На страже Заполярья. 2021 год. Сентябрь.

* на стrаЖЕ заnалlrы звёзды Северного флота КОМАНДИР "МОРСКИХ ОХОТНИКОВ" провёл множество блестящих операций по защите главной базы Северного флота Сергей Дмитриевич Зюзин на протяжении всей Великой Отечественной войны служил в Заполярье, на северных морских рубежах. Он возглавлял дивизион "морских охот­ ников". Его "мошки", как на флоте любовно прозвали "ма­ лых морских охотников", высаживали десант и развед­ чиков в тылу противника, подавляли огневые точки вра­ га, ходили в дозоры и охраняли протраленные фарвате­ ры. Совместно с торпедными катерами ставили мины, ох­ раняли транспортные конвои, сопровождали подводные лодки до точки погружения и встречали их после похода. Сергей Зюзин попал в Военно­ морской флот лосле окончания 1-го курса Одесского энергетического техникума в октябре 1933 года. Окончил осо­ бые курсы начсоста­ ва Черноморского фло­ та в 1935 году, позднее учился на командном факультете Военно­ морской академии име­ ни К. Е. Ворошилова. Сергей Дмитриевич за­ нимал штабные долж­ ности, но с началом войны добился пере­ вода в "строй". С сентяб- чётах командования Северного флота с самого начала отводилась важная роль. ря 1941 года ходил по- Зюзин СеРгеи Д,миm- -Последними, - со­ общал очевидец тех событий вице-адми­ рал Александр Кузь­ мин, - с основными силами десанта в порт nрорываются пять ·малых охотни­ ков· капитана 3 ран­ га С.Д. Зюзина и тор­ педный катер, кото­ рый будет nрикры­ вать десантный от­ ряд дымовыми заве­ сами, а в случае поя­ вления вражескихко­ раблей - контрата­ lI08amhux·. мощником командира pueвuч. эсминца "Урицкий", за- --------– тем стал начальником штаба дивизиона истребителей подводных лодок и при первой воз­ можности стремился участвовать в боевых операциях. С его личным участием к началу 1944 года были потоплены четыре и повреждён один транспорт, на выставленных в море минах подорвались и затонули два сторожевых корабля и тран­ спорт, сбито шесть немецких само­ лётов. Неудивительно, что, став в марте 1944 года командиром 2-го гвардей­ ского дивизиона сторожевых кате­ ров бригады сторожевых кораблей охраны водного района главной ба­ зы Северного флота, капитан 3 ран­ га Зюзин лично отличился В ходе Петсамо-Киркенесской наступа­ тельной операции. Порт Лиинахамари планирова­ лось брать с моря, и Зюзину В рас- , I Зюзин не подвёл. В ночь на 13 ок­ тября 1944 года его группа - один торпедный и 6 сторожевых катеров - шла вторым эшелоном - после передового отряда Александра Ша­ бал ина и первого эшелона десан- та, высадкой которого руководил Сергей Коршунович. Зюзин успеш- но высадил несколько десантных групп на причалы Лиинахамари, прорвавшись через трёхмильную простреливаемую противником зо­ ну. Свыше двадцати вражеских батарей вели огонь по его катерам. Но, умело маневрируя, он выпол- нил поставленную перед ним за- дачу, несмотря на ожесточённый артиллерийско-миномётный и пу­ лемётный обстрел. В этом бою Сергей Дмитриевич был ранен, но, преодолевая боль, продолжал ру- ководить действиями катеров. - Петсамо будет нашим! - подбад­ ривал командир. - Вперёд, десант­ ники! После высадки десанта Зюзин на своём катере подошёл к мысу Крестовый, на котором распола­ галась немецкая батарея 150-мил­ лиметровых орудий, державшая под обстрелом весь Печенгский залив. ·Это обстоятельство, - вспо­ минал позже командующий Се­ верным флотом адмирал Арсе­ ний Головко, - сыграло своюроль в ходе боя на мысе. Увидев наших десантников, высадившихся в тылу, атакованные с фронта нашими разведчиками, а с тыла десантным отрядом гитлеров­ цы очень скоро сложили оружие. После этого Зюзин переправил своих десантников и группу из разведывательного отряда в Девкину Заводь (Лиинахамари)·. 15 октября 44-го войскам Карель­ ского фронта при содействии ко­ раблей и десантных частей Север­ ного флота удалось про рвать силь­ ную оборону немцев северо-за- 18 октября была проведена ещё одна высадка десанта - на сей раз у самой норвежской границы. В целом катера дивизиона за период командования Сергея Дмитриевича Зюзина отконвоиро­ вали свыше 500 транспортов, осу­ ществили 20 минных постановок, потопили 9 кораблей противника, сбили 21 самолёт, участвовали в около 1 О десантных операциях. В газете "Труд" под заголовком "Красная площадь. 24 июня 1945 го­ да" было опубликовано интервью с заместителем начальника Глав­ ного штаба Военно-морского флота СССР Героем Советского Союза адмиралом Владимиром Никола­ евичем Алексеевым, в котором он говорит о мужестве и героизме наших моряков: ·Взять хотя бы Сергея Зюзи­ на. У входа в Печенгский залив находилась мощная артилле­ рийская батарея противника. Она-то и держала ключи от залива. Неуничтожив её, нельзя бьuюSOЙтивофьорд. Подшкваль­ ным огнём противника эту за- "мора.:ие охоmнш:и" гвардии к.аnumafШ 3 Рата СеРгея ЗюзиfШ fШ выходе из бухты Пу,ммаНlCи. паднее Мурманска и овладеть городом Петсамо. В этой операции вновь отличился Сергей Дмитри­ евич Зюзин. Кроме того, под его руководством дачу выполнили ·малые охот­ ники· С. Зюзина и торпедные катера В.Шабалина·. ПодготoвtUа В.tад.tеfШ КЛЮШИНА. ПИОНЕРЫНЕБА3АПОЛЯРЬЯ немецкие бомбардировщи­ ки и атаковали их, заставив противника сбросить бом­ бы вдали от конвоя. Но этот вылет для Сафонова стал последним. В том бою он сбил три самолёта, но и сам был подбит. Теряя высо­ ту, истребитель Сафонова планировал в направлении эсминца "Валерьян Куй­ бышев", затем упал в воду и почти мгновенно затонул. 85 лет назад началась история военно-воздушных сил Северного флота Осенью 1936 года был сделан один из первых шагов к формирова­ нию военно-воздушных сил Северной военной флотилии - будуще­ го Северного флота. Официальной датой их появления считается 18 aBrycтa 1936 года. В тот день был подписан приказ НК ВМФ о пере­ базировании в Заполярье 7-го отдельного морского разведыватель­ ного авиационного звена, сформированного из состава 105-й авиабрига­ дЫ ВВС Балтийского флота. Но на деле первая авиационная часть будущих ВВС СФ стала формироваться 17 сентября, когда из Ленинграда в Мурманск по железной дороге были доставлены три гидросамолёта МБР-2 в разобранном состоянии для транспортировки. Формально начало бы­ ло положено - подразделе­ ние вошло в состав Север­ ной военной флотилии. Од­ нако первые вылеты состо­ ялись лишь через год. Пе­ ред тем как подняться в небо Заполярья, лётчики изучали непривычную об­ становку, привыкали к суро­ вым погодным условиям, занимались теоретической учёбоЙ. Параллельно в губе Грязная Коль­ ского залива в двух десятках километров к северу от Мурманс­ ка шла подготовка гидроаэродрома, ко­ торая завершилась лишь в мае 1937 года. А в июне после сборки своих трёх самолётов командир авиацион­ ного звена старший лейтенант Василий Степанов совершил первый выле~ Воен­ но-воздушные силы Северного флота на­ чали действовать. дальнейшем стал первой Краснознамённой воин­ ской частью Северного флота. В ходе советско-фин­ ляндской войны авиация флота выполняла воздуш­ ную разведк~ наносила бомбоштурмовые удары, осуществляла прикрытие пунктов базирования флота и аэродромов от возмож- наступавшим частям нем­ цев. К моменту нападения Германии на Советский Союз ВВС СФ были самы­ ми малочисленными по сравнению с авиацией дру­ гих флотов. По состоянию на 22 июня 1941 года на Севере было пять лётных частей. Все эти силы распола- стоять натиску люфтваф­ фе, поэтому потребова­ лись безотлагательные ме­ ры по усилению авиацион­ ной группировки в Запо­ лярье. В июльские дни 1941 года Северный флот по­ лучил боевые машины с других флотов. Североморские лётчики За время нахождения конвоя в радиусе действия в ходе советско-финляндской войны авиация флота выполняла воздушную разведку, наносила бомбоштурмовые удары, осуществляла прикрытие пунктов базирования флота и аэродромов от возможных ударов с воздуха опачивали своё мастерство в схватках с врагом. Иногда им приходилось проводить В воздухе по десять-две­ надцать часов в сутки. Многие вылеты сопро­ вождались боями. Одна из основных за­ дач авиации Северного флота, особенно в нача­ ле Великой Отечествен­ ной, состояла в защите союзных конвоев, прихо­ дивших из Англии в Мур­ манск и Архангельск. Так, в мае 1942 года при защите английского конвоя ра-16, состояв­ шего из 34 транспортов, 19 кораблей охранения и 2 подводных лодок, было совершено более тысячи вылетов на уда­ ры по аэродромам про­ тивника, на прикрытие портов, на разведыва- советских истребителей самолётам противника не удалось ни атаковать, ни даже приблизиться к нему. 22 июня 1942 года авиа­ торы-североморцы подве­ ли боевые итоги первого го­ да войны. По далеко не полным данным, за год в воздушных боях ими было сбито около 300 немецких самолётов, потоплено 8 транспортов и боевых ко­ раблей, повреждено 7 бое­ вых кораблей, уничтожено около 200 автомашин, бо­ лее 60 различных складов и более 4000 солдат и офи­ церов противника. Начавшаяся вско­ ре советско-финлянд­ ская война показала, что одной крылатой разведки в составе флота недостаточно. Поэтому в конце де­ кабря из Белорусско- д тельное и истребитель- МиГ·3 на аэро 'Роме 6 Ваенге пРинимает помощь .местного ное обеспечение кон­ Суровые испытания пер­ вого периода войны авиа­ ция Северного флота с честью выдержала. Её бое­ вые потери были весомы­ ми, но она постоянно по­ полнялась за счёт поступ­ ления новых отечественных самолётов и поставляемых союзниками истребителей Хоукер "Харрикейн", Кертис Р-40 "Киттихоук", Белл Р-39 "Аэрокобра", бомбардиров­ щиков Дуглас А-20 "Бостон" и гидросамолётов "Каталина". Количественное и качест­ венное соотношение сил авиации Северного флота и авиации противника по­ степенно выравнивалось. насе.tенuя 6 notPyslCe бо,мб. го особого военного округа на Север прибыли две ис­ требительные авиацион­ ные эскадрильи самолётов И-15бис и И-16, а также эс­ кадрилья скоростных бом­ бардировщиков. Приказом от 23 декабря 1939 года из них был сформирован 72-й смешанный авиационный полк ВВС СФ, который в ных ударов с воздуха. Во время тех сражений авиа­ торы Северного флота по­ терь не понесли. На начало Великой Оте­ чественной войны самолё­ ты МБР-2 вели воздушную разведку в интересах флота. Но очень скоро их приш­ лось подключить к нане­ сению бомбовых ударов по гались только на одном сухопутном аэродроме в посёлке Ваенга и трёх гид­ роаэродромах - в губе Гряз­ ной, на озере Холмовское под Архангельском и на Большом Соловецком ост­ рове. И самолётов, и аэро­ дромов было явно недо­ статочно, чтобы противо- воя. 31 мая, когда ра-16 находился в 100 километ­ рах от береговой черты, прикрытие его было воз­ ложено на 2-й авиаполк Северного флота. Первым вылетело звено истреби­ телей под командованием командира полка Героя Советского Союза подпол­ ковника Бориса Сафонова. Наши лётчики обнаружили ПодготовU.tа АнfШ ВИХРОВА. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 11 В 1739 году родился Григорий Потёмкин-Таврический, генерал-фельдмаршал, основатель и первый главно­ начальствующий Черноморского флота. В 1918 году родился Герой Советского Союза полковник Владимир Пирогов. Звание Герой Советского Союза присвоено в должности заместителя команди­ ра эскадрильи 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Северного флота. 1955 год - закладка атомной подводной лодки К-3 "Ленинский комсомол" проекта 627, первой советской атомной подводной лодки. Именное наименование "Ленинский комсомол" унаследовала от одноимённой дизельной подводной лодки М-106 Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. 25 сентября 1854 год - начало обороны Севастополя, одного из главных событий Крымской войны 1853-1856 годов, которая продлилась почти год. 349 дней, с 13 сентября 1854 года (25 сентября по новому стилю) по 27 августа 1855 года русские солдаты и моряки при численном превосходстве противника отстаивали город, показав в боях свой героизм, отвагу и мужество. В 1944 году торпедные катера и авиация Северного флота нанесли совместный удар по конвою противника в Варангер-фьорде - заливе в Баренцевом море между российским полуостровом Рыбачий и норвежским полуостровом Варангер. Это самый восточный фьорд Норвегии, длина - 90 км, ширина у входа в залив до­ стигает 50 км, глубина - до 420 м. Образует хорошие гавани. Благодаря ГОЛЬфстриму залив замерзает только в самые суровые зимы. Богат рыбой. По берегу нахо­ дятся рудниковые месторождения с преобладанием свинца и цинка. Удобное географическое положение позволило фашистам создать здесь мощную базу. В 1971 году в городе Бресте в целях увековече­ ния подвига защитников крепости в 1941 году открыт мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой". Звание "крепость-герой" было присвоено 8 мая 1965 года. В 1981 году в Санкт-Петербурге на судостроитель­ ном заводе "Судомех" заложена атомная подводная лодка АС-23 проекта 1851, предназначенная для про­ ведения глубоководных работ с использованием водолазов. В 1951 году первых посетителей приняла городская библиотека главной базы Северного флота. Ныне муниципальное бюджетное учреждение культуры "Североморская централизованная библиотечная система" включает в себя 10 библиотек. 26 сентября День машиностроителя. В России существует по­ чётное звание "Заслуженный машиностроитель Рос­ сийской Федерации". Оно входит в государственную наградную систему и в большинстве случаев при­ сваивается после 15-20 лет непрерывной работы в отрасли. Подписывает указ о награждении Президент по представлению специальной комиссии по наградам. Нагрудный знак отлит из серебра. Годовой праздник управления ракетно-артиллерий­ ского вооружения ВМФ. В 1843 году родился русский военачальник, участник среднеазиатских завоеваний Российской империи и Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, освободитель Болгарии генерал-адъютант, генерал от инфантерии Михаил Скобелев. В 1938 году в состав Балтийского флота вступил лёг­ кий артиллерийский крейсер "Киров" - головной корабль проекта 26, первый крейсер советской постройки. Учас­ тие крейсера "Киров" в обороне Таллина с его 180-мм орудиями позволило закрепиться на линии обороны отступавшим из Прибалтики войскам и на значитель­ ное время задержать немецкое наступление на Ленин­ град. Боевой Краснознамённый стяг легендарного ко­ рабля был передан спущенному на воду 27 декабря 1977 года тяжёлому атомному ракетному крейсеру "Киров". В 1991 году полковник Тимур Апакидзе на первом российском корабельном истребителе Су-27К пер­ вым из лётчиков строевых частей нашей страны совер­ шил посадку на палубу тя­ жёлого авианесущего крей­ сера "Адмирал Флота Со­ ветского Союза Кузнецов". В 2005 году командую­ щим Северным флотом на- значен вице-адмирал Владимир Высоцкий, с 2007 по 2012 год - Главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации, адмирал. _______________________________________________________________________________________________________________ 17сентября2021 года • • • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz