На страже Заполярья. 2021 год. Сентябрь.
* на стrаЖЕ заDаЛlr~1 9 КАЗАКИ НА МУРМАНЕ купили оборудование и сна ряжение. Туломское казачество уже не первый год реа лизует проект "Казаки на Севере". К сожалению, в 2021 году эпидемиологи ческая ситуация не позво лила осуществить его в за думанном объёме. Плани ровалось собрать казачьи этой идеи есть задумка поставить на набережной острог, благо место позво ляет сделать такую инстал ляцию. Это может стать и хорошим подспорьем для развития внутреннего ту ризма. Существует ли казачество в краю поморов и саамов? Каковы его истоки, история и традиции? 4фli Но первое пись- менное упомина ние о казачестве на Коль ской земле датируется ещё 1591 годом. На одной из страниц "Соловецкого лето писца" рассказана история героической обороны Коль ского острога от шведских захватчиков. Этот документ хранится в Кольском музее. Так что родиной казачества на Мурмане является Кола, один из самых древних го родов Русского Севера. Опуда и идёт его история. Недавно Кольским ху торским казачьим общест вом проводилось интерес ное мероприятие - кон ференция Северо-Запад- основном по родовому принципу, И многих это под вигло заняться родослов ными, узнавать свои корни, казачьи особенно. В те годы государство только начинало политику возрождения. Казаки стали собираться в общества, пытались реставрировать культуру, традиции, быт, сказки. Некоторые орга низации прекращали своё существование, появлялись другие, кое-какие видоиз менялись, как Туломская, к примеру. Сейчас согласно Страте гии развития казачества любой гражданин России, который разделяет инте- Прое1Ст Туло.мС1СОI!О хуторс1СOI!О 1Сазачьеl!О общества "ОlМастноU фестиваль lCазачьеd IC)'льтуры", "Каза1Си на Севере". ного федерального округа "Казаки на Севере", посвя щённая развитию общности на северных землях. В до кладах упоминались и мно гие другие факты, свиде тельствующие, что казачест во на Севере присутство вало постоянно. Эти све дения указаны также в ис следованиях краеведа Ива на Ушакова и книге профес сора Георгия Фруменкова "Соловецкий монастырь и оборона Беломорья". По своей сути казачество всегда было непокорным сословием. Наша история знает много бунтов и вол нений, в которых казаки принимали активное учас тие. Потом их отправляли в ссылку на северные рубежи нашей бескрайней страны. Так на нашей северной земле после восстания Пу гачёва оказались ссыль ные казаки. ресы и поддерживает цели и задачи этой общности, может стать казаком, всту пив в казачью организа цию. Конечно, он становит ся так называемым при писным казаком, а вот его дети при условии сохра нения членства уже могут считать себя полноправ ными казаками. На данный момент на территории Мурманской области зарегистрировано 6 казачьих обществ. Соглас но законодательству (ос новной документ - Страте гия государственной политики Российской Федерации в отно шении российского казачества на 2021- 2030 годы) казачьи организации могут быть двух типов. Первые - общест венные организа ции, которые в своей работе руководству ются ФЗ N!! 7 "Об об щественных объеди нениях", вторые - те, что вошли в реестр казачьих обществ РФ. ДЛЯ того чтобы общественная орга- низация могла вой правовых актов РФ, задача которых - поддержка и сох ранение реестровых ор ганизаций. Общественная организация, сами понима ете, сегодня есть, завтра - разбежались, а общество, взявшее на себя обяза тельства перед государ ством, это совсем другое. Сейчас в Мурманской об ласти существует 6 казачь их обществ. Два из них - общественные организа ции. Это Мурманское город ское казачье общество и региональное отделение Общероссийской общест венной организации по развитию казачества "Союз казаков-воинов России и зарубежья". Четыре казачьих об щества Мурманской области вошли в реестр. Это Коль ское хуторское казачье общество, хуторское ка зачье общество "Хутор Оле негорский", Туломское ху торское казачье общество и Станичье казачье общест во ЗАТО Александровск. - Что представляют собой эти организации? - Возьмём, к примеру, Туломское хуторское об щество. Тулома - сельское поселение. С образова нием казачьего общества и вхождением его в реестр муниципальное образова ние сразу выделило им помещение под штаб. На его базе они создали воен но-патриотический клуб. Хорошо развивают культуру, организовали три само деятельных песенных кол лектива. На праздники и в выходные дни выходят на охрану общественного по рядка. Для села Тулома хуторское общество стало центром притяжения. Оленегорск - это моно город, воинские части рас положены от него в неко тором отдалении. Поэтому на базе штаба местным атаманом был создан воен- проводит рейды совместно сМЧС. Все из перечисленных обществ активно развива ются, особым направле нием своей работы выделяя патриотическое воспита ние молодёжи, сохранение и привитие культуры, ка зачьих песен, обычаев и обрядов. И, конечно же, - веры. Казачество без веры - это не казачество. У каждого общества, входящего в ре естр, есть свой духовник - священник, который их окормляет. Ни один круг - общее собрание казаков - в соответствии с тради циями не обходится без духовника. Он присутствует на собраниях, и любые важ ные вопросы проходят сог ласование с ним. Военная служба - это дальнейшее развитие идеи казачьего служения. Ка заков призывают в Воору жённые силы РФ, во многих армейских соединениях созданы специальные от дельные "казачьи" под разделения, где они имеют поддержку в сохранении своих традиций. Самой большой из ка зачьих организаций на Мур мане является станица ЗАТО Александровск, ко торая объединила порядка ста казаков, многие из них действующие военнослужа щие. Причём в это число входят только реестровые казаки, то есть те, которые взяли на себя доброволь ные обязательства. А если учитывать семьи, жён, ко торые тоже могут офици ально вступать в казачьи общества, это не противо речит уставу, то казаков на много больше. К тому же в военно-патриотических клу бах занимается много де тей, которые с малолетства впитывают культуру каза чества. год, на основании этого разработан и утверждён план её реализации. Со ответственно, план утверж дён и на территории нашей области, только в нём всё более конкретизировано: прописаны шаги по взаи модействию с военным ко миссариатом, погранич ным управлением, опреде лены мероприятия регио нального и местного уров ня. Я являюсь секретарём рабочей группы Мурман ской области по развитию казачества. Она занимает ся оказанием содействия в развитии и разработке ме ханизмов поддержки ка зачьих обществ. Управление по реали зации государственной на циональной политики и рабочая группа по раз витию казачества среди своих основных задач видят поддержку казаков, оказа ние им помощи в органи зации взаимодействия с му ниципалитетами, совер шенствование норматив ной базы по развитию ка зачества, казачьей службы, участие казаков в патрио тическом воспитании, меж дународной и культурной деятельности, во всерос сийских мероприятиях. На данный момент су ществует два вида поддерж- У нас большой потен циал в реализации идеи казачьей службы в армии. ПриСЯlа новых членов 1Сазачьих обществ в хра.ме Владu.миРСfOOd и1СОНЫ Бо,ж,иеd Матери nосёЛ1Са Мур.маши. организации субьектов РФ, входящих в Северо-Запад. У себя на местах они должны были провести региональ ные этапы и к нам отправ лять уже лучших в уста новленных номинациях. Нам пришлось уйти в он лаЙн. Но 19 мая заклю чительное мероприятие всё-таки состоялось на на бережной в Коле. Несмотря на плохую погоду, люди собрались на праздник, были гости из Санкт-Пе тербурга, атаманы оста- Если это направление будет активно развиваться, мы готовы выйти к министру обороны с предложением о создании казачьего под разделения на базе Се верного флота. Почему бы и нет? Конечно, времена ме няются. Все понимают, что кавалерийские войска уже потеряли своё тактичес кое преимущества, сейчас в почёте танки, бронемаши ны. Но создать отдель ную казачью роту можно. Первое письменное упоминание о казачестве на Кольской земле датируется 1591 годом. На одной из страниц "Соловецкого летопис ца" рассказана история героической обороны Кольского острога от шведских захватчиков ки казачьих обществ. Пер вый - субсидии, которые еже годно выделяются на кон курсной основе реестро вым казачьим обществам для реализации ими устав ных задач. В рамках этой субсидии они могут опла чивать коммунальные услу- ги в помещени ях организации, производить там частичный ремонт, закупать форму, матери алы для прове дения текущей работы, инвен тарь, шашки и так далее. лись очень довольны тем, что их пригласили в наш край. Кольское хуторское об щество проводило конфе ренцию для казаков Се веро-Запада, по понятным причинам - тоже онлаЙн. Люди подключались, пре зентовали свои доклады, мы, в свою очередь, рас сказали, как видим даль нейшее развитие казачест ва в отдельных вопросах. Это же какой стимул слу жить! А служить на Се верном флоте было всегда почётно. Прекрасный потенциал заложен в идее участия казаков в охране общест венного порядка. Опыт ре гионов их традиционного проживания показывае~ что население весьма по ложительно реагирует, ес ли к сотрудникам полиции при патрулировании при соединяются бравые муж чины в бурках и папахах. Население понимает, что это служивые люди, просы пается наша генетическая память. Казаки всегда слу жили Отечеству, на них ло жилась обязанность по охране его границ, это была опора государства. Например, в 1774 году в Колу было сослано 13 чело век сибирских казаков, в 1775 году в Кольский острог направили 1 О яицких каза ков. Спустя некоторое вре мя сюда же прибыли 7 се мей донских казаков-ико ноборцев. Факты эти встре чаются в донесениях ан ненского губернатора об отправке в Кольский острог ссыльных казаков-пугачёв цев, а также упомянуты в научных трудах академика Тихомирова и доктора исто рических наук Ушакова. ти в реестр, казаки Встреча с .молодё,ж,ью в Myp.мa1lClW.М центре nатриотuчеС1СОIО воcnuтанuя. Второй вид поддержки - кон курс грантов. В нём могут при нимать участие и казачьи орга низации, кото рые работают в формате общест венных. Средст- Поддержали мы и про ект Мурманского городско го казачьего общества "Пластунская сотня". Если помните, в годы Первой мировой войны действовал казачий спецназ, "особые из лучших", специальные подразделения - так назы ваемые пластуны, извест ные своими превосходны ми воинскими качествами. В рамках реализации про екта в Мурманске казаки проводили для мальчишек занятия по физической под готовке с элементами воен ной. Велик потенциал и раз вития культурного направ ления, сохранения куль турного наследия. Детям очень нравится петь ка зачьи песни, фланкировать шашкой. Экспедицию на Север для выбора места строи тельства Романова-на-Мур мане тоже сопровождали казаки. При строительстве железной дороги в 1915- 1916 годах казачьи форми рования привлекали для охраны рабочих. Так что ут- должны доброволь но принять на себя обязательства по несе нию государственной служ бы. Для этого они заклю чают договоры с полици ей на охрану общественно го порядка, с Министер ством природных ресур сов - на охрану биоресур сов, с МЧС - о доброволь ном участии в ликвидации пожаров, с органами воен ного управления (военко матами) - об участии в мо билизационном резерве. для того чтобы общественная организация могла войти в реестр, казаки должны добровольно припять на себя обязательства по несению государственной службы верждать, что казаки поя вились на Севере только сейчас, исторически недо стоверно. - Казаки Севера - кто они сегодня? - Современный отсчёт развития нашего казачест ва мы ведём с 1993 года, когда на Мурманской земле начали организовываться казачьи общества, станицы. Приезжали представители Донского войска, в Туломе располагалась их посоль ская столица. Люди тогда вступали в организацию в Казачество интересно тем, что все решения у них при нимаются на общем совете, круге, где каждый может высказаться по любому вопросу, в том числе - о вхождении в реестр. После их принятия заключаются соглашения, подаются до кументы в Министерство юстиции, которое принима ет решение об их вклю чении в реестр. Когда казачье общество входит в реестр, оно попа дает под действие много численных нормативно- но-патриотический клуб, который, по сути, стал цент ром начальной военной подготовки. За счёт под держки правительства Мур манской области у них по явился свой музей, обо рудованы электронный тир, кабинет оказания первой медицинской помощи, по мещение для собраний, где не только песни поют, но и занимаются фланкиров кой - работой с шашкой. Кольское хуторское ка зачье общество занимает- ся историческим просвеще нием, охраной обществен ного порядка, создало до бровольную народную дру жину "Казачья справа", во енно-патриотический клуб "Джура", где любой желаю щий может обучиться флан кировке шашкой. Они активно работают в учебных заведениях, рас сказывают про казачество. В организацию, кстати, вхо дит писатель Сергей Мо солов, который выпустил книгу "Казачество на Коль ской земле". Станичное казачье об щество ЗАТО Александ ровск - самое первое из вошедших в реестр - активно взаимодействует с учеб ными заведениями, осу ществляет охрану общест венного порядка, в том числе охрану биоресурсов, - Николай Анатоль евич, вы упомянули феде- ральные nроекты по раз- витию казачества, а ка кая роль отведена мест ной власти? - Развитие казачества - один из элементов наци ональной политики Рос сийской Федерации, в сво ей работе мы руководст вуемся федеральным зако нодательством. В августе прошлого года Президен том была подписана Стра тегия развития казачества на период с 2021 по 2030 ва на реализа- цию конкретных замыс лов, которые послужат раз- витию казачества в нашем регионе, руководство об- ласти выдаёт на конкурс ной основе. К примеру, в 2020 году мы поддержа- ли три проекта реестро вых казачьих обществ и один - общественной ор ганизации - Мурманского городского казачьего об- щества. В Оленегорске при помо щи такого гранта был соз дан музей "Казачья слава", на выделенные деньги за- - Каковы nерсnективы развития казачества в регионе? - Считаю, что хорошие. Может, нам и не стать жем чужиной казачества Се веро-Запада, но стремить ся к этому будем! Хочется выразить в этом плане огромную благодар ность руководству Коль ского района, города Колы. Оно горячо поддерживает идею сделать Колу сто лицей северного казачест ва. В рамках реализации КазаlCи КОЛЬСICОIО хутОрС1СОIО 1СазаЧЬеIО общества на CmpemeHCICOM фестива..,е в Мур.маНС1Се. Довольно интересный проект был реализован совместно с комитетом культуры - в библиотеках проводились выставки по истории казачества. Проект этот был расписан на два года и очень востребован среди школьников. Это не просто выставки, это целые представления для детей, казаки разыгрывали для них сказки. В Туломе, кста ти, действует отдельный проект для детей, который так и называется: "Казачьи сказки деда Щукаря". По большому счёту, тут Я выскажу своё личное мне ние, казачество - это Но ев ковчег, который позво лит России сохранить свою национальную идентич ность и возродиться вновь, если понадобится. Каза чество живёт теми искон ными традициями и со храняет ту культуру, которую мы понемногу стали за бывать. Казаки - патриоты своей Родины, готовые жизнь за неё отдать. Да, их порой приходится поправлять, направлять. Но если они сказали "да", то это твёрдо. Беседовала Олыа ЧЕРНЫШЕВА. Фото из архива управления по реализации zосударствснной национальной политики. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 24 сентября 2021 года • • • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz