На страже Заполярья. 2021 год. Январь.
5 сТр. * на стrаЖl 3аПОЛlrьи 22 января 2021 года ================~II ~~=============== ГЕРОИЧЕСКИЕ БУДНИ ФЛОТСКИХ СПАСАТЕЛЕЙ Существованне спасательной службы на флоте - это объектнвнан необходнмость~ nроднктованнан событннмн её столетней нсторнн В УПАСР Северного флота бережно хранят ИСТОРИЮ спасательной службы. В музее этой части нередко проходят военно-патриотические мероприятия со школьниками и молодё:жью. История спасательной службы Северного флота настолько насыщена событиями, что рассказ о них достоин целой книги. Сегодня вниманию читателей предлагается лишь часть этой ис тории, относящаяся К тяжёлому периоду Ве ликой Отечественной войны. В сложных условиях при ходилось действовать лич ному составу экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) - аварийно-спасательной службы Северного флота и северные порты нашей страны вооружение, продо вольствие и стратегическое сырьё. При подходе кон воев к побережью Мур манска и перед выходом из Кольского залива спаса- на камни в Кольском за ливе при буксировке, было повреждено днище, затоп лено несколько помеще ний. Спасательные работы выполняли спасательное судно "Буревестник", во долазный бот ВМ-5 и два буксира. Мелкие пробоины были заделаны изнутри клиньями и пластырями (впоследствии забетониро ваны цементом). После осу шения носовых помещений пароход подвсплыл, в ре зультате чего удалось за вести мягкий пластырь под основную пробоину. Затем АНlлиdcteиd транспорт "Хар.матрис". манском порту от взрыва авиабомбы получил про боину корпуса и загорел ся английский транспорт "Нью-Вестминстер-Сити" (водоизмещение 12000 т), стоявший под разгрузкой. В его трюме находились бое припасы, взрыв которых грозил порту большими разрушениями. Команда транспорта покинула его. К месту аварии вышла группа на спасательном судне "Па мять Руслана". Спасатель пришвартовался к корме транспорта. Огонь бушевал во втором трюме, где на ходились боеприпасы ма лых калибров. Борт и па лубы над ним были раска лены докрасна, в трюме раздавались взрывы. В первом трюме, по сооб щению капитана транспор та, находилось 150 т тро тила, в связи с чем он реко мендовал отвести судно на середину залива и зато пить. Спасатели с ним не согласились. На транспорт высадилась аварийно-спа сательная группа (АСГ). Спасатели открыли кинг стоны в машинна-катель ном отделении, а правый борт транспорта ниже ва терлинии в районе второго трюма подорвали толовой шашкой. Хлынувшей водой эти очаги пожара были лик видированы, судно село на грунт. С помощью бере говой пожарной команды огонь был потушен и на палубе, оставшейся над водой. Затем водолазами были заделаны пробоины, закрыты кингстоны, и после осушения трюмов транс порт был поставлен под разгрузку. Беломорской флотилии. Судовой состав и техни ческая оснащённость ава рийно-спасательных отря дов не соответствовали по требностям военного вре мени. Выполнение спаса тельных работ сильно ос ложнялось частыми снеж ными зарядами, туманами и штормами, а при благо приятных метеоусловиях - высокой активностью авиа ции противника. В 1941 году ЭПРОН ока зывала помощь главным образом боевым кораблям Северного флота. В отчётах за этот год в перечне кораб лей и судов, которым ока зывалась помощь, числят ся эскадренные минонос цы "Громкий" и "Урицкий", подводные лодки "К-1 ", "К-2", "Д-3" и "К-23", сто рожевые корабли СКР-21, "Ветер", "Смерч", "Торос", "морские охотники" МО-1 32, МО-142, МО-143, стороже вой и торпедный катера, минный заградитель "Мур ман" и танкер "Юкагир". Теплоход "Мария Ульяно ва", у которого была отор вана корма, после заделки пробоин, осушения одного из трюмов и машинного отделения был отбуксиро ван из района Териберки в Мурманск. Кроме того, эпроновца ми были подняты три само лёта, семь мотоботов, трау лер РТ-105 и буксирный пароход "Беломор", а также демонтировано и поднято вооружение с эсминца "Стремительный", затонув шего в результате налёта немецкой авиации. Выполнение первого во енного задания окончилось неудачно и трагично. 13 ию ля 1941 года рыболовные траулеры РТ-67 и РТ-32, переданные Северной экс педиции по мобилизации, вышли из Мурманска в Йо каньгу, имея на буксире подводные топливные ём кости. Их сопровождал тральщик "Пассат". В рай оне Гавриловских островов отряд подвергся нападе нию трёх фашистских эс минцев. "Пассат" поставил дымовую завесу для при крытия траулеров и вы нужден был принять бой. Силы были неравны. "Пас сат" и РТ -67 от полученных повреждений затонули. РТ- 32 удалось под прикрытием дымовой завесы оторвать ся от противника и выбро ситься на прибрежную от мель. Из личного состава судов, переданных ЭПРОН, погибли 22 человека. Начиная с 1942 года и до конца войны основной за дачей АСС Северного фло та и Беломорской фло тилии стало аварийно-спа сательное обеспечение проводки союзнических конвоев, транспортные су да которых доставляли в • тельные суда АСО рассре дотачивались в опреде лённых пунктах, где нахо дились в немедленной го товности к выходу для ока зания помощи судам кон воя и кораблям охранения. Особенно сложная обста новка была в 1942 году. Нередко более 100 крупных кораблей и судов союз ников, подвергаясь налё там вражеской авиации, находилось одновременно в Кольском заливе. В этой сложной обстановке эпро новцами было спасено 56 судов и боевых кораблей общим водоизмещением 208690 тонн. Среди большого числа успешных спасательных операций, проведённых АСС Северного флота, сле дует отметить спасение транспорта "Харматрис" (1942 г.), парахадов "Як" и "Ваенга" (1942г.), транс портов "Тбилиси" (1944 г.) и "Харис Бушнел" (1945 г.), а также ряд операций, свя занных с тушением больших были осушены остальные помещения, пароход сняли с камней и отбуксировали в Мурманск. Транспорт "Тбилиси" (во доизмещение 14500 т) по терпел аварию на подходе к Кольскому заливу. Мощ ным взрывом торпеды или мины была оторвана носо вая оконечность по второй трюм. Команде, несмотря на жестокий шторм, уда лось уплотнить перебарки, чем было предотвращено затопление, но судно по теряло ход. Получив уве домление об аварии, к по страдавшему транспорту быстро подошло спасатель ное судно "Буревестник". Спасателям удалось по дать буксирный трос на ава рийное судно и отвести его в ближайшую бухту. Там улучшили уплотнение пере барок, полностью осушили отсеки, в которые проникла вода, и, дождавшись улуч шения погоды, отбуксиро вали "Тбилиси" в порт на значения. Английский транспорт "Ландафф" (водоизмеще ние 10000 т) с грузом лесо материалов был атакован 24 июля 1943 года в Ба ренцевом море самолё тами противника и получил прямое попадание авиа бомбы в трюм NQ 4, в ко тором начался пожар. По жар распространился и на трюм NQ 5. Вышедшее к нему на помощь спаса тельное судно "Буревест ник" приступила к тушению пожара. Распространение огня было прекращено, пожар частично потушен. Спасатель привёл аварий ный транспорт в порт, где силами АСГ пожар был потушен окончательно. Всего за годы войны подразделениями ЭПРОН-АСС Северного флота и Беломорской военной флотилии было поднято 173 корабля и судна общим водоизмещением 85413 т, в том числе 17 судов общим водоизмещением 1422 т в портах Норвеmи пожаров, - на транспортах "Нью-Вестминстер-Сити", "Ландафф" и др. Английский транспорт "Харматрис" (водоизмеще ние 14000 т) подвергся ата ке подводной лодки и ли шился хода. Он был остав лен конвоем и дрейфовал с дифферентом на нос. Приняв сигнал бедствия, в море немедленно вышли спасательные буксиры "Память Руслана" и "Мур ман". С большим трудом при очень плохой види мости (полярная ночь, снежные заряды) транс порт удалось обнаружить. Высаженная аварийная группа подкрепила пере барки и поддерживала живучесть судна в период буксировки. "Харматрис" был доставлен в Мур манск и отремонтирован. Американский паро ход "Як" (водоизмещение 13500 т) в Мурманском порту от попадания авиа бомбы получил пробоину в борту и в обоих днищах. Спасательные суда от буксировали его на мелкое место, после чего водола зы, несмотря на периоди чески повторяющиеся авиа ционные налёты, быстро ус тановили на параходе ко робчатый пластырь. Через двое суток после аварии спасатели завершили от качку затопленных помеще ний и сняли "Як" с мелко водья. Пароход "Ваенга" (во доизмещение 3600 т) сел На подходе к побережью Мурманска был торпеди рован американский транс порт "Харис Бушнел" (водо измещение 14527 т). Взрыв произвёл большие разру шения в районе машинно котельного отделения, в трюм начала поступать во да, возникла опасность пе релома корпуса. Судно бы ло оставлено командой и Транспорт "Н" (водоиз мещение 8000 т) с бое припасами прибыл в сос таве конвоя в порт Мур манск. При разгрузке был атакован авиацией. От взрыва бомбы возник по жар боеприпасов. На по мощь горящему транспорту прибыли спасательный от ряд в составе спасатель ного судна, двух водолазных Эcteадренныd .миноносец "Стре.мительныd". конвоем. Аварийная группа с "Памяти Руслана" не по зволила ему погибнуть. "Ха рис Бушнел был отбукси рован в укрытую бухту и посажен на мель, где его частично разгрузили. Затем спасатели подкрепили пе реборки, откачали воду и отбуксировали судно в Мур манск. Во время одного из на лётов немецкой авиации 3 апреля 1942 года в Мур- • батов с переносными ла фетными стволами и мо топомпами и портовая по жарная команда. Попытки потушить пожар обычным способом не удались. Тогда транспорт затопили на глу бине 7 м (высота борта 9 м), а трюм с боеприпасами залили водой, что в итоге позволило ликвидировать пожар. В гружёный лесом анг лийский транспорт "И" (во- Доизмещение 10000 т) по пала авиабомба, возник пожар, который распрост ранился по всем трюмам. общим водоизмещением 10997 тонн. Наиболее сложным был подъём анг лийского парахода "Тобрук", тивной обстановки к подъ ёму носовой части присту пили только осенью. Руко водил работами старший Среди большого числа успешных спасательных операций, про ведённых: АСС Северного флота в период Великой Отечественной войны, следует отметить спасение транспорта "Харматрис" (1942 г.), пароходов "Як" и "Baeнra" (1942г.), транспортов "Тбилиси" (1944 г.) и "Харис Бушнел" (1945 г.), а также ряд операций, связанных с тушением больших пожаров, - на транспортах "Нью Вестминстер-Сити", "Ландафф" и других Судно было отбуксировано спасателями на отмель, трюмы залиты водой из передвижных мотопомп. Пожар был ликвидирован. После откачки воды и ре монта судно ушло в Вели кобританию в составе сле дующего конвоя. На гружёном хлопком транспорте "К" (водоизме щение 12000 т) при разгруз ке в Мурманском порту воз ник пожар от попадания авиабомбы. Пожар тушили подачей воды в закрытые трюмы мотопомпами и ла фетными стволами с одно временной откачкой воды и перепуском её по осуши тельной магистрали. По жар удалось быстро ликви дировать. Не всегда борьба с по жарами была успешной. Так, 12 мая 1942 года во время налёта немецких самолётов на Йоканьгу од на из бомб угодила в левое крыло ходового мостика СКР-29, стоявшего на рей- СКР-29 и эсминца "Стре мительный". Пароход "Тобрук" (водо измещение 14500 т) 4 ап реля 1942 года при раз грузке в Мурманском тор говом порту получил пря мое попадание авиабомб и затонул кормой у причала. Были затоплены 5-й и 6-й трюмы И машинна-катель ное отделение. Пробоины были задела ны тремя жёсткими и тре мя мягкими пластырями. После этого, откачав воду из затопленных помеще ний, пароход завели в сухой док. Все работы были вы полнены за 17 суток. После докового ремонта судно ушло в обратный рейс. Затонувший после по жара 12 мая 1942 года в районе порта Йоканьга СКР-29 лежал на глубине 12 м, опрокинувшись на левый борт. Руководил его подъёмом инженер-майор Антон Станиславский. По ворот корабля на ровный Спасательное суОно "БуревеcmниlC". де, и разорвалась вблизи от левого борта, повредив его. Корабль накренился, воз ник пожар в носовом ар тиллерийском погребе и распространился на жилые помещения и боевую рубку. Команда корабля предпри няла все доступные меры по ликвидации пожара, но после взрыва глубинных бомб СКР-29 моментально затонул. Архангельский аварий но-спасательный отряд Бе ломорской военной флоти лии действовал в районах Белого моря, юга-восточ ной части Баренцева моря, Карского моря и моря Лап тевых. Работа спасателей этого подразделения была такой же напряжённой, как и спасателей Северного флота. Из крупных работ Архангельского АСО сле дует отметить снятие с мели осенью 1942 года в слож ных метеоусловиях транс портов союзников "Ай ронклейд", "Компфайер", "Сайхайоль", "Халливуд", "ЛафаЙеп". За чёткие, быстрые и решительные действия по спасению этих транспортов морской министр Великобритании выразил благодарность личному составу спасате лей и их руководителю - командиру Архангельско го АСО подполковнику Николаю Петрову. АСО Беломорской во енной флотилии обеспе чивал также переходы речных судов. Так, в 1943- 1944 годах было пере ведено одиннадцать реч ных судов и буксиров из Архангельска и Нарьян Мара в Новый порт. Ко мандование флотилии не однократно отмечало хо рошую работу личного со става спасательных судов "Шквал" и "Совнарком". Несмотря на сложную оперативную обстановку, проводились и судоподъ ёмные работы. За первые два года войны было под нято 30 кораблей и судов • киль был осуществлён с помощью двух 80-тонных понтонов, остроплённых в носу и корме. Затем, ис пользуя два 80-тонных, шесть 40-тонных и шесть мягких 1 О-тонных понтонов, корабль подняли на по верхность. Постановка его на плав была произведена путём заделки поврежде ний корпуса клиньями, пробками, паклей с после дующей откачкой воды из отсеков. По окончании ра бот, продолжавшихся 40 су ток, корабль отбуксировали в Архангельск для ремонта. В конце 1942 года СКР-29 вошёл в состав действующих кораблей флота. Эсминец "Стремитель ный" затонул в порту По лярное 20 июля 1941 года от попадания трёх авиа бомб в среднюю часть ко рабля. В результате взрыва эсминец переломился на две части и затонул на глу бине 30 м. Носовая часть массой около 400 т легла на грунт с креном на правый борт около 900, кормовая часть массой 1200 т имела крен 120 тоже на правый борт. Подъём эсминца про изводился по частям. Пер вой поднимали кормовую часть с 17 сентября 1941 по 29 марта 1942 года. Ру ководил работами инже нер-майор Глеб РусецкиЙ. Подъём производили пон тонами в одну ступень, при этом использовались четы ре 200-тонных, четыре 80- тонных и четыре 40-тонных стальных понтона, а также четыре мягких 1 О-тонных понтона. При подъёме про изошла авария. Из-за не достаточной прочности стро пов и большого дифферен та, вызвавшего их перегруз ку, лопнули стропы 200-тон ных понтонов, и корабль снова ушёл на грунт. После замены стропов и допол нительной найтовки кормо вая часть эсминца "Стреми тельный" была поднята и отбуксирована в Мурманск. Из-за сложной опера- техник-лейтенант Александр Лоскутов. Подъём носовой части производился в две ступени, с выкрениванием после первой ступени. Ис пользовались два 200-тон ных и два 40-тонных понто на. Первый этап - подъём на глубину 18 м с сохранени ем имевшегося крена в 900 был закончен 4 ноября 1942 года. Дальнейшие работы по развороту и подъёму но совой части были начаты в январе и закончены в мар те 1943 года. Обе части эс минца ввели в сухой док, но из-за больших разрушений средней части восстано вить корабль оказалось не возможным. В 1943-1944 годах под разделениями АСС СФ было выполнено несколь ко работ по разгрузке и подъёму транспортов со юзников, потопленных не мецкой авиацией в Мур манском торговом порту. Особо следует отметить подъём важных грузов с английского парахода "Стил Уоркер" с глубины 45 м и подъём транспорта "Эмпайр Старлайт" водоиз мещением 13600 тонн. Транспорт "Эмпайр Старлайт" 15 апреля 1942 года вследствие попадания авиабомбы получил про боины в днище трюма NQ 2 и по правому борту. Трюм был затоплен, но транс порт остался на плаву, и его отбуксировали в мелко водный район. При после дующих налётах судно по лучило бортовую пробои ну в районе машинна-катель ного отделения и затонуло на глубине 11 м. Основную сложность при подъёме представляла пробоина в днище, которую заделали с помощью подводной свар ки. На бортовые пробоины были поставлены кессоны. После заделки мелких по вреждений наружной об шивки и перебарок в других трюмах транспорт был под нят путём откачки воды и введён в док. Работы вы полнялись в период с 15 мая по 16 сентября 1944 года. После докового ре монта судно было введено в эксплуатацию под на званием "Мурманск". Также успешно спосо бом откачки воды был под нят транспорт "Комсо мольск" (водоизмещение 6428 т), выброшенный штормом на прибрежные камни в районе порта Йо каньга 30 декабря 1944 года. После удара о камни транспорт затонул на глу бине 13м с дифферентом на нос. При подъёме, кото рый был завершён 21 ап реля 1945 года, успешно использовались три 50- тонных мягких понтона, заложенные в повреЖДёН ный носовой трюм. Всего за годы войны подразделения ми ЭПРОН-АСС Северного флота и Беломорской воен ной флотилии было подня то 173 корабля и судна об щим водоизмещением 85413 т, в том числе 17 су дов общим водоизмещени ем 1422 т в портах Норвегии. Судоподъёмным рабо там в акваториях северного побережья Норвегии пред шествовало участие АСС Се верного флота в десантных операциях при освобожде нии от немецких войск Пе ченги и Киркенеса. При этом сразу же после освобожде ния этих городов и приле гающих территорий отряд спасателей выполнил боль шой объём работ по обсле дованию и разинированию гаваней и причалов в Пет само, Киркенесе и Титовке. ПодlOтовuл АлеlCсандр ЯКОВЛЕВ. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz