На страже Заполярья. 2021 год. Сентябрь.
* на стrаЖI заааЛlrLI 3 ВОЗДУШНАЯ КАРУСЕЛЬ ПАЛУБНИКОВ большая, есть чему учиться. Тем не менее он уже ус пел освоить сложный пило таж, перехваты, пол~ты на боевое применение. Лётчики палубной авиации в любых условиях совершенствуют технику пилотирования ... ф 1 Воздушное судно циан ной службе майор Игорь Шинявский уточнил особенности работы инже нерно-технического сос- долгосрочный прогноз. Те перь возможны изменения. Завершая выдачу пред полётных указаний, руко- высоте с отработкой ком плекса упражнений под контролем инструктора, - продолжает майор Андрей для совершенствования ими техники пилотирова ния. Например, старший лейтенант Духовой в прош лом году стал лётчиком - Вчера летал, - продол жает Арсен, - прош~л про верку на классность, сдал контрольный пол~т на прос той пилотаж на малой вы- сразу начинают осматривать специалисты групп ТЭЧ звена, инженер авиационного комплекса старший лейтенант Нико лай Батурин и механик старший сержант Олег Пет рук снова внимательно про веряют состояние само л~та, заправляют его топ ливом, лроизводят подза рядку кислородом, азотом. Погода на Севере меняется очень часто, буквально в течение нескольких часов. Поэтому составляем несколько вариантов плановой таблицы полётов - с учётом улучшения или ухудшения погоды тов В аэродромной зоне майору Ивану Касьянову высоту, на которой нахо дится воздушное судно, как в начале виража, так и после его завершения. Это необходимо для того, чтобы можно было контролиро вать безопасность манев рирования и в случае на добности дать необходи мую команду. - Сейчас у нас самая горячая пора, - рассказы вает заместитель коман дира авиаэскадрильи по инженер но-авиационной службе майор Сергей Кур дюков. - Чтобы л~тчики могли выполнять свои за- тава во время ночных полё тов, старший штурман лолка нацелил коллег на точное выполнение задач в зоне пилотирования, указал на наличие запасных аэродро мов. Особое внимание уде ляется метеообстановке. Ин.ж.енер аиационного 1(,о.мnле1(,са старшиu леитенант Ни1(,олаu Батурин готовит са.молёт 1(, вылету. дания в воздухе, мы гото вим для них авиационную технику. Всё нужно тща тельно проверить, убедить ся, что системы и обору дование самолёта будут работать надёжно. Аэродром принял Пока на стоянках кры латых машин с полной са моотдачей трудится инже нерно-технический состав, пилоты и все, кто отвечает за безопасность полётов, собрались на инструктаж. Руководители служб пол ка, дежурный по аэродром но-техническому обеспе чению по очереди доклады вают о готовности к полё там, затрагивают вопросы, на которые нужно обратить внимание. Так, временно исполняющий обязанности заместителя командира полка по инженерно-авиа- Лётчики, проводившие раз ведку погоды, докладывают о её состоянии. А вот вре менно исполняющий обя занности начальника ме теослужбы полка старший лейтенант Фархат Моисен ко располагает более дол госрочными прогнозами. Поэтому после сопостав ления всех данных опреде ляется погода на пред стоящую лётную смену. - у нас на Севере она меняется очень часто, бук вально в течение несколь ких часов, - говорит замес титель командира полка по военно-политической рабо те подполковник Леонид Проказин. - Поэтому сос тавляем несколько вариан тов плановой таблицы по л~тов - С уч~том улучшения или ухудшения погоды. На кануне во время предва рительной подготовки к по лётам ориентировались на водитель пол~тов подпол ковник Юрий Розов произ носит: - Аэродром принял. С этого момента начи нается лётная смена. Пи лоты готовятся к вылету в соответствии с плановой таблицей пол~тов. Пер выми должны подняться в небо на спарке майор Вла димир Суржик и командир полка полковник Владимир Кокурин. За ними на боевых самолётах вылетят старший лейтенант Евгений Духовой и лейтенант Арсен Сте панов. Точно по графику спарка отрывается от полосы. - Весь сентябрь готовили лётный состав к предстоя щим полётам на наземном тренажёре, который ими тирует палубу авианесущего крейсера, - вводит в курс дела командир авиацион ной эскадрильи майор Анд рей ХапёрскиЙ. - Пилоты совершенствовали технику пилотирования, летали на предельно допустимых ско ростях для захода на по садку по корабельной глис саде. Она отличается от той, по какой мы садимся на своём аэродроме, - бо лее крутая. Тренажёр поз воляет подготовить лётчика к точному приземлению - ведь палуба ТАВКР зна чительно меньше нашей взлётно-посадочной поло сы. Потом пилотам, впер вые допущенным к полё там на наземном тренажё ре, будет показано инструк тором поведение самолёта на допустимо малых ско ростях с выпущенными ме ханизацией крыла и взлёт но-посадочными устрой ствами. То есть создадутся условия, при которых ис требитель садится на па лубу. - Сейчас, например, майор Суржик будет вы полнять полёт на малой ХапёрскиЙ. - В зависимости от того, насколько качест венно он выполнит элемен ты пилотажа, ему будет дан допуск к полётам по ко рабельной программе. С учётом условий Судя по тому, как экипаж спарки МиГ-29КУБ "крутит" в небе фигуры высшего пилотажа, можно с уве ренностью сказать, что са молётом управляют опыт ные пилоты. О командире полка полковнике Влади мире Кокурине и говорить нечего - лётчик-снайпер, имеющий за плечами опыт дальних походов на авиа несущем крейсере. Это под его руководством майор Суржик выполняет пол~т ное задание. По отзывам коллег, делает это неплохо. - Петля Нестерова, косая петля, - комментирует по лёт майор Хапёрский, - петля с поворотом, бочка, горка, бочка, пикирова ние, - командир эскадрильи раз за разом перечисляет фигуры высшего пилотажа, выполняемые в небе. В свою очередь пилот спарки постоянно докла дывает руководителю полё- После приземления МиГ-29КУБ лётная смена для полковника Владими ра Кокурина не заканчива ется. Он сразу же переса живается в кабину боевого истребителя и в паре с май ором Алексеем Апракси ным поднимается в небо. В этот раз командир полка летит уже по своей про грамме. В частности, в ходе её отработки он вместе с майором Апраксиным про ведёт манёвренный воздуш ный бой парой на малой высоте. Вновь над аэродро мом самолёты закрутились в "карусели·, в которой лёт чики демонстрируют своё высокое пилотажное ма стерство. - Сегодня молодые пи лоты старший лейтенант Евгений Духовой и лейте нант Арсен Степанов не летают, - рассказывает майор Андрей ХапёрскиЙ. - Погодные условия не в их пользу. Поэтому руковод ствуемся вариантом пла новой таблицы полётов, который предусматривает её улучшение. Ребята в своей подготовке подошли как раз к полётам в слож ных условиях. А метеооб становка сейчас более бла гоприятна, чем требуется На выполнении nолётнOlО задания. Полёт nрошёл нор.мально. Техни1(,а работает без за.ме" аниr1 З-го класса, в этом году будет готовиться по кора бельной программе. Лей тенант Степанов за четыре месяца тоже достиг уровня лётчика З-го класса. Он сдал уже все зачёты, теперь документы оформляются центральной квалифика ционной комиссией в Моск ве. На это уходит, как пра вило, месяц-полтора. До корабельной программы ему ещё рано, перед ним стоят другие задачи, ведь впереди нас ожидает по лярная ночь, будет прово дить полёты В этих условиях. Лейтенант Арсен Степа нов более скромно оцени вает свои успехи в лётной подготовке: - Десяти лет не хватит, чтобы всё полностью осво ить, - делится он. - Программа соте, выполнил заход в обла ка с непростыми метео условиями, отработал пере хват манёвренной воздуш ной цели на средней высоте. Следующим этапом сво ей лётной подготовки лей тенант Степанов считает посадку на палубу авиане сущего крейсера и к этому стремится. Над аэродромом начали сгущаться сумерки. У лёт чикав корабельного пол ка начинались ночные по лёты. Майору Андрею Хапёр скому тоже предстоит под нять в ночное небо свой истребитель. - Восстанавливаем на выки в условиях ночи, в сложной метеообстановке, совершаем полёты в об лаках, в том числе на малых высотах, пилотаж с боль шими углами крена и тан гажа, заход на посадку без посадочных прожекторов, только с фарами самолёта. После того как командир полка полковник Владимир Кокурин завершил выпол нение лётного задания на спарке вместе с майором Владимиром Суржиком, он коротко прокомментиро вал действия подчинённого в воздухе. - Полёт прошёл с хоро шим качеством, лётчик по ставленную задачу выпол нил, цель полёта достигнута. Алек.сандр БОНДАРь. Фото автора. В офицЕрыI - ЗА ДЕЖУРСТВО лится Олег Кунгуров. - Осознать это было сложно. Я служил в равном положении с теми, кто внезапно оказался у меня в под чинении. Непривычно было, пе реживал. Но благодаря тому, что у нас служат грамотные спе циалисты и просто очень хоро шие, понимающие люди, я быс- ро адаптировался, всему на учился. Кунгуров. - Не обходится и без сложностей. К примеру, у нас есть техническая позиция, кото рая находится где-то в километ - ре от расположения части, на от крытом участке местности. И тут самая большая проблема - аг рессивные условия Крайнего Се вера. Важно вовремя прово дить техническое обслуживание, чтобы не допустить обледене- Карьерный путь cTapmero лейтенанта KYHrYPoBa в центре РЭБ CeBepHoro флота оказался полон сюрпризов Заступить на дежурство старшим матросом, а сменить ся уже лейтенантом - начальник стационарного отделения радиопомех центра радиоэлектронной борьбы Северного флота старший лейтенант Олег Кунгуров не знал, бывает ли такое, пока это не про изошло с ним самим. Впрочем, и о военной службе он поначалу тоже не думал. Олег Кун гуров родился в семье военнослужащих: папа - майор ВВС, мама - механик телеграфист засекреченной свя зи, дедушка и дядя тоже по святили жизнь службе в Воору жённых силах страны. Но воен ную династию Олег продолжать не собирался. Не то чтобы его сильно пугали возможные тяго ты профессии, просто ему каза лось: в этой сфере деятельности нет подходящей для него спе циальности. Поэтому молодой человек решил получить эконо мическое образование. Хотя первое время, как при знаётся сейчас начальник ста ционарного отделения радио помех центра РЭБ, он вообще не понимал, что происходит, не знал, что такое радиоэлектрон ная борьба: - Компьютеры, программное обеспечение - это мне было понятно, что такое связь, рация, тоже примерно понимал. А вот радиоразведка, радиоподавле ние - эти термины мне были абсолютно неизвестны. Но по степенно всему научился, на брался опыта. В должности опе ратора вёл техническую радио разведку, нёс дежурство по РЭБ. Представители тех частей, куда распределяют военнослу жащих по призыву, отмечают, что на подготовку и обучение но вобранцев уходит много време ни, и у большинства просто нет возможности, чтобы проявить себя - срок службы заканчива ется. Поэтому, когда в центре РЭБ Северного флота заметили, - Я никогда себя не видел военнослужащим, никогда не интересовался вооружением, родами войск, их целями и зада чами. Моё главное впечатление от военной службы было связано с тем, что родителей постоянно нет дома, - рассказывает Олег Кунгуров. - Но Я понимал, что совсем исключить армию или флот из своей жизни не полу чится, поскольку нужно отдавать воинский долг Родине. Поэтому после окончания вуза я пошёл в военкомат и по распределению попал в эту часть. Именно тут я понял, что служба-то бывает разная. Старшиu леитенант Олег кунгуров объясняет ли "но.му составу зада"и в ходе дежурства по paдиOiМe1(,тpOHHOU борьбе. что Олег Кунгуров легко овладел необходимыми навыками, быст ро обучился и стал со всеми задачами справляться само стоятельно, расставаться с ним не захотели. - Примерно через полгода мне предложили заключить кон тракт. И поскольку именно такая деятельность мне понравилась (всегда интересовался техни кой, компьютерами), то согла сился. После подписания кон тракта стал старшим матросом, получил должность старшего оператора. И вот так прослужил почти шесть лет. В 2016 году Кунгуров получил очередное предложение от ко мандования части: рассмотреть возможность присвоения ему звания лейтенант с назначе нием на должность начальника отделения. Новость была неожиданной. Олегу Кунгурову объяснили, что в такой практике нет ничего необычного. Для этого требуется ходатайство от командира, на личие высшего образования, опыт службы. Всё это у него было. Так что от предложения старший матрос Кунгуров отказываться не стал. - В день, когда пришёл приказ о моём новом назначении и присвоении первого офицер ского звания, я находился на дежурстве. И вся уникальность ситуации в том, что заступил на дежурство я старшим матросом, а сменился лейтенантом, - де- Задачи перед нами стоят не только важные, но и интересные! У нас идёт почти прямая работа с перехватом радиосигналов. мы СЛЬПIIИМ переговоры пилотов дальней авиации других стран, проводим первоначальный анализ Сегодня Олег сам охотно обу чает всему, что когда-то считал для себя китайской грамотой. Вспоминая себя на их месте, он старается объяснять всё очень доходчиво, пробуждать интерес к профессии. - К нам приходят 18-летние парни, как правило, абсолютно не понимающие, что тут про исходит. Служба на флоте для них что-то абстрактное, очень приблизительное. Танки, само л~ты, корабли - так они себе представляют службу. И вдруг ви дят компьютеры, приёмные ус тройства. Задачи перед нами стоят не только важные, но и ин тересные! У нас идёт почти пря мая работа с перехватом радио сигналов. Мы слышим перего воры пилотов дальней авиации других стран, проводим первона чальный анализ. А по сообще ниям можно узнать многое. Например, определить нацио нальную принадлежность пило та, понять, на ч~м он летит, - объясняет старший лейтенант ния кабелей, тросов. Техника то у нас надёжная, долговечная, но она требует особого отно шения. Олег Кун гуров с гордостью рассказывает, что на вооруже нии стационарного отделения радиопомех центра РЭБ нахо дится современная техника, предназначенная для ведения радиоразведки и пеленгования источников радиоизлучения. - Очень важно, что мы прошли модернизацию. Раньше рабо тали на оборудовании образца 80-90-х годов - техника на кноп ках, поворотниках, рычагах. Сей час мы перешли на компьюте ры, поэтому освоить их тонкос ти современной молодёжи про ще, - говорит Олег Кун гуров. - Мы идём по пути дальнейшей модернизации. Личный состав успешно осваивает новейший комплекс РЭБ, вскоре он будет введён в строй и заступит на дежурство. Анна ВИХРОВА. Фото автора. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 24сентября2021 года • • • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz