнулись. Но зато есть серьёзные различия меж- ду работой на аэродроме и на надводном корабле, - говорит начальник ТЭЧ от- ряда. - Там периодически счёт для выполнения зада- чи идёт на секунды. Напри- мер, когда во время качки нужно выкатить воздушное судно из ангара. Инженерно-технический состав, как и лётный, мо- жет месяцами находиться в море. - Вертолёт - это вооруже- ние корабля, для которо- го важны грамотное обслу- живание и правильная экс- плуатация. Поэтому весь технический расчёт и лёт- ный состав отправляют- ся в поход вместе с моря- ками, - рассказывает стар- ший лейтенант Вишнягов. - Перед плановыми полёта- ми подготовка начинается за несколько часов, а на ко- рабле воздушное судно по- стоянно должно быть в бо- евой готовности - осмотре- но, заправлено, расчехле- но. Остаётся лишь выка- тить его из ангара, разло- жить лопасти и выполнить проверку статического и ди- намического давления. На это уходит не более деся- ти минут. О том, насколько важно, чтобы вертолёт находил- ся в постоянной готовности, можно судить, к примеру, по недавнему походу большо- го противолодочного кораб- ля «Вице-адмирал Кула- ков». В Гвинейском зали- ве наш БПК получил сигнал бедствия от контейнеровоза «Люция», идущего под фла- гом Панамы из Того в Каме- рун. Экипаж судна сообщал о попытке его захвата не- известными вооружёнными людьми на быстроходной лодке. Для помощи с БПК «Вице-адмирал Кулаков» был направлен вертолёт с группой морской пехоты. На сухогрузе наши военнослу- жащие были уже через 10- 15 минут, а пираты, испугав- шись военных, спешно ре- тировались - попросту сбе- жали. Неизвестно, чем мог- ло обернуться промедление в этом случае. Сам Михаил Вишнягов также участвовал в даль- нем морском походе на БПК «Вице-адмирал Кулаков» годом ранее: - Мы были в жарких стра- нах, несли боевое дежур- ство в Средиземном море, сопровождали гражданские суда, охраняя их от пира- тов. Исходя из названных при- меров, можно с уверен- ностью утверждать, что специалисты инженерно- авиационной службы вер- толётного полка вносят су- щественный вклад в боего- товность и обороноспособ- ность Северного флота. Анна ВИХРОВА . Фото автора . Пока на улице минусовая температура , зачехлять лопасти после полёта обяза - тельно . Старший лейтенант Михаил Вишнягов производит швартовку лопастей несущего винта .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz