На страже Заполярья. 2021 год. Октябрь.

10 КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 25 октября День таможенника Российской Федерации. В 1802 году по указу императора Александра 1 создана "Военная по флоту канцелярия" во главе с адмиралом Павлом Чичаговым, которая фактически выполняла функции военно-морского министерства. В 1883 году родился со­ ветский военачальник и во­ енно-политический дея­ тель, один из первых Мар­ шалов Советского Союза Александр Ильич Егоров. В 1939 году в составе КБФ сформирована Ладож­ ская военная флотилия, которая под командовани­ ем Павла Трайнина участ­ вовала в советско-финлянд­ ской войне 1939-1940 годов. В 1944 году в ночь на 25 октября Северный флот вы­ садил два батальона 63-й бригады морской пехоты в Хольмено-фиорде. Они стремительным броском зах­ ватили береговые батареи и электростанцию, питавшую весь район Киркенеса. Днём передовые части Красной армии вошли в норвежский город и порт Киркенес. 26 октября В 1816 году на верфи Ладейного Поля (на реке Свирь) был заложен шлюп "Мирный" - участник кругосветной экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена 1819-1821 годов и открытия Антарктиды. В 1842 году родился Василий Васильевич Верещагин, русский живописец-баталист. В 1880 году родился советский фортификатор, крупнейший отечественный учёный-инженер Герой Советского Союза генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Карбышев. В начале Великой Отечест­ венной войны был тяжело контужен и попал в плен. Категорически отказался перейти на службу врагу. Погиб мученической смертью в концлагере Маутхаузен. В 1915 году родился пулемётчик 2-го батальона 426-го стрелкового полка 88-й стрелковой дивизии Карельского фронта Герой Советского Союза красноар­ меец Михаил Родионов. В 1944 году в ночь на 26 октября части 99-го стрелко­ вого корпуса форсировали Ланг-фиорд и овладели норвежскими населёнными пунктами Хебугтен, Ленко­ сельвен, Бухольм, Стонга, Вейнес. Совместно с частями 63-й бригады морской пехоты и 126-го лёгкого стрелкового корпуса освободили норвежский город Мункельвен. В 1944 году совершены нападение отряда эсминцев Северного флота на коммуникации противника и артиллерийская бомбардировка порта Вардё. В 1996 году в главной базе Северного флота Североморске открылся Музей истории города и флота. В 2002 году проведён штурм театрального центра на Дубровке с захваченными заложниками. 27 октября В 1715 году по указу Петра 1 в Санкт-Петербурге была образована "Адмиралтейская гошпиталь", ныне 1-й Во­ енно-морской клинический госпиталь. В 1893 году издан указ императора Александра 111 "О выделении из состава департамента таможенных сбо­ ров отдельного корпуса пограничной стражи" . Корпус являлся особым родом войск и подчинялся непосред­ ственно министру финансов - шефу пограничной стражи С.Ю. Витте. В 1921 году приказом Реввоенсовета Республики введены единая форма одежды и нарукавные знаки отличия по занимаемой должности. В 1944 году бригады 126-го лёгкого стрелкового кор­ пуса, совершив переход по тундре, овладели городом Нейден. На южном направлении 31 -й стрелковый и 127-й лёгкий горнострелковый корпуса , неотступно пресле­ дуя противника в крайне тяжёлых условиях местности, за 1 О суток продвинувшись на 150 км, освободили насе­ лённый пункт Наутси и вышли на финско-норвежскую границу. В 1973 году на Новоземельском полигоне произве­ дён самый мощный - 3,5 Мт - советский подземный ядерный взрыв. 28 октября День армейской авиации ВКС России . В 1799 году Павел 1 пожаловал полководцу Александ­ ру Васильевичу Суворову звание генералиссимус всех российских войск. В 1918 году ВЦИК РСФСР утвердил положение о Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) и её мест­ ных органах: губернских, транспортных, фронтовых и армейских. В 1944 году советские войска освободили территорию Украины от немецко-фашистских захватчиков. В 1974 году учреждён орден "За службу Родине в ВС СССР" трёх степеней и медаль "За отличие в воинской службе" двух степеней. 29 октября В 1918 году образован ВЛКСМ . В 1898 году спущен на воду первый в мире линейный ледокол " Е рмак", построенный по замыслу и под наблюдением вице-адмирала Степана Макарова. В 1916 году родился снайпер 8-й стрелковой роты 28-го гвардейского стрелкового полка 10-й гвардей­ ской стрелковой дивизии 14-й армии Карельского фрон­ та Герой Советского Союза гвардии ефрейтор Михаил Ивчен ко. 22 октября 2021 года • * ва стrаж1 3аnал1rь1 В ПОИСКАХ АНТАРКТИДЬI ский флот, которым он ко­ мандовал, а затем и весь русский флот к упадку по сравнению с предшествую­ щим блестящим периодом Ушакова и Сенявина, и по­ следующим, не менее слав­ ным, периодом Лазарева , Нахимова и Корнилова. Шлюпу "Мирный" в составе первой русской антарктической экспедиции было суждено стать первооткрывателем шестого материка В 1816 году 26 октября (по новому стилю) на Олонецкой верфи был заложен шлюп "Мир­ ный" - будущий участник кругосветной эк­ спедиции Беллинсгаузена - Лазарева 1819- 1821 годов, открывшей Антарктиду. Проект этого корабля был разработан замечатель­ ным русским корабельным инженером Ива­ ном Курепановым, который выстроил в Ло­ дейном поле однотипный шлюп "Благона­ меренный". А всего за свою службу соорудил 8 парусных линейных кораблей, 5 фрегатов и много мелких судов. В отличие от "Востока'', который доставил море­ плавателям множество хло­ пот, шлюп "Мирный" пока­ зал себя превосходно. Он имел значительно мень- шие размеры, чем его спутник, и первоначаль­ но числился в списках флота в качестве тран­ спорта. Командир - пре­ красный практик мор­ ского дела лейтенант Михаил Лазарев - при­ ложил МНОГО сил , чтобы улучшить мореходные качества шлюпа. Проч­ ность корабля прошла проверку в суровой Ан­ тарктиде. нужное для скрепления "Востока" прибавить ещё 18 книц и стандерсов; "Мирный" же ничем не жа­ ловался". Изначально этот парус­ ный военный шлюп строил­ ся как ледоход "Ладога" ко­ рабельным мастером Яко­ вом Колодкиным. Стремясь ускорить отправление вы­ сокоширотной экспедиции в Антарктиду, было решено не создавать новое судно, а использовать ледоход. При включении судна в сос­ тав Военно-морского флота ему дали новое название "Мирный" и сразу же при­ ступили к перестройке. Ра­ ботами руководил будущий командир "Мирного" извест­ ный русский мореплава­ тель Михаил Лазарев. Возглавил экспедицию Фаддей Беллинсгаузен, он же был капитаном "Востока". "Мирным" командовал Ми­ хаил Лазарев. Всего в эк­ спедиции приняли участие 190 человек. Назад не верну­ лись трое - двое матросов сорвались со снастей, один умер от хронической болезни. 9 января 1820 года шлюп "Мирный" столк­ нулся с ледовым полем и выбил греф у фор­ штевня длиною 4 фута. Прочность конструкции и умелое управление вахтен­ ной службы минимизиро­ вали ущерб, даже не от­ крылось течи. Михаил Лазарев мноzое еде.лал для развития морскоzо флота, добившись ezo по.лноzо перевооружения и пере­ строок.и. Лишь благодаря изуми­ тельному морскому искус­ ству Михаила Петровича Лазарева шлюпы ни разу не разлучались за всё время плавания , несмотря на исключи­ тельно плохие условия ВИДИМОСТИ в антарк­ тических водах, тём­ ные ночи и непрерыв­ ные штормы. Беллин­ сгаузен, представляя ещё в пути из Порт­ Жаксона командира "Мирного" к награжде­ нию, особенно под­ чёркивал именно это неоценимое качество Михаила Лазарева. 24 июля 1821 года в шесть часов утра ан­ тарктическая экспе­ диция отсалютовала Крон­ штадту, пробыв в плавании 751 день . Государь импе­ ратор лично нанёс визит на шлюпы и провёл с коман­ дой несколько часов. У шлюпа удлинили кор­ мовую часть, дополнитель­ но обшили корпус дюймо­ выми досками, прочно за­ крепив их медными гвоз­ дями. Корпус тщательно проконопатили, а подвод­ ную часть, чтобы она не об­ растала водорослями, по­ крыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепле­ ния на случай столкнове­ ния с льдинами, сосновый руль был заменён дубовым. Ранее поставленный стоя­ чий такелаж, ванты, штаги и другие снасти , сделанные из низкосортной пеньки, заменили более надёж­ ными, применяемыми на кораблях военного флота. 27 января (по новому стилю) 1820 года "Восток" и "Мирной" пересекли Юж­ ный полярный круг, а на следующий день Беллин­ сгаузен записал в своём дневнике: "Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69°21 '28", долготе 2°14'50" мы встретили льды, кото­ рые представлялись нам сквозь шедший снег в виде белых облаков". Со шлюпа Лазарева открывшаяся кар­ тина виделась более ясно: Мореплаватель давал положительную оценку сво­ ему шлюпу: однотипные "Мирный" и "Благонамерен­ ный", по его словам, "ока­ зались впоследствии самы­ ми удобнейшими из всех прочих как по крепости сво­ ей, так вместительности и И Беллинсгаузен, и Ла­ зарев неоднократно сетуют на то обстоятельство, что в состав экспедиции были включены два совершенно разнотипных корабля, зна­ чительно друг от друга от­ личающихся по скорости хода. Беллинсгаузен пишет по поводу переименова­ ния транспорта "Ладога" в шлюп "Мирный": "Невзирая на сие переименование , каждый морской офицер видел, какое должно быть неравенство в ходу с шлю­ пом "Восток", следователь­ но, какое будет затрудне­ ние оставаться им в сое­ динении и какая от сего долженствовала произойти медленность в плавании". Русская антарктическая экспедиция завершилась полным успехом , став вто­ рой (после Джеймса Кука), которая обошла всю Ан­ тарктику. Из 751 дня экспе­ диции 527 были проведены под парусами , общая про­ тяжённость маршрута сос­ тавила 49860 морских миль (86475 вёрст). 20- пушечный трёхмач­ товый корабль с прямым парусным вооружением был спущен на воду 3 авгус­ та 1818 года. А уже в июле 1819 года из Кронштадта отправился в первую антар­ ктическую экспедицию, за­ дачей которой было до­ казать или опровергнуть существование Антарктиды. Плавание было ч!tзвычаuно трудным и опасным. Небольшие парусные евянные суда Оы.ли вынуждены ма­ неврировать вблизи .ль в и аuсберzо~зачастую в тумане. "Встретили матёрый лёд чрезвычайной высоты. Про­ стирался оный так далеко, как могло только достиг­ нуть зрение". Эти строки стали первым описанием Антарктиды. покою: один лишь недоста­ ток против "Востока" и "От­ крьпия" был ход". И далее: "своим же шлюпом я был очень доволен", и "стоя в Рио-де-Жанейро, капитан Беллинсгаузен почёл за Лазарев выражается бо­ лее резко: "Для чего посла­ ны были суда , которые должны всегда держаться вместе, а между прочим такое неравенство в ходу, что один должен беспре­ станно нести все лисели и через то натруждать ран­ гоут, пока сопутник его не­ сёт паруса весьма малые и дожидается? Эту загадку предоставляю тебе самому отгадать, а я не знаю". А загадка разрешалась малой морской опытностью тогдашнего морского ми­ нистра Траверсе, привед­ шего сначала Черномор- 127 дней экспедиция на­ ходилась в широтах выше 60° ю. ш. К берегам Антарк­ тиды команда подходила 9 раз, в том числе четырежды на расстояние 3-15 км. На карту Антарктики было на­ несено 28 объектов, обна­ ружено и поименовано 29 островов в высоких южных широтах и тропиках. Заслуги экипажей рус­ ских шлюпов "Мирный" и "Восток" давно уже отме­ чены в истории морепла­ вания. В память о шлюпе "Мирный" названы полуост­ ров и берег в Антарктиде, антарктическая научно-ис­ следовательская станция и даже уступ на Меркурии. Подzотови.ла О.лыа ЧЕРНЫШЕВА. ОТ НИКАКОЙ К ЕДИНОЙ красной вышивкой. Их носили на левом рукаве выше локтя. В 1921 году личный состав РККФ разделили на плавсостав и бере­ говой состав. Плавсостав состоял из моряков военного флота (военмо­ ров). К ним относились лица, полу­ чившие специальное военно-мор­ ское образование, техническое об­ разование, соответствующее требо­ ваниям судовой службы, призван­ ные и добровольно поступившие на службу в военный флот. А также из моряков плавучих средств флота. В эту категорию входили лица, состо­ явшие на службе на портовых пла­ вучих средствах, транспортах, ле­ доколах и других вспомогательных судах и получившие образование или практическую подготовку сог­ ласно правилам для торгового флота. 27 октября исполняется 100 лет со дня введения единой формы одежды и знаков различия в РККФ Как известно, после победы Великой Октябрьской социа­ листической революции все знаки различия были отме­ нены. В военной форме ещё ходили, но больше потому, что иной одежды достать не могли. Поначалу не было никакой формы и у красноармейцев, разрешалось носить форму войск Российской империи без знаков отличия. Некоторые красноармейцы прикалывали красный бант или носили на папахе красную ленту наискось, надевали красную повязку. А командиры и политработники, как правило, носили кожаные куртки и фуражки. Первый приказ о смене формы был отдан командованием мор­ ских сил ещё до создания РККА, в апреле 1917 года. Необходимо бы­ ло избавиться от всех видов на­ плечных погон (вместо них нашить нарукавные знаки отличия из галу­ нов), отменить ношение шарфа, середину кокарды закрасить крас­ ной краской . Таким образом, первоначаль­ ные изменения касались лишь знаков отличия. 28 января 1918 года был подпи­ сан Декрет об образовании РККА. Конкурс на разработку формы для Рабоче-крестьянской Красной ар­ мии объявили в мае 1918 года (приказ 326). 21 мая создали жюри . Одежда должна была быть удоб­ ной, легкой , демократичной, спор­ тивно-строгой. дены первые знаки отличия - крас­ ная звёздочка на головной убор и нагрудный знак. Образец звезды был создан фирмой "Братья Бовд­ зей" - товариществом, которое из­ готавливало военно-форменные и гражданские вещи. 27 октября 1921 года приказом РВСР за Nsi 2443 была утверждена первая регламентиро- ванная форма Рабоче­ крестьянского Красно­ го флота (РККФ). Для командирского состава она состояла из одно­ бортных закрытых ки­ телей (синего суконно­ го и белого парусиново­ го) или чёрной тужурки для ношения с белой рубашкой и галстуком . Брюки - чёрные сукон­ ные или белые полот­ няные. Фуражка была чёрного сукна с чёрной лентой на околыше, с золотым якорем, обод- по верхним краям обшлагов. При ношении фланелевки в холодное время, поверх рубахи форменной белой, пристежной матросский воротник фланелевки не пристё­ гивался, а матросский воротник форменки выправлялся наружу. В качестве головного убора была принята бескозырка из чёрного сукна, с чёрной лентой с надписью золотыми буквами и кокардой, аналогичной офицерской. В зимнее время полагался дву­ бортный чёрный суконный бушлат с отложным воротником. Кроме то­ го , в зимнее время весь личный состав флота носил чёрную шапку­ ушанку, летом на тулью фуражек и бескозырок надевался белый чехол. Для комсостава были установ­ лены знаки должностного положе- Разработкой внешнего вида за­ нималась группа художников. Сре­ ди них упоминаются Виктор Васне­ цов, Борис Кустодиев, Михаил Езу­ чевский, Сергей Аркадьевский . Но каков вклад каждого из них, оста­ ётся загадкой до сих пор. ком и колосьями. Форма командноzо состава РККФ. Рядовому и млад- Вообще, информации о "пере­ одевании" армии и флота крайне мало. Чаще всего муссируются слу­ хи о том, что форма будёновцев, на­ пример.была сшита ещё в царское время на фабрике Второва и пред­ назначалась для парада русской армии в Берлине . Сегодня достоверно известно, что 29 июля 1918 года приказом наркомвоена № 594 были утверж- • • шему начальствующе- му составам полагались синяя фланелевая рубаха, а также белая полотняная форменная рубаха с пришивным матросским воротни­ ком тёмно-синего цвета (так назы­ ваемым гюйсом), имеющим по кра­ ям три белые полоски, которая имела обшлаги того же тёмно-си­ него цвета, что и гюй с, с тремя аналогичными белыми полосками ния, расположенные на обшлагах обоих рукавов. У имевших военно­ морское образование знаки пред­ ставляли собой пятиконечную звезду алого сукна с золотой кай­ мой и такие же нарукавные полосы различной ширины . Для неком­ состава были установлены нарукав­ ные знаки специальностей (всего 30 знаков) в виде чёрного круга с • • Береговой состав РККФ состоял из военморов берегового состава и военно-морских служащих. Знаки различия военморов РККФ нашивались на левом рукаве паль­ то, тужурки, кителя, суконной (фор­ менной) рубахи в виде горизонталь- .... ~ - /__..- ' 1 ' l ··- ....... \ 1 * tv ~-"" ных полос красного цвета с окантовкой ЗОЛОТИСТОГО цвета. Различие между уровнем ВОИНСКОЙ должности коман- дного состава оп - ределялось коли- чеством нашивок и их шириной. Над нашивками наши - валась пятиконеч­ ная красная звез­ да, окаймлённая ЗОЛОТИСТЫМ кан ­ том . Нарукавные знаки различия ко­ мандного состава флота строевыхчас- тей, не имеющих военно-морского образования, на чиная от отде ­ ленного командира и выше, уста­ навливались те, что и в Красной ар­ мии - треугольники, квадраты и ромбы, но без клапана. Политсостав вместо ДОЛЖНОСТНЫХ знаков НОСИЛ одну звезду 80 мм в диаметре. Подzотови.л Терентиu МИНАКОВ. • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz