На страже Заполярья. 2021 год. Октябрь.
10 КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 25 октября День таможенника Российской Федерации. В 1802 году по указу императора Александра 1 создана "Военная по флоту канцелярия" во главе с адмиралом Павлом Чичаговым, которая фактически выполняла функции военно-морского министерства. В 1883 году родился со ветский военачальник и во енно-политический дея тель, один из первых Мар шалов Советского Союза Александр Ильич Егоров. В 1939 году в составе КБФ сформирована Ладож ская военная флотилия, которая под командовани ем Павла Трайнина участ вовала в советско-финлянд ской войне 1939-1940 годов. В 1944 году в ночь на 25 октября Северный флот вы садил два батальона 63-й бригады морской пехоты в Хольмено-фиорде. Они стремительным броском зах ватили береговые батареи и электростанцию, питавшую весь район Киркенеса. Днём передовые части Красной армии вошли в норвежский город и порт Киркенес. 26 октября В 1816 году на верфи Ладейного Поля (на реке Свирь) был заложен шлюп "Мирный" - участник кругосветной экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена 1819-1821 годов и открытия Антарктиды. В 1842 году родился Василий Васильевич Верещагин, русский живописец-баталист. В 1880 году родился советский фортификатор, крупнейший отечественный учёный-инженер Герой Советского Союза генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Карбышев. В начале Великой Отечест венной войны был тяжело контужен и попал в плен. Категорически отказался перейти на службу врагу. Погиб мученической смертью в концлагере Маутхаузен. В 1915 году родился пулемётчик 2-го батальона 426-го стрелкового полка 88-й стрелковой дивизии Карельского фронта Герой Советского Союза красноар меец Михаил Родионов. В 1944 году в ночь на 26 октября части 99-го стрелко вого корпуса форсировали Ланг-фиорд и овладели норвежскими населёнными пунктами Хебугтен, Ленко сельвен, Бухольм, Стонга, Вейнес. Совместно с частями 63-й бригады морской пехоты и 126-го лёгкого стрелкового корпуса освободили норвежский город Мункельвен. В 1944 году совершены нападение отряда эсминцев Северного флота на коммуникации противника и артиллерийская бомбардировка порта Вардё. В 1996 году в главной базе Северного флота Североморске открылся Музей истории города и флота. В 2002 году проведён штурм театрального центра на Дубровке с захваченными заложниками. 27 октября В 1715 году по указу Петра 1 в Санкт-Петербурге была образована "Адмиралтейская гошпиталь", ныне 1-й Во енно-морской клинический госпиталь. В 1893 году издан указ императора Александра 111 "О выделении из состава департамента таможенных сбо ров отдельного корпуса пограничной стражи" . Корпус являлся особым родом войск и подчинялся непосред ственно министру финансов - шефу пограничной стражи С.Ю. Витте. В 1921 году приказом Реввоенсовета Республики введены единая форма одежды и нарукавные знаки отличия по занимаемой должности. В 1944 году бригады 126-го лёгкого стрелкового кор пуса, совершив переход по тундре, овладели городом Нейден. На южном направлении 31 -й стрелковый и 127-й лёгкий горнострелковый корпуса , неотступно пресле дуя противника в крайне тяжёлых условиях местности, за 1 О суток продвинувшись на 150 км, освободили насе лённый пункт Наутси и вышли на финско-норвежскую границу. В 1973 году на Новоземельском полигоне произве дён самый мощный - 3,5 Мт - советский подземный ядерный взрыв. 28 октября День армейской авиации ВКС России . В 1799 году Павел 1 пожаловал полководцу Александ ру Васильевичу Суворову звание генералиссимус всех российских войск. В 1918 году ВЦИК РСФСР утвердил положение о Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) и её мест ных органах: губернских, транспортных, фронтовых и армейских. В 1944 году советские войска освободили территорию Украины от немецко-фашистских захватчиков. В 1974 году учреждён орден "За службу Родине в ВС СССР" трёх степеней и медаль "За отличие в воинской службе" двух степеней. 29 октября В 1918 году образован ВЛКСМ . В 1898 году спущен на воду первый в мире линейный ледокол " Е рмак", построенный по замыслу и под наблюдением вице-адмирала Степана Макарова. В 1916 году родился снайпер 8-й стрелковой роты 28-го гвардейского стрелкового полка 10-й гвардей ской стрелковой дивизии 14-й армии Карельского фрон та Герой Советского Союза гвардии ефрейтор Михаил Ивчен ко. 22 октября 2021 года • * ва стrаж1 3аnал1rь1 В ПОИСКАХ АНТАРКТИДЬI ский флот, которым он ко мандовал, а затем и весь русский флот к упадку по сравнению с предшествую щим блестящим периодом Ушакова и Сенявина, и по следующим, не менее слав ным, периодом Лазарева , Нахимова и Корнилова. Шлюпу "Мирный" в составе первой русской антарктической экспедиции было суждено стать первооткрывателем шестого материка В 1816 году 26 октября (по новому стилю) на Олонецкой верфи был заложен шлюп "Мир ный" - будущий участник кругосветной эк спедиции Беллинсгаузена - Лазарева 1819- 1821 годов, открывшей Антарктиду. Проект этого корабля был разработан замечатель ным русским корабельным инженером Ива ном Курепановым, который выстроил в Ло дейном поле однотипный шлюп "Благона меренный". А всего за свою службу соорудил 8 парусных линейных кораблей, 5 фрегатов и много мелких судов. В отличие от "Востока'', который доставил море плавателям множество хло пот, шлюп "Мирный" пока зал себя превосходно. Он имел значительно мень- шие размеры, чем его спутник, и первоначаль но числился в списках флота в качестве тран спорта. Командир - пре красный практик мор ского дела лейтенант Михаил Лазарев - при ложил МНОГО сил , чтобы улучшить мореходные качества шлюпа. Проч ность корабля прошла проверку в суровой Ан тарктиде. нужное для скрепления "Востока" прибавить ещё 18 книц и стандерсов; "Мирный" же ничем не жа ловался". Изначально этот парус ный военный шлюп строил ся как ледоход "Ладога" ко рабельным мастером Яко вом Колодкиным. Стремясь ускорить отправление вы сокоширотной экспедиции в Антарктиду, было решено не создавать новое судно, а использовать ледоход. При включении судна в сос тав Военно-морского флота ему дали новое название "Мирный" и сразу же при ступили к перестройке. Ра ботами руководил будущий командир "Мирного" извест ный русский мореплава тель Михаил Лазарев. Возглавил экспедицию Фаддей Беллинсгаузен, он же был капитаном "Востока". "Мирным" командовал Ми хаил Лазарев. Всего в эк спедиции приняли участие 190 человек. Назад не верну лись трое - двое матросов сорвались со снастей, один умер от хронической болезни. 9 января 1820 года шлюп "Мирный" столк нулся с ледовым полем и выбил греф у фор штевня длиною 4 фута. Прочность конструкции и умелое управление вахтен ной службы минимизиро вали ущерб, даже не от крылось течи. Михаил Лазарев мноzое еде.лал для развития морскоzо флота, добившись ezo по.лноzо перевооружения и пере строок.и. Лишь благодаря изуми тельному морскому искус ству Михаила Петровича Лазарева шлюпы ни разу не разлучались за всё время плавания , несмотря на исключи тельно плохие условия ВИДИМОСТИ в антарк тических водах, тём ные ночи и непрерыв ные штормы. Беллин сгаузен, представляя ещё в пути из Порт Жаксона командира "Мирного" к награжде нию, особенно под чёркивал именно это неоценимое качество Михаила Лазарева. 24 июля 1821 года в шесть часов утра ан тарктическая экспе диция отсалютовала Крон штадту, пробыв в плавании 751 день . Государь импе ратор лично нанёс визит на шлюпы и провёл с коман дой несколько часов. У шлюпа удлинили кор мовую часть, дополнитель но обшили корпус дюймо выми досками, прочно за крепив их медными гвоз дями. Корпус тщательно проконопатили, а подвод ную часть, чтобы она не об растала водорослями, по крыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепле ния на случай столкнове ния с льдинами, сосновый руль был заменён дубовым. Ранее поставленный стоя чий такелаж, ванты, штаги и другие снасти , сделанные из низкосортной пеньки, заменили более надёж ными, применяемыми на кораблях военного флота. 27 января (по новому стилю) 1820 года "Восток" и "Мирной" пересекли Юж ный полярный круг, а на следующий день Беллин сгаузен записал в своём дневнике: "Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69°21 '28", долготе 2°14'50" мы встретили льды, кото рые представлялись нам сквозь шедший снег в виде белых облаков". Со шлюпа Лазарева открывшаяся кар тина виделась более ясно: Мореплаватель давал положительную оценку сво ему шлюпу: однотипные "Мирный" и "Благонамерен ный", по его словам, "ока зались впоследствии самы ми удобнейшими из всех прочих как по крепости сво ей, так вместительности и И Беллинсгаузен, и Ла зарев неоднократно сетуют на то обстоятельство, что в состав экспедиции были включены два совершенно разнотипных корабля, зна чительно друг от друга от личающихся по скорости хода. Беллинсгаузен пишет по поводу переименова ния транспорта "Ладога" в шлюп "Мирный": "Невзирая на сие переименование , каждый морской офицер видел, какое должно быть неравенство в ходу с шлю пом "Восток", следователь но, какое будет затрудне ние оставаться им в сое динении и какая от сего долженствовала произойти медленность в плавании". Русская антарктическая экспедиция завершилась полным успехом , став вто рой (после Джеймса Кука), которая обошла всю Ан тарктику. Из 751 дня экспе диции 527 были проведены под парусами , общая про тяжённость маршрута сос тавила 49860 морских миль (86475 вёрст). 20- пушечный трёхмач товый корабль с прямым парусным вооружением был спущен на воду 3 авгус та 1818 года. А уже в июле 1819 года из Кронштадта отправился в первую антар ктическую экспедицию, за дачей которой было до казать или опровергнуть существование Антарктиды. Плавание было ч!tзвычаuно трудным и опасным. Небольшие парусные евянные суда Оы.ли вынуждены ма неврировать вблизи .ль в и аuсберzо~зачастую в тумане. "Встретили матёрый лёд чрезвычайной высоты. Про стирался оный так далеко, как могло только достиг нуть зрение". Эти строки стали первым описанием Антарктиды. покою: один лишь недоста ток против "Востока" и "От крьпия" был ход". И далее: "своим же шлюпом я был очень доволен", и "стоя в Рио-де-Жанейро, капитан Беллинсгаузен почёл за Лазарев выражается бо лее резко: "Для чего посла ны были суда , которые должны всегда держаться вместе, а между прочим такое неравенство в ходу, что один должен беспре станно нести все лисели и через то натруждать ран гоут, пока сопутник его не сёт паруса весьма малые и дожидается? Эту загадку предоставляю тебе самому отгадать, а я не знаю". А загадка разрешалась малой морской опытностью тогдашнего морского ми нистра Траверсе, привед шего сначала Черномор- 127 дней экспедиция на ходилась в широтах выше 60° ю. ш. К берегам Антарк тиды команда подходила 9 раз, в том числе четырежды на расстояние 3-15 км. На карту Антарктики было на несено 28 объектов, обна ружено и поименовано 29 островов в высоких южных широтах и тропиках. Заслуги экипажей рус ских шлюпов "Мирный" и "Восток" давно уже отме чены в истории морепла вания. В память о шлюпе "Мирный" названы полуост ров и берег в Антарктиде, антарктическая научно-ис следовательская станция и даже уступ на Меркурии. Подzотови.ла О.лыа ЧЕРНЫШЕВА. ОТ НИКАКОЙ К ЕДИНОЙ красной вышивкой. Их носили на левом рукаве выше локтя. В 1921 году личный состав РККФ разделили на плавсостав и бере говой состав. Плавсостав состоял из моряков военного флота (военмо ров). К ним относились лица, полу чившие специальное военно-мор ское образование, техническое об разование, соответствующее требо ваниям судовой службы, призван ные и добровольно поступившие на службу в военный флот. А также из моряков плавучих средств флота. В эту категорию входили лица, состо явшие на службе на портовых пла вучих средствах, транспортах, ле доколах и других вспомогательных судах и получившие образование или практическую подготовку сог ласно правилам для торгового флота. 27 октября исполняется 100 лет со дня введения единой формы одежды и знаков различия в РККФ Как известно, после победы Великой Октябрьской социа листической революции все знаки различия были отме нены. В военной форме ещё ходили, но больше потому, что иной одежды достать не могли. Поначалу не было никакой формы и у красноармейцев, разрешалось носить форму войск Российской империи без знаков отличия. Некоторые красноармейцы прикалывали красный бант или носили на папахе красную ленту наискось, надевали красную повязку. А командиры и политработники, как правило, носили кожаные куртки и фуражки. Первый приказ о смене формы был отдан командованием мор ских сил ещё до создания РККА, в апреле 1917 года. Необходимо бы ло избавиться от всех видов на плечных погон (вместо них нашить нарукавные знаки отличия из галу нов), отменить ношение шарфа, середину кокарды закрасить крас ной краской . Таким образом, первоначаль ные изменения касались лишь знаков отличия. 28 января 1918 года был подпи сан Декрет об образовании РККА. Конкурс на разработку формы для Рабоче-крестьянской Красной ар мии объявили в мае 1918 года (приказ 326). 21 мая создали жюри . Одежда должна была быть удоб ной, легкой , демократичной, спор тивно-строгой. дены первые знаки отличия - крас ная звёздочка на головной убор и нагрудный знак. Образец звезды был создан фирмой "Братья Бовд зей" - товариществом, которое из готавливало военно-форменные и гражданские вещи. 27 октября 1921 года приказом РВСР за Nsi 2443 была утверждена первая регламентиро- ванная форма Рабоче крестьянского Красно го флота (РККФ). Для командирского состава она состояла из одно бортных закрытых ки телей (синего суконно го и белого парусиново го) или чёрной тужурки для ношения с белой рубашкой и галстуком . Брюки - чёрные сукон ные или белые полот няные. Фуражка была чёрного сукна с чёрной лентой на околыше, с золотым якорем, обод- по верхним краям обшлагов. При ношении фланелевки в холодное время, поверх рубахи форменной белой, пристежной матросский воротник фланелевки не пристё гивался, а матросский воротник форменки выправлялся наружу. В качестве головного убора была принята бескозырка из чёрного сукна, с чёрной лентой с надписью золотыми буквами и кокардой, аналогичной офицерской. В зимнее время полагался дву бортный чёрный суконный бушлат с отложным воротником. Кроме то го , в зимнее время весь личный состав флота носил чёрную шапку ушанку, летом на тулью фуражек и бескозырок надевался белый чехол. Для комсостава были установ лены знаки должностного положе- Разработкой внешнего вида за нималась группа художников. Сре ди них упоминаются Виктор Васне цов, Борис Кустодиев, Михаил Езу чевский, Сергей Аркадьевский . Но каков вклад каждого из них, оста ётся загадкой до сих пор. ком и колосьями. Форма командноzо состава РККФ. Рядовому и млад- Вообще, информации о "пере одевании" армии и флота крайне мало. Чаще всего муссируются слу хи о том, что форма будёновцев, на пример.была сшита ещё в царское время на фабрике Второва и пред назначалась для парада русской армии в Берлине . Сегодня достоверно известно, что 29 июля 1918 года приказом наркомвоена № 594 были утверж- • • шему начальствующе- му составам полагались синяя фланелевая рубаха, а также белая полотняная форменная рубаха с пришивным матросским воротни ком тёмно-синего цвета (так назы ваемым гюйсом), имеющим по кра ям три белые полоски, которая имела обшлаги того же тёмно-си него цвета, что и гюй с, с тремя аналогичными белыми полосками ния, расположенные на обшлагах обоих рукавов. У имевших военно морское образование знаки пред ставляли собой пятиконечную звезду алого сукна с золотой кай мой и такие же нарукавные полосы различной ширины . Для неком состава были установлены нарукав ные знаки специальностей (всего 30 знаков) в виде чёрного круга с • • Береговой состав РККФ состоял из военморов берегового состава и военно-морских служащих. Знаки различия военморов РККФ нашивались на левом рукаве паль то, тужурки, кителя, суконной (фор менной) рубахи в виде горизонталь- .... ~ - /__..- ' 1 ' l ··- ....... \ 1 * tv ~-"" ных полос красного цвета с окантовкой ЗОЛОТИСТОГО цвета. Различие между уровнем ВОИНСКОЙ должности коман- дного состава оп - ределялось коли- чеством нашивок и их шириной. Над нашивками наши - валась пятиконеч ная красная звез да, окаймлённая ЗОЛОТИСТЫМ кан том . Нарукавные знаки различия ко мандного состава флота строевыхчас- тей, не имеющих военно-морского образования, на чиная от отде ленного командира и выше, уста навливались те, что и в Красной ар мии - треугольники, квадраты и ромбы, но без клапана. Политсостав вместо ДОЛЖНОСТНЫХ знаков НОСИЛ одну звезду 80 мм в диаметре. Подzотови.л Терентиu МИНАКОВ. • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz