На страже Заполярья. 2021 год. Сентябрь.
* на стrаЖЕ заnалlrы звёзды Северного флота КОМАНДИР "МОРСКИХ ОХОТНИКОВ" провёл множество блестящих операций по защите главной базы Северного флота Сергей Дмитриевич Зюзин на протяжении всей Великой Отечественной войны служил в Заполярье, на северных морских рубежах. Он возглавлял дивизион "морских охот ников". Его "мошки", как на флоте любовно прозвали "ма лых морских охотников", высаживали десант и развед чиков в тылу противника, подавляли огневые точки вра га, ходили в дозоры и охраняли протраленные фарвате ры. Совместно с торпедными катерами ставили мины, ох раняли транспортные конвои, сопровождали подводные лодки до точки погружения и встречали их после похода. Сергей Зюзин попал в Военно морской флот лосле окончания 1-го курса Одесского энергетического техникума в октябре 1933 года. Окончил осо бые курсы начсоста ва Черноморского фло та в 1935 году, позднее учился на командном факультете Военно морской академии име ни К. Е. Ворошилова. Сергей Дмитриевич за нимал штабные долж ности, но с началом войны добился пере вода в "строй". С сентяб- чётах командования Северного флота с самого начала отводилась важная роль. ря 1941 года ходил по- Зюзин СеРгеи Д,миm- -Последними, - со общал очевидец тех событий вице-адми рал Александр Кузь мин, - с основными силами десанта в порт nрорываются пять ·малых охотни ков· капитана 3 ран га С.Д. Зюзина и тор педный катер, кото рый будет nрикры вать десантный от ряд дымовыми заве сами, а в случае поя вления вражескихко раблей - контрата lI08amhux·. мощником командира pueвuч. эсминца "Урицкий", за- --------– тем стал начальником штаба дивизиона истребителей подводных лодок и при первой воз можности стремился участвовать в боевых операциях. С его личным участием к началу 1944 года были потоплены четыре и повреждён один транспорт, на выставленных в море минах подорвались и затонули два сторожевых корабля и тран спорт, сбито шесть немецких само лётов. Неудивительно, что, став в марте 1944 года командиром 2-го гвардей ского дивизиона сторожевых кате ров бригады сторожевых кораблей охраны водного района главной ба зы Северного флота, капитан 3 ран га Зюзин лично отличился В ходе Петсамо-Киркенесской наступа тельной операции. Порт Лиинахамари планирова лось брать с моря, и Зюзину В рас- , I Зюзин не подвёл. В ночь на 13 ок тября 1944 года его группа - один торпедный и 6 сторожевых катеров - шла вторым эшелоном - после передового отряда Александра Ша бал ина и первого эшелона десан- та, высадкой которого руководил Сергей Коршунович. Зюзин успеш- но высадил несколько десантных групп на причалы Лиинахамари, прорвавшись через трёхмильную простреливаемую противником зо ну. Свыше двадцати вражеских батарей вели огонь по его катерам. Но, умело маневрируя, он выпол- нил поставленную перед ним за- дачу, несмотря на ожесточённый артиллерийско-миномётный и пу лемётный обстрел. В этом бою Сергей Дмитриевич был ранен, но, преодолевая боль, продолжал ру- ководить действиями катеров. - Петсамо будет нашим! - подбад ривал командир. - Вперёд, десант ники! После высадки десанта Зюзин на своём катере подошёл к мысу Крестовый, на котором распола галась немецкая батарея 150-мил лиметровых орудий, державшая под обстрелом весь Печенгский залив. ·Это обстоятельство, - вспо минал позже командующий Се верным флотом адмирал Арсе ний Головко, - сыграло своюроль в ходе боя на мысе. Увидев наших десантников, высадившихся в тылу, атакованные с фронта нашими разведчиками, а с тыла десантным отрядом гитлеров цы очень скоро сложили оружие. После этого Зюзин переправил своих десантников и группу из разведывательного отряда в Девкину Заводь (Лиинахамари)·. 15 октября 44-го войскам Карель ского фронта при содействии ко раблей и десантных частей Север ного флота удалось про рвать силь ную оборону немцев северо-за- 18 октября была проведена ещё одна высадка десанта - на сей раз у самой норвежской границы. В целом катера дивизиона за период командования Сергея Дмитриевича Зюзина отконвоиро вали свыше 500 транспортов, осу ществили 20 минных постановок, потопили 9 кораблей противника, сбили 21 самолёт, участвовали в около 1 О десантных операциях. В газете "Труд" под заголовком "Красная площадь. 24 июня 1945 го да" было опубликовано интервью с заместителем начальника Глав ного штаба Военно-морского флота СССР Героем Советского Союза адмиралом Владимиром Никола евичем Алексеевым, в котором он говорит о мужестве и героизме наших моряков: ·Взять хотя бы Сергея Зюзи на. У входа в Печенгский залив находилась мощная артилле рийская батарея противника. Она-то и держала ключи от залива. Неуничтожив её, нельзя бьuюSOЙтивофьорд. Подшкваль ным огнём противника эту за- "мора.:ие охоmнш:и" гвардии к.аnumafШ 3 Рата СеРгея ЗюзиfШ fШ выходе из бухты Пу,ммаНlCи. паднее Мурманска и овладеть городом Петсамо. В этой операции вновь отличился Сергей Дмитри евич Зюзин. Кроме того, под его руководством дачу выполнили ·малые охот ники· С. Зюзина и торпедные катера В.Шабалина·. ПодготoвtUа В.tад.tеfШ КЛЮШИНА. ПИОНЕРЫНЕБА3АПОЛЯРЬЯ немецкие бомбардировщи ки и атаковали их, заставив противника сбросить бом бы вдали от конвоя. Но этот вылет для Сафонова стал последним. В том бою он сбил три самолёта, но и сам был подбит. Теряя высо ту, истребитель Сафонова планировал в направлении эсминца "Валерьян Куй бышев", затем упал в воду и почти мгновенно затонул. 85 лет назад началась история военно-воздушных сил Северного флота Осенью 1936 года был сделан один из первых шагов к формирова нию военно-воздушных сил Северной военной флотилии - будуще го Северного флота. Официальной датой их появления считается 18 aBrycтa 1936 года. В тот день был подписан приказ НК ВМФ о пере базировании в Заполярье 7-го отдельного морского разведыватель ного авиационного звена, сформированного из состава 105-й авиабрига дЫ ВВС Балтийского флота. Но на деле первая авиационная часть будущих ВВС СФ стала формироваться 17 сентября, когда из Ленинграда в Мурманск по железной дороге были доставлены три гидросамолёта МБР-2 в разобранном состоянии для транспортировки. Формально начало бы ло положено - подразделе ние вошло в состав Север ной военной флотилии. Од нако первые вылеты состо ялись лишь через год. Пе ред тем как подняться в небо Заполярья, лётчики изучали непривычную об становку, привыкали к суро вым погодным условиям, занимались теоретической учёбоЙ. Параллельно в губе Грязная Коль ского залива в двух десятках километров к северу от Мурманс ка шла подготовка гидроаэродрома, ко торая завершилась лишь в мае 1937 года. А в июне после сборки своих трёх самолётов командир авиацион ного звена старший лейтенант Василий Степанов совершил первый выле~ Воен но-воздушные силы Северного флота на чали действовать. дальнейшем стал первой Краснознамённой воин ской частью Северного флота. В ходе советско-фин ляндской войны авиация флота выполняла воздуш ную разведк~ наносила бомбоштурмовые удары, осуществляла прикрытие пунктов базирования флота и аэродромов от возмож- наступавшим частям нем цев. К моменту нападения Германии на Советский Союз ВВС СФ были самы ми малочисленными по сравнению с авиацией дру гих флотов. По состоянию на 22 июня 1941 года на Севере было пять лётных частей. Все эти силы распола- стоять натиску люфтваф фе, поэтому потребова лись безотлагательные ме ры по усилению авиацион ной группировки в Запо лярье. В июльские дни 1941 года Северный флот по лучил боевые машины с других флотов. Североморские лётчики За время нахождения конвоя в радиусе действия в ходе советско-финляндской войны авиация флота выполняла воздушную разведку, наносила бомбоштурмовые удары, осуществляла прикрытие пунктов базирования флота и аэродромов от возможных ударов с воздуха опачивали своё мастерство в схватках с врагом. Иногда им приходилось проводить В воздухе по десять-две надцать часов в сутки. Многие вылеты сопро вождались боями. Одна из основных за дач авиации Северного флота, особенно в нача ле Великой Отечествен ной, состояла в защите союзных конвоев, прихо дивших из Англии в Мур манск и Архангельск. Так, в мае 1942 года при защите английского конвоя ра-16, состояв шего из 34 транспортов, 19 кораблей охранения и 2 подводных лодок, было совершено более тысячи вылетов на уда ры по аэродромам про тивника, на прикрытие портов, на разведыва- советских истребителей самолётам противника не удалось ни атаковать, ни даже приблизиться к нему. 22 июня 1942 года авиа торы-североморцы подве ли боевые итоги первого го да войны. По далеко не полным данным, за год в воздушных боях ими было сбито около 300 немецких самолётов, потоплено 8 транспортов и боевых ко раблей, повреждено 7 бое вых кораблей, уничтожено около 200 автомашин, бо лее 60 различных складов и более 4000 солдат и офи церов противника. Начавшаяся вско ре советско-финлянд ская война показала, что одной крылатой разведки в составе флота недостаточно. Поэтому в конце де кабря из Белорусско- д тельное и истребитель- МиГ·3 на аэро 'Роме 6 Ваенге пРинимает помощь .местного ное обеспечение кон Суровые испытания пер вого периода войны авиа ция Северного флота с честью выдержала. Её бое вые потери были весомы ми, но она постоянно по полнялась за счёт поступ ления новых отечественных самолётов и поставляемых союзниками истребителей Хоукер "Харрикейн", Кертис Р-40 "Киттихоук", Белл Р-39 "Аэрокобра", бомбардиров щиков Дуглас А-20 "Бостон" и гидросамолётов "Каталина". Количественное и качест венное соотношение сил авиации Северного флота и авиации противника по степенно выравнивалось. насе.tенuя 6 notPyslCe бо,мб. го особого военного округа на Север прибыли две ис требительные авиацион ные эскадрильи самолётов И-15бис и И-16, а также эс кадрилья скоростных бом бардировщиков. Приказом от 23 декабря 1939 года из них был сформирован 72-й смешанный авиационный полк ВВС СФ, который в ных ударов с воздуха. Во время тех сражений авиа торы Северного флота по терь не понесли. На начало Великой Оте чественной войны самолё ты МБР-2 вели воздушную разведку в интересах флота. Но очень скоро их приш лось подключить к нане сению бомбовых ударов по гались только на одном сухопутном аэродроме в посёлке Ваенга и трёх гид роаэродромах - в губе Гряз ной, на озере Холмовское под Архангельском и на Большом Соловецком ост рове. И самолётов, и аэро дромов было явно недо статочно, чтобы противо- воя. 31 мая, когда ра-16 находился в 100 километ рах от береговой черты, прикрытие его было воз ложено на 2-й авиаполк Северного флота. Первым вылетело звено истреби телей под командованием командира полка Героя Советского Союза подпол ковника Бориса Сафонова. Наши лётчики обнаружили ПодготовU.tа АнfШ ВИХРОВА. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 11 В 1739 году родился Григорий Потёмкин-Таврический, генерал-фельдмаршал, основатель и первый главно начальствующий Черноморского флота. В 1918 году родился Герой Советского Союза полковник Владимир Пирогов. Звание Герой Советского Союза присвоено в должности заместителя команди ра эскадрильи 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Северного флота. 1955 год - закладка атомной подводной лодки К-3 "Ленинский комсомол" проекта 627, первой советской атомной подводной лодки. Именное наименование "Ленинский комсомол" унаследовала от одноимённой дизельной подводной лодки М-106 Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. 25 сентября 1854 год - начало обороны Севастополя, одного из главных событий Крымской войны 1853-1856 годов, которая продлилась почти год. 349 дней, с 13 сентября 1854 года (25 сентября по новому стилю) по 27 августа 1855 года русские солдаты и моряки при численном превосходстве противника отстаивали город, показав в боях свой героизм, отвагу и мужество. В 1944 году торпедные катера и авиация Северного флота нанесли совместный удар по конвою противника в Варангер-фьорде - заливе в Баренцевом море между российским полуостровом Рыбачий и норвежским полуостровом Варангер. Это самый восточный фьорд Норвегии, длина - 90 км, ширина у входа в залив до стигает 50 км, глубина - до 420 м. Образует хорошие гавани. Благодаря ГОЛЬфстриму залив замерзает только в самые суровые зимы. Богат рыбой. По берегу нахо дятся рудниковые месторождения с преобладанием свинца и цинка. Удобное географическое положение позволило фашистам создать здесь мощную базу. В 1971 году в городе Бресте в целях увековече ния подвига защитников крепости в 1941 году открыт мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой". Звание "крепость-герой" было присвоено 8 мая 1965 года. В 1981 году в Санкт-Петербурге на судостроитель ном заводе "Судомех" заложена атомная подводная лодка АС-23 проекта 1851, предназначенная для про ведения глубоководных работ с использованием водолазов. В 1951 году первых посетителей приняла городская библиотека главной базы Северного флота. Ныне муниципальное бюджетное учреждение культуры "Североморская централизованная библиотечная система" включает в себя 10 библиотек. 26 сентября День машиностроителя. В России существует по чётное звание "Заслуженный машиностроитель Рос сийской Федерации". Оно входит в государственную наградную систему и в большинстве случаев при сваивается после 15-20 лет непрерывной работы в отрасли. Подписывает указ о награждении Президент по представлению специальной комиссии по наградам. Нагрудный знак отлит из серебра. Годовой праздник управления ракетно-артиллерий ского вооружения ВМФ. В 1843 году родился русский военачальник, участник среднеазиатских завоеваний Российской империи и Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, освободитель Болгарии генерал-адъютант, генерал от инфантерии Михаил Скобелев. В 1938 году в состав Балтийского флота вступил лёг кий артиллерийский крейсер "Киров" - головной корабль проекта 26, первый крейсер советской постройки. Учас тие крейсера "Киров" в обороне Таллина с его 180-мм орудиями позволило закрепиться на линии обороны отступавшим из Прибалтики войскам и на значитель ное время задержать немецкое наступление на Ленин град. Боевой Краснознамённый стяг легендарного ко рабля был передан спущенному на воду 27 декабря 1977 года тяжёлому атомному ракетному крейсеру "Киров". В 1991 году полковник Тимур Апакидзе на первом российском корабельном истребителе Су-27К пер вым из лётчиков строевых частей нашей страны совер шил посадку на палубу тя жёлого авианесущего крей сера "Адмирал Флота Со ветского Союза Кузнецов". В 2005 году командую щим Северным флотом на- значен вице-адмирал Владимир Высоцкий, с 2007 по 2012 год - Главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации, адмирал. _______________________________________________________________________________________________________________ 17сентября2021 года • • • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz