На страже Заполярья. 2022 год. Апрель.

22 апреля 2022 года От затяжки кабеля до выхода в море Предприятие появилось в слож- ные послевоенные годы, когда сотни лучших выпускников вузов из разных концов страны устреми- лись на север нашей Родины - в Северодвинск. Именно тогда, в 1952 году, они открыли эпоху атомного подводного флота. C момента создания все за- казы, которые выполняются на крупнейших заводах судострое- ния и ремонта, расположенных на Белом море (Производствен- ное объединение «Севмаш» и Центр судоремонта «Звёздоч- ка»), неизменно проходят через руки работников предприятия, которое в разные годы носило СПО «Арктика», г. Северодвинск, Архангельское шоссе, 34. www.spoarktika.ru ЭНЕРГИЯ БОЛЬШИХ КОРАБЛЕЙ Жизнь гигантских субмарин невозможна без участия специалистов - электромонтажников 22 апреля 2022 года одно из ведущих электромонтаж- ных предприятий судостроительной отрасли России - Северное производственное объединение «Арктика» - отмечает 70-летний юбилей. разные названия - «Электромон- тажное предприятие № 8», Севе- родвинское предприятие «Эра» и с 1976 года, СПО «Арктика». В рассуждениях о значимости труда коллектива часто приво- дится образное сравнение под- водной лодки и организма че- ловека. До тех пор, пока внутрь строящегося корабля не придёт электромонтажник, лодка не жи- вёт. Но прокладывается кабель, подаётся электропитание, на- чинает работать электрообору- дование, и будущий покоритель океанских глубин оживает, и по его «жилам» начинает пульсиро- вать энергия. Другими словами, работа специалистов предприя- тия сродни монтажу нервной си- стемы корабля. Чтобы проверить, все ли ме- ханизмы электроэнергетической системы только что построенной подводной лодки работают на- дёжно, без сбоев, на испытания вместе с военным экипажем вы- ходят и члены сдаточной коман- ды от заводов, в том числе СПО «Арктика». Ответственные сдат- чики навсегда запоминают свой первый выход, специалисты за- водов проходят те же испытания, что и команда корабля, и многие хранят истории, происходящие во время морских переходов. СПО «Арктика» выполняет роль помощника флота ещё в од- ном направлении, изготавливая и налаживая сложное корабель- ное оборудование, предназна- ченное для работы на большой глубине и в высоких широтах. Одна из специализаций пред- приятия - производство спец- техники. А это освоение и разви- тие новых технологий в области испытания и эксплуатации слож- ных комплексов автоматики и радиоэлектронного вооружения. Высокий профессионализм специалистов позволяет сохра- нить авторитет, сложившийся в среде ведущих конструкторских бюро и разработчиков судового оборудования России. Легендарные заказы За время своей работы СПО «Арктика» только на верфях Сев- маша и ЦС «Звёздочка» участво- вало в строительстве, модерни- зации и ремонте более 300 под- водных лодок и 50 надводных ко- раблей, судов и плавсредств раз- личных проектов. Историческими вехами ста- ло участие в строительстве пер- вой отечественной атомной под- водной лодки «Ленинский комсо- мол», самой глубоководной АПЛ «Комсомолец», крупнейших в мире тяжёлых подводных крей- серов проекта «Акула», мало- шумных «Барсов», миниатюрных автоматизированных «Лира», ударных многоцелевых АПЛ «Ан- тей» и в модернизации леген- дарного атомного ледокола «Ле- нин». Один из крупных и уникаль- ных заказов, в котором принима- ла участие команда предприя- тия, модернизация авианосца «Викрамадитья» (бывший«Адми- рал Горшков») для ВМС Индии. Конечно, традиционно слава трудовых побед достаётся голов- ным предприятиям отрасли, но без профессионализма работ- ников электромонтажного произ- водства этот триумф был бы не- достижим. Не секрет, что чем сложнее и современнее корабль, тем более мощной и разветвлённой стано- вится его электроэнергетическая система. Каждое новое поколе- ние АПЛ отличается от преды- дущего новой электроникой, по- строенной на более современ- ной элементной базе, с более высокими возможностями. Год от года усложняются за- дачи, которые ставят перед обо- ронкой государство и флот, поэ- тому инженеры и технологи, кон- структоры и рабочие цехов осва- ивают современные системы и оборудование. Сейчас предпри- ятие участвует в создании АПЛ стратегического и многоцеле- вого назначения четвёртого по- коления проектов «Борей-А» и «Ясень-М», а также в ремонте и модернизации тяжёлого авиане- сущего крейсера «Адмирал Фло- та Советского Союза Кузнецов», подводных кораблей «Тигр», «Тамбов» и других. 70-летний юбилей коллектив СПО «Арктика» во главе с гене- ральным директором Олегом Ло- гиновым встречает новыми до- стижениями. В марте 2022 года предприятие было награждено знаком отличия «За заслуги пе- ред Архангельской областью» и заняло 2-е место в региональном конкурсе «Организация высокой социальной ответственности». А перед юбилеем пришла ещё одна новость - к ордену Трудо- вого Красного Знамени, которо- го коллектив удостоился в 1978 году, и Благодарности Президен- та РФ 2015 года добавится ещё одна высокая награда - Почёт- ная грамота Правительства РФ. Это признание заслуг все- го коллектива, который гордит- ся крепкими традициями. Неслу- чайно на предприятии так мно- го трудовых династий, при этом срок работы трёх-четырёх по- колений некоторых семей пре- вышает 250 лет! А значит, на- копленные коллективом опыт и профессионализм позволят и дальше вводить в строй новые корабли, которыми будет по пра- ву гордиться Отчизна. Наталья ТРОФИМОВА . Фото пресс - службы СПО « Арктика » и ПО « Севмаш ». Генеральный директор СПО « Арктика » Олег Логинов . В постройке заказа немалая доля труда специалистов СПО « Арктика ». В ЦИФРАХ • Коллектив СПО «Арктика» принимал участие в строительстве и ремонте более 300 подводных и 50 надводных кораблей. • 3000 километров - максимальная суммарная длина кабеля, монтируемая предприятием за год. • Более 40 видов деятельности лицензировано и сертифициро- вано. • Свыше 4500 человек сейчас трудится в СПО «Арктика», более 1 200 из них - с высшим образованием. • Три производственных филиала открыты в 2021 году: «Север- ный» (Мурманск), «Западный» (Калининград) и «Южный» (Сева- стополь). На очереди - Санкт-Петербург. Корабелы Навигационно-связная косми- ческая система «Циклон» («Па- рус») начала создаваться в 1964 году, сотни предприятий и науч- но-исследовательских институ- тов решали эту сложнейшую за- дачу. А в 2001 году в её соста- ве появилась подсистема высо- коскоростной связи и переда- чи данных на основе комплекса станций спутниковой связи «Центавр-НМ», которым по праву может гордиться АО «НПЦ «Вигстар». Трагическая гибель АПРК К-141 «Курск» и последую- щая операция по его подъ- ёму потребовали резко- го увеличения пропускной способности каналов связи. Об этом событии рассказы- вают люди, которые были тому свидетелями. Главно- командующий ВМФ адми- рал Владимир Куроедов в мае 2001 года поставил за- дачу начальнику связи ВМФ вице-адмиралу Юрию Коно- нову: «Необходимо, чтобы я у себя в кабинете видел, как поднимают «Курск»!». Начальник связи вызвал по этому поводу начальни- ка группы космической свя- зи капитана 1 ранга Влади- мира Космачёва. Необхо- димо уточнить, что обсуж- дение этого вопроса проис- ходило весной 2001 года, а подъём «Курска» планировалось проводить в августе, и време- ни оставалось в обрез. И здесь мы обязательно должны назвать имя человека, большого энтузиа- ста, талантливейшего разработ- чика - генерального конструкто- ра ОКР «Центавр-НМ» Владими- ра Михайловича Голуба, пред- ложившего конкретные техниче- ские решения, которые легли в основу нового проекта. И вот на базе даже не опытного образца, а ма- кета корабельного ан- тенного поста всего за четыре месяца была со- здана станция спутни- ковой связи, способная передавать огромные потоки данных для обе- спечения вожделенной видеотрансляции. И не просто передавать, а пе- редавать с борта кораб- ля, в условиях качки, да ещё и по засекреченно- му каналу. В соответствии с ак- том выполненных работ по созданию системы закрытой спутниковой видео- конференцсвязи в штабе Северного флота и на борту тяжёлого атомного ракетного крейсе- ра «Пётр Великий», утверж- дённым 30 октября 2001 года временно исполняю- щим обязанности началь- ника штаба СФ контр-адми- ралом Олегом Трегубовым, в период с 3 сентября по 23 октября 2001 года про- ведено 66 сеансов закры- той видеоконференцсвя- зи между штабом СФ, ЦКП ВМФ и ТАРКР «Пётр Вели- кий». Обеспечены перего- воры по видеоконференц- связи заместителя Предсе- дателя Правительства РФ Ильи Клебанова, ГК ВМФ, КСФ, НШ СФ, НС ВМФ, ОД СФ, ОД ЭОН. Передано и принято более 100 фай- лов электронной информа- ции. Качество хорошее, обеспе- чивается наглядность, достовер- ность, оперативность информа- ции. Это была грандиозная по- беда связистов ВМФ, разработ- чиков АО «НПЦ «Вигстар» и их предшественников! С тех пор прошло более 20 лет. Утверждённый системный про- ект лёг в основу развития сети спутниковой высокоскоростной цифровой засекреченной свя- зи и видеоконференцсвязи меж- ду объектами ВМФ. За эти годы, несмотря на разные обстоятель- ства, порой благоприятные, но часто и препятствующие, были созданы станции спутниковой связи нового поколения - «Цен- тавр-НМ». Флотские связисты признают их самыми работоспо- собными, надёжными и просты- ми в эксплуатации. В настоящее время на узлах связи ВМФ уста- новлено восемь ком- плектов стационарных узловых станций «Цен- тавр-НМ3», которые обе- спечивают все виды свя- зи и передачи данных со скоростями до 1024 кбит/с одновременно по нескольким направлени- ям с гарантированным закрытием информации в групповых каналах пе- редачи данных. На суше применяются мобильные (возимые) станции спутниковой связи «Центавр-НМ2», всего на снабжение службой связи ВМФ при- нято 12 комплектов. Более 70 кораблей Военно-Морского Фло- та России оснащены станциями спутниковой связи «Центавр-НМ1», которые успешно служат военным моря- кам на ТАРКР «Пётр Великий» и «Адмирал Нахимов», ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», РКР «Мар- шал Устинов», фрегатах «Ад- мирал флота Касатонов» и «Ад- мирал Флота Советского Союза Горшков», БДК «Пётр Моргунов», «Иван Грен» и других кораб- лях Северного флота. Корабли уходят в дальние по- ходы, и военные моряки меся- цами несут нелёгкую службу, не видя своих родных и близких. Ко- нечно, для каждого военнослу- жащего большая радость и под- держка - услышать любимый го- лос, поговорить с родителями, женой, детьми. До наступления космической эры такая возмож- ность была исключением - за ме- сячный поход в экстренных слу- чаях можно было организовать всего 3-5 переговоров. А после появления комплекса «Центавр-НМ», например, толь- ко для личного состава черно- морского флагмана ГРКР «Мо- сква» было обеспечено более 1000 переговоров за месяц! На Международном воен- но-морском салоне в Санкт-Пе- тербурге в июле 2019 года АО «НПЦ «Вигстар» презентовал раз- работку в развитие этой системы - новые малогабаритные стан- ции спутниковой связи. Абонент- ские станции «Центавр-НМ-1м», предназначенные для установки на различных типах боевой тех- ники, включая надводные кораб- ли, подводные лодки, самолёты, беспилотные средства, обеспечи- вают работу на стоянке и в дви- жении. Такими антенными поста- ми могут быть обеспечены кораб- ли 3 и 4 ранга, так как их вес не превышает 15 кг, а аппаратный модуль может крепиться на стену в приборном отсеке. Также пред- усмотрена возможность опера- тивного перемещения станций с одного объекта на другой. Малогабаритные перевозимые станции «Центавр-НМ-2м» осна- щаются направленными антен- нами, размещаемыми внутри за- щитного кейса, перевозятся в за- данный район различными ви- дами транспорта и обеспечива- ют оперативное развёртывание одним человеком и вхождение в связь в течение 5 минут. Они мо- гут быть интегрированы в суще- ствующую систему связи, чтобы дополнить и расширить её воз- можности. В апреле 2022 года АО «НПЦ «Вигстар» исполняется 25 лет, и мы можем по праву гордить- ся своим вкладом в развитие си- стемы спутниковой связи Воен- но-Морского Флота России. Заместитель генерального директора АО « НПЦ « Вигстар » Василий ПРИХОДЬКО . СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ ДЛЯ ВМФ Её история насчитывает всего несколько десятилетий , но именно она стала одним из основных и наиболее надёжных видов коммуникаций в океане Что представляет военный моряк, когда слышит сло- ва «Циклон», «Парус», «Легенда», «Цунами», «Нептун», «Кристалл»? Военный моряк знает, что все эти поня- тия объединяет одно - самое нужное, важное, без чего никак не обойтись, - это связь. Сложнейшая система, которая состоит из береговых узлов, станций, сил и средств связи надводных кораблей и подводных ло- док, авиации, ретрансляторов, линий связи, объеди- нённых единой организацией. Антенный пост ССС « Центавр - НМ 1» на борту ТАРКР « Пётр Великий ». Перспективные разработки АО « НПЦ « Вигстар » на МВМС -2019.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz