На страже Заполярья. 2022 год. Февраль.
11 февраля 2022 года В ГУЩЕ СОБЫТИЙ, В КУРСЕ ДЕЛ Электромеханическая служба дивизии ракетных кораблей заслуженно признана одной из лучших Папа тоже может ошибаться … Пожалуй, круче «деда» может быть только «дед» в кубе! Или какие там ещё бывают степени, в ко- торых можно охарактеризовать уровень опыта и ответственно- сти флагманского специалиста электромеханической службы? Заместитель командира дивизии ракетных кораблей по электро- механической части - начальник электромеханической службы ка- питан 1 ранга Алексей Шиц - по- томственный офицер. Дед по ма- теринской линии Абрам Калинин окончил службу начальником ги- дрографии Северного флота в звании капитана 1 ранга, отец Виктор Шиц тоже был офицером, капитаном 3 ранга, служил по ме- ханической части. - А мама моя, получается - дочь моряка, жена моряка и мать мо- ряка, - улыбается Алексей Викто- рович. Когда пришло время выбирать профессию, то Алексей не осо- бо и задумывался - точно знал, что хочет носить погоны флот- ского офицера. «Профилакти- ческие беседы» отец вёл с ним с детства, так что школьник по- нимал, на какие предметы стоит поднажать, чтобы добиться по- ставленной цели. А планировал он пойти по стопам отца - стать паросиловиком, для чего посту- пал на одноимённый факультет в Ленинградское высшее воен- но-морское инженерное учили- ще им.Ленина. Однако по конкур- су не прошёл, а вот на электро- технический факультет в «Дзер- жинку» (Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина учи- лище имени Ф.Э. Дзержинского) его взяли сразу. - Папа, конечно, расстроился, предупредил меня, что продви- жение на командные должности у электриков не очень идёт. И, правда, командиру группы элек- триков обычно прозвище дава- ли - «Пятнадцатилетний капи- тан». Потому что его карьерный потолок по службе - это капи- тан-лейтенант. Но жизнь показа- ла, что старший Шиц всё-таки оказался не прав. Конечно, в сво- их суждениях он ис- ходил из имеющего- ся жизненного опы- та: в его бытность на флоте упор дей- ствительно делался на паросиловую тех- нику. Сейчас же всё большее применение получают газотур- бинная и дизельная энергетические уста- новки, следователь- но, неуклонно растёт и доля электрики на кораблях. Поэтому и роль, и место специалистов- электриков в Военно-морском флоте за эти годы существенно изменились. - Когда я возглавлял элек- тротехническую группу на РКР «Маршал Устинов», командиром БЧ-5 назначили бывшего комди- ва ЭТД. В то время это казалось нонсенсом: обычно такую долж- ность получал командир дивизи- она движения. Но потом пошла целая плеяда электриков, добив- шихся права зваться командира- ми БЧ-5. Можно сказать, что на моей памяти это постепенно во- шло в правило. Через какое-то время меня на- значили командовать БЧ-5, сле- дом пошёл мой старший помощ- ник капитан 2 ранга Александр Рябошапко. На ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузне- цов» таким стал капитан 1 ранга Александр Киреев, электрик по образованию. Сейчас на ТАРКР «Пётр Великий» самую боль- шую боевую часть крейсера воз- главляет капитан 2 ранга Сергей Першин, тоже из наших. Моё по- коление доказало, что электри- ки способны добиваться высоких руководящих должностей, - ре- зюмирует капитан 1 ранга Алек- сей Шиц. И это отнюдь не случайность. На любом корабле вину за полом- ку техники обычно пытаются сва- лить на электриков. По роду сво- ей деятельности те, устраняя не- достатки по электрочасти, быва- ют во всех соседних дивизионах, и хорошо знают весь корабль. Без механиков ни туда и ни сюда. Вода есть? Заслуга ме- ханика. Ход даёт механик. Воз- дух нужен – опять все вопросы к механику. Если материальная часть БЧ-2 либо БЧ-7 отказала, то опять же на помощь направ- ляют специалистов БЧ-5. Их ра- бота предполагает понимание принципа действия любого меха- низма. Именно электромеханическая БЧ обеспечивает манёвры кора- бля на любых режимах движе- ния, и живучесть, непотопляе- мость, взрыво- и пожаробезо- пасность, бесперебойную пода- чу электроэнергии и сжатого воз- духа, охлаждение и обогрев, по- дачу пресной и забортной воды, функционирование всех кора- бельных систем жизнеобеспече- ния, устранение боевых и ава- рийных повреждений, проведе- ние всех видов заводских ремон- тов и докований корабля, водо- лазные работы, использование корабельных плавучих средств и многое-многое другое. Это неизбежно расширяет не только уровень знаний и умений, но и общий кругозор: - Мы всегда в гуще событий и в курсе дел, - уверяет Алексей Викторович. Разрыв шаблона Не секрет, что на флоте, как надводном, так и подводном, все боевые части делят на «люкс» и «не люкс». Чтобы проводить годы в чреве корабля, возле пы- шущих жаром промасленных ма- шин и механизмов, нужно очень любить своё дело. - Это интересная работа? – адресую свой вопрос офицеру. - Да! - уверенно отвечает Алек- сей Викторович. - Когда электри- ком был, приходилось порой и всю ночь напролёт повозиться, чтобы двигатель запустить. Зато утро встречаешь победой. Ты бо- ролся и технику победил. - Сейчас, конечно, мои задачи шире, - продолжает он свой рас- сказ. - Когда становишься руко- водителем, действительно нуж- но очень много знать. Особенно, учитывая тот факт, что у нас в со- единении все возможные виды энергоустановок эксплуатируют- ся. Чтобы стать универсалом, требуется пройти определённые ступени. Я был электриком, ко- мандиром электротехническо- го дивизиона, потом механиком, там хозяйство побольше. Когда на флот приезжают инспекции, они всегда работают по узким на- правлениям, так что приходится что-то освежить в памяти, доку- менты почитать, восстановить имеющиеся пробелы. На данный момент моя рабо- та больше организаторская. Со- гласовать действия многих лю- дей, чтобы все шарики-винти- ки закрутились, как надо. Основ- ная моя роль - правильно пере- распределить специалистов по кораблям , знать, какую матери- альную часть и куда можно пере- дать, чтобы в сжатые сроки до- биться нужного результата, вы- звать представителей промыш- ленности, контролировать этапы и сроки выполнения работ. Занимаюсь подготовкой кора- блей к выходу в море. У «старич- ков» по материальной части мно- го вопросов возникает, потому что происходит неиз- бежный износ меха- низмов, выходят сро- ки их эксплуатации. У новых - «детские болезни». Там боль- шие объёмы работы с промышленностью, осуществляющей га- рантийное обслужи- вание. Географиче- ски это вся страна. Есть на флоте посто- янный представитель «Северной верфи», у него контрагенты из Москвы, Санкт-Пе- тербурга. Уральский дизельно-моторный завод из Екатерин- бурга. По сути, ежедневно возникает масса вы- зовов, требующих не- медленного реагирования. И да- леко не все из вопросов идут по накатанной, зачастую требует- ся нестандартно подходить к их решению, искать пути, размыш- лять, что можно предпринять в той или иной ситуации. - Нестандартно, это как? - Допустим, кто-то из механи- ков докладывает, что сломалась материальная часть. Заверяет, что необходимо вызывать пред- ставителей промышленности, либо требует достать какие-то запчасти. Воспитание молодё- жи на данном этапе происхо- дит так: «Если бы это всё сейчас имелось, мы бы и без вас спра- вились, а на данном этапе разби- райтесь, что можно сделать сво- ими силами». В принципе, в де- вяти из десяти случаев - это за- лог успеха. Потому что люди идут, разбираются, находят при- чину, ищут пути решения и в ито- ге устраняют поломку. Многое можно сделать на местах, если правильно поставить задачу. Как показывает жизненный опыт, не- решаемых вопросов нет. Если задаться целью, всё возможно. Любые трудности стоит оцени- вать так: они сейчас влияют на боеготовность дивизии или нет? Нет? Значит, временно их реше- ние можно отложить. Главное, грамотно взвесить риски, опре- делить все «за» и «против», а обоснование грамотно доложить вышестоящему начальству. - А что за проблемные момен- ты приходится решать с новыми кораблями? - Фрегат «Адмирал Флота Со- ветского Союза Горшков» - пер- венец в серии. И, как это часто бывает, в ходе его эксплуата- ции выявились определённые огрехи, не всё одинаково удач- но спроектировано. Где-то тру- ба должна по-другому пойти, или клапан дополнительный требу- ется поставить. Хочу сказать, что многие из наших предложе- ний были учтены при постройке следующих кораблей проекта, в частности большинство «болез- ней роста» на фрегате «Адмирал флота Касатонов» уже устране- ны. Но, так как техника гарантий- ная, то практически по всем воз- никающим вопросам требуется вмешательство представителей промышленности, нам без раз- решения заводчан в механизмы лезть нельзя. Иногда всё реша- ется в режиме онлайн, по теле- фону. Они могут подсказать нам, что нажать или какие настрой- ки поменять самостоятельно. Но чаще всего требуется их личное присутствие. Уникальная дивизия По словам капитана 1 ранга Алексея Шица, корабли соеди- нения все разнотипные. И, как следствие, главные энергетиче- ские установки (ГЭУ) у них раз- ные. В этом и состоит основная особенность соединения. - В дивизии собраны корабли единственные в своём роде - это ТАВКР «Адмирал Флота Совет- ского Союза Кузнецов» и атом- ный тяжёлый крейсер «Пётр Ве- ликий». Когда берёшь в руки лю- бые руководящие документы, то понимаешь, что они разработа- ны в основном для соединений однотипных кораблей. А у нас они все разные и уникальные. Фрегатов - больше ни у кого нет. Эсминец 956 проекта «Адмирал Ушаков» - последний остался в ВМФ. Только у ракетного крейсе- ра «Маршал Устинов» есть два собрата - на Черноморском фло- те и на Дальнем Востоке. При этом все виды энергоустановок, которые на данный момент име- ются в Военно-морском флоте России, эксплуатируются в на- шей дивизии, - объясняет флаг- манский механик. - У нас тут все специалисты уникального уровня, - развивает он свою мысль. - Начиная от ко- мандира соединения, у которого в составе дивизии такие разные корабли, и заканчивая обычными моряками. Даже простому обывателю не трудно понять, что замену специ- алистам, которые служат на том или ином типе кораблей, найти довольно сложно: - Допустим, «посадить» моря- ка с «Петра Великого» на фрегат, если потребуется нести дозор по живучести, можно. А вот в плане эксплуатации материальной ча- сти - проблематично. Потому что она очень сильно отличается. В этом свои трудности. Заменяе- мость у нас практически нулевая. Сейчас хоть немного легче бу- дет - два фрегата стало в соеди- нении. С одного можно на другой перевести специалиста, да и по- лученным опытом эксплуатации материальной части можно по- делиться: мол, у нас уже бывали такие-то случаи. Показать, рас- сказать. Теперь уже не прихо- дится из-за каждой поломки вы- зывать представителей промыш- ленности, какие-то вопросы мо- жем решить самостоятельно. А вот, к примеру, наш атомный корабль - единственный в сво- ём роде. Туда вообще никого не переведёшь, сами справляются. Эсминец - паросиловой. У него лишь с авианесущим крейсером схожие ГЭУ. Поэтому, пока крей- сер находится в ремонте, мы от- правляем людей для стажировки на эскадренный миноносец. Как видите, даже вопросы замены людей у нас требуют нестандарт- ного подхода, - объясняет заме- ститель командира по ЭМЧ. Контроль технического состояния действующих механизмов - важнейшая задача. За действиями рядового Ильи Тамаева наблю- дает командир боевой части капитан 2 ранга Сергей Першин. Люди на своих местах Традиционный вопрос - о луч- ших специалистах. По словам ка- питана 1 ранга Алексея Шица, в его «пёстром хозяйстве» трудно оценивать специалистов боевых частей по шкале «кто лучше, кто хуже». К примеру, когда прихо- дишь на однотипные дизельные корабли – видишь, что у одного есть подтёки масла, у другого нет. Здесь понятно, кто лучший. Или опрос можно провести. Этот отве- тил на пол-листа, другой - на лист. В дивизии ракетных кораблей такая методика неприменима. Здесь разные корабли, требую- щие индивидуального подхода. Ещё и ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в ремонте, там вообще другие за- дачи перед боевой частью стоят. - Когда требуется оценить ту или иную БЧ-5, дивизион или от- дельного специалиста, зачастую пишешь, что лучший тот-то, а худших - нет, все остальные ус- ловно на втором месте. Ведь за- дачи разные перед всеми сто- ят, возраст кораблей, техниче- ское состояние тоже отличают- ся, - говорит заместитель коман- дира дивизии по электромехани- ческой части. - У меня все специалисты до- стойные, у каждого своя специ- фика, - продолжает Алексей Вик- торович. - К примеру, взять капи- тана 2 ранга Михаила Сухаре- ва - командира электромехани- ческой боевой части авианесу- щего крейсера. Ремонт полно- стью на нём, вся документация, работа с заводом. Свои задачи он выполняет с честью. Сергея Першина, командира БЧ-5 с «Петра Великого» уже упоминал. Тоже достойный специалист. Электромеханическую часть двух наших новых фрегатов «Ад- мирал Флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Ка- сатонов» возглавили два брата капитан 2 ранга Дмитрий Штерн и капитан 3 ранга Павел Штерн. Оба - толковые специалисты, ор- ганизаторские способности, ум, всё есть. Кстати, тоже предста- вители военной династии. Их отец ещё с моим папой служил. На РКР «Маршал Устинов» ко- мандиром БЧ-5 капитан 2 ран- га Алексей Яблоков, свои зада- чи решает в срок и с отменным качеством. На эсминце «Адми- рал Ушаков» обязанности меха- ника временно исполняет коман- дир дивизиона движения капитан 3 ранга Роман Осипенко. Плюс у меня три замечательных помощника. Моя правая рука - капитан 2 ранга Александр Ря- бошапко, много лет со мной нога в ногу идёт, ещё на «Маршале Устинове» вместе служили. А ещё старший помощник капитан 2 ран- га Павел Попков и помощник ка- питан 3 ранга Александр Дудкин. В целом, на флоте наша элек- тромеханическая служба счита- ется очень сильной. Это коллек- тив единомышленников. Недавно сформировали мы новый экипаж для фрегата «Ад- мирал Головко». Это будет тре- тий фрегат, который к нам в ди- визию придёт. Там БЧ-5 возглав- ляет капитан 2 ранга Сергей Сте- панников. Был командиром ди- визиона на ТАВКР. Уже поехал принимать хозяйство. У нас случайных специалистов нет и быть не может. Очень серьёз- ную проверку все проходят служ- бой, морем, от безысходности на такие должности не берут. Меха- ники - всегда достойные люди. Ольга ЧЕРНЫШЕВА. Фото автора и из архива дивизии. В соединении эксплуатируются все возможные виды энергоустановок. Чтобы стать универса- лом, требуется пройти определённые ступени Вахту у водоопреснительной установки несёт один из лучших военнослужащих подразделения старший мич- ман Владимир Аникин. Только факты Профессионалы В ходе учения «Союзная решимость» морские пехотинцы унич- тожили условного противника в условиях городской застройки На полигоне «Обуз-Лесновский» подразделения морской пехоты Тихоокеанского флота в имитированной городской застройке обнару- жили, блокировали и уничтожили банду боевиков. Для обеспечения манёвров на полигоне были сооружены макеты зданий и объектов го- родской инфраструктуры. Экипажи Су-25 ВКС России уничтожили пункты управления ус- ловного противника В рамках совместного оперативного учения «Союзная реши- мость-2022» лётчики ВКС России обнаружили замаскированные объ- екты, имитирующие пункты управления, бронированную и автомо- бильную технику противника, и нанесли авиационный удар по назем- ным целям с выполнением различных видов манёвра на полигоне в Брестской области. На Камчатке в ходе учения расчёты самоходных реактивных установок «Дамба» уничтожили подводных диверсантов Расчёты противодиверсионного отряда соединения кораблей охра- ны водного района войск и сил на северо-востоке России, преодолев перевалы и снежную целину в прибрежной полосе, выполнили бое- вые стрельбы из 122-мм самоходных береговых реактивных комплек- сов ДП-62 «Дамба» в районе мыса Скалистого по морскому полигону в открытом океане на дальностях до 3 000 метров с глубиной пораже- ния специальными снарядами до 50 метров. В общевойсковой армии Восточного военного округа в Примо- рье стартовал отборочный этап конкурса «Мастер-оружейник» Полевую выучку ремонтных подразделений проверят в процессе выполнения работ по обнаружению и устранению дефектов на зенит- ных установках и гаубицах. Также участники состязания сдадут нор- мативы по сборке-разборке с устранением заведомо внесённых неис- правностей ручного противотанкового гранатомёта, автомата и пуле- мёта Калашникова. Во Владивостоке на базе полигона морской пехоты «Горностай» Тихоокеанского флота стартовал окружной этап конкурса «От- личники войсковой разведки» В ходе практической части конкурса предстоит пройти пять этапов, среди которых «Десантирование и совершение марш-броска», «Кон- курс механиков-водителей», комплекс препятствий «Тропа разведчи- ка», «Стрельба» и «Выход разведывательных групп в район сбора по- сле выполнения задачи». Конкурс мастерства и полевой выучки «Снайперский рубеж» стартовал на полигоне ВВО в Забайкалье Армейский этап конкурса АрМИ-2022 «Снайперский рубеж» проходит в три этапа: индивидуальный зачёт, парный зачёт и снайперская эстафета. На военной базе Южного военного округа в Армении на высо- когорном полигоне Алагяз стартовал отборочный этап конкурса «Полевая кухня» Армейских международных игр 2022 года. Военные повара выполняют нормативы по специальной подготов- ке в приготовлении разных блюд постоянного обязательного рациона для военнослужащих. Военнослужащие армейского корпуса Балтийского флота прове- ли стрельбы из вооружения боевых машин пехоты в рамках кон- курса «Суворовский натиск» В ходе практической части занятий экипажи выполнили различные элементы вождения БМП-2 и упражнения боевых стрельб из штатно- го вооружения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz