На страже Заполярья. 2022 год. Февраль.
11 февраля 2022 года Дело было так... Малая авиация в труднодоступных районах Крайнего Севера решает важнейшие транс- портные задачи, в том числе и в интересах жителей отдалённых военных гарнизонов, и перспективы развития авиационной логисти- ки на бескрайних просторах Заполярья без- граничны. МЕЧТА О НЕБЕ Летать любишь? Летать будешь! - Это август 1978 года, День воздушного флота СССР, моё первое знаком- ство с авиационной техни- кой. Здесь мне всего год, вот мама стоит. А тут я с се- строй на борту Ми-14.- Ка- питан 2 ранга запаса Ев- гений Кириллов показыва- ет детские фотографии. На них - аэродром в посёлке Сафоново-1, точнее - авиа- ционном гарнизоне Северо- морск-2. В то время здесь базировались два вертолёт- ных полка и полк самолё- тов-амфибий Бе-12. В воз- духе постоянно висел непре- кращающийся гул - маши- ны практически ежедневно, в три смены поднимались в воздух. Кроме этого, аэро- дром принимал корабли во- енно-транспортной авиации со всего Со- ветского Союза. А вот ещё один сни- мок, на нём он уже первоклассник, запе- чатлён после своего первого полёта. - Из школы меня всегда забирала ма- ма, а тут пришёл папа, и мы поехали на аэродром,- вспомина- ет офицер. - Отец был заместителем коман- дира 830-го отдельно- го корабельного про- тиволодочного вер- толётного полка, ле- тал штурманом на Ка-25ПЛ, Ми-14ПЛ. Вертолёт, рядом с ко- торым я на фото, как раз проходил техни- ческие работы, а по- сле них необходим плановый облёт. И вот тогда я впер- вые в жизни попал на борт винтокрылой машины. Как сейчас пом- ню этот день. Я стоял возле рабочего места штурмана, перед моим лицом иллю- минатор, вертолёт оторвал- ся от бетонки и начал наби- рать высоту. И это ощуще- ние отрыва и взлёта меня потрясло. С того момента мальчиш- ка заболел полётами. За- писался в авиамодельный кружок, читал взахлёб ли- тературу про авиацию. И было очевидно, что после окончания школы - прямая дорога в лётное училище, но этого не произошло. Затянувшийся вираж - В 1994 году, когда при- шло время поступать, мно- гие военные лётные учи- лища были расформирова- ны, наборы в оставшиеся сокращены до минимума, а гражданская авиация не набирала курсантов вооб- ще, - вспоминает Евгений. - Те, кто на тот момент учил- ся, в большинстве случаев выпускались без налёта, и в авиацию трудоустроить- ся не могли. Для воздушно- го флота настали тяжёлые времена. Окончив Санкт-Петер- бургский военный инже- нерно-технический универ- ситет, лейтенант Евгений Кириллов получил распре- деление в морскую авиа- цию Северного флота и прибыл служить в части инженерного обеспечения. Начинал командиром взво- да, затем командовал ро- той, автомобильной служ- бой 139-го отдельного ин- женерного аэродромного батальона. - Конечно, я был рядом с авиационной техникой, но не летал на ней и даже не занимался её обслуживани- ем. Тем не менее мечта о небе осталась. Когда батальон сократили до роты, Евгению пришлось «искать» себе новое место. На должность заместителя начальника телевизионно- го центра Северного флота как раз требовался офицер, и кандидатура Кириллова была одобрена. - Там у меня в качестве журналиста появилось мно- го возможностей полетать на разных типах самолё- тов и вертолётов, побывать во всех гарнизонах нашей морской авиации. А когда началось расформирова- ние ТВ СФ, я перешёл слу- жить в пресс-службу Север- ного флота, где стал ещё чаще подниматься в небо. В одной из командировок даже смог потренировать- ся на тренажёре вертолёта Ми-8МТВ. В преддверии очередных организационно-штатных изменений Евгений стал задумываться о том, что всё-таки стоит осуществить свою мечту. И поехал «на разведку» в Санкт-Петер- бургскую академию граж- данской авиации, где в это время как раз работала приёмная комиссия. - Я хотел узнать про воз- можность поступления, какие есть ограничения по возрасту - мне уже тогда было под сорок. Выясни- лось: чтобы получить вто- рое высшее образование в авиационном вузе, нуж- на космическая в денеж- ном эквиваленте сумма. И пошёл я грустный, решив напоследок хотя бы прогу- ляться по коридорам ака- демии. А там - макеты са- молётов, курсанты ходят. Смотрю - музей граждан- ской авиации, решил зай- ти. Встретила меня его за- ведующая. Узнав, что я из Североморска, расспро- сила, какими судьбами, прониклась моей истори- ей и начала кому-то зво- нить. А потом говорит: «Всё, я договорилась, идите в лётный учебный центр - прямо по коридо- ру, налево, направо… вас там ждут». Встретил там меня пожилой препода- ватель, который тоже ку- да-то позвонил и напра- вил меня в авиационный учебный центр. Оказалось, что обратился этот добрый человек к Вик- тору Николаевичу Осташ- ко, заместителю начальни- ка авиационного учебно- го центра (АУЦ) по лётной подготовке, расположенно- го в п. Горелово Ленинград- ской области. - На тот момент я вооб- ще не знал, что существу- ют такие учебные организа- ции, где можно пройти под- готовку на получение серти- фиката частного пилота. И что такое частная авиация, не очень понимал. Приехал, снова рассказал свою исто- рию: что вырос в авиацион- ном гарнизоне, всю жизнь мечтал летать, но не скла- дывалось по ряду причин. И тут выяснилось, что Виктор Осташко в своё время слу- жил командиром Кольского корпуса ПВО в Северомор- ске. «Когда закончите служ- бу, приходите», - резюмиро- вал он. Главному требованию к обучающимся в АУЦ Евге- ний Кириллов соответство- вал - имел высшее техни- ческое образование. Уво- лившись в запас через год, первым делом направился в Санкт-Петербург. - Осенью сдал докумен- ты, прошёл собеседова- ние, врачебно-лётную экс- пертную комиссию - и на- чалась учёба. Первые два семестра - теория. Пре- подаватели спрашива- ли: «Что такое авиация?». Многие отвечали, что это романтика, мечта, само- леты, небо… А нам возра- жали: «Нет! Авиация - это углы, скорость и высоты. Угол тангажа, крена, атаки, сноса. Путевая скорость, истинная, посадочная, вер- тикальная, скорость отры- ва. Истинная высота, при- ведённая, относительная, абсолютная, барометри- ческая… Не понимая всех этих основ и деталей, даль- ше кустов не улетишь». Три самых важных авиа- ционных предмета - аэро- динамику, аэронавигацию и метеорологию - нам пре- подавали в Академии граж- данской авиации. То есть я всё-таки туда попал, хотя и не стал её курсантом. И преподаватели нас учили те же, старая ленинградская профессура. Остальные предметы проходили на ба- зе учебного центра в Горе- лово. После окончания теоре- тической подготовки на- чалась воздушная прак- тика. И вновь первый полёт - Мне необходимо было представить в АУЦ акт ка- чества проведения радио- эфира. Это выглядело так: в самолёте в наушниках и гарнитуре ведёшь перего- воры, а по итогам состав- ляется документ, - объяс- няет Евгений. - Виктор Ни- колаевич позвонил ин- структору, предупредил, что я подъеду, дал номер телефона. Геннадий Нико- лаевич Павроз объяснил, как проехать на электричке, встретил меня на своей ма- шине и повёз на аэродром. По дороге завалил те- орией - весь краткий курс учебного центра за полто- ра часа изложил. Приеха- ли, провели предполётную подготовку, сели в кабину. Я-то думал, что мы сейчас наденем наушники, побесе- дуем - и на этом всё. Но ког- да мы всё это проделали, Геннадий Николаевич на- чал запускать двигатель. Я решил, что для чистоты экс- перимента. Дальше он гоняет дви- жок, начинает руление, идёт на взлётно-посадоч- ную полосу, попутно объяс- няя: «Значит так, на разбе- ге выдерживаем направле- ние самолёта - даём пра- вую педаль, поднимаем но- совую стойку, отрыв, вы- держивание, подъём…». Выходим мы на взлёт- но-посадочную полосу, раз- бегаемся, отрываемся и уходим в небо. Я никак та- кого не ожидал! Этот момент капитан 2 ранга запаса запомнил в мельчайших подробностях. Как выходили в зону пило- тирования, выполняли оз- накомительный полёт. Ин- структор попутно объяс- нял свои действия, а потом сказал: «Бери управление, я тебе буду помогать. Сей- час крен 15 градусов, вы- держиваем, молодец, те- перь больше крен - 30 гра- дусов, вираж, теперь пра- вый вираж. Видишь, гори- зонтальная восьмёрка по- лучилась…». - Я был полностью ув- лечён пилотированием: смотрел на приборы, гори- зонт, выдерживал все па- раметры. А когда обернул- ся, обнаружил, что уже ка- кое-то время лечу совер- шенно самостоятельно. И так мы провели в воздухе более получаса. Когда при- землились, я честно при- знался, что раньше само- стоятельно не пилотиро- вал. И тогда он вынес вер- дикт: «Летать любишь, ле- тать будешь». Уже позже я узнал, что он не просто ин- структор, а шеф-пилот и ин- спектор-экзаменатор. За- мечательный человек и та- лантливый лётчик. Это он поднял меня в небо и поста- вил на крыло. В мире частной авиации В качестве дипломиро- ванного частного пило- та Евгений Кириллов лета- ет уже четыре года. Пока что - исключительно в своё удовольствие. - Поначалу задумывал- ся стать коммерческим пилотом и сделать это своей профессией. Но, пообщавшись со многими людьми, которые так по- ступили, узнал, что спустя пару лет это превращает- ся в рутину: самолёт-об- лака-гостиница, и так по кругу. К тому же большие лайнеры - автоматизиро- ванные машины, а чело- век в их кабине скорее оператор, чем лётчик. Все мои знакомые, которые подались в коммерче- скую авиацию, очень ску- чают по своей «Цессне» или «Даймонду». Их мож- но пилотировать вручную, летать на малых высотах, видеть землю. Так что «в коммерцию» пока решил не уходить. Евгений Кириллов осво- ил самолёты нескольких типов: «Даймонд», «Цес- сна», Як-52. На последнем научился выполнять фигу- ры сложного и высшего пи- лотажа: бочку, горку, боевой разворот, петлю Нестерова, штопорные вращения. - Ещё на Ан-2 летаю. Это вообще уникальный само- лёт, лучший в своём клас- се. Он в воздухе с 1947 года, и до сих пор ему нет замены. Сам Антонов при жизни пытался разрабо- тать что-то более совре- менное, понимая, что Ан-2 уже устарел. Собственно, этот самолёт родился сра- зу «с бородой», потому что в 1947 году бипланы уже Полётное задание выполнено. Ан-2 - уникальный самолёт, лучший в своём классе. В гостях у палубных лётчиков. Зима 2012 года. нигде в мире не выпуска- ли. Тем не менее, его аэро- динамические качества на- столько уникальны, что по- зволяют взлетать с любой площадки, у него предель- но малая посадочная ско- рость, система предкрыл- ков, что позволяет ему па- рашютировать. При этом он достаточно грузоподъём- ный, имеет хорошую даль- ность и неплохую скорость. Антонов изобретал и дру- гие самолёты на смену сво- ему биплану, но Ан-2 до сих пор остаётся лучшим в сво- ём классе. Иногда летаю на нём на выброску парашю- тистов, - рассказывает Ев- гений Сергеевич. Площадку, где призем- ляется Ан-2, он приметил неподалёку от Ладожско- го озера. А так как всё, что связано с авиацией, ему интересно, поехал посмо- треть. Пообщался с людь- ми. Оказалось, что коман- диру воздушного судна иногда не хватает второ- го пилота. Евгений пред- ложил свою помощь и те- перь составляет ему ком- панию. Благодаря своей комму- никабельности наш герой часто встречает интерес- ных людей, с которыми впо- следствии поддерживает отношения: - Как-то на аэродроме по- знакомился с одним чело- веком. Шёл в потрепанном комбинезоне, с виду - про- стой авиационный техник. Разговорились, он расска- зывает: «Я себе гидроплан купил, самолёт-амфибию двухмоторный. У меня фо- релевое хозяйство в Каре- лии, на машине туда ехать часов 12, а на самолёте всего два часа - и я на ме- сте. Приземлился прямо на озере, решил вопросы, по- летел обратно». Есть и дру- гие знакомые, приобрет- шие это средство передви- жения, чтобы летать по де- лам. Содержать, конечно, дорогое удовольствие, но при этом очень удобно. У кого нет своего само- лёта, могут взять в аренду. Некоторые берут вскладчи- ну на двоих или троих и по- том путешествуют. - Даже по Северо-Запа- ду интересно полетать - в Сортавалу, Кижи, на Соло- вецкие острова. Особен- но удобны лёгкие воздуш- ные суда для путешествий в труднодоступные районы, где грунтовые дороги и на машине ехать долго и уто- мительно. У меня больших перелётов ещё не было. Хотел направиться с това- рищами в Краснодарский край, но пандемия пока со- рвала эти планы. В небе - лучше За год Евгений Кириллов поднимается в воздух 50-70 раз, и хотел бы ещё боль- ше, так как до сих пор уве- рен, что с эмоциями в небе ничто не сравнится: - Интересны ночные по- лёты, особенно над водной поверхностью, когда об- разуется так называемый звёздный мешок. В ясную безоблачную ночь свети- ла отражаются в воде - и ты со всех сторон летишь сре- ди звёзд. В такие момен- ты могут возникать иллю- зии: кажется, что самолёт кренится, теряет высоту, а ты - ориентировку в про- странстве. Сам в этом убе- ждался. А если выбирать самый удачный сезон для сво- его хобби, то лучше все- го - лето: светит солнце, все зелено, красиво. Летишь над Финским заливом, про- ходишь Кронштадт, «Лах- та-центр», «Зенит-арену», Крестовский остров. Залив рассекают «Метеоры», ко- раблики видны. Пролета- ешь Петергоф, смотришь на дворцы и парки. Однако в Петербурге не всегда получается полностью захватить любимый сезон: как правило, в начале лета здесь «закрывают» небо. Происходит это, когда в Се- верной столице проводятся саммиты, большие спортив- ные чемпионаты, во время визитов важных делегаций, подготовки к главному воен- но-морскому параду и на вре- мя самого мероприятия. - Для меня это ужасно: самая лучшая погода, а ты вынужден оставаться на земле, - делится эмоциями офицер Частному пилоту есть куда расти: можно осваи- вать двухмоторный само- лёт или заняться спортив- ным пилотажем, или вы- брать совсем другое на- правление - пилотирование винтокрылых машин. Свою дальнейшую авиационную судьбу Евгений пока не ре- шил, но главное про себя он уже понял: - Наш земляк заслужен- ный военный лётчик Сер- гей Викторович Чечеров здорово подметил: «Я в небе лучше, чем на зем- ле». О себе я могу сказать то же самое. Елена ЗАХАРОВА. Фото из альбома Евгения КИРИЛЛОВА. В качестве журналиста появилось мно- го возможностей полетать на разных типах самолётов и вертолётов, побы- вать во всех гарнизонах нашей морской авиации «Авиация - это углы, скорость и высоты. Не понимая всех основ и деталей, даль- ше кустов не улетишь» Первое знакомство
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz