На страже Заполярья. 2021 год. Сентябрь.
* на стrаЖЕ запаЛlrы 5 ПО ПЕРВОМУ ЗОВУ В зимнем периоде обу чения значительная часть боевых упражнений выпол няется в условиях недо статочной освещённости, поэтому спасатели боль шое внимание уделяют со вершенствованию навыков работы в условиях поляр ной ночи. зволяющая следить за об становкой от первого лица. Николай Соколовский работает на катере данного проекта 4 года, общий во долазный стаж - 12 лет. Катера аварийно-спасательного обеспечения относятся к силам постоянной готовности - Профессия очень инте ресная, - делится мужчи на. - Одной из основных задач водолазов является оказание помощи экипажу аварийной подводной лод ки, лежащей на грунте. Так же мы выполняем разные работы под водой: водо лазный осмотр судов, ко раблей и причалов, поиск разных предметов, свароч ные работы. Аварийно-спасательная служба должна быть готовой немедленно прийти на помощь в слу чае возникновения чрезвычайных ситуаций на море. С вводом в строй катеров ком плексного аварийно-спасательного обеспе чения увеличились и потенциал, и мобиль ность сил аварийно-спасательного отряда (АСО). РВК-1230 и РВК-1229 "Иван Швец" вошли в состав 86-го аварийно-спасательного отряда УПАСР Северного флота в сентябре 2017 года. Спасатели, вперёд! Экскурсию по РВК-1230 со мной любезно провёл капитан судна Роман Индю ков. Пока мы шли по узким коридорам катера, он рас сказывал об особенностях его конструкции и предназ начении. - Данный проект разра ботан ОАО "Завод "Ниже городский теплоход", рас положенный в городе Бор Нижегородской области, для комплексного аварий но-спасательного обеспе чения Военно-морского флота РФ. Район плавания катеров - внутренние и внеш ние рейды, с удалением 20 миль от места укрытия, автономность - 5 суток, - говорит Роман Индюков. РВК укомплектованы но вейшими средствами обес печения водолазных и под водно-технических работ. У нас есть специальное сна ряжение, позволяющее двум водолазам производить ра боты на глубине одновре менно. Название - рейдовый во долазный катер - не совсем Оборудование катера очень современное. Оно позволяет постоянно со вершенствовать навыки во долазного состава. Работа под водой транслирует ся на монитор видеокаме рами, установленными на водолазных шлемах, а при совместной работе с теле управляемым необитае мым подводным аппара том - и его аппаратурой. - Всё, что происходит под водой, видят на катере, на блюдая картинку в цве те, - поясняет Роман Индюков. ТНПА оснащён специ альным манипулятором - "лапой", как называют её водолазы. Она может под нимать с грунта мелкие де тали, цеплять небольшие тросы и верёвки или пода вать инструменты. Отличительной способ ностью робота-спасателя является его мобильность и манёвренность. Благо даря оригинальному техни ческому построению систе мы управления аппарат обеспечивает высокую точ ность и скорость отработки сигналов управления. Это Капитан РВК-1230 Роман ИндЮIC06. отражает суть их деятель ности. Они предназначены для комплексного аварий но-спасательного обеспе чения ВМФ. Водолазные работы мы можем произ водить на глубинах до 60 метров при волнении моря до трёх баллов. А ещё - проводить поисковые, ос мотровые и обследователь ские работы с помощью малогабаритного телеуп равляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА). С РВК при помощи букси руемого гидролокатора удобно вести поиск затонув ших объектов на глубинах до 150 метров. Благодаря системе ночного видения мы можем осуществлять и поиск находящихся за бор том людей в тёмное время суток. Способны произ водить выдачу электропита ния на аварийный корабль или объект, обесточенный в результате аварии. быстроразвёртываемая и одновременно простая сис тема, что немаловажно при выполнении поисково-спа сательных работ. - Для обеспечения безо пасности плавания катер оборудован современным комплексом средств навига ции и связи. Навигацион ный комплекс "Rауmагiпе", приёмоиндикатор GLONASS/ GPS, гирокомпас, система ночного видения, глобаль ная морская система связи при бедствии (ГМССБ), - ка питан РВК-1230 Роман Ин дюков перечисляет важных помощников судоводитель ского состава катера. Оказывается, что катер можно использовать и для тушения пожаров на кораб лях и судах, плавучих и бе реговых объектах высотой до 30 метров, а также для откачки воды с аварийного судна или плавучего соору жения. - Катер имеет стальной корпус усиленного ледового класса. Благодаря носово му подруливающему устрой ству он очень манёвренный, поэтому незаменим в ра боте в узких проливах или бухтах, - говорит Роман Алек сандрович. - Все системы современные, управление автоматическое. На борту установлен су довой водолазный комп лекс, состоящий из комплек та водолазного оборудова ния, снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков. Там же есть и баро камера, где можно проводить лечебную рекомпрессию в - Водолазные спуски час то осложняются сильным порывистым ветром и низ кой температурой воздуха. При проведении работ под водой в таких условиях воз можно обледенение метал лических частей дыхатель ных аппаратов. Особое вни мание обращается на соб людение требований безо пасности, - поясняет капи тан катера. После подъёма на борт при необходимости отраба тываются меры по реаби литации водолазов в баро камере. Надеть водо",азныu 1Состюм без nостороннеи помо щи невозможно. воздушных, кислородных и гелиевых режимах. На катере обеспечены комфортные условия для проживания экипажа. Оценку ставит море Все задачи, поставленные в летнем периоде обучения, экипаж катера РВК-1230 уже выполнил. Спасатели ежедневно отрабатывают мероприятия организации повседневной деятельнос ти,обеспечивая готовность катера к выходу в море. Сдача курсовой задачи К-1 - важнейший экзамен для экипажа катера на про фессионализм. В ходе под готовки к нему прораба тываются руководящие до кументы, действия моряков по различным вводным, элементы борьбы за живу честь катера. После успешной сдачи К-1 экипаж выполнял элемен ты курсовой задачи К-2, в рамках которой оценивалась степень готовности экипажа и материальной части кате ра к выполнению задач по предназначению в море. Свидание с глубиной Что касается водолазов, то они постоянно совершен ствуют свои навыки и уме ния, отрабатывают орга низацию водолазных спус ков с соблюдением требо ваний безопасности. - Наличие барокамеры является одним из обяза тельных условий выполне ния спусков. В ней прово дится рекомпрессия водо лаза в случае экстренного подъёма на поверхность, а также после работ на боль ших глубинах, - дополняет рассказ капитана водолаз З-го класса Николай Соко ловский. Специалисты отмечают высокую эффективность данной техники при выпол нении поисковых, аварий но-спасательных и подвод но-технических работ в пункте базирования сил флота. Наблюдение за во долазами осуществляется с помощью телеуправляе мых подводных аппаратов. На их шлемах также уста новлена видеокамера, по- - Каждый спуск под воду индивидуален. Иногда вот так варишь под водой или делаешь остропку - это ког да привязываешь какую-ли бо находку специальными узлами, подплывёт бычок и смотрит, - смеётся водо лаз. - Подводный мир пре красен. У водолазов катера тре нировки с погружением проходят регулярно, вне за висимости от времени года. Профессия послаблений не допускает. Кто знает, когда потребуется прийти на помощь терпящим бедст вие в море. Снаряжение, в котором водолаз спускается под во ду, не из лёгких - шлем, за щитный водолазный ко стюм, ласты, дыхательные баллоны. В результате каж дый шаг делается с трудом. Но в целом водолаз может относительно комфортно ходить по дну и бороться с течением. - На случай необходи мости экстренного погруже ния под воду элементы во долазного снаряжения у нас всегда аккуратно разло жены и проверены - услов ных спусков не бывает, каж дое "свидание" с глубиной - риск, - делится водолаз 3-го класса Николай Соко ловский. Водолаз никогда не ра ботает один. Свою жизнь после погружения в толщу воды он вверяет старшине водолазной станции, в кон кретном случае - Валерию Нечаю. Чтобы всегда быть в про фессиональной форме, во долазы должны постоянно тренироваться. Их мини мальная ежегодная норма, необходимая для подтвер ждения квалификации, - 60 часов под водой. При подготовке к осен не-зимнему периоду обуче ния, осматривая подводную часть плавучих причалов, водолазы визуально оце нивают надёжность кон струкций и соединений. РВК-1230 находится в nостоянноu боевоu ,отовности. Проведение водо",азных СnУС1Сов яв",яется .меро приятием nовышенноu оnасности, поэтому особое вни мание уде",яется требования.м безопасности. Также водолазы участ вуют в учениях, обеспечи вают установку и ремонт плавучих причалов, под нимают затонувшие пред меты и объекты. Ежегодно водолазный состав проходит медицин скую комиссию, а непосред ственно перед погружени ем производится опрос о самочувствии спускающего ся водолаза. Малейшее сомнение врача, осущест вляющего медицинское обеспечение водолазных спусков, - погружение отме няется. По факту труд водолазов очень тяжёлыЙ. Каждый из лодке, лежащей на грунте, аварийному высокобортно му кораблю, при несении дежурства в составе спаса тельного отряда Северного флота, в оказании помощи аварийным кораблям. Вы полнял повседневные за дачи по осмотру подводной части корпусов кораблей, судов, подводных лодок, участвовал в проведении подводно-технических ра бот. У каждого члена экипа жа свои обязанности, с которыми они справляются на оценку "отлично". Наре каний ни к кому нет, - гово рит Роман Александрович. В составе экипажа кате- Каждый спуск под воду индивидуален. Иноr да вот так варишь под водой или делаешь остропку - это Korдa привязываешь какую либо находку специальными узлами, под плывёт бычок и смотрит них должен обладать от менным здоровьем и иметь высокую психоло гическую устойчивость. Без замечаний Для того чтобы помощь была своевременной и Эф фективной, личный состав катера постоянно совер шенствует морскую выучку. - Наш экипаж принимал участие в учениях по ока занию помощи подводной ра 8 человек: два судово дителя - капитан Роман Ин дюков и сменный помощ ник капитана Евгений Фо мичев, два представителя электромеханической служ бы - старший механик Андрей Демчук и моторист 1-го класса Александр Козак, старшина водолазной стан ции Валерий Нечай (неод нократно признавался ко мандованием отряда как лучший старшина водолаз ной станции), водолаз 1-го класса Сергей Чуркин, во долаз 2-го класса Олег Напа ДИСТОВ и водолаз 3-го клас са Николай Соколовский. В обязанности старшего механика Андрея Демчука входят обслуживание и эк сплуатация главных энер гетических установок и вспомогательных механиз мов, а также средств борь бы за живучесть катера. - Я в своих подчинённых уверен. Они опытные мо ряки и с поставленными задачами справляются бле стяще. Мы должны быть начеку ежеминутно, - под чёркивает капитан. Сплочённость команды и ежедневное совершенст вование её профессиональ ных навыков - главный за лог успеха экипажа катера. ВАадАена КЛЮШИШ Фото аВтора. ДЛЯ МИЛЬIХ ДАМ центра культуры "Север". Здесь прошло более 20 бесплатных мастер-классов и лекций преподавателей из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Севе роморска, Сафоново, Гаджиево, По лярного и Мурмашей разной направ ленности и тематики. Женщины раскры вали свои способности в рукоделии, декоративно-прикладном творчестве, флористике, парикмахерском искусстве, муникатора - соединяем тех, кто хочет делиться творчеством, с теми, кто хочет научиться новому и получить вдохнове ние, - сказала руководитель единого волонтёрского центра и основатель сы Михайловой, жёны военнослужащих намерены организовывать подобные мероприятия с проведением мастер классов в Полярном на базе недавно открывшегося Дома "Юнармии". Уже в Полярном для жён военнослужащих и жительниц гарнизона стартовал новый проект единого волонтёрского центра "Творческая осень". Интерактивная конференция "Звезда Севера", созданная по инициативе супруги губернатора области Евгении Чибис, уже два года объединяет девушек и женщин закрытых административно территориальных образований регио на. Программа проекта насыщенная, интересная и полезная, а главное - даёт возможность для самореализации женщин в военных гарнизонах. Первая интерактивная конференция "Звезда Севера" прошла в Североморс ке. Тогда, судя по откликам участниц, наиболее востребованными оказались творческие занятия и мастер-классы. Организаторы поняли, что необходимо в это мероприятие привносить что-то новое. Так был запущен социальный проект для женщин из ЗАТО "Творческая осень". Он стартовал на базе Полярнинского вокале, танцах, узнавали секреты личностного рос та, учились основам стиля, качественной фОТОСЪёмке и многому другому. - Как и все проекты еди ного волонтёрского центра, "Творческая осень" - это большая добровольческая инициатива. Наши препо даватели приехали сюда бескорыстно, для участниц все мероприятия бесплат ные. А мы в этом проекте выполняем лишь роль ком- Женщины раскрывали свои способности в рукоделии, декоративно-прикладном творчестве, флористике, парик махерском искусстве, вокале, танцах, узнавали секреты личностноrо роста, учились основам стиля, качественной фотосъёмке и MHorOMY дрyrому проекта Евгения Чибис. - Наша цель - создать интересную среду и возмож ности для самореализации женщин в ЗАТО, сделать более интересной жизнь в военных гарнизонах. Подхватил идею "Творческой осени" женский актив Кольской флотилии разнородных сил. По словам предсе дателя женсовета объединения Лари- создан женский клуб "Полярная звез да", и самые активные представитель ницы прекрасного пола начали работу над проектом. В этом году "Творческую осень" про ведут в трёх гарнизонах. Следующий этап пройдёт в октябре в Заозёрске. Евгения ДРУЗЬЯК. Фото аВтора. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ -- 24 сентября 2021 года • • • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz