На страже Заполярья. 2022 год. Февраль.
18 февраля 2022 года Идёт боевая учёба Ракетный подводный крейсер стратегического назначения « Новомосковск » многое сделал для укрепления обороноспособности России ПРИБЛИЖАЯ РАССВЕТ - «Новомосковск» - по- следний корабль в серии проекта «Дельфин». Он при- нят в состав ВМФ в 1990 году на закате СССР, - командир экипажа РПКСН «Новомос- ковск» капитан 1 ранга Ми- хаил Морозов начинает свой рассказ с истории легендар- ной подлодки. - В 1991 году подводный крейсер выпол- нил уникальную стрельбу всем боекомплектом меж- континентальных баллисти- ческих ракет. Это был по- следовательный пуск. Раке- ты уходили с интервалом в несколько секунд. Согласно современной исторической науке для Военно-морского флота и Военно-промышленного комплекса эта операция имела исключительно важ- ное значение. В ту пору ре- шался вопрос о сокращении стратегических наступа- тельных вооружений. Мно- гие из Генштаба тогда одно- значно предлагали «отпра- вить на иголки» именно ра- кетные крейсера стратеги- ческого назначения. Экипаж подводной лодки К-407 доказал всему миру, что морские стратегические ядерные силы России явля- ются грозной силой. - Пуск 16 МБР с борта подлодки стал мировым ре- кордом, - продолжает капи- тан 1 ранга Морозов. - 6 ав- густа прошлого года мы от- мечали юбилей - 30 лет со дня тех памятных событий. Боевой путь корабля сла- вен многими событиями, и не всегда это были ре- корды. В истории субмари- ны есть эпизод столкнове- ния в Баренцевом море с американской подлодкой «Грейлинг». Случилось это в 1993 году. Хорошо, что по- страдавших среди наших подводников не имелось, более того, лодку удалось отремонтировать и вернуть в строй. - А вот наши потенциаль- ные враги были вынужде- ны списать свой корабль. - У командира приятные ма- неры и тембр голоса, а те- перь в его интонации слыш- ны и нотки особой гордости за родную подлодку. - Поми- мо уникального залпа все- ми ракетами, корабль выво- дил на низкую околоземную орбиту два немецких микро- спутника, - офицер продол- жает перечислять заслуги легендарной субмарины. Это был первый в истории освоения космического про- странства вывод спутников на околоземную орбиту со стартом ракеты из-под воды. Впервые в отечественной космонавтике запуск косми- ческих аппаратов был про- изведён с подвижной мор- ской пусковой установки. Так что корабль являлся рекор- дсменом и первопроходцем во многих областях. В 1996 году вместе с К-447 впервые в истории отечественного флота под- лодка провела групповую стрельбу баллистической ракетой по береговой цели. В 1999 году с «Новомо- сковска» осуществлён пер- вый пуск баллистической ракеты с Северного полю- са. Позже - несколько за- пусков баллистической ра- кеты «Синева». В активе РПКСН около десятка бое- вых дальних походов, ещё больше боевых дежурств и ракетных стрельб. За кор- мой субмарины - более 100 тысяч морских миль. Не удивительно, что в какой-то момент кораблю потребо- вался средний ремонт, ко- торый был проведён в Се- веродвинске. - Богатая история - это хорошо, но хочется узнать, чем сегодня живёт прослав- ленный корабль? Командир разъясняет, что экипаж выполняет зада- чи, которые ему ставит вы- шестоящее командование. Боевая учёба идёт непре- рывно. Подводники прини- мают участие во всех ме- роприятиях, предусмотрен- ных планом боевой подго- товки. В прошлом году по- ходы не планировались, поэтому экипаж занимал- ся повседневной деятель- ностью: содержанием своих заведований, тренировками по специальностям, сдачей курсовых задач, совершен- ствованием физической формы, обучением и пере- обучением личного соста- ва, в том числе в специали- зированном центре. « Подводники старыми не бывают » Эта фраза командира «Новомосковска» вне кон- текста кажется зловещей, ведь профессия подводни- ка - одна из самых сложных и опасных на земле. На са- мом же деле это всего лишь ответ на вопрос о среднем возрасте членов экипажа - 25-30 лет. Воинский коллек- тив постоянно обновляет- ся, текучка кадров здесь се- рьёзная. - В экипаже любой под- водной лодки - такая же си- туация. Сменяемость у нас достаточно большая. Ухо- дят люди не из-за того, что устают или условия службы их не устраивают. Нет! Про- сто они «растут», получают образование, переходят на новые должности. Если это матрос, он, как правило, че- рез несколько лет становит- ся техником. Если офицер - продвигается по служебной лестнице, может по штаб- ной линии идти или перей- ти на вышестоящую долж- ность на другие корабли ди- визии. Очень много молодё- жи приходит к нам из других родов Вооружённых сил, кто-то с «гражданки». При- бывают они, скажем так, условно подготовленными либо вовсе неподготовлен- ными. Освоение специаль- ности начинается в экипа- же: человек сдаёт зачёты, изучает заведование, идёт процесс слияния с коллек- тивом, - объясняет капитан 1 ранга Михаил Морозов. - А кто помогает осваи- ваться новичкам в специ- альности, раз экипаж такой молодой? - Непосредствен- ные начальники. Старожилами у нас считаются уже те, кто от трёх до пяти лет прослу- жил. Причём мич- ман может помо- гать молодому офицеру, матрос - молодому мичма- ну. Ничего зазор- ного в этом нет. Профессионал пе- редаёт свой опыт новичкам. За последние три года в экипаж «Новомосковска» пришли несколь- ко лейтенантов. За их становление от- вечают непосредственные начальники - командиры подразделений. - Обычно вливание в кол- лектив происходит доста- точно быстро. Молодёжь у нас способная. Пусть не у всех в глазах я вижу блеск и рвение продемонстриро- вать всё, на что только спо- собны, но офицеры доста- точно хорошие, - подчёрки- вает командир. - К примеру, инженер дистанционного управления лейтенант Да- нила Щепочкин. Старожилы на корабле имеются «Возрастные» исключения в экипаже «Новомосковска» тоже есть. Например, тех- ник группы старта старший мичман Александр Лукья- нов - настоящий старожил, не так давно мы отмечали его 50-летний юбилей. Даже офицерам дослужить до это- го возраста редко удаётся: очень жёсткий отбор поко- рители глубины проходят по здоровью. Специфика служ- бы накладывает определён- ный отпечаток на физиче- ское и морально-психологи- ческое состояние подводни- ков. К тому же далеко не каж- дый имеет терпение и моти- вацию пребывать на одном месте до пенсии. - Очень долго служат мич- маны. Как раз специалисты той категории, которые мо- гут и по десять, и по пятнад- цать лет одну должность за- нимать в экипаже, как наш Александр Николаевич, - уточняет командир. Правда, есть и офицеры, которые больше 20 лет в экипаже «Новомосковска». Это командир радиотехни- ческой боевой части капитан 3 ранга Александр Назаров, пришедший в экипаж лейте- нантом в 1999 году, а также командир дивизиона старта капитан 3 ранга Александр Сивак. Служит на «Новомо- сковске» с 2000 года. Но, по мнению капита- на 1 ранга Морозова, дол- го находиться на одном ме- сте очень тяжело психоло- гически. Военнослужащие должны расти, развиваться, осваивать что-то новое. Как правило, уже через 5 лет службы на корабле офицер становится командиром бо- евой части. Потом может двигаться дальше по ко- мандной линии. Есть на корабле и пред- ставители военных дина- стий. В основном, во втором поколении. Командир эки- пажа капитан 1 ранга Ми- хаил Морозов, заместитель командира по военно-по- литической работе капитан 3 ранга Александр Згиднев тоже пошли по стопам сво- их отцов-моряков, а дети - хотят продолжить их путь. К примеру, у командира под- лодки в настоящее вре- мя сын учится во ввузе, так что, возможно, ещё одна военная династия вскоре получит своё продолжение. - К нам много офицеров приходят, которые по при- меру своих родителей на флот пошли. Причём боль- шинство из них те, у кого отцы служили мичманами и матросами. Как правило, это люди мотивированные, они знают, куда идут, чего хотят достичь. Задача - выжить Так как командир подвод- ной лодки упомянул здоро- вье в качестве главного ус- ловия продолжения службы и военной карьеры, назрел вопрос о профессиональ- ных заболеваниях. - Как правило, это болез- ни, свойственные водола- зам. Весь экипаж, начиная с командира и заканчивая коком, ежегодно проходит спасательную подготовку, в ходе которой, если нару- шить инструкцию и сделать что-то неправильно, можно получить баротравму. - А может ли человек, пройдя такую водолазную подготовку, стать, к приме- ру, дайвером? - Нет, - разуверяет меня командир. - Наши трени- ровки нацелены на отра- ботку выхода подводника из затонувшей лодки. Это совсем другая область и со- вершенно специфическая задача. - А вообще трени- ровкам по БЗЖК уде- ляется много внима- ния? - Это на самом деле очень важно. Борьба за живучесть корабля - целый ком- плекс мероприятий, которые проводятся по плану боевой учё- бы или внезапно. Это и практические заня- тия, и тренировки, и учения. Существуют определённые пра- вила, которыми мы в этом деле руковод- ствуемся. В распо- рядке дня на это от- ведены определён- ные часы, - объясня- ет командир. Тема обеспечения живучести получает нео- жиданное продолжение во время экскурсии по подво- дной лодке, которую любез- но проводит заместитель командира по военно-по- литической работе капитан 3 ранга Александр Згид- нев. В глаза мне бросает- ся ярко-красная коробочка, что висит на плече каждо- го члена экипажа. Её труд- но не заметить на фоне их небесно-голубой формы. - Это наша жизнь, - услы- шав мой вопрос, вступает в разговор проходящий мимо подводник. И добавляет: - на 15 минут. Александр Сергеевич разъясняет, что в этой ко- робочке находится ПДА - портативный дыхательный аппарат. Он предназначен для экстренной защиты ор- ганов дыхания, зрения и кожи лица от любых токсич- ных примесей в воздухе, к примеру, дыма и токсич- ных газов в аварийных си- туациях. ПДА даёт возмож- ность выполнить первич- ные мероприятия по борь- бе за живучесть и выйти из зоны задымления или хотя бы включиться в ИП (ин- дивидуальный противогаз). На всё про всё в такой си- туации отводится 15 минут. - А почему все ходят в го- лубой форме, а командир в чёрной? - Он только вернулся из штаба, - с улыбкой поясня- ет замполит. - Сейчас пере- оденется. Оказывается, голубая роба подводника - тоже своеобразный элемент без- опасности - радиацион- ной, которая неукоснитель- но соблюдается на любом атомном корабле. Этот ре- жим включает в себя и фор- му одежды. Она, конечно, не спасает от радиации, но установлена к носке пра- вилами нахождения на ра- диационно-опасном объек- те. Спустившись в лодку, подводники должны надеть робу. Эта форма с корабля не выносится ни во время осуществления повседнев- ной деятельности, ни в слу- чае аварии. Стирку спецо- дежды производят специа- лизированные банно-пра- чечные комплексы, но по- менять её на чистую члены экипажа могут в любой мо- мент, в зависимости от сте- пени загрязнения. - Разве подводникам раз- решают носить усы? - ре- шаюсь, наконец, задать во- прос заму, у которого они как раз красуются на симпа- тичном лице. - С разрешения команди- ра, - серьёзно отвечает зам- полит. - Усы особо не меша- ют. А вот борода может вос- препятствовать быстрому надеванию средств защи- ты, что приведёт к нехоро- шим последствиям. Поэ- тому излишняя раститель- ность на лице не допуска- ется. Вот оно как… О чём не спросишь, всё так или ина- че завязано на безопас- ность службы подводников. Солёная каша У кого же, как не у зампо- лита узнать, как на лодке борются с однообразием? - У нас не бывает одно- образия. Пока в базе стоим, множество задач решать приходится, причём практи- чески в режиме нон-стоп. А когда идут выходы в море, теоретически могут возник- нуть ситуации, требующие психологической поддерж- ки, - объясняет Александр Сергеевич. Эти обязанности как раз возложены на него как об- ладателя диплома специ- альных курсов помощи лич- ному составу в экстремаль- ных ситуациях, а ещё слу- шателя Высших офицер- ских классов, где он также изучал большой блок психо- логии. В любом случае речь идёт о помощи на началь- ном этапе, когда главная задача нештатного психо- лога - уловить момент пере- хода человека из нормаль- ного состояния в какие-то девиации. Углублённую по- мощь при необходимости ему позже окажут на бере- гу специалисты психологи- ческой службы дивизии. А в море капитан 3 ранга Згиднев выполняет эту ра- боту. «Своему» в коллекти- ве это сделать не так уж и сложно. Со всеми он давно знаком: около 70% личного состава служат на подлод- ке более 2-3 лет. - Я знаю, как любой член экипажа ведёт себя в обыч- ных и нештатных ситуаци- ях, и потому могу заметить, если с человеком что-то не так. Допустим, он был ве- сёлым, а стал задумчивым, менее разговорчивым. Бы- вали случаи, когда я не- посредственно по внеш- ним признакам диагности- ровал возникновение про- блемы. Чаще всего причи- ной являлись семейные не- урядицы. Как правило, по- началу человек не хочет их обсуждать, но потом, если На корабле ежедневно проходят плановые и внезапные трени - ровки и учения по борьбе за живучесть . доверяет собеседнику, мо- жет открыться. Поэтому до- верие - очень важный эле- мент общения и инстру- мент психолога, - объясня- ет замполит. Что же касается преодо- ления монотонности кора- бельной жизни во время выходов в море, то здесь большую помощь в подъ- ёме боевого духа лично- го состава оказывают куль- турно-досуговые мероприя- тия и традиции, принятые в подводницкой среде. Если поход длительный, то каждая боевая часть в обязательном порядке го- товит день специалиста. К примеру, БЧ-1 показывает шутливые сценки про ме- хаников, когда подходит че- рёд БЧ-5, механики подтру- нивают над штурманами. Традиционно отмечают подводники и «экватор». Когда середина похода по- зади, пора устраивать день Нептуна. - По психологической части это очень важное и сильное мероприятие. К середине похода люди на самом деле очень устают. Замкнутое пространство, обновлений никаких, мо- нотонный график работы, постоянные вахты. Утом- ление накапливается. Ещё адмирал Павел Нахимов в своё время придумал этот праздник, чтобы люди могли поменяться роля- ми. В этот день царь мор- ской с командиром подво- дной лодки - на равных. Обычно им становится ка- кой-нибудь «старый» мич- ман, большой такой, силь- ный. Командир его встре- чает со всеми почестями. Да и нечисть морская, вся- кие черти и русалки в этот день могут себе позволить многое: даже кого-то ущип- нуть из начальников, - объ- ясняет капитан 3 ранга Згиднев. - Кашей солёной накор- мить, - вздыхает капитан 1 ранга Морозов, явно вспо- миная какой-то конкретный случай. - Ещё хорошая тради- ция - приём в подводники. Это целый ритуал. Когда новичок впервые погружа- ется, его поят забортной солёной морской водой, которую он обязательно закусывает сушкой. После целует подвешенную ку- валду. Её неизменно нама- зывают солидолом. А зам командира всё это фикси- рует на фото. Далее чело- веку вручается свидетель- ство о том, что он принят в подводники. Вот наши лей- тенанты 2021 года выпуска пока ещё не пили заборт- ную водицу, а те, что при- шли пораньше, уже «при- частились», - смеётся Ми- хаил Морозов. Лишь про один военно- морской обычай «забы- ли» упомянуть мои скром- ные собеседники: женщи- нам, что довольно редкие гости на борту «Новомо- сковска», они непремен- но дарят цветы. Спасибо, было очень приятно! Ольга ЧЕРНЫШЕВА . Фото автора . В 1999 годус « Новомосковска » осуществлёнпервыйпускбал - листической ракеты с Северного полюса . Позже - несколько запусков баллистической ракеты « Синева ». В активе РПКСН около десятка боевых дальних походов , ещё больше боевых дежурств и ракетных стрельб Командир РПКСН « Новомосковск » капитан 1 ранга Михаил Морозов и его заместитель по военно - политической работе капитан 3 ранга Александр Згиднев друг друга понимают с по - луслова . Борьба за живучесть корабля - целый комплекс меропри - ятий , которые проводятся по плану боевой учёбы или внезапно Атомоход-стратег стал седьмым и последним в серии подводных крей- серов его типа и - последней АПЛ, созданной в СССР. Но волею судь- бы большинство великих и славных дел РПКСН предстояло свершить уже в новой России. Образно выражаясь, он приблизил рассвет моло- дой российской государственности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz