На страже Заполярья. 2021 год. Сентябрь.
8 * на стrаЖI заПDЛlrы 26 сентября - День .машиностроителя КАК КУЁТСЯ ПОДВОДНЫЙ ЩИТ ОТЕЧЕСТВА Вместе с ним укрепляется военно-морская мощь России 4'Пi!I - Отмечу, во-пер- вых, что наше предприятие - единствен ное в стране, осуществляю щее весь цикл строитель ства и испытаний под водных лодок с атомными энергетическими установ ками. Именно со стапелей нашего завода сошли пер вая в стране АПЛ, первая в мире подлодка с бал листическими ракетами, а также рекордсмены Воен но-морского флота страны: самый глубоководный, са мый быстроходный и са мый большой атомоходы. Сегодня в эллингах пред приятия ведётся строи тельство современных ра кетоносцев проектов "Бо рей-А" и "Ясень-М". Спе циалистами предприятия успешно выполняется сер висное обслуживание со временных АПЛ, ремонт корабля проекта 11442М. участием Президента РФ Владимира Путина зало жили два подводных крей- Mиxarи Будrшчен1СО. сера проекта "Ясень-М" "Владивосток" и "Воронеж", а в этом году - "Дмитрий Донской" и "Князь Потём кин" проекта "Борей-А", 7 мая передали флоту головную АПЛ проекта "Ясень-М" "Казань", вывели из эллинга АПК "Красно- взаимодействии корабелов с экипажами кораблей, ко мандованием Военно-мор- ского флота, руководст вом ОСК, контр агентами, а так же специалис тами военного представитель ства Минобо роны РФ, Бело морской воен но-морской ба зы, штаба Се верного флота, Государствен- ного централь ного морского полигона, комиссии госу дарственной приёмки. В настоящее время со вместно с Министерством обороны прорабатывается вопрос о проведении ис пытаний АПЛ в полигонах Баренцева моря, что по зволит продолжить испы- В годы Великой Отечественной войвы Севмаш обеспечил бесперебойное производство военной и гражданской продукции. За ВЫПОJIНение программы оборонного заказа в 1944 году заводу было вручено Красное знамя Государственного Комитета Обороны Насыщенная производст венная программа Севма ша подтверждает важней шую роль, которую пред приятие играет в укрепле нии военно-технического потенциала страны. - Как удалось без по следствий и срывов сро ков исполнения гособо ронзаказа, который явля ется важным направле нием в деятельности Севмаша, преодолеть пандемию COV/D-19? Вернулись ли производ ственные процессы в нормальный ритм? И сказалась ли сложная эпидемиологическая си туация на темпах про ведения научно-иссле довательских и опыт но-конструкторских ра бот, на серийном произ водстве? - Ограничения, связан ные с предотвращением распространения корона вирусной инфекции, ес тественно, наложили отпе чаток на работу Севмаша. Нам пришлось работать в напряжённой эпидемио логической обстановке, бороться с вирусом и при этом не сбавлять темпов строительства атомных подводных лодок, развивать социальную сферу. На решение этой проблемы были брошены все силы. Несмотря на сло жившуюся обста новку, заводу уда лось сохранить эко номическую ста бильность и выпол нить работы, как вы правильно заме тили, в соответствии с графиками, ут верждёнными Ми нистерством обо роны РФ. В прош- лом году мы сдали флоту головную атомную подвод ную лодку проекта "Бо рей-А" "Князь Владимир", вывели из эллинга АПК "Князь Олег". В ходе мас совой закладки кораблей с ярск". Бесперебойно ве дётся сервисное обслужи вание атомных подводных лодок проектов "Борей" и "Ясень". На корабле про екта 11442М развёрнут серьёзный фронт рабо~ Добавлю, что именно в прошлом году был побит рекорд по численности со трудников предприятия за последние несколько лет. Сейчас трудовой коллектив Севмаша составляет более 30 тысяч человек. - Сегодня большое внимание уделяется не только строительству новых кораблей, но и ор ганизации их обслужи вания на протяжении всего жизненного цикла - от разработки и серий ного производства до сер виса, ремонта и утили зации. Удалось ли эф фективно выстроить эту цепочку во взаимо действии с военным ве домством? - Безусловно, взаимо действие Севмаша с Ми нистерством обороны на протяжении всего жизнен ного цикла атомных под- водных лодок является эф фективным. Специалисты предприятия осуществляют полный цикл строительства и всех видов испытаний АПЛ. Работа ведётся при тесном результативном тания заказов в зимний период. Отмечу также, что с 2015 года Севмаш является единственным исполните лем государственных конт рактов на сервисное об служивание атомоходов четвёртого поколения. За это время заключено де вять госконтрактов. Работы по ним выполняются в ус тановленные сроки и с над лежащим качеством. Кро ме того, после подписания приёмного акта каждого корабля Севмаш несёт пя тилетние гарантийные обя зательства по переданным в эксплуатацию АПЛ и де сятилетние гарантийные обязательства по комп лексам вооружения. Ре зультаты проделанной на шими специалистами ра боты вы можете видеть сами - это неоднократные успешные залповые стрель бы и боевые дежурства атомных подлодок. - Научно-технический прогресс не стоит на месте. Как идёт обнов ление производственных мощностей и самого про- цесса кораблестроения с ростом возможностей искусственного интел лекта, роботизацией и цифровой трансформа цией технологических процессов? - Производственный про цесс на Севмаше постоян но совершенствуется, в своём развитии мы не сто им на месте. Верфь зани мает лидирующие позиции в части цифровизации под готовки производства и внедрения цифровых тех нологий. Новые методы позволяют сократить стои мость и сроки, повысить качество работ при созда нии, эксплуатации и ремон те морской техники. На предприятии ведётся масш табное техническое пере вооружение, реконструи руются мощности, внед ряются передовые техно логии. Приведу при мер. Одним из наиболее успешных про ектов в области цифрови зации стало создание еди ного проектно-производ ственного пространства "ЦКБ-верфь" Объединён ной судостроительной кор порации. Работа велась на базе Севмаша, Северного ПКБ, конструкторских бюро "Рубин", "Малахит" и "Ал маз". Цель проекта - со здание пилотной зоны циф рового взаимодействия между центральными КБ и верфью. От проектирова ния на бумаге необходимо было перейти к созданию трёхмерных моделей и на их основе вести отработку создания изделия: компо новку помещений корабля, размещение механизмов, расчёт геометрии трубо проводов и кабельных трасс, монтаж оборудова- ния. Мы внедрили оптико-элект ронные инструменты из мерений, которые позво лили сканировать конструк ции и сверять их геометрию с чертежами на предмет расхождений. Благодаря этому мы можем исключить ресурсозатратные пере делки и вовремя прини мать необходимые реше ния. Конечно, не обошлось без трудностей, как в лю бом новом деле. Необходи мо было провести цифро визацию рабочих мест, обучить персонал новым методам проектирования и подготовки производства. Ввели новое про грамм ное обеспече ние, каналы передачи информации и баз данных. Все работы по проекту проводились в режиме постоянно действующего произ водства. В результате вве дения процессов циф ровизации в повсе дневную работу зна чительно повысились точность расчётов и эффективность конст рукторско-технологиче ской подготовки всех процессов - от рас кроя металла до сты ковки отсеков. Повы силась степень про работки проекта, мы также получили эконо мический эффект. Однако говорить об итогах рано: процесс цифровизации проектирования и строи тельства кораблей далёк от завершения, мы про должаем вводить в производство новые технологии и инст рументарий. Вместе с тем могу сказать, что будущее кораб лестроения - именно за цифровизациеЙ. - В последнее вре мя большое внима ние уделяется им портозамещению. Как этот вопрос решается на Сев маше? - Завод успешно реализует програм му импортозамеще ния, и новейшие рос сийские атомные подводные лодки на 100 процентов укомплектованы оборудованием отечествен ного производства. Вообще в строительстве боевых кораблей эта задача не нова: металлопрокат, обо рудование и комплектую- щие всегда закупали оте чественного производства. Конечно, небольшая доля импорта была, но, напри мер, при постройке голов ных кораблей проекта "Бо рей-А" и "Ясень-М" "Князь Владимир" и "Казань" и всех последующих кораблей серии верфь уже не за висела от импортных по ставок, в том числе импорта из стран ближнего зару бежья. - Создание современ ных вооружений, военной и специальной техники сегодня немыслимо без опоры на фундаменталь ные и прикладные науки. разделениях предприятия. Можно сказать, что ребята служат на своих рабочих местах без потери ква лификации. По итогам пре дыдущих демобилизаций на Севмаш вернулись 85 процентов военнослужа щих НПР. Безусловно, это весомый шаг в решении кадрового вопроса на пред приятии. Считаю, что цель создания специализиро ванных подразделений до стигнута. Мы наблюдаем уверенный рост желающих служить в научно-произ водственной роте. Сегодня у нашей кадровой службы есть возможность выбора тическом шельфе, так и для развития судоходства по Северному морскому пути. Кроме того, Севмаш вы пускает продукцию техниче ского назначения: армату ру, гидрооборудование, амортизаторы, судовую ме бель - диапазон наимено ваний широк. Брендом предприятия стали опор ные и опор но-упорные су довые подшипники. При их изготовлении применяются передовые материалы, ко торые позволяют двига тельному комплексу рабо тать на больших оборотах в агрессивных условиях мор ской среды. Изделия имеют Севмаш успешно реализует программу импортозамещения, и новейшие российские атомные подводные лодки на 100 процен тов укомплектованы оборудованием отечественного производства и Севмаш в этом направ лении, как нам известно, ведёт активную дея тельность. Завод стал первым предприятием кораблестроительной отрасли, где совместно с Минобороны организо вана работа научно-про изводственной роты, что позволяет ребятам проходить службу в ря дахармии без потери сво ихпрофессиональных на выков. Считаете ли вы этот проект успешным? - Действительно, в рам ках военно-патриотическо го воспитания и реализа ции задачи по созданию специализированных под разделений мы приняли на завод самую большую ро ту - 140 человек. Первые военнослужащие пришли на предприятие в 2018 году. среди тех, кто подходит для службы и работы на нашем заводе. Осенью на Севмаш придёт уже седьмой при зыв. - Меняющиеся рыноч ные условия заставля ют обращать внимание на диверсификацию в вы сокотехнологичных от раслях ОПК. Есть ли у Севмаша задел в этой области? - Несмотря на то, что Севмаш в основном вы полняет государственный оборонный заказ, в порт феле предприятия есть и гражданские проекты. Се годня верфь участвует в строительстве ледостойкой стационарной платформы "А" для добычи газа на мес торождении Каменномыс ское-море. Корабелы пред приятия изготавливают де- Насыщенная производственная программа Севмаша подтверждает важнейшую роль, которую предприятие играет в укреплении воевно-технического потенциала страны И сегодня мы можем де лать определённые выводы о том, насколько эффек тивно работает это ново введение. Механизм взаи модействия с НПР абсо лютно понятен. Ребята, которые приходят на Сев маш в составе военного подразделения, хорошо знакомы в цехах, так как подавляющее большинство матросов - выпускники ба зовых образовательных учреждений верфи. Во вре мя обучения они проходят практику в цехах и под- тали и секции для опорного основания платформы. В 2013 году мы передали заказчику ещё одно уни кальное сооружение - мор скую ЛСП "Приразломная". Она успешно добывает нефть на месторождении в Печорском море. Учитывая накопленный опыт в об ласти гражданского судо строения, возможно учас тие верфи в строительстве платформ и различных су дов ледового класса как для освоения месторож дений нефти и газа на арк- длительный срок службы. В прошлом году подшипники, произведённые на Сев маше, стали победителями конкурса "100 лучших то варов России". Безусловно, Севмаш ак тивно прорабатывает воп росы расширения произ водства высокотехнологич ной гражданской продук ции или продукции двой ного назначения. Совмест но с АО "ОСК" рассмат ривается возможность из готовления батопорта для реконструируемого су хого дока 35-го судо ремонтного завода - одного из филиалов центра судоремонта "3вёздочка" . - Оборонно-про мышленный комп лекс идёт рука об руку с Вооружённы ми силами и славит ся своими много летними традиция ми верного служе ния Отечеству. Ка кая военно-патрио тическая работа ве дётся вашим пред приятием? - В годы Великой Отечественной вой ны Севмаш (тогда он назывался заводом NQ 402) обеспечил беспе ребойное производство военной и гражданской продукции. За выполне ние программы оборон ного заказа в 1944 году заводу было вручено Крас ное знамя Государствен ного Комитета Обороны. Верфь вышла в число пере довых предприятий страны. За самоотверженный труд 457 работников были удо стоены высоких государ ственных наград. Двум за водчанам, воевавшим на фронте, было присвоено звание Герой Советского Союза. Поэтому самое главное, что мы сделали для сегодняшней молодё жи, для будущих поколе ний, - это добились вместе с администрацией горо да присвоения Северо двинску почётного звания Российской Федерации "Город трудовой доблес ти". Севмаш принимал не посредственное участие в подготовке документов, подтверждающих значи мый вклад работников завода в Великую Побе ду нашего народа. Юлия КОЗАК. 24 сентября 2021 года _______________________________________________________________________________________________________________ • • • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz