На страже Заполярья. 2021 год. Январь.

6 стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 25 января День штурмана Военно·морского флота. Памятная дата России. День российского сту· денчества (Татьянин день). В 1701 году указом Петра 1 в Москве создана Школа математических и навигацких наук, одно из первых в России государственных учебных заведений. День Генерального штаба ВС РФ. Генеральный штаб русской армии был создан указом Екатерины 11 в 1763 году. В 1921 году в Москве образован морской отдел всеобуча. В 2001 году Санкт-Петербургский военно-морской институт переименован в Морской корпус Петра Великого. 26 января В 1965 году Указом Президиума Верховного Совета СССР установлены почётные звания "Заслуженный военный лётчик СССР" и "Заслуженный военный штурман СССР". 27 января День воинской славы России - День полного освобож­ дения Ленин града от фашистской блокады (1944 год). В 1721 году указом правительствующего Сената закреплялось первенство офицерства над дворянст­ вом. В 1921 году родился морской пехотинец стрелок 2-го добровольческого отряда моряков Северного флота Герой Советского Союза краснофлотец Иван Михай­ лович Сивко. В 1946 году в Соляном городке Северной столицы открыт Музей обороны Ленинграда. В 1961 году в Баренцевом море погибла ракет­ ная дизель-электрическая подводная лодка проекта 644 "С-80" под командованием капитана 3 ранга Анатолия Ситарчика. Погибли 68 членов экипажа. В 1953 году в соответствии с Постановлением Совета министров СССР в городе Гатчине на базе радиотех­ нического факультета Высшего военно-морского учили­ ща связи создано Высшее военно-морское инженер­ ное радиотехническое училище им. А.С. Попова. В начале 60-х годов ВВМУС и ВВМИРТУ объединены в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А.С. Попова. 28 января Международный день мобилизации против ядерной войны. В 1724 году указом Петра 1 основан архив Адмирал­ тейств-коллегии - один из старейших архивов в России, положивший начало Российскому государственному архивуВМФ. Открытие в 1820 году Антарктиды экспедицией Фа,цдея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Пет­ ровича Лазарева. В 1918 году Советом народных комиссаров принят Декрет об организации Рабоче-крестьянской Красной армии. В 1945 году войска 1-го Прибалтийского фронта взяли город и порт Клайпеду, завершив освобождение Литвы от немецко-фашистских захватчиков. В 1959 году в первичную партийную организацию авиаполка Северного флота поступило заявление от будущего первого космонавта планеты комсомольца Юрия Гагарина с просьбой принять его кандидатом в члены КПСС. В 1986 году произошла катастрофа космического корабля "Челленджер". В 1988 году учреждена юбилейная медаль "70 лет Вооружённых Сил СССР". 29 января В 1713 году родился Григорий Андреевич Спиридов, видный флотоводец, адмирал, командующий Бал­ тийским флотом. Командовал эскадрой в 1-й Архипе­ лагской экспедиции 1769-1773 П. и авангардом в Чесменском сражении. Успешно блокировал Дар­ данеллы (1771-1773). 29 января 1886 года считается днём изобретения автомобиля. В 1943 году авиация Северного флота нанесла торпедный удар по конвою противника. В 1945 году войска 1-го Белорусского фронта Маршала Советского Союза Григория Константиновича Жукова перешли границу Германии западнее и северо­ западнее города Познань. В 1951 году Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе награждено орденом Ушакова 1 степени. 30 января В 1667 году в деревне Андрусово близ Смоленска заключён Андрусовский договор о перемирии между Россией и Речью Посполитой, завершивший Русско­ польскую войну 1654-1667 годов. Русскому государству возвращены Смоленск и Черниговские воеводства. Польша признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией, Киев отошёл России. В 1701 году родился вице-адмирал Дмитрий Яков­ левич Лаптев, мореплаватель, исследователь Арктики, руководитель одного из отрядов второй Камчатской экспедиции (1733-1743). В 1872 году родился создатель ранцевого парашюта Глеб Евгеньевич Котельников. В 1958 году учреждено переходящее Красное знамя военного совета Северного флота. 31 января В 1714 году в Петербурге указом Петра 1 основана Кунсткамера - первый русский музей, куда со всех концов свозились всякие диковины. В 1765 году генерал-адмиралом князем Павлом Петровичем учреждён Инвалидный дом для "морских служителей" на Каменном острове в Петербурге. В 1881 году экспедиционный корпус под командо­ ванием генерала Михаила Дмитриевича Скобелева вступил в Ашхабад. Завершено покорение Туркестана. В 1909 году родился командир 298-го стрелкового полка 186-й стрелковой дивизии 14-й армии Карель­ ского фронта Герой Советского Союза подполковник Сёмен Иванович Азаров. В 1924 году Вторым съездом Советов СССР была утверждена и стала основным законом Конституция СССР. • * на стraЖЕ 3апDлIFы 22 января 2021 года РАТНАН СПАВА ОТЕЧЕСТВА 21 января • День воинской спавы России Ден" полноrо DСВО1iОlCдеНИR пенинrрад,." Фаwис,ской liпокады 11944 !ОД) Немецкие истори­ ки в своих исследо­ ваниях старались най- 6 -+ ти оправдание такой тактике. Долгое время в запад­ ногерманской историографии гос­ подствовало мнение, что Ленин­ град был городом-крепостью, а значит, с ним можно было по­ ступать как с военным объектом, и голод использовать в качестве средства ведения войны, ведь он не был запрещён международным гуманитарным правом. Позднее, однако, историки ФРГ признали, что фактически блокада Ленин­ града была геноцидом. Город И голод Наступление фашистских войск на Ленинград началось 1 О июля 1941 года. В августе тяжёлые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска пере­ резали железные дороги, свя­ зывавшие Северную столицу со страной. А 8 сентября немецко­ фашистские войска овладели Шлис­ сельбургом и отрезали Ленинград от Большой земли. Началась бло­ када. Сообщение поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. В день начала блокады прои­ зошла первая массированная бом­ бардировка. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. В сентябре-октябре вра­ жеская авиация совершала в день по несколько налётов. Целью про­ тивника было не только помешать деятельности важных предприя­ тий, но и создать панику среди насе­ ления. Ограничения на свободную про- оБЕссилЕнныI,' НО НЕ сломлЕнныIE дажу продуктов появились в Ле­ нин граде уже в середине июля, а острый дефицит еды начал ощу­ щаться в сентябре. В ноябре появи­ лись первые умершие от голода. Нормы хлеба всё время умень­ шались. Если в сентябре 1941 года суточная норма для рабочего сос­ тавляла 600 граммов, то в ноябре она сократилась до 250. Все ос­ тальные, в том числе и дети, по­ лучали всего по 125 граммов. Но и столько хлеба печь было не из чего: в тесто добавляли всё, вплоть до древесных опилок. Поэтому неудивительно, что люди даже передвигались с большим трудом. До апреля 1943 года в городе продолжали работать школы. - Учились мы трудно, педагоги были все истощённые до предела. Мы тоже были истощены, на уроках клевали носом. Света не было, так что читали мы с коптилками, - го­ ворится в воспоминаниях житель­ ницы блокадного Ленинграда Ли­ дии Михайловны Смородиной. - Но в школе на большой перемене да­ вали овощной бурды и граммов 50 хлебушка, называлось это "булоч­ ка". Сейчас, конечно, это бы так ник­ то не назвал. Ленинградцы продолжали тру­ диться на заводах. Позднее пере­ жившие блокаду очевидцы приз­ наются, что выжить в основном смогли те, кто чем-то занимался. А люди, которые хотели сэкономить силы, оставаясь дома, обычно там и умирали. Дорога жизни Единственным дорожным сооб­ щением между Ленинградом и ос- тальным миром оказалось Ладож­ ское озеро. Поскольку Дорогу жиз­ ни постоянно обстреливали немцы, советским солдатам удавалось привезти лишь часть продоволь­ ствия, но если бы не это, смерт­ ность горожан оказалась бы в разы больше. Зимой, когда озеро замерзало, машины доставляли грузы прямо по льду. При этом в город они везли продукты, а обратно вывозили людей. Эвакуировать удалось око­ ло миллиона человек. В первую очередь спасали женщин, детей, больных, стариков. Весной 1942 го­ да, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, уби­ рать город. Нормы выдачи хлеба увеличились. В дневниковых записях бло­ кадников появляется проблеск надежды, несмотря на ужас, кото­ рый был вокруг: - А потом весна. Из подтаявших сугробов торчат ноги мертвецов, город замёрз в нечистотах. Мы выходили на очистительные ра­ боты. Лом трудно поднимать, труд­ но скалывать лёд. Но мы чистили дворы и улицы, и весной город засиял чистотой. Помощь "часовых" Удивительно, но выстоять Ленин­ граду помогали дети. Они с боль­ шим энтузиазмом откликнулись на призыв местной власти о помощи. Собирали металлолом, ёмкости для горючих смесей, тёплые вещи для красноармейцев, а также по­ могали медикам в больницах. Ребята дежурили на крышах зда­ ний, готовые в любой момент поту­ шить зажигательные бомбы и тем самым спасти постройки от по­ жара. "Часовые ленинградских крыш" - такое прозвище они полу­ чили в народе. За годы блокады Ле­ нинграда погибло огромное коли­ чество детей. Но они своими дей­ ствиями воодушевляли взрослых. - Мы не знали другой жизни, не помнили её. Казалось, что это и есть нормальная жизнь - сирена, холод, бомбёжки, крысы, темнота по вечерам... Однако я с ужасом думаю, что должны были чувство­ вать мама и папа, видя, как их дети медленно движутся к голодной смерти. Их мужеству, их силе духа я могу только позавидовать, - гово­ рится в дневнике одного из "ча­ совых". Потери и награды 27 января 1944 года стал днём полного освобождения Ленингра­ да. В честь этого события в городе был дан праздничный салют. Блокада длилась почти 900 дней и стала самой кровопролитной в истории человечества. Общие потери Ленинградского и Волховского фронтов убитыми, ранеными и пропавшими без вести за всё время битвы за Ленинград с июля 1941 по август 1944 года сос­ тавили более миллиона человек. О потерях мирного населения у историков до сих пор нет единого мнения. В 1945 году на Нюрнберг­ ском процессе было объявлено, что жертвами блокады стали 649 тысяч человек, однако современ­ ные историки считают, что в дей­ ствительности эта цифра составила не менее 800 тысяч. Подвиг защитников города был высоко оценён: свыше 350 тысяч солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта были на­ граждены орденами и медалями, звание Герой Советского Союза присвоено 226 из них. Медаль "За оборону Ленинграда", которая бы­ ла учреждена в декабре 1942 года, получили около полутора миллио­ нов человек. Подготовила Анна ВИХРОВА. I 320-летию военно-.мОРС1Сого образования в России ~~============== ОТ школыI ДО АКАДЕМИИ курс обучения и 100 чело­ век учащихся. С 1803 по 1826 год оно состояло при Морском корпусе. В 1827 г. это училище вместе сучитель­ Военно-морское образование в России возникло и развивалось вместе С Военно-морским фло­ том. За 320 лет своего существования они не раз испытывали взлёты и падения, то находясь в центре внимания первых лиц государства, то пере1КИВая периоды забвения. делял их по назначению. кой школы в Петербурге образуется Морская акаде­ мия или Акаде­ мия морской гвар­ дии, в которую переводятся из Москвы 305 уче­ ников мореход­ ных классов. рый являлся младшим офи­ церским чином в Россий- По указу Петра 1 от 25 (14) января 1701 года в Москве была открыта шко­ ла "Математических и на­ вигацких хитростно искусств учения", куда поначалу при­ няли 200 человек возрас­ том от 12 до 33 лет на срок обучения от 4 лет и более. Именно эта дата - 25 янва­ ря (по новому стилю) 1701 года - и является датой начала военно-морского образования в России. Первое время она на­ ходилась в ведении Ору­ жейной палаты, а затем - Адмиралтейской канцеля­ рии. Размещалась в Суха­ ревой башне, ранее слу­ жившей Сретенскими воро­ тами Москвы. Это четы­ рёхъярусное строение как нельзя лучше подходило будущим мореходам для астрономических наблю­ дений. В 1703 году на только что отвоёванной у Швеции зем­ ле был основан Санкт-Пе­ тербург. Новый город быст­ ро строился и за короткое время превратился в круп­ ный торговый порт и в пер­ во классную военно-мор­ скую базу с большими судо­ строительными верфями и промышленными предпри­ ятиями. Сюда была пере­ несена столица России. Быстро растущему флоту требовались хорошо под­ готовленные и в большом количестве офицерские кадры, и удовлетворить этот спрос Навигацкая школа уже не могла. К тому же она находилась далеко от мор­ ского побережья и от новой столицы. Указом Петра от 1 октября 1715 года на базе старших классов Навигац- Морская акаде­ мия в отличие от Навигацкой шко­ лы была чисто военным учеб­ ным заведени­ ем. Её размести­ ли в одном из до­ мов Александра Кикина - первого начальника Пе­ тербургского ад­ миралтейства, который распо- Пётр 1 в возрасте 26 лет. Художни/С Готфрид Кнеллер, 1697 г. ской гимназией Мор­ ского корпуса было преобразовано в кон­ дукторские роты учеб­ ного морского ра­ бочего экипажа с об­ щим штатом в 900 человек, которые вы­ пускали унтер-офи­ церов. В 1844 г. пре­ образовано в Мор­ ское инженерное училище. В 1856 г. на их базе было соз­ дано Морское инже­ нерно-артиллерий­ ское училище, кото­ рое готовило артил­ леристов, механиков и корабельных ин- Из стен Навигацкой шко­ лы вышли первые россий­ ские штурманы, гидрогра­ фы, инженеры, известные деятели русского флота Ва­ силий Чичагов, Захар Ми­ шуков, Денис Калмыков, Пётр Пушкин, Конон Зотов, Павел Чичагов, Алексей Скуратов и многие другие. С этой школой связано имя знаменитого учёного Леон­ тия Магницкого, создателя "Арифметики", которая со­ держала ряд мореходных таблиц. О важности этого учеб­ ного заведения говорит тот факт, что Пётр 1 сам про­ водил смотры и экзаме­ ны выпускников школы, собственноручно распре- • лагался на месте тепереш­ него Зимнего дворца. В 1716 г. было учреждено воинское звание гардема­ рин, что в переводе с фран­ цузского означает "страж моря, морской гвардеец". Это звание было переход­ ным от воспитанника (уче­ ника) к чину мичмана, кото- Вид Сухаревоd башни, где располагалась первая Ш/Сола навигац/Сих науlC. Фото 1900 года. • ском флоте с 1732 по 1917 год. Позднее, после 1752 г., воспитанников старших классов стали называть гардемаринами. С тех пор флот России, в отличие от армии, начал комплекто­ ваться исключительно из выпускников своего учеб­ ного заведения. 15 декабря 1752 ~ по указу императрицы Елиза­ веты Петровны на базе Академии морской гвардии создаётся Морской шля­ хетский (дворянский) кадет­ ский корпус, который распо­ лагался в Петербурге на Васильевском острове. Для подготовки техничес­ ких специалистов флота - штурманов, морских артил­ леристов, кораблестроите­ лей (корабельных инжене­ ров) и инженерно-техни­ ческих специалистов с кон­ ца XVIII века в Петербурге открываются и другие учеб­ ные заведения. В 1798 г. в Петербурге было создано училище ко­ рабельной архитектуры. Оно имело трёхгодичный женеров. В 1872 г. штурманское и инженерно-артиллерий­ ское училища были объеди­ нены в одно учебное за­ ведение - Техническое учи­ лище Морского ведомства. В 1802 г. Морскому шля­ хетскому кадетскому кор­ пусу было присвоено новое название - Морской кадет­ ский корпус. За период 1802-1855 ГГ., то есть за время правления Александра 1 и Николая 1, корпус подготовил 3648 мичманов, 207 офицеров морской артиллерии, 93 офицера армии и граждан­ ских чиновников. С середины XIX века рус­ ский флот переживал тех­ ническую революцию. Яд­ ром флота становятся па­ ровые броненосные суда. На смену гладкоствольным пушкам приходят нарезные артиллерийские орудия, появляются новые средст­ ва ведения войны на море - мины, нашедшие приме­ нение уже в период Крым­ ской войны, и торпеды. Разрабатывается новая •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz