На страже Заполярья. 2021 год. Сентябрь.
* на стrаЖЕ заnDЛlr~1 крыIАтьIйй ОХОТНИК НА суБмАриныI 27 сентября исполнится 60 лет с момента первого полёта противолодочного самолёта Ил-38 Противолодочный советский самолёт разработки ОКБ Ильюшина Ил-З8 - настоящая легенда отечественной морской авиации. Его разработка началась в ответ на угро зу развёртывания потенциальным противником в Миро вом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами. Ил-З8 приступил к выполнению задач противолодочной обо роны страны в конце 60-х годов прошлого столетия. А впервые его поднял в воздух заслуженный лётчик-испы татель СССР дважды Герой Советского Союза Владимир Коккинаки. Произошло это 27 сентября 1961 года. "Хороших лётчиков много, а при рождённых мало", - решили на чальники и предложили Владимиру Коккинаки сменить амплуа - стать испытателем. В 1935 году он пришёл работать в КБ Ильюшина старшим лётчиком испытателем. Практически все ма шины марки "Ил" прошли через не го. В общей сложности он испытал около ста моделей самолётов, ог ромное количество моторов и все возможных авиаприборов. противолодочного оборудования и вооружения. Заводские испытания самолёта на аэродроме в подмосковном Жуковском продолжались до июня 1962 года. Было совершено 77 по лётов общей продолжительностью более 135 часов. С 15 мая по 12 июня 1962 года проходила макетная комиссия по самолёту Ил-38 с ППК "Беркут". На макете прорабатывались вариан ты размещения оборудования, компоновки кабины экипажа и дру гие вопросы. 1 О марта 1963 года система "Беркут" установлена на самолёт. После этого началась его доработка, в ходе которой выпол нено 147 испытательных полётов. После окончания Второй ми ровой войны страны-победитель ницы получили доступ к ряду не мецких разработок, в том числе касающихся управляемого ракет ного оружия. В США была развёр нута программа "Поларис", в её основе предусматривалась по стройка 41 атомной ракетной под Предназначение самолёта заклю чалось в самостоятельном или сов местном с противолодочными ко раблями поиске подводных лодок и их уничтожении, для осуществле ния морской разведки, выполне ния поисково-спасательных опе раций, постановки минных заграж дений. Экипажем командовал л~т- Любопытно, что познакомились Владимир Коккинаки и Сергей Иль юшин - две будущие легенды оте чественной авиации - ещё в 1931 году. В ту пору молодой конструктор только приступил к созданию своего первого самолёта. Их встреча сос тоялась в цехе авиационного заво да, рядом с изготовленным из фа неры в натуральную величину маке том будущей крылатой машины. Владимир Константинович дал кон структору пару советов. Тогда Иль юшин понял, что имеет дело с чело веком, хорошо разбирающимся в технике. В характерахлётчика и кон структора и в их жизненных путях было много схожего, что помогло им быстро найти общий язык. Серийное производство Ил-38 осуществлялось на машинострои тельном заводе N!! 30 "Знамя труда" с 1967 года до середины 1970-х годов. водной лодки, причём каждая из них воору жалась 16 твердотоп ливными ракетами "Поларис А-1" с даль ностью полёта до 2200 километров. В 1960 году лодки "Поларис" приступ или к боевому патрулиро ванию. В СССР в те го ды проводились ис следования по проти водействию угрозе аме риканских лодок-ра кетоносцев. Была вы В 1968 году первым эти само лёты получил 24-й отдельный про тиволодочный авиационный полк дальнего действия ВВС Северного флота, в 1969 году - П-й отдельный противолодочный авиаполк даль него действия ВВС Тихоокеанского флота, в 1974-м - 145-я отдельная противолодочная авиационная эс кадрилья ВВС Балтийского флота. С 1969 по 1981 год экипажи Ил-38 произвели 4095 самолёто вылетов на боевую службу с общим налётом 24570 часов, обнаружив 172 иностранные подводные лодки. работана общая концепция поиска АПЛ. Она выражалась в создании первого отечественного авиацион ного противолодочного комплекса "Баку". Несмотря на все его не достатки, ПЛК "Баку" устанавли вался на противолодочном верто лёте Ка-25ПЛ и самолёте-амфибии Бе-12. Были попытки создания противолодочного самолёта даже на базе Ту-16. Но все - без особого успеха. чик-испытатель Владимир Кокки наки. Коккинаки присутствовал при сборке самолётов, вносил коррек тивы по изменению той или иной детали конструкции, следил за размещением при боров управле ния, бомбодержателей, пулемётов. Владимир Константинович любил говорить, что настоящий лётчик должен быть немножко инжене- 1 З ноября 201 З года на аэро дроме Североморск-3 Северного флота после двухлетнего переры- За свою долгую карьеру Вла димир Константинович освоил не один десяток новых типов воз душных судов. Коккинаки окончил семилетку и в 1925 году был призван в армию. Отслужив два года в пехоте, он посту пил в Ленинградскую военно-тео ретическую школу ВВС, а после её окончания - в Борисоглебскую воен ную авиационную школу лётчиков. "Хороших лётчиков много, а прирождёввых мало", - решили начальники и предложили Владимиру Коккинаки сменить амплуа - стать испытателем ром, а лётчик-испытатель обязан быть отменным инженером. В 1960 году Совет министров СССР принял постановление о раз работке самолёта Ил-38 с радио гидроакустической системой "Бер кут" на базе хорошо зарекомендо вавшего себя пассажирского Ил-18. Благодаря серьёзному отноше нию к освоению профессии он настолько виртуозно обращался с техникой, что командование вско ре обратило на него внимание. Неудивительно, что именно Вла димир Коккинаки 60 лет назад пер вым поднял в воздух новый проти володочный самолёт. Полёт про шёл успешно, хотя Ил-38 ещё нуж дался в ряде доработок, не имел ва совершил полёт первый пере данный авиации ВМФ модернизи рованный противолодочный само лёт Ил-З8Н. По прогнозам специа листов, в обозримой перспективе замены Ил-38 не предвидится. Подzоmo6U.ttа Анна ВИХРОВА. "ЕСЛИ СЕРДЦЕ В ВИСКАХ НЕ СТУЧАЛО" 30 лет назад на палубу ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" первым из строевых лётчик:ов приземлился Тимур Апакидзе Двигатели на "максимал", точный заход, касание, зацеп за третий трос - оценка "отлич но" ... 26 сентября 1991 года подполковник Ти мур Апакидзе посадил истребитель на палубу ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" без предварительного обучения с инструктором из-за отсутствия на вооружении ВМФ такого самолёта в учебном варианте. До этого на истребителях классической схемы на корабль садились только лётчики-испы татели. Посадка на корабль счи тается одним из самых сложных элементов лётной подготовки. От пилота тре буется ювелирная точность машину нужно уместить на "пятачок" длиной около со рока метров. Заход выпол няется под углом глиссады всего три-четыре градуса. Касание должно произойти в пределах двух метров от осевой линии полётной па лубы. Авианосец, как пра вило, находится в движе нии, поэтому траекторию снижения приходится по стоянно корректировать. Для быстрой остановки 20-тонной машины на крей сере имеются специальные приспособления - аэрофи нишёры. Это прочные и гиб кие стальные тросы, натя нутые поперёк палубы. На ТАВКР их четыре. Задача лётчика - при снижении зацепиться за трос тормоз ным гаком. Затем срабаты вает автоматика, натягива ющая трос. Для подстрахов ки (на случай обрыва троса) самолёт садится на палубу "на полном газу", чтобы у лётчика оставалась воз можность сохранить ско рость и уйти на второй круг даже после касания. Трамплинный взлёт (угол схода 14 градусов), точ ность захода по заданной глиссаде и безупречная по садка на аэрофиниш~р тре буют от пилотов отменной лётной и психологической подготовки, высокого мас терства. Именно этими качест вами обладал Тимур Автан ДИЛОВИЧ Апакидзе. Свою боевую работу он образно охарактеризовал так: "Если сердце в висках не стучало, ты ещё не настоящий кора бельный лётчик". Тимур Апакидзе первым начал осваивать самолёт Су-27К. Не всё проходило гладко. Для ознакомления с корабельной спаркой ему предстояло вылететь на этой машине на простой пилотаж, который требова лось выполнить во взлётно- посадочной конфигурации на минимально допусти мых скоростях. Сделав два полёта в зону над морем, лётчик по рекомендации руководителя полётов из-за ухудшения метеоусловий направился в "сухопутную" зону. Заняв высоту 2,5 тыся чи метров, Апакидзе присту пил к выполнению виража с креном 45 градусов на скорости 350 километров в час. Но у самолёта вдруг по явилось непонятное сколь жение, его начало тащить в сторону. ТимурАвтандило вич никак не мог понять, откуда оно возникло и по чему "сушка" не реагирует на руль поворота (пе дали). Он вывел машину из крена, но скольжение не исчезало, самолёт летел боком, начала гаснуть скорость. - "Надо возвращаться на аэродром и разбираться на земле", - подумал лётчик и перевёл кран шасси на уборку. В то же мгновение его швырнуло на спину: са молёт стал входить в пере вёрнутый штопор. Первая мысль, пришедшая на ум Апакидзе: "Допущена ошиб ка, надо исправлять". Но машина не реагировала ни на педали, ни на ручку уп равления. В этот момент речевой информатор вы- дал запоздалое сообще ние: "Отказ системы дистан ционного управления". Лёт чик-истребитель уже и сам понял, что так самолёт ле теть не должен. А тот продолжал "што порить". Находясь в пере вёрнутом состоянии, лётчик дотянулся до переключа теля и отключил автоматику дистанционного управле ния, но отказ СДУ был пол ным, самолёт оставался без управления. Не имея возможности изменить ситуацию, Тимур Автандилович понял, что предстоит прыгать. "Отказ СДУ, катапультируюсь", - вы дал он информацию в эфир, но радиоаппаратура подве ла, на земле услышали лишь непонятное шипение. Взяв четыре вертикаль ные скорости плюс 200 мет ров на перевёрнутое поло жение, он понял, что ниже 1000 метров ему уже не вы прыгнуть. С высоты 1200 метров Тимур бросил взгляд на землю, и на сердце от- легло - внизу была голая степь. Лётчик привёл ка тапульту в действие. Расслабился он лишь после того, как над голо вой рванул купол пара шюта. Мимо в свободном падении летел к земле его самолёт. С тоской проводил он его взглядом и, потянув лямки парашю та, перескочил через взмет нувшийся над землёй ог ненный столб. Как выяснилось поз же, подобные неполадки на данном типе самолёта возникали до этого триж ды, и каждый раз лётчи кам приходилось катапуль тироваться. В сентябре 1991 года на государственные испыта ния вышел ТАВКР "Адми рал Флота Советского Со юза Кузнецов", и Тимур Ав тандилович совершил пер вую посадку на палубу крей сера. Со временем это ста ло обычным делом. Но пер вых будут помнить всегда. За мужество и героизм, профессиональное мастер ство и осознанную готов ность к риску, проявленные при выполнении первой в практике корабельной авиа ции посадки на аэрофини шёр авианесущего корабля на одноместном боевом са молёте-истребителе Су- 27К, подполковник Тимур Апа кидзе 31 октября 1991 года представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. Однако Россия сог ласно Конституции не впра ве награждать своих граждан бывшими союзными на градами, так что Героем Советского Союза он так и не стал. В 1994 году благодаря Тимуру Апакидзе на авиане сущий крейсер села первая эскадрилья палубных само лётов. А в следующем году лётчики под его командо ванием отправились в пер вый дальний поход, где блестяще выполнили по ставленную задачу. За мужество и героизм, проявленные при испыта нии, доводке и освоении но вой техники, и подготовку лётчиков-истребителей для ТАВКР "Адмирал Флота Со ветского Союза Кузнецов" полковнику Тимуру Апакид зе 17 августа 1995 года при свое но звание Герой Рос сийской Федерации с вруче нием медали "Золотая Звезда". Тимур Автандилович от давал всего себя служению Родине. Его судьба - до стойный пример патриотиз ма, целеустремлённости и настойчивости при дости жении поставленной цели, преданности избранному дел~ Надёжный боевой товарищ, чуткий наставник, талантливый воспитатель, он дал путёвку в небо мно гим лётчикам палубной авиации. За свой много летний, напряжённый труд он был удостоен самых высоких государственных наград, заслужил призна тельность соотечествен ников и сослуживцев. Подюmoвuла Владлена КЛЮШИНА. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 11 В 1857 году из Кронштадта в первое кругосветное плавание паровых судов русского флота отправилась эскадра капитана 1 ранга Дмитрия Кузнецова. В 1863 году во время гражданской войны в США в порт Сан-Франциско прибыла русская эскадра под командованием контр-адмирала Андрея Попова для демонстрации солидарности с Северо-Американскими Соединёнными Штатами в их борьбе против рабо владельческого Юга, поддерживаемого Англией и Францией. В 1918 году издан Декрет СНК РСФСР о призыве в Красную армию офицеров и военных чиновников старой русской армии. В 1920 году родился помощник командира взвода 95-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии 14-й армии Карельского фронта Герой Советского Союза сержант Сергей Смирнов. В 1926 году Постановлением Совнаркома СССР утверждено Положение о государственных морских лоцманах. В 1932 году в Москве на базе факультета моториза ции и механизации Военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского и Московского автотракторного института им. М.В. Ломоносова создана Военная академия механизации и моторизации Красной армии. С 1954 года - Военная академия бронетанковых войск. В 1976 году под руководством Главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза Сергея Горшкова проведено учение по нанесению ответного ракетного удара по наземным целям с использованием командной системы боевого управления. 2 октября В 1721 году указом Петра I в Санкт-Петербурге на Васильевском острове основана гавань. Этот день счи тается днём основания Санкт-Петербургского военного порта России. В 1882 году родился Маршал Советского Союза Борис Шапошников - участник Первой мировой войны, начальник оперативного управления полевого штаба Реввоенсовета Республики, начальник штаба Красной армии, командовал военными округами. В мае 1937 года назначен начальником Генерального штаба, с августа 1940 года - заместителем наркома обороны СССР. С июля 1941 по май 1942 года вновь во главе Генерального штаба. В 1942-1943 годы - начальник Академии Генерального штаба. 3 октября Русская православная церковь чтит память му чеников князя Черниговского Михаила и боярина его Феодора. Это реальные исторические лица, не склонившие головы перед монголо-татарами и по гибшие в Орде. В 1654 году во время Русско-польской войны 1654- 1667 гг. русские войска под командованием "большого воеводы" князя Якова Куденетовича Черкасского заставили капитулировать польский гарнизон города Смоленска. В 1918 году родился командир миномётной роты 28-го гвардейского стрелкового полка 10-й гвардейской стрелковой дивизии 14-й армии Карельского фронта Герой Советского Союза гвардии капитан Алексей Генералов. В 1942 году подводная лодка Балтийского флота Д-2 под командованием капитана 3 ранга Линденберга у острова Эланд потопила транспорт противника водо измещением 11,5 тысячи тонн, следовавший в конвое с охранением. В 1986 году северо-восточнее Бермудских островов произошла авария на ракетной атомной подводной лодке К-219. Ценою собственной жизни реактор заглушил матрос Сергей Преминин. 6 октября лодка затонула на большой глубине, но большая часть экипажа была эвакуирована на подошедшие советские корабли. _______________________________________________________________________________________________________________ 24 сентября 2021 года • • • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz