На страже Заполярья. 2021 год. Январь.

5 сТр. * на стrаЖl 3аПОЛlrьи 22 января 2021 года ================~II ~~=============== ГЕРОИЧЕСКИЕ БУДНИ ФЛОТСКИХ СПАСАТЕЛЕЙ Существованне спасательной службы на флоте - это объектнвнан необходнмость~ nроднктованнан событннмн её столетней нсторнн В УПАСР Северного флота бережно хранят ИСТОРИЮ спасательной службы. В музее этой части нередко проходят военно-патриотические мероприятия со школьниками и молодё:жью. История спасательной службы Северного флота настолько насыщена событиями, что рассказ о них достоин целой книги. Сегодня вниманию читателей предлагается лишь часть этой ис­ тории, относящаяся К тяжёлому периоду Ве­ ликой Отечественной войны. В сложных условиях при­ ходилось действовать лич­ ному составу экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) - аварийно-спасательной службы Северного флота и северные порты нашей страны вооружение, продо­ вольствие и стратегическое сырьё. При подходе кон­ воев к побережью Мур­ манска и перед выходом из Кольского залива спаса- на камни в Кольском за­ ливе при буксировке, было повреждено днище, затоп­ лено несколько помеще­ ний. Спасательные работы выполняли спасательное судно "Буревестник", во­ долазный бот ВМ-5 и два буксира. Мелкие пробоины были заделаны изнутри клиньями и пластырями (впоследствии забетониро­ ваны цементом). После осу­ шения носовых помещений пароход подвсплыл, в ре­ зультате чего удалось за­ вести мягкий пластырь под основную пробоину. Затем АНlлиdcteиd транспорт "Хар.матрис". манском порту от взрыва авиабомбы получил про­ боину корпуса и загорел­ ся английский транспорт "Нью-Вестминстер-Сити" (водоизмещение 12000 т), стоявший под разгрузкой. В его трюме находились бое­ припасы, взрыв которых грозил порту большими разрушениями. Команда транспорта покинула его. К месту аварии вышла группа на спасательном судне "Па­ мять Руслана". Спасатель пришвартовался к корме транспорта. Огонь бушевал во втором трюме, где на­ ходились боеприпасы ма­ лых калибров. Борт и па­ лубы над ним были раска­ лены докрасна, в трюме раздавались взрывы. В первом трюме, по сооб­ щению капитана транспор­ та, находилось 150 т тро­ тила, в связи с чем он реко­ мендовал отвести судно на середину залива и зато­ пить. Спасатели с ним не согласились. На транспорт высадилась аварийно-спа­ сательная группа (АСГ). Спасатели открыли кинг­ стоны в машинна-катель­ ном отделении, а правый борт транспорта ниже ва­ терлинии в районе второго трюма подорвали толовой шашкой. Хлынувшей водой эти очаги пожара были лик­ видированы, судно село на грунт. С помощью бере­ говой пожарной команды огонь был потушен и на палубе, оставшейся над водой. Затем водолазами были заделаны пробоины, закрыты кингстоны, и после осушения трюмов транс­ порт был поставлен под разгрузку. Беломорской флотилии. Судовой состав и техни­ ческая оснащённость ава­ рийно-спасательных отря­ дов не соответствовали по­ требностям военного вре­ мени. Выполнение спаса­ тельных работ сильно ос­ ложнялось частыми снеж­ ными зарядами, туманами и штормами, а при благо­ приятных метеоусловиях - высокой активностью авиа­ ции противника. В 1941 году ЭПРОН ока­ зывала помощь главным образом боевым кораблям Северного флота. В отчётах за этот год в перечне кораб­ лей и судов, которым ока­ зывалась помощь, числят­ ся эскадренные минонос­ цы "Громкий" и "Урицкий", подводные лодки "К-1 ", "К-2", "Д-3" и "К-23", сто­ рожевые корабли СКР-21, "Ветер", "Смерч", "Торос", "морские охотники" МО-1 32, МО-142, МО-143, стороже­ вой и торпедный катера, минный заградитель "Мур­ ман" и танкер "Юкагир". Теплоход "Мария Ульяно­ ва", у которого была отор­ вана корма, после заделки пробоин, осушения одного из трюмов и машинного отделения был отбуксиро­ ван из района Териберки в Мурманск. Кроме того, эпроновца­ ми были подняты три само­ лёта, семь мотоботов, трау­ лер РТ-105 и буксирный пароход "Беломор", а также демонтировано и поднято вооружение с эсминца "Стремительный", затонув­ шего в результате налёта немецкой авиации. Выполнение первого во­ енного задания окончилось неудачно и трагично. 13 ию­ ля 1941 года рыболовные траулеры РТ-67 и РТ-32, переданные Северной экс­ педиции по мобилизации, вышли из Мурманска в Йо­ каньгу, имея на буксире подводные топливные ём­ кости. Их сопровождал тральщик "Пассат". В рай­ оне Гавриловских островов отряд подвергся нападе­ нию трёх фашистских эс­ минцев. "Пассат" поставил дымовую завесу для при­ крытия траулеров и вы­ нужден был принять бой. Силы были неравны. "Пас­ сат" и РТ -67 от полученных повреждений затонули. РТ- 32 удалось под прикрытием дымовой завесы оторвать­ ся от противника и выбро­ ситься на прибрежную от­ мель. Из личного состава судов, переданных ЭПРОН, погибли 22 человека. Начиная с 1942 года и до конца войны основной за­ дачей АСС Северного фло­ та и Беломорской фло­ тилии стало аварийно-спа­ сательное обеспечение проводки союзнических конвоев, транспортные су­ да которых доставляли в • тельные суда АСО рассре­ дотачивались в опреде­ лённых пунктах, где нахо­ дились в немедленной го­ товности к выходу для ока­ зания помощи судам кон­ воя и кораблям охранения. Особенно сложная обста­ новка была в 1942 году. Нередко более 100 крупных кораблей и судов союз­ ников, подвергаясь налё­ там вражеской авиации, находилось одновременно в Кольском заливе. В этой сложной обстановке эпро­ новцами было спасено 56 судов и боевых кораблей общим водоизмещением 208690 тонн. Среди большого числа успешных спасательных операций, проведённых АСС Северного флота, сле­ дует отметить спасение транспорта "Харматрис" (1942 г.), парахадов "Як" и "Ваенга" (1942г.), транс­ портов "Тбилиси" (1944 г.) и "Харис Бушнел" (1945 г.), а также ряд операций, свя­ занных с тушением больших были осушены остальные помещения, пароход сняли с камней и отбуксировали в Мурманск. Транспорт "Тбилиси" (во­ доизмещение 14500 т) по­ терпел аварию на подходе к Кольскому заливу. Мощ­ ным взрывом торпеды или мины была оторвана носо­ вая оконечность по второй трюм. Команде, несмотря на жестокий шторм, уда­ лось уплотнить перебарки, чем было предотвращено затопление, но судно по­ теряло ход. Получив уве­ домление об аварии, к по­ страдавшему транспорту быстро подошло спасатель­ ное судно "Буревестник". Спасателям удалось по­ дать буксирный трос на ава­ рийное судно и отвести его в ближайшую бухту. Там улучшили уплотнение пере­ барок, полностью осушили отсеки, в которые проникла вода, и, дождавшись улуч­ шения погоды, отбуксиро­ вали "Тбилиси" в порт на­ значения. Английский транспорт "Ландафф" (водоизмеще­ ние 10000 т) с грузом лесо­ материалов был атакован 24 июля 1943 года в Ба­ ренцевом море самолё­ тами противника и получил прямое попадание авиа­ бомбы в трюм NQ 4, в ко­ тором начался пожар. По­ жар распространился и на трюм NQ 5. Вышедшее к нему на помощь спаса­ тельное судно "Буревест­ ник" приступила к тушению пожара. Распространение огня было прекращено, пожар частично потушен. Спасатель привёл аварий­ ный транспорт в порт, где силами АСГ пожар был потушен окончательно. Всего за годы войны подразделениями ЭПРОН-АСС Северного флота и Беломорской военной флотилии было поднято 173 корабля и судна общим водоизмещением 85413 т, в том числе 17 судов общим водоизмещением 1422 т в портах Норвеmи пожаров, - на транспортах "Нью-Вестминстер-Сити", "Ландафф" и др. Английский транспорт "Харматрис" (водоизмеще­ ние 14000 т) подвергся ата­ ке подводной лодки и ли­ шился хода. Он был остав­ лен конвоем и дрейфовал с дифферентом на нос. Приняв сигнал бедствия, в море немедленно вышли спасательные буксиры "Память Руслана" и "Мур­ ман". С большим трудом при очень плохой види­ мости (полярная ночь, снежные заряды) транс­ порт удалось обнаружить. Высаженная аварийная группа подкрепила пере­ барки и поддерживала живучесть судна в период буксировки. "Харматрис" был доставлен в Мур­ манск и отремонтирован. Американский паро­ ход "Як" (водоизмещение 13500 т) в Мурманском порту от попадания авиа­ бомбы получил пробоину в борту и в обоих днищах. Спасательные суда от­ буксировали его на мелкое место, после чего водола­ зы, несмотря на периоди­ чески повторяющиеся авиа­ ционные налёты, быстро ус­ тановили на параходе ко­ робчатый пластырь. Через двое суток после аварии спасатели завершили от­ качку затопленных помеще­ ний и сняли "Як" с мелко­ водья. Пароход "Ваенга" (во­ доизмещение 3600 т) сел На подходе к побережью Мурманска был торпеди­ рован американский транс­ порт "Харис Бушнел" (водо­ измещение 14527 т). Взрыв произвёл большие разру­ шения в районе машинно­ котельного отделения, в трюм начала поступать во­ да, возникла опасность пе­ релома корпуса. Судно бы­ ло оставлено командой и Транспорт "Н" (водоиз­ мещение 8000 т) с бое­ припасами прибыл в сос­ таве конвоя в порт Мур­ манск. При разгрузке был атакован авиацией. От взрыва бомбы возник по­ жар боеприпасов. На по­ мощь горящему транспорту прибыли спасательный от­ ряд в составе спасатель­ ного судна, двух водолазных Эcteадренныd .миноносец "Стре.мительныd". конвоем. Аварийная группа с "Памяти Руслана" не по­ зволила ему погибнуть. "Ха­ рис Бушнел был отбукси­ рован в укрытую бухту и посажен на мель, где его частично разгрузили. Затем спасатели подкрепили пе­ реборки, откачали воду и отбуксировали судно в Мур­ манск. Во время одного из на­ лётов немецкой авиации 3 апреля 1942 года в Мур- • батов с переносными ла­ фетными стволами и мо­ топомпами и портовая по­ жарная команда. Попытки потушить пожар обычным способом не удались. Тогда транспорт затопили на глу­ бине 7 м (высота борта 9 м), а трюм с боеприпасами залили водой, что в итоге позволило ликвидировать пожар. В гружёный лесом анг­ лийский транспорт "И" (во- Доизмещение 10000 т) по­ пала авиабомба, возник пожар, который распрост­ ранился по всем трюмам. общим водоизмещением 10997 тонн. Наиболее сложным был подъём анг­ лийского парахода "Тобрук", тивной обстановки к подъ­ ёму носовой части присту­ пили только осенью. Руко­ водил работами старший Среди большого числа успешных спасательных операций, про­ ведённых: АСС Северного флота в период Великой Отечественной войны, следует отметить спасение транспорта "Харматрис" (1942 г.), пароходов "Як" и "Baeнra" (1942г.), транспортов "Тбилиси" (1944 г.) и "Харис Бушнел" (1945 г.), а также ряд операций, связанных с тушением больших пожаров, - на транспортах "Нью­ Вестминстер-Сити", "Ландафф" и других Судно было отбуксировано спасателями на отмель, трюмы залиты водой из передвижных мотопомп. Пожар был ликвидирован. После откачки воды и ре­ монта судно ушло в Вели­ кобританию в составе сле­ дующего конвоя. На гружёном хлопком транспорте "К" (водоизме­ щение 12000 т) при разгруз­ ке в Мурманском порту воз­ ник пожар от попадания авиабомбы. Пожар тушили подачей воды в закрытые трюмы мотопомпами и ла­ фетными стволами с одно­ временной откачкой воды и перепуском её по осуши­ тельной магистрали. По­ жар удалось быстро ликви­ дировать. Не всегда борьба с по­ жарами была успешной. Так, 12 мая 1942 года во время налёта немецких самолётов на Йоканьгу од­ на из бомб угодила в левое крыло ходового мостика СКР-29, стоявшего на рей- СКР-29 и эсминца "Стре­ мительный". Пароход "Тобрук" (водо­ измещение 14500 т) 4 ап­ реля 1942 года при раз­ грузке в Мурманском тор­ говом порту получил пря­ мое попадание авиабомб и затонул кормой у причала. Были затоплены 5-й и 6-й трюмы И машинна-катель­ ное отделение. Пробоины были задела­ ны тремя жёсткими и тре­ мя мягкими пластырями. После этого, откачав воду из затопленных помеще­ ний, пароход завели в сухой док. Все работы были вы­ полнены за 17 суток. После докового ремонта судно ушло в обратный рейс. Затонувший после по­ жара 12 мая 1942 года в районе порта Йоканьга СКР-29 лежал на глубине 12 м, опрокинувшись на левый борт. Руководил его подъёмом инженер-майор Антон Станиславский. По­ ворот корабля на ровный Спасательное суОно "БуревеcmниlC". де, и разорвалась вблизи от левого борта, повредив его. Корабль накренился, воз­ ник пожар в носовом ар­ тиллерийском погребе и распространился на жилые помещения и боевую рубку. Команда корабля предпри­ няла все доступные меры по ликвидации пожара, но после взрыва глубинных бомб СКР-29 моментально затонул. Архангельский аварий­ но-спасательный отряд Бе­ ломорской военной флоти­ лии действовал в районах Белого моря, юга-восточ­ ной части Баренцева моря, Карского моря и моря Лап­ тевых. Работа спасателей этого подразделения была такой же напряжённой, как и спасателей Северного флота. Из крупных работ Архангельского АСО сле­ дует отметить снятие с мели осенью 1942 года в слож­ ных метеоусловиях транс­ портов союзников "Ай­ ронклейд", "Компфайер", "Сайхайоль", "Халливуд", "ЛафаЙеп". За чёткие, быстрые и решительные действия по спасению этих транспортов морской министр Великобритании выразил благодарность личному составу спасате­ лей и их руководителю - командиру Архангельско­ го АСО подполковнику Николаю Петрову. АСО Беломорской во­ енной флотилии обеспе­ чивал также переходы речных судов. Так, в 1943- 1944 годах было пере­ ведено одиннадцать реч­ ных судов и буксиров из Архангельска и Нарьян­ Мара в Новый порт. Ко­ мандование флотилии не­ однократно отмечало хо­ рошую работу личного со­ става спасательных судов "Шквал" и "Совнарком". Несмотря на сложную оперативную обстановку, проводились и судоподъ­ ёмные работы. За первые два года войны было под­ нято 30 кораблей и судов • киль был осуществлён с помощью двух 80-тонных понтонов, остроплённых в носу и корме. Затем, ис­ пользуя два 80-тонных, шесть 40-тонных и шесть мягких 1 О-тонных понтонов, корабль подняли на по­ верхность. Постановка его на плав была произведена путём заделки поврежде­ ний корпуса клиньями, пробками, паклей с после­ дующей откачкой воды из отсеков. По окончании ра­ бот, продолжавшихся 40 су­ ток, корабль отбуксировали в Архангельск для ремонта. В конце 1942 года СКР-29 вошёл в состав действующих кораблей флота. Эсминец "Стремитель­ ный" затонул в порту По­ лярное 20 июля 1941 года от попадания трёх авиа­ бомб в среднюю часть ко­ рабля. В результате взрыва эсминец переломился на две части и затонул на глу­ бине 30 м. Носовая часть массой около 400 т легла на грунт с креном на правый борт около 900, кормовая часть массой 1200 т имела крен 120 тоже на правый борт. Подъём эсминца про­ изводился по частям. Пер­ вой поднимали кормовую часть с 17 сентября 1941 по 29 марта 1942 года. Ру­ ководил работами инже­ нер-майор Глеб РусецкиЙ. Подъём производили пон­ тонами в одну ступень, при этом использовались четы­ ре 200-тонных, четыре 80- тонных и четыре 40-тонных стальных понтона, а также четыре мягких 1 О-тонных понтона. При подъёме про­ изошла авария. Из-за не­ достаточной прочности стро­ пов и большого дифферен­ та, вызвавшего их перегруз­ ку, лопнули стропы 200-тон­ ных понтонов, и корабль снова ушёл на грунт. После замены стропов и допол­ нительной найтовки кормо­ вая часть эсминца "Стреми­ тельный" была поднята и отбуксирована в Мурманск. Из-за сложной опера- техник-лейтенант Александр Лоскутов. Подъём носовой части производился в две ступени, с выкрениванием после первой ступени. Ис­ пользовались два 200-тон­ ных и два 40-тонных понто­ на. Первый этап - подъём на глубину 18 м с сохранени­ ем имевшегося крена в 900 был закончен 4 ноября 1942 года. Дальнейшие работы по развороту и подъёму но­ совой части были начаты в январе и закончены в мар­ те 1943 года. Обе части эс­ минца ввели в сухой док, но из-за больших разрушений средней части восстано­ вить корабль оказалось не­ возможным. В 1943-1944 годах под­ разделениями АСС СФ было выполнено несколь­ ко работ по разгрузке и подъёму транспортов со­ юзников, потопленных не­ мецкой авиацией в Мур­ манском торговом порту. Особо следует отметить подъём важных грузов с английского парахода "Стил Уоркер" с глубины 45 м и подъём транспорта "Эмпайр Старлайт" водоиз­ мещением 13600 тонн. Транспорт "Эмпайр Старлайт" 15 апреля 1942 года вследствие попадания авиабомбы получил про­ боины в днище трюма NQ 2 и по правому борту. Трюм был затоплен, но транс­ порт остался на плаву, и его отбуксировали в мелко­ водный район. При после­ дующих налётах судно по­ лучило бортовую пробои ну в районе машинна-катель­ ного отделения и затонуло на глубине 11 м. Основную сложность при подъёме представляла пробоина в днище, которую заделали с помощью подводной свар­ ки. На бортовые пробоины были поставлены кессоны. После заделки мелких по­ вреждений наружной об­ шивки и перебарок в других трюмах транспорт был под­ нят путём откачки воды и введён в док. Работы вы­ полнялись в период с 15 мая по 16 сентября 1944 года. После докового ре­ монта судно было введено в эксплуатацию под на­ званием "Мурманск". Также успешно спосо­ бом откачки воды был под­ нят транспорт "Комсо­ мольск" (водоизмещение 6428 т), выброшенный штормом на прибрежные камни в районе порта Йо­ каньга 30 декабря 1944 года. После удара о камни транспорт затонул на глу­ бине 13м с дифферентом на нос. При подъёме, кото­ рый был завершён 21 ап­ реля 1945 года, успешно использовались три 50- тонных мягких понтона, заложенные в повреЖДёН­ ный носовой трюм. Всего за годы войны подразделения­ ми ЭПРОН-АСС Северного флота и Беломорской воен­ ной флотилии было подня­ то 173 корабля и судна об­ щим водоизмещением 85413 т, в том числе 17 су­ дов общим водоизмещени­ ем 1422 т в портах Норвегии. Судоподъёмным рабо­ там в акваториях северного побережья Норвегии пред­ шествовало участие АСС Се­ верного флота в десантных операциях при освобожде­ нии от немецких войск Пе­ ченги и Киркенеса. При этом сразу же после освобожде­ ния этих городов и приле­ гающих территорий отряд спасателей выполнил боль­ шой объём работ по обсле­ дованию и разинированию гаваней и причалов в Пет­ само, Киркенесе и Титовке. ПодlOтовuл АлеlCсандр ЯКОВЛЕВ. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz