На страже Заполярья. 2021 год. Октябрь.
* ва стrаж1 3аnал1rь1 МАРШ В ОСАЖДЁННОМ ГОРОДЕ рабощённые народы Евро пы, подпавшие под иго не мецких захватчиков, как на своих освободителей. Вели кая освободительная мис сия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведёте, есть война освобо дительная, война справед ливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужест венный образ наших вели ких предков - Александра Невского, Димитрия Доне- 7 ноября - День воинской славы России - День проведения военного парада на Красной площади в Москве в ознаменование 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 4 GJ lj Ситуация в Моск- - - - ве была к этому времени очень напряжён ная, город находился на осадном положении. Поста новление "Об эвакуации столицы СССР" было при нято 16 октября 1941 года. Упорно распространялись панические слухи о том, что столицу покинуло высшее руководство страны. Все общее смятение усилива лось из-за слабой инфра структуры: общественный транспорт и предприятия не работали, многие магази ны были закрыты, а в домах отключили центральное отопление. го монумента. Однако гит леровская Германия не смогла реализовать воен ный план "Тайфун". ваны и зажжены кремлёв ские звёзды. Изначально парад пред полагалось транслировать по радио только на пло щадях Москвы. Однако по поручению главы государ ства его ретранслировали на весь мир. Парад начался с приветствия маршала Семёна Будённого, кото рый выехал на коне из во рот Спасской башни под бой курантов. После вы ступления Иосифа Сталина сводный оркестр заиграл "Интернационал", а на Со фийской набережной уст роил и орудийный салют. час по Красной площади прошли 28467 человек. В мероприятии исполь зовали 16 тачанок, 296 пу лемётов, 18 миномётов, 12 зенитных пулемётов, 140 С начала этой операции люфтваффе регулярно бомбило столицу, поэтому и советский парад был под угрозой: осенью 1941-го атаки стали интенсивнее, фугасные бомбы взрыва лись рядом с Кремлём. Время проведения парада перенесли на два часа. Он должен был состояться 7 ноября 1941 года в 8 часов утра вместо привычных 1 О часов. Накануне синоптики Тимирязевской академии Для многих современников празднование годовщины Октября в воеlПIЫХ условиях ста ло неожиданностью, а фронтовики и работ ники тыла посчитали это знаком, что Москва сможет выстоять артиллерийских орудий и 160 танков. По одной из версий, во время парада военную технику снабдили боеприпасами на случай немедленной мобилиза ции на фронт. Согласно дру гой в целях безопасности у солдат изъяли патроны, а из танков и артиллерийских орудий убрали снаряды. кого, Кузьмы Минина, Ди митрия Пожарского, Алек сандра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя вели кого Ленина! За полный разгром немецких захват чиков! Смерть немецким оккупантам! Да здравствует наша славная Родина, её свобода, её независимость! Под знаменем Ленина - вперёд, к победе! Чтобы развеять слухи и поднять мо ральный дух насе ления, 24 октября Иосиф Сталин рас порядился о подго товке к параду в ус ловиях ПОЛНОЙ сек- .. ретности . Многие участники дума ли, что занимаются строевой подготов кой, а не репетируют шествие. На тот мо мент в Москве не было постоянных кадровых частей, приходилось фор мировать новые. Интересно, что немецкое командо вание планировало взять столицу до 7 ноября и в этот Торжественное дви жение войск нача лось под звуки мар- ша "Парад". Прохождение на чали курсанты 1-го Московского Красно знамённого артил лерийского училища имени Л. Б . Краси на. Всего в параде приняли участие 69 батальонов. Артил леристы, пехотинцы, зенитчики и моряки шли по Красной пло щади с развёрнуты ми знамёнами. Пос ле них двигались конница, пулемёт ные тачанки , а так же 160 танков: КВ-1 , Т-34 , Т-60 и БТ-7 Советские войска зани мали место от Москворец кого моста до Историческо го музея. Плохая погода по мешала участию 300 под готовленных боевых самолё тов. Торжественное шествие длилось 61 минуту 20 секунд и завершилось в 9 часов 30 минут. Многие танковые и моторизованные подраз деления прямо с Красной площади были отправлены на западный фронт Москвы и распределены по диви зиям. день устроить на Красной площади парад нацистских войск. Впоследствии среди трофейных документов об наружили приглашения на это мероприятие. Для ше ствия были изготовлены парадные мундиры, награ ды "Героям взятия Москвы" и запасены материалы для строительства грандиозно- предсказали низкую облач ность и снег, которые поме шал и бы бомбардировке города. 31-й и 33-й танковых бригад. Если в шествии в Куйбышеве приняли учас тие устаревшие типы танков Т-26 и Т-38, то в Москве ис пользовались новые моде ли, после этого отправлен ные на фронт. По распоря жению Сталина батальон тяжёлых танков КВ-1 при был прямо с завода. Речь Сталина была куль минацией этого парада: - Товарищи красноар мейцы и краснофлотцы, ко мандиры и политработни ки, партизаны и партизан ки! На вас смотрит весь мир как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захват чиков. На вас смотрят по- Парад поднял мораль ный дух военнослужащих и населения. Для многих со в рем енн иков празднова ние годовщины Октября в военных условиях стало неожиданностью, а фронто вики и работники тыла по считали это знаком, что Москва сможет выстоять. Он имел и международное значение, способствовал росту престижа СССР. В британской газете "Ньюс кроникл" была опублико вана заметка: "Организа ция в Москве обычного тра диционного парада в мо мент, когда на подступах к городу идут жаркие бои, представляет собой вели колепный пример мужест ва и отваги". Несмотря на метель, средства ПВО находились в ПОЛНОЙ боевой го товности, чтобы защитить 25-минутный парад. По личному распоряжению Сталина были распако- В общей сложности за Подготов~иа О.лыа ЧЕРНЫШЕВА. Фото из архива. ... И РОССИЯ БУДЕТ ВЛАСТИТЕЛЬНИЦЕЙ ВОЗДУХА 11 О лет назад открылись первые в России воздухоплавательные теоретические офицерские курсы, а также было утверждено звание "военный лётчик" Изначально умение управлять самолётом профессией не считалось, тем более - военной. Но уже к 1911-1912 годам авиация в России получила признание как новый вид вооружения. Началось формирование армейских авиа ционных отрядов. За три года русскими заводами было построено более 300 самолётов (в основном иностранных типов), которые поступили на вооружение формируемых авиаотрядов. Это потребовало организации лётных школ. Для того чтобы дать военным лёт чикам необходимое теоретическое образование, при Санкт-Петербург ском политехническом институте, а несколько позднее при Московском техническом училище были организо ваны теоретические курсы авиации. История их создания берёт нача ло в мае 1909 года, когда адъюнкт Императорского института инжене ров путей сообщения Николай Ры нин обратился к декану корабле строительного факультета профес сору Константину Боклевскому со следующим письмом: "Многоуважаемый Константин Петрович! Решаюсь обратиться к Вам с предложением". Дело в том, что при поразительных успехах, ко торые теперь обнаруживаются в воздухоплавании за границей, необ ходимо в России как можно скорее серьёзно заняться этим вопросом, поставить изучение его на строго научную и прочную почву. .. Я решаюсь обратиться именно к Вам с пред ложением учредить преподавание курса воздухоплавания при кораб лестроительном отделении (ведь воздухоплавательный аппарат есть именно корабль, и методы изучения первого весьма похожи на методы изучения второго)". Уже 12 мая 1909 года на кораб лестроительном факультете состоя лось первое заседание комиссии по учреждению курса воздухоплава ния. Сразу после этого совет поли технического института обратился в Совет министров с просьбой учре дить курсы авиации и воздухопла вания . После долгой переписки ут верждены они были только 15 де кабря 1909 года . Эти курсы стали первой высшей авиационной шко лой в России - она получила право выдавать дипломы о высшем авиа ционном образовании. Изначально курс воздухоплавания читался как факультативный предмет студентам старших курсов политехнического инсти тута для получения второй специальности, а также лицам, окончившим другие высшие учеб ные заведения, по статусу иден тичные с политехом. 31 октября 1911 года при том же политехническом институте начали работать первые в России теоре тические курсы для офицеров от дела воздушного флота военного министерства. За учебную часть офи церских теоретических курсов авиа ции и воздухоплавания им. В.В. За харова отвечал институт, заведова ние было возложено на профес сора Константина Боклевского. Многое в методике преподавания было взято от гражданских курсов. Но если окончание офицерами гражданских авиационных частных школ не обязывало выпускников к дальнейшей авиационной деятель ности, то получение образования в военных авиационных вузах предпо лагало последующую службу в авиа ционных и воздухоплавательных ко мандах и отрядах в качестве авиа ционных офицеров-разведчиков . Насколько солидно было постав лено в школе обучение, можно су дить по результатам участия отря дов отдела на манёврах, а таюке по дальним полётам офицеров школы, как, например : перелёты штабс капитана Дмитрия Андреади (Се вастополь - Одесса - Петербург) и лейтенанта Виктора Дыбовского (Севастополь - Петербург) . На лабораторно-эксперимен тальной базе курсов авиации и воз духоплавания в 1912-1917 гг. вы полнялись многочисленные науч но-исследовательские работы с прив лечением студентов, направлен ные на совершенствование сущест вующей и разработку новой авиа ционной техники. В частности, бла годаря исследованиям, проведён ным в стенах политехнического института, были созданы такие вы дающиеся для своего времени са молёты, как "Русский витязь" и "Илья Муромец" (с модификациями) Иго ря Сикорского, "Святогор" Василия Слесарева, летающие лодки М 5, М 9, М 11, М 15 Дмитрия Григоровича. В 1911 году особым указом Нико лай 11 утвердил звание "военный лётчик Российской империи'', и все учащиеся авиационных вузов стали получать это звание по выпуску. С началом Первой мировой вой ны количество и характер деятель- ности авиационных военно-учебных заведений претерпел изменения. При политехническом институте от крылись курсы авиации и воздухо плавания для добровольцев, так называемых охотников флота : со вместно обучать офицеров и ниж них чинов считалось неэтичным . В 1914 году при кораблестроитель ном отделении существовали и кур сы авиамехаников, а в 1915 году - курсы гидроавиации . На всех вышеперечисленных курсах учились многие известные лётчики - георгиевские кавалеры, командиры соединений, деятели отечественной и мировой авиации, в их числе Ян Нагурский, Сергей Ли шин, Георгий Лавров, Владимир Ди терихс, Александр Прокофьев-Се верский, Борис Чухновский, Сергей Кочеригин, Виктор Кербер-Корвин, • • • Борис Глаголев, Александр Гру зинов, Алексей Туманский. Вступив в войну практически с четырьмя военными авиационны ми учебными заведениями , рус ская армия уже с первых месяцев войны начала испытывать недос таток в авиационных офицерских кадрах. До конца 1914 года все авиационные заведения перешли на программы военного времени. Несмотря на принятые меры, уже с 1915 года на фронте постоян но ощущался недостаток пилотов и аэронавтов. При общей ежегод ной потребности в 1000 человек все авиационные школы могли обучить не более 500 человек. Поэтому с 1916 года возобновились подго товка и совершенствование лётно го мастерства лётчиков во Франции (в двух школах) и в Англии. Всего за границей ЭТИ школы ПОДГОТОВИЛИ более 250 русских лётчиков. Войну русский военный флот начинал , не имея ни одного мор ского авиационного учебного заве дения. До появления офицерских школ морской авиации процесс подготовки флотских лётчиков ори ентировался на общеобразователь ные учреждения, готовившие лёт ный состав для армейской авиа ции. К середине 1915 года нако нец-то было принято решение о со здании специализированных воен но-учебных заведений для под готовки пилотов для морской авиа ции . Петроградская офицерская школа морско й авиации стала первым авиационно-морским во енно-учебным заведением. Система разноплановых учеб ных заведений авиационного про филя при Петербургском политех ническом институте просущество вала относительно небольшой ис торический промежуток времени - всеrо восемь лет, с 1909по191 7 год. После 1917 года институт про должал готовить кадры для авиа ционной промышленности на авиастроительном отделении ко раблестроительного (в 1927 году - механ ического) факультета, а с 1929 года - на самостоятельном авиастроительном фа культете , который летом 1930 года был пе реведён в Москву и там послужил основой для организации Москов ского авиационного института. Подготов~иа О.лыа ЧЕРНЫШЕВА. Фото из архива. • • КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 8 ноября 11 В 1699 году Пётр 1 издал первый указ о наборе рекрутов "из даточных людей всего государства, из охочих и праздных людей" и слуг московских бояр. Начало создания регулярной национальной русской армии. В 1870 году парусно-винтовой корвет "Витязь" под командой капитана 2 ранга Павла Назимова вышел из Кронштадта в Новую Гвинею. На борту корабля нахо дился известный путешественник и географ Николай Миклухо-Маклай. В 1917 году были приняты Декрет о мире и Декрет о земле. В 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждён высший военный орден - орден Победы. В 1943 году учреждён орден Славы для лиц рядового и сержантского состава Красной армии, а в авиации могли награждаться и младшие лейтенанты. Вручался только за личные боевые заслуги. В 2008 году произошла трагическая авария на АПЛ К-152 "Нерпа" Тихоокеанского флота. 9 ноября День образования СОБРа России. В 1741 году экипаж пакетбота "Святой Пётр" под командой Витуса Беринга во время Второй камчатской экспедиции открыл один из Алеутских островов, назван ный островом Св. Авраамия . В 1798 году русский линейный корабль "Богоявление Господне" во время войны с Францией 1798-1800 годов у крепости Корфу захватил 18-пушечную французскую шебеку, которая под названием "Макарий" вошла в состав эскадры Фёдора Ушакова. В 1911 году состоялись испытания первого ранцевого парашюта. В 1929 году родилась российский композитор, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР народная артистка СССР Александра Пахмутова. Неоднократно посещала Северный флот, её "Усталая подлодка" стала неофициальным гимном подводников. В 1981 году в главной базе Северного флота принят в эксплуатацию спорткомплекс "Богатырь". 10 ноября День сотрудника органов внутренних дел РФ. В этот день в 1917 году был издан Декрет о создании рабочей милиции. В 1888 году родился Андрей Николаевич Туполев, авиаконструктор, генерал-полковник-инженер, акаде мик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и пяти Государственных премий. В 1919 году родился Михаил Тимофеевич Калашников, конструктор стрелкового оружия, генерал-лейтенант, доктор технических наук, дважды Герой Социалисти ческого Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. Создатель всемирно известного автомата АК и АКМ, ручного пулемёта РПК, других образцов стрел кового оружия. В 1970 году СССР запустил станцию "Луна- 17". 11 ноября В 1675 году родился Михаил Голицын, выдающийся полководец и флотоводец, сподвижник Петра 1, генерал фельдмаршал. Командуя русским галерным флотом, нанёс поражение шведской эскадре у острова Гренгам. В 1918 году капитуляцией Германии завершилась Первая мировая война. В 5.12 утра в Компьенском лесу немецкая делегация приняла условия перемирия. Через два дня ВЦИК РСФСР аннулировал Брест Литовский договор с Германией. 12 ноября В 1943 году группа торпедных катеров Северного флота атаковала конвой противника в Варангер-фьорде и потопила его транспорт. В 1960 году вступила в строй головная подводная лодка проекта 658 К-19 - первая советская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами. 13 ноября День войск радиационной, химической и биологи ческой защиты. В 1918 году в действующей армии при казом Революционного военного совета № 220 были образованы первые органы и подразделения хими ческой защиты. 14 ноября В 1788 году родился русский флотоводец и море плаватель адмирал Михаил Лазарев. В 1860 году заключён Пекинский договор, по которому Уссурийский край отошёл под юрисдикцию России. В 1927 году родился командующий 1-й Краснозна мённой флотилией атомных подводных лодок Крас нознамённого Северного флота Герой Советского Союза вице-адмирал Рудольф Голосов. В 1944 году приказом Верховного главнокомандую щего воинским частям и соединениям, отличившимся в ходе проведения завершающего этапа Петсамо-Кирке несской операции, присвоено почётное наименование Киркенесские, в том числе : 61 -му Краснознамённому стрелковому полку, 131 -й стрелковой дивизии Карель ского фронта (ныне - 61 ОБРМП СФ), 5-й Краснознамён ной минно-торпедной авиационной дивизии, 9-му гвар дейскому Краснознамённому минно-торпедному авиа ционному полку, 20-му Краснознамённому и стребитель ному авиационному полку, 63 -й Красноз намённой бригаде морской пехоты , 118-му Краснознамённому морскому разведывательному авиационному полку, бригаде "охотников" за подводными лодками Северного флота. В 1956 году Постановлением Совета Министров СССР в городе Калинине создана Военная академия ПВО . В настоящее время - Военный университет противовоздушной обороны . 29 октября 2021 года • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz