На страже Заполярья. 2022 год. Апрель.
1 апреля 2022 года Идёт боевая учёба Подготовка авиационной техники к полётам - дело сложное и чрезвычайно ответственное НЕБО В НАДЁЖНЫХ РУКАХ На аэродроме у стальных птиц суетится инже- нерно-технический состав отдельного кора- бельного истребительного авиационного пол- ка армии ВВС и ПВО Северного флота, воз- главляемый начальником технико-эксплуата- ционной части (ТЭЧ) звена капитаном Никола- ем Светобатченко. В любую погоду, в любых условиях они выполняют свою работу - под- держивают в исправности и боеготовности авиационную технику. Полёт начинается на земле Мне уже не раз приходи- лось заглядывать к госте- приимным техникам и ин- женерам ОКИАП. И вот я вновь направляюсь на аэродром, где специали- сты технико-эксплуатаци- онной части авиаполка ра- ботают не покладая рук. Подготовить воздушное судно к полёту - их перво- степенная задача. - Любой полёт начинает- ся на земле. Система под- готовки - сложное и ответ- ственное мероприятие. Она позволяет избежать возник- новения непредвиденных ситуаций при эксплуатации летательных аппаратов и обеспечить безопасность полётов, - говорит капитан Николай Светобатченко. Накануне лётной смены инженерно-технический со- став занимается предвари- тельной подготовкой воз- душных судов. Личный со- став этого подразделения работает на аэродроме и большей частью выполня- ет свои обязанности под от- крытым небом. - Чтобы вовремя выпу- стить воздушные суда, тех- никам нужно приходить и ночью, и ранним утром, не взирая на капризы приро- ды, - уточняет начальник ТЭЧ. - Например, зимой мы используем специальную машину для просушки ка- бин крылатых машин, воз- духозаборников, всех узлов и агрегатов, следим, чтобы нигде не оставалось снега и наледи, - поясняет капитан Светобатченко. Работа на аэродроме ки- пит, но каждый специа- лист выполняет только те обязанности, которые ему предписаны руководящими документами. - Предполётная подготов- ка - мероприятие отрабо- танное, но требующее выс- шей степени ответствен- ности каждого специалис- та, - подчёркивает Николай Юрьевич. Начальник ТЭЧ звена не только контролирует каче- ство выполнения работ в соответствии с графиком по всем пунктам, но при необ- ходимости и помогает инже- нерам авиационного ком- плекса. - После того как специ- алисты заполнили журнал подготовки самолёта к по- лётам и доложили мне, я, в свою очередь, рапортую о готовности техники старше- му инженеру, который в это время является главным на аэродроме, - объясняет ал- горитм своей работы капитан Светобатчен- ко. Затем самолёты пе- рекатывают на техни- ческую позицию. Их количество в ходе од- ной смены зависит от плановой таблицы, ко- торую составляет ко- мандир полка. Лётная смена - Каждый специа- лист должен в совер- шенстве знать технику. В лётную смену в небо поднима- ются порой не- сколько десят- ков крылатых машин. Вот где проверка на про- фессиональную пригодность, - подчёркивает началь- ник ТЭЧ. В течение этой сме- ны инженерам и ме- ханикам приходится проводить необходи- мые мероприятия и для повторных выле- тов. Когда привычный рёв двигателей сти- хает, вновь начинает- ся обслуживание воз- душных судов, так на- зываемый комплекс после- полётных мероприятий. Дело мастера боится - В подразделении мно- го опытных людей, профес- сионализм которых не вы- зывает сомнения. Каждый из них вносит весомый вклад в деятельность пол- ка, - подчёркивает капитан Светобатченко. Инженеры, механики и техники - настоящие ма- стера своего дела, имею- щие большой опыт подго- товки авиатехники. В пер- вую очередь это относит- ся к капитан-лейтенан- ту Валентину Бельскому, старшему лейтенанту Де- нису Касперу, лейтенан- ту Яну Будогаеву, механи- кам старшим сержантам Сергею Гаврилину, Артёму Захарову и сержанту Дми- трию Куницину. - Такой ритм давно при- вычен для нас. Если хо- рошо знать материаль- ную часть, то ничего слож- ного нет, - подключается к разговору инженер авиа- ционного комплекса капи- тан-лейтенант Валентин Бельский. - Главное - поддержи- вать самолёт в состоянии Если на спецучениях оборудование и личный состав не видны невооружённым глазом , значит , военные инженеры потрудились на совесть Спектр обязанностей - Основное наше предна- значение - окопы, траншеи, укрытия для техники и лич- ного состава, фортификационные со- оружения и их маскировка. Во время по- левых выходов на нас возложена зада- ча по энергообеспечению лагеря, чтобы и вдали от основного пункта базирова- ния иметь возможность обеспечить ра- боту электроприборов, зарядку радио- станций, - объясняет командир инже- нерно-технического батальона подпол- ковник Александр Зотов, раскрывая ши- рокий спектр функциональности вве- ренного подразделения. - Важно, что для обеспечения этих работ нам посту- пают современные экскаваторы, кра- ны. Недавно появились новые машины ЭД30-АИ. Они применяются при разбо- ре завалов, для поиска и эвакуации по- страдавших под разрушениями, при оборудовании путей движения, электро- питания различных потребителей, опе- ративной доставки специального обо- рудования к месту возникновения чрез- вычайных ситуаций. Это техника ос- нащена бурами, бензопилами, свароч- ным и электроагрегатом. В общем, мно- жеством специальных приспособлений и устройств, которые для инженерных войск просто незаменимы. Большую, важную работу около двух лет назад военнослужащие инженер- но-технического батальона проделали при строительстве крытой ледовой аре- ны Северного флота, где сейчас прохо- дят матчи Северной военной хоккейной лиги. Чтобы подготовить площадку под строительство на мысе Алыш, были за- действованы тракторы, экскаваторы, краны. Так что возможность флотских хоккеистов тренироваться и играть на отличном льду, а болельщиков - наблю- дать за спортсменами можно назвать в том числе и заслугой военных инже- неров. Череда учений Минувший год был насыщенным и бо- гатым на события. Личному составу ба- тальона довелось в полном объёме по- казать своё мастерство. К примеру, ле- том проходила серия плановых учений на полуострове Средний, где инженеры обеспечивали все подразделения пол- ка. Вскоре после их завершения бата- льон отправился выполнять задачи в губе Грязной Кольского залива, где про- ходило специальное учение инженер- ных войск, в ходе которого ИТБ обору- довал пункты управления, ожидания по- грузки на десантные корабли, добы- чи и очистки воды, системы рейдового оборудования, места размещения, пи- тания и отдыха личного состава, при- чалы, обеспечил работу плавающей мастерской. Ну а затем в оборудован- ном районе состоялся один из этапов специального учения с органами воен- ного управления и организациями ма- териально-технического обеспечения Вооружённых сил РФ. - Наша основная задача тогда за- ключалась в маскировке командно-на- блюдательных пунктов, - уточняет под- полковник Зотов, - выполнялись наши- ми подразделениями и подрывы. Был установлен ложный плавучий при- чал, изображающий настоящий, чтобы сбить с толку условного противника, мы имитировали наличие военной техники в хранилище. Растяжка для медведя Одним из ярких событий прошлого года для нескольких специалистов ба- тальона стала командировка на Землю Франца-Иосифа. - На ЗФИ побывал сводный отряд со всех батальонов полка. Там было обору- довано три лагеря, а нашей задачей ста- ло их энергообеспечение, - продолжает рассказ командир баталь- она. - В условиях арктиче- ских широт мы апробирова- ли новую электростанцию, которая подтвердила спо- собность работать при низ- ких температурах. Там же испытали новый образец лодки на воздушной подуш- ке «Ротан». А ещё нам было необходимо провести оцен- ку эффективности и срав- нить подрывы пресного и морского льда. В результате на практике убедились, что в пресных водоёмах взорван- ный лёд вновь схватывает- ся быстрее, чем в морской воде, где полынья сохраня- ется дольше и не замерзает ещё в течение примерно ше- сти часов. Из-за этого свойства льда инженеры столкнулись на ЗФИ с неожиданной слож- ностью. - Лагерь стоял в отдалении и от Нагурского, и от базы «Арктический трилистник», там где хо- дят белые медведи. И нам было необ- ходимо установить сигнальные мины, чтобы обезопасить себя и своевре- менно узнать о приближении хищни- ка, - рассказывает подполковник Зо- тов. - При установке растяжек мы по- няли, что в промёрзший грунт вечной мерзлоты колышек не воткнуть, а зна- чит, и мину не установить. Стали ду- мать, как решить проблему. Перфора- тором бурить - долго, вручную - тоже не вариант. Но там повсюду много мелкого камня, из него и решили сделать укре- пление. Поставили колышек, обсыпали камнями, долго заливали водой, чтобы он замёрз и зафиксировался (морская вода не желала застывать). Тогда мы попробовали использовать пресную. И в тех сильнейших морозах она момен- тально превратилась в лёд. К счастью, косолапые обитатели ЗФИ к лагерю близко не подходили. - Всего пару раз мы видели медведей. Один из них - большой такой на вид, ка- залось, килограммов двести весил - на- чал приближаться, но как только увидел лагерь, развернулся и ушёл. Было вид- но, что он сытый, не агрессивный. Да и в целом перед командировкой нам объ- ясняли, что эти животные редко всту- пают в конфликт с человеком, если им не угрожает опасность, - говорит Алек- сандр Зотов. Предварительная подготовка воздушных судов перед по - лётной сменой . Контроль за выполнением работ - одна из задач на - чальника ТЭЧ . Капитан Николай Светобатченко имеет большой опыт подготовки авиатехники . лётной годности. Выявля- ем и устраняем неисправ- ности, проводим мелкий те- кущий ремонт, - вторит кол- леге старший авиационный механик старший сержант Артём Захаров. Личный состав техни- ко-эксплуатационной части звена не расслабляется ни на минуту. - В авиации недопустима расхлябанность, поэтому мы полагаемся только на стро- гий, тройной контроль, - под- чёркивает Николай Юрье- вич. - От нас постоянно тре- буются повышенное внима- ние и бдительность. …Самолёт за самолётом взмывает в небо. Значит, и сегодня инженерно-техни- ческий состав потрудился на славу, выполнив свою работу профессиональ- но и слаженно. Заполяр- ное небо - в их надёжных руках. Владлена КЛЮШИНА . Фото автора . Дело техники ВСЕ ЗАДАЧИ ПО ПЛЕЧУ О прошлом и будущем Нестандартные задачи инженеры вы- полняли прошлым летом в районе реки Западная Лица. Они изучали форти- фикационные сооружения времён Ве- ликой Отечественной войны, старые окопы, траншеи. В процессе составля- ли схемы с указанием, в каких местах шли бои, где держали оборону защит- ники Советского Заполярья и находи- лись гитлеровцы. Благодаря этому ре- конструировалась картина событий 80-летней давности, на основании ко- торой североморцы делали выводы об эффективности применяемой тактики, проводили анализ действий наших во- инов. Обращаясь к героическим страницам истории, военные инженеры не забыва- ют и о будущем: - В Нахимовском военно-морском учи- лище - в Мурманском филиале - есть класс, который мы курируем, проводим с воспитанниками уроки мужества, объяс- няем азы сапёрного дела, - говорит под- полковник Александр Зотов. - Училище военно-морское, и большинство ориен- тируется именно на морские специаль- ности. Но всё же есть и те, кто всерьёз задумывается в будущем выбрать про- фессию военного инженера. И мы этому очень рады. Анна ВИХРОВА . Фото из архива батальона . Перегрузка лесоматериалов войсковым мобильным лесопильным комплек - сом в ходе учения в губе Грязной . Личный состав инженерно - технического батальона принял участие в комплексной экспеди - ции СФ в районе Земли Франца - Иосифа . Нестандартные задачи инженеры выполняли прошлым летом в районе реки Западная Лица . Они изучали фор - тификационные сооружения времён Великой Отече - ственной войны , старые окопы , траншеи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz