На страже Заполярья. 2021 год. Январь.

3 стр. на стrаЖI 3aDDлlrы 15 января 2021 года ИДЕТ IiOEBAR VЧЕIiА ТОЛЬКО В ПОЛЁТЕ ЖИВУТ сАмолЁтыI -- - Образцовое вьшолнение учебно-боевых задач при лроведенни лётноii смены - важнеiiшая забота авиаторов 6 ~ Инженерно-тех­ -т нический состав пер­ вым приступает к выполнению наме­ ченных ранее планов. Пока лёт­ чики заняты своими делами, уточняют полётные задания, на аэродроме полным ходом идёт подготовка летательных аппа­ ратов. Каждый из специалистов инженерно-авиационной служ­ бы по своему направлению про­ водит необходимый набор опе­ раций, предусмотренных в дан­ ном случае. В первую очередь тщательно осматривают крыла­ тые машины, отогревают их, вы­ полняют другие работы. Действительно, на техничес­ кой позиции, где выстроились в ряд палубные истребители МиГ-29, многолюдно. Но суеты здесь нет. Все трудятся слажен­ но, при необходимости помога­ ют друг другу. Чувствуются хорошо налаженная организация всего процесса подготовки к полётам и чёткое распределение обязан­ ностей между специалистами. тель командира полка по лётной подготовке подполковник Анд­ рей Пестов. Сделав круг в рай­ оне аэродрома, он присоединя­ ется к первой машине, стано­ вится её ведомым. Теперь в небе пара истребителей, которые, следуя друг за другом, присту­ пают к отработке техники пило­ тирования. Дух захватывает, глядя на то, как виртуозно пилоты управляют летательными аппаратами. То самолёты свечой взмывают ввысь, то, накренившись на кры­ ло, разворачиваются буквально на пятачке, то с рёвом проно­ сятся над землёй на предельно малой высоте. руководитель зоны посадки. Наконец воздушный учебный бой заканчивается, и истреби- рости передвижения целей, ма­ лую высоту. Также выполняли фи­ гуры высшего пилотажа, виражи - В настоящий момент вплот­ ную занимаемся подготовкой самолётов к полётам, - расска­ зывает начальник технико-эк­ сплутационной части звена ка­ питан Николай Светобатченко. - В условиях зимы и полярной ночи от нас требуется повышенная внимательность и бдительность. В этот период используем фо­ нарики, специальную машину для просушки кабин летатель­ ных аппаратов, воздухозаборни­ ков, чтобы не оставалось снега, наледи. Н аконец подготов.~а воздуш­ ных судов к полетам завер­ шена. Лётчики, как водится в та­ ких случаях, осматривают маши­ ну, касаясь рукой её холодного металла, словно общаясь с ней. Инженер авиационного ком­ плекса старший лейтенант Ми­ хаил Сероштанов, который об­ служивает учебно-боевой истре­ битель, прозванный у авиаторов "спарка", докладывает коман­ диру экипажа о готовности ле­ тательного аппарата к работе в небе, помогает пилотам занять места в кабине самолёта. Затем подключается к переговорному устройству летательного аппа­ рата и начинает контролировать запуск двигателей. Проходит несколько минут, крылатая ма­ шина, сотрясая окрестности мо­ щным гулом, медленно трогается с места и выруливает на старт. - Лётчики проходят над взлёт­ но-посадочной полосой на высо­ те 25 метров, - рассказывает командир звена МиГ-29 капитан Артур Смирнов, наблюдающий за виражами в воздухе своих коллег. - Этот манёвр необходим для преодоления рубежа про­ тивовоздушной обороны против­ ника. Например, когда истреби­ тель с учётом рельефа мест­ ности так низко идёт над руслом реки, его трудно обнаружить средствам ПВО. шины. В небо поднимает свой истребитель штурман эскад­ рильи майор Артём Ломалов. Развернувшись в воздухе, он пролетает параллельно аэрод­ рому, ждёт, когда к нему при­ строится ведомый - командир звена майор Алексей Апраксин. Проходит несколько минут, и пара уже собралась, начинает отрабатывать полётное зада­ ние. Через мгновение в небе начинается учебный манёврен­ ный воздушный бой. Схватку за господство в воздухе ведут две пары самолётов. Сначала одна уходит от преследования, вторая пытается её атаковать. Затем, совершив манёвр, они перестра­ иваются и меняются ролями. Всё это происходит в нижней зо­ не воздушного пространства и на высоких скоростях. За всеми ви­ ражами просто не уследить. К примеру, первая пара проносит­ ся сомкнутым строем, вторая - несколько растянувшись. Это объясняется не отсутствием ма­ стерства её пилотов, а тактикой воздушного боя. Ведь когда пара при совершении очередного манёвра разомкнётся, ведущий окажется под ударом против­ ника. Поэтому построение пары таково, чтобы ведомый мог его прикрыть. Маuор Алеrcсеu AnparccUH - nо.лёт nрошё.л успешно. По словам офицера, сейчас время подготовки воздушных судов к вылету увеличивается - 3а.меститель lCo.мanдиpa nОЛ1Са nодnОЛlCовниlC Cepleu ЛучниlCов nрини.мает .машину у инженера авиациОННОlО lCо.мnлеlCса старшею леuтенанта Михаила СероштановQ. требуется на это затратить от 40 минут до 1 часа 20 минут. Всё зависит от погодных условий и состояния техники. Пилотируют спарку командир полка полковник Владимир Ко­ курин и его заместитель под­ полковник Сергей Лучников. Безусловно, для его выпол­ нения необходимо обладать высоким мастерством, хорошей лётной подготовкой. Учиться летать на малой высоте пилоты начинают с двухсот метров. Потом, после получения соот­ ветствующих навыков и допуска, опускаться можно несколько ниже. Таким образом лётчик доходит до пролётов на 25 мет­ рах. - В ходе данной лётной смены все, кто в ней участвуют, будут отрабатывать полёты на пре­ дельно малой высоте, - объяс­ няет далее капитан Артур Смир­ нов. - У нас сейчас полярная ночь, и чтобы за период, который она длится, не потерять навыки выполнения этого манёвра (пе­ рерыв не должен превышать трёх месяцев), нужно успеть его отработать. Ведь ночью летать на таких высотах по требова­ ниям безопасности нельзя. В тёмное время суток земли не видно, всё черным-черно. У капитана Артура Смирнова появилась минутка свободного времени, и как-то само собой сложилось, что он стал добро­ вольным гидом. По условиям учебного боя, тели начинают поочерёдно за­ ходить на приземление. Пилоты чётко знают, где и что в воздухе в этом случае нужно делать: в какой зоне совершать разворот, в какой - выпускать шасси и тому подобное. Как только последнее воз­ душное судно коснулось взлётно­ посадочной полосы, на взлёт вырулил истребитель МиГ-29, пилотируемый заместителем Через мгновение в небе начинается учебный манё­ вренный воздушный бой. Схватку за господство в воздухе ведут две пары самолётов. Сначала одна уходит от преследования, вторая пытается её атаковать. Затем, совершив манёвр, они перестра­ иваются и меняются ролями истребители расходятся и те­ ряют друг друга из вида. Потом бой завязывается на встречных курсах с новой силой. - Это не настоящий воздуш­ ный бой, а тренировка, два на два, - поясняет капитан Артур Смирнов. - Поэтому здесь допу­ скаются элементы подыгрыва­ ния друг другу. Сейчас лётчики просто нарабатывают навыки, и машины в воздухе для них - только цели. В реальной обста­ новке всё намного сложнее - и манёвры, и скорости. командира полка по военно­ политической работе подпол­ ковником Леонидом Прокази­ ным. Ему предстояло выполнять полётное задание по отдель­ ному плану, продлить допуски на пилотирование в различных ус­ ловиях сложности. - Особых отличий в полётах в условиях полярной ночи от днев­ ных для подготовленного лёт­ чика 1-го класса нет, - рассказы­ вает командир звена майор Алексей Апраксин. - Тем не ме­ нее нужно постоянно поддержи­ вать и совершенствовать свои навыки в тех или иных видах лётной подготовки. В этот раз мы отрабатывали манёвренный воздушный бой, продлили со­ ответствующие допуски к полё­ там разной степени сложности. Из особенностей можно отме­ тить большие перегрузки, ско- на полном форсаже, разных ско­ ростях. Такая техника пилоти­ рования помогает в ближнем воздушном бою завоевать пре­ имущество и выполнять любые поставленные задачи. Н а технической поз.~ции сно­ ва кипит напряженная ра­ бота. Инженерно-технический состав готовит авиационную тех­ нику к новому разлёту. Спе­ циалисты проверяют машины, запраВЛЯЮТТОПЛИВОМ,устраняют замечания лётчиков. В этот раз за штурвалом спар­ ки - подполковник Сергей Луч­ ников и командир эскадрильи майор Андрей ХопёрскиЙ. За­ меститель командира полка подтвердил в предыдущем по­ лёте свой допуск, и теперь сам летит уже в качестве инструк­ тора. За ним выруливают на старт сначала начальник служ­ бы безопасности полётов майор Иван Косьяненко, потом коман­ дир звена майор Андрей Сафо­ нов. Короткий разбег, и истре­ бители отрываются от взлётно­ посадочной полосы. И снова лётчики крутят в небе "карусель", ведут учебный воздушный бой. - После этого разлёта нач­ нутся ночные полёты, - посвя­ щает в дальнейший ход лётной смены командир полка полков­ ник Владимир Кокурин. - Про­ должим подготовку двух старших лётчиков - капитана Виктора Апанасенко и старшего лейте­ нанта Евгения Духового - к отра­ ботке техники пилотирования в условиях полярной ночи. Между прочим, старший лейтенант Ду­ ховой - выпускник 2018 года, уже имеет квалификацию лётчика З-го класса, полностью готов к полётам в дневное время. - Строгий контроль за выпол­ нением всего регламента ра­ бот - непременное условие, - продолжает капитан Николай Светобатченко. - Каждый, кто занят обслуживанием авиацион­ ной техники, внимательно отсле­ живает не только свои, но и дей­ ствия коллег. Например, за ра­ ботой авиамеханика смотрит ин­ женер авиационного комплекса, за тем, как он сам справляется со своими функциями, наблюда­ ет начальник ТЭЧ звена, и так далее по восходящей. Без этого в авиации нельзя, слишком мно­ го людей заняты подготовкой са­ молёта к полёту. Поэтому И конт­ ролируем друг друга. Для подполковника Сергея Лучникова это был контрольный полёт для восстановления техни­ ки пилотирования. После пере­ рыва лётчикам любой квалифи­ кации и степени подготовки по­ ложено совершить вылет вмес­ те с инструктором, чтобы под­ твердить необходимые допуски. В том, что полковник Владимир Кокурин и подполковник Сергей Лучников - настоящие асы, мож­ но было убедиться, наблюдая с земли за тем, в какие виражи они бросали истребитель, вы­ полняя фигуры высшего пило- тажа. - Мне предстоит летать ночью, - посвящает он в свои дела. - Пока смотрю, как летают мои това­ рищи. Если будет плохая погода, сначала вылет будет на спарке с более опытным лётчиком, по­ том буду летать сам, чтобы под­ держивать навыки и подтвер­ дить допуск пилотирования ночью. Если хорошая - сразу полечу один. А вообще-то для меня - чем хуже погода, тем лучше. Полёты в обычных метео­ условиях я уже отработал. Т ем временем на взлётно­ посадочную полосу вырули­ вают очередные крылатые ма- За всей этой "каруселью" в небе внимательно наблюдает и в какой-то степени ею управляет руководитель полётов майор Янек Василик. Он знающий спе­ циалист, обладающий большим опытом. Вместе с ним в тот день работали руководители ближней и дальней зоны, зоны посадки братья майор К)рий Канаев и капитан Сергей Канаев, старший лейтенант Максим Капустин. У каждого из них свой круг обя­ занностей. Например, самолёт, поднявшийся в воздух, переходит под "опеку" руководителя ближ­ ней зоны, во время захода на посадку при нахождении на глис­ саде рекомендации лётчику даёт До окончания лётной смены ещё далеко. Но и после её завершения жизнь на аэродроме не останавливается. Когда все крылатые машины зарулят на стоянку, возле них опять станут хлопотать специалисты инженерно-технической службы. Они будут заняты послеполётным обслуживанием авиационной техники. Следом за ними поднимает в воздух свой самолёт замести- АЛeICсаuдp БОНДАРь. Фото автора. МОТОСТРЕЛКИ выIлии НА "ТРОПУ РАЗВЕДЧИКА" Лучшие бойцы разведывательного батальона отдельной Печенгской мотострелковой бригады приступили к занятиям на тренировочном комплексе препятствий "Тропа разведчика". Тренировки проходят в рамках подготовки к конкурсу "Отличники войсковой разведки" Армейских международных игр. - Это сборное подразде­ ление, в которое отобраны лучшие специалисты раз­ ведывательных подразде­ лений после проведения отборочного этапа внутри батальона. Все - военнослу­ жащие, проходящие службу по контракту, - рассказыва­ ет командир разведыва­ тельного взвода старший лейтенант Георгий Иванов (фамилия изменена по просьбе офицера). - С янва­ ря по март 2021 года пройдут состязания флотского уров­ ня. По их итогам будут сфор­ мированы сборные коман­ ды для участия в Армейских международных играх 2021 года. За основу подготовки к ., I • соревнованиям по профес­ сиональному мастерству разведчики берут програм­ му проведения конкурса, которая состоит из пяти эта­ пов. Первый - десантиро­ вание и совершение марш­ броска. В ходе него развед­ чики десантируются из вер­ толёта Ми-8 посадочным способом, выходят в тыл противника, совершают марш-бросок в район раз­ ведки, проводят засаду и определяют местоположе­ ние неприятеля при помо­ щи специальных техничес­ ких средств. Следующая часть кон­ курса - состязание механи­ ков-водителей. Участники управляют боевой маши- ной пехоты в сложных усло­ виях местности, преодо­ левая при этом различные препятствия - брод, колей­ ный мост, минно-взрывное заграждение, противотан­ ковый ров и многое другое. На этапе преодоления комплекса "Тропа развед­ чика" группа в полном сос­ таве, в боевой экипировке ходе выполнения боевой задачи. Сами разведчики этот этап считают самым слож­ ным, ведь по ходу прохож­ дения полосы им необ­ ходимо уничтожить врага броском ножа, осуществить подрыв участка железной дороги, преодолеть зара­ жённую территорию в сред- Тренировки у нас проходят поэтапно согласно программе конкурса. Мы тща­ тельно отрабатываем каждое упражнение со средствами имитации на время преодолевает 22 препятствия, такие, как проволочные заграждения, завалы с растяжками, вер­ тикальные стены, макет вертолёта с выполнением высадки, фасады двухэтаж­ ных зданий, ров с водой, то есть те, с которыми развед­ чики могут столкнуться в • ствах защиты и эвакуиро­ вать с поля боя раненых, оказав им первую меди­ цинскую помощь. Четвёртый этап - стрель­ ба. Разведчики индивиду­ ально и в составе группы выполняют контрольные стрельбы из штатного ору­ жия - пистолета Макаро­ ва, автомата Калашникова АК-74М, снайперской вин­ товки Дегтярёва, ручного противотанкового грана­ томёта РПГ-7, а также со­ ревнуются в метании хо­ лодного оружия и ручных гранатах на точность. И заключительный этап конкурса - выход разве­ дывательного отделения в район сбора после выпол­ нения задачи. Разведгруп­ па с оружием и снаряже­ нием преодолевает вод­ ную преграду вплавь с ис­ пользованием подручных средств. Механик-водитель демонстрирует мастерство вождения боевой машины на плаву. Выбравшись на берег, участники выпол­ няют норматив по инже­ нерной подготовке, затем уходят на марш-бросок с боевой стрельбой и сосре­ дотачиваются уже в районе сбора. На завершающем этапе конкурса по профессио­ нальному мастерству "От­ личники войсковой развед­ ки" задача разведгруппы - продемонстрировать уме­ ние слаженно работать в команде, показать физи­ ческую силу и выносли­ вость. А этого разведчикам отдельной Печенгской мо­ тострелковой бригады не занимать. - Тренировки у нас про­ ходят поэтапно согласно программе конкурса. Мы тщательно отрабатываем каждое упражнение, объясняет командир взво­ да. - Например, сегодня у нас тренировка по прохож­ дению комплекса препятст­ вий "Тропа разведчика". Её протяжённость километр. Люди быстро и уверенно преодолевают все препят­ ствия. Нельзя сказать, что для разведчиков брига­ ды какой-то норматив бо­ лее или менее сложен. В составе команды 12 чело­ век: командир разведы­ вательной группы, старший разведчик, разведчик-снай­ пер, разведчик-радиоте- • лефонист, разведчик-пуле­ мётчик, разведчик-грана­ томётчик, разведчик-сапёр, разведчик-санитар, раз­ ведчик, механик-водитель и два запасных бойца. Все занятия у нас проходят в условиях, максимально при­ ближенных к боевым, а тре­ нировки по преодолению водных преград вплавь мы проводим в бассейне го­ рода Заполярный. Профессиональный уро­ вень разведчиков отдель­ ной Печенгской мотострел- ковой бригады Северного флота постоянно растёт. Занять призовые места им пока не удавалось, но по сравнению с 2019 годом, в этом году они поднялись на две ступени выше и на­ мерены идти только впе­ рёд, используя имеющи­ еся навыки владения ору­ жием и совершенствуя своё мастерство в ходе упор­ ных ежедневных трени­ ровок. Марина ФРОЛОВА. Фото автора. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz