На страже Заполярья. 2022 год. Август.
19 августа 2022 года Игра с огнём Для пресечения нарушения на- шего воздушного пространства из состава дежурных сил по ПВО был поднят истребитель МиГ-31БМ, который идентифицировал объ- ект как самолёт радиотехниче- ской разведки и радиоэлектронной борьбы RC-135 ВВС Великобри- тании. Одна из модификаций RC-135 нацелена на вскрытие работы на- ших средств связи в очень широ- ком диапазоне частот. Другая - на ведение радиотехнической раз- ведки, то есть предназначена для отслеживания работы наземных РЛС и бортовых станций россий- ской авиации. Воздушная цель нарушила го- сударственную границу РФ в рай- оне мыса Святой Нос Мурманской области. Действиями экипажа са- молёта МиГ-31БМ пришлый раз- ведчик был вытеснен за пределы территории Российской Федера- ции. Это событие получило боль- шой резонанс в СМИ и социаль- ных сетях. Самыми безобидны- ми были комментарии типа: «Чего разлетались? К дождю?». Боль- шинство граждан высказалось бо- лее жёстко, выразив недовольство тем, что воздушная цель не была сбита. Событие прокомментировали многие политики. Депутат Государ- ственной думы Олег Морозов на- звал нарушение госграницы Рос- сии провокацией. - При ином уровне накала меж- дународной обстановки это можно было бы назвать пограничным ин- цидентом. Но сегодня явно отда- ёт провокацией и пробой нас «на зуб». Мы дали понять: у нас воен- ные зубы крепче, как и выдержка, - сказал он. - То, что самолёт-разведчик ВВС Великобритании нарушил россий- ское воздушное пространство, - стопроцентная угроза для России, - заявил член Комитета Совета Фе- дерации по международным де- лам Сергей Цеков. - Это несо- мненная провокация и, конечно, стопроцентная угроза для нас. Похожим образом отреагиро- вал на попытку пресечения гра- ницы самолётом-разведчиком Ве- ликобритании первый заместитель председателя Международного ко- митета Совета Федерации Влади- мир Джабаров. - Если это случайно, думаю, они объяснят. Если умышлен- но, в следующий раз разведчик просто не вернётся на свою базу. Играют с огнём, - заявил сенатор, напомнив, что Соединённое Ко- ролевство уже создавало провока- ционную ситуацию у берегов рос- сийского Крыма. Инцидент произошёл в конце июня 2021 года, когда британский эсминец «Дефендер» на 3 киломе- тра углубился в 12-мильную зону у побережья Крымского полуостро- ва. Когда наши военные после не- однократных обращений к чужа- кам открыли предупредительную стрельбу, корабль-нарушитель предпочёл убраться восвояси. И вот новая провокация. Теперь - в воздушном пространстве России. По команде « Воздух !» У границ РФ регулярно появля- ются самолёты базовой патруль- ной авиации США, Великобри- тании и Франции - «Посейдон», «Нептун», «Орион», «Атлантика». Их задача - определить районы патрулирования наших подлодок и маршруты боевых кораблей в восточном Средиземноморье, в Черноморском бассейне, на Бал- тике и в морских полигонах рос- сийского Северного флота. За охрану воздушных границ Севера в том числе отвечают лёт- чики отдельного смешанного ави- ационного полка, базирующегося в Мончегорске. Это их экипаж вы- летел на перехват британского са- молёта-разведчика. О том, как в полку осуществля- ется боевое дежурство по ПВО, рассказал командир авиационно- го отряда МиГ-31 майор Евгений Полозков: - Когда поступает сообщение, что воздушная цель приближает- ся к границе РФ на расстояние 100 километров в нашей зоне ответ- ственности, то силы, находящие- ся на боевом дежурстве, перево- дят в готовность «номер один». Экипаж - лётчик и оператор си- стемы вооружения размещаются в кабине, двигатели запущены и они полностью готовы к взлёту, - объясняет лётчик-истребитель. Вдоль всего побережья Коль- ского полуострова «раскиданы» так называемые пункты наведе- ния истребительной авиации, ко- торые осуществляют контроль за воздушной обстановкой. Когда они фиксируют перемещение воздуш- ной цели по направлению к нашей границе, то передают информа- цию на командный пункт части, оттуда - на Северный флот, за- тем её сообщают в Националь- ный центр управления обороной РФ, где уже принимают решение, осуществлять подъём самолёта для идентификации цели либо нет. Если решение положительное, лётчиков переводят в повышен- ную степень готовности. За во- семь минут экипаж боевой ма- шины должен успеть облачиться в высотный морской спасатель- ный костюм (ВМСК), с которым без посторонней помощи, к сло- ву, не справиться, запрыгнуть в «газель» и домчаться до самолё- та, занять места в кабине, пристег- нуться, включиться и доложить о готовности. В это время пункт наведения ис- требительной авиации продолжа- ет наблюдение за перемещением иностранной воздушной цели, и если расстояние до рубежей про- должает сокращаться, лётчикам дают команду «Воздух!». Экипаж запускает движки и взлетает. На это по нормативам отводится 10 минут. Уже после взлёта перехват- чикам сообщают задачу, курсы и высоты, позже их передают под управление пункта наведения ави- ации, задача которого - осущест- влять поиск и наведение истре- бителей на воздушные цели на всех высотах и при любых усло- виях воздушной и метеорологиче- ской обстановки. Когда лётчики визуально обнару- живают неизвестный летательный объ- ект, докладывают, что наблюдают его. Теперь их задача - идентифицировать и передать получен- ную информацию на землю, класси- фицировать само- лёт-нарушитель и сопроводить его до воздушных границ РФ. - По большому счёту, это просто де- монстрация наше- го присутствия: «Не забывайся, мы тут у тебя сзади. Давай, не шали!», - озвучивает свой внутренний мо- нолог лётчик-истребитель, кото- рый неоднократно принимал уча- стие в подобных боевых вылетах. Для того чтобы быть готовыми к любым подобным вызовам, в полку осуществляется круглосу- 21 августа - День воздушного флота России НАШИ « ЗУБЫ » КРЕПЧЕ БУДУТ Лётчики - истребители Северного флота пресекли нарушение воздушного пространства России На днях дежурными силами ПВО над акваторией Ба- ренцева моря была обнаружена неизвестная воздуш- ная цель, которая направлялась в сторону российской государственной границы. точное боевое дежурство в соста- ве дежурных смен. Одна смена - 12 часов. Два экипажа дежурят в день, другие два - в ночь. И так чередуются. По наблюдениям истребите- лей, чаще такая нездоровая ак- тивность у наших границ наблю- дается в летний период с мая по сентябрь. Как правило, это нор- вежские самолёты-разведчики «Орион», но бывают и финские, на этот раз вот британцы отличи- лись. Раньше иностранцы подле- тали к нашей зоне ещё чаще, сей- час - около 60 раз в год. По сути, каждую неделю нашим истреби- телям, стоящим на боевом дежур- стве, приходится подниматься в воздух для их сопровождения. Вместе с каждым лётным эки- пажем в дежурные силы заступа- ют техники, механики, специали- сты по всем системам самолётов. Так как решение этих задач тре- бует большой оперативности, вся смена постоянно находится на аэ- родроме, в специальном помеще- нии дежурных сил. Помимо них де- журство несёт и смена командного пункта, которая непосредствен- но передаёт команды на взлёт и управляет экипажем в воздухе в ходе выполнения задачи. Воздуш- ные корабли заправлены, воору- жены, полностью подготовлены к любому внезапному вылету. Истребителю-перехватчику Миг-31 нет равных в мире по ско- рости, высоте, скороподъёмности в том диапазоне боевого примене- ния, к которому он предназначен. Поэтому, взлетев с родного аэро- дрома, уже через несколько ми- нут перехватчики оказываются у наших воздушных границ, чтобы выдворить непрошеных гостей. - При необходимости уже через десять минут после взлёта можем атаковать. Но пока таких ситуаций не возникало, - говорит офицер. Ольга ЧЕРНЫШЕВА . Фото пресс - службы Северного флота . - Перед взлётом дове- ли до лётчиков текущее со- стояние погоды и прогноз, орнитоло- гическую обстановку, - рассказывает временно исполняющий обязанности на- чальника метеослужбы полка дежурный инженер-синоптик капитан Евгений Типи- кин. - А также выдали им прогноз и теку- щие метеоусловия по запасным аэродро- мам. Было обращено внимание на оценку возможных силы и направления ветра по высотам, на опасные явления (например, такие, как гроза), которые ожидаются в районе полётов, высказали предложе- ния по мерам безопасности. О том, что в такие моменты происходит в небе, капитан Евгений Типикин знает не понаслышке. Ведь он сам в прошлом лёт- чик, списанный в наземную службу по со- стоянию здоровья. Не раз ему приходи- лось наблюдать за погодными явлениями из кабины самолёта. Именно метеослужба даёт рекоменда- ции, на которые стоит обратить внимание при проведении разведки погоды, определя- ет маршрут, по которому должен пролететь экипаж, выполняющий эту задачу, и посмо- треть, с какой стороны ожидается улучше- ние или ухудшение метеоусловий. В небе пилоты определяют наличие опасных явле- ний, верхнюю и нижнюю границы облаков. На основании результатов разведки по- годы, прогностических карт, вычислений и расчётов делается обоснование по метео- условиям на всю лётную смену, то есть на ближайшие восемь часов. При этом учи- тываются все нюансы - скорость смеще- ния воздушного потока, облаков, опас- ных явлений. - Сегодня начало полётов немного сме- стилось, - говорит капитан Евгений Типи- кин. - Утром была фронтальная облач- ность, начинать лётную смену в таких условиях небезопасно. Граница облаков находилась ниже допустимой для многих лётчиков. Поэтому пришлось подождать - по прогнозу ожидалось, что после полудня будет улучшение погоды. Что, в общем-то, и произошло. Теперь работаем по плану. « Аэродром принял » Задачи, которые предстояло решать авиаторам в тот день, были обширны. Вслед за разведчиком погоды в небо поднялись ещё две машины для выполнения специ- ального задания. Экипажу Су-24МР в соста- ве лётчика подполковника Алексея Репни- на и штурмана майора Александра Курцева нужно было провести повседневную воз- НА ЗЕМЛЕ И В ВОЗДУХЕ решают поставленные задачи авиаторы душную разведку. Их по маршруту следо- вания постоянно сопровождал истребитель МиГ-31, который пилотировали командир корабля старший лейтенант Арслан Бик- баев и штурман капитан Ярослав Воробей. Тем временем руководитель полётов подполковник Игорь Римашевский внима- тельно отслеживает все манёвры в возду- хе, которые совершают полковник Игорь Ерофеев и майор Алексей Матанцев. - В данный момент задача разведчика погоды выйти в заданный район, оценить метеоусловия, - информирует подполков- ник Игорь Римашевский. - Все машины, что находятся в воздухе, мы наблюдаем на мониторах, - подключа- ется к разговору помощник руководителя полётов капитан Владимир Агапов. - На- пример, сейчас самолёт совершит проход над взлётно-посадочной полосой, снизив- шись до высоты пятьдесят метров. Потом заход на второй круг - и посадка. Как пояснил офицер, это необходимо для того чтобы провести проверку рабо- ты в реальных условиях средств связи, радиотехнического оборудования и си- стем, светотехники аэродрома, оценить, как всё это действует на земле, опробо- вать все каналы связи, радиостанции. Прежде чем хоть одна крылатая машина оторвётся от бетонки взлётно-посадочной полосы, представители всех служб, обеспе- чивающих полёты, докладывают о готовно- сти своих подразделений к их проведению. Более того, руководитель полётов и ко- мандир авиационной части объезжают всё лётное поле - взлётно-посадочную полосу, рулёжные дорожки, так они при- нимают аэродром. - Как только я поставил свою подпись в соответствующем журнале, аэродром пол- ностью переходит в моё распоряжение, - делится подполковник Игорь Римашев- ский. - Считается, что я принял его под свою ответственность. В самом деле, без разрешения Игоря Иосифовича ни одно воздушное судно не может с него взлететь или приземлиться. Он, если можно так сказать, главный рас- порядитель как аэродрома, так и полётов, следит за строгим соблюдением их пла- новой таблицы. За облаками После того как самолёт-разведчик пого- ды зарулил на стоянку и экипаж покинул кабину, временно исполняющий обязан- ности командира полка полковник Игорь Ерофеев, выслушав доклады подчинён- ных о готовности к началу полётов, выда- ёт предполётные указания. В них затраги- вается много разных аспектов. В первую очередь обращается внимание на меры безопасности, на наличие в воздушном пространстве других летательных аппа- ратов, использование, в случае необхо- димости, запасных аэродромов. Потом лётный состав делает необходимые рас- чёты в соответствии с метеообстановкой, подгоняет лётное снаряжение и занима- ет места в кабинах воздушных судов, что- бы взлететь в то время, которое указано в плановой таблице полётов. Вообще-то подготовка к лётной смене - процесс дли- тельный, скрупулёзный и кропотливый, включающий в себя всё до мельчайших подробностей и моделиру- ющий ситуации, которые могут возникнуть в возду- хе. Начинается она за день- два до выполнения полёт- ных заданий. Затем лётчики и штурманы готовят полёт- ную документацию, на тре- нажёрах отрабатывают про- грамму будущего вылета. В этот раз авиаторам от- дельного смешанного авиа- ционного полка нужно было выполнить в небе непро- стую программу. Она вклю- чала в себя целый спектр задач. Основная из них - это дозаправка топливом от воздушного танкера. Это упражнение будут выпол- нять самые опытные лёт- чики. В их числе подпол- ковники Сергей Милушкин и Владимир Змиев, майоры Алексей Ма- танцев, Роман Трунов, Игорь Гагин, Дми- трий Конев. Их мастерства и професси- ональной подготовки вполне достаточно, чтобы справиться с этой задачей. К при- меру, подполковник Алексей Милушкин имеет квалификацию лётчика-снайпера, в прошлом году был среди тех, кто, уча- ствуя в комплексной арктической экспеди- ции «Умка», проводил дозаправку своего самолёта топливом в районе Северного полюса. Под стать ему и другие пилоты. У авиаторов существует своего рода строгий закон - на каждый вид лётной подготовки, на выполнение какого-либо конкретного учебно-боевого упражнения пилоты должны иметь соответствующий допуск. Поэтому лётчики в своей повсед- невной деятельности постоянно совер- шенствуют воздушную выучку, чтобы достигнуть вершин профессионализма. Это непреложное правило, установлен- ное не только документами, но и самой жизнью. Наконец подготовка к полётам соблю- дена, и экипажи устремляются на аэро- дром. Теперь им предстоит поднимать свои крылатые машины в воздух. Вместе с опытными пилотами взлетают и новички. Один из них лейтенант Алексей Бебишев. - Это крайний его вывозной вылет, - ин- формирует заместитель командира полка по военно-политической работе подпол- ковник Александр Островский, являю- щийся инструктором молодого пилота. - Если всё пройдёт нормально и я, оценив его лётные качества, сделаю заключе- ние, что он может летать самостоятель- но, то сегодня офицер первый раз взле- тит в небо без опеки. Разрывая окрестности рёвом турбин, один за другим отрываются от взлётно-по- садочной полосы самолёты и устремля- ются в район выполнения полётного за- дания. - Нынешние полёты проходят по плану боевой подготовки и согласно руководя- щим документам, - словно подводя итог, говорит временно исполняющий обязан- ности командира полка полковник Игорь Ерофеев. - Сегодня у нас основная за- дача - это тренировка экипажей по доза- правке от воздушного танкера. Александр БОНДАРЬ . Фото автора и Василия ДОБРЫНИНА . 1 стр . Прежде чем хоть одна крылатая машина оторвётся от бетонки взлётно - посадочной полосы , представители всех служб , обеспечивающих полёты , докладывают о го - товности своих подразделений к их проведению Руководитель полётов подполковник Игорь Римашевский . Через несколько минут пилоты займут места в кабинах самолётов , чтобы отправиться выполнять поставленные задачи . То , что самолёт - разведчик ВВС Великобри - тании нарушил российское воздушное про - странство , - стопроцентная угроза для России
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz