На страже Заполярья. 2021 год. Январь.
3 стр. на стrаЖI 3aDDлlrы 15 января 2021 года ИДЕТ IiOEBAR VЧЕIiА ТОЛЬКО В ПОЛЁТЕ ЖИВУТ сАмолЁтыI -- - Образцовое вьшолнение учебно-боевых задач при лроведенни лётноii смены - важнеiiшая забота авиаторов 6 ~ Инженерно-тех -т нический состав пер вым приступает к выполнению наме ченных ранее планов. Пока лёт чики заняты своими делами, уточняют полётные задания, на аэродроме полным ходом идёт подготовка летательных аппа ратов. Каждый из специалистов инженерно-авиационной служ бы по своему направлению про водит необходимый набор опе раций, предусмотренных в дан ном случае. В первую очередь тщательно осматривают крыла тые машины, отогревают их, вы полняют другие работы. Действительно, на техничес кой позиции, где выстроились в ряд палубные истребители МиГ-29, многолюдно. Но суеты здесь нет. Все трудятся слажен но, при необходимости помога ют друг другу. Чувствуются хорошо налаженная организация всего процесса подготовки к полётам и чёткое распределение обязан ностей между специалистами. тель командира полка по лётной подготовке подполковник Анд рей Пестов. Сделав круг в рай оне аэродрома, он присоединя ется к первой машине, стано вится её ведомым. Теперь в небе пара истребителей, которые, следуя друг за другом, присту пают к отработке техники пило тирования. Дух захватывает, глядя на то, как виртуозно пилоты управляют летательными аппаратами. То самолёты свечой взмывают ввысь, то, накренившись на кры ло, разворачиваются буквально на пятачке, то с рёвом проно сятся над землёй на предельно малой высоте. руководитель зоны посадки. Наконец воздушный учебный бой заканчивается, и истреби- рости передвижения целей, ма лую высоту. Также выполняли фи гуры высшего пилотажа, виражи - В настоящий момент вплот ную занимаемся подготовкой самолётов к полётам, - расска зывает начальник технико-эк сплутационной части звена ка питан Николай Светобатченко. - В условиях зимы и полярной ночи от нас требуется повышенная внимательность и бдительность. В этот период используем фо нарики, специальную машину для просушки кабин летатель ных аппаратов, воздухозаборни ков, чтобы не оставалось снега, наледи. Н аконец подготов.~а воздуш ных судов к полетам завер шена. Лётчики, как водится в та ких случаях, осматривают маши ну, касаясь рукой её холодного металла, словно общаясь с ней. Инженер авиационного ком плекса старший лейтенант Ми хаил Сероштанов, который об служивает учебно-боевой истре битель, прозванный у авиаторов "спарка", докладывает коман диру экипажа о готовности ле тательного аппарата к работе в небе, помогает пилотам занять места в кабине самолёта. Затем подключается к переговорному устройству летательного аппа рата и начинает контролировать запуск двигателей. Проходит несколько минут, крылатая ма шина, сотрясая окрестности мо щным гулом, медленно трогается с места и выруливает на старт. - Лётчики проходят над взлёт но-посадочной полосой на высо те 25 метров, - рассказывает командир звена МиГ-29 капитан Артур Смирнов, наблюдающий за виражами в воздухе своих коллег. - Этот манёвр необходим для преодоления рубежа про тивовоздушной обороны против ника. Например, когда истреби тель с учётом рельефа мест ности так низко идёт над руслом реки, его трудно обнаружить средствам ПВО. шины. В небо поднимает свой истребитель штурман эскад рильи майор Артём Ломалов. Развернувшись в воздухе, он пролетает параллельно аэрод рому, ждёт, когда к нему при строится ведомый - командир звена майор Алексей Апраксин. Проходит несколько минут, и пара уже собралась, начинает отрабатывать полётное зада ние. Через мгновение в небе начинается учебный манёврен ный воздушный бой. Схватку за господство в воздухе ведут две пары самолётов. Сначала одна уходит от преследования, вторая пытается её атаковать. Затем, совершив манёвр, они перестра иваются и меняются ролями. Всё это происходит в нижней зо не воздушного пространства и на высоких скоростях. За всеми ви ражами просто не уследить. К примеру, первая пара проносит ся сомкнутым строем, вторая - несколько растянувшись. Это объясняется не отсутствием ма стерства её пилотов, а тактикой воздушного боя. Ведь когда пара при совершении очередного манёвра разомкнётся, ведущий окажется под ударом против ника. Поэтому построение пары таково, чтобы ведомый мог его прикрыть. Маuор Алеrcсеu AnparccUH - nо.лёт nрошё.л успешно. По словам офицера, сейчас время подготовки воздушных судов к вылету увеличивается - 3а.меститель lCo.мanдиpa nОЛ1Са nодnОЛlCовниlC Cepleu ЛучниlCов nрини.мает .машину у инженера авиациОННОlО lCо.мnлеlCса старшею леuтенанта Михаила СероштановQ. требуется на это затратить от 40 минут до 1 часа 20 минут. Всё зависит от погодных условий и состояния техники. Пилотируют спарку командир полка полковник Владимир Ко курин и его заместитель под полковник Сергей Лучников. Безусловно, для его выпол нения необходимо обладать высоким мастерством, хорошей лётной подготовкой. Учиться летать на малой высоте пилоты начинают с двухсот метров. Потом, после получения соот ветствующих навыков и допуска, опускаться можно несколько ниже. Таким образом лётчик доходит до пролётов на 25 мет рах. - В ходе данной лётной смены все, кто в ней участвуют, будут отрабатывать полёты на пре дельно малой высоте, - объяс няет далее капитан Артур Смир нов. - У нас сейчас полярная ночь, и чтобы за период, который она длится, не потерять навыки выполнения этого манёвра (пе рерыв не должен превышать трёх месяцев), нужно успеть его отработать. Ведь ночью летать на таких высотах по требова ниям безопасности нельзя. В тёмное время суток земли не видно, всё черным-черно. У капитана Артура Смирнова появилась минутка свободного времени, и как-то само собой сложилось, что он стал добро вольным гидом. По условиям учебного боя, тели начинают поочерёдно за ходить на приземление. Пилоты чётко знают, где и что в воздухе в этом случае нужно делать: в какой зоне совершать разворот, в какой - выпускать шасси и тому подобное. Как только последнее воз душное судно коснулось взлётно посадочной полосы, на взлёт вырулил истребитель МиГ-29, пилотируемый заместителем Через мгновение в небе начинается учебный манё вренный воздушный бой. Схватку за господство в воздухе ведут две пары самолётов. Сначала одна уходит от преследования, вторая пытается её атаковать. Затем, совершив манёвр, они перестра иваются и меняются ролями истребители расходятся и те ряют друг друга из вида. Потом бой завязывается на встречных курсах с новой силой. - Это не настоящий воздуш ный бой, а тренировка, два на два, - поясняет капитан Артур Смирнов. - Поэтому здесь допу скаются элементы подыгрыва ния друг другу. Сейчас лётчики просто нарабатывают навыки, и машины в воздухе для них - только цели. В реальной обста новке всё намного сложнее - и манёвры, и скорости. командира полка по военно политической работе подпол ковником Леонидом Прокази ным. Ему предстояло выполнять полётное задание по отдель ному плану, продлить допуски на пилотирование в различных ус ловиях сложности. - Особых отличий в полётах в условиях полярной ночи от днев ных для подготовленного лёт чика 1-го класса нет, - рассказы вает командир звена майор Алексей Апраксин. - Тем не ме нее нужно постоянно поддержи вать и совершенствовать свои навыки в тех или иных видах лётной подготовки. В этот раз мы отрабатывали манёвренный воздушный бой, продлили со ответствующие допуски к полё там разной степени сложности. Из особенностей можно отме тить большие перегрузки, ско- на полном форсаже, разных ско ростях. Такая техника пилоти рования помогает в ближнем воздушном бою завоевать пре имущество и выполнять любые поставленные задачи. Н а технической поз.~ции сно ва кипит напряженная ра бота. Инженерно-технический состав готовит авиационную тех нику к новому разлёту. Спе циалисты проверяют машины, запраВЛЯЮТТОПЛИВОМ,устраняют замечания лётчиков. В этот раз за штурвалом спар ки - подполковник Сергей Луч ников и командир эскадрильи майор Андрей ХопёрскиЙ. За меститель командира полка подтвердил в предыдущем по лёте свой допуск, и теперь сам летит уже в качестве инструк тора. За ним выруливают на старт сначала начальник служ бы безопасности полётов майор Иван Косьяненко, потом коман дир звена майор Андрей Сафо нов. Короткий разбег, и истре бители отрываются от взлётно посадочной полосы. И снова лётчики крутят в небе "карусель", ведут учебный воздушный бой. - После этого разлёта нач нутся ночные полёты, - посвя щает в дальнейший ход лётной смены командир полка полков ник Владимир Кокурин. - Про должим подготовку двух старших лётчиков - капитана Виктора Апанасенко и старшего лейте нанта Евгения Духового - к отра ботке техники пилотирования в условиях полярной ночи. Между прочим, старший лейтенант Ду ховой - выпускник 2018 года, уже имеет квалификацию лётчика З-го класса, полностью готов к полётам в дневное время. - Строгий контроль за выпол нением всего регламента ра бот - непременное условие, - продолжает капитан Николай Светобатченко. - Каждый, кто занят обслуживанием авиацион ной техники, внимательно отсле живает не только свои, но и дей ствия коллег. Например, за ра ботой авиамеханика смотрит ин женер авиационного комплекса, за тем, как он сам справляется со своими функциями, наблюда ет начальник ТЭЧ звена, и так далее по восходящей. Без этого в авиации нельзя, слишком мно го людей заняты подготовкой са молёта к полёту. Поэтому И конт ролируем друг друга. Для подполковника Сергея Лучникова это был контрольный полёт для восстановления техни ки пилотирования. После пере рыва лётчикам любой квалифи кации и степени подготовки по ложено совершить вылет вмес те с инструктором, чтобы под твердить необходимые допуски. В том, что полковник Владимир Кокурин и подполковник Сергей Лучников - настоящие асы, мож но было убедиться, наблюдая с земли за тем, в какие виражи они бросали истребитель, вы полняя фигуры высшего пило- тажа. - Мне предстоит летать ночью, - посвящает он в свои дела. - Пока смотрю, как летают мои това рищи. Если будет плохая погода, сначала вылет будет на спарке с более опытным лётчиком, по том буду летать сам, чтобы под держивать навыки и подтвер дить допуск пилотирования ночью. Если хорошая - сразу полечу один. А вообще-то для меня - чем хуже погода, тем лучше. Полёты в обычных метео условиях я уже отработал. Т ем временем на взлётно посадочную полосу вырули вают очередные крылатые ма- За всей этой "каруселью" в небе внимательно наблюдает и в какой-то степени ею управляет руководитель полётов майор Янек Василик. Он знающий спе циалист, обладающий большим опытом. Вместе с ним в тот день работали руководители ближней и дальней зоны, зоны посадки братья майор К)рий Канаев и капитан Сергей Канаев, старший лейтенант Максим Капустин. У каждого из них свой круг обя занностей. Например, самолёт, поднявшийся в воздух, переходит под "опеку" руководителя ближ ней зоны, во время захода на посадку при нахождении на глис саде рекомендации лётчику даёт До окончания лётной смены ещё далеко. Но и после её завершения жизнь на аэродроме не останавливается. Когда все крылатые машины зарулят на стоянку, возле них опять станут хлопотать специалисты инженерно-технической службы. Они будут заняты послеполётным обслуживанием авиационной техники. Следом за ними поднимает в воздух свой самолёт замести- АЛeICсаuдp БОНДАРь. Фото автора. МОТОСТРЕЛКИ выIлии НА "ТРОПУ РАЗВЕДЧИКА" Лучшие бойцы разведывательного батальона отдельной Печенгской мотострелковой бригады приступили к занятиям на тренировочном комплексе препятствий "Тропа разведчика". Тренировки проходят в рамках подготовки к конкурсу "Отличники войсковой разведки" Армейских международных игр. - Это сборное подразде ление, в которое отобраны лучшие специалисты раз ведывательных подразде лений после проведения отборочного этапа внутри батальона. Все - военнослу жащие, проходящие службу по контракту, - рассказыва ет командир разведыва тельного взвода старший лейтенант Георгий Иванов (фамилия изменена по просьбе офицера). - С янва ря по март 2021 года пройдут состязания флотского уров ня. По их итогам будут сфор мированы сборные коман ды для участия в Армейских международных играх 2021 года. За основу подготовки к ., I • соревнованиям по профес сиональному мастерству разведчики берут програм му проведения конкурса, которая состоит из пяти эта пов. Первый - десантиро вание и совершение марш броска. В ходе него развед чики десантируются из вер толёта Ми-8 посадочным способом, выходят в тыл противника, совершают марш-бросок в район раз ведки, проводят засаду и определяют местоположе ние неприятеля при помо щи специальных техничес ких средств. Следующая часть кон курса - состязание механи ков-водителей. Участники управляют боевой маши- ной пехоты в сложных усло виях местности, преодо левая при этом различные препятствия - брод, колей ный мост, минно-взрывное заграждение, противотан ковый ров и многое другое. На этапе преодоления комплекса "Тропа развед чика" группа в полном сос таве, в боевой экипировке ходе выполнения боевой задачи. Сами разведчики этот этап считают самым слож ным, ведь по ходу прохож дения полосы им необ ходимо уничтожить врага броском ножа, осуществить подрыв участка железной дороги, преодолеть зара жённую территорию в сред- Тренировки у нас проходят поэтапно согласно программе конкурса. Мы тща тельно отрабатываем каждое упражнение со средствами имитации на время преодолевает 22 препятствия, такие, как проволочные заграждения, завалы с растяжками, вер тикальные стены, макет вертолёта с выполнением высадки, фасады двухэтаж ных зданий, ров с водой, то есть те, с которыми развед чики могут столкнуться в • ствах защиты и эвакуиро вать с поля боя раненых, оказав им первую меди цинскую помощь. Четвёртый этап - стрель ба. Разведчики индивиду ально и в составе группы выполняют контрольные стрельбы из штатного ору жия - пистолета Макаро ва, автомата Калашникова АК-74М, снайперской вин товки Дегтярёва, ручного противотанкового грана томёта РПГ-7, а также со ревнуются в метании хо лодного оружия и ручных гранатах на точность. И заключительный этап конкурса - выход разве дывательного отделения в район сбора после выпол нения задачи. Разведгруп па с оружием и снаряже нием преодолевает вод ную преграду вплавь с ис пользованием подручных средств. Механик-водитель демонстрирует мастерство вождения боевой машины на плаву. Выбравшись на берег, участники выпол няют норматив по инже нерной подготовке, затем уходят на марш-бросок с боевой стрельбой и сосре дотачиваются уже в районе сбора. На завершающем этапе конкурса по профессио нальному мастерству "От личники войсковой развед ки" задача разведгруппы - продемонстрировать уме ние слаженно работать в команде, показать физи ческую силу и выносли вость. А этого разведчикам отдельной Печенгской мо тострелковой бригады не занимать. - Тренировки у нас про ходят поэтапно согласно программе конкурса. Мы тщательно отрабатываем каждое упражнение, объясняет командир взво да. - Например, сегодня у нас тренировка по прохож дению комплекса препятст вий "Тропа разведчика". Её протяжённость километр. Люди быстро и уверенно преодолевают все препят ствия. Нельзя сказать, что для разведчиков брига ды какой-то норматив бо лее или менее сложен. В составе команды 12 чело век: командир разведы вательной группы, старший разведчик, разведчик-снай пер, разведчик-радиоте- • лефонист, разведчик-пуле мётчик, разведчик-грана томётчик, разведчик-сапёр, разведчик-санитар, раз ведчик, механик-водитель и два запасных бойца. Все занятия у нас проходят в условиях, максимально при ближенных к боевым, а тре нировки по преодолению водных преград вплавь мы проводим в бассейне го рода Заполярный. Профессиональный уро вень разведчиков отдель ной Печенгской мотострел- ковой бригады Северного флота постоянно растёт. Занять призовые места им пока не удавалось, но по сравнению с 2019 годом, в этом году они поднялись на две ступени выше и на мерены идти только впе рёд, используя имеющи еся навыки владения ору жием и совершенствуя своё мастерство в ходе упор ных ежедневных трени ровок. Марина ФРОЛОВА. Фото автора. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz