На страже Заполярья. 2021 год. Январь.

4 стр. на стraЖЕ заПОЛIFЬИ 22 января 2021 года ========================~. 111========================= МЕШОК С ПОПРАВКАМИ Штурман всегда первым узнаёт навнгацнонную обстановку н нзучает театр nлаваннн кораблн сделать, тебе уже не надо заду­ мываться. Вот этим и занимался штурман перед своим первым выходом в море - трансфор­ мировал знания в навыки. И это, по признанию Дмитрия Викто­ ровича, ему очень пригодилось. системы электронных карт, ос­ новная и дублирующая, то бу­ мажная карта уже не нужна. Однако согласно руководящим документам, на которые опи­ раются в своей деятельности штурманы ВМФ России, ничто не может заменить бумажную кар­ ту. Пока. Возможно, рассуждает капитан 3 ранга Дмитрий Каш­ маков, она позже перейдёт в резервное средство, но не ско­ ро. Безусловно, электронные системы карт очень удобны, в первую очередь - для коман­ дира, когда на экране компью­ тера отображается вся инфор­ мация. Да и военнослужащим БЧ-1 технический прогресс по­ могает повышать оперативность выполнения работы. Героическая, важная, ответственная, при этом роман­ тическая и творческая... Какие ещё эпитеты придут вам в rолову, если попросят охарактеризовать профес­ сию штурмана? Такие же, возможно, но менее шаблон­ ные. И действительно, эти специалисты, как правило, крайне ответственны, умны и сообразительны, способны одновременно решать несколько задач. К тому же натуры они крайне увлечённые своим делом. Накануне про­ фессиональноrо праздника я пообщалась с одним из тех, кто успешно освоил специальность навиrатора и про­ должает непрерывно совершенствовать свои навыки. Это командир штурманской боевой части тяжёлоrо aToMHoro paкeTHoro крейсера "Пётр Великий" капитан 3 paHra Дмитрий Кашмаков. От теории к практике Сейчас Дмитрию Викторовичу сложно представить себе работу более привлекательную, хотя в военно-морское училище он поступил по воле случая, а не по зову сердца. - Родился я в Петрозаводске, школу окончил там же, самую обычную среднюю школу, - вспо­ минает офицер. - Практически вся моя семья - сотрудники Ми­ нистерства внутренних дел. К тому моменту, как я получил аттестат, старший брат уже учил­ ся в Университете МВД в Санкт­ Петербурге, и я поехал туда, вполне осознанно выбрав фа­ культет судмедэкспертизы. Но так произошло, что по кон­ курсу молодой человек не про­ шёл и уже собирался возвра­ щаться в Карелию, чтобы попы­ тать счастье в каком-нибудь местном вузе. Но когда забирал документы в приёмной комис­ сии, там ему посоветовали поп­ робовать свои силы в военном училище. Попробовал - получи­ лось! Тогда, в 2005 году, это учебное заведение именовалось Морс­ ким корпусом Петра Великого. Опять же по невзначай полу­ ченному совету Дмитрий и фа­ культет выбрал. Просто встре­ тился ему в училище один из ротных, который спросил, какой у Димы средний балл аттестата. - 4,6, - ответил я. А он мне: "О, раз ты с мозгами, то надо в штур­ маны идти". Ну я и пошёл, - рассказывает теперь командир БЧ-1. Как и у многих курсантов, был у Дмитрия непростой период привыкания к военному распо­ рядку, но в целом всё прошло гладко, учёба давалась легко, и в своём выборе специальности молодой человек не разочаро­ вался. Стажировку на последних курсах он проходил на флагмане Северного флота ТАРКР "Пётр Великий", сюда же после выпус­ ка и служить пришёл. - Был назначен инженером электронавигационной группы БЧ-1. Вступление в должность одновременно было и тяжёлым, И лёгким. Лёгким, поскольку тут был на стажировке и примерно представлял, что требуется от меня, ориентировался на кораб­ ле, понимал общую организа­ цию, знал офицеров, личный состав боевой части. Тяжело, потому что был уже не курсантом, а полноправным членом экипа­ жа, отношение и спрос совсем иные. Плюс подчинённые, к каждому из которых нужно было найти подход. Мне, как я считаю, это удалось. До 2014 года Дмитрий Каш­ маков служил в должности инже­ нера, успел поучаствовать в двух дальних походах - в Арктику и Средиземное море. Когда его ОГОНЬ - ПО ЛЕГЕНДЕ, БОРЬБА - ВСЕРЬЁ3 Совместные пожарно-тактические учения на объекте с массовым пребыванием людей про­ вели военнослужащие отдельной Печенrской мотострелковой бриrады и подразделения Кольскоrо rарнизона пожарной охраны Пе­ ченrcкоrо района. ния И тушению пожара под­ ручными средствами. Руководство тушением условного пожара возгла­ вил начальник 857-й гарни­ зонной пожарной команды Андрей Бурцев. участие автомобили скорой помощи и представители военной автоинспекции. При больших пожарах всег­ да вызываем все силы и средства, а так как ранг по­ жара был высок, задейство­ вали дополнительные си­ лы, - поясняет Андрей Вла­ димирович. - Прибыв на место, мы произвели раз­ ведку очага возгорания и выяснили, что произошло короткое замыкание. Огонь распространился на площа­ ди пяти квадратных метров. непосредственный начальник командир группы БЧ-1 ушёл на повышение, Дмитрий Викто- рович занял его место. Затем в его послужной список добави­ лось ещё одно длительное пла­ вание 2016 года, после чего офицер занял должность коман­ дира штурманской боевой части тяжёлого атомного ракетного крейсера "Пётр Великий". Как всегда, хочется узнать, каково было первый раз выйти в море. - Перед первым выходом в море я понял, что ничего не знаю как специалист, - признаётся капитан 3 ранга Кашмаков. - Одно дело, когда ты, находясь в базе, технику включаешь на часик для проверок и трени­ ровки, зная, что в любой момент тебе могут помочь, можно и "промышленности" позвонить. И совсем другое, когда осознаёшь, что ты уйдёшь на полгода и никто не поможет в случае чего, ответ­ ственность только на тебе. Тех­ нику нужно подготовить и быть в ней уверенным. Дмитрий Викторович как ин­ женер отвечал за инерциальную навигационную систему - основ­ ное навигационное устройство на корабле. Когда он понял, что знаний не хватает, взял тетради, много умных книжек и начал всё изучать. Командир группы тогда ему чётко указал, что необходи­ мо знать, почитать, запомнить. Дмитрий всё законспектировал, а позже эту тетрадь передал "по наследству" сменщику. Знание - умение - навык - важная связка в подготовке любого профессионала. Сна­ чала теория - ты обретаешь знания, потом получаешь уме­ ние, когда приступаешь к прак­ тике, работе руками, а навык - Оперативность и аккуратность - Основные качества, необ­ ходимые человеку, чтобы стать хорошим штурманом, - опера­ тивность и аккуратность, - утвер­ ждает капитан 3 ранга Дмитрий Кашмаков. Спорить сложно. Штурмания хоть и является наукой, полной различных формул, и предъ­ являет высокие требования к точности вычислений, но стан­ дартного алгоритма вроде "де­ лай раз, два, три" в ней нет. На итоговых результатах сказывают­ ся тысячи факторов, при расчё­ тах учитывается множество ис­ ходных данных. И чтобы во всём этом разобраться и не ошибить­ ся, аккуратность необходима. - Штурманов называют "мешок с поправками", потому что на нашу работу влияет всё - ветер, волнение, осадки. Море дви­ жется, корабль в нём движется, обстановка вокруг меняется, - пытается пояснить мне коман­ дир штурманской боевой час­ ти. - Простой пример. У "Петра Великого" артиллерийская пуш­ ка расположена на корме, а у "Маршала Устинова" - впереди. И это накладывает свои ограни­ чения при выполнении совмест­ ных стрельб, многое зависит от того, кто в ордере идёт первым. - Прогресс, конечно, отрицать нельзя. Сейчас мы больше поль­ зуемся электронными систе­ мами, но и старые методы не забываем. Бумажные карты, таблицы расчётные - никто не отменял. Этим мы выгодно от­ личаемся от зарубежных су­ доводителей, - продолжает ко­ мандир БЧ-1. - Бумажная карта - это прежде всего надёжность, она есть всегда, независимо от того, есть ли электричество, например. Штурман, у которого есть бумажная карта и секстан, обязательно доведёт корабль до пункта назначения. Ну в Се­ верном полушарии - точно. Когда корабль находится в море, Дмитрий Викторович за­ нимает своих подчинённых тре­ нировками "на бумаге", мони­ торы прикрывает, "выдаёт" Луну и звёзды, магнитный компас, Наладить хороший тандем командир - штурман - тоже часть работы Всё это должен учитывать командир БЧ-1. А ещё ему при­ ходится постоянно быть начеку, потому что обстановка может измениться в любой момент. На штурмана во время вахты непре­ рывно "сыпется" информация, которую нужно услышать, по­ нять, проанализировать, запи­ сать, учесть, нанести на карту, произвести расчёт и выдать рекомендации командиру. Вообще наладить хороший тандем командир - штурман - тоже часть работы. Если ко­ мандир корабля всецело дове­ ряет штурману, а тот, в свою очередь, уверен, что командир рекомендации примет, - это га­ рантия успеха. Такая степень доверия обеспечивает спокой­ ствие офицеров, отсутствие нер­ возности, что для выполнения задач крайне важно. Прогресс отрицать нельзя По стандартам Международ- звёздный глобус, расчётные таблицы и просит рассчитать местоположение корабля и про­ ложить необходимый курс. Кстати, и сам он от таких за­ нятий не отказывается, говорит, что подобная практика штурману нужна: - Я в училище ни разу не опре­ делял местоположение по Луне, а когда мы вышли в море здесь, мне довелось. Луна на Севере яркая, подсвечивает горизонт хорошо, я когда-то за ночь задач разных решил больше 100 штук. Занятия с личным составом штурманской боевой части ТАРКР не прекращаются никог­ да, независимо от того, в море корабль или у причала. Ежед­ невно сдаются различные нор­ мативы, регулярно проходят подготовку боевые расчёты в учебном центре Северного фло­ та, чтобы не терять умений, а превращать их в навыки. Анна КОРОЛЬКОВА. это умение, доведённое до авто- ной морской организации, если Фото автора и из архива редакции. матизма, когда, прежде чем на судне или корабле есть две - правности пожарной техни­ ки, дополнительно подгото­ вить противопожарные под­ разделения к борьбе с ог­ нём. Подобные совместные ПОЛУЧИЛИ НОВУЮ ТЕХНИКУ В отдельную арктическую ТЕКНИЧЕСИИЕ НОВОСТИ мотострелковую бригаду Се- I.!:::=========d верного флота поступили 6 но­ вых армейских снегоходов высокой проходимости А-1, ко­ торые применяются при ведении разведывательных и до­ зорных действий, рейдовых и поисково-спасательных опе­ раций в суровых климатических условиях. Пополнение арктической бригады новой техникой состоя­ лось в конце прошлого года. Всего же за 2020 год соеди­ нения армейского корпуса Северного флота получили око­ ло 20 новейших образцов вооружения, военной и специаль­ ной техники. В их числе кухня КА-250/ЗОПМ, хлебопекарня ХПА-500/ЗОПМ, цистерна для подвоза воды ЦВА-10/ЗОПМ. ОНИ разработаны на базе модернизированного двухзвен­ ного гусеничного плавающего транспортёра ДТ-ЗОПМ, кото­ рый специально предназначен для транспортировки гру­ зов и перевозки личного состава в сложных климатичес­ ких условиях Крайнего Севера и Арктики. Новые мобильные комплексы радиосвязи П-2ЗОТ на базе автомобиля "Тигр", поступившие в подразделения ар­ мейского корпуса СФ, обладают высокой проходимостью, манёвренностью и предназначены для оперативной пе­ редачи команд управления и сигналов оповещения. Авто­ мобили оснащены современным телекоммуникационным оборудованием и позволяют обеспечить защищённую телефонную, видео-конференц-связь и электронную пере­ писку не только на стоянке, но и в движении. СЕВМАШ СОКРАТИТ СРОК СТРОИТЕЛЬСТВА АПЛ По легенде тренировки, возгорание произошло в расположении разведы­ вательного батальона, а точнее, в кладовой на пер­ вом этаже. Запах дыма быстро распространился по коридору и помещениям второго и третьего этажей. Дежурный по роте, заметив признаки пожара, объявил пожарную тревогу и не­ медленно вызвал гарни­ зонную 857-ю пожарную команду. Затем об условном возгорании сообщил де­ журному по части и при­ ступил к эвакуации личного состава батальона из зда- - Получив сигнал об ус­ ловном возгорании, к месту происшествия всего за три минуты прибыли два бое­ вых расчёта из Печенги. Де­ журный по части также выз­ вал подразделения пожар­ ной команды посёлка Спут­ ник и государственной про­ тивопожарной службы горо­ да Заполярного. Кроме это­ го, в учении принимали Вскоре поступила ввод­ ная, в соответствии с кото­ рой площадь пожара уве­ личилась до 15 квадратных метров. Был подан ствол на тушение очага возгорания и два ствола для защиты смежных помещений и вто­ рого этажа. Благодаря сов­ местным слаженным дей- -- На 18 месяцев позволит сократить стапельный период строительства атомных подводных лодок внедряемый на Севмаше блочно-модульный метод. Использование новой технологии создания АПЛ также повысит качество работ и уменьшит трудоёмкость за счёт сборки корпуса подводных лодок из крупных блок-модулей высокой степени готовности. • • ствиям нам удалось лока­ лизовать условный пожар за минимальное время. Как итог - условный пожар был ликвидирован, люди не пострадали. По словам начальника 857-й пожарной команды, учение преследовало нес­ колько целей: необходимо было проверить умение командиров и начальни­ ков руководить личным сос­ тавом при тушении пожара и эвакуации людей и иму­ щества, проверить дейст­ вия должностных лиц де­ журной службы, оценить состояние средств связи (переносные радиостанции и телеФон), убедиться в ис- тренировки и учения воен­ нослужащие и пожарные проводят раз в три месяца. Они направлены на выра­ ботку у личного состава са­ мообладания, выдержки и, конечно, психологической устойчивости. В случае воз­ никновения пожара дейст­ вия огнеборцев должны быть чёткими И оператив­ ными. Несмотря на то, что воз­ горание было условным, во­ енные и пожарные к уче­ нию подошли с полной от­ ветственностью и отраба­ тывали задачи в полном со­ ответствии с ситуацией. Марина ФРОЛОВА. Фото автора. • Чтобы реализовать проект, потребуется разработать новые схемы организации и технического оснащения произ­ водства, создать новые мощности и модернизировать су­ ществующие. В частности, необходимо будет построить но­ вый цех агрегатирования, дополнительный пролёт корпус­ но-сварочного производства, заменить краны эллинга NQ 2, модернизировать транспортно-передаточный комплекс. - Среди задач также внедрение передовых систем авто­ матизированного проектирования на базе цифровых моде­ лей, новых методов неразрушающего контроля, технологий изготовления конструкций корабля в "точной геометрии", изменение процедуры гидравлических испытаний основно­ го корпуса подводной лодки - перенос испытаний со стапеля на специализированный участок, а также организация па­ раллельного изготовления технологических модулей АПЛ и функциональных модулей, насыщенных оборудованием, сис­ темами и кабельными трассами, - пояснил Александр Спири­ донов, главный технический руководитель по спецпроектам и вооружению проектно-конструкторского бюро Севмаша. Соб.инф •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz