На страже Заполярья. 2021 год. Октябрь.

* ва стrаж1 3аnал1rь1 ГИБЕЛЬ ЛИНКОРА 20 октября 1916 года на внутреннем рейде Севастополя взорвался линкор "Императрица Мария" Один из сильнейших русских кораблей, гордость Черноморского флота. Флагманский корабль, появление которого делало превосходство России на Чёрном мо­ ре непоколебимым, погиб по неизвестной причине. Расследование, проведённое по горячим следам, выяснило непосредственную причину взрыва, отправив­ шего флагмана ЧФ на дно, но не установило непосред­ ственных виновников гибели линкора. А через не­ сколько месяцев грянула революция, и всем стало уже не до этого. Линкор-дредноут "Императрица Мария", названный в честь вдов­ ствующей императрицы Марии Фё­ доровны, матери императора Нико­ лая 11, был заложен в 1911 году. Начало Первой мировой войны вынудило достраивать корабль в спешке. По этой причине он не был лишён некоторых недостатков и недоделок. Так, в ходе испытаний выяснилось, что система венти­ ляции артиллерийских погребов функционирует отнюдь не идеаль­ но. Были претензии и к ходовой части. Однако времени на их устра­ нение не было, на Чёрном море действовали немецкие линейные крейсеры "Гёбен" и "Бреслау". Поэтому было решено ввести корабль в строй, а по возвращении из боевых походов постепенно доделывать его с при- влечением мастеро- вых и рабочих прямо в портах. Осенью 1915 года корабль начал службу на Чёрном мо- ре. Летом того же года флот пополнил другой линкор - "Екатерина Великая". Новые дред­ ноуты нейтрализовали пагубное влияние не­ мецких крейсеров и добились коренного перелома на черно­ морском театре бое­ вых действий. "Императрица Ма- ' рия" так понравилась новому командующему Черноморским фло­ том Александру Колча­ ку, что тот сделал его флагманским кораб- лём. 20 октября 1916 года линкор сто­ ял на внутреннем рейде в Сева­ стополе. Накануне на корабле ра­ ботала большая группа рабочих с верфей и мастерских. Примерно в 6:20 утра в носовой части кораб­ ля был замечен сильный дым, идущий из артиллерийских по- морского линкора разделились. Учитывая политическую обста­ новку конца 1916 года, вопрос так или иначе приобретал политичес­ кую окраску. Сторонником версии самовоз­ горания пороха по вполне понят­ ным причинам был сам коман ­ дующий Черноморским флотом Колчак. Если корабль погиб в результате случайного стечения обстоятельств, то никаких санкций к вице-адмиралу не могло быть. Однако самовозгорание пороха случалось достаточно редко, и, как правило, это происходило со ста­ рым порохом. А самовоспламене­ ние нового пороха при условии соблюдения норм его хранения считалось почти невозможным. Тем не менее Колчак ссылался r -- на случай на линкоре "Севасто­ поль", произошедший ровно за год до этого, в октябре 1915 года. Тогда при перегрузке зарядов из одного погреба в другой один из них сор­ вался с высоты и упал в пороховой погреб, где загорелся. Взрыва тогда удалось избежать, однако Колчак приводил этот случай в Примерно в 6:20 утра в носовой части корабля был замечен сильный дым. Начались приготовления к тушению возгорания. Но всего через две-три минуты раздался сильнейший взрыв. Он бьш настолько мощным, что большой участок палубы бьш вырван, а боевая рубка, мостик и носовая труба начисто снесены гребов. Начались приготовления к тушению возгорания. Но всего через две-три минуты раздался силь­ нейший взрыв. Он был настолько мощным , что большой участок па­ лубы был вырван, а боевая рубка, мостик и носовая труба начисто снесены. В результате взрыва отклю­ чилось электричество, перестали работать насосы. За первым взрывом последова­ ло ещё несколько более слабых. Примерно через 55-57 минут после первого взрыва линкор "Императ­ рица Мария" затонул. Большая часть экипажа, к счастью, смогла спас­ тись, но потери всё равно были велики. Погибли более 220 матро­ сов из 1200. пример в качестве решающего ар­ гумента. Впрочем, специалисты по ар­ тиллерии со скепсисом отнеслись к версии о самовозгорании. На лин­ коре использовался только новый порох, произведённый на Охтин- устава. Такая ситуация была выз­ вана несколькими причинами: постоянная ротация офицеров и матросов, наличие большого числа посторонних людей, которые вы­ полняли работы по доводке кораб­ ля, отсутствие сложившегося опыта эксплуатации дредноутов и прочие. В частности , комиссия устано­ вила, что люки в артиллерийские погреба были сняты по приказу одного из офицеров для облег­ чения подачи зарядов вручную. Отверстия в палубе прикрывались различными подручными пред- венным исполнителем был некий Сбигнев, также арестованный ОГПУ. Однако в этом деле есть не­ сколько странностей. Достаточно необычно, что следователи на допросах не проявили ни малей­ шего интереса к гибели линкора, хотя диверсия подобного масшта­ ба не могла их не заинтересовать. Кроме того, необычным выглядит и тот факт, что все арестованные отделались символическими нака­ заниям и. Верман был депорти­ рован в Германию, а диверсант и l\1нения ответственных чинов о причинах гибели черноморского линкора разделились. Учитывая политическую обстановку кшща 1916 года, вопрос так или иначе приобретал политическую окраску метами (в том числе деревян­ ными), а то и вовсе оставались открытыми. Позднее, уже после революции, выдвигались различные версии случайного возгорания артиллерий­ ских погребов. По одной из версий , виновником пожара стал унтер- офицер, который заметил беспо­ рядочно лежавшие заряды в погре­ бе, взялся самостоятельно их рас­ ставлять и случайно уронил один из них, что привело к пожару. По другой - причиной взрыва стало неаккуратное курение кого­ то из матросов, который не пошёл в специально отведённое для этого место, а неаккуратно выбросил окурок у артпогреба, а тот угодил в открытый погреб, где вызвал по­ жар. Аргументом в пользу этой версии служит время взрыва - при­ мерно через 20 минут после утрен­ ней побудки. Курильщики, как из­ вестно, стараются выкурить первую сигарету сразу после пробуждения. Этих 20 минут вполне хватило бы, чтобы успеть выполнить все необ­ ходимые процедуры и тайком от офицеров выкурить папиросу. Сторонником версии немецкой диверсии был морской министр Иван Григорович. Он полагал, что подобный взрыв мог быть осущест­ влён по злому умыслу, и предлагал предать суду группу офицеров корабля, не досмотревших за безопасностью, а также отстра­ нить от командования вице­ адмирала Колчака. Правда, суд он советовал отложить до окон­ чания войны . В пользу диверсии было немало аргументов. Комиссия обнаружила многочисленные нарушения устава в части безо­ пасности . Оказалось, что на линкоре имелась вторая связ­ ка ключей от погреба, нахо­ дившаяся почти в свободном доступе, вопреки требованиям безопасности. На корабле во время захода в порты постоян­ но присутствовало множество посторонних лиц, при этом не проводилась даже их пофа­ мильная перекличка. В таких условиях пробраться на ко­ рабль и устроить пожар в погре­ бе было не так уж сложно. террорист Сбигнев получил всего три года заключения. Столь мяг­ кое наказание как-то не увязыва­ лось с той эпохой. Эту версию ставит под сомне­ ние Влад Виленов (псевдоним известного писателя-маринис­ та капитана 1 ранга в отставке Вла- дими ра Шигина), ознакомившийся со следственными делами Вермана и Сбигнева. Оба дей­ ствительно призна­ лись, что шпиони­ ли в пользу немцев и передавали из­ вестные им данные о ходе строитель­ ства линкора, его вооружении и ха­ рактеристиках, од­ нако ни ОДНОГО упо­ минания о дивер­ сии на корабле в протоколах допро­ сов нет. Более того, Вермана вообще не было в Крыму в этот период, сразу же после начала войны его как не­ мецкого подданного выслали на Южный Урал, где он оставался до Октябрьской революции. Популяризатором версии о ди­ версии Вермана был советский писатель-маринист Анатолий Ёл­ кин. Однако, по мнению Виленова, произведения Ёлкина являются художественными и содержат зна­ чительную долю вымысла. Правда, это не исключает того, что диверсия могла быть органи­ зована другими людьми, оставши­ мися неизвестными. Например, это могли сделать революционеры. Сторонником этой версии был Александр Солженицын. Он пред­ полагал , что заказчиком дивер­ сии мог выступить Александр Па­ рвус, действовавший в интересах немцев. А исполнителями стали российские революционеры. Поми­ мо большевиков, на пораженчес­ ких позициях стояли часть мень­ шевиков, эсеров, а также анархисты. Известно, что вечером накануне взрыва на корабле работало много рабочих с берега. Более того, не­ сколько рабочих с Путиловского завода трудились именно в том снарядном погребе, где началось возгорание. Контроль за рабочими не был налажен , пофамильные переклички не велись, поэтому нельзя исключить, что кто-то из излишне радикальных револю­ ционеров мог оставить в погребе "адскую машину". Наконец, Парвус в годы Первой мировой войны практически от­ крыто работал в качестве немец­ кого агента в Османской империи. Немцы не имели возможности пе­ ребросить на Чёрное море допол­ нительные силы, а появление сра­ зу двух русских линкоров факти­ чески закрывало для них этот театр боевых действий. В такой ситуации его старые связи в революционной среде могли пригодиться. На следующий день после взры­ ва в Севастополь выехала особая следственная комиссия во главе с контр-адмиралом Николаем Яков­ левым. Она провела тщательное расследование, опросив всех вы ­ живших членов экипажа и поми ­ нутно восстановив ход событий . В итоге комиссия пришла к выводу, что причиной взрыва стало возго­ рание в носовом погребе 305-мил­ лиметровых артиллерийских снаря­ дов. Взрыв там привёл к детонации боезапаса для 130-миллиметровых орудий . Значительной популярностью Командующиd Черноморским ф.ло - уже в наше время пользуется том вице-адмира.л А.лександр Ко.лчак. Гибель линкора "Императрица Мария" до сих пор остаётся нераз­ гаданной тайной. Очевидно, что были силы, которым уничтожение корабля было только на руку. Но нельзя исключать и фактора слу­ чайности . Каждая из популярных версий имеет как аргументы в свою пользу, так и против. Скорее всего, окончательно установить причину, по которой погибла гордость Чер­ номорского флота, так никогда и не удастся . Однако однозначного ответа на вопрос, что именно привело к воз­ горанию в артиллерийском погребе, комиссия не дала . Она ограни­ чилась перечислением возможных причин пожара: самовозгорание пороха, халатность экипажа или рабочих в обращении с огнём либо умышленная диверсия . Ещё тогда мнения ответственных чинов о причинах гибели черно- ском заводе не более года назад. Версию халатности отстаивал известный кораблестроитель член особой следственной комиссии генерал-майор Алексей Крылов. В ходе расследования генерал при­ шёл к выводу, что на корабле была плохая дисциплина, допускались очень серьёзные отклонения от версия о причастности к дивер- сии немецкого агента Виктора Вермана, работавшего на Никола­ евском заводе . В начале 30-х годов прошлого века ОГПУ арестовало группу лиц, среди которых был Верман . Они признались в работе на немецкую разведку, а Верман дополнительно рассказал о том, что именно он организовал дивер­ сию н а линкоре . Её непосредст- Подzотови.л А.лександр БОНДАРЬ. • • • • • КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 11 В 1944 году завершилась Петсамо-Киркенесская операция советских войск. В 1951 году на вооружение ВМФ приняты подвижная 130-мм береговая артиллерийская установка СМ-4-1. Эти установки использовались в различных климати­ ческих условиях от Новой Земли до Кавказа. 1955 год - гибель линкора "Новороссийск". В 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта на носу раздался взрыв, эквивалентный 1000 - 1200 кгтротила, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 м 2 • Взрыв произошёл возле Госпитальной стенки Севастопольской бухты. Кроме того , через 30 секунд раздался второй взрыв по левому борту, в результате которого образовалась вмятина в 190 м 2 . 30 октября День моряка-надводника. День основания Рос­ сийского Военно-морского флота. (20) 30 октября 1696 года Боярская дума по настоянию Петра 1 приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: "Морским судам быть". День инженера-механика. Отмечается в России ежегодно. В праздничных мероприятиях участвуют все, кто имеет отношение к инженерному делу, - механики заводов и фабрик, сотрудники проектных бюро и кон­ структорских подразделений , изобретатели, персонал, обслуживающий оборудование. День памяти жертв политических репрессий. В 1908 году родился госу­ дарственный и военный дея­ тель министр обороны СССР Герой Советского Союза дважды Герой Социалис­ тического Труда Маршал Со­ ветско го Союза Дмитрий Фёдорович Устинов. В 1909 году родился совет­ ский военачальник коман­ дующий Северным флотом с 23 апреля 1952 по 28 фев­ раля 1962 года Андрей Чаба­ ненко. В 1917 году родился совет­ ский военачальник началь- ник Генерального штаба Вооружённых сил СССР - первый заместитель министра обороны СССР Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Николай Огарков. В 1918 году родился участник Великой Отечественной войны, командир подводной лодки. начальник Главно­ го штаба ВМФ, 1-й зам. главнокомандующего ВМФ, командующий Северным флотом в 1972-1977 годах Герой Советского Союза адмирал флота Георгий Егоров. В 1936 году в ВМФ введены персональные воинские звания от лейтенанта до флагмана флота 1 ранга. 1941 год- начало героической обороны главной базы Черноморского флота Севастополя. В 1943 году в Полярное прибыли 5 тральщиков и 6 "больших охотников" за подводными лодками, совер­ шивших трудный океанский переход из США. В 1961 году на Новоземельском полигоне произве­ дено испытание самой мощной в мире термоядерной бомбы. На площадку Д-2 в районе Маточкина Шара сбро­ шено изделие массой 26 т (длина 8 м, диаметр 2 м) мощностью 50 Мт тротилового эквивалента. Было взорвано самое мощное взрывное устройство в истории человечества - Царь-бомба (она же АН602 или "Кузькина мать"). За проведение этого испытания в третий раз звания Героя Социалистического Труда удостоены Ефим Славский и Андрей Сахаров. В 1967 году впервые в космосе произведена авто­ матическая стыковка кораблей. Это были аппараты серии "Космос" - "Космос-186" и "Космос-188", являв­ шиеся прототипами космического корабля "Союз". 31 октября День работников автомобильного транспорта. В 1897 году издан императорский указ "О допущении по вольному найму в учреждения Морского ведомства лиц женского пола к работе по счётной и письменной частям". В 1911 году при Санкт-Петербургском политехничес­ ком институте начали действовать первые в стране теоретические курсы авиации по подготовке офицеров­ лётчиков для армии и флота России. В 1913 году на ходовых испытаниях эсминец "Новик" показал мировой рекорд скорости - 37,7 узла. 1943 год - начало Керченско-Эльтигенской десантной операции . В 1944 году орденом Красного Знамени награждены 72-я отдельная морская стрелковая бригада (нахо­ дилась в составе 14-й армии Карельского фронта), 5-я минно-торпедная авиационная дивизия СФ, коман­ дир - генерал-майор Н. М. Кидалинский, 14-я смешан­ ная авиационная дивизия СФ, командир - полковник А. В. Жатьков, 78-й истребительный авиационный полк СФ, командир - подполковник В. И. Бабернов. 1 18-й морской разведывательный авиационный полк СФ, командир - подполковник С. К.Литвинов . В 1944 году за успешные действия по разгрому немецко-фашистских войск на территории Заполярья приказами Верховного главнокомандующего отличив­ шимся соединениям и частям были присвоены почёт­ ные наименования "Печенгские", почётных наимено­ ваний удостоены 1 2 -я Краснознамённая бригада морской пехоты, 104-й Краснознамённый пушечный артиллерийский полк, 113-й Краснознамённый отдель­ ный артиллерийский дивизион, 6-я истребительная авиационная дивизия, 2-й гвардейский Краснознамён­ ный истребительный авиационный полк имени Б. Ф. Са­ фонова, 46-й Краснознамённый штурмовой авиацион­ ный nолк, Краснознамённая бригада торпедных ка­ теров, 2-й гвардейский Краснознамённый дивизион "ма­ лых охотников" за подводными лодками . В 1967 году Президиумом Верховного Совета СССР учреждён орден Октябрьской Революции. 22 октября 2021 года • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz