На страже Заполярья. 2022 год. Февраль.
Главный редактор В.Н. Левчук Подписные индексы каталогов: 39907 - подписной индекс в каталоге ОАО “АРЗИ”(каталог “Объединённый каталог “Пресса России”); Э39907 - электронный каталог “Пресса России” (www.pressa-rf.ru/cat/1/edition/y_e39907) Э39907 - интернет-магазин ОАО “АРЗИ” (www.akc.ru/itm/na-straz_he-zapoly_ary_a) Время подписания в печать: по графику - 15:00, фактически - 15:00 Отпечатано: АО “Красная Звезда”, 125284, г. Москва, Хорошёвское шоссе, д. 38. Тел.: 8 (499) 762-63-02, отдел распространения периодической печати - 8 (495) 941-39-52. Адрес ФГБУ “Редакционно-издательский центр «Красная звезда» Министерства обороны Российской Федерации: 125284, Москва, Хорошёвское шоссе, 38. Телефоны: 8 (495)-941-23-80, e-mail: ricmorf@yandex.ru; отдел рекламы - 8 (495)-941-28-46, e-mail: reklama@korrnet.ru . Адрес редакции газеты “На страже Заполярья”: 184604, г. Североморск, ул. Сгибнева, 9. E-mail: rs_nsz@mil.ru Телефоны: отв. редактор - 8 (81537) 6-12-15, 6-20-52 (факс); деж. - 6-26-44. ГАЗЕТА УЧРЕЖДЕНА МИНИСТЕРСТВОМ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Издатель: ФГБУ «Редакционно-издательский центр «Красная звезда» Министерства обороны РФ. № 4 (19050) 4 февраля 2022 года Газета зарегистрирована в Министерстве печати и информации Рос- сийской Федерации 30 декабря 1992 г. Регистрационный № 01963. Свободная цена. Тираж 1345 экз. Заказ № 0973-2022. 12+ Мир увлечений Фотография зачастую - это единствен- ный след, который остаётся в истории от человека Невозможно по щелчку увидеть что-то особенное в простых вещах. Если только это не щелчок фотозатвора ФОКУС ПРОЗРЕНИЯ Недавно в базе хранения военно-технического имущества Северного флота состоялась вы- ставка фоторабот «С любовью к Крайнему Се- веру». Автор капитан 1 ранга в отставке Анато- лий Усачёв - личность на Северном флоте из- вестная. В течение 15 лет Анатолий Николае- вич возглавлял флотскую культуру в управле- нии воспитательной работы СФ, а всего воен- ной службе отдал 27 лет. Себя он скромно на- зывает фотолюбителем с большим стажем. К этой формулировке я бы добавила слово «за- служенный», так как увлечение своё офицер пронёс через всю жизнь. От «Чайки» к «Зениту» - Фотографией занимался с 5-го класса. Пошли как-то с братом на Днепр, у него с собой аппарат был. Он по- снимал, пару раз мне дал нажать на кнопку. Вечером дома проявили плёнку, от- печатали. И тут случилось чудо: меня как будто по башке бабахнуло. Как так? Вот только сидели на пля- же, и на тебе - фото, - вспо- минает свои первые непо- средственные эмоции ав- тор экспозиции. Никто в его семье фо- тографией не увлекался, но, заметив неподдельный мальчишеский интерес, ку- пили ему «Чайку» на 72 ка- дра, вскоре появились ван- ночки, фотоувеличитель. И пошло-поехало. Парня дома было не застать. Книжки на- чал собирать учебные, по- купал альбомы мастеров. Но «выжать» из простей- шей техники что-то стоящее оказалось сложно. В ито- ге родители приобрели ему «Киев-4» - шикарную по тем временам технику, один из лучших советских фотоап- паратов. Анатолий Усачёв вспоминает, что обошёлся он в целых 80 рублей, но и фотографировать мог даже в 50 градусов мороза: у него были титановые шторки. - В 10-м классе я уже на- чал на «Практику» загляды- ваться. Гэдээровская ма- шина стоила 130 рублей, и просить её у родителей было как-то стыдно. В том году ещё и отец умер, я с мамой и бабушкой остался. После школы пошёл рабо- тать, так как в военное учи- лище с первой попыт- ки не поступил. А по- том призвали в ар- мию - служил на Чер- номорском флоте на подводной лодке. А называлась она, меж- ду прочим, «Мурман- ский комсомолец»! - делится Анатолий Ни- колаевич. Однажды старшина 2 статьи ради редко- го кадра рискнул голо- вой: тайно пронёс фо- тоаппарат на подлодку, хотя это и было строго запрещено. Поставил аппарат на автоспуск и запечатлел себя в об- разе подводника, геро- ически несущего вахту. Сделал, так сказать, «сэлфи». - Хорошо тогда получи- лось, - улыбается фотолю- битель. Когда Анатолий всё же поступил в Львовское выс- шее военное политическое училище, мама по столь ра- достному поводу подари- ла ему минский «Зенит», это была новая модель, её только начали выпускать. В училище, кстати, препода- вали фотодело. Однако кур- санту было настолько скуч- но топтаться с новичками по азам, что остервеневший преподаватель чуть не вле- пил ему двойку. Единствен- ное, что будущий специа- лист культурно-досуговой работы действительно тогда оценил, - это слайды. Чёр- но-белая фотография ему не очень давалась, казалась сложным и муторным делом. Другое дело - позитивная: раскатал на стену - и смо- трите люди! В его архиве се- годня больше тысячи слай- дов, причём несколько из этих плёнок отсняты в море. Курсантскую практику Анатолий Усачёв проходил в Западной Лице. Тогда он впервые увидел Север, на котором воевал его отец. Он навсегда покорил са- модеятельного фотографа своей лаконичной красотой и графичностью форм. Как «твёрдый хорошист» па- рень имел возможность вы- брать место распределения и, конечно же, предпочёл Северный флот. Полярный Начальник Дома офице- ров в Полярном встретил лейтенанта каверзным во- просом: «Привёз фотоаппа- ратуру?». - Меня уже там «прода- ли», - с улыбкой вспомина- ет культработник. - В Доме офицеров наглядная агита- ция - главное дело. Круж- ки, секции, это всё потом. На первом месте - полит- работа. Так что в гарнизо- не я стал нештатным фото- графом. Даже две выставки там моих прошли, чёрно-бе- лые фото, простые рамки. К съёмке Анатолий Ни- колаевич подходил творче- ски. В магазинах тогда мно- гие вещи было трудно ку- пить. Это заставляло на- род искать нестандартные решения, постоянно что-то изобретать. К юбилею разгрома фа- шистов в Заполярье моло- дой офицер применил такое «ноу-хау»: взял фанеру, на неё кисточкой нанёс эпоксид- ную смолу, по- верх раскатал фотографию и потом ещё раз прошёлся эпок- сидкой уже по готовому стен- ду. Обработан- ные таким об- разом снимки не выцветали и не промокали. Сейчас по- всеместно рас- п р о с т р а н е н а рулонная фото- графия, банне- ры там всякие. А тогда ничего этого и в поми- не не было. По- просили как-то Анатолия на- печатать снимок размером один на два метра 60 санти- метров. - Мысли есть? - спраши- вают. Отвечаю, что нет бу- маги такого размера. Обе- щали достать в авиации, там аэрофотосъёмку ве- дут. А где ванночки тако- го размера раздобыть? Са- мые большие - пятьдесят на шестьдесят. В итоге взя- ли самые длинные метал- лические тубусы, разреза- ли пополам, открытый бок запечатали крышкой. Полу- чились импровизированные ёмкости, в которые можно залить три литра раствора и потом проявлять снимки методом скручивания. Так надо было ещё исхитрить- ся, чтобы равномерно всё проявилось и зафиксирова- лось, - вспоминает капитан 1 ранга в отставке. С подсветкой тоже му- дрить приходилось. Когда в Полярном понадобилось срочно организовать само- дельную студию для соз- дания портретных сним- ков подводников дивизии, офицер натянул простыни, а лампочку взял на тысячу ватт, такие обычно исполь- зуются на заводах. Фотография с детства толкала его на изобрета- тельство. Ещё в школе фо- тоаппарат он попробовал соединить с подзорной тру- бой. Поскольку астрономи- ей парень тоже увлекался, была у него такая. Всё рас- считал, начертил. И попро- сил отца сделать такой пе- реходник, который раздви- гается и сдвигается. В итоге сделал его сам. Когда при- крутил трубу к фотоаппа- рату, фокусное расстояние объектива стало 500 мил- лиметров! А вот фотошоп наш фо- толюбитель со стажем так и не освоил. И даже не со- бирается. - Кто-то снимки обраба- тывает в специальных про- граммах, солнце пририсо- вывает, луну, зажелтит всё так, что смотреть невозмож- но. Я свои работы правлю в самом простом редакто- ре: угол изменить, обрезать, никаких спецэффектов там нет, зато всё настоящее, не- выдуманное, - говорит Ана- толий. - Не берусь утвер- ждать, что мои фотографии профессиональные, просто давно этим занимаюсь. И всегда помню и примеряю к себе слова известного фото- поэта, знаменитого «вулкан- щика» и пейзажиста Вади- ма Гиппенрейтера о том, что профессионализм - это уме- ние сделать то, что хочется, а не то, что получится. Не так давно Анатолий Усачёв осознал, что за 8 лет службы в Полярном у него скопился весьма цен- ный фотоархив: разные эта- пы строительства города, формирование Кольской флотилии, подводные лод- ки и корабли, что уже ушли в историю, люди, которые там служили. К сожалению, пока «пристроить» в музеи его не удалось. Видеть Север Когда перспективного офицера перевели в Се- вероморск и назначили на- чальником матросского клу- ба (БМК), он получил воз- можность познакомиться с Севером поближе - с кон- цертными бригадами объ- ездил все гарнизоны фло- та, побывал и в довольно отдалённых местах - Ти- товке, Туманном, Гремихе. И, само собой, никогда не расставался с фотоаппара- том. И путешествия эти сы- грали свою роль в его ка- рьере. Как человеку, знаю- щему флот, ему предложи- ли должность в управлении воспитательной работы СФ. Через четыре года в Се- вероморске он получил слу- жебную квартиру в одной из двух знаменитых высоток с видом на Приморскую пло- щадь, и его любовь к фото- графии вспыхнула с новой силой. - Поднялся я на 8-й этаж и обомлел. Кольский за- лив - как на ладони. Обзор больше 10 километров! Про- тивоположный берег виден, площадь Приморская. Запом- нился военный корабль, уходивший в море, а ему навстречу - гражданское судно. Ну, думаю, развер- нусь теперь! - фотохудож- ник рассказывает про свою нежданную удачу с таким азартом, как будто это про- изошло буквально вчера. Лучшие из снимков, сделанных в течение многих лет с лоджий ле- гендарной высотки по улице Сафонова, и лег- ли в основу фотовыстав- ки «С любовью к Крайне- му Северу». Впервые она состоялась в Музее исто- рии города и флота 11 лет назад. За последние годы Анатолий Усачёв подгото- вил ещё несколько экспо- зиций своих работ, неко- торые из них уже демон- стрировались, в том чис- ле выставка «У моря и скал наш посёлок стоит», посвя- щённая посёлку Росляково. После окончания военной службы Анатолий Николае- вич несколько лет прорабо- тал в этом посёлке режис- сёром массовых меропри- ятий ДК «Судоремонтник» и, уходя на пенсию, решил сделать росляковцам пода- рок на долгую память. Что касается выставки «С любовью к Крайнему Севе- ру», то, как я уже упомина- ла, это проект «затяжной». Все работы в течение раз- ных лет отсняты с двух то- чек. В основном с северной лоджии, где в кадр попада- ли залив и вся кипящая в нём и над ним жизнь, При- морская площадь с её во- енными праздниками и буд- нями, памятник «Алёша». Другая часть работ сделана с южной лоджии - это город- ские пейзажи, наблюдения за горожанами, их досугом. Благодаря удачной точке расположения фотографа в его объективе оказались и корабли, и подводные лод- ки, и морская авиация, и все военные парады, шед- шие за эти годы, а также закаты, вос- ходы, пере- мена погоды. Всё это вели- колепие Ана- толий Усачёв смог с любо- вью запечат- леть с высо- ты 27 метров. - Выставка открывалась фотографи- ей «Три часа ночи поляр- ного дня» - солнце све- тит. Была там и рабо- та «5 часов вечера по- лярной ночи. Остров Саль- ный» - луна восходит. Я ре- шил, что эти ретрофотогра- фии сейчас стали ещё ин- тереснее, ведь в них отра- зилось постоянно меня- ющееся время. Когда эти снимки были сделаны, многие из сегодняшних во- инов-североморцев ещё даже не служили, и жизнь флота, попавшую в объек- тив, видеть не могли. По- этому, когда мой хороший знакомый заведующий клу- бом воинской части Алек- сандр Туманин предло- жил организовать выставку моих работ в базе хранения военно-технического иму- щества СФ, мне захотелось вновь поделиться именно теми своими наблюдени- ями многолетней давнос- ти, - объясняет свой выбор фотохудожник. След в истории Богатый жизненный опыт навёл Анатолия Николае- вича на мысль, что фото- графия зачастую - это един- ственный след, который остаётся в истории от чело- века. Художник сетует, что очень мало в его семейном архиве сохранилось фото- графий отца - полярного лётчика, воевавшего в Ве- ликую Отечественную вой- ну здесь, на Севере, в ис- требительном авиаполку. - Потом он участвовал в корейской войне. Но тема была настолько закрытой, что папа при жизни ни разу не упомянул слово «Ко- рея». На 50 лет подписку давали о неразглашении. Да и с войны всего две фо- тографии сохранилось. На первой папа сидит в Аф- риканде на крылечке. На второй - в полушубке вме- сте со своим звеном возле самолёта, - рассказывает Анатолий Усачёв. Узнав, что отец принимал участие в корейской вой- не, офицер увлёкся этой те- мой не на шутку. Работая в архивах, он нашёл ещё не- сколько фотографий отца, сделанных в то время. На одной из них - хоронят лёт- чиков, истребители про- вожают товарищей в по- следний путь на кладбище в Порт-Артуре. Все в китай- ской военной форме - ведь официально Советский Союз в этой войне не уча- ствовал, и войска базирова- лись на территории Китая. Несмотря на то, что фото- графии не подписаны, опо- знать отца было несложно: - У него на голове - «взрыв». Волосы, как наждачная бумага были, крепкие и непослушные. Мама рассказывала, что ему даже специальный шлемофон выделили, так как командир сказал, что такие волосы стричь нель- зя, - делится фамильными преданиями фотохудожник. Копаясь в семейных аль- бомах, он также выяснил, что его крёстная мама Ксе- ния Карпунина была комис- саром 2-й эскадрильи про- славленного гвардейско- го ночного бомбардировоч- ного авиационного полка, а дед - участником Первой 22 декабря. Полдень - пик полярной ночи. Старейший флотский ритуал. Крайний Север. Четыре стихии рядом. мировой войны, служил шифровальщиком в стане Брусилова. История ожи- вала благодаря этим ста- рым фотографиям, обре- тала плоть и кровь. В Ана- толии Николаевиче про- будилось желание луч- ше узнать собственную родословную. Оказалось, что в его семье, включая родню жены, Отчизне слу- жили 17 человек! Задумавшись о том, чтобы сохранить и пе- редать детям историю своего рода, Анатолий Усачёв решил написать книгу. Не для печати, а для домашнего пользо- вания. Всё, что ему за эти годы удалось узнать про фамильное древо, лег- ло на её страницы, ну и, конечно же, важное место там отведено фотографи- ям. А писать ему помог не- большой журналистский опыт. - Когда я служил команди- ром отделения электриков дизельной подводной лодки «Мурманский комсомолец», то был внештатным корре- спондентом газеты Черно- морского флота «Флаг Ро- дины». Фотографий там с десяток опубликовано и не- сколько заметок, - делится Анатолий Усачёв интерес- ным фактом своей биогра- фии. Не самое плохое дело для души и тела - Такими словами пред- варяет фотограф материа- лы своей пока «неопубли- кованной» выставки «Путе- шествие на край земли. Те- риберка». По мнению Ана- толия Николаевича, фото- съёмка - это действитель- но полезное дело: ходишь, двигаешься, любопытству- ешь. - За прошедшие годы я понял - люди очень много смотрят себе под ноги, ино- гда на горизонт. Никто не поднимает голову к небу. А ведь там столько интерес- ного, не меньше, чем на земле! Пусть моя аппара- тура не позволяет фотогра- фировать северное сияние, нужны особые программы, крутая техника, но солнце и луна - это моё. Часто выкладываю свои фото ВКонтакте и по от- кликам вижу, что далеко не все понимают, что в про- стой вещи тоже есть что-то особенное. В отпуске юж- ные города снимаю, «го- лый» пляж, восходы-за- каты на море, «нечисть» всякую - саранчу, богомо- лов, на даче - цветы, ово- щи, фрукты. В результате только электронный архив уже больше 22 тысяч сним- ков. Мне всё интересно, по- тому что достойно внима- ния и запечатления. Всё удивительно и смешно. Мы умрём, а это всё останется. Вот в чём мой смех заклю- чается. Ольга ЧЕРНЫШЕВА. Фото из архива Анатолия УСАЧЁВА. Североморск. Вечерняя поверка на БПК «Североморск».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz