На страже Заполярья. 2022 год. Декабрь.
9 декабря 2022 года Идёт боевая учёба Главное оружие штурмана - знания и навигационная линейка КАРТА ПРОГРЕССУ НЕ ПОМЕХА Реки покорённые Прошедший учебный год для большого десантного корабля «Иван Грен» выдался насыщен- ным. Экипаж участвовал в аги- тационно-пропагандистской ак- ции Министерства обороны РФ «Сила в правде», цель которой - поддержка военнослужащих, уча- ствующих в специальной военной операции. Поход длился с конца августа по октябрь. За это время экипаж посетил многие города и посёлки Крайнего Севера и Арк- тики. Самыми сложными стали проходы по рекам Северная Дви- на и Енисей - Совершенствуя навыки, специ- алисты становятся более уверен- ными в своих силах. А это очень важно в нашей профессии, - заве- ряет капитан-лейтенант Ермичев. По словам Михаила Юрьевича, освоение новых районов плава- ния - это, в первую очередь, проверка на зрелость специали- стов БЧ-1. - Реки достаточно опасны в навигационном отношении. Проблемы создают близость берегов и множество «закры- тых» поворотов при движе- нии. Этот путь потребовал от нас предельной концентрации внимания и осмотрительно- сти. Конечно, было сложно, но мы справились с трудностями, - говорит офицер. - Лучшей награ- дой для специалистов БЧ-1 явля- ется момент прибытия корабля в заданную точку в расчётное время. Верный выбор Усердный, исполнительный и ответственный, Михаил Ермичев упорно шёл к своей мечте - стать штурманом. - Во многом мой професси- ональный выбор определили книги, которыми я зачитывался. Большинство из них повество- вали о морской службе. Также я любил фильмы про военно- служащих. На их примере форми- ровалось моё мировоззрение. А когда повзрослел, узнал, что мой двоюродный дядя - офицер Воен- но-морского флота. Я ещё боль- ше загорелся желанием идти на флот, - с улыбкой рассказывает офицер. Когда встал вопрос о посту- плении в ввмуз, выбор пал на Санкт-Петербургский военно-мор- ской институт. - Я с удовольствием учился, изучал навигацию, мореходную астрономию и технические средства кораблевождения, - де- лится воспоминаниями капитан-лейтенант Ерми- чев. С каждым годом учё- бы интерес к выбранной специальности возрастал: - Тайны будущей про- фессии мы постигали не только в учебных аудито- риях, но и на просторах морей и океанов. Практи- ку проходили на учебных кораблях «Смольный» и «Перекоп». Было очень познавательно. Офицерская карьера моряка началась на тя- жёлом атомном ракетном крейсере «Пётр Великий» в должности инженера электронавигационной группы. Здесь он, постепенно осваивая свои обязанности, набирался опы- та, приобретал новые знания. После нескольких лет службы на ТАРКР Михаила Юрьевича на- правили на офицерские классы, после чего он пришёл служить на большой десантный корабль «Иван Грен» командиром БЧ-1. Главное - работа на картах , техника - для сверки Штурманская боевая часть - одно из важнейших подразделе- ний корабля. Диапазон задач, ре- шаемых личным составом БЧ-1, очень велик. - Дел в море хватает, - заверяет капитан-лейтенант Михаил Ерми- чев. - Мы в ответе за точное ме- стоположение корабля, обеспечи- ваем навигационную безопасность плавания, контролируем работу всех навигационных приборов. По мнению Михаила Юрьеви- ча, залог успеха каждого выхода в море - тщательная подготов- ка к походу на берегу. Специа- листам БЧ-1 перед выходом от- дыхать некогда: осуществляются необходимые расчёты, делает- ся предварительная прокладка, анализируются гидрометеоро- логические данные, изучаются район предстоящего плавания, навигационные опасности, осо- бенности течений и многое дру- гое. При этом штурманам нужно ещё своевременно рассчитывать поправки гиро- и магнитного ком- пасов, чтобы не допустить оши- бок на морском переходе или при выполнении учебно-боевых упражнений. Допущенная в рас- чёте неточность на 1-2 градуса может сорвать стрельбу артил- лерийским комплексом корабля. На первое место, конечно же, выходит работа с морскими на- вигационными картами. Про- цесс этот интерес- ный и творческий. Даже в «Правилах организации штур- манской службы на кораблях ВМФ» сказано, что рабо- та штурмана носит творческий харак- тер. - Мы выполняем расчёты на переход корабля из одно- го пункта в другой. Учитываем абсо- лютно всё - вре- мя восхода и зака- та солнца, прилив и отлив, течения и многое другое, - рассказывает Ми- хаил Юрьевич. Чтобы прийти в точку в задан- ное время, штурман должен всё пересчитать и выдать рекомен- дации командиру корабля. У штурманов есть хороший по- мощник - навигационный ком- плекс, который очень точно опре- деляет местоположение корабля. Дело за малым - уметь грамотно эксплуатировать современное оборудование, что и делают офи- церы боевой части. - На этом корабле всё продума- но, всё цифровое. Все системы удобны и понятны, - говорит ка- питан-лейтенант Ермичев. Интересуюсь у штурмана, не вытесняют ли современные на- вигационные системы прежние, проверенные годами штурман- ские методы определения места корабля. - Карта прогрессу не помеха. Даже самый передовой навига- Командир штурманской боевой части БДК « Иван Грен » капитан - лейтенант Михаил Ермичев прокладывает предстоящий марш - рут на карте . ционный комплекс пока ещё требу- ет человеческого участия и управ- ления, - уверен Михаил Юрьевич.- Навигационную прокладку мы выполняем в обязательном поряд- ке на карте, используя карандаш, линейку, а спутниковую систему навигации GPS используем толь- ко в справочных целях, све- ряя курс, - объясняет командир БЧ-1. - Место корабля в море определяем по маякам, навига- ционным знакам, радионавигаци- онным системам, радиолокации, глубинам, по солнцу и звёздам. Это очень надёжно. По сути, ос- новным вариантом по-прежнему остаётся ручная прокладка. По- этому каждый штурман обязан уметь пользоваться звёздным гло- бусом, секстаном и другими штур- манскими средствами. Специалисты БЧ-1 должны об- ладать твёрдыми знаниями нави- гации, международного права и театра плавания. И, конечно же, лучшая школа для моряков - море. Без этого никак. Владлена КЛЮШИНА . Фото автора . Навигационную прокладку мы выполняем в обязательном порядке на карте , используя карандаш , линейку , а спутниковую систему навига - ции GPS используем только в справочных целях , сверяя курс Для лётчиков смешанного авиаполка нет невыполнимых задач От первого лица НА ОСТРИЕ АТАКИ О том, как авиаторы решают постав- ленные перед ними задачи, корреспон- денту флотской газеты Александру БОНДАРЮ рассказывает командир смешанного авиапол- ка заслуженный военный лётчик Российской Федерации полковник Владимир ПРИХОДЬКО. 1 стр . - Владимир Александро - вич , в минувшем учебном году проводилось много мероприятий боевой под - готовки . Какие из них яв - ляются самыми знаковы - ми для авиаторов вашего полка ? - Годовой план боевой подготовки достаточно тра- диционен. Он, как всегда, насыщен разного рода тре- нировками, учениями. И в каких-то вопросах из года в год повторяется. Но завер- шившийся 2022 учебный год подарил нам возможность впервые пролететь над Се- верным полюсом. Скажу без хвастовства, это собы- тие нашло своё отражение в распределении мест среди авиационных частей. Кроме того, позволяет коллективу гордиться данным достиже- нием, ведь до настоящего времени никто на наших ти- пах самолётов ещё не летал над макушкой земного шара. Такие полёты позволили понять и доказать, что наш полк может выполнять зада- чи в высоких северных широ- тах, решая вопросы охраны и обороны воздушных рубе- жей на дальних подступах к территориальным водам, се- веро-западным границам на нашем участке ответствен- ности за противовоздушную оборону. Сделали это командир экипажа подполковник Сер- гей Милушкин и штурман майор Сергей Гаевой. За вы- сокие показатели в боевой учёбе подполковник Сергей Милушкин награждён Грамо- той Президента Российской Федерации. - Во многих учениях сил Северного флота задействованы и экипа - жи вашего полка . Как они справляются с постав - ленными задачами ? - В течение года мы ста- раемся все занятия по бое- вой подготовке проводить максимально приближено к реальным условиям, ис- ходя из военно-политиче- ской обстановки, что скла- дывается в мире, задач, стоящих перед Вооружён- ными Силами в целом. Поэ- тому, когда приходит время практических мероприятий, в том числе и боевых с фак- тическим противником, для экипажей, боевых расчётов никаких трудностей не воз- никает. Все действия по предназначению выпол- няем многократно в ситу- ациях, ещё раз повторю, приближенных к боевым. Благодаря этому нарека- ний на умение экипажей ре- шать поставленные задачи, их выучку никогда не было. Мы стараемся так подгото- вить свои боевые расчёты, чтобы они не подвели ни при каких обстоятельствах. - В последнее время од - ним из районов ответ - ственности сил Северно - го флота стала Арктика . Насколько это касается вашего полка ? - Напрямую. Все север- ные аэродромы, находящи- еся в высоких широтах, на- шими экипажами освоены. Происходило это в процес- се решения задач учений, которые проводятся на Се- верном флоте, в том числе и с авиационной составля- ющей. Они приследовали цели выполнения заданий командования с передовых северных аэродромов. Поэтому наше присут- ствие в Арктике, способ- ность летать не с базового аэродрома, а с передовых, как раз подтверждает уча- стие авиаторов полка в за- щите полярных рубежей, их ответственность за положе- ние дел на бескрайних про- сторах Севера. Мы не стоим в стороне, а пребываем, как говорится, на острие атаки. - Помимо всего проче - го , экипажи воздушных судов постоянно несут боевое дежурство по за - щите воздушных рубежей страны . Как они справля - ются с этой задачей ? - Задача эта, без преуве- личения, сложна. Я не ста- ну озвучивать цифры нашей деятельности в этом направ- лении, но напряжение сил при несении боевого дежур- ства, которые прилагаются при выполнении задач по противовоздушной оборо- не, действительно, немалое. Скажу только одно: не про- ходит и дня, чтобы экипажи не приводились в готовность номер один. Есть определённые нор- мативы, определяющие дея- тельность лётных экипажей, расчётов авиационно-инже- нерной службы, техниче- ских, тех, которые готовят нам аэродром, средств ра- диотехнического обеспече- ния полётов. Одним словом, мы находимся круглосуточ- но в состоянии готовности к выполнению задач по защи- те воздушных рубежей. В последнее время са- молёты сопредельных го- сударств с различными разведывательными и про- вокационными целями в не- посредственной близости от территориальных вод выпол- няют свои полёты, не подхо- дя к «красной черте». Тем са- мым как бы проверяют нас на бдительность и решитель- ность. Соответственно, осоз- навая степень ответствен- ности и напряжённости при несении боевого дежурства, лётчики ещё и должны быть готовы к разно- го рода провока- циям. А они, к со- жалению, имеют место быть. Как в течение нынеш- него года, так и в предыдущие ве- роятные против- ники нас в покое не оставляют. По- этому, понимая, что у них нет вы- ходных, постоянно готовим к работе аэродром, сред- ства связи и радиотехниче- ского обеспечения, экипажи для выполнения сложных за- дач по охране государствен- ной границы в воздухе. Ре- гулярно проводим разного рода тренировки, контроль- ные занятия. При любых об- стоятельствах боевое де- журство несём с оценкой не ниже «хорошо». - Чтобы техника надёж - но работала в воздухе , её нужно на земле тщатель - но обслуживать , гото - вить к полётам . Что вы можете рассказать о ра - боте специалистов , кото - рые этим занимаются ? - Наша инженерно-авиа- ционная служба, возглавля- емая моим заместителем по ИАС подполковником Вла- димиром Жовнером, по пра- ву считается одной из самых надёжных, компетентных и нацеленных на успех в све- те тех задач, о которых го- ворилось выше. Такое отно- шение к делу необходимо в первую очередь потому, что мы выполняем сложные за- дания, которые другим не под силу. Поэтому, подходя ответственно к делу, проведя грамотную расстановку кад- ров, добиваемся очень вы- соких результатов в вопро- сах подготовки воздушных судов к полётам, их обслу- живания, переводе на раз- ные виды эксплуатации, в том числе и на передовых аэродромах. Во многом это не обходится без моего за- местителя по ИАС, его кро- потливой ежедневной рабо- ты, грамотности и ответственности. - Я очень высо- ко оцениваю ра- боту инженер- но-технического состава полка как в прошлые перио- ды, так и в минув- шем учебном году. Исправность и надёжность авиа- ционной техни- ки - это итог дея- тельности данных специалистов. У меня к ним пре- тензий нет. - Каждый год в вашу часть приходят мо - лодые лётчики и штурма - ны . Процесс их становле - ния требует времени и немалого труда . Как он организован в полку ? - Процесс этот не новый. Ежегодно мы принимаем из вузов Министерства обо- роны молодых лётчиков и штурманов. И, естественно, стараемся по мере возмож- ности их готовить к предсто- ящей лётной работе. Дела- ем это с высоким качеством и продуктивно - добиваем- ся желаемых результатов. Перечислять их я не стану, но, тем не менее, у нас есть чем гордиться в этом вопро- се. Молодые лётчики, вче- рашние курсанты, летают на сложнейших самолётах, выполняют непростые за- дачи. Да, можно было бы ожи- дать большего. В силу ряда причин, объективных и субъ- ективных, мы в этом направ- лении делаем маленькие шаги, но с высоким каче- Заслуженный военный лётчик РФ полковник Владимир Приходько . ством. Причины, которые нам мешают увеличить ко- эффициент полезного дей- ствия, по мере возможности устраняем и с каждым годом наращиваем темпы подго- товки молодёжи. Нам есть к чему стремить- ся. Мы знаем пути решения проблемы. Становление лётного состава - это, мож- но сказать, задание государ- ственной важности, и оно у нас после несения боевого дежурства по противовоз- душной обороне является приоритетным. Особенность полка как раз заключается в том, что мы в мирное вре- мя решаем боевые задачи. - Стартовал новый учебный год . Каким он ожидается для авиато - ров вашего полка ? - Располагая определён- ной статистикой, имея слу- жебный и жизненный опыт, могу отметить, что каждый последующий год слож- нее предыдущего. По усло- виям обстановки, объё- му поставленных задач, их серьёзности. В наступив- шем учебном году накла- дывается ещё одна особен- ность - проведение специ- альной военной операции на Украине. Полк не стоит в сто- роне от неё. По мере необ- ходимости принимаем в ней участие. На этом фоне вы- полнение текущих заданий командования усложняется. В то же время для нашего полка нет невыполнимых задач. В этом плане шап- козакидательством никто не занимается - просто знаем свои возможности. И в их пределах из года в год де- лаем всё, чтобы справиться с поставленными задача- ми. Наступивший учебный год не будет исключением. Фото автора . Большой десантный корабль « Иван Грен ». На перехват вероятного противника . Присутствие в Арктике , способность летать не с базового аэродрома , а с передовых подтверждает участие авиаторов полка в защите полярных рубежей , их ответственность за положение дел на бескрайних просторах Севера Основным показателем качества работы штурманской боевой части БДК «Иван Грен» стало отсутствие на- вигационных происшествий. По Северному морско- му пути корабль прошёл впервые, поэтому командир БЧ-1 капитан-лейтенант Михаил Ермичев уделил боль- ше внимания обучению экипажа, занимался подготов- кой вахтенных офицеров и специалистов боевого ин- формационного центра.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz