На страже Заполярья. 2021 год. Январь.
4 стр. на стraЖЕ заПОЛIFЬИ 22 января 2021 года ========================~. 111========================= МЕШОК С ПОПРАВКАМИ Штурман всегда первым узнаёт навнгацнонную обстановку н нзучает театр nлаваннн кораблн сделать, тебе уже не надо заду мываться. Вот этим и занимался штурман перед своим первым выходом в море - трансфор мировал знания в навыки. И это, по признанию Дмитрия Викто ровича, ему очень пригодилось. системы электронных карт, ос новная и дублирующая, то бу мажная карта уже не нужна. Однако согласно руководящим документам, на которые опи раются в своей деятельности штурманы ВМФ России, ничто не может заменить бумажную кар ту. Пока. Возможно, рассуждает капитан 3 ранга Дмитрий Каш маков, она позже перейдёт в резервное средство, но не ско ро. Безусловно, электронные системы карт очень удобны, в первую очередь - для коман дира, когда на экране компью тера отображается вся инфор мация. Да и военнослужащим БЧ-1 технический прогресс по могает повышать оперативность выполнения работы. Героическая, важная, ответственная, при этом роман тическая и творческая... Какие ещё эпитеты придут вам в rолову, если попросят охарактеризовать профес сию штурмана? Такие же, возможно, но менее шаблон ные. И действительно, эти специалисты, как правило, крайне ответственны, умны и сообразительны, способны одновременно решать несколько задач. К тому же натуры они крайне увлечённые своим делом. Накануне про фессиональноrо праздника я пообщалась с одним из тех, кто успешно освоил специальность навиrатора и про должает непрерывно совершенствовать свои навыки. Это командир штурманской боевой части тяжёлоrо aToMHoro paкeTHoro крейсера "Пётр Великий" капитан 3 paHra Дмитрий Кашмаков. От теории к практике Сейчас Дмитрию Викторовичу сложно представить себе работу более привлекательную, хотя в военно-морское училище он поступил по воле случая, а не по зову сердца. - Родился я в Петрозаводске, школу окончил там же, самую обычную среднюю школу, - вспо минает офицер. - Практически вся моя семья - сотрудники Ми нистерства внутренних дел. К тому моменту, как я получил аттестат, старший брат уже учил ся в Университете МВД в Санкт Петербурге, и я поехал туда, вполне осознанно выбрав фа культет судмедэкспертизы. Но так произошло, что по кон курсу молодой человек не про шёл и уже собирался возвра щаться в Карелию, чтобы попы тать счастье в каком-нибудь местном вузе. Но когда забирал документы в приёмной комис сии, там ему посоветовали поп робовать свои силы в военном училище. Попробовал - получи лось! Тогда, в 2005 году, это учебное заведение именовалось Морс ким корпусом Петра Великого. Опять же по невзначай полу ченному совету Дмитрий и фа культет выбрал. Просто встре тился ему в училище один из ротных, который спросил, какой у Димы средний балл аттестата. - 4,6, - ответил я. А он мне: "О, раз ты с мозгами, то надо в штур маны идти". Ну я и пошёл, - рассказывает теперь командир БЧ-1. Как и у многих курсантов, был у Дмитрия непростой период привыкания к военному распо рядку, но в целом всё прошло гладко, учёба давалась легко, и в своём выборе специальности молодой человек не разочаро вался. Стажировку на последних курсах он проходил на флагмане Северного флота ТАРКР "Пётр Великий", сюда же после выпус ка и служить пришёл. - Был назначен инженером электронавигационной группы БЧ-1. Вступление в должность одновременно было и тяжёлым, И лёгким. Лёгким, поскольку тут был на стажировке и примерно представлял, что требуется от меня, ориентировался на кораб ле, понимал общую организа цию, знал офицеров, личный состав боевой части. Тяжело, потому что был уже не курсантом, а полноправным членом экипа жа, отношение и спрос совсем иные. Плюс подчинённые, к каждому из которых нужно было найти подход. Мне, как я считаю, это удалось. До 2014 года Дмитрий Каш маков служил в должности инже нера, успел поучаствовать в двух дальних походах - в Арктику и Средиземное море. Когда его ОГОНЬ - ПО ЛЕГЕНДЕ, БОРЬБА - ВСЕРЬЁ3 Совместные пожарно-тактические учения на объекте с массовым пребыванием людей про вели военнослужащие отдельной Печенrской мотострелковой бриrады и подразделения Кольскоrо rарнизона пожарной охраны Пе ченrcкоrо района. ния И тушению пожара под ручными средствами. Руководство тушением условного пожара возгла вил начальник 857-й гарни зонной пожарной команды Андрей Бурцев. участие автомобили скорой помощи и представители военной автоинспекции. При больших пожарах всег да вызываем все силы и средства, а так как ранг по жара был высок, задейство вали дополнительные си лы, - поясняет Андрей Вла димирович. - Прибыв на место, мы произвели раз ведку очага возгорания и выяснили, что произошло короткое замыкание. Огонь распространился на площа ди пяти квадратных метров. непосредственный начальник командир группы БЧ-1 ушёл на повышение, Дмитрий Викто- рович занял его место. Затем в его послужной список добави лось ещё одно длительное пла вание 2016 года, после чего офицер занял должность коман дира штурманской боевой части тяжёлого атомного ракетного крейсера "Пётр Великий". Как всегда, хочется узнать, каково было первый раз выйти в море. - Перед первым выходом в море я понял, что ничего не знаю как специалист, - признаётся капитан 3 ранга Кашмаков. - Одно дело, когда ты, находясь в базе, технику включаешь на часик для проверок и трени ровки, зная, что в любой момент тебе могут помочь, можно и "промышленности" позвонить. И совсем другое, когда осознаёшь, что ты уйдёшь на полгода и никто не поможет в случае чего, ответ ственность только на тебе. Тех нику нужно подготовить и быть в ней уверенным. Дмитрий Викторович как ин женер отвечал за инерциальную навигационную систему - основ ное навигационное устройство на корабле. Когда он понял, что знаний не хватает, взял тетради, много умных книжек и начал всё изучать. Командир группы тогда ему чётко указал, что необходи мо знать, почитать, запомнить. Дмитрий всё законспектировал, а позже эту тетрадь передал "по наследству" сменщику. Знание - умение - навык - важная связка в подготовке любого профессионала. Сна чала теория - ты обретаешь знания, потом получаешь уме ние, когда приступаешь к прак тике, работе руками, а навык - Оперативность и аккуратность - Основные качества, необ ходимые человеку, чтобы стать хорошим штурманом, - опера тивность и аккуратность, - утвер ждает капитан 3 ранга Дмитрий Кашмаков. Спорить сложно. Штурмания хоть и является наукой, полной различных формул, и предъ являет высокие требования к точности вычислений, но стан дартного алгоритма вроде "де лай раз, два, три" в ней нет. На итоговых результатах сказывают ся тысячи факторов, при расчё тах учитывается множество ис ходных данных. И чтобы во всём этом разобраться и не ошибить ся, аккуратность необходима. - Штурманов называют "мешок с поправками", потому что на нашу работу влияет всё - ветер, волнение, осадки. Море дви жется, корабль в нём движется, обстановка вокруг меняется, - пытается пояснить мне коман дир штурманской боевой час ти. - Простой пример. У "Петра Великого" артиллерийская пуш ка расположена на корме, а у "Маршала Устинова" - впереди. И это накладывает свои ограни чения при выполнении совмест ных стрельб, многое зависит от того, кто в ордере идёт первым. - Прогресс, конечно, отрицать нельзя. Сейчас мы больше поль зуемся электронными систе мами, но и старые методы не забываем. Бумажные карты, таблицы расчётные - никто не отменял. Этим мы выгодно от личаемся от зарубежных су доводителей, - продолжает ко мандир БЧ-1. - Бумажная карта - это прежде всего надёжность, она есть всегда, независимо от того, есть ли электричество, например. Штурман, у которого есть бумажная карта и секстан, обязательно доведёт корабль до пункта назначения. Ну в Се верном полушарии - точно. Когда корабль находится в море, Дмитрий Викторович за нимает своих подчинённых тре нировками "на бумаге", мони торы прикрывает, "выдаёт" Луну и звёзды, магнитный компас, Наладить хороший тандем командир - штурман - тоже часть работы Всё это должен учитывать командир БЧ-1. А ещё ему при ходится постоянно быть начеку, потому что обстановка может измениться в любой момент. На штурмана во время вахты непре рывно "сыпется" информация, которую нужно услышать, по нять, проанализировать, запи сать, учесть, нанести на карту, произвести расчёт и выдать рекомендации командиру. Вообще наладить хороший тандем командир - штурман - тоже часть работы. Если ко мандир корабля всецело дове ряет штурману, а тот, в свою очередь, уверен, что командир рекомендации примет, - это га рантия успеха. Такая степень доверия обеспечивает спокой ствие офицеров, отсутствие нер возности, что для выполнения задач крайне важно. Прогресс отрицать нельзя По стандартам Международ- звёздный глобус, расчётные таблицы и просит рассчитать местоположение корабля и про ложить необходимый курс. Кстати, и сам он от таких за нятий не отказывается, говорит, что подобная практика штурману нужна: - Я в училище ни разу не опре делял местоположение по Луне, а когда мы вышли в море здесь, мне довелось. Луна на Севере яркая, подсвечивает горизонт хорошо, я когда-то за ночь задач разных решил больше 100 штук. Занятия с личным составом штурманской боевой части ТАРКР не прекращаются никог да, независимо от того, в море корабль или у причала. Ежед невно сдаются различные нор мативы, регулярно проходят подготовку боевые расчёты в учебном центре Северного фло та, чтобы не терять умений, а превращать их в навыки. Анна КОРОЛЬКОВА. это умение, доведённое до авто- ной морской организации, если Фото автора и из архива редакции. матизма, когда, прежде чем на судне или корабле есть две - правности пожарной техни ки, дополнительно подгото вить противопожарные под разделения к борьбе с ог нём. Подобные совместные ПОЛУЧИЛИ НОВУЮ ТЕХНИКУ В отдельную арктическую ТЕКНИЧЕСИИЕ НОВОСТИ мотострелковую бригаду Се- I.!:::=========d верного флота поступили 6 но вых армейских снегоходов высокой проходимости А-1, ко торые применяются при ведении разведывательных и до зорных действий, рейдовых и поисково-спасательных опе раций в суровых климатических условиях. Пополнение арктической бригады новой техникой состоя лось в конце прошлого года. Всего же за 2020 год соеди нения армейского корпуса Северного флота получили око ло 20 новейших образцов вооружения, военной и специаль ной техники. В их числе кухня КА-250/ЗОПМ, хлебопекарня ХПА-500/ЗОПМ, цистерна для подвоза воды ЦВА-10/ЗОПМ. ОНИ разработаны на базе модернизированного двухзвен ного гусеничного плавающего транспортёра ДТ-ЗОПМ, кото рый специально предназначен для транспортировки гру зов и перевозки личного состава в сложных климатичес ких условиях Крайнего Севера и Арктики. Новые мобильные комплексы радиосвязи П-2ЗОТ на базе автомобиля "Тигр", поступившие в подразделения ар мейского корпуса СФ, обладают высокой проходимостью, манёвренностью и предназначены для оперативной пе редачи команд управления и сигналов оповещения. Авто мобили оснащены современным телекоммуникационным оборудованием и позволяют обеспечить защищённую телефонную, видео-конференц-связь и электронную пере писку не только на стоянке, но и в движении. СЕВМАШ СОКРАТИТ СРОК СТРОИТЕЛЬСТВА АПЛ По легенде тренировки, возгорание произошло в расположении разведы вательного батальона, а точнее, в кладовой на пер вом этаже. Запах дыма быстро распространился по коридору и помещениям второго и третьего этажей. Дежурный по роте, заметив признаки пожара, объявил пожарную тревогу и не медленно вызвал гарни зонную 857-ю пожарную команду. Затем об условном возгорании сообщил де журному по части и при ступил к эвакуации личного состава батальона из зда- - Получив сигнал об ус ловном возгорании, к месту происшествия всего за три минуты прибыли два бое вых расчёта из Печенги. Де журный по части также выз вал подразделения пожар ной команды посёлка Спут ник и государственной про тивопожарной службы горо да Заполярного. Кроме это го, в учении принимали Вскоре поступила ввод ная, в соответствии с кото рой площадь пожара уве личилась до 15 квадратных метров. Был подан ствол на тушение очага возгорания и два ствола для защиты смежных помещений и вто рого этажа. Благодаря сов местным слаженным дей- -- На 18 месяцев позволит сократить стапельный период строительства атомных подводных лодок внедряемый на Севмаше блочно-модульный метод. Использование новой технологии создания АПЛ также повысит качество работ и уменьшит трудоёмкость за счёт сборки корпуса подводных лодок из крупных блок-модулей высокой степени готовности. • • ствиям нам удалось лока лизовать условный пожар за минимальное время. Как итог - условный пожар был ликвидирован, люди не пострадали. По словам начальника 857-й пожарной команды, учение преследовало нес колько целей: необходимо было проверить умение командиров и начальни ков руководить личным сос тавом при тушении пожара и эвакуации людей и иму щества, проверить дейст вия должностных лиц де журной службы, оценить состояние средств связи (переносные радиостанции и телеФон), убедиться в ис- тренировки и учения воен нослужащие и пожарные проводят раз в три месяца. Они направлены на выра ботку у личного состава са мообладания, выдержки и, конечно, психологической устойчивости. В случае воз никновения пожара дейст вия огнеборцев должны быть чёткими И оператив ными. Несмотря на то, что воз горание было условным, во енные и пожарные к уче нию подошли с полной от ветственностью и отраба тывали задачи в полном со ответствии с ситуацией. Марина ФРОЛОВА. Фото автора. • Чтобы реализовать проект, потребуется разработать новые схемы организации и технического оснащения произ водства, создать новые мощности и модернизировать су ществующие. В частности, необходимо будет построить но вый цех агрегатирования, дополнительный пролёт корпус но-сварочного производства, заменить краны эллинга NQ 2, модернизировать транспортно-передаточный комплекс. - Среди задач также внедрение передовых систем авто матизированного проектирования на базе цифровых моде лей, новых методов неразрушающего контроля, технологий изготовления конструкций корабля в "точной геометрии", изменение процедуры гидравлических испытаний основно го корпуса подводной лодки - перенос испытаний со стапеля на специализированный участок, а также организация па раллельного изготовления технологических модулей АПЛ и функциональных модулей, насыщенных оборудованием, сис темами и кабельными трассами, - пояснил Александр Спири донов, главный технический руководитель по спецпроектам и вооружению проектно-конструкторского бюро Севмаша. Соб.инф •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz