На страже Заполярья. 2021 год. Январь.

3 стр. на стraЖЕ заПОЛlrья 22 января 2021 года ========~II ~~======= ОСОБАЯ ПРОФЕССИЯ - Как изме­ нилась рабо­ та штурма­ на с Петров­ ских времён? - В давние времена за­ дачи, стоящие перед штур­ манами, были простейши­ ми: пройти морем из пункта А в пункт Б, требования к точности определения своего местоположения были невы соки. Сейчас с развитием техники требо­ вания к точности навига- ционных данных в разы выше. А ведь работа штур­ мана лишь отчасти авто­ матизирована и упроще- на. ману ВМФ необ­ ходимо просчи­ тывать действия других судов на­ перёд. - Какие задачи приходится ре­ шать штурман­ ской службе Се­ верного флота? ра, на котором дейст­ вует Северный флот? - Кто из специалистов штурманской службы флота добился лучших результатов в минув­ шемгоду? Но даже при самом вы­ соком уровне автоматиза­ ции нельзя исключать из процесса кораблевожде­ ния человека. На военном корабле штурман обязан разбираться в устройстве сложной техники, для того чтобы суметь починить её при возможных по­ ломках в ав­ тономном пла­ вании. Навига­ тор обязан так­ же владеть как простейшими способами ко­ раблевождения и навигации, при­ меняемыми ра­ нее, так и более сложными со­ временными. При современ­ ном трафике су­ доходства, в ко­ тором зачастую гражданские мо­ ряки чрезмерно доверяют АИС (автоматическая идентификаци- Врио главного штурмана СФ lCanumaH 2 ранга Андреи Зоmoв. - Они постав­ лены в соответст­ вующих руково­ дящих докумен­ тах. Главная - под­ держание боевой готовности штур­ манских подраз­ делений и спе­ циалистов кора­ бельного состава, штабов объеди­ нений и соедине- - Они связаны с рас­ положением флота, а это, как известно, Северный Ле­ довитый океан, суровые северные условия. Мы рас- - Это флагманский штур­ ман Кольской флотилии праздником и говорю вам спасибо за то, что делили со мной один воздух в отсеках, за бессонные ночи и совместный труд. Спа­ сибо моим учителям и ко­ мандирам, кто научил меня ний. онная система - система в судоходстве, служащая для идентификации судов, их габаритов, курса и других данных с помощью радио­ волн диапазона УКВ), штур- Вторая не ме­ нее важная задача - это работа по предупрежде­ нию навигационной ава­ рийности. lIa военном корабле UIТYPMaH обязан разбираться в устройстве сложной техники, для того чтобы суметь починить её при возможных поломках в автономном плавании Третья задача связана с освоением новых средств навигации. Следующая задача - штурманская подготовка офицерского состава, спло­ чение воинских коллек­ тивов штурманских боевых частей. Основное направление деятельности штурманской службы СФ - работа с кад­ рами. Важнейшим здесь является подготовка спе­ циалистов штурманских боевых частей кораблей к выполнению задач в море. - Каковы навигацион­ ные особенности теат- полагаемся за полярным кругом, и, например, поляр­ ная ночь, когда не видно визуальных ориентиров, очень осложняет корабле­ вождение. - Какова наплаван­ ность кораблей флота в минувшем году? - С каждым годом она увеличивается как у над­ водных кораблей, так и у подводных лодок. Ввиду того, что у нас огромный район плавания, большая зона ответственности и вблизи баз, и вдали от них, ходить приходится много. разнородных сил капитан 1 ранга Дмитрий Фёдоров, флагманский штурман Бе­ ломорской военно-мор­ ской базы капитан 2 ранга Мансур Исматуллаев, по­ мощник флагманского штур­ мана подводных сил капи­ тан 3 ранга Андрей Мацько. - Ваши пожелания кол­ легам к nразднику. - Пользуясь случаем, об­ ращаюсь к своим коллегам, особенно к тем из них, с кем проходил совместную служ­ бу. Дорогие друзья! В День штурмана Военно-морского флота поздравляю вас с штурманскому делу на­ стоящим образом. Спасибо моим подчинённым за по­ мощь в выполнении по­ ставленных задач. Спасибо моим товарищам, кто в тя­ жёлые минуты был рядом, помогал советом и делом. Желаю следовать по жизни верным курсом, с безопас­ ной скоростью, избегая на­ вигационных и житейских неприятностей. С празд­ ником вас, счастья, удачи, здоровья! - Спасибо за беседу, с nраздником вас и ваших коллегl СУПОСТАТ НЕ ПРОЛЕТИТ СОЗДАЙТЕ РЛС САМИ Лётчики истребительной эскадрильи готовы к любой ситуации в небе Принципиально новых задач с расширением зо­ ны ответственности у лёт- чиков не появилось, зато "интересных встреч" стало больше. Ре­ гулярно вблизи наших границ в аркти­ ческой зоне появляются американские бомбардировщики В-52, патрульный самолёт Р-3С "Орион", высотный само­ лёт-разведчик U-2, разведчик "Фалкон" и другие летательные аппараты. - Главное - быть готовым к любой нештатной ситуации от ухудшения ме­ теоусловий до отказа техники психо­ логически. А твои действия на уровне мышечной памяти к моменту первого самостоятельного полёта должны быть доведены до автоматизма, - поясняет командир авиационного отряда майор Роман Ворушилин. Майор Ворушилин точно знает, о чём говорит: сегодня он один из тех, кто При всех объективных сложностях в ПрОUIЛом году нескольких молодых офицеров удалось поставить на крыло. Ещё и старUIИХ лейтенантов подготовили к несению боевого дежурства. Они выполнили боевые пуски ракет и впервые заступили на де­ журство - Пока они границ не нарушают, но подходят очень близко, поэтому мы всегда наготове. В прошлом году пара самолётов В-52 поднималась с терри­ тории Англии, выходила на рубеж пуска крылатых ракет, имитировала их запуск и уходила, следующая пара самолётов вылетала непосредственно из США - через Северный полюс. Действовала по тому же сценарию, - говорит подпол­ ковник Олейник. - Для этого мы и дежу­ рим. Наше нахождение на отдалённых аэродромах необходимо, чтобы увели­ чить радиус действия истребительной авиации и не позволить, так скажем, супостатам нарушать границы Россий­ ской Федерации. Впрочем, что бы ни случилось в воз­ духе, наши лётчики-истребители готовы к любому варианту развития событий, ведь все возможные сценарии изучают­ ся и отрабатываются в учебном классе, на тренажёре, а потом и во время плано­ вых полётов, лётно-тактических учений с каждой эскадрильей, которые заверша­ ются лётно-тактическим учением полка. помогает поставить на крыло молодых лётчиков. А в 2003 году, когда на учебно­ тренировочном самолёте Л-39 в Вол­ гоградской области он впервые под­ нялся в воздух с инструктором, испу­ гался, что ему придётся попрощаться с профессией своей мечты: - Я увидел полосу длиной в два с по­ ловиной километра, которая сверху ка­ залась не больше спичечного коробка. ходимо заново пройти медкомиссию, так как требования по состоянию здо­ ровья для пилотов истребителей и, ска­ жем, транспортной авиации отличаются. А в реалиях пандемии, когда множество госпиталей перепрофилированы под лечение заболевших коронавирусом, сроки прохождения медицинской ко­ миссии существенно затягиваются. Подполковник Олейник рассказал, что при всех объективных сложностях в прошлом году нескольких молодых офи­ церов удалось поставить на крыло. Ещё и старших лейтенантов подготовили к несению боевого дежурства. Они выпол­ нили боевые пуски ракет и впервые за­ ступили на дежурство. Ну и в целом он признался, как рад, что престиж про­ фессии не падает и смену удаётся го­ товить достойную. - Я как-то прочитал в произведении Ричарда Баха "Дар тому, кто рождён ле­ тать" такие слова: "Летать нас застав­ ляет то же самое, что гонит моряка в мо­ ре. Некоторым никогда не понять - зачем. И мы не умеем объяснить ... Спросите у меня: Зачем тебе летать? - и я вряд ли смогу найти ответ. Я просто вынужден буду взять вас с собой в аэропорт - субботним утром где-то в конце августа". - Ну это же про меня! - уверяет майор Норматив годового налёта - не менее 20 часов. Но столько в воздухе находятся разве что лейтенанты - вчерашние вы­ пускники авиационных училищ. А инструк­ торы, экипажи, на которые возложены специальные задачи, перевыполняют его в несколько раз. К примеру, у командира эскадрильи за прошлый год налёт сос­ тавил более 130 часов. И это не предел. Маиор Роман Ворушилин и леитенант Михаил Осипов во вре-мя занятии на тренажёре УТК-31БМ. - В нашем регионе главная слож­ ность - климат. Самолёты-то у нас все­ погодные. Так что боевые задачи, когда потребуется, выполнять готовы в любых условиях, но во время плановой под­ готовки ни к чему лишние риски. Полёты проводим С оглядкой на метеоминимум, то есть, когда допустимые значения нижней границы облаков и видимости не ниже тех, при которых обеспечива­ ется безопасность взлёта и посадки, - объяснил подполковник Олег Олейник. - Но на Севере часто бывает так: улетел надолго, с дозаправкой, возвращаешься через 3-4 часа, а погода кардинально поменялась, поэтому нужно садиться на другом аэродроме. • Посадить на неё самолёт мне казалось задачей невыполнимой. И после того по­ лёта у меня было ощущение, что я этого никогда не смогу сделать сам. Но жела­ ние летать оказалось сильнее страха. В смешанный авиаполк армии ВВС и ПВО Северного флота молодые офи­ церы получают распределение после окончания Краснодарского высшего военного авиационного училища лёт­ чиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова. Вот только не все учатся там на истребителей. Поэтому нередко молодым специалистам приходится от­ правляться на переобучение, а это и теория, и практика. К тому же необ- • Роман Ворушилин. - Мне ещё в шестом классе подарили книгу о космонавтике и авиации. Тогда я и понял, что хочу стать лётчиком-истребителем. Почему? Не могу объяснить, но с того дня это стало моей мечтой. Увидев искренний восторг в его глазах, я порадовал ась, что он смог осуществить мечту. А потом случайно услышала разговоры ещё нескольких лётчиков эскадрильи о предстоящих полётах и поняла: у них была та же мечта. И раз они здесь, она сбылась. Анна ВИХРОВА. Фотоа8тора u Александра БОН4АРЯ. Военнослужащие по призыву района наблюдения Кольской флотилии стали гостями технопарка "Квантолаб" . В сентябре минувшего года в г.по­ лярном открылся детский современ­ ный мини-технопарк "Квантолаб". Он создан на базе судоремонтного завода N!! 10. Здесь юные тех- нари занимаются по трём направлениям: "Хайтек", "Промышлен­ ный дизайн" и "Про­ мышленная робото­ техника". Ознакомить­ ся с работой технопар­ ка военнослужащих пригласили представи­ тели Мурманского ре­ гионального отделе­ ния "СоюзМаш", кото­ рое возглавляет дирек- терили радары, станции, отдельные платформы. - Это очень интересная и увлека­ тельная форма досуга для военнослу- жащих по призыву, - говорит сотрудник тех­ нопарка Ольга Попо­ ва. - В перспективе мы разработаем цикл обучающих экскурсий для этой категории по­ сетителей, и надеем­ ся, что пилотное заня­ тие станет отправной точкой в выборе даль­ нейшего профессио­ нального пути для мо­ лодых людей. Koнcmpyиp06aHиeрадuОЛОlCационнои станции военно­ служащu.мираиона наблюдения. На отдалённых пос­ тах, расположенных на побережье Кольского тор СРЗ N!!1 О Евгений Зудин. Мероприя­ тие носило не только досуговую, но И профориентационную направленность. Сотрудники "Квантолаб" продемонст­ рировали гостям в погонах работу зо­ принтера, лазерного гравёра, а также предоставили возможность молодым людям создать радиолокационную станцию из робототехнического конст­ руктора по собственному проекту. Высо­ кая степень детализации и наличие мест для операторов РЛС приветст­ вовались. В течение часа военнослу­ жащие, разбившись на группы, мас- • полуострова, военно­ служащие работают с различными мо­ дификациями радиолокационных стан­ ций. Многие рядовые и матросы имеют начальное техническое образование, которое помогает их "общению" со слож­ ной техникой. Чтобы подстегнуть инте- рес к техническим профессиям как в Во­ оружённых силах, так и "на гражданке", МРО "СоюзМаш" и командование воин­ ской части планируют наладить регуляр­ ные посещения военнослужащими по призыву мини-технопарка. Евгения ДРУЗЬЯК. Фото ОЛ1JZU ПОПОВОЙ. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz