На страже Заполярья. 2021 год. Сентябрь.

* на стrаЖЕ заnDЛlr~1 крыIАтьIйй ОХОТНИК НА суБмАриныI 27 сентября исполнится 60 лет с момента первого полёта противолодочного самолёта Ил-38 Противолодочный советский самолёт разработки ОКБ Ильюшина Ил-З8 - настоящая легенда отечественной морской авиации. Его разработка началась в ответ на угро­ зу развёртывания потенциальным противником в Миро­ вом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами. Ил-З8 приступил к выполнению задач противолодочной обо­ роны страны в конце 60-х годов прошлого столетия. А впервые его поднял в воздух заслуженный лётчик-испы­ татель СССР дважды Герой Советского Союза Владимир Коккинаки. Произошло это 27 сентября 1961 года. "Хороших лётчиков много, а при­ рождённых мало", - решили на­ чальники и предложили Владимиру Коккинаки сменить амплуа - стать испытателем. В 1935 году он пришёл работать в КБ Ильюшина старшим лётчиком­ испытателем. Практически все ма­ шины марки "Ил" прошли через не­ го. В общей сложности он испытал около ста моделей самолётов, ог­ ромное количество моторов и все­ возможных авиаприборов. противолодочного оборудования и вооружения. Заводские испытания самолёта на аэродроме в подмосковном Жуковском продолжались до июня 1962 года. Было совершено 77 по­ лётов общей продолжительностью более 135 часов. С 15 мая по 12 июня 1962 года проходила макетная комиссия по самолёту Ил-38 с ППК "Беркут". На макете прорабатывались вариан­ ты размещения оборудования, компоновки кабины экипажа и дру­ гие вопросы. 1 О марта 1963 года система "Беркут" установлена на самолёт. После этого началась его доработка, в ходе которой выпол­ нено 147 испытательных полётов. После окончания Второй ми­ ровой войны страны-победитель­ ницы получили доступ к ряду не­ мецких разработок, в том числе касающихся управляемого ракет­ ного оружия. В США была развёр­ нута программа "Поларис", в её основе предусматривалась по­ стройка 41 атомной ракетной под­ Предназначение самолёта заклю­ чалось в самостоятельном или сов­ местном с противолодочными ко­ раблями поиске подводных лодок и их уничтожении, для осуществле­ ния морской разведки, выполне­ ния поисково-спасательных опе­ раций, постановки минных заграж­ дений. Экипажем командовал л~т- Любопытно, что познакомились Владимир Коккинаки и Сергей Иль­ юшин - две будущие легенды оте­ чественной авиации - ещё в 1931 году. В ту пору молодой конструктор только приступил к созданию своего первого самолёта. Их встреча сос­ тоялась в цехе авиационного заво­ да, рядом с изготовленным из фа­ неры в натуральную величину маке­ том будущей крылатой машины. Владимир Константинович дал кон­ структору пару советов. Тогда Иль­ юшин понял, что имеет дело с чело­ веком, хорошо разбирающимся в технике. В характерахлётчика и кон­ структора и в их жизненных путях было много схожего, что помогло им быстро найти общий язык. Серийное производство Ил-38 осуществлялось на машинострои­ тельном заводе N!! 30 "Знамя труда" с 1967 года до середины 1970-х годов. водной лодки, причём каждая из них воору­ жалась 16 твердотоп­ ливными ракетами "Поларис А-1" с даль­ ностью полёта до 2200 километров. В 1960 году лодки "Поларис" приступ или к боевому патрулиро­ ванию. В СССР в те го­ ды проводились ис­ следования по проти­ водействию угрозе аме­ риканских лодок-ра­ кетоносцев. Была вы­ В 1968 году первым эти само­ лёты получил 24-й отдельный про­ тиволодочный авиационный полк дальнего действия ВВС Северного флота, в 1969 году - П-й отдельный противолодочный авиаполк даль­ него действия ВВС Тихоокеанского флота, в 1974-м - 145-я отдельная противолодочная авиационная эс­ кадрилья ВВС Балтийского флота. С 1969 по 1981 год экипажи Ил-38 произвели 4095 самолёто­ вылетов на боевую службу с общим налётом 24570 часов, обнаружив 172 иностранные подводные лодки. работана общая концепция поиска АПЛ. Она выражалась в создании первого отечественного авиацион­ ного противолодочного комплекса "Баку". Несмотря на все его не­ достатки, ПЛК "Баку" устанавли­ вался на противолодочном верто­ лёте Ка-25ПЛ и самолёте-амфибии Бе-12. Были попытки создания противолодочного самолёта даже на базе Ту-16. Но все - без особого успеха. чик-испытатель Владимир Кокки­ наки. Коккинаки присутствовал при сборке самолётов, вносил коррек­ тивы по изменению той или иной детали конструкции, следил за размещением при боров управле­ ния, бомбодержателей, пулемётов. Владимир Константинович любил говорить, что настоящий лётчик должен быть немножко инжене- 1 З ноября 201 З года на аэро­ дроме Североморск-3 Северного флота после двухлетнего переры- За свою долгую карьеру Вла­ димир Константинович освоил не один десяток новых типов воз­ душных судов. Коккинаки окончил семилетку и в 1925 году был призван в армию. Отслужив два года в пехоте, он посту­ пил в Ленинградскую военно-тео­ ретическую школу ВВС, а после её окончания - в Борисоглебскую воен­ ную авиационную школу лётчиков. "Хороших лётчиков много, а прирождёввых мало", - решили начальники и предложили Владимиру Коккинаки сменить амплуа - стать испытателем ром, а лётчик-испытатель обязан быть отменным инженером. В 1960 году Совет министров СССР принял постановление о раз­ работке самолёта Ил-38 с радио­ гидроакустической системой "Бер­ кут" на базе хорошо зарекомендо­ вавшего себя пассажирского Ил-18. Благодаря серьёзному отноше­ нию к освоению профессии он настолько виртуозно обращался с техникой, что командование вско­ ре обратило на него внимание. Неудивительно, что именно Вла­ димир Коккинаки 60 лет назад пер­ вым поднял в воздух новый проти­ володочный самолёт. Полёт про­ шёл успешно, хотя Ил-38 ещё нуж­ дался в ряде доработок, не имел ва совершил полёт первый пере­ данный авиации ВМФ модернизи­ рованный противолодочный само­ лёт Ил-З8Н. По прогнозам специа­ листов, в обозримой перспективе замены Ил-38 не предвидится. Подzоmo6U.ttа Анна ВИХРОВА. "ЕСЛИ СЕРДЦЕ В ВИСКАХ НЕ СТУЧАЛО" 30 лет назад на палубу ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" первым из строевых лётчик:ов приземлился Тимур Апакидзе Двигатели на "максимал", точный заход, касание, зацеп за третий трос - оценка "отлич­ но" ... 26 сентября 1991 года подполковник Ти­ мур Апакидзе посадил истребитель на палубу ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" без предварительного обучения с инструктором из-за отсутствия на вооружении ВМФ такого самолёта в учебном варианте. До этого на истребителях классической схемы на корабль садились только лётчики-испы­ татели. Посадка на корабль счи­ тается одним из самых сложных элементов лётной подготовки. От пилота тре­ буется ювелирная точность­ машину нужно уместить на "пятачок" длиной около со­ рока метров. Заход выпол­ няется под углом глиссады всего три-четыре градуса. Касание должно произойти в пределах двух метров от осевой линии полётной па­ лубы. Авианосец, как пра­ вило, находится в движе­ нии, поэтому траекторию снижения приходится по­ стоянно корректировать. Для быстрой остановки 20-тонной машины на крей­ сере имеются специальные приспособления - аэрофи­ нишёры. Это прочные и гиб­ кие стальные тросы, натя­ нутые поперёк палубы. На ТАВКР их четыре. Задача лётчика - при снижении зацепиться за трос тормоз­ ным гаком. Затем срабаты­ вает автоматика, натягива­ ющая трос. Для подстрахов­ ки (на случай обрыва троса) самолёт садится на палубу "на полном газу", чтобы у лётчика оставалась воз­ можность сохранить ско­ рость и уйти на второй круг даже после касания. Трамплинный взлёт (угол схода 14 градусов), точ­ ность захода по заданной глиссаде и безупречная по­ садка на аэрофиниш~р тре­ буют от пилотов отменной лётной и психологической подготовки, высокого мас­ терства. Именно этими качест­ вами обладал Тимур Автан­ ДИЛОВИЧ Апакидзе. Свою боевую работу он образно охарактеризовал так: "Если сердце в висках не стучало, ты ещё не настоящий кора­ бельный лётчик". Тимур Апакидзе первым начал осваивать самолёт Су-27К. Не всё проходило гладко. Для ознакомления с корабельной спаркой ему предстояло вылететь на этой машине на простой пилотаж, который требова­ лось выполнить во взлётно- посадочной конфигурации на минимально допусти­ мых скоростях. Сделав два полёта в зону над морем, лётчик по рекомендации руководителя полётов из-за ухудшения метеоусловий направился в "сухопутную" зону. Заняв высоту 2,5 тыся­ чи метров, Апакидзе присту­ пил к выполнению виража с креном 45 градусов на скорости 350 километров в час. Но у самолёта вдруг по­ явилось непонятное сколь­ жение, его начало тащить в сторону. ТимурАвтандило­ вич никак не мог понять, откуда оно возникло и по­ чему "сушка" не реагирует на руль поворота (пе­ дали). Он вывел машину из крена, но скольжение не исчезало, самолёт летел боком, начала гаснуть скорость. - "Надо возвращаться на аэродром и разбираться на земле", - подумал лётчик и перевёл кран шасси на уборку. В то же мгновение его швырнуло на спину: са­ молёт стал входить в пере­ вёрнутый штопор. Первая мысль, пришедшая на ум Апакидзе: "Допущена ошиб­ ка, надо исправлять". Но машина не реагировала ни на педали, ни на ручку уп­ равления. В этот момент речевой информатор вы- дал запоздалое сообще­ ние: "Отказ системы дистан­ ционного управления". Лёт­ чик-истребитель уже и сам понял, что так самолёт ле­ теть не должен. А тот продолжал "што­ порить". Находясь в пере­ вёрнутом состоянии, лётчик дотянулся до переключа­ теля и отключил автоматику дистанционного управле­ ния, но отказ СДУ был пол­ ным, самолёт оставался без управления. Не имея возможности изменить ситуацию, Тимур Автандилович понял, что предстоит прыгать. "Отказ СДУ, катапультируюсь", - вы­ дал он информацию в эфир, но радиоаппаратура подве­ ла, на земле услышали лишь непонятное шипение. Взяв четыре вертикаль­ ные скорости плюс 200 мет­ ров на перевёрнутое поло­ жение, он понял, что ниже 1000 метров ему уже не вы­ прыгнуть. С высоты 1200 метров Тимур бросил взгляд на землю, и на сердце от- легло - внизу была голая степь. Лётчик привёл ка­ тапульту в действие. Расслабился он лишь после того, как над голо­ вой рванул купол пара­ шюта. Мимо в свободном падении летел к земле его самолёт. С тоской проводил он его взглядом и, потянув лямки парашю­ та, перескочил через взмет­ нувшийся над землёй ог­ ненный столб. Как выяснилось поз­ же, подобные неполадки на данном типе самолёта возникали до этого триж­ ды, и каждый раз лётчи­ кам приходилось катапуль­ тироваться. В сентябре 1991 года на государственные испыта­ ния вышел ТАВКР "Адми­ рал Флота Советского Со­ юза Кузнецов", и Тимур Ав­ тандилович совершил пер­ вую посадку на палубу крей­ сера. Со временем это ста­ ло обычным делом. Но пер­ вых будут помнить всегда. За мужество и героизм, профессиональное мастер­ ство и осознанную готов­ ность к риску, проявленные при выполнении первой в практике корабельной авиа­ ции посадки на аэрофини­ шёр авианесущего корабля на одноместном боевом са­ молёте-истребителе Су- 27К, подполковник Тимур Апа­ кидзе 31 октября 1991 года представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. Однако Россия сог­ ласно Конституции не впра­ ве награждать своих граждан бывшими союзными на­ градами, так что Героем Советского Союза он так и не стал. В 1994 году благодаря Тимуру Апакидзе на авиане­ сущий крейсер села первая эскадрилья палубных само­ лётов. А в следующем году лётчики под его командо­ ванием отправились в пер­ вый дальний поход, где блестяще выполнили по­ ставленную задачу. За мужество и героизм, проявленные при испыта­ нии, доводке и освоении но­ вой техники, и подготовку лётчиков-истребителей для ТАВКР "Адмирал Флота Со­ ветского Союза Кузнецов" полковнику Тимуру Апакид­ зе 17 августа 1995 года при­ свое но звание Герой Рос­ сийской Федерации с вруче­ нием медали "Золотая Звезда". Тимур Автандилович от­ давал всего себя служению Родине. Его судьба - до­ стойный пример патриотиз­ ма, целеустремлённости и настойчивости при дости­ жении поставленной цели, преданности избранному дел~ Надёжный боевой товарищ, чуткий наставник, талантливый воспитатель, он дал путёвку в небо мно­ гим лётчикам палубной авиации. За свой много­ летний, напряжённый труд он был удостоен самых высоких государственных наград, заслужил призна­ тельность соотечествен­ ников и сослуживцев. Подюmoвuла Владлена КЛЮШИНА. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 11 В 1857 году из Кронштадта в первое кругосветное плавание паровых судов русского флота отправилась эскадра капитана 1 ранга Дмитрия Кузнецова. В 1863 году во время гражданской войны в США в порт Сан-Франциско прибыла русская эскадра под командованием контр-адмирала Андрея Попова для демонстрации солидарности с Северо-Американскими Соединёнными Штатами в их борьбе против рабо­ владельческого Юга, поддерживаемого Англией и Францией. В 1918 году издан Декрет СНК РСФСР о призыве в Красную армию офицеров и военных чиновников старой русской армии. В 1920 году родился помощник командира взвода 95-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии 14-й армии Карельского фронта Герой Советского Союза сержант Сергей Смирнов. В 1926 году Постановлением Совнаркома СССР утверждено Положение о государственных морских лоцманах. В 1932 году в Москве на базе факультета моториза­ ции и механизации Военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского и Московского автотракторного института им. М.В. Ломоносова создана Военная академия механизации и моторизации Красной армии. С 1954 года - Военная академия бронетанковых войск. В 1976 году под руководством Главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза Сергея Горшкова проведено учение по нанесению ответного ракетного удара по наземным целям с использованием командной системы боевого управления. 2 октября В 1721 году указом Петра I в Санкт-Петербурге на Васильевском острове основана гавань. Этот день счи­ тается днём основания Санкт-Петербургского военного порта России. В 1882 году родился Маршал Советского Союза Борис Шапошников - участник Первой мировой войны, начальник оперативного управления полевого штаба Реввоенсовета Республики, начальник штаба Красной армии, командовал военными округами. В мае 1937 года назначен начальником Генерального штаба, с августа 1940 года - заместителем наркома обороны СССР. С июля 1941 по май 1942 года вновь во главе Генерального штаба. В 1942-1943 годы - начальник Академии Генерального штаба. 3 октября Русская православная церковь чтит память му­ чеников князя Черниговского Михаила и боярина его Феодора. Это реальные исторические лица, не склонившие головы перед монголо-татарами и по­ гибшие в Орде. В 1654 году во время Русско-польской войны 1654- 1667 гг. русские войска под командованием "большого воеводы" князя Якова Куденетовича Черкасского заставили капитулировать польский гарнизон города Смоленска. В 1918 году родился командир миномётной роты 28-го гвардейского стрелкового полка 10-й гвардейской стрелковой дивизии 14-й армии Карельского фронта Герой Советского Союза гвардии капитан Алексей Генералов. В 1942 году подводная лодка Балтийского флота Д-2 под командованием капитана 3 ранга Линденберга у острова Эланд потопила транспорт противника водо­ измещением 11,5 тысячи тонн, следовавший в конвое с охранением. В 1986 году северо-восточнее Бермудских островов произошла авария на ракетной атомной подводной лодке К-219. Ценою собственной жизни реактор заглушил матрос Сергей Преминин. 6 октября лодка затонула на большой глубине, но большая часть экипажа была эвакуирована на подошедшие советские корабли. _______________________________________________________________________________________________________________ 24 сентября 2021 года • • • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz