На страже Заполярья. 2021 год. Январь.
3 стр. на стraЖЕ заПОЛlrья 22 января 2021 года ========~II ~~======= ОСОБАЯ ПРОФЕССИЯ - Как изме нилась рабо та штурма на с Петров ских времён? - В давние времена за дачи, стоящие перед штур манами, были простейши ми: пройти морем из пункта А в пункт Б, требования к точности определения своего местоположения были невы соки. Сейчас с развитием техники требо вания к точности навига- ционных данных в разы выше. А ведь работа штур мана лишь отчасти авто матизирована и упроще- на. ману ВМФ необ ходимо просчи тывать действия других судов на перёд. - Какие задачи приходится ре шать штурман ской службе Се верного флота? ра, на котором дейст вует Северный флот? - Кто из специалистов штурманской службы флота добился лучших результатов в минув шемгоду? Но даже при самом вы соком уровне автоматиза ции нельзя исключать из процесса кораблевожде ния человека. На военном корабле штурман обязан разбираться в устройстве сложной техники, для того чтобы суметь починить её при возможных по ломках в ав тономном пла вании. Навига тор обязан так же владеть как простейшими способами ко раблевождения и навигации, при меняемыми ра нее, так и более сложными со временными. При современ ном трафике су доходства, в ко тором зачастую гражданские мо ряки чрезмерно доверяют АИС (автоматическая идентификаци- Врио главного штурмана СФ lCanumaH 2 ранга Андреи Зоmoв. - Они постав лены в соответст вующих руково дящих докумен тах. Главная - под держание боевой готовности штур манских подраз делений и спе циалистов кора бельного состава, штабов объеди нений и соедине- - Они связаны с рас положением флота, а это, как известно, Северный Ле довитый океан, суровые северные условия. Мы рас- - Это флагманский штур ман Кольской флотилии праздником и говорю вам спасибо за то, что делили со мной один воздух в отсеках, за бессонные ночи и совместный труд. Спа сибо моим учителям и ко мандирам, кто научил меня ний. онная система - система в судоходстве, служащая для идентификации судов, их габаритов, курса и других данных с помощью радио волн диапазона УКВ), штур- Вторая не ме нее важная задача - это работа по предупрежде нию навигационной ава рийности. lIa военном корабле UIТYPMaH обязан разбираться в устройстве сложной техники, для того чтобы суметь починить её при возможных поломках в автономном плавании Третья задача связана с освоением новых средств навигации. Следующая задача - штурманская подготовка офицерского состава, спло чение воинских коллек тивов штурманских боевых частей. Основное направление деятельности штурманской службы СФ - работа с кад рами. Важнейшим здесь является подготовка спе циалистов штурманских боевых частей кораблей к выполнению задач в море. - Каковы навигацион ные особенности теат- полагаемся за полярным кругом, и, например, поляр ная ночь, когда не видно визуальных ориентиров, очень осложняет корабле вождение. - Какова наплаван ность кораблей флота в минувшем году? - С каждым годом она увеличивается как у над водных кораблей, так и у подводных лодок. Ввиду того, что у нас огромный район плавания, большая зона ответственности и вблизи баз, и вдали от них, ходить приходится много. разнородных сил капитан 1 ранга Дмитрий Фёдоров, флагманский штурман Бе ломорской военно-мор ской базы капитан 2 ранга Мансур Исматуллаев, по мощник флагманского штур мана подводных сил капи тан 3 ранга Андрей Мацько. - Ваши пожелания кол легам к nразднику. - Пользуясь случаем, об ращаюсь к своим коллегам, особенно к тем из них, с кем проходил совместную служ бу. Дорогие друзья! В День штурмана Военно-морского флота поздравляю вас с штурманскому делу на стоящим образом. Спасибо моим подчинённым за по мощь в выполнении по ставленных задач. Спасибо моим товарищам, кто в тя жёлые минуты был рядом, помогал советом и делом. Желаю следовать по жизни верным курсом, с безопас ной скоростью, избегая на вигационных и житейских неприятностей. С празд ником вас, счастья, удачи, здоровья! - Спасибо за беседу, с nраздником вас и ваших коллегl СУПОСТАТ НЕ ПРОЛЕТИТ СОЗДАЙТЕ РЛС САМИ Лётчики истребительной эскадрильи готовы к любой ситуации в небе Принципиально новых задач с расширением зо ны ответственности у лёт- чиков не появилось, зато "интересных встреч" стало больше. Ре гулярно вблизи наших границ в аркти ческой зоне появляются американские бомбардировщики В-52, патрульный самолёт Р-3С "Орион", высотный само лёт-разведчик U-2, разведчик "Фалкон" и другие летательные аппараты. - Главное - быть готовым к любой нештатной ситуации от ухудшения ме теоусловий до отказа техники психо логически. А твои действия на уровне мышечной памяти к моменту первого самостоятельного полёта должны быть доведены до автоматизма, - поясняет командир авиационного отряда майор Роман Ворушилин. Майор Ворушилин точно знает, о чём говорит: сегодня он один из тех, кто При всех объективных сложностях в ПрОUIЛом году нескольких молодых офицеров удалось поставить на крыло. Ещё и старUIИХ лейтенантов подготовили к несению боевого дежурства. Они выполнили боевые пуски ракет и впервые заступили на де журство - Пока они границ не нарушают, но подходят очень близко, поэтому мы всегда наготове. В прошлом году пара самолётов В-52 поднималась с терри тории Англии, выходила на рубеж пуска крылатых ракет, имитировала их запуск и уходила, следующая пара самолётов вылетала непосредственно из США - через Северный полюс. Действовала по тому же сценарию, - говорит подпол ковник Олейник. - Для этого мы и дежу рим. Наше нахождение на отдалённых аэродромах необходимо, чтобы увели чить радиус действия истребительной авиации и не позволить, так скажем, супостатам нарушать границы Россий ской Федерации. Впрочем, что бы ни случилось в воз духе, наши лётчики-истребители готовы к любому варианту развития событий, ведь все возможные сценарии изучают ся и отрабатываются в учебном классе, на тренажёре, а потом и во время плано вых полётов, лётно-тактических учений с каждой эскадрильей, которые заверша ются лётно-тактическим учением полка. помогает поставить на крыло молодых лётчиков. А в 2003 году, когда на учебно тренировочном самолёте Л-39 в Вол гоградской области он впервые под нялся в воздух с инструктором, испу гался, что ему придётся попрощаться с профессией своей мечты: - Я увидел полосу длиной в два с по ловиной километра, которая сверху ка залась не больше спичечного коробка. ходимо заново пройти медкомиссию, так как требования по состоянию здо ровья для пилотов истребителей и, ска жем, транспортной авиации отличаются. А в реалиях пандемии, когда множество госпиталей перепрофилированы под лечение заболевших коронавирусом, сроки прохождения медицинской ко миссии существенно затягиваются. Подполковник Олейник рассказал, что при всех объективных сложностях в прошлом году нескольких молодых офи церов удалось поставить на крыло. Ещё и старших лейтенантов подготовили к несению боевого дежурства. Они выпол нили боевые пуски ракет и впервые за ступили на дежурство. Ну и в целом он признался, как рад, что престиж про фессии не падает и смену удаётся го товить достойную. - Я как-то прочитал в произведении Ричарда Баха "Дар тому, кто рождён ле тать" такие слова: "Летать нас застав ляет то же самое, что гонит моряка в мо ре. Некоторым никогда не понять - зачем. И мы не умеем объяснить ... Спросите у меня: Зачем тебе летать? - и я вряд ли смогу найти ответ. Я просто вынужден буду взять вас с собой в аэропорт - субботним утром где-то в конце августа". - Ну это же про меня! - уверяет майор Норматив годового налёта - не менее 20 часов. Но столько в воздухе находятся разве что лейтенанты - вчерашние вы пускники авиационных училищ. А инструк торы, экипажи, на которые возложены специальные задачи, перевыполняют его в несколько раз. К примеру, у командира эскадрильи за прошлый год налёт сос тавил более 130 часов. И это не предел. Маиор Роман Ворушилин и леитенант Михаил Осипов во вре-мя занятии на тренажёре УТК-31БМ. - В нашем регионе главная слож ность - климат. Самолёты-то у нас все погодные. Так что боевые задачи, когда потребуется, выполнять готовы в любых условиях, но во время плановой под готовки ни к чему лишние риски. Полёты проводим С оглядкой на метеоминимум, то есть, когда допустимые значения нижней границы облаков и видимости не ниже тех, при которых обеспечива ется безопасность взлёта и посадки, - объяснил подполковник Олег Олейник. - Но на Севере часто бывает так: улетел надолго, с дозаправкой, возвращаешься через 3-4 часа, а погода кардинально поменялась, поэтому нужно садиться на другом аэродроме. • Посадить на неё самолёт мне казалось задачей невыполнимой. И после того по лёта у меня было ощущение, что я этого никогда не смогу сделать сам. Но жела ние летать оказалось сильнее страха. В смешанный авиаполк армии ВВС и ПВО Северного флота молодые офи церы получают распределение после окончания Краснодарского высшего военного авиационного училища лёт чиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова. Вот только не все учатся там на истребителей. Поэтому нередко молодым специалистам приходится от правляться на переобучение, а это и теория, и практика. К тому же необ- • Роман Ворушилин. - Мне ещё в шестом классе подарили книгу о космонавтике и авиации. Тогда я и понял, что хочу стать лётчиком-истребителем. Почему? Не могу объяснить, но с того дня это стало моей мечтой. Увидев искренний восторг в его глазах, я порадовал ась, что он смог осуществить мечту. А потом случайно услышала разговоры ещё нескольких лётчиков эскадрильи о предстоящих полётах и поняла: у них была та же мечта. И раз они здесь, она сбылась. Анна ВИХРОВА. Фотоа8тора u Александра БОН4АРЯ. Военнослужащие по призыву района наблюдения Кольской флотилии стали гостями технопарка "Квантолаб" . В сентябре минувшего года в г.по лярном открылся детский современ ный мини-технопарк "Квантолаб". Он создан на базе судоремонтного завода N!! 10. Здесь юные тех- нари занимаются по трём направлениям: "Хайтек", "Промышлен ный дизайн" и "Про мышленная робото техника". Ознакомить ся с работой технопар ка военнослужащих пригласили представи тели Мурманского ре гионального отделе ния "СоюзМаш", кото рое возглавляет дирек- терили радары, станции, отдельные платформы. - Это очень интересная и увлека тельная форма досуга для военнослу- жащих по призыву, - говорит сотрудник тех нопарка Ольга Попо ва. - В перспективе мы разработаем цикл обучающих экскурсий для этой категории по сетителей, и надеем ся, что пилотное заня тие станет отправной точкой в выборе даль нейшего профессио нального пути для мо лодых людей. Koнcmpyиp06aHиeрадuОЛОlCационнои станции военно служащu.мираиона наблюдения. На отдалённых пос тах, расположенных на побережье Кольского тор СРЗ N!!1 О Евгений Зудин. Мероприя тие носило не только досуговую, но И профориентационную направленность. Сотрудники "Квантолаб" продемонст рировали гостям в погонах работу зо принтера, лазерного гравёра, а также предоставили возможность молодым людям создать радиолокационную станцию из робототехнического конст руктора по собственному проекту. Высо кая степень детализации и наличие мест для операторов РЛС приветст вовались. В течение часа военнослу жащие, разбившись на группы, мас- • полуострова, военно служащие работают с различными мо дификациями радиолокационных стан ций. Многие рядовые и матросы имеют начальное техническое образование, которое помогает их "общению" со слож ной техникой. Чтобы подстегнуть инте- рес к техническим профессиям как в Во оружённых силах, так и "на гражданке", МРО "СоюзМаш" и командование воин ской части планируют наладить регуляр ные посещения военнослужащими по призыву мини-технопарка. Евгения ДРУЗЬЯК. Фото ОЛ1JZU ПОПОВОЙ. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz