На страже Заполярья. 2021 год. Сентябрь.

8 * на стrаЖI заПDЛlrы 26 сентября - День .машиностроителя КАК КУЁТСЯ ПОДВОДНЫЙ ЩИТ ОТЕЧЕСТВА Вместе с ним укрепляется военно-морская мощь России 4'Пi!I - Отмечу, во-пер- вых, что наше предприятие - единствен­ ное в стране, осуществляю­ щее весь цикл строитель­ ства и испытаний под­ водных лодок с атомными энергетическими установ­ ками. Именно со стапелей нашего завода сошли пер­ вая в стране АПЛ, первая в мире подлодка с бал­ листическими ракетами, а также рекордсмены Воен­ но-морского флота страны: самый глубоководный, са­ мый быстроходный и са­ мый большой атомоходы. Сегодня в эллингах пред­ приятия ведётся строи­ тельство современных ра­ кетоносцев проектов "Бо­ рей-А" и "Ясень-М". Спе­ циалистами предприятия успешно выполняется сер­ висное обслуживание со­ временных АПЛ, ремонт корабля проекта 11442М. участием Президента РФ Владимира Путина зало­ жили два подводных крей- Mиxarи Будrшчен1СО. сера проекта "Ясень-М" "Владивосток" и "Воронеж", а в этом году - "Дмитрий Донской" и "Князь Потём­ кин" проекта "Борей-А", 7 мая передали флоту головную АПЛ проекта "Ясень-М" "Казань", вывели из эллинга АПК "Красно- взаимодействии корабелов с экипажами кораблей, ко­ мандованием Военно-мор- ского флота, руководст­ вом ОСК, контр­ агентами, а так­ же специалис­ тами военного представитель­ ства Минобо­ роны РФ, Бело­ морской воен­ но-морской ба­ зы, штаба Се­ верного флота, Государствен- ного централь­ ного морского полигона, комиссии госу­ дарственной приёмки. В настоящее время со­ вместно с Министерством обороны прорабатывается вопрос о проведении ис­ пытаний АПЛ в полигонах Баренцева моря, что по­ зволит продолжить испы- В годы Великой Отечественной войвы Севмаш обеспечил бесперебойное производство военной и гражданской продукции. За ВЫПОJIНение программы оборонного заказа в 1944 году заводу было вручено Красное знамя Государственного Комитета Обороны Насыщенная производст­ венная программа Севма­ ша подтверждает важней­ шую роль, которую пред­ приятие играет в укрепле­ нии военно-технического потенциала страны. - Как удалось без по­ следствий и срывов сро­ ков исполнения гособо­ ронзаказа, который явля­ ется важным направле­ нием в деятельности Севмаша, преодолеть пандемию COV/D-19? Вернулись ли производ­ ственные процессы в нормальный ритм? И сказалась ли сложная эпидемиологическая си­ туация на темпах про­ ведения научно-иссле­ довательских и опыт­ но-конструкторских ра­ бот, на серийном произ­ водстве? - Ограничения, связан­ ные с предотвращением распространения корона­ вирусной инфекции, ес­ тественно, наложили отпе­ чаток на работу Севмаша. Нам пришлось работать в напряжённой эпидемио­ логической обстановке, бороться с вирусом и при этом не сбавлять темпов строительства атомных подводных лодок, развивать социальную сферу. На решение этой проблемы были брошены все силы. Несмотря на сло­ жившуюся обста­ новку, заводу уда­ лось сохранить эко­ номическую ста­ бильность и выпол­ нить работы, как вы правильно заме­ тили, в соответствии с графиками, ут­ верждёнными Ми­ нистерством обо­ роны РФ. В прош- лом году мы сдали флоту головную атомную подвод­ ную лодку проекта "Бо­ рей-А" "Князь Владимир", вывели из эллинга АПК "Князь Олег". В ходе мас­ совой закладки кораблей с ярск". Бесперебойно ве­ дётся сервисное обслужи­ вание атомных подводных лодок проектов "Борей" и "Ясень". На корабле про­ екта 11442М развёрнут серьёзный фронт рабо~ Добавлю, что именно в прошлом году был побит рекорд по численности со­ трудников предприятия за последние несколько лет. Сейчас трудовой коллектив Севмаша составляет более 30 тысяч человек. - Сегодня большое внимание уделяется не только строительству новых кораблей, но и ор­ ганизации их обслужи­ вания на протяжении всего жизненного цикла - от разработки и серий­ ного производства до сер­ виса, ремонта и утили­ зации. Удалось ли эф­ фективно выстроить эту цепочку во взаимо­ действии с военным ве­ домством? - Безусловно, взаимо­ действие Севмаша с Ми­ нистерством обороны на протяжении всего жизнен­ ного цикла атомных под- водных лодок является эф­ фективным. Специалисты предприятия осуществляют полный цикл строительства и всех видов испытаний АПЛ. Работа ведётся при тесном результативном тания заказов в зимний период. Отмечу также, что с 2015 года Севмаш является единственным исполните­ лем государственных конт­ рактов на сервисное об­ служивание атомоходов четвёртого поколения. За это время заключено де­ вять госконтрактов. Работы по ним выполняются в ус­ тановленные сроки и с над­ лежащим качеством. Кро­ ме того, после подписания приёмного акта каждого корабля Севмаш несёт пя­ тилетние гарантийные обя­ зательства по переданным в эксплуатацию АПЛ и де­ сятилетние гарантийные обязательства по комп­ лексам вооружения. Ре­ зультаты проделанной на­ шими специалистами ра­ боты вы можете видеть сами - это неоднократные успешные залповые стрель­ бы и боевые дежурства атомных подлодок. - Научно-технический прогресс не стоит на месте. Как идёт обнов­ ление производственных мощностей и самого про- цесса кораблестроения с ростом возможностей искусственного интел­ лекта, роботизацией и цифровой трансформа­ цией технологических процессов? - Производственный про­ цесс на Севмаше постоян­ но совершенствуется, в своём развитии мы не сто­ им на месте. Верфь зани­ мает лидирующие позиции в части цифровизации под­ готовки производства и внедрения цифровых тех­ нологий. Новые методы позволяют сократить стои­ мость и сроки, повысить качество работ при созда­ нии, эксплуатации и ремон­ те морской техники. На предприятии ведётся масш­ табное техническое пере­ вооружение, реконструи­ руются мощности, внед­ ряются передовые техно­ логии. Приведу при мер. Одним из наиболее успешных про­ ектов в области цифрови­ зации стало создание еди­ ного проектно-производ­ ственного пространства "ЦКБ-верфь" Объединён­ ной судостроительной кор­ порации. Работа велась на базе Севмаша, Северного ПКБ, конструкторских бюро "Рубин", "Малахит" и "Ал­ маз". Цель проекта - со­ здание пилотной зоны циф­ рового взаимодействия между центральными КБ и верфью. От проектирова­ ния на бумаге необходимо было перейти к созданию трёхмерных моделей и на их основе вести отработку создания изделия: компо­ новку помещений корабля, размещение механизмов, расчёт геометрии трубо­ проводов и кабельных трасс, монтаж оборудова- ния. Мы внедрили оптико-элект­ ронные инструменты из­ мерений, которые позво­ лили сканировать конструк­ ции и сверять их геометрию с чертежами на предмет расхождений. Благодаря этому мы можем исключить ресурсозатратные пере­ делки и вовремя прини­ мать необходимые реше­ ния. Конечно, не обошлось без трудностей, как в лю­ бом новом деле. Необходи­ мо было провести цифро­ визацию рабочих мест, обучить персонал новым методам проектирования и подготовки производства. Ввели новое про­ грамм ное обеспече­ ние, каналы передачи информации и баз данных. Все работы по проекту проводились в режиме постоянно действующего произ­ водства. В результате вве­ дения процессов циф­ ровизации в повсе­ дневную работу зна­ чительно повысились точность расчётов и эффективность конст­ рукторско-технологиче­ ской подготовки всех процессов - от рас­ кроя металла до сты­ ковки отсеков. Повы­ силась степень про­ работки проекта, мы также получили эконо­ мический эффект. Однако говорить об итогах рано: процесс цифровизации проектирования и строи­ тельства кораблей далёк от завершения, мы про­ должаем вводить в производство новые технологии и инст­ рументарий. Вместе с тем могу сказать, что будущее кораб­ лестроения - именно за цифровизациеЙ. - В последнее вре­ мя большое внима­ ние уделяется им­ портозамещению. Как этот вопрос решается на Сев­ маше? - Завод успешно реализует програм­ му импортозамеще­ ния, и новейшие рос­ сийские атомные подводные лодки на 100 процентов укомплектованы оборудованием отечествен­ ного производства. Вообще в строительстве боевых кораблей эта задача не нова: металлопрокат, обо­ рудование и комплектую- щие всегда закупали оте­ чественного производства. Конечно, небольшая доля импорта была, но, напри­ мер, при постройке голов­ ных кораблей проекта "Бо­ рей-А" и "Ясень-М" "Князь Владимир" и "Казань" и всех последующих кораблей серии верфь уже не за­ висела от импортных по­ ставок, в том числе импорта из стран ближнего зару­ бежья. - Создание современ­ ных вооружений, военной и специальной техники сегодня немыслимо без опоры на фундаменталь­ ные и прикладные науки. разделениях предприятия. Можно сказать, что ребята служат на своих рабочих местах без потери ква­ лификации. По итогам пре­ дыдущих демобилизаций на Севмаш вернулись 85 процентов военнослужа­ щих НПР. Безусловно, это весомый шаг в решении кадрового вопроса на пред­ приятии. Считаю, что цель создания специализиро­ ванных подразделений до­ стигнута. Мы наблюдаем уверенный рост желающих служить в научно-произ­ водственной роте. Сегодня у нашей кадровой службы есть возможность выбора тическом шельфе, так и для развития судоходства по Северному морскому пути. Кроме того, Севмаш вы­ пускает продукцию техниче­ ского назначения: армату­ ру, гидрооборудование, амортизаторы, судовую ме­ бель - диапазон наимено­ ваний широк. Брендом предприятия стали опор­ ные и опор но-упорные су­ довые подшипники. При их изготовлении применяются передовые материалы, ко­ торые позволяют двига­ тельному комплексу рабо­ тать на больших оборотах в агрессивных условиях мор­ ской среды. Изделия имеют Севмаш успешно реализует программу импортозамещения, и новейшие российские атомные подводные лодки на 100 процен­ тов укомплектованы оборудованием отечественного производства и Севмаш в этом направ­ лении, как нам известно, ведёт активную дея­ тельность. Завод стал первым предприятием кораблестроительной отрасли, где совместно с Минобороны организо­ вана работа научно-про­ изводственной роты, что позволяет ребятам проходить службу в ря­ дахармии без потери сво­ ихпрофессиональных на­ выков. Считаете ли вы этот проект успешным? - Действительно, в рам­ ках военно-патриотическо­ го воспитания и реализа­ ции задачи по созданию специализированных под­ разделений мы приняли на завод самую большую ро­ ту - 140 человек. Первые военнослужащие пришли на предприятие в 2018 году. среди тех, кто подходит для службы и работы на нашем заводе. Осенью на Севмаш придёт уже седьмой при­ зыв. - Меняющиеся рыноч­ ные условия заставля­ ют обращать внимание на диверсификацию в вы­ сокотехнологичных от­ раслях ОПК. Есть ли у Севмаша задел в этой области? - Несмотря на то, что Севмаш в основном вы­ полняет государственный оборонный заказ, в порт­ феле предприятия есть и гражданские проекты. Се­ годня верфь участвует в строительстве ледостойкой стационарной платформы "А" для добычи газа на мес­ торождении Каменномыс­ ское-море. Корабелы пред­ приятия изготавливают де- Насыщенная производственная программа Севмаша подтверждает важнейшую роль, которую предприятие играет в укреплении воевно-технического потенциала страны И сегодня мы можем де­ лать определённые выводы о том, насколько эффек­ тивно работает это ново­ введение. Механизм взаи­ модействия с НПР абсо­ лютно понятен. Ребята, которые приходят на Сев­ маш в составе военного подразделения, хорошо знакомы в цехах, так как подавляющее большинство матросов - выпускники ба­ зовых образовательных учреждений верфи. Во вре­ мя обучения они проходят практику в цехах и под- тали и секции для опорного основания платформы. В 2013 году мы передали заказчику ещё одно уни­ кальное сооружение - мор­ скую ЛСП "Приразломная". Она успешно добывает нефть на месторождении в Печорском море. Учитывая накопленный опыт в об­ ласти гражданского судо­ строения, возможно учас­ тие верфи в строительстве платформ и различных су­ дов ледового класса как для освоения месторож­ дений нефти и газа на арк- длительный срок службы. В прошлом году подшипники, произведённые на Сев­ маше, стали победителями конкурса "100 лучших то­ варов России". Безусловно, Севмаш ак­ тивно прорабатывает воп­ росы расширения произ­ водства высокотехнологич­ ной гражданской продук­ ции или продукции двой­ ного назначения. Совмест­ но с АО "ОСК" рассмат­ ривается возможность из­ готовления батопорта для реконструируемого су­ хого дока 35-го судо­ ремонтного завода - одного из филиалов центра судоремонта "3вёздочка" . - Оборонно-про­ мышленный комп­ лекс идёт рука об руку с Вооружённы­ ми силами и славит­ ся своими много­ летними традиция­ ми верного служе­ ния Отечеству. Ка­ кая военно-патрио­ тическая работа ве­ дётся вашим пред­ приятием? - В годы Великой Отечественной вой­ ны Севмаш (тогда он назывался заводом NQ 402) обеспечил беспе­ ребойное производство военной и гражданской продукции. За выполне­ ние программы оборон­ ного заказа в 1944 году заводу было вручено Крас­ ное знамя Государствен­ ного Комитета Обороны. Верфь вышла в число пере­ довых предприятий страны. За самоотверженный труд 457 работников были удо­ стоены высоких государ­ ственных наград. Двум за­ водчанам, воевавшим на фронте, было присвоено звание Герой Советского Союза. Поэтому самое главное, что мы сделали для сегодняшней молодё­ жи, для будущих поколе­ ний, - это добились вместе с администрацией горо­ да присвоения Северо­ двинску почётного звания Российской Федерации "Город трудовой доблес­ ти". Севмаш принимал не­ посредственное участие в подготовке документов, подтверждающих значи­ мый вклад работников завода в Великую Побе­ ду нашего народа. Юлия КОЗАК. 24 сентября 2021 года _______________________________________________________________________________________________________________ • • • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz